Как сделать свечи накаливания на мтз 82

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Отключить аккумуляторные батареи, сняв наконечник провода с одной из выводных клемм. Отсоединить от свечей провода.

Вывернуть свечи и заглушить отверстия в головке цилиндров дизеля под свечи деревянными пробками.

Осмотреть свечи и при наличии нагара положить на некоторое время в ванночку с бензином, чтобы размягчить нагар.

Осторожно очистить от нагара спираль и металлическую часть свечи тонкой стальной пластинкой, а изолятор — жесткой волосяной щеткой, смачивая ее в чистом бензине.

Очищать изолятор острыми стальными предметами запрещается, так как при этом можно повредить эмалевое покрытие.

Промыть свечи в бензине, удалить остатки нагара и просушить. Рекомендуется очищать свечи с помощью пескоструйного аппарата при давлении воздуха 1 ат (аппарат входит в оснастку автопередвижных мастерских ГОСНИТИ1 и ГОСНИТИ2).

Убедиться в отсутствии трещин на поверхности изолятора и в хорошем состоянии уплотнительной шайбы свечей. При наличии трещин заменить свечу, так как трещины загрязняются, что приводит к образованию токопроводящего слоя и к выходу свечи из строя. Обгоревшие шайбы заменить во избежание прорыва газов, перегрева и порчи свечей.

Вынуть пробки из отверстий головки цилиндров дизеля, осмотреть отверстия и, если они обгорели, удалить нагар. Ввернуть свечи, затянув их с усилием 6—8 кгм. Присоединить провода к свечам.

Віталій Миколаїв

Александр Максимов

кстати свечи накаливания на моторы ММЗ ставили ещё в 1975 году.Непомню просто кто-то писал что только додумалис до этого.

Віталій Миколаїв

Александр, Не верь тому что говорят,первый мотор на который поставили свечи накала на ММЗ это Д-245Е2.7 Валдай-ПАЗ и Д-245Е2.30 Зубрёнок

Александр Максимов

Віталій Миколаїв

Александр Максимов

Виталий, нет движок родной на мтз-50 ещё ни разу не перебирали и форсунки с тнвд тоже еще родные.Эти двигателя низкооборотистые,самому нравится как он мягко и тихо работает.

Віталій Миколаїв

Александр, Свечи накала стояли ещё на МТЗ-5,но движок на них был такой же как на ЮМЗ,других вариантов не нашёл.Знаю что Движок на МТЗ-50 практически ни чем не отличается от МТЗ-80 кроме мощности и оборотов.И не думаю что за 40 лет движок ни разу не делался,в советское время он не мог простаивать.

Александр Максимов

Виталий, я незнаю может и делался,он говорит что нет.Разница между д-50 и д-240 есть помимо мощности и оборотов.Писать об этом не буду и думаю не зачем.Вообщем я почистил двигатель слегка что бы с фоткать,честно сам был удивлен что их ещё ставили в то время,только мне кажется не на все модели,а наверно что шли со стартером.Знакомый ими не пользуется так как он всю зиму стоит,а ездит только летом.

Віталій Миколаїв

Александр, Они ещё и на МТЗ-5 стояли,только как видишь они отличаются от современных,они как на ЗАЗовской печке со спиралью.

Ну не запускать свой салон запускается хорошо и без свечей накала. Мы видели дам недавних видео -8 было и залезешь .

Замена свечей накала. Как выкрутить и не сломать свечи накала на дизеле. Заменить свечи накаливания дизельного .

Вчера канал Иван Фермер сделал обзор на свечу фл. факельного подогрева, и указал ее слабые места, в низу .

Накал спирали сейчас так такой попробуем потом как сопротивление нам добавочная не нужно такому стоит стоит в .

Сейчас вот видно нагревается все это дело нагревается значит свеча работает отлично. Так значит внутри подключать .

На новых тракторах зажигание калибруется на заводе. Оптимально выставленные рабочие настройки позволяют владельцам на несколько лет забыть о необходимости регулировать зажигание на МТЗ. Но со временем, когда детали изнашиваются, снимаются для дефектовки и ремонта и затем ставятся обратно, потребуется калибровать их заново.

Как отрегулировать зажигание на МТЗ? Как правильно выставить параметры для максимально эффективной работы двигателя? Как установить зажигание на МТЗ старого и нового образца? Эти и другие вопросы рассмотрим далее в статье.

Как устроено зажигание дизельного двигателя трактора Беларус

Чтобы разобраться в том, как отрегулировать зажигание на МТЗ, придется сначала понять, как работает система воспламенения воздушно-топливной смеси на дизельных двигателях.

Воспламенение топлива производится в камере сгорания, куда подается воздух и впрыскивается солярка. Если на бензиновых моторах для воспламенения воздушно-топливной смеси используются свечи зажигания, то на дизельных движках их нет. У дизелей возгорание смеси осуществляется за счет сильного сжатия воздуха, который во время термодинамического процесса нагревается до 700 градусов Цельсия.

Таким образом, регулировать зажигание на тракторе МТЗ можно, воздействуя на процессы:

  • подготовки и подачи воздушной смеси;
  • распыления топлива (ТНВД, форсунки);
  • сжатия воздушно-топливной смеси (цилиндро-поршневая группа).


Часто необходимость отрегулировать зажигание на тракторе МТЗ возникает зимой, когда температура окружающего воздуха значительно снижается. При этом в дизельном топливе увеличивается содержание парафинов, оно становится более густым и вязким. Как следствие – забиваются фильтры, и двигатель не может стабильно функционировать, дымит или не заводится. Чтобы компенсировать избыточную вязкость, в холодное время используются специальные присадки, но и они зачастую не способны обеспечить достаточную текучесть.

На двигателях тракторов МТЗ реализована система предпускового подогрева с использованием свечей накала. Они прогревают воздух, подаваемый в цилиндры, что помогает ему легче достигать температуры зажигания воздушно-топливной смеси.

Несмотря на то, что самостоятельная система зажигания на дизельных двигателях отсутствует (как это реализовано на бензиновых движках), воспламенение воздушно-топливной смеси производится. И с тем, как правильно отрегулировать зажигание на МТЗ, подробно разберемся далее.

Проверка угла начала подачи топлива

Настройка угла опережения подачи топлива является одним из способов, как отрегулировать зажигание на МТЗ на топливном насосе. Угол начала подачи топлива отвечает за своевременность сгорания смеси. Регулируя угол опережения подачи топлива на ТНВД, можно изменять время задержки воспламенения, скорость увеличения давления и расположение линии сгорания по отношению к верхней мертвой точке (ВМТ).

Обычно под тем, чтобы отрегулировать зажигание на ТНВД, понимают смещение сгорания топлива ближе к началу цикла расширения. Но регулировка должна быть контролируемой, поскольку при значительном смещении появятся проблемы: к концу сгорания упадет давление, повысится температура отходящих газов. Как следствие – возрастут потери тепловой энергии и увеличится расход дизеля.

Чтобы проверить угол опережения подачи топлива, действуют следующим образом:

  • Установить рычаг подачи топлива в положение для максимальной подачи.
  • Вкрутить моментоскоп вместо трубки на первой секции ТНВД.
  • Поворачивать коленвал при помощи ключа до тех пор, пока из стеклянной трубки моментоскопа не пойдет солярка без пузырьков воздуха.
  • Встряхнуть трубку, чтобы удалить часть топлива. Прекратить вращать коленвал, когда уровень солярки в стеклянной трубке начнет повышаться.
  • Выкрутить установочный болт и вставить его другим концом в то же отверстие до момента упора в маховик.
  • Установочный болт должен совпадать с отверстием в маховике – это означает, что поршень 1-го цилиндра находится в положении 26 градусов до ВМТ. Если этого не произошло, нужно изменить положение шлицевого фланца по отношению к шестерне привода ТНВД.


Как отрегулировать зажигание на МТЗ 80 на топливном насосе

Чтобы отрегулировать зажигание на ТНВД на МТЗ 80 и аналогичных тракторах, необходимо выполнить следующие действия:

  • Совместить установочный болт с прорезью в маховике, как было описано выше.
  • Используя ключ, повернуть валик топливного насоса, ухватив его за гайку. Также провернуть шлицевый фланец. Вращение проводить по часовой стрелке до тех пор, пока топливо в стеклянной трубке не начнет подниматься.
  • Когда отверстия в шлицевом фланце и шестерне привода совпали, вкрутить в них два болта. Если отверстия не совпадают, потребуется сделать полный оборот коленвала и прокрутить его до тех пор, пока отверстия совместятся.
  • Проверить момент начала подачи дизеля после закрепления шлицевого фланца.
  • Вкрутить вместо моментоскопа обратно трубку высокого давления. Установочный болт выкрутить и завернуть в отверстие в заднем листе. Затянуть все болты и гайки, установить на место крышку люка.

Для чего ставится раннее зажигание


Чтобы дизельное топливо воспламенялось до того, как поршень поднимется до верхней мертвой точки, нужно установить опережение угла зажигания. Как мы уже писали ранее, оптимальным является угол в 26 градусов. Но иногда поршень может доходить до ВМТ за 11-27 градусов поворота коленвала.

В процессе сжатия воздушной смеси ее температура повышается до 700-800 градусов Цельсия. И к моменту впрыска топлива температура сжатого воздуха настолько высокая, что это воспламеняет дизель. Таким образом, когда поршень доходит до ВМТ, сжимается уже горящая воздушно-топливная смесь. Выделяемые в процессе газы создают избыточное давление и выталкивают поршень.

Чтобы получить максимальное давление, т.е. иметь наибольшую отдачу при работе дизельного двигателя, требуется сжимать уже горящую смесь. Для этого на некоторых моторах даже реализован механизм подачи уже воспламененного топлива. За счет этого мощность двигателя увеличивается.

Универсальных правил того, как отрегулировать зажигание на тракторе МТЗ, нет, поскольку на Беларусы устанавливаются двигатели с различными углами опережения зажигания. Они ставятся в зависимости от расположения установочного шкива, расположенного на задней части мотора. Чтобы выставить зажигание на МТЗ, потребуется попасть в специальное отверстие в маховике. Если это сделать, то поршень будет располагаться как раз на требуемом угле опережения. После этого надо будет лишь отрегулировать зажигание на топливном насосе, установив начало впрыска дизеля плунжером первого цилиндра.

Особенности регулировки зажигания на разных тракторах

Как отрегулировать зажигание на МТЗ 80 и 82

На тракторах МТЗ 80 и 82 устанавливается дизельный двигатель Д-240 и его модификации. Разберемся, как отрегулировать зажигание в этом случае.

Шаг 1: Выставляем ТНВД на начало момента впрыска

Необходимость выставить зажигание появляется обычно после снимания топливного насоса. Соответственно, перед регулировкой зажигания нужно сначала поставить обратно ТНВД.

Главной конструктивной особенность МТЗ 80 и 82 с Д240 является наличие переходной пластины, посредством которой соединяется вал топливного насоса с шестерней привода. Переходная пластина сажается на вал ТНВД при помощи внутренней шлицевой части.

По краям переходной пластины сделано множество сквозных отверстий. Они необходимы для того, чтобы можно было совместить пластину с отверстиями на шестерне привода после регулировки положения вала топливного насоса.

Чтобы определить положение вала ТНВД, выполняют следующие действия:

  • В топливный насос закачивается солярка.
  • Откручивается штуцер с отводящей трубкой.
  • При помощи насоса в ТНВД создается давление до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха.
  • После удаления воздуха вращают вал топливного насоса, пока из отверстия секции 1-го цилиндра не покажется жидкость.

Момент достижения требуемого уровня давления в трубке, которая идет на форсунку, и является началом впрыска топлива.


Кулак на валу топливного насоса в сечении имеет эллипс, поэтому при вращении в определенном положении надавливает на плунжер. В результате перекрывается отверстие, через которое топливо поступает в полость плунжера, и в ней создается высокое давление. При определении угла впрыска нужно подловить такое положение плунжера, когда он пришел в движение и только-только перекрыл прорезь для подачи солярки.



Чтобы правильно отрегулировать зажигание на МТЗ 80/82 с двигателем Д240, не понадобится использовать какие-либо специализированные инструменты и датчики, ведь определить момент начала впрыска топлива можно визуально. Прокручивая вал топливного насоса, нужно отметить момент, когда в секции первого цилиндра появится дизтопливо. Далее вал необходимо чуть-чуть вернуть назад и снова медленно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока не начнется движение жидкости. В этом положении вал ТНВД нужно оставить.

Шаг 2: Выставляем коленвал на опережение

Чтобы выставить зажигание на тракторе МТЗ 80 или 82, следующим шагом будет установка поршня первого цилиндра на угол опережения зажигания. Последовательность действий следующая:

  • Проворачивать коленвал до того момента, пока коромысла 1-го цилиндра прекратят движение – в этом положении они перестанут давить на клапаны, и они окажутся закрыты.

Важно: Рабочий цикл включает два подъема поршня к верхней мертвой точке. Нам нужно поймать поршень при движении к ВМТ на такте сжатия, когда клапаны закрыты и коромысла не двигаются.

  • Когда вы отследили нужный момент движения поршня и клапаны закрылись, надо выкрутить регулировочный болт, который расположен на задней стенке двигателя. Его нужно перевернуть и обратной стороной вставить в отверстие, продолжая вращение коленвала до тех пор, пока болт не проскочит вниз, попав в отверстие маховика. В этом положении болт потребуется закрутить, чтобы зафиксировать коленвал.

Шаг 3: Устанавливаем переходную пластину


Переходная пластина или рябушка представляет собой диск со множеством отверстий. Пластину устанавливают на шлицы вала топливного насоса таким образом, чтобы ее отверстия совпали с отверстиями на шестерне.

Совет: Перед снятием ТНВД желательно проставить метку на шестерне и переходной пластине, чтобы потом при сборке не тратить время на подбор положения рябушки.

Но даже при наличии метки пластина может сместиться относительно первоначального положения. Причина может быть в износе шестерен ГРМ или установке новых деталей при ремонте топливного насоса. В любом случае, это не говорит о неправильной установке рябушки: главное – чтобы совпали отверстия.

Когда переходная пластина размещена в необходимом положении, ее нужно зафиксировать при помощи болтов.

Как отрегулировать зажигание на МТЗ 82.1 и 1221

Чтобы настроить зажигание на МТЗ 1221, 1221.3 или 82.1 нового образца с двигателями Д-245 и Д260, нужно выполнить действия, аналогичные описанным выше. Тем не менее, различая в регулировке зажигания все же имеются. Они связаны с тем, что на МТЗ 1221 и 82.1 соединение топливного насоса с приводом шестерни осуществляется через фланец, зафиксированный на валу ТНВД.

Соединительный фланец имеет три шпильки, которые размещены не симметрично. Это сделано для того, чтобы было легко найти нужное положение топливного насоса при его установке. Собственно, чтобы поставить ТНВД, достаточно попасть шпильками в отверстия.

Удобство такого подхода еще и в том, что можно отрегулировать зажигание на МТЗ путем тонкой настройки ТНВД благодаря тому, что отверстия имеют вытянутую форму, и шпильки можно немного двигать по часовой или против часовой стрелки.

Шаг 1: Выставляем топливный насос на начало момента впрыска


Поставив ТНВД после демонтажа на место, придется зафиксировать шестерню с фланцем таким образом, чтобы все три шпильки вошли в отверстия. Несмотря на то, что отверстия имеют вытянутую форму и позволяют немного регулировать положение насоса, вначале следует закрепить ТНВД так, чтобы шпильки находились по центру отверстий.

Далее нужно заполнить топливный насос соляркой и прокачать ее до полного вытеснения воздуха. После этого надо вращать коленвал, пока из секции 1-го цилиндра не покажется жидкость.

Шаг 2: Выставляем коленвал на опережение зажигания

Чтобы отрегулировать зажигание на МТЗ 82.1 нового образца или МТЗ 1221 с Д-260, не нужно вычислять, находится ли поршень в такте сжатия, поскольку для этих тракторов вал топливного насоса за цикл совершает лишь одно вращение. Нам необходимо поймать момент, когда впрыск происходит на секции первого цилиндра.

Создав давление в топливном насосе, нужно открутить гайки, которые скрепляют фланец ТНВД и шестерню. После высвобождения от креплений фланец надо вывернуть до упора влево. Чтобы найти требуемое положение вала, надо медленно поворачивать фланец по часовой стрелке, пока в штуцере секции первого цилиндра не начнет подниматься жидкость. Это будет означать, что в первый цилиндр впрыскивается топливо и поршень дошел до ВМТ за вычетом угла опережения зажигания.

Читайте также: