Как сделать свою речь смешной

Обновлено: 05.07.2024

Не каждый человек обладает отличным чувством юмора, хорошо то, что этому можно научиться. Остроумие классифицируется по нескольким принципам, описанным ниже.

Ложное противопоставление

Упоминание о ярком румянце несколько сглаживает образ, но уточнение, что румянец на носу, не оставляет героине ни малейшего шанса. Дочитав предложение до конца, наверняка многие оценят попытку автора пошутить. Остап Бендер в своих крылатых фразах часто использовал именно ложное противопоставление. Также псевдоконтраст освоил сатирик Жванецкий, русский писатель Михаил Зощенко и многие другие выдающиеся личности.

Ложное усиление

В этой ситуации принцип работает с точностью до наоборот. Создается впечатление, что концовка подтверждает начало, а на самом деле опровергает его. Для наглядности стоит рассмотреть пример ложного усиления. Когда Гейне попросили высказать свое мнение о некой даме, он сравнил ее с Венерой Милосской, добавив в конце, что госпожа такая же старая и беззубая. Последние слова в корне меняют заложенный смысл, хотя они же являются продолжением этого предложения.

Доведение до абсурда

веселая женщина

Этот принцип заключается в остроумных ответах, которые доводят буквально до абсурда ту или иную мысль собеседника. Это значит, что вначале с нею соглашаются, а затем буквально в двух словах меняют весь смысл всего вышесказанного. Такой способ применяется как в литературных жанрах, так и в различных спорах. Принцип доведение до абсурда широко применяют критики и рецензенты, часто в нем используется гипербола или преувеличение. Чтобы научиться шутить по данному принципу, нужно освоить смешные приемы преувеличения или преуменьшения. Тренироваться можно абсолютно на всем, окружающий многогранный мир этому способствует. Даже в таком деле нужна практика, которая, способствует развитию быстрой реакции и острословия.

Остроумие нелепости

Смешение стилей

Правила построения шутки

  • Не стоит шутить про близких людей, существует риск задеть их чувства, хотя они могут и не подать вида.
  • Не нужно шутить на щекотливые или серьезные темы, касающиеся смерти, болезни и трагедии, не все в этом мире можно превратить в шутку.
  • Примеры из жизни являются хорошим подспорьем для шуток.
  • Не следует переутомлять людей большим количеством шуток. Все хорошо, но в меру – это правило уместно в любой ситуации.
  • Шутка должна быть тонкой, интеллигентной, но не пошлой.
  • Юмор должны понимать все присутствующие, а не отдельная группа людей.
  • Не стоит повторять шутку второй раз, если вы видите, что ее не оценили.
  • Лучше ничего не сказать, чем озвучить то, что может испортить настроение окружающим, а впоследствии и самому оратору.

Чувство юмора развивается в постоянной практике. Стоит отметить, что шутник должен быть позитивно настроен, в противном случае лицо выдаст неискренность намерения пошутить, и будет воспринято окружающими неоднозначно. Душой компании можно стать только в том случае, если шутить в подходящий для этого момент.

Удачная шутка рождается сама собой, она не может быть вымученной, заученной или заранее придуманной. Индивидуальное чувство юмора поддается корректировке, если взять на вооружение некоторые правила:

  • чтение книг талантливых юмористов позволят генерировать шутки самостоятельно;
  • наблюдая за жизнью, можно создать много авторских шуток;
  • юмористические шоу-программы помогут отточить чувство юмора и позаимствовать некоторые идеи.

Юмористы — это позитивные люди, которые практически в любой ситуации стараются пошутить, разрядить накаленную обстановку, минимизировать проблемы. Такие люди располагают к общению, они как батарейки, заряжающие всех вокруг.

Советы, способствующие развитию чувства юмора

Быть остроумным — это целое искусство, которое при желании может освоить любой человек. Люди, уверенные, что не умеют шутить, обманывают себя и окружающих. Самотренировка поможет преодолеть застенчивость, придаст уверенности и вскоре друзья и близкие люди смогут оценить таланты, которые были спрятаны от окружающих. Со временем у человека должен появиться собственный авторский стиль, хотя можно не ограничиваться рамками. Важно, чтобы под рукой всегда находился блокнот для записей, в который начинающий шутник записывал все свои идеи и мысли, зарождающиеся в его творческой голове.

Используя все формы остроумия можно превратиться в доброго и веселого человека, которого будут считать душой компании.


Что делает одного оратора лучше других? Чаще всего это остроумие и юмор. И это то, что мы все хотим достичь — иметь в разговоре долю юмора, чтобы оживить нашу речь. Будь то деловая презентация или тост за праздничным столом — и даже надгробная речь, мы обычно помним того, кто развеселил нас.

Но как этого добиться? Вот пять советов, которые помогут вам добавить веселые моменты в следующий раз, когда вы будете стоять перед аудиторией.

1. Знайте себя.

Как и в продукте, который нужно продавать людям, прежде всего, необходимо создание своего бренда – бренда (стиля) вашего юмора.

Изучайте то, что заставляет вас смеяться и получайте из этого идеи. Оно заставляет вас смеяться, потому что перекликается с вашим чувством юмора. И скорее всего, это те же самые вещи, которые, исходя от вас, будут звучать живо, естественно и смешно.

Учитесь как расслабиться и чувствовать себя комфортно. Чаще всего, вы не используете вашу особенность шутить из-за того что вы нервничаете по поводу выступления. Вы можете заметить, что те, кто может говорить глупости в присутствии толпы — это те, кто не волнуется о присутствии толпы, по крайней мере до определенной степени.

2. Знайте свою аудиторию.

Вы должны понимать: у каждого свой юмор. Разные люди подразумевают разные виды юмора. Вы должны понять и принять: то что смешно для вас, может казаться не смешным человеку рядом с вами. Поэтому вам придется приложить немного усилий.

Вы можете начать строить взаимопонимание, заранее зная, с кем вы будете говорить — родители, студенты, энтузиасты шоу-бизнеса, политические деятели и др. И пользоваться юмором из их сфер деятельности.

Помните, что людям смешно то, что они понимают; то, что они могут представить в своем воображении или уже переживали в прошлом. Проще говоря, вы не можете шутить о бизнесе и финансах с подростками.

3. Выучите один или два трюка.

Выбирайте стиль, который вам действительно нравится, и, который по вашему мнению вы можете исполнить. Существуют различные способы добавить юмор в вашу речь, такие как игра слов, выдумывание слов или сделать неожиданный поворот в конце.

Вы можете читать книги великих ораторов, актеров, высказываний писателей и др. чтобы найти идеи и узнать какой тип юмора уже работает и будет работать для вашей аудитории.

Вы можете также заимствовать идеи и шутки из популярных юмористических шоу — высмеивать то, о чем говорится в новостях. Но будьте осторожны, чтобы не обидеть кого-то из аудитории, или будьте готовы, по крайней мере, принять негативную реакцию.

Еще один вариант “жесткого юмора” — это самокритика. Просто высмеивайте себя, вашу семью или культуру. Вы можете это использовать, когда выступаете на свадьбе вашего двоюродного брата или на вечере встречи выпускников. Но пожалуйста, удостоверьтесь ещё раз, что это принесёт больше веселья, чем вражды.

4. Практика, практика, практика.

Попробуйте использовать пару приемов в разговоре с друзьями. Не говорите, что вы практикуете, чтобы видеть реальную реакцию. В данном случае, я не думаю, что стоит практиковаться перед зеркалом, т.к. это сделает вас застенчивыми перед другими людьми – а это то, от чего мы хотим избавиться (см. № 1).

Тайминг — это то, что может реализовать или разбить ваш план выступления. Поэтому изучайте каким должен быть темп речи; анализируйте, когда и как делать паузу и продолжать разговор.

Все это идёт параллельно с уверенностью в себе. Если вы будете нервничать, это будет видно по вашей быстрой ходьбе по кругу и темпу речи. Вы захотите быстрей оставить свою аудиторию, вместо того чтобы наслаждаться каждой минутой.

5. Не создавайте давления.

Если вы думаете, что это не смешно, то оно, вероятно, так и есть. Вернитесь к номеру 1, и вы, возможно, найдете там ответ. Как правило, это происходит потому что стиль юмора не ваш. Хотя, конечно, бывают случаи, что зал дико смеется, если вы выдали что-то неожиданное. Но это уже другая история. Просто будьте уверены что юмор не может быть принудительным. Это должно прийти естественно.

Также проверяйте номер 2. Некоторые юмористические приемы не дадут толпе того, что они хотят, просто потому, что это понимается ими с трудом, или высказываются не тем людям. Итак, говорите с вашей аудиторией и следите за их реакцией, будьте готовы импровизировать, если вы думаете, что речь идет в тупик.

Последний совет: не вставляйте слишком много шуток. Немного юмора — это хорошо, но целая куча шуток, не сделает речь интересной. Если юмор — это ваш единственный недостаток, то будет лучше использовать его в умеренном количестве.

Конечно, юмор это совсем не то, что можно вымучивать. Шутки получаются лучше, когда рождаются легко, спонтанно. Но мне лично показались полезными приемы, привиденные в статье ниже.

Возможно, кому-то, кто как и я только подступается к этому непростому жанру, они тоже пригодятся)

(Далее идет нагло стыренный текст)

Приемов создания смешного довольно много. Но большинство шуток созданы по этим основным приемам юмора:

1.Ирония. Ее построить несложно. Это делается следующим образом. Достаточно сделать вывод или оценить что-то словами, которые были бы контрастны к словам, напрашивающимся в данном контексте. Т.е. даем прямо противоположную оценку.

Примеры:

Сказать лодырю: – Да ты заслуженный герой труда, трудоголик, работаешь не покладая рук.

Человеку, который пьет и курит – Ведешь здоровый образ жизни?

2. Двусмысленность. Комичность построена на использовании слов с несколькими (больше одного) значениями. Алгоритм простой:
1) заметили слово, у которого есть еще значения
2) выбрали значение отличное от предыдущего и подходящее для данного случая
3) употребили.

3. Скачок. Скачок от характеристик, объединенных общим признаком, к характеристике ничего общего с предыдущими не имеющей. Прием создается так: достаточно при перечислении родственных понятий, добавить к этой группе неродственное понятие, далекое.

Примеры:

Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам (оттуда же).

Диалог двух подруг:
— Что для тебя самое главное в свидании с мужчиной?
— Три вещи.
— Какие?
— Во-первых, чтобы я испытывала страсть к этому мужчине. Во-вторых, чтобы все происходило в красивой романтичной обстановке. И в-третьих, чтобы муж ничего не узнал.

4. Причина. Объяснение причины какого-то события. Причина берется как правило из другого, далекого контекста, из другой реальности. Объяснение новой причиной, по которой что-то произошло, а не правильной, порождает комический эффект.

Примеры:

Учитель спрашивает Вовочку:
– Почему у тебя такие же ошибки как у твоей соседки по парте?
Вовочка:
– У нас же учительница одна!

5. Замещение ожидания. Большинство шуток – это и есть замещение ожидания. Мы как бы юмором обманываем мозг нашей аудитории. В хорошем смысле.
Этот прием выполняется в 2 шага.
1) Всеми способами у собеседника создается ожидание наступления какого-либо события.
2) Ожидание замещается другим исходом.

Примеры:

Начальник хочет, чтобы мы работали за троих. Хорошо еще, что нас пятеро

Наша планета на 30% состоит из суши. Остальное — сакэ.

Примеры:

Не посещайте бордели. Сверх необходимого.

Шла ночью по улице. Оглянулась - мужик. Я бежать. Не догнала

Прогулялся сегодня по улице. Как же много красивых девушек. Дома сидит

7. Сравнение несравнимого. В жизни мы постоянно кого-то с кем-то сравниваем. Мы привыкли к тому, что сравнивают однотипные объекты: людей с людьми, бытовые приборы с бытовыми приборами и т.п. А вот если сравнить принципиально несравнимые объекты, лежащие в далеких сферах друг от друга – это кажется неожиданным, возникает абсурд и комический эффект.

Примеры:

Жизнь – как рояль: клавиша белая, клавиша черная… крышка.

Мне моя жизнь дорога как память

Для меня девушки как латышский алфавит. Слава богу согласных больше

8. Деконструкция цитат и клише. Чтобы создать юмор, можно еще частично изменять цитаты и выражения, т.е. деконструировать их.

Примеры:

Закрой рот с той стороны.

Не боги горшки наполняют.

9. Параллелизм. В основе приема лежит принцип параллелизма. Т.е. 2 части выражения, или 2 выражения между собой сходны по структуре.

Примеры:

Бог выдумал сон, а дьявол – будильник.

Увести чужую жену несложно. Сложно вернуть ее обратно.

Сомнительно, чтобы нас хоть раз посещал космический разум, зато, без сомнения, регулярно посещает вселенская глупость.

10. Противоречие. Это два взаимоисключающих события или утверждения сделанных в одном и том же месте, в одно и то же время. Способ создания: берутся два противоречивых понятия и соединяются в одном предложении.

Примеры:

Индивидуальный подход ко всем одинаков.

Расизм он как негр: его не должно быть.

11. Два контекста. Нужно увидеть один и тот же предмет (название, слово, событие) из разных реальностей, из разных контекстов.

Примеры:

Кому-то дома есть нечего, а у кого-то и домработница ворует.

12. Намек. Позволяет говорящему передать смысл высказывания не напрямую, а косвенно. Причем размытые неявные высказывания, вроде бы скрывающие главные смысл, напротив только оголяют, обостряют его.

Примеры:

Из новостей. Вчера в городе Захолуйске прошел марш протеста некрасивых женщин против установленного мэрией сухого закона.

Жена мужу:
— Вот возьму и напишу у себя на кровати, что ты дурак. Пусть весь город знает.

13. Остроумие нелепости. Заложено в самой ситуации, противоречащей здравому смыслу и повседневному опыту. Доведение до абсурда. Смешной бред

Примеры:

И тогда он взял нож и застрелился.

Аренда пляжных зонтиков — ночью скидка 10%.

14. Метафоры. Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии

(К сожалению примеров нет, но, думаю, все знают, как выглядит метафора)

15. Simple truth. Технология построения шутки: Проанализируйте предложение. Отбросьте значение, которое напрашивается в контексте. И используйте слова буквально. Смотреть на все как ребенок. Буквальное понимание слов, фраз.

Примеры:

— Спорим, я могу сказать все столицы мира менее, чем за 30 сек?
— Ну давай.
— Все столицы мира менее чем за 30 сек

Такой вот получился список. Разумеется, у писателя приемов еще больше: юмористическая проза не ограничивается короткими шутками. Можно поставить героев в нелепую ситуацию, описать знакомый предмет с новой необычной точки зрения и т.д. В общем, фантазии есть где разгуляться!

Пару раз тему смеха мы уже затрагивали. В первой статье перевели интервью с Диланом Мораном, в котором он рассказывает о том, как шутить, как рассказывать смешно и чего юмор касаться не должен. Во второй говорим о четырех основных правилах написания комедийных сценариев. А тут поговорим о некоторых хитростях и лайфхаках и о том, можно ли научиться шутить или с этим надо родиться.

Наверняка не раз замечали эти странные моменты: рассказывают тебе анекдот - тебе смешно, всем вокруг смешно, хохот стоит минут десять, слезы, всхлипы - весь этот магический и неостановимый процесс смехообразования. Думаешь провернуть этот трюк в другой компании, рассказываешь тот же анекдот - и что? Пара смешков в ответ, мол, молодец, постарался, мы оценили.

Почему так получается - вопрос к психологам, это секреты человеческой эмпатии и харизмы. Главный вопрос в том, можно ли этому научиться?

Мы вот уверены, что да. Давайте разберем пару моментов - над чем и как работать, чтобы получались не сборники глупых анекдотов, а действительно смешные сценарии.

Первое и самое главное правило - не пытаться шутить. Странный совет, но да, чтобы шутить - не надо пыжиться, достаточно просто РАССКАЗЫВАТЬ. А вот уже в рассказе использовать всякие штучки-хитрости.

Первая хитрость: элемент неожиданности.
Да, люди очень часто смеются, если происходит что-то неожиданное. Нелогичная концовка, быстрый и непонятный перескок с темы на тему, курьезный исход ситуации - все может быть смешным.

Помотрите хороший стендап (хороший стендап - это что-то вроде Кауфмана или Морана). Зал разрывается от хохота, когда Кауфман перебивает себя и радостно, очень ребячески-задорно говорит: “Ой, слушайте, я ж совсем забыл спеть вам песню, которую поют на островах каспийского моря во время жатвы!”

Выискивайте эти неожиданные моменты, смотрите, где это сделано случайно, а где - специально. Одним словом - анализируйте. И прикидывайте, как можно использовать этот прием в сценарии.

Без шуток - изучите шутки.
Тем, у кого внутреннее чутье и талант смешить людей, читать это забавно. Точно так же, как тем, у кого абсолютный музыкальный слух, было бы непонятно, зачем люди гундосят по три часа протяжные ноты, пытаясь этот самый слух развить. Но развивают же. Потому что человек может все развивать, на что он физически способен (и даже чуть больше).

Так вот. Вы можете быть сколько угодно талантливым и смешным, но если вы собрались подходить к юмору профессионально, будьте добры изучить теорию - читайте статьи и книги на эту тему, смотрите видео. Хотя бы для того, чтобы когда вы будете снимать свой первый ситком не чувствовать себя случайно проходившим мимо сценарной мастерской, когда вокруг вас заговорят о сетапах и панчлайнах. Одним словом - изучайте.


Цитата одного из сценаристов, работающих над комедийным шоу

Придумывайте шутки, пока не начнет тошнить от шуток.
Знаете, сколько шуток придумывают сценаристы во время рабочего дня?
Не просто больше, чем хотелось бы. Еще больше.

Тут просто расскажем историю о Бене Шварце - комике. Ежедневно он выбирал из новостной ленты самые странные и абсурдные заголовки, брал их за основу и писал по 15-20 шуток. В день. И отправлял штатным сценаристам. Занимался он этим года три, за три года в эфир вышла ровно 21 шутка (и посчитайте, сколько НЕ вышло). Причем ладно бы, он сел, расстроился бы и перестал работать в этом направлении. Из неудачных шуток он слепил очень и очень удачный блог!

Тут еще такой момент: можно говорить о вдохновении и о том, что шутка не будет живой и такой крутой, если ее специально придумывать, а не выдать на волне подъема в нужное время в нужном месте. Да, это правда, но если мы говорим о вечере с друзьями за бокалом вина - это одно. А если вы хотите писать ситкомы - будьте добры, возьмите в привычку придумывать шутки ежедневно после чистки зубов. Одним словом - практикуйтесь!

Стиль.
Да, есть такое - у каждого стендапера, например, есть определенный стиль. Сюжетный юмор, черный, сухой, интеллектуальный, гиперболистичекий - их тьма всяких разных. Все было бы просто, если бы вы были стендапером. Но вы, судя по всему, сценарист, поэтому шутить вам придется не только и не столько от своего лица. Тут придется попотеть, но с юмористической стилистикой придется разобраться. Помните, что неубедительно рассказанные шутки = несмешные шутки. Одним словом - изучайте.

Продумайте историю.
Шутки шутками, но они вовсе не спасут и не вытянут сценарий с посредственной историей. Не делайте скидку на то, что это комедия, мол, серьезного отношения к ней ждать не стоит. А ВОТ И НЕТ!

Любой сценарий - это в первую очередь мощная сюжетная линия. Комедийный сценарий не исключение, поэтому поначалу - шутки в сторону. Просто пишите. Вишенку на тортик добавить несложно.

Не изобретайте велосипед.
Чаще всего нужное вам - оно вот рядом. Это не цитата из философского паблика в контакте. Это ж концентрация правды!

Не надо изобретать и придумывать смешные ситуации - рассказывайте их. Подглядывайте их. Ищите их в повседневной жизни. В людях с бОльшей вероятностью отзовется то, что они испытывали сами - самоирония классная штука! Ваша главная задача заключается в том, чтобы быть максимально правдоподобным и чтобы в конце все сказали: “Черт возьми, да ведь так все и есть!”

Используйте метафоры и сравнения.
Они должны быть максимально простыми, очень открытыми, немного по-детски наивными, но должны очень-очень хорошо ощущаться. Почитайте Керуака и Буковски - сравнения не всегда смешные, но очень точные и очень неординарные.

Ну и напоследок самый простой и очень верный совет: не будьте как кто-то. Будьте как вы, говорите как вы, шутите как вы. Простота, честность и открытость - вот рецепт. Действуйте!

Если действовать уже готовы - вэлкам на курс комедии, довольно-таки скоро стартует новый поток!

Читайте также: