Как сделать сумерки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

БЛЕДНАЯ КОЖА
Каждый день во время съёмок Роберту Паттинсону, как и остальным "вампирам", приходилось накладывать грим около двух часов, чтобы сделать его кожу достаточно бледной, но в некоторых сценах можно заметить, как краснеют уши актёра, что совершенно несвойственно вампирам.

ГЛАЗА ВАМПИРА
Все вампиры в фильме носили линзы - красные, золотистые или чёрные. Красные линзы означали, что вампир питается человеческой кровью, золотистые – кровью животных, а чёрные показывали, что вампир очень зол. Актрисе Кристен Стюарт также приходилось надевать линзы, потому что её родной цвет глаз - зелёный, а глаза Беллы – карие.

ВОЛЧЬЯ СИЛА
В любовном треугольнике тяжелее всего пришлось актёру Тейлору Лотнеру, исполнителю роли оборотня Джэйкоба, мало того, что именно его любовь отвергла главная героиня, так ещё и по сценарию он должен быть крепким и сильным и большую часть фильма бегать с голым торсом, поэтому поддерживать физическую форму и сидеть на специальной диете актёру приходилось на протяжении всей франшизы.

НАСЛЕДИЕ ВАМПИРА
Для создания истощённого вида беременной героини Кристен Стюарт, актрисе делали грим и специальные накладки, чтобы добиться впалости щёк, создать эффект торчащих наружу суставов, иссушить кожу, а также зрительно уменьшить её вес с 50 до 31 килограмма. Для сцены родов создали специальный манекен, повторяющий фигуру актрисы. Эта точная копия скрывала внутри специальный механизм, которым, в зависимости от требований той или иной сцены, управляли двое специалистов. А для имитации крови новорождённого клубничное варенье смешивали со сливочным сыром.

Феноменальная популярность франшизы позволила заработать её создателям за четыре года почти $2,5 млрд. Продюсеры рассчитывают, что сборы заключительной части саги составят не менее полумиллиарда, что позволит ей войти в десятку самых кассовых кинофраншиз в мире.

Долой диктатуру 55-й параллели

Скриншот программы Starcalc

Скриншот программы Starcalc

Но что такое моменты, от которых мы отсчитываем начало дня и ночи, то есть собственно восходы и заходы? С ними все совсем непросто.

Избегание горизонта

Вечер 18 мая 2019 года был невероятно ясным. В нашем климате такое редкость: облака любят кучковаться на западе, и вечеров с чистыми закатами за год наберется от силы десяток, а в 2020-м и пяти таких вечеров не было. Я никогда не упускаю возможность сфотографировать эталонный закат, благо в моем распоряжении – эталонный же горизонт, близкий к математическому (линия, отстоящая на 90 градусов от зенита). Первое фото сделано в 20 часов 45 минут, когда Солнце вроде бы коснулось горизонта. Но именно вроде бы: чем ближе к горизонту, тем больше нижняя кромка Солнца принялась изгибаться и как бы избегать касания с ним. На втором фото – оно сделано в 20 часов 47 минут – Солнце кажется рассеченным пополам. Точно сказать нельзя, поскольку светило превратилось в замысловатую сплющенную фигуру. Итак, за две минуты светило прошло половину диаметра, стало быть, вторую половину пройдет тоже за две? Ничего подобного: третье фото сделано в 20 часов 52 минуты, и еще минуты четыре после этого светило мучительно догорало и просвечивало сквозь отдаленный лес. Заход оказался нелинейным процессом!

Солнце касается горизонта нижним краем. Условный астрономический заход (центр Солнца пересекает горизонт) Верхний край Солнца пытается скрыться за горизонтом

Дело, конечно же, в рефракции. Мы смотрим на небо через атмосферу, а она преломляет свет. Атмосферная рефракция как бы приподнимает светила над горизонтом. Ты еще видишь Солнце, а на самом деле его уже нет. Интернет-сервисы не лгут: Солнце в самом деле село именно в 20 часов 40 минут, и все это время мы наблюдали как бы мираж, призрак Солнца. Считается, что в зените рефракция нулевая (свет поглощается атмосферой, но световой пучок не отклоняется). У горизонта средняя рефракция составляет 35 угловых минут. Штука в том, что у горизонта огромен и градиент рефракции: верхняя точка Солнца рвется вверх не так сильно, как нижняя, форма диска светила искажается.

Огни, удаленные на 120 км, наблюдаются на горизонте летом 2019 года

Огни, удаленные на 120 км, наблюдаются на горизонте летом 2019 года

Сага о сумерках

В двух словах картина такая: Солнце скрывается за горизонтом, но еще освещает атмосферу, а она – нас. Преобладают два вида рассеяния: на атомах воздуха (рэлеевское) и на твердых частицах. Чем темнее, тем важнее второй механизм. Это хорошо видно по причудливым изменениям в поляризации сектора зари (поэкспериментируйте как-нибудь с полярифильтрами). Краски заката определяются как преломлением, так и, когда стемнеет, собственным свечением атмосферы, например, желтыми линиями натрия. Однажды мне удалось сфотографировать свечение линий натрия в спектре заката, и я был очень удивлен, потому что тогда об этом эффекте не знал.

Линии собственного излучения атмосферы, сфотографированные самодельным спектроскопом

Линии собственного излучения атмосферы, сфотографированные самодельным спектроскопом

Появление земной тени и

Появление земной тени и "пояса Венеры" в области, противоположной закату

Тень моей руки от серебристых облаков летом 2020 года

Тень моей руки от серебристых облаков летом 2020 года

Добавим красок (скорее серости) в эту картину: плотные тучи полностью съедают сумерки и сокращают световое время на часы.

Из транзисторов и палок

Как-то я перебирал завалы, и нашел простые китайские стрелочные часы. Мелькнула мысль: хорошо бы запитать их не от батарейки, а от солнечной панели. Самой простой, из садового светильника. Ночью ставишь часы на 12. Утром батарея освещается, часы начинают идти. Когда вечером они останавливаются, то показывают продолжительность реального светового дня. Понятно, что в такой простоте схема работать не будет. Солнечная панель генерирует от милливольт в сумерках до более двух вольт на свету. Кварцевый генератор в часах хочет получать стабильные 1,5 вольта. Тем не менее, задачу я поставил так: схема должна включать в себя аналоговые часы и простую солнечную панель (не фотодиод, не фоторезистор), без микроконтроллеров и прочих Ардуино. Почему так? А почему не так? Купить какой-нибудь самопишущий люксметр вообще-то не проблема. Но это не круто.

На ум сразу приходил транзисторный ключ. Но транзистор открывается при 0,3-0,5 вольт. Часы оживали, когда уже заметно рассветало.

Погуглив, я обнаружил подростка из сельской Америки, который для научной ярмарки мастрычил что-то подобное и шаг за шагом описывал свои мучения. В итоге он задействовал блок питания садового светильника целиком. Вечером схема зажигала светодиод. Он активировал фоторезистор, а тот через реле останавливал часы. Красиво, но нельзя ли проще? Решение подсказал мне влогер Дмитрий Компанец из Владивостока (позор, конечно, что не додумался сам): каскад транзисторов. Сигнал сначала усиливается, и лишь потом открывает транзисторный ключ. Транзисторы взял из старой лампы-экономки. Не то, чтобы экономил, просто валялись без дела.

Принципиальная схема устройства

Принципиальная схема устройства

Дальше – калибровка. Ее делал на ясном закате. Три транзистора и три батарейки дали срабатывание при высоте Солнца минус 3 градуса в помещении, и минус 6 градусов (точно гражданские сумерки) на улице. Отличный результат. Плохая новость: эффективность китайских солнечных панелей сильно разнится от экземпляра к экземпляру даже в пределах партии. Вам придется, если задумаете повторить, калибровать дивайс по своему экземпляру.

Собственно, что получилось

Собственно, что получилось

В итоге получился небесполезный прибор, нечто вроде гелиографа. Такие еще можно встретить кое-где в обсерваториях. Стеклянный шар, за ним утром кладут бумажную ленту. Солнце, если светит ярко, прожигает в бумаге след, если не светит – не прожигает. Вечером исследователь вынимает ленту, подписывает дату, и кладет в архив. Длинный ряд показаний нашего прибора был бы небезынтересен. Такого ряда у меня пока нет, но результаты показательные. Облака, как и ожидалось, крадут часы освещенности, бросается в глаза и то, насколько отличаются сумерки от ночи к ночи.

Кристен Стюарт и Девид Слэйд


Паттинсону наводят красоту. Во время съемок всех частей саги ему приходилось проводить немало времени в кресле гримера, чтобы сделать прическу (или надеть парик), высветлить лицо, накрасить губы и надеть цветные линзы.


Келлан Латс за работой: съемки экшн-сцен.




Вольтури отдыхают в перерыве между съемками.




Реквизит, среди которого можно разглядеть браслеты Калленов, медальоны Вольтури и обручальное кольцо Беллы.




В кадре: Брайс Даллас Ховард и Ксавьер Сэмюэль играют в любовь.


Съемки сцены сражения Эдварда и Виктории — множество спецэффектов, вырывание деревьев с корнем, зеленый экран…


… и обезглавленное тело вражины на фоне счастливого Каллена.


Одной из главных интриг фильма стало свадебное платье главной героини. Поклонники саги долго думали и гадали, каким же будет подвенечный наряд Беллы и, наконец, увидели его. Правда он оказался ненастоящим, потому что был лишь плодом воображения невесты и существовал только в ее сне. На фото платье из кровавого сновидения, а о настоящем свадебном платьем, дизайн которого разработала сама Каролина Эррера , можно почитать здесь.


Свадебная церемония нестандартной пары состоялась в нестандартном месте — на лесной опушке. Полевые цветы, еловые ветки, пеньки — более оригинального декора для свадебной церемонии и придумать сложно. Потрясающе!



Райский остров Эсме, где провели свой недолгий медовый месяц молодожены, в действительности оказался не таким уж красивым — зеленый экран в помощь!





Актеры с режиссером Биллом Кондоном

Для того, чтобы Кристен Стюарт не пришлось худеть до состояния скелета для съемок сцен беременности своей героини, была создана кукла — точь-в-точь исхудавшая актриса.







Гримеры колдуют над внешностью Стюарт, превращая ее в изможденную Беллу Свон на последних сроках беременности.

Кульминацинный момент — рождение Ренесми. Как и во всех фильмах, новорожденного младенца сыграл довольно крупный, 1.5 месячный малыш, но в нашем случае это закономерно — ведь согласно первоисточнику, вампирское дитя развивается очень быстро.







Первое появление Беллы в обличье вампира. Перемены не значительны, но они есть. На фото: Стюарт, Паттинсон и режиссер Билл Кондон.


В жизни вампира не без трюков. Подозреваю, что самые сложные прыжки-взлеты-падения выполняли каскадеры, хотя Кристен нередко сама порывалась забацать несколько небезопасных трюков.


Тейлор Лотнер и компания получают наставления от режиссера




Забавный момент. Думаю, Келлану Латсу пришлось очень постараться чтобы изобразить усилие и беспомощность в схватке с хрупкой Кристен.


Несмотря на то, что роль Ренесми исполнили в фильме целых девять юных актрис (не считая младенцев и жуткого аниматронного ребенка), прославилась благодаря ей начинающая модель и актриса Маккензи Фой, лицо которой чаще других мелькало на экране. Во время съемок у девочки была специальная банка, в которую актеры клали деньги за каждое нецензурное выражение. К концу съемок в ней набралась приличная сумма, которую пожертвовали на нужды одной из детских больниц.


Не знаю, чего больше всего ждали в этом фильме вы, но лично я надеялась поскорей увидеть новых вампиров и демонстрацию их волшебных способностей. Выбор режиссера меня не разочаровал — несмотря на некоторые расхождения с первоисточником и недосказанности, образы вампиров получились очень интересными. Больше всего меня порадовал тот факт, что на роли кровососов были выбраны не люди с идеальной внешностью, а актеры, обладающие очень запоминающимися лицами и харизмой. Вот один из них — Джо Андерсон в образе кочевника Алистера.



Читайте также: