Как сделать суджуд при чтении корана

Обновлено: 07.07.2024

Саджда шукр – это земной поклон, совершаемый вне намаза и по нескольким причинам:

1. в знак благодарности Аллаху за Его дары человеку, его детям или другим мусульманам. Для совершения саджда шукр требуется соблюдение двух условий: дар должен быть явным и должен быть получен неожиданно – с той стороны, откуда одариваемый и не ожидал его получить. Например, некто получил религиозную работу, для которой он пригоден; получил дозволенное имущество; завоевал авторитет, при котором он не притесняет других; одержал победу над врагом; к нему приехал родственник, приезд которого не повлечёт смуту для других людей; у него или у кого-нибудь другого родился ребенок; больной, который не является притеснителем, выздоровел и т.д. – то есть все эти дары должны быть дозволены шариатом, и в них не должно быть элементов притеснения, харама и тому подобного.

Как мы писали выше, совершение саджда шукр обставлено некоторыми условиями: дар должен быть явным и неожиданным, поэтому если человек получит зарплату, то за это не совершается саджда шукр, так как эти деньги он ожидает. Также не совершается саджда шукр за здоровье, так как на такой саджда может уйти целая жизнь. Также, если дар не явный, то за него тоже саджда шукр не совершается;

2. в знак благодарности Аллаху за то, что Он отвёл от него или от кого-то другого беду. В этом случае для совершения саджда шукр беда, от которой человек спасся, должна быть явной и неожиданной, например, пожар, крушение дома, нападение диких зверей и т.д. Поэтому саджда шукр не совершают из-за того, что Аллах спас его от куфра, так как это может отнять всю жизнь, и человек будет каждый день делать саджда за то, что не впал в куфр. Также, например, он не должен совершать саджда шукру тот, чьи скрытые пороки Аллах не разоблачил, так как это не относится к явным вещам.

За всё перечисленное желательно совершать земной поклон на виду у людей, кроме случая, когда это может задеть кого-либо из присутствующих, например, того, кто не может иметь детей (саджда шукр за рождение ребёнка), или того, кто не имеет денег (саджда шукр за получение богатства);

3. при виде поражённого болезнью, вне зависимости от того, что поразила болезнь: разум или тело. Желательно в таком случае совершить саджда шукр в знак благодарности Аллаху за то, что Он сохранил молящегося от недуга.

Желательно при виде этого человека сделать следующее дуа:

الْحَمْـدُ للهِ الّذي عافاني وما ابْتَـلاني، وَفَضَّلَـني عَلى كَثيـرٍ مِمَّنْ خَلَـقَه تَفْضـيلا

Но не следует совершать саджда шукр непосредственно перед этим больным, так как это может ранить его сердце. Если же больной является грешником, например, вором, которому отрубили руку и который не сделал тавбу, то следует совершить суджуд у него на виду, чтоб напомнить ему о покаянии;

4. при виде грешника, будь он неверным или фасиком. Увидев такого человека, желательно совершить саджда шукри на виду у него, чтобы он бросил свои грехи и покаялся. Но если там же будет присутствовать больной человек, то желательность совершения саджда шукри на виду у него отпадает, так как это может ранить сердце больного.

Способ совершения саджда шукри

Это один суджуд с вступительным такбиром, с намерением и салямом после суджуда. Во время произношения вступительного такбира желательно поднимать руки. Для совершения суджуда необходимо соблюдать все условия намаза: аврат должен быть закрыт; совершающий должен совершить малое и полное омовение; он должен повернуться в сторону киблы. Также его можно совершать верхом или в машине.

Если после получения дара от Аллаха прошло время совершения двухракаатного намаза, а саджда шукри не был совершён, то он считается упущенным, на это тоже необходимо обратить внимание.

По мнению Ибн Хаджара (да смилуется над ним Аллах) [3] , лучше, не ограничиваясь совершением одного земного поклона, раздать милостыню, совершить двухракаатный намаз с намерением совершить желательный намаз без причины, а не с намерением совершить намаз шукру.

Важное примечание: в шафиитском мазхабе нет земных поклонов, кроме трёх: саджда сахви, саджда тилява и саджда шукр. Соответственно, приближение к довольству Аллаха каким-либо другим видом саджда является харамом – запретным [4] . Если человек совершает земной поклон в знак благодарности Аллаху, то он обязан находиться в состоянии ритуальной чистоты, аврат у него должен быть закрыт, и он должен повернуться в сторону киблы – это особенно актуально для спортсменов, которые после победы на соревнованиях совершают земной поклон в шортах, не соблюдая условия и элементы этого поклона. Будьте внимательны.

А Аллах знает лучше!

Саджда ас-сахву (саджда - при допущении ошибки в намазе)

Прежде чем перейти к объяснению положений, связанных с саджда ас-сахву (земным поклоном, совершаемым при допущении ошибки в намазе), будет полезно вкратце перечислить фарды, ваджибы и сунны намаза, поскольку это необходимо для понимания нашей темы.

Фарды намаза:

Ваджибы намаза:

Определение саджда сахву

Когда совершается саджда сахву (общие принципы)

Саджда ас-сахву становится обязательным в следующих обстоятельствах:

Способ совершения саджда сахву

Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.

Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:

От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).

Ошибки в чтении Корана

Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.

5. Многократное повторение одного аята.

8. Чтение только двух коротких аятов.

9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.

11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.

Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.

Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.

Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.

Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Примечание:

Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.

12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.

Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.

Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.

15. Чтение сур не по порядку.

16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.

Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

18. Пренебрежение правилами таджвида.

Если молящийся читал Коран в намазе, где нужно читать громко, и не соблюдал правила таджвида, саджда ас-сахву совершать не нужно. Однако, если несоблюдение правил чтения Корана привело к серьезной ошибке, то нужно повторить сам намаз (под серьезной ошибкой подразумевается ошибка, меняющая смысл или вводящая в Коран постороннее слово).

19. Принятие подсказки постороннего.

Если имам ошибся в чтении, и его исправил посторонний, то есть не следующий за ним в этом намазе, и имам примет его подсказку и исправится, то его намаз нарушится. Однако, если он не обратит внимания на подсказку и исправится сам или повторит всю суру с начала, прочитав правильно соответствующее место, тогда его намаз будет действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно(Ад-Дурр аль-Мухтар).

20. Произнесение постороннего слова.

21. Откладывание саджда ат-тилява (земного поклона чтения Корана).

Если после прочтения аята, требующего совершить саджда, молящийся не совершил его сразу, а через некоторое время (меньше времени чтения трех аятов), поняв свою ошибку, совершил саджда, то это откладывание не делает обязательным саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

22. Тихое чтение в намазе таравих и витр в Рамадан.

Если имам по забывчивости прочитает Коран тихо в намазах таравих и витр в Рамадан (три аята и более), то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

23. Принятие подсказки постороннего в намазе, где нужно читать тихо.

Если во время намаза, где нужно читать тихо, имам по ошибке прочтет Коран громко, и его исправит кто-то из тех, кто не следует за ним в его намазе, и он сразу же примет исправление, то его намаз нарушится и его нужно будет повторить. Если он не обратит внимания на исправление и пройдет какое-то время, прежде чем он продолжит свое чтение, то его намаз будет действительным, однако ему нужно будет совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

24. Пропуск короткой суры.

25. Удлинение чтения Корана из-за ожидания конкретного человека.

Удлинять чтение Корана, для того чтобы конкретный человек успел присоединиться к джамаат-намазу, – макрух тахриман. Однако в этом случае саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).

26. Чтение: его определение и условия.

Чтением (кыраат) считается произнесение звуков с помощью органов речи (язык, губы и пр.). Оно должно быть таким, чтобы стоящий рядом с молящимся слышал его, даже если очень слабо. Если молящийся совершает намаз в одиночку, то он должен слышать сам себя.

Если же молящийся будет всего лишь представлять звуки в своем сознании, не шевеля при этом губами и языком, то это не будет считаться чтением, поскольку не соответствует предъявляемым к нему условиям.

Минимальное количество аятов Корана, которое молящийся должен прочитать в каждом ракаате, – три коротких аята или один длинный. Ученые по фикху привели в качестве примера трех коротких аятов следующее:

ثُمَّ نَظَرَ ﴿﴾ ثُمَّ عَبَسَ وَبَسَرَ ﴿﴾ ثُمَّ أَدْبَرَ وَاسْتَكْبَرَ
(Аль-Муддассир, 21-23)

Длинный аят должен равняться по длине трем таким аятам (Сагыри).

Ошибки в поясном и земном поклонах

1. Пропуск поясного поклона (руку’).

Если же он понял свою ошибку после завершения этого ракаата, то его следующий ракаат (например, второй по счету в намазе) будет считаться для него восполнением предыдущего (то есть будет считаться первым), а руку’ второго ракаата будет считаться руку’ первого ракаата. Соответственно, он должен правильно сосчитать ракааты своего намаза и совершить в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Пропуск одного земного поклона (суджуд).

Если молящийся совершил только один суджуд в ракаате, то, как только он осознает эту ошибку, ему нужно из положения, в котором он находится, сразу же перейти в суджуд и продолжить намаз с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

3. Чтение тасбиха суджуда в руку’ и наоборот.

4. Сомнение в количестве земных поклонов (суджудов).

Если молящийся сомневается в количестве совершенных им в текущем ракаате земных поклонов и не может определиться, то ему следует считать, что он совершил один суджуд, выполнить второй и в конце намаза сделать саджда ас-сахву.

5. Нарушение порядка выполнения руку’ и суджуда.

Нарушение порядка действий намаза, например, совершение руку’ вместо суджуда и наоборот, или повторение рукна намаза, например, совершение двух руку’ или трех суджудов в одном ракаате, требует совершения саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

6. Если забыл совершить саджда ас-сахву.

Если совершение саджда ас-сахву стало для молящегося обязательным по какой-либо причине, но он по забывчивости не совершил его, то ему нужно перечитать этот намаз. Поскольку саджда ас-сахву – это ваджиб, несовершение его нарушает намаз – и такой намаз необходимо переделать.

Однако нужно помнить, что если такая ошибка произошла во время коллективного намаза, то восполнить этот намаз джамаатом разрешается только тем людям, которые участвовали в первом джамаате, где произошла эта ошибка. Тот, кто не был частью первого джамаата, не может присоединиться ко второму джамаату, поскольку второй джамаат восполняет намаз; ему нужно совершить намаз в одиночку (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Сомнение в ваджибе намаза.

8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.

Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.

9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.

Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву, затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.

11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!

12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.

Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).

Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:

  • Совершить его сразу после чтения соответствующего аята. Этот способ предпочтительнее для имама, ведущего коллективный намаз.
  • Прочитать после соответствующего аята еще несколько аятов, затем перейти в руку’ и из него уже перейти к совершению саджда ат-тилява.
  • После чтения соответствующего аята немедленно перейти в руку’, а затем – в саджда ат-тилява.

Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:

А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.

Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.

Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.

Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.

14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.

Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.

15. Остановка в рукнах намаза.

Это два земных поклона, которые совершаются ради искупления допущенных в молитве ошибок.

Причины, из-за которых совершается суджуд ас-саху

1. Сомнение

это неуверенность и колебание между двумя вещами по причине незнания, какое из них имело место быть.

Сомнения в молитве делятся на две категории:

1. Сомнения после завершения молитвы.

На такой род сомнений не следует обращать никакого внимания.

Пример: человек после завершения утренней молитвы засомневался в количестве рака’атов, которое он выполнил, два или три? В этом случае, ему не следует обращать внимание на эти сомнения, если только он действительно не будет уверен в том, что он ошибся в числе рака’атов.

2. Сомнения в процессе молитвы.

Такого рода сомнения бывают в одном из двух вариантов:

а) или человек склоняется к одному из двух выборов

в этом случае он действует в соответствии с тем, к чему он склоняется, а в завершении молитвы совершает суджуд ас-саху.

Пример: человек при совершении обеденной молитвы засомневался, он сейчас выполняет второй рака’ат или третий? Если при этом он больше склонен полагать, что это третий рака’ат, то ему следует продолжать в соответствии с этим решением. Затем он доводит молитву до конца и совершает суджуд ас-саху;

Доказательством тому служат слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас засомневался в своей молитве, то пускай постарается найти истину, затем совершит ат-таслим, а затем совершит два земных поклона”. [Ибн Хиббан]


Произнесение слов “Ас-саляму ’алейкум уа рахмату Ллах” А потом совершение суджуд ас-саху

б) или же ни один из двух вариантов не представляется ему более правильным

в этом случае за основу берется меньшее количество рака’атов, и человек доводит молитву до конца, затем совершает суджуд ас-саху, а затем уже ат-таслим.

Пример: человек при совершении обеденной молитвы засомневался, он сейчас выполняет второй рака’ат или третий? Если при этом он не склоняется ни к одному из двух вариантов, то ему следует считать этот рака’ат вторым.

Он доводит молитву до конца, затем совершает суджуд ас-саху, а затем уже ат-таслим.

Доказательством этому служат слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас засомневался в своей молитве, и при этом он не знает, сколько рака’атов он совершил, три или четыре, то пускай он отбросит сомнения и продолжит в соответствии с тем, в чем он убежден, а затем совершит два земных поклона, прежде чем скажет ат-таслим”. [Приводится у Муслим]


совершение суджуд ас-саху А потом Произнесение слов “Ас-саляму ’алейкум уа рахмату Ллах”

2. Добавление

Имеется в виду то, что человек добавляет в молитву по причине невнимательности, как лишний поясной поклон, лишний земной поклон и т.д.

Такого рода добавления бывают в одном из двух вариантов:

а) либо человек осознает, что он добавляют в молитву что-то лишнее непосредственно в процессе совершения этого лишнего действия.

В этом случае он должен прервать данное действие, выполнить молитву до конца, а затем совершить суджуд ас-саху после того, как скажет ат-таслим.

Пример: человек при совершении обеденной молитвы встал на пятый рака’ат, и в процессе его выполнения он осознал, что этот рака’ат лишний.

Здесь он должен сразу же сесть, завершить последнее сидение ташаххуда и совершить суджуд ас-саху после того, как скажет ат-таслим;

б) либо человек осознает, что он добавил в молитву что-то лишнее после того, как он завершил это лишнее действие.

В этом случае он просто доводит молитву до конца и совершает суджуд ас-саху.

Доказательством этому служит хадис Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что “однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обеденную молитву и сделал в ней пять рака’атов. Тогда его спросили: “Прибавилось ли к молитве?” И он сказал: “С чего это?” Ему сказали: “Ты совершил пять рака’атов”. Тогда он сделал два земных поклона после того, как сказал ат-таслим”. [Приводится у аль-Бухари]

3. Оставление

Под этим понимается оставление либо одного из рукнов молитвы, либо одного из ее уаджибатов.

1. Оставление рукна

Если человек оставляет что-либо из столпов молитвы по невнимательности, то, как правило, он находится в одном из двух состояний:

а) либо он вспоминает об оставленном столпе только тогда, когда он достигает такого же столпа в следующем рака’ате

И в этом случае тот рака’ат, в котором был оставлен столп, аннулируется, а тот рака’ат, в котором он находится, становится на место аннулированного.

Пример: человек, совершая поясной поклон второго рака’ата, вспомнил о том, что он по невнимательности оставил поясной поклон первого рака’ата. В этом случает, он аннулирует первый рака’ат, а второй рака’ат становится на место первого.


Произнесение слов “Ас-саляму ’алейкум уа рахмату Ллах” А потом совершение суджуд ас-саху

б) либо он вспоминает об оставленном столпе прежде, чем достигнет места подобного столпа в следующем рака’ате

В этом случае он обязан вернуться к оставленному столпу, выполнить его, а затем выполнить те элементы молитвы, которые следуют за этим столпом.

В конце же молитвы он должен совершить два земных поклона по причине невнимательности.

Пример: человек забыл выполнить второй земной поклон, а также сидение между двумя земными поклонами в первом рака’ате и вспомнил об этом после того, как выпрямился из поясного поклона во втором.

В этом случае он должен немедленно сесть обратно, затем совершить оставленный им земной поклон и продолжать молитву. В конце же молитвы он совершает суджуд ас-саху.

2. Оставление уаджиба

Если человек оставляет что-либо из уаджибатов молитвы по невнимательности, то, как правило, он находится в одном из трех состояний:

а) либо он вспоминает об этом до того, как оставит место совершения этого уаджиба

В этом случае он просто выполняет его, и нет на нем обязанности совершения суджуд ас-саху.

б) либо он вспоминает об этом после того, как оставит место совершения этого уаджиба и до того, как перейдет к совершению рукна, который после него

В этом случае он возвращается к месту совершения уаджиба и выполняет его, а затем в конце молитвы совершает суджуд ас-саху.

в) либо он вспоминает об этом после того, как перейдет к совершению рукна, который после него

В этом случае он продолжает совершение молитвы, не возвращаясь к оставленному уаджибу, а затем совершает суджуд ас-саху.

Пример для всех трех состояний: человек после того, как выполнил второй земной поклон второго рака’ата, забыл сесть для ташаххуда.

- Если он вспомнил об этом до того, как подняться, то ему следует сесть и прочитать ташаххуд, и в этом случае на нем нет обязанности совершения суджуд ас-саху.

- Если он вспомнил об этом после того, как он поднялся, но до того, как выпрямиться до конца, то ему следует сесть и прочитать ташаххуд, а затем в конце молитвы совершить суджуд ас-саху.

- Если же он вспомнил об этом после того, как он выпрямился до конца, то ему следует продолжать молитву, не возвращаясь к сидению, а затем в конце молитвы совершить суджуд ас-саху.

как совершается суджуд ас-саху

Согласно мнению некоторых из ученых, суджуд ас-саху совершается следующим образом. Совершающий молитву произносит слова таслима, поворачиваясь направо, затем произносит слова такбира и выполняет два земных поклона, во всем соответствующих обычным земным поклонам молитвы.

Затем он опять читает слова ташаххуда и слова благословения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем при желании он может сделать какое-либо ду’а, а затем он снова произносит слова таслима.

Некоторые вопросы, связанные с суджуд ас-саху.

1. Если человек по невнимательности преждевременно вышел из молитвы, произнеся слова таслима, то ему следует совершить ее заново в том случае, если он вспомнил об этом в прошествии большого количества времени.

Если же он вспомнил об этом в прошествии малого количества времени, как две-три минуты, то ему следует доделать молитву до конца, а затем совершить суджуд ас-саху.

2. Ма1мум должен следовать за имамом при выполнении суджуд ас-саху, даже если он присоединился к имаму после того, как тот допустил ошибку.

3. Если человек сделал две или три ошибки, каждая из которых вызвала необходимость совершения суджуд ас-саху, то это не влияет на количество суджуд ас-саху, и ему следует выполнить только два земных поклона.

Во-вторых, суджуд аш-шукр

это земной поклон Аллаху в знак благодарности за оказанное благо, или за радостную весть, или за устранение беды и т.д.

Доказательством узаконенности суджуд аш-шукр служит хадис Абу Бакраты, да будет доволен им Аллах, что “когда до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достигала радостная весть, он падал ниц в земном поклоне в знак благодарности Аллаху”. [Приводится у Абу Дауд]

Как совершается суджуд аш-шукр

Произнеся слова такбира, человек совершает земной поклон и говорит: “Субхьана раббия ль-А’ля”, восхваляет и благодарит Аллаха за оказанную милость, а затем поднимается без слов такбира и без слов таслима.

- Суджуд аш-шукр в молитве :

Если к кому-либо пришла радостная весть в то время, как он находился в молитве, и он совершил суджуд аш-шукр, то его молитва становится недействительной ввиду того, что суджуд аш-шукр ни имеет с ней никакой связи.

В-третьих, суджуд ат-тиляуа

это земной поклон, совершаемый по причине чтения определенных аятов.

Доказательством узаконенности суджуд ат-тиляуа служат слова Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: “Пророк, читая нам суру, в которой есть земной поклон, совершал суджуд, и мы совершали суджуд”. [Приводится у аль-Бухари]

Суджуд ат-тиляуа совершается как в намазе, так и вне него. Однако при этом его условием является наличие омовения.

Как совершается суджуд ат-тиляуа

Произнеся слова такбира, человек совершает земной поклон и говорит: “Субхана раббия ль-А’ля”. А затем стоит сказать: “Саджада уаджхи лилязи хъалякъаху уа щакъа сам’аху уа басараху бихьаулихи уа къууатихи” [Приводится у ат-Тирмизи]

(“Мой лик пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, наделил его слухом и зрением Своей силой и мощью”).

- “Аллахумма ктуб ли биха ’индака аджаран уа дъа’ ’анни биха уизран уа дж’аль ли ’индака зухъран уа такъаббальха минни кама такъаббальтаха мин ’абдика Дауд” [Приводится у ат-Тирмизи]

(“О, Аллах, запиши мне у Себя посредством него награду, и сними с меня посредством него грех, и сделай мне его у Себя запасом, и прими его от меня, подобно тому, как Ты принял его от Своего раба Дауда”).


Аяты, в которых есть места для суджуд ат-тиляуа:

Преграды (206) Поклон (15)
Гром (15) Съад (24)
Пчелы (49) Разъяснены (37)
Перенос ночью (107) Звезда (62)
Марьям (58) Раскалывание (21)
Хадж (18, 77) Сгусток (19)
Различение (60) Муравьи (25)

Некоторые вопросы, связанные с суджуд ат-тиляуа.

1. Если путник прочитал аят, при котором следует совершить суджуд ат-тиляуа, то ему следует слезть со своего верхового животного и совершить земной поклон.

Если же у него не получится этого сделать, то ему следует склонить голову, обозначая тем самым земной поклон.

2. Если чтец повторил аят, при котором следует совершить суджуд ат-тиляуа, то ему достаточно будет совершить его один раз.

3. Суджуд ат-тиляуа в те часы, в которые запрещается совершать молитву, является нежелательным.

4. Если аят, при котором следует совершить суджуд ат-тиляуа, был воспроизведен аппаратурой, или каким-либо существом помимо человека, например, попугаем, то совершать земной поклон не стоит.


Когда мы мечтаем о Рае, мы мечтаем о том, чтобы встретиться с Пророком (мир ему и благословение) и находиться рядом с ним. Слушать его, не сводить с него глаз, видеть его улыбку – это то, чего жаждет каждый мусульманин. Можно ли превратить эту мечту в реальность? Да! – многократными земными поклонами.

Суджуд – это сладчайший элемент намаза, когда мы оказываемся как никогда близко к Всемогущему Господу. Склоняясь перед Всевышним, мы касаемся лбом земли. Этот жест символизирует предельное смирение и наивысшую готовность служить. Мы физически показываем, что охотно и полностью подчиняемся, отдаемся Его воле.

Для многих из нас суджуд стал привычным механическим действием, над которым мы не задумываемся, тем не менее, в нем заключается глубочайший смысл.

Надежный помощник

Суджуд служит нам напоминанием о том, кто мы. В обход нашего эго и гордыни он заставляет нас опуститься на землю и вспомнить о том, что мы всего лишь крохотные зависимые создания, слепленные из глины. Кто мы такие, чтобы кого-то критиковать, считать себя лучше? Разве наши слова, мысли, способности, знания лучше, чем у других? И даже если мы обладаем какими-то особыми талантами, разве это не потому, что ими нас наделил Господь? Шайтан отказался поклониться из гордости. И наоборот, земной поклон оберегает нас от дьявольской гордыни.

Суджуд, выполняемый в ежедневных молитвах, приходит на помощь в борьбе с желаниями и пороками. При условии осознанного выполнения, он облегчает послушание. Он напоминает о наших отношениях с Аллахом (хвала Ему), о том, что, сказав шахаду, мы заключили с Ним договор о послушании. Он дает нам решимость и стойкость в сопротивлении своим страстям, помогает не сходить с пути поиска довольства Аллаха, напоминает об ответственности в День воскресения.

Суджуд способен сделать нас ближе к Аллаху, хвала Ему. И если он не действует, то только потому, что мы делаем его неосознанно.

Я слуга Всевышнего…

Представьте себе слугу человека, занимающего очень высокое положение. Не правда ли, зная о поддержке сильного человека, он сам чувствует себя сильнее и старается не совершать ошибок, чтобы не разгневать своего покровителя. Произнося эти слова, представьте себя в этом положении (хотя, конечно, Аллах выше и вне любых сравнений).

Если вы на правильном пути, то эти слова приносят утешение. К чему страхи и колебания? За нами Господь, Всевышний и Всемогущий. Несомненно, Он не оставит своих рабов. Наш покровитель – Аллах! Он нас ведет, поддерживает и хранит. Тому, кто идет путем Аллаха и посвящает Ему все свои деяния, даже в случае неуверенности, обретает в этих словах настоящую силу. К чему смущение и стыд? За нами Всевышний!

В случае сомнений в какой-то заповеди Аллаха (хвала Ему) эти слова дадут убежденность. Ведь заповеди Всевышнего безупречны, как и Он сам.

В случае ошибки, эти слова станут предостережением: будьте осторожны! вы грешите против Всевышнего! И сразу же захочется раскаяться и попросить прощения.

Дуа в суджуде

Приводится немало и других дуа, которые можно произносить в суджуде.

Остановка в промежутке между земными поклонами

Обычно мы торопимся сделать следующий суджуд и забываем о том, что нужно спокойно посидеть между ними. Однако передается, что поясной поклон, земной поклон и промежутки сидения между двумя земными поклонами занимали у Пророка приблизительно одно и то же время (Бухари).

Да поможет нам Аллах сделать совершенными наши суджуд и намаз, дабы, падая ниц, мы простирались перед Ним всем сердцем.

Читайте также: