Как сделать рецензию

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1.Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;
2.Рецензия произведения в контексте творчества писателя;
3.Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия;
— анализ его формы и содержания;
— особенности композиции;
— мастерство автора в изображении героев;
— индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии;
— актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

Типичные ошибки в написании рецензии

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Написание рецензии или отзыва требует умения проанализировать текст, чтобы написать авторские комментарии, соответствующие содержанию материала. Такие публикации популярны в академических кругах, поскольку для них требуется вдумчивое чтение, исследование и писательские навыки. Используя описанные ниже советы, вы сможете овладеть мастерством написания рецензий самостоятельно.

  • Рецензия – это вдумчивая оценка, требующая неоднократного прочтения материала. Главная ошибка многих студентов заключается в том, что они затягивают с чтением и написанием отзыва до последнего момента.

Проанализируйте полученное задание. Обратите внимание на специфические аспекты оценки текста, на которых преподаватель хочет сфокусировать ваше внимание.

Перечитайте текст еще раз, держа в сознании тему задания. В этом случае вы будете анализировать материал уже во время чтения.

  • Аннотации на полях текста облегчат поиск цитат, ключевых моментов, развития персонажей или запомнившихся моментов. Без основательного аннотирования будет сложнее подготовить рецензию, образующую единое целое с материалом.

Выполняйте работу над проектом в соответствии с полученным заданием. Во многих случаях такие статьи требуют изучения дополнительных источников, например исторических справок и отзывов критиков. Поиск необходимых источников может занять несколько недель.

  • Вашим заданием может быть оценка материала в свете другого текста. В этом случае вам понадобятся цитаты из обоих источников.
  • Иногда задание требует отзыва о тексте в свете изучения определенного вопроса. Например, для преподавателя социологии важно определить отношение к равноправию полов в книге. В этом случае нужно прочесть книгу и сделать аннотации по исследуемому вопросу, чтобы рецензия содержала информацию о том, как в книге описываются роли полов.
  • Задание может предусматривать написание персонального отзыва на текст, хотя такая постановка задания встречается нечасто. Преподаватель просто хочет, чтобы вы ознакомились с текстом и описали личные впечатления о нем. В этом случае необходимо сосредоточится на собственном мнении о книге.

Уточните требуемый объем рецензии. Большинство заданий требуют подготовки короткого отзыва на 2-5 страниц, но встречаются случаи, когда нужно подготовить полноценную рецензию объемом до 30 страниц.

Напишите короткий набросок. Включите в него абзац с введением или кратким резюме, несколько абзацев с критикой или анализом, а также заключительную часть, содержащую основные выводы.

Опишите задание. Напишите предложение, в котором объясняется, что является целью работы: анализ, критика, доказательство какой-то гипотезы и т.д. Это поможет сфокусировать вашу рецензию на поставленной задаче, не отклоняясь в стороны.

  • Например, вы готовите личную оценку книги. В этом случае каждый параграф может описывать, насколько успешно/не успешно подобрана обстановка, противопоставления и фигурные обороты речи, как они соотносятся с главной темой книги.

Включите в свой набросок несколько цитат. Для подтверждения основных тезисов вашей работы используйте цитаты, подготовленные в аннотациях.

Для используемых цитат нужно подготовить описание, чтобы они органично вписывались в работу. Это может быт подводящий абзац, анализ цитат и комментарии к ним. Это наиболее простой метод подготовить черновой вариант рецензии прямо на основе наброска.

Убедитесь, что вступительный параграф содержит название книги, имя автора и задачу вашего исследования. Последним предложением должно быть задание.

Перечтите параграфы с выводами. Нужно убедиться, что в них четко выражена ваша личная позиция. Личные впечатления не являются заданием для большинства рецензий, но вам лучше описывать и разъяснять материал, а не просто перечислять факты.

Объясните наиболее важные выводы относительно текста, автора, исследуемого вопроса или личных впечатлений о тексте. Если заданием работы является описать личные впечатления от прочтенного, этот абзац лучше всего вставить в финальной части исследования.

Отредактируйте текст по длине и ясности изложения. Поскольку большинство рецензий сравнительно небольшие, эта работа не потребует больших усилий.

Выполните проверку орфографии и стилистики. Перечитайте текст вслух, обращая внимание на возможные ошибки грамматики или стилистики.

Задайте себе вопрос, соответствует ли ваша рецензия поставленному заданию. Если ответ положительный, можете сдавать ее преподавателю.

Хотите написать хорошую рецензию, но не знаете, с чего начать? Тогда читайте наши советы и подсказки.

Мы все прекрасно понимаем, что рецензия — это, в первую очередь, оценка произведения, и она, чаще всего, дает ответ на самый важный вопрос читателя, понравилась или не понравилась книга тому, кто написал отзыв. Если вы хотите, чтобы написанный отзыв получился как можно более интересным, объективным и развернутым, достаточно следовать нескольким несложным правилам.

Каким именно расскажем в нашей статье.

    Первое и очень важное — следование заданной структуре

В большинстве случаев от письменного отзыва о произведении ждут всего двух вещей: рассказа о том, что написано в книге (о чем она) и вашего личного мнения о ней (вы пишите потому что книга понравилась и зацепила или наоборот — это негативный отзыв). А значит, когда вы начинаете писать рецензию, стоит придерживаться примерно такой структуры:

  • Короткий обзор содержания книги, перечень главных героев и, возможно, указание основной темы.
  • Ваше личное мнение о данной книге, она вам понравилась, вызвала негативные эмоции или вовсе ставила равнодушным с сожалением о потраченном на нее времени.
  • И теперь самое время переходить уже к подробному анализу, который может включать в себя следующие оценки: убедительность характеров как главных, так и второстепенных героев; насколько произведение соответствует заданному жанру; степень интриги; уникальность сюжета; сложность композиции и так далее. Все, что вам кажется интересным и достойным отдельного упоминания.
  • Очень ответственный и несомненно значимый момент — личные размышления. Ведь, если книга глубокая и заставила вас думать о ней, какое-то время оставаясь в сюжете, натолкнула на собственные мысли по поводу поднятой автором или героями темы, вы что-то осознали, поняли, что не все мы твари дрожащие, но право имеем, — не молчите, пусть об этом узнают и другие книголюбы. Расскажите об этом в рецензии, сделав ее уникальной и личной.

Почему меня так зацепило произведение? Почему у меня глаз трясется от действий героя? Почему я понял, что и другие книги этого автора обязательно будут прочитаны и украсят мою полку? Почему я обязан рассказать всем, что тратить время на эту книгу нельзя? Почему, не дочитав эту книгу до конца, я не испытываю сожаления? Почему слезы сами лились из моих глаз то от сопереживания, то от смеха? Почему эту книгу можно сравнить с книгами классических авторов? Почему ее нужно прочесть именно в этом возрасте? Задавая себе такие вопросы и записывая ответы на них вы уже увидите почти готовый и весьма неплохой отзыв.

Если произведение сильное и действительно хорошее, то у него неизбежно будет несколько трактовок. Ведь гениальный автор пишет так что бы каждый в его произведении нашел и увидел что-то свое. Опишите в рецензии свой разбор книги, что нашли вы, как вы осмыслили и трактовали прочитанное. Ни от кого не секрет, что книга — не монолог писателя, а диалог автора и читателя, так что ваше истолкование подогреет интерес нового читателя к книге. Включите этот пункт в план вашей рецензии.

Если этот автор вам знаком, вы читали и другие его книги, то это только на руку — смело проведите параллели. Ваши мысли и критический взгляд будут очень интересны. Укажите, прослеживаются ли узнаваемые авторские черты. А может быть, эта книга выбивается из ряда вон? Помогла ли новая книга лучше понять предыдущие или наоборот, прежде чем за нее браться вы порекомендуете сначала прочитать другие произведения, которые можно взять за образец. И не забудьте об общепринятом сравнении — новая книга лучше или слабее предыдущей. Такой сравнительный литературный анализ будет и интересным, и полезным.

Все книги разные и посылы в них тоже различаются. Подскажите в своей рецензии, кому это произведение предназначается, дайте совет, в каком возрасте и в какой период жизни читать его будет действительно интересно. Помогите читателю избежать ошибки. Очень важно, чтобы книга, основанная на реальных жутких событиях, не оказалась в руках у человека на волоске от эмоционального срыва, серьезный научный труд перед глазами человека далекого от данной темы, а книга о развитии бизнеса за рубежом в руках ребенка (ему еще рано). Обязательно раскройте в своей рецензии, кому она особенно понравится: подросткам и любителям Young Adult, барышням рукодельницам или любителям пощекотать нервы.

Эти правила помогут в написании первых рецензий, а далее такая работа будет для вас простой, понятной и приятной. Успехов!

Хотим напомнить, что на сайте Эксмо проходит Конкурс рецензий. Будем рады получать ваши замечательные рецензии, которые, несомненно, откроют читателям множество новых удивительных авторов и произведений.

Рецензия на статью: пример написания

При написании научного исследования или любого другого типа научной работы, необходима рецензия на статью. Рецензия пишется в соответствии с правилами, которые изложены в государственном стандарте. Структура текста предусматривает последовательное изложение оценки специалиста информации о результатах статьи и соответствие ее содержания поставленным целям.Что такое рецензия, кто ее составляет, каков объем и структура - на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Что такое рецензия на статью и для чего она нужна

Рецензия - это официальный документ, который пишется экспертом – специалистом в определенной области знаний. Рецензия представляет собой текст, содержащий профессиональную и объективную оценку научного исследования, проведенного автором работы. Это своего рода оценка научного труда, которая включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ, то есть, всесторонний разбор статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ.

recenziya-na-statyu

Рецензент должен подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, которые необходимо доработать. Экспертное мнение ставит своей задачей определить место статьи в научных кругах, подтвердить актуальность выбранной темы, ее практическую значимость, достоверность полученных научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения изложенных фактов, внутреннюю логику текста, целесообразность методов исследования, обоснованность выводов и оценивает соблюдение общепринятых правил оформления.

Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д. Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.

Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале.
Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи:

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация.
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения - публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний.
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала - это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д.

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил:

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе.
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения.
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок.
  5. Аргументированное резюме.

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель.
  3. Научная и практическая значимость работы.
  4. Положительные стороны и недочеты.
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля.

recenziya-na-statyu-primer

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей - резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент.

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться – это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

  • Размер шрифта – 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman;
  • Формат бумаги – А4.
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей.

Виды рецензий на научную статью

Существуют две распространенные классификации рецензий:

  1. Внутренняя: рецензия на статью от имени эксперта, который является работником этого же учебного учреждения или непосредственным научным руководителем автора работы.
  2. Внешняя: если редакция журнала, в котором человек хочет опубликовать свою статью, назначает в качестве рецензента эксперта со стороны.

Виды рецензий на научные работы:

Рецензия на научную статью

Рецензия на статью пишется, когда автор претендует на то, чтобы его работа была опубликована в научном журнале. Это необходимо тем, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью. В рамках подготовки к защите диссертации соискатель должен опубликовать большое количество статей в научных журналах, и на каждую статью необходима рецензия.

recenziya-na-nauchnuyu-statyu

Рецензия на ВКР

Рецензентом может быть назначен преподаватель факультета / института, руководитель организации, в которой студент проходил преддипломную практику. В рецензии на ВКР, аналогично другим видам экспертиз, отмечаются и положительные, и отрицательные моменты исследования, присутствует описание новизны работы и другие общепринятые параметры оценки. В резюме должна стоять оценка, которой, по мнению рецензента, достоин автор работы, в словесном выражении.

Рецензия на статью: пример написания

Рецензия на диссертацию

Если человек, получив диплом бакалавра, стремится заниматься научными исследованиями в дальнейшем и получить степень магистра и далее кандидата наук, он пишет диссертацию. Рецензия на диссертацию должна быть максимально объективной, написана компетентно с учетом всех требований к написанию экспертной оценки.

Все виды рецензий имеют одинаковую структуру. Требования к содержанию, объему, стилю также аналогичны.

Пример, как написать рецензию на научную статью:

Как составить рецензию для ВАК-журнала

Составлением рецензии на статью занимается научный руководитель претендента на публикацию. Документ должен быть заверен экспертом с указанием информационных данных о рецензенте: его звании, должности, ученой степени при ее наличии. Подпись автора должна быть заверена печатью организации. Задача куратора – предоставить объективную оценку рецензируемой работе с описанием его сильных и слабых сторон.

Содержание рецензии на статью в ВАК:

  1. Актуальность проблемы исследования.
  2. Всестороннее изучение исследуемой проблемы.
  3. Соответствие содержания текста плану исследования.
  4. Обоснованность выводов.
  5. Перспективность исследования.

Образец рецензии для публикации:

Речевые шаблоны для написания рецензии на статью

Рецензирование – это особый жанр, который не имеет ничего общего с художественным стилем, поэтому текст рецензии состоит из шаблонных фраз и клише:

      • автор пишет о существующих проблемах в современной педагогике . ;
      • автор статьи придерживается следующей точки зрения на. ;
      • автор продемонстрировал умение анализировать. ;
      • точка зрения автора данной работы подкрепляется. ;
      • данная статья – это образец глубокой разработки темы. ;
      • безусловная заслуга автора заключается в . ;
      • автор изучил и преподнес фактический материал как практическое подтверждение . ;
      • утверждения автора логически взаимосвязаны и подтверждены фактическим материалом о . ;
      • в статье обоснованы современные аспекты. ;
      • к недостаткам исследования следует отнести . ;
      • качество оформления статьи требует …

      Как стать рецензентом

      Каждый специалист, имеющий соответствующее (высшее) образование, может стать рецензентом, если он разбирается в определенном направлении или теме. Чтобы стать востребованным рецензентом, необходимо иметь определенную репутацию в научных кругах. Это означает, что эксперт должен иметь не только багаж академических знаний, но и практическое подтверждение им: собственные научные публикации, ученую степень или звание, подтверждение участия в научных конференциях, симпозиумах разного уровня.

      Образец рецензий на научные статьи

      Для того, чтобы иметь представление о сути написания рецензии в интересующей вас области, необходимо не только изучить теорию ее составления, но и ознакомиться с образцами готовых экспертных оценок:

      Читайте также: