Как сделать свет на мотоцикл урал

Обновлено: 05.07.2024


Электрооборудование мотоцикла состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных устройств и электрической сети. Оно обеспечивает зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, освещение, звуковую и световую сигнализацию.

Электрическая сеть, которая состоит из проводов низкого напряжения, сделана по однопроводной системе, т.е. от источников электрической энергии к пользователям подведено по одному проводу от положительных полюсов аккумуляторной батареи и генератора, функции второго провода выполняет рама, а также металлические части мотоцикла.

Для контроля работы генератора и реле-регулятора используется красный фонарь ПД20-Е. Гашение лампы после запуска двигателя, свидетельствует об исправности генератора и реле-регулятора.

На мотоциклах "Днепр" и "Урал" установлены лампы контроля аварийного давления масла, нейтрали, поворотов, включения дальнего света. Как источник тока на моделях мотоциклов с шестивольтным напряжением "Днепр" и "Урал" используется генератор Г-414 и аккумуляторная батарея ЗМТ12, на моделях с 12-ти вольтовым напряжением применяется генератор Г-424 и две

аккумуляторные батареи ЗМТ-6 или одна 6МТС-


Рис. 6.1. Схема электрооборудования мотоцикла К-650 "Днепр": 1 - лампа дальнего и ближнего света А6-32+32; 2 - ключ; 3 - предохранитель 15 А; 4 - фонарь контрольной лампы ПД-20; 5 -контрольная лампа датчика аварийного давления масла А6-1; 6 - центральный переключатель; 7 -датчик аварийного давления масла; 8 - наконечник свечи; 9 - свеча зажигания; 10 - катушка зажигания Б201; 11 - лампа переднего фонаря коляски А6-2; 12 - передний фонарь коляски ПФ-200; 13 - сигнал звуковой С-37А; 14 - соединитель проводов; 15 - лампа стоп-сигнала А6-15; 16 -лампа заднего габаритного света А6-3; 17 - задний габаритный фонарь коляски; 18 - задний фонарь ФП-230; 19 - выключатель сигнала торможения; 20 - реле-регулятор РР302; 21 -генератор Г-414; 22 - прерыватель-распределитель ПМ302; 23 - аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 24 - кнопка звукового сигнала; 25 - рычажок опережения зажигания; 26 - лампа подсветки спидометра А6-2;
27 - контрольная лампа работы генератора А6-0,25; 28 - переключатель дальнего и стояночного света; 29 - лампа стояночного света А6-2


Рис. 6.2. Схема электрооборудования мотоцикла К-650 "Днепр" с двухвыводной катушкой зажигания: 1 - лампа дальнего и ближнего света А6-32+32; 2 - ключ; 3 - предохранитель 15 А; 4 -фонарь контрольной лампы ПД-20; 5 - контрольная лампа датчика аварийного давления масла A6-1; 6 - центральный переключатель; 7 - датчик аварийного давления масла; 8 - наконечник свечи; 9 - свеча зажигания; 10 - прерыватель- распределитель ПМ05; 11 - лампа переднего фонаря коляски А6-2; 12 - передний фонарь коляски ПФ-200; 13 - сигнал звуковой С-37 А; 14 -соединитель проводов; 15 - лампа стоп-сигнала А6-15; 16- лампа заднего габаритного света А6-3; 17 - задний габаритный фонарь коляски; 18 - задний фонарь ФП-230; 19 - выключатель сигнала торможения; 20 - реле-регулятор РР302; 21 - генератор Г-414; 22 - катушка зажигания Б2-Б; 23 -аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 24 - кнопка звукового сигнала; 25 - переключатель дальнего и ближнего света; 26 - лампа подсветки спидометра А6-2; 27 -контрольная лампа работы генератора А6-0,25; 28 - лампа стояночного света А6-2


Рис. 6.3. Схема электрооборудования мотоцикла МТ9: 1 - лампа дальнего и ближнего света А6-32+32; 2 -лампа A6-15; 3 - фонарь-указатель поворота УП-223; 4 - ключ зажигания; 5 - предохранитель 15 А; 6 - фонарь контрольной лампы ПД-20; 7 - контрольная лампа датчика аварийного давления масла А6-1; 8 - датчик аварийного давления масла ММ106А; 9 -центральный переключатель; 10 - соединитель проводов; 11 - переключатель поворотов П25; 12 - лампа А6-3;
13 - передний фонарь коляски ПФ-232; 14-наконечник свечи; 15 - свеча зажигания А8У; 16-прерыватель-распределитель ПМ05; 17-катушка зажигания Б2-Б; 18 - сигнал звуковой С-37А; 19 - задний фонарь коляски ФП219; 20 - лампа A6-21 +3; 21 - выключатель сигнала торможения ВК854; 22 - задний фонарь мотоцикла ФП-217; 23 - реле-регулятор РР-302; 24 - генератор постоянного тока Г-414; 25 - аккумуляторная батарея ЗМТ-12; 26 - лампа подсветки спидометра А6-2; 27 - кнопка звукового сигнала; 28 - реле-прерыватель указателя поворотов РС419; 29 - рычаг регулировки угла опережения зажигания; 30 - датчик нейтрали (пробка контакта); 31 - трос переключателя света; 32 - фонарь контрольной лампы ПД-20Г; 33 - лампа-сигнализатор нейтрального положения рычага переключения передач A6-1; 34 - переключатель света П45; 35 -контрольная лампа включения генератора А6-0,25; 36 -лампа стояночного света А6-2; 37 - фара ФГ-116;
цвета проводов: I - черный; II - белый; III - красный; IV - зеленый; V -коричневый; VI - желтый; VII - голубой; VIII - фиолетовый; IX - серый




Рис. 6.6. Схема электрооборудования мотоцикла "Днепр-11": 1 - указатель поворотов 162 3726;
2 - лампа А12-21-3,3; 3 - фонарь ПФ232В бокового прицепа передний; 4 - лампа А 12-21+6;
5 - переключатель 171 3709; 6 - пробка контакта; 7 -датчик ММ 126 аварийного давления масла;
8 - выключатель ВК854Б; 9 - провод "выключатель 46 3710 - "масса" регулятора напряжения 33 3702; 10 - фонарь бокового прицепа задний ФП219В; 11- фонарь ПД20Д контрольной лампы указателя поворотов; 12 - фонарь ПД20Д контрольной лампы датчика нейтрали;
13 -фонарь ПД20Е контрольной лампы аварийного давления масла, 14 - прерыватель указателей поворота РС427; 15 - блок предохранителей ПРИМ; 16 - регулятор напряжения 33 3702;
17 - провод "минус" аккумулятора - выключатель 46 3710; 18 - указатель поворотов 163 3726; 19 - аккумуляторная батарея 6МТС9; 20 - панель приборов; 21 - генератор Г424;
22 - наконечник помехоподавительный А14; 23- патрон ПП 1-200 ламп; 24 -фонарь задний 171 3716; 25 - лампа А12-5; 26 -фара ФГ137Б; 27 -лампа А12-45+40; 28 лампа А12-4;
29 - фонарь ПД20М контрольной лампы дальнего света; 30 - фонарь ПД20Е контрольной лампы работы генератора; 31 - замок зажигания 141 3704; 32 - переключатель 181 3709; 33 - сигнал звуковой С205Б; 34 - провод "катушка зажигания прерыватель; 35 - катушка зажигания Б204; 36 -свеча зажигания А14В; 37 - прерыватель ПМ302А; 38 - провод высокого напряжения;
39 - спидометр; 40 - выключатель стоп-сигнала ручного тормоза 13 3720; 41 - лампа А12-8;
42 - выключатель 46 3710; 43 - лампа А12- 1; 44 - предохранитель ПРИ 9Б-210;
цвета проводов: г - голубой; ж - желтый; з - зеленый; к - красный; кч - коричневый; о - оранжевый;
с - серый; ф - фиолетовый; ч - черный


Рис. 6.7. Схема электрооборудования мотоциклов "Урал" М62, М63, М66:
I - переключатель указателей поворотов П-201; 2 -правые указатели поворотов с лампами А6-15 на мотоцикле-одиночке; 3 - соединительная колодка; 4 -лампа головного света фары А6-32+32;
5 - лампа стояночного света фары А6-2; 6 - реле-прерыватель указателей поворотов;
7 -левые указатели поворотов с лампами с А6-15; 8 - звуковой сигнал С-37А; 9 - переключатель света с кнопкой звукового сигнала П-200; 10 - лампа подсвета шкалы спидометра А6-2;
II -предохранители 15A; 12-центральный переключатель; 13 - генератор Г-414; 14 - контрольная лампа работы генератора А6-0,25; 15 - реле-регулятор РР-302А; 16 - катушка зажигания Б201;
17 - прерыватель ПМ302; 18 - правые указатели поворотов с лампами А6-15 (на коляске);
19 - передний габаритный фонарь на коляске с лампой А6-2; 20 - лампы стоп-сигнала А6-15;
21 - задние габаритные лампы А6-22; 22 - аккумулятор ЗМТ-6; 23 - включатель стоп-сигнала; 24 -контрольная лампа аварийного давления масла А6-2; 25 - датчик давления масла (указателями поворотов оснащены только "Урал" М66).



Рис. 6.9. Схема электрооборудования мотоциклов "Урал" ИМЗ-3.103-10, ИМЗ-8.103-30, ИМ3-8.103-40 и ИМЗ-8.123:
1 - аварийный выключатель зажигания; 2 -переключатель "день-ночь"; 3 - колодки штекерных разъемов; 4 - включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 5 - реле-прерыватель указателей поворотов; 6 - блок плавких предохранителей; 7 контрольная лампа нейтрали в коробке передач А-12-1 (зеленая); 8 - контрольная лампа указателей поворотов А12-1 (оранжевая); 9 - лампы А12-1 подсветки шкалы спидометра; 10-лампа головного света фары А12-45+40; 11 - лампа габаритного (стояночного) света в фаре А12-4; 12 - указатели поворота левые с лампами А12-21;
13 - контрольная лампа дальнего света А12-1 (синяя); 14 - контрольная лампа работы генератора А12-1 (красная); 15 -замок зажигания; 16 - переключатель указателей поворотов;
17 - переключатель света; 18 - указатели поворотов правые (на коляске) с лампами А12-21;
19 - лампа габаритного (стояночного) света на коляске передняя А12-5; 20 - двух нитевая лампа заднего габаритного света и стоп-сигнала А12-21+5; 21 - реле-регулятор РР-330; 22 - включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 23 - выключатель "массы"; 24 - включатель контрольной лампы нейтрали; 25 - звуковой сигнал С-304; 26 - катушка зажигания Б204; 27 - генератор Г-424 с выпрямителем; 28 - прерыватель ПМ302А; 29 - кнопка звукового сигнала; 30 - лампа AI2-21 стоп-сигнала; 31 - лампа A12-5 заднего габаритного (стояночного) света; 32 - аккумуляторная батарея 6МТС-9 (или две батареи ЗМТ-6); 33 - коммутатор бесконтактной электронной системы зажигания (БЭСЗ); 34 - датчик БЭСЗ; 35 - электронный регулятор напряжения 33 3702;
36 - указатели поворотов правые на мотоцикле-одиночке с лампами А12-21

С этого пожалуй следует начинать работу с электроникой мото-техники. Очень часто байк даже не нуждается в установке дополнительного освещения. Для этого можно прибегнуть к разного рода хитростям, включая совершенствование начинки фар, а также установку более мощных и современных ламп накаливания, светодиодов, т.п.

Самое простое что можно сделать, совершенствуя свет мотоцикла Минск, , Урал или Мт, к примеру, это вытереть стекло фары, дабы последнее было максимально прозрачным. Не удивляйтесь такому совету, это вовсе не авторская шутка. На практике русские люди очень часто доводят вышеуказанную поверхность до сверх грязного состояния. Если у вас нет проблем с чистотой, мы переходим к более практическим советам.

Как сделать свет на мотоцикле путем использования простых хитростей мы вам подскажем. Для начала проверьте поверхность светоотражающего элемента фары байка. Последняя нередко царапается и теряет свою глянцевую основу. Это первым делом повлечет за собой проблемы в ярком отражении света, и соответственно, в освещении. Есть целый ряд способов довести вышеуказанную поверхность до зеркального блеска путем полировки, окрашивания, и нередко даже хромирования.

Дополнительный свет на мотоцикл устанавливают не часто, так как это несет в себе новую нагрузку на систему электропитания (генератор, в первую очередь). Даже простая установка новой лампочки и переключателя света на мотоцикл влечет за собой возрастание потребления топлива. Причем, немалая доля электричества (тока) будет теряться в дополнительно установленной проводке и включателях/выключателях.

Если установить более мощную ламкпчку, мото может глохнуть, поскольку нагружается его электросистема, что изначально рассчитана на определенную нагрузку от фары.

Свет на мотоцикл Минск, к примеру, очень сложно усилить вышеуказанным путем, поскольку генератор последнего, как правило, и так вырабатывает слабую мощность.

Байки со слабой системой электроснабжения в большинстве случаев, не подлежат усовершенствованию вышеуказанным путем. Все же сделать свет фар ярче на мотоцикле Урал 6 вольт или Минск возможно. Для этого нужно исполнить 2 процедуры:

1) установить более мощную лампу накаливания (с большим количеством Ватт);

2) избавиться от отдельных потребителей электричества (тока).

Для реализации последнего есть целая уйма вариантов. Ну, во-первых, установите не такие мощные свечи, как применяли ранее. Не пользуйтесь звуковым сигналом или же установите менее мощное устройство его воспроизведения. Замените лампочки в поворотах на менее мощные. Все это очень рисковые процедуры, что снижают ваш уровень безопасности во-время вождения.

Еще одно предложение позволяющее установить дополнительный свет на мотоцикл Урал, Минск, Днепр, Иж и т.д. связано с дополнением байка вторым АКБ. Установка еще одного аккумулятора в конструкции железного коня позволит улучшить свет мотоцикла без нагрузки его основной электросистемы. Установка такой дополнительной автономной системы электроснабжения предусматривает и монтаж еще одного переключателя света на мотоцикле, что важно смотрится практически в любом месте.

Отметим напоследок еще одно. Ваш стальной скакун — это поле для реализации исключительно персональных фантазий. Не стесняйтесь вносить свои ноу-хау в его конструкцию, но, при этом, не забывайте о безопасности в управлении такой техникой.

Дополнительный свет на мотоцикл

Центральный переключатель обеспечивает необходимую коммутацию осветительной аппаратуры на мотоцикле 3.111.

Переключатель имеет три рабочих положения: 0 — мотоцикл и вся система электрооборудования не работает. 1 — включается цепь зажигания, работает цепь сигнала торможения (при нажатии на педаль тормоза) и цепь указателей поворота (при включении переключателя П201). 2 — включается лампа городской езды, подсветки спидометра и заднего фонаря (через дроссель) и лампа дальнего-ближнего света (при переключении рычага переключателя на руле П200 вправо и влево).

Дроссель ДР100 включен в цепь стоп-сигнала и света городской езды, является дополнительным устройством, стабилизирующим напряжение данной цепи. Работа дросселя заключается в следующем: по мере увеличения оборотов двигателя и возрастания Э.Д.С. генератора увеличивается индуктивное сопротивление дросселя, вследствие чего напряжение на лампах городской езды изменяется незначительно.

Указатели поворота имеют лампу А6-6 ГОСТ 2023-66 и включаются переключателем П201 последовательно через реле прерыватель РС421 в цепь указателей поворота. Регулировку реле-прерывателя на частоту мигания производит завод изготовитель. Вскрывать реле до срока истечения гарантии не допускается.

Рис. 25. Регулировка света фары.

Сигнал С-34 — вибрационного типа. Вследствие значительной мощности, потребляемой сигналом, при его включении свет фары, заднего фонаря и подсветки спидометра несколько тускнеет. При изменении оборотов двигателя тональность сигнала изменяется — выше обороты — выше тональность и наоборот. Регулировка сигнала осуществляется ввертыванием или вывертыванием регулировочного винта, расположенного в центре сигнала снаружи фары и законтренного гайкой. Включается звуковой сигнал кнопкой, расположенной на переключателе П200.

Задний фонарь ФП-246 имеет 2 лампы: лампу освещения номерного знака А6-3 (6 в 3 ев) и лампу стоп-сигнала А6-15 (6 в 15 ев). В процессе эксплуатации необходимо фонарь очищать от пыли.

Переключатель П-200 установлен с левой стороны руля. Имеет три рабочих положения: — нейтральное — среднее положение — дальний I ближний свет — правое или левое положение.

Выключатель стоп-сигнала ВК-854 установлен на кронштейне рамы и приводится е действие посредством пружины от нажатия на тормозную педаль. Регулировка выключателя стоп-сигнала осуществляется перемещением его совместно с пластиной на кронштейне рамы, для чего предварительно необходимо отпустить винт крепления. Включение лампы стоп-сигнала должно происходить при ходе тормозной педали 10-15 мм (т. е. после выбора свободного хода), а при отпускании педали лампа выключается.

Уход за электрооборудованием. Следует предохранять приборы электрооборудования от прямого попадания воды при чистке и мойке- мотоцикла. Рекомендуется контакты и клеммы смазывать тонким слоем технического вазелина, что предохраняет их от коррозии. Своевременно следует производить регулировку приборов, замену вышедших из строя деталей.

Неисправности электрооборудования. При неисправности в системе зажигания рекомендуется всегда начинать проверку со свечи и, последовательно переходя от одного прибора к другому, заканчивать генератором. При неисправности в системе освещения рекомендуем начинать проверку с лампочки и, последовательно проверяя все приборы и соединения, заканчивать генератором. Приступая к проверке очередного прибора, необходимо быть уверенным в том, что проверенные ранее приборы (контакты) являются исправными. Поэтому проверку рекомендуем производить путем замены подозреваемого прибора (свечи, конденсатора, лам­почки и т. д.) заведомо исправным.

содержание .. 21 22 29 ..

Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал

Шести вольтовая схема с годами перестала отвечать техническому регламенту, и на последующих моделях производителями устанавливалась центральная проводка, рассчитанная на работу 12в оборудования:

  1. Аккумуляторной 12-ти вольтовой батареи;
  2. Более мощного генератора;
  3. Катушки зажигания;
  4. Лампы головного света;
  5. Ламп поворотов и габаритных огней;
  6. Лампы освещения номерного знака;
  7. Ламп стоп-сигнала;
  8. Блока предохранителей.


Справочно: внедрение ГОСТ 3940—71 на автотракторное электрооборудование в 1975 году заставило ирбитский и киевский мотоциклетные заводы модернизировать мотоциклы Урал М-67 и Днепр МТ10 на 12-ти вольтовую систему электрооборудования.

Система 12-ти вольтового зажигания мотоциклов Урал состоит из:

  1. источников питания (аккумулятор и генератор);
  2. катушки зажигания;
  3. проводов низкого и высокого напряжения;
  4. свечей зажигания;
  5. ручного или автоматического регулятора опережения зажигания;
  6. центрального переключателя (замка зажигания).

Переход на новые стандарты позволил не только увеличить световой поток фары головного света и улучшить различимость габаритных огней, но и усилить искровой разряд на свечах зажигания, что положительно сказалось на пусковых характеристиках силового агрегата, что особенно важно в неблагоприятных условиях эксплуатации.

Схема проводки мотоцикла Урал

Мотоциклы Урал имеют однополярный вывод от аккумулятора. Результатом этого является минимальное использование электропроводки и, как следствие, возможностей для появления неисправностей тоже мало. Имея под рукой электросхему мотоцикла урал, выявить и устранить неисправность не сложно.


На первый взгляд может показаться, что схема очень сложная. На самом деле, присмотревшись внимательно, становится понятно, что с чем связано и где искать какую неисправность. Отсутствие электростартера отличает данную модель от остальных.

Электрическая схема состоит из системы зажигания (замок зажигания, свечи, аккумулятор, прерыватель системы зажигания, катушка зажигания, микропроцессорный блок зажигания), генератора, системы освещения и сигнализации.

Система освещения формируется за счет передней и задней фар, передних и задних указателей поворота, переключателя света, подсветки спидометра, выключателя света, стоп-сигнал, габариты, подсветка номерного знака.

Также имеется аварийный выключатель двигателя. Сигнализация представлена звуковым сигналом.


Схема электрооборудования мотоциклов Урал ИМЗ-8 1237(Волк)


Схема проводки мотоцикла Урал: особенности развития электрооборудования

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Появившись в довоенные годы, мотоцикл Урал стал основным тяжелым мотоциклом СССР на долгие десятилетия. Более того, Ирбитский мотоциклетный завод и в 2013 году продолжает выпускать модификации мотоцикла Урал. Но в последнее десятилетие от самостоятельного производства комплектующих деталей отказались, оставив за собой окончательную сборку из покупных элементов.


Справочно: к сожалению, снижение выпуска привело к тому, что отпускная цена на Урал значительно возросла, что сказалось на количестве продаж. Они заметно упали, и сегодня Ирбитский мотоциклетный завод выпускает мотоциклы только под заказ.

Установка светодиодной оптики на мотоцикл

Освещение мотоцикла

Резисторы для поворотников

Как подобрать резисторы?


Светодиодные стоп-сигналы

Существуют также задние поворотники, интегрированные в стоп-сигнал. Как правило, штатный стопарь представляет собой галогеновую лампочку, заключенную в пластиковый корпус с рассеивателем красного цвета. Диодный сигнал с указателями имеет немного другую конструкцию — на плате диоды расположены в самой электрической цепи. При нажатии на тормоз подается соответствующий сигнал, от него загорается красная лампочка, а при включении поворотников в цепь будет подаваться сигнал о включении желтого света по бокам. В случае замены штатного указателя на диодный с поворотниками, меняется вся задняя часть вместе со стоп-сигналом. Если вы устанавливаете диодный стоп-сигнал с интегрированными указателями, резисторы или реле понадобятся только для исправления частоты моргания поворотников. Плюсом установки светодиодного стоп-сигнала является его заметность даже при ярком дневном свете и ранее реагирование водителей на ваши действия (торможение или поворот), за счет более быстрого срабатывания светодиодов. В отличии от лампы накаливания светодиоды служат гораздо дольше. Из-за яркости и четкости диодов можно использовать не только прозрачные, но и затемненные стоп-сигналы, которые придадут вашему мотоциклу привлекательный внешний вид.


В заключении

В этой статье мы постарались объяснить принцип работы светодиодной оптики на вашем мотоцикле. При соблюдении всех рекомендаций замена штатных поворотников и стоп-сигналов на светодиодные будет легкой и сэкономит много времени. А какой из способов установки выбрать, решайте сами. Будьте заметнее на дороге и включайте указатели поворотов заблаговременно до начала маневра.

Схема проводки мотоцикла Урал: особенности развития электрооборудования

Появившись в довоенные годы, мотоцикл Урал стал основным тяжелым мотоциклом СССР на долгие десятилетия. Более того, Ирбитский мотоциклетный завод и в 2013 году продолжает выпускать модификации мотоцикла Урал. Но в последнее десятилетие от самостоятельного производства комплектующих деталей отказались, оставив за собой окончательную сборку из покупных элементов.


Фото мотоцикла Урал М-67 образца 1976 г.

Справочно: к сожалению, снижение выпуска привело к тому, что отпускная цена на Урал значительно возросла, что сказалось на количестве продаж. Они заметно упали, и сегодня Ирбитский мотоциклетный завод выпускает мотоциклы только под заказ.

Экскурс в историю

Принято считать, что прообразом Урала стал немецкий мотоцикл BMW R-71, чертежи которого закупались официально в сороковом году прошлого столетия.

После изучения и проработки технической документации, на свет появился отечественный мотоцикл М-72, который имел некоторые отличия от прототипа:

  1. Модель оснащалась двухдисковым сцеплением (на немецком применялось однодисковое);
  2. Передаточные числа главной передачи были увеличены, что повысило его проходимость в условиях бездорожья;
  3. Схема электропроводки мотоцикла Урал была выбрана однопроводной (на немецком прототипе – двухпроводная);
  4. Вся электросхема строилась на вольтаже в 6В (позже перешли на 12 вольт);
  5. Угол опережения зажигания для разных режимов работы двигателя давался вручную.

Схема проводки на Урал предусматривала ручное выставление угла опережения зажигания

Особенностью отечественных мотоциклов была простота обслуживания своими руками – любую поломку или неисправность можно было решить в полевых условиях.

За несколько лет было выпущено не более 7000 экземпляров на всех предприятиях, освоивших выпуск мотоциклов:

Основное производство тяжелых мотоциклов Урал было развернуто на Ирбитском мотоциклетном заводе, расположенном в Свердловской области, куда вначале войны было эвакуировано производственное оборудование ММЗ.


Заводская инструкция подробно описывает силовой агрегат мотоцикла Урал

Узнайте также об особенностях 16-ти клапанника — проводки ВАЗ 21103.

Период 1941-1954 годов

Оценив все преимущества мотоцикла в условиях военных действий, было принято увеличить в разы их производство. Только за 1942 год Ирбитский мотозавод выпустил почти 10 000 мотоциклов Урал-1. В послевоенные годы ежегодный план составлял 20 000 мотоциклов.


Первая партия мотоциклов Урал Ирбитского мотозавода поступила в РККА в феврале 1942 года

Основными заказчиками выступали:

  1. РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия, позже переименованная в Советскую Армию);
  2. Служба правопорядка (милиция);
  3. Потребкооперация (в послевоенное время);
  4. Население (до середины 50-х в свободную продажу не поступал).

Мотоцикл М-72 Урал образца 1942 г.

Справочно: За два десятилетия с момента выпуска мотоцикл доказал свою состоятельность как мобильное транспортное средство, максимально пригодное для эксплуатации в условиях бездорожья и городской среды.

Период 1955-1964 годов

Неплохо зарекомендовала себя и проводка мотоцикла Урал – если вначале у конструкторов были опасения насчет потери контакта из-за возможной коррозии металлической рамы, то эксплуатация показала надежность однопроводной электросхемы.


Однопроводная цветная схема проводки на мотоцикл Урал с коляской

  1. коробка передач,
  2. рулевое управление;
  3. система зажигания.

В частности внедрено автоматическое опережение зажигания, поскольку мотоцикл получил новый силовой агрегат, а старое ручное управление углом опережения не удовлетворяло техническим требованиям.

Новая электропроводка на мотоцикл Урал связывала в единую систему:

  1. АКБ модели 3МТ-12 напряжением 6В;
  2. Реле-регулятор напряжения модели РР-31;
  3. Генератор марки Г-414;
  4. Прерыватель-распределитель с системой опережения зажигания ПМ05;
  5. Катушку зажигания модели Б201.

Цветная схема: электропроводка мотоцикла Урал с условными обозначениями

Всего за пару лет в производственной программе Ирбитского мотоциклетного завода появились модификации Урала:

Смотрите также схему проводки Москвич 412.

Шести вольтовая схема с годами перестала отвечать техническому регламенту, и на последующих моделях производителями устанавливалась центральная проводка, рассчитанная на работу 12в оборудования:

  1. Аккумуляторной 12-ти вольтовой батареи;
  2. Более мощного генератора;
  3. Катушки зажигания;
  4. Лампы головного света;
  5. Ламп поворотов и габаритных огней;
  6. Лампы освещения номерного знака;
  7. Ламп стоп-сигнала;
  8. Блока предохранителей.

Современная проводка на Урал М-67 по ГОСТ 3940—71

Справочно: внедрение ГОСТ 3940—71 на автотракторное электрооборудование в 1975 году заставило ирбитский и киевский мотоциклетные заводы модернизировать мотоциклы Урал М-67 и Днепр МТ10 на 12-ти вольтовую систему электрооборудования.

Система 12-ти вольтового зажигания мотоциклов Урал состоит из:

  1. источников питания (аккумулятор и генератор);
  2. катушки зажигания;
  3. проводов низкого и высокого напряжения;
  4. свечей зажигания;
  5. ручного или автоматического регулятора опережения зажигания;
  6. центрального переключателя (замка зажигания).

Выводы

Переход на новые стандарты позволил не только увеличить световой поток фары головного света и улучшить различимость габаритных огней, но и усилить искровой разряд на свечах зажигания, что положительно сказалось на пусковых характеристиках силового агрегата, что особенно важно в неблагоприятных условиях эксплуатации.

Итак, рассмотрим подробнее процесс подготовки Урала для поездок на рыбалку, коп и просто вылазок на природу. Общие моменты были рассмотрены в предыдущей статье. Изменения коснулись, в первую очередь, электрики, внешнего вида мотоцикла и выхлопной системы. Как уже говорилось, каких-либо серьезных изменений в конструкцию не вносилось: рама не переваривалась, двигатель не форсировался и т.д. Все делалось с целью максимального упрощения конструкции и большего удобства передвижения по бездорожью. Для начала рассмотрим, какие изменения были внесены в электрику мотоцикла.

Электрика

Вообще электрика мотоцикла Урал, на мой взгляд, продумана не очень хорошо. Конечно, тем кто создавал мотоцикл виднее, но зачем нужно было размещать замок зажигания, блок предохранителей и прерыватель поворотников на руле, а реле-регулятор почти в задней части мотоцикла? Результат такого решения — куча ненужных проводов, которые, к тому же, весьма уязвимы. Логика человека, разместившего реле-регулятор справа таким образом, чтобы он выпирал, мне вообще непонятна. Мало того, что реле заливает водой в дождь (у меня из-за этого оно ни разу не вышло из строя, но все равно как-то беспокойно по этому поводу), так еще его легко повредить при падении (этого тоже ни разу не было, но риск все же высок). Да, для эксплуатации Урала с коляской такое размещение электрики вполне подходит, но для эндуро оно недопустимо. Поэтому было решено полностью переделать электрику мотоцикла.

Проводка, переключатели, замок зажигания и т.д.


Все в одном корпусе

В качестве корпуса для электрики был выбран металлический компьютерный блок питания. Реле идеально поместилось в нем, хотя изначально я в этом сомневался. Блок прикреплен справа от бака к тому месту, куда крепится передняя тяга бокового прицепа. Провода к аккумулятору и генератору проведены под баком. Блок совершенно не мешает при движении, а риск его повреждения, на мой взгляд, минимален.

В верхней части блока расположены четыре тумблера, контрольная лампа и замок зажигания в виде USB-порта. Планирую установить также гнездо прикуривателя для зарядки смартфона и может еще чего. Итак, по тумлерам: первый — масса, второй — зажигание (последовательно с замком (двиг. стоп)), третий — свет (3 положения (ближний, выкл, дальний)), четвертый — резервный. Контрольная лампа, как и положено, подключена к реле. А вот на замке зажигания остановимся подробнее.


Флешка как ключ

Родной замок зажигания Урала меня не устроил своей громоздкостью и избыточной функциональностью (аж 4 положения ключа). Нужно было более простое решение с двумя положениями: вкл и выкл. В результате был изготовлен замок зажигания в виде USB-порта и ключ к нему в виде флешки. Замок зажигания последовательно соединен с тумблером таким образом, что зажигание включается только при включенном тумблере и вставленной флешке. Это было сделано для того, чтобы каждый раз для остановки двигателя не вытаскивать флешку. Можно также прикрепить флешку к правой руке чтобы в случае падения двигатель сразу заглох (такой подход используется на гидроциклах). Ну и согласитесь, выглядит такой замок зажигания круто, необычно и просто.

Родная фара мотоцикла Урал отличается неплохой оптикой и хорошим световым потоком, поэтому ее было решено оставить с небольшими усовершенствованиями. В первую очередь родное асимметричное стекло было заменено на симметричное (более старого образца). Такое стекло дает более равномерный световой поток без четких светотеневых границ.


Фара мотоцикла Урал

Лампочка габаритного света была отключена за ненадобностью. Вместо родной лампы накаливания используется более мощная галогенка. Даже ближнего света ночью на бездорожье вполне достаточно, поэтому устанавливать дополнительный фары пока не собираюсь, может потом как-нибудь. Задний фонарь и поворотники сняты за ненадобностью т.к. мотоцикл почти не используется на дорогах со сколь-нибудь заметным движением.

Искра, катушка и конденсатор

Мотоцикл Урал всегда отличался довольно слабой искрой, из-за чего холодный запуск двигателя может быть затруднен. Как только владельцы Уралов с этим не борются: ставят 6-вольтовые катушки на 12-вольтовые мотоциклы, несколько конденсаторов, катушки от автомобилей, например, Газели. 6-вольтовая катушка иногда может прослужить несколько лет, мне же ее хватило на пару выездов (видимо качество не очень или брак), хотя предыдущая шестивольтовая прослужила около 3-х лет. Далее я попробовал установить газелевскую катушку (на 2 выхода). Искра была убойная, но после 20 метров двигатель заглох и больше не хотел работать. Можно было и дальше пытаться экспериментировать, но я не стал этого делать по двум причинам: — при использовании других катушек горят контакты зажигания (по словам многочисленных владельцев Уралов); — высок риск выходя из строя системы зажигания где-нибудь за несколько десятков километров от населенных пунктов, где даже сотовая связь не работает.

Для поездок в такие глухие места мотоцикл и предназначен, а менять катушку или конденсатор на Урале в лесу в окружении тучи комаров, да еще и ночью то еще удовольствие. Поэтому пусть он чуть хуже заводится, но зато не подведет в самый неудачный момент. В конце концов я поставил родную 12-вольтовую катушку советского производства и новый конденсатор подходящего размера без каких-либо маркировок, купленный в магазине автозапчастей примерно за 40 рублей. После этого я приступил к чистке контактов и установке зажигания.

Схема проводки мотоцикла Урал

Мотоциклы Урал имеют однополярный вывод от аккумулятора. Результатом этого является минимальное использование электропроводки и, как следствие, возможностей для появления неисправностей тоже мало. Имея под рукой электросхему мотоцикла урал, выявить и устранить неисправность не сложно.


На первый взгляд может показаться, что схема очень сложная. На самом деле, присмотревшись внимательно, становится понятно, что с чем связано и где искать какую неисправность. Отсутствие электростартера отличает данную модель от остальных.

Электрическая схема состоит из системы зажигания (замок зажигания, свечи, аккумулятор, прерыватель системы зажигания, катушка зажигания, микропроцессорный блок зажигания), генератора, системы освещения и сигнализации.

Система освещения формируется за счет передней и задней фар, передних и задних указателей поворота, переключателя света, подсветки спидометра, выключателя света, стоп-сигнал, габариты, подсветка номерного знака.

Также имеется аварийный выключатель двигателя. Сигнализация представлена звуковым сигналом.


Схема электрооборудования мотоциклов Урал ИМЗ-8 1237(Волк)


Эти моменты были учтены при разработке схемы. Запуск двигателя происходит за счет электростартера и кикстартера. Система зажигания Волка микропроцессорная. Мощность генератора составляет 500 Вт. Все элементы работают под напряжением 12 В.

Схема электрооборудования мотоцикла урал в разных моделях отличаются отдельными характеристиками и количеством элементов.


К третьему сезону езды на оппозите меня стали посещать мысли об установке дополнительных фар. Причина как ни странно была банальная - нехватка света, причём света именно вблизи мотоцикла. Особенно заметно это было при езде в тёмное время суток по лесу(и так даже иногда бывает) или бездорожью - мне всегда хотелось чтобы было освещено всё "от колеса и дальше" для комфортного маневрирования. Головная фара не позволяла охватить всё и сразу - либо светишь под мотоцикл, либо перед ним. И тут совершенно случайно я увидел противотуманки у . Голдвинга. Идея и расположение мне показалось очень удачными и я понял что надо действовать :)

На местном авторынке были куплены китайские самые обычные противотуманки под лампочку H3. Основным критерием было наличие крепежа для горизонтального расположения. Не помню уже сколько они именно стоили(что-то около 15-20$).

Идея с их крепежом мне пришла глядя на старые наколенники, от которых были откручены щиты и на их место прикручены фары. Пришлось только выпрямить крепеж. Очень удачно получилось я вам скажу. В пульт был интегрирован маленький включатель, в проводку - реле, фары эти "жрут как надо". Вот так это светилось в ночи:

По поводу "жрут" кстати. Мощность каждой лампочки, установленных в фарах, равняется 55W. Это в сумме 110W, что примерно соответствует потребляемому току в 9А. Не слабо, особенно для "родного" генератора Г-424, максимальная мощность которого равняется 150W. Поэтому для нормальной работы фар потребовалась замена начинки генератора на ЗАЗ-овскую(Г-502), которая уже выдаёт 360W.

Результат был ожидаем - теперь езда в тёмное время суток стала вобще не проблема. При необходимости включались дополнительные фары и дорога была видна как днём. Единственный минус - на холостом ходу и малых оборотах генератор вырабатывает слишком маленький ток. При ближнем свете головной фары в 60W и двух дополнительных по 55W получается 170W - и это только "люстра". И на оборотах ниже средних эта вся нагрузка ложится на аккумулятор.

Так я проезжил два сезона. В этом году я всё-таки пришёл к выводу что пока генератор не будет заменен на что-то более производительное - надо облегчать жизнь тому что есть и аккумулятору. Ставить светодиодные лампы в головную фару мне показалось плохой идеей, а вот в дополнительные - а почему бы и нет?

Читайте также: