Как сделать сверку коммунальных платежей

Обновлено: 07.07.2024

Что такое исковая давность и какой у неё срок?

Исковая давность — срок, в течение которого тот, чьи права нарушены, может обратиться в суд, чтобы защитить себя. По ст. 195 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности составляет 3 года.

Для долгов по услугам ЖКХ нет особых законов и особых сроков, то есть для них исковая давность тоже составляет 3 года. Это не значит, что как только долгу исполнилось 3 года, то управляющая компания спишет его, перестанет начислять неустойку и потеряет право обращаться в суд. В законах нет указания на то, что старые долги можно списывать во внесудебном порядке.

В квитанции могут числиться долги за любой срок, даже более 3-х лет, а управляющая компания может подать в суд, чтобы их взыскать. Тогда ответчику, то есть должнику, придётся доказывать, что срок исковой давности истёк.

Без ходатайства о пропуске срока исковой давности суд не будет принимать это во внимание и взыщет долги полностью.

Итак, по п. 2 ст. 196 ГК РФ долги за услуги ЖКХ списываются в связи истечением срока давности только в том случае, если в ходе судебного разбирательства должник заявил о пропуске этого срока. Если же заявления не было, то суд вправе взыскать задолженность полностью, если срок давности не превышает 10 лет.

Кроме этого надо доказать, что долги не были признаны. Об этом мы поговорим дальше.

Не всегда 3 года можно зачесть в срок исковой давности

Применительно к списанию долгов ЖКХ по исковой давности есть несколько особенностей.

Это не единоразовые платежи, а ежемесячные, поэтому исковая давность рассматривается по каждой квитанции в отдельности. Например, на данный момент есть 40 неоплаченных квитанций. Это 3 года и 4 месяца. Получается, что за пределами срока исковой давности только 4 квитанции. Пройдёт ещё месяц, и их станет 5.

  • частичная оплата долга. Даже сотня рублей, внесённая на счёт, будет считаться признанием долга;
  • подписано соглашение о реструктуризации долга;
  • подано заявление об отсрочке долга.

Пример из жизни

В качестве примера приведём историю. В 2016 году у женщины умер муж. Она вступила в наследство, живёт в его квартире и все 3 с лишним года исправно платит за коммунальные услуги. Но, сделав сверку по лицевому счёту, узнаёт, что за квартирой числится долг 50 000 рублей, поскольку муж не платил за ЖКХ. Вопрос: применим ли срок исковой давности?

Как выяснилось, покойный муж всё-таки платил за коммунальные услуги. Каждый месяц до самой смерти он вносил немного денег. Чтобы понять, можно ли списать хотя бы часть долгов, надо видеть документы от управляющей компании и понять, какие квитанции оплачены, какие нет. Поступавшие деньги управляющая компания могла распределять как угодно: на старые долги, на новые долги или перемежать их.

Верховный суд о признании долгов

Сложность опять же в том, что платежи ЖКХ периодические. Например, должник оплатил одну квитанцию частично, другую полностью, третью не оплатил, а управляющая компания считает долг в целом. В этом случае надо руководствоваться пояснениями Верховного суда:

В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам)

Напоминаем: в отношении долгов за коммунальные услуги надо рассматривать каждую квитанцию в отдельности.

Чтобы во время судебных разбирательств не возникало проблем, при оплате услуг ЖКХ необходимо указывать период, за который вносится оплата. ВС РФ поясняет:

Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса)

Как подать заявление о списании долгов?

Долги за услуги ЖКХ до 500 тыс. рублей управляющая компания может взыскивать в порядке выдачи судебного приказа. То есть, решение по нему выносится в течение 5 дней и не требует присутствия ответчика.

Копия приказа высылается ответчику почтой, а он в течение 10 дней может его обжаловать.

Допустим, УК взыскала старые долги, но вы считаете, что по ним уже истёк срок давности. В течение 10 дней с момента получения копии приказа надо обратиться в суд, чтобы его отменить.

С приказом не согласен. Фото: express-k.kz

После дело будет рассматриваться повторно в обычном исковом производстве с участием обеих сторон процесса. Каждая приведёт свои доводы.

По закону судья не может уведомить стороны о существовании срока исковой давности, поэтому этот вопрос надо держать под личным контролем. Ходатайство о применении сроков исковой давности должник может подать в любой период: во время подготовки слушания, прений или апелляции.

Судебная практика по применению срока исковой давности за долги ЖКХ есть, и есть случаи, когда должник выигрывает. Основная проблема — доказать, что задолженность не была признана.

Пропуск срока исковой давности ничего не значит

В вопросе списания долгов ЖКХ есть правовая коллизия. Предположим, что суд применил срок исковой давности по отношению к части долгов неплательщика. То есть, по ним не было взыскания. Однако, никто не запрещает управляющим компаниям включать эту сумму в платёжки и считать, что долг есть.

Получается следующее: суд предписал должнику выплатить УК деньги за три года, а остальные признал не подлежащими взысканию. Человек рассчитался с УК по решению суда, но по-прежнему числится должником.

Он не может продать квартиру без погашения долга или получить социальные льготы. Судебные разбирательства не помогут, поскольку нет законодательной базы, которая бы заставляла УК списывать старые долги.

Решить проблему поможет законопроект, который обяжет признавать долги безнадёжными, если суд их отнёс к истёкшему сроку давности, но его пока не приняли.

Корректировка взаиморасчетов ЖКХ

В документе есть 3 вида операции:

Перенос задолженности – требуется в том случае, когда необходимо перенести задолженность с одного лицевого счета на другой.

Списание задолженности – если необходимо списать задолженность по лицевому счету.

Прочие корректировки – когда необходимо произвести взаимозачеты в рамках одного лицевого счета или между двумя лицевыми счетами.

Вид операции

Рассмотрим подробнее каждый вид операции.

Перенос задолженности

Предположим, что нам необходимо перенести часть задолженности по л/с № 6 по начислениям января 2021 г. на лицевой счет №5.

Создать

И укажем следующие данные:

Дебитор – тот лицевой счет, с которого мы переносим задолженность, в нашем случае это л/с №6.

Кредитор – лицевой счет, на который мы переносим задолженность, в нашем случае это л/с №5.

Договор – указываем договор, задолженность на который переносится, в нашем случае это договор лицевого счета №5

Уменьшение долга

Карточка расчетов

Задолженность 5 рублей

Провести

Карточка расчетов по лицевому счету

Сформируем карточку расчетов по лицевому счету №5, видим, что задолженность по лицевому счету была увеличена с 5 руб. до 407,12 руб, т.е. на сумму 402,12 руб.

Задолженность увеличена

Списание задолженности

Например, 24.04.2021 г. нам необходимо обнулить задолженность по л/с №8.

Отчет Карточка расчетов

Дебитор – тот лицевой счет, с которого списывается задолженность, в нашем случае это л/с №8.

В табличной части у нас заполняется две закладки:

Увеличение долга

Уменьшение долга

После автоматического заполнения документа, если необходимо полностью обнулить задолженность, то можно провести документ, если необходимо уменьшить долг по данному лицевому счету, т.е. списать задолженность частично, то суммы в разрезе услуг и месяцев начисления можно откорректировать вручную.

Задолженность обнулилась

Прочие корректировки

Данный вид операции используется для взаимного зачета дебиторской и кредиторской задолженности в рамках одного лицевого счета, либо нескольких лицевых счетов. При этом, чтобы взаимозачет был произведен, суммы дебиторской и кредиторской задолженности должны полностью совпадать.

Рассмотрим создание такого документа, например, от 31.05.2021 в рамках одного лицевого счета - л/с №10.

В документе заполняются следующие поля:

Дебитор – тот лицевой счет, с которого мы переносим задолженность, в нашем случае это л/с №10.

Кредитор – лицевой счет, на который мы переносим задолженность, в нашем случае это тоже л/с №10.

Не совпадают суммы задолженностей

Для того, чтобы документ был проведен, необходимо вручную откорректировать эти суммы – они должны быть равны. После ручного исправления данных сумм можем провести документ.

Откорректировать суммы вручную

15 декабря 2020 года оператор ГИС ЖКХ презентовал новый функционал системы. С его помощью УО и РСО должны направлять ответы на запросы соцслужб о наличии подтверждённой судом задолженности у гражданина, претендующего на субсидии по оплате ЖКУ. Разбираемся, в каких случаях УО обязана предоставить такие сведения и как настроить в системе получение уведомлений о входящем запросе.

С 2021 года УО обязана отвечать в ГИС ЖКХ на запрос соцслужбы о наличии у гражданина задолженности за ЖКУ

1 января 2021 года вступают в силу новые правила оформления субсидий на компенсацию гражданам расходов на оплату ЖКУ согласно ст. ст. 159, 160 ЖК РФ. Соцслужбы будут получать информацию о наличии долгов у претендента на субсидии в ГИС ЖКХ, а отказать человеку в таких выплатах смогут только при наличии вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности (Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Для реализации этих норм с 1 января 2021 года у управляющих организаций и РСО появится обязанность загружать в ГИС ЖКХ ответы на запросы соцслужб о долгах за ЖКУ у граждан. Данная обязанность введена приказом Минцифры РФ, Минстроя РФ от 11.09.2020 № 466/508/пр, которым внесены изменения в приказ № 74/114/пр.

Согласно новому п. 21 разд. 10 приказа № 74/114/пр, в системе размещаются сведения о наличии или отсутствии у заявителя непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. При этом важно, что задолженность должна быть подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. Указанную информацию вносит в ГИС ЖКХ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, если оно является исполнителем коммунальной услуги.

Сведения о такой задолженности должны быть направлены в течение 5 рабочих дней с момента получения УО/ТСЖ запроса от органа власти, указанного в пункте 3.7.3.4 разд. 2 приказа № 74/114/пр.

Должна ли УО размещать в ГИС ЖКХ информацию о Совете дома

Оператор ГИС ЖКХ презентовал новый функционал системы для обмена информацией о долгах за ЖКУ

  1. Зарегистрировать в ГИС ЖКХ лиц, которые будут отвечать на запросы органов соцзащиты согласно п. 21 разд. 10 приказа № 74/114/пр.
  2. Проверить достоверность размещённой в системе информации по домам, которыми они управляют и в которых они являются исполнителями коммунальных услуг.

Из письма органа ГЖН

При наличии у претендента на субсидию задолженности за ЖКУ, которая подтверждена судом, поставщик услуг в ответ на запрос органа соцслужбы обязан приложить скан-копию судебного акта и акт сверки по лицевому счёту.

Для получения уведомлений о поступлении запроса от соцслужбы УО нужно настроить эту функцию в ГИС ЖКХ

  1. В личном кабинете выполнить настройки получения уведомлений о поступлении обращений от собственников.

После этого уведомления об обращениях граждан будут поступать на электронную почту администратора организации:

Как УО с помощью ГИС ЖКХ вести информационную работу с жителями

УО должна направлять сведения о задолженности только при поступлении запроса и наличии судебного акта

  • поступил соответствующий запрос от соцслужбы,
  • задолженность подтверждена в судебном порядке.

Если есть судебный акт, но в ГИС ЖКХ нет запроса, то УО/ТСЖ ничего не нужно делать. Если же в организацию поступил запрос от соцслужбы о состоянии лицевого счёта, по которому есть задолженность, но нет судебного акта, то следует оповестить ведомство об отсутствии у гражданина долга.

В случае, если вам нужна помощь с работой в ГИС ЖКХ и внесением в неё информации, обратитесь к нам: мы с 2014 года помогаем УО и ТСЖ со всей России размещать в системе обязательные сведения согласно приказу № 74/114/пр. Узнайте больше, перейдя по ссылке.

Финансовый лицевой счет — документ, оформляемый на жилое помещение, которое принадлежит гражданам по договору найма, социального найма или на правах собственности. В нем отражаются все вопросы, связанные с осуществляемыми собственником или нанимателем помещения платежами за пользование им, за коммунальные услуги, управление и содержание многоквартирного дома.

Финансовый лицевой счет содержит сведения о типе и характере жилого помещения (отдельная квартира или коммунальная, ее площадь и число комнат, этаж, где находится квартира, число этажей в жилом доме, степень износа дома и т. д.). Здесь же приводится информация о степени благоустройства квартиры и предоставляемых коммунальных услугах (есть ли центральное отопление, водопровод, электроэнергия, газовая плита, газовая колонка, канализация, ванна, мусоропровод, лифт и прочее).

В финансово‑лицевом счете указываются сведения обо всех лицах, проживающих в данном жилом помещении. Эта информация учитывается при начислении платы за пользование конкретным жилым помещением и предоставляемые коммунальные услуги.

Если у квартиры есть несколько совладельцев, а платежные документы были оформлены на одного из них, то при разделе имущества требуется разделить и лицевые счета, для того чтобы каждый вносил плату только за свою долю квартиры.


Полное наименование:

Особенности предоставления в электронном виде

I. Авторизация на Портале

Чтобы подать электронное заявление, вы должны иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) (подробнее см. здесь, а также Руководство пользователя ЕСИА, разработанное Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

После авторизации личные данные, сохраненные в вашей учетной записи (ФИО, дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, контактные данные), автоматически подставляются на электронную форму заявления (ввод вручную не требуется).

II. Подготовка к заполнению электронного заявления

Перед заполнением электронного заявления необходимо:

    ознакомиться с описанием услуги на этой странице.

III. Особенности заполнения электронных форм заявления

IV. Создание черновика

Срок хранения черновика — три месяца со дня его последнего изменения.

V. Получение информации о ходе и результате предоставления услуги

После подачи электронного заявления через Портал вам будут направляться электронные уведомления о статусе рассмотрения заявления или документы и комментарии от Жилищного агентства.

Информирование происходит следующими способами:

Результат предоставления

  1. Выдача копии финансового лицевого счета.
  2. Отказ в выдаче копии финансового лицевого счета.

Срок предоставления

Государственная услуга предоставляется в срок не более трех рабочих дней с момента представления документов.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в ЕСИА. Заявление через Портал заявитель подает лично.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, указанные в п. I.
  2. При необходимости личной явки в Жилищное агентство представлять интересы заявителя вправе:
    • доверенное лицо, имеющее следующие документы:
      • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
      • доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, и подтверждающую наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющую условия и границы реализации права на получение услуги;
    • законный представитель (опекун, попечитель), имеющий следующие документы:
      • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
      • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени получателя услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Порядок действий уполномоченной организации

Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (документами в электронном виде) сохраняется в МАИС ЭГУ, где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.

Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, становится доступным для уполномоченного лица Жилищного агентства в ЭКДЛ.

I. Прием заявления и документов, необходимых для получения услуги

Уполномоченное лицо Жилищного агентства, ответственное за прием и обработку входящей корреспонденции, заявлений и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

Должностное лицо бухгалтерии, ответственное за выдачу копии финансового лицевого счета:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Определяет способ информирования заявителя о принятом решении по предоставлению услуги.
  4. Проводит проверку документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, необходимых для предоставления услуги и требованиям к электронным документам.
  5. В случае отсутствия замечаний регистрирует представленные документы в журнале регистрации (в т.ч., в электронном виде).

*Информирование заявителя производится посредством установки статусов электронного дела, формирования комментариев (при необходимости), приложения электронных документов, например,

  • о необходимости явки заявителя в администрацию (в случае необходимости);
  • о ходе предоставления государственной услуги с указанием дальнейших действий заявителя (при необходимости);
  • о направлении межведомственных запросов;
  • о принятом решении (предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги).

Уведомление о принятом решении должно содержать приложения в виде скан‑образа документов о принятом решении, об иных действиях, предусмотренных административным регламентом предоставления услуги.

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги также обеспечен:

II. Рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) заявителю копии финансового лицевого счета

Должностное лицо бухгалтерии:

III. Выдача (направление) заявителю копии финансового лицевого счета либо уведомления об отказе в предоставлении услуги

Должностное лицо бухгалтерии, ответственное за выдачу копии финансового лицевого счета:

Заявитель получает сведения о ходе предоставления государственной услуги и готовности результата предоставления государственной услуги в электронной форме:

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя.*

При получении копии финансового лицевого счета в Жилищном агентстве могут быть предъявлены также иные документы, удостоверяющие личность заявителя:

  • удостоверение личности военнослужащего (содержащее сведения о месте жительства заявителя);
  • справка об освобождении;
  • свидетельство о рождении (для граждан, не достигших 14‑летнего возраста, представляется законным представителем).

* Паспорт гражданина, иное удостоверение личности, предъявленные при получении подтвержденной учетной записи в ЕСИА.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя за результатом услуги в Жилищное агентство):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  2. Документы, подтверждающие право представлять интересы заявителя в целях получения им государственной услуги:
    • доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством и подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги (для доверенного лица);
    • документ, подтверждающий право законного представителя (опекуна, попечителя) выступать от имени получателя услуги.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Представлены не все необходимые документы.
  2. Несоответствие представленных документов нормативным требованиям.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Копия финансового лицевого счета по форме.
  2. Уведомление об отказе в предоставлении услуги по форме.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) сотрудников Санкт‑петербургских государственных казенных учреждений — районных жилищных агентств либо должностных лиц.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги;
  • нарушение срока предоставления услуги;
  • требование документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Санкт‑петербургского государственного казенного учреждения — районного жилищного агентства, сотрудника Санкт‑петербургского государственного казенного учреждения — районного жилищного агентства в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
  • наименование организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и действиями (бездействием) организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. Жалоба, поступившая в организацию, предоставляющую услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен. По результатам рассмотрения жалобы организация, предоставляющая услугу, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных организацией, предоставляющей услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаком состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Читайте также: