Как сделать свой урок современным

Обновлено: 07.07.2024

Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

Меня интересует история еще и потому, что мне нравится узнавать о чем-то необычном и новом. В разные времена люди жили по-разному. Иначе мыслили, верили и даже говорили. У них не было наших высотных домов и техники, какой мы сейчас пользуемся.

Знание прошлого помогает ближе познакомиться с традициями различных народов. Интересно узнавать про традиции древних стран. Например, египетский Фараон никогда не показывал свои волосы и носил специальный головной убор. А вот древние греки огромное внимание уделяли жертвоприношению.

Меня очень привлекает в истории период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я горжусь своими предками, которые совершили бесценный поступок: не боялись за свои жизни, а боролись за Родину и будущее людей. Столько людей полегли на полях ради того, чтобы их потомки жили под мирным голубым небом.

Также, история очень много рассказывает о людях и их поступках. Из нее мы узнаем о великих победах и печальных поражениях. Этот предмет учит логически мыслить и рассуждать. Изучая историю, можно найти ошибку даже в планах великих полководцев! К примеру, Наполеон, нападая на Россию, не взял в учет морозы, не дал своим воинам теплой одежды и обуви, из-за чего и проиграл войну.

Бесспорно, урок истории стал моим любимым еще и из-за преподавателя. Наш учитель никогда не заставляет нас просто читать учебник и писать конспекты. Каждый урок он придумывает увлекательные игры, чтобы нам было проще усвоить информацию и не было скучно. Домашние задания у нас тоже необычные: составление кроссвордов, загадок и прочие увлекательные занятия.

Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать историю всего мира. Зная историю, мы можем учиться на ошибках предков и равняться на их великие достижения.

История – это не только предмет; это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь однажды мы тоже станем лишь историей, и школьники будущего будут читать о нас в книгах, как мы читаем про Ленина, Сталина и других великих людях.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

Групповые занятия

Групповые занятия обычно подразумевают состязание или работу в команде. Такой тип занятий рекомендуется для продвинутого уровня. Примером интересного урока в этом случае может быть театральное соревнование, где каждая группа выбирает для себя пьесу или ее фрагмент.

Каждая группа должна сделать свои костюмы и максимально творчески подойти к декорациям и воплощению сюжета. Вы можете предложить конкретную тему, например, Хэллоуин, произведения Шекспира или даже телесериал.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Вид с другой стороны двери. Открывается дверь, на пороге ученик в костюме Супермена. В кадре только он.

ГОЛОС УЧИТЕЛЯ: Сидоров. Что это за маскарад. Во что ты одет. Мало того, что опоздал, так еще и выглядишь как клоун! Ну почему ни я, ни твои одноклассники так не ходят.

Камера разворачивается. Учитель и все ученики в костюмах смешариков.

Секрет хорошего урока

Прогресс — это то, что происходит и измеряется с течением времени. Обучение — это то, что должно быть на каждом уроке. А хорошие уроки — это что? Секрет их кроется в правильном планировании, рефлексии, восприимчивости и устойчивости учителя. Давайте рассмотрим каждый ингредиент:

  • Планирование. Урок должен быть запланирован так, чтобы допущенные пробелы в обучении можно было заполнить. А проявиться они могут лишь в конце предыдущего урока, поэтому планированием нужно заниматься заранее, учитывая прогресс и то, что усвоить не получилось.
  • Саморефлексия учителя заключается в том, чтобы суметь адаптировать свои уроки. Это значит, когда все не очень хорошо, необходимо внести определенные изменения в следующий план. Выдающиеся учителя, как рассудительные люди, знают, что они не имеют ответы на все вопросы и готовы учиться на своих ошибках, а также у своих коллег.
  • Восприимчивость. Важно учитывать и чувствовать динамику в классе. Важно быстро отреагировать, когда темп урока колеблется, внимание учеников рассеивается, задания являются непосильными и требуется помощь.
  • Устойчивость к негативным факторам. Нельзя позволить неудачам и негативным эмоциям одержать верх. Все неприятности обязательно нужно преодолеть и идти дальше, став при этом еще сильнее. Этому же нужно учить детей.

Эффективные уроки — это хорошо спланированные уроки

Существуют различные стратегии обучения для составления эффективного плана урока. Во-первых, должна присутствовать достижимая и объективная цель, которую нужно на доступном языке донести до учащихся.

Во-вторых, стоит смоделировать свои ожидания. Например, если вы запланировали научный эксперимент, первое, что нужно будет сделать, это показать школьникам, как правильно использовать материалы, а также рассказать им о последствиях неправильного применения.

В-третьих, нужно активно вовлекать детей в процесс обучения, ученики должны не только присутствовать, но и участвовать. Здесь можно использовать методы кооперативного обучения.

В-четвертых, нужно самому учителю быть активным и мобильным. Пока дети заняты применением навыков на практике, важно перемещаться по классной комнате, чтобы убедиться, что все вовлечены в процесс, задавать такие вопросы, которые помогут убедиться в правильности понимания той или иной темы.

И в-пятых, нужно обязательно хвалить за хорошее поведение и трудолюбие. Хороший урок — это время, проведенное не только с пользой, но и с удовольствием.

Важные составляющие современного урока

Можно выделить 6 элементов выдающегося урока:

  1. Четкие цели и задачи для каждого класса. Причине не важны — важен результат. На это и должен быть нацелен главный фокус урока. Это означает, что учитель должен еще в начале занятия знать, какой будет концовка.
  2. Веселая и мотивирующая атмосфера. Хорошие уроки — это то комфортное состояние, которое даже спустя годы будет напоминать о счастливом времени, проведенном в школе. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация будет всегда на высоком уровне.
  3. Фокус на активность учащегося. Современные уроки — это не монотонные лекции, 80% всего говорения — это речь обучаемых (особенно это касается уроков иностранного языка), а оставшиеся 20% — для учителя. Каждый ученик, по возможности, должен быть услышан, учителю стоит лишь правильно настроить этот процесс.
  4. Четкая связь между уроком и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами классной комнаты. Это поможет оставаться мотивированным и воодушевленным.
  5. Немедленное исправление. Ошибаться не плохо, плохо совершать снова и снова одни и те же ошибки.
  6. Вдохновляющий учитель. Как можно прогрессировать, если ваш наставник не вдохновляет вас? Учитель должен быть динамичным, позитивным, гибким, он должен быть на одной волне с теми, кого он учит.

Смешные короткие шутки про школу

Фото — фотобанк Лори

Какой он, современный урок?

Демократичный вид урока — это когда дети не боятся высказывать свое мнение, не испытывают страх перед чем-то новым, это процесс, который проходит одинаково комфортно как для ученика, так и для учителя.

Огромное влияние на процесс обучения оказывают образовательные программы, новые учебно-методические комплексы, разнообразные дидактические, наглядные и раздаточные материалы, информационные технологии. Все это дает массу возможностей для построения занятия в более интересной, яркой и насыщенной манере. Современный урок призван обеспечить развитие и воспитания личности, которая будет востребована в обществе. Это совершенно новый, но одновременно не теряющий своей связи с прошлым, актуальный урок, где применяются новые формы методы и подходы, которые имеют непосредственное отношение к человеку, живущему в XXI веке.

Существует масса приемов, которые помогают увлечь детей и заинтересовать их уроком. Расскажу о некоторых из них.

Приемы "для затравки", то есть для начала урока

Первые две-три минуты всегда очень важны. Они задают тон всему последующему занятию, поэтому детей надо чем-то удивить.

Хорошо работает прием "Отсроченная загадка" . В самом начале дайте ученикам загадку или какой-то необычный факт и скажите, что ключ к этой загадке они найдут во время урока при работе над новым материалом.

Например, на уроке русского языка при изучении гласных, обозначающих два звука, можно сначала предложить ученикам проанализировать словообразовательные пары: пастух - пастушка, клоун - клоунесса, король - королева, - и выяснить, что все слова женского рода здесь образованы суффиксальным способом. А затем задать такую пару: слово "колдунья" образовано от слова "колдун". А каким способом? (Потом, узнав о звуке j (йот), который скрывается в гласных Е, Ё, Ю, Я, И, дети поймут, что в слове "колдунья" есть суффикс "Й", прячущийся в букве Я). Для них это будет открытием.

Приемы для изучения нового

Для объяснения нового материала можно использовать прием "Лови ошибку" . Учитель заранее дает установку, что при объяснении им будет допущена ошибка (или ошибки). Задача учеников - найти эту ошибку.

Например, при объяснении правописания одной и двух Н в прилагательных в качестве примера на суффикс -енн- можно привести слово "ветреный". Потом учитель просит детей прочитать правило в учебнике и составить схему (таблицу). Именно тогда ошибка может быть обнаружена, ведь "ветреный" - это исключение. В этом есть элемент соревновательности. Каждому захочется найти ошибку первым. А если за это будет обещана пятерка, то работать будет даже самый ленивый.

Приемы для закрепления

На этапе закрепления можно использовать прием "Почини цепочку" . Ученикам предлагается восстановить логическую связь между предложенными действиями или явлениями, написанными на листе или отдельных карточках. Эту работу хорошо выполнять в парах или группах.

Например, после изучения правил слитного и раздельно написания НЕ с причастиями даем группам наборы карточек с названиями действий, которые нужно выполнить при применении этого правила. Ученикам следует восстановить последовательность алгоритма и записать его в тетради.

Приемы для того, чтобы домашнее задание сделать интересным

Домашнее задание можно также предложить детям необычным способом. Например, устраиваем ДЗ-аукцион , на котором ученики могут "купить" себе подходящее задание за свои знания, полученные на уроке (это заодно и рефлексия). Также домашку можно "разыграть" в виде ДЗ-лотереи или устроить своеобразную ДЗ-почту .

Всего несколько приемов - и ваш урок заиграет другими красками. Пусть останутся и работа с параграфом, и решение задачек, и чтение по цепочке, но пара-тройка ярких моментов помогут активизировать интерес и внимание учеников.

shutterstock_1415101343.jpg

Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.

1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим

На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.

Россия в мире. 11 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник дает представление о месте России в мире, об основных событиях отечественной и мировой истории ХХ — начала XXI в. Он поможет школьникам научиться анализировать явления прошлого, сравнивать особенности исторического пути России и других стран, познакомит с новыми для них источниками и мнениями ученых. Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.

2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам

3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания

Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.

Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.

Интересный урок — залог успеха ученика

Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным.

Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое белорусское учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.

Начало урока может быть таким:

Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…

ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.

БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.

Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.

Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным. Ученикам старших классов в отличие от восьмиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Но все учащиеся хотят получить хорошие знания, видят учителя как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ЦТ.

А теперь мнение педагогов школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. На методическом совете руководителям МО, было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя.

«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал, умело организует и управляет учебным процессом, использует все возможности для развития личности ученика.

«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.

«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.

Современный урок - это часть темы. Это педагогическое произведение. Он должен отличаться целостностью частей, единой логикой деятельности учителя и учащихся.

Требования к современному уроку

1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся

Выяснить с каким багажом знаний учащиеся пришли на урок: повторить материал необходимый на уроке, провести интеллектуальную разминку

2. Постановка цели урока перед учащимися

Цели учителя не предъявляются ученику, но учитель делает так, чтобы они достигались. Цель формулируется для ребенка

3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока

Наивысшую ценность представляют методы развития познавательного интереса, неожиданность, создание ситуации успеха, новизны, учебные дискуссии, познавательные игры

4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания

Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки к предмету. Формирование надпредметных умений, обслуживающих все предметы. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска

5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.

Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работ, а обученность учащихся и достижение целей урока

6. Подведение итогов урока по достижению цели

Хотелось бы еще добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.

Сейчас мы с вами определим эффективность трех из возможных этапов комбинированного урока

Предлагаю так хорошо известные и повсеместно встречающиеся эпизоды школьных будней, к сожалению, и в нашей школе определить на эффективность

Этап 1. Организационный

— В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (. ). 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради с домаш­ним заданием, раздаем тетради с оценками, на проявление интереса к получаемой оценке прибавим еще 3—4 минуты. Итого — 13 —14 минут.

Организационный эффект 0, а затраты временных ре­сурсов составляют 28—30 % от реального времени урока.

Этап 2. Проверка домашнего задания

Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную рабо­ту по материалу домашнего задания.

Встречные вопросы детей:

А оценки за предыдущую самостоятельную?

Когда проверю, тогда и скажу.

Обучающий эффект 0, поскольку дети не имеют воз­можности проверить правильность своих учебных действий, ведь результаты предыдущей работы еще не ясны, а результаты этой работы будут им известны позднее.

Этап 2. Проверка домашнего задания

Итого 15 минут, при этом обучающий эффект будет порядка 20 % (из расчета на шестерых учащихся из 30), а для остальных, чье внимание этим этапом урока не потревожено, — 0. Так что КПД этого этапа не будет больше 60 %.

Этап 3. Информация о домашнем задании

Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели. Это вам как самостоятельное опережающее изучение. Упражнения такие-то, такие-то. Пись­менно! Я проверю!

Итого — 1 минута.

Кто посчитал при этом временные затраты детей, которые вечером другого дня, перезваниваясь по телефону, уточняют параграфы и упражнения; затем читают новый текст. Обучающий эффект такой «самостоятельности конечно имеет место, но затрачиваются силы, время, внимание, рас­трачивается интерес, а эффективность обучения, к сожалению, не имеет даже тенден­ции к повышению.

Эффективность — дающий эффект, действенный. В области педагогики под эффективностью подразумевают конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться на практике.

Читайте также: