Как сделать стопор на катушке для спиннинга

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Что делать если мгновенный тормоз в вашей катушке перестал быть мгновенным? Вы хотите ловить на спиннинг зимой, .

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок .

Есть у спиннинговых катушек Daiwa неприятная хроническая болезнь - периодический отказ стопора обратного хода.

Как вылечить обгонную муфту в катушке Daiwa Как правильно обслужить мгновенный стопор катушки Daiwa Запчасти для .

По первой оттепели пошли на ближайшие реки испробовать новые приманки и половить рыбу. Но столкнулись с .

Профилактика рыболовной катушки. Чистка и смазка. Катушка - это механизм, который в процессе эксплуатации .

На рыбалке случилась неприятность-отказал тормоз обратного хода. Если бы не вторая катушка, то рыбалка была бы .

В этом виде можно увидеть как попробовать починить любимую рыболовную катушку самостоятельно. Если вдруг катушка .

Ремонт инерционной катушки Невская своими руками.Причины поломки глухого тормоза и трещотки и их устранение.

Инерционная катушка.Фиксатор заброса из резинки.Как одеть правильно и быстро на инерционные катушки. Фиксатор .

Поломка катушки Cobra CB640 заключается в том, что шпуля перестала ходить вверх вниз, что приводит к неправильной .

После нескольких рыбалок у катушки Tica Galant Long Сast GBAT5000 перестал держать мгновенный стопор обратного .

Профилактика рыболовной катушки. Чистка и смазка. Катушка, это один из самых важных элементов в рыбалке.

В этом видео показано как Я устранил неполадки самосброса лесоукладывателя на Своей безынерционной катушки!

В этом видео мы покажем вам как разобрать, собрать и обслужить китайскую катушку с задним фрикционом.

В данном обзоре показываем как быстро и просто можно сделать ремонт пружины дужки лесоукладывателя на катушке .

Кратко постарался поделиться с вами, из собственного опыта, возможными случаями поломки и не правильной работы .

Обслуживание катушки CORMORAN Corcast - смотреть обязательно! В конце важная информация! Техническое .

Конструкция, эксплуатация, обслуживание. По вопросу ТО приглашаю на ветку "ТО бюджетных катушек на Преображенке" .

Ремонт сломанной опоры безынерционной катушки с помощью стали и эпоксидных составов. Repair of a broken support of .

Как настроить безынерционную катушку, правильно намотать лесу и учесть множество других нюансов, которые помогут избежать образования бороды, сброса петель, увеличить дальность заброса снасти – вот вопросы, которые в первую очередь волнуют рыболовов.

В настоящее время подавляющее большинство удилищ оснащаются катушками. Для многих новичков, кто не задумывается о тонкостях рыбалки, это всего лишь механизм для намотки лесы. Однако это не мотовило, и нередко успешность лова зависит от правильного использования безынерционки.

Устройство и схема безынерционной катушки

Ось, на которой расположена шпуля, смонтирована по направлению движения лесы. К тому же она статична как во время забрасывания, так и в момент подмотки, что исключает инерционную силу. Рассмотрим основные элементы катушки.

Устройство и схема безынерционной катушки

  • Корпус. Выполнен из различных металлов, в том числе алюминия, а также пластика и других материалов. В нем расположена большая доля элементов. Вверху корпуса находится лапка, с помощью которой выполняется крепеж к удочке.
  • Подшипники. Способны обеспечить мягкую работу всего устройства. Производители могут снабжать подшипником ролик укладывателя лесы, чтобы снизить трение. Считается, что чем их больше, тем лучше отрабатывает мясорубка, однако суждение не всегда верное.
  • Шестерни. В корпусе находится пара шестерен, или, как их окрестили, главная пара. Это костяк механизма, за счет которого крутящий момент рукояти передается ротору. Он-то и вращает лесоукладыватель.
  • Лесоукладыватель. Как уже говорилось, механизм связан с находящимся под шпулей ротором, который связан с дужкой укладывателя лесы. Последний делает вращения, наматывая лесу на шпулю, которая совершает возвратно-поступательные движения.
  • Конструкция ролика укладывателя лесы. Небольшой, но серьезный компонент, из чего состоит безынерционная катушка. С его помощью ролик связывается с лесоукладывателем. От его действий напрямую зависит срок использования монофилки или плетенки.
  • Приспособление стопора обратного хода. Стопор обратного хода безынерционной катушки как пользоваться: блокирует укладыватель лесы, не позволяя нити свободный сход со шпули. Выполнен с таким расчетом, что при нагрузке нить все же стянуть возможно. Это актуально во время вываживания крупных экземпляров.
  • Рукоять. Может быть достаточно длинной, при вращении приводит в движение все устройство. Имеет наконечник со свободным ходом, выполненный из плстмассы либо неопрена.
  • Шпуля. Предназначена для укладки на нее лесы. Изготовлена как съемный элемент, что позволяет в процессе рыбалки легко заменять на другую с лесой иного сечения.

Схема устройства безынерционной катушки включает фрикционный тормоз, который может располагаться как впереди корпуса, так и сзади. Предотвращает вращение шпули, когда ведется подмотка лесы при нагрузке. При чрезмерном усилии, например, при зацепе либо вываживании рыбы, стравливает лесу во избежание порыва.

Задний фрикцион уместен при карп-фишинге либо фидерной рыбалке, так как невозможно предугадать вес рыбы, которая возьмется на крючок. Бланк при таком ужении постоянно располагается на подставках.

Варианты, как работает безынерционная катушка

Рассмотрим принципы, как работает безынерционная спиннинговая катушка. Во время закидывания леса скользит через боковую щечку стационарной шпули. Перед закидыванием снасти укладыватель лесы отщелкивается вбок, чтобы не мешать сходу нити.

После поворота скобы лесоукладывателя нить ложится на ролик, за счет которого и ведется правильная намотка на шпулю. Намотка осуществляется двумя способами:

  • виток к витку, правда, в этом случае верхние горизонты нередко проваливаются вниз, препятствуя высвобождению лесы в момент заброса;
  • крестообразное наматывание, минус которого – уменьшается лесоемкость шпули.

Варианты, как работает безынерционная катушка

Принцип работы безынерционной катушки заключается в особом креплении шпули, осуществляется которое двумя вариантами: торцевой кнопкой на замке либо жестко. Жесткий монтаж предпочтительнее, так как имеется вероятность смены шпули.

Если неизбежна запредельная нагрузка на снасть при вываживании трофейных экземпляров, необходимо использовать фрикционный тормоз, который имеет регулировку. Регулировка может быть выполнена как в виде барашка на шпуле либо ручки, что более предпочтительно.

Переключатели существуют разнообразных видов – движковые либо флажковые – за счет них осуществляется работа безынерционной катушки, вернее, ее тормозного механизма. Наибольшее распространение получили движковые переключатели, которые находятся внизу либо сзади корпуса.

Любая катушка имеет собственный профиль намотки лесы, и для регулировки геометрии используются специальные шайбы, которые могут идти в комплекте. Если они отсутствуют, можно самостоятельно определиться, из чего сделать шайбу для безынерционной катушки. Важно помнить, что катушки с передним и задним фрикционом имеют различную регулировку.

Базовые принципы, как правильно пользоваться безынерционной катушкой

Базовые принципы, как правильно пользоваться безынерционной катушкой

Использование безынерционки начинается с момента намотки на нее плетеного шнура либо монофильной лески. Делается это следующим образом. Мясорубка крепится к удилищу, затем, начиная с вершинки, через кольца пропускается леса. Скоба лесоукладывателя откидывается, леса фиксируется на шпуле с помощью специального стопора либо самозатягивающимся узлом.

После этого дужка возвращается в исходное положение и ведется намотка лесы. Чтобы знать, как сделать безынерционную катушку наиболее работоспособной, важно помнить, что верхние витки лесы не должны достигать бортика шпули на расстояние не более полутора миллиметров, чтобы обеспечить легкий сход нити.

  • Отпуская лесу либо подматывая ее, необходимо добиться, чтобы приманка находилась примерно в полутора метрах от вершинки.
  • Пальцем зажмите лесу к удилищу и отщелкните скобу лесоукладывателя.
  • Как ловить с катушкой безынерционной: сделайте замах, отведя бланк за спину либо в сторону, и с нарастающим убыстрением выбросьте его вперед.
  • В последний момент отпустите лесу, которая начнет сходить со шпули.
  • После приводнения оснастки защелкните лесоукладыватель.

В первую очередь важно знать не то, как пользоваться безынерционной катушкой с передним фрикционом или задним, а до самого замаха и по его окончании внимательно следить, где находится приманка, в противном случае можно так подцепить коллегу, что мало не покажется.

Если катушка хранится спустя рукава и так же транспортируется, она в любой момент может подвести из-за попадания влаги и песка. Последствия нелицеприятные – смазка смешивается с абразивами, усиливается шумность, а мягкость хода значительно снижается. Поэтому думая, как лучше перевозить безынерционную катушку и хранить ее, лучше воспользоваться чехлами либо пластиковыми и деревянными ящиками.



4.3 из 5

Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.


При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!

Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.

Частые неисправности катушек:

  1. Скрип катушки
  2. Шум внутри катушки
  3. Механизм катушки клинит под нагрузкой
  4. Самосброс дужки лесоукладывателя
  5. Отказ стопора обратного хода
  6. Повреждения бортика шпули
  7. Обрывы лески под гайкой фрикциона
  8. Подача лески спиралью
  9. Неравномерное наматывание лески
  10. Самозатягивание фрикциона

Ремонт безынерционных катушек самостоятельно

Далее мы описали, что именно нужно делать с вышеописанными проблемами катушек. Но не все проблемы безынерционных катушек можно решить самостоятельно, ведь могут потребоваться новые детали, которые бывает очень трудно достать, к примеру, главную пару для конкретной катушки.

Скрип катушки

В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны.

Неравномерное наматывание лески


Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.

Самосброс дужки лесоукладывателя


Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.

Отказ стопора обратного хода

Когда отказывает стопор обратного хода, ручка катушки легко вращается назад-вперед и при включении блокировки. Как правило, в современных катушках стопор сделан на основе обгонной муфты, и суть проблемы с ним чаще всего заключается в попадании грязи или в скоплении густой смазки. В такой ситуации нужно разобрать муфту, очистить и аккуратно смазать её маслом.

Шум внутри катушки


Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.

Механизм катушки клинит под нагрузкой


Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.

Повреждение шпули катушки


Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации. Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.

Обрывы лески под гайкой фрикциона



В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.

Подача лески спиралью

Когда леска в процессе заброса сходит спиралью, причина кроется в попадании грязи внутрь механизма ролика лесоукладывателя. Способ ремонта привычный: разбор, чистка и смазка ролика лесоукладывателя.

Самозатягивание фрикциона

Из-за самозатягивания фрикционного тормоза во время стравливания лески последняя часто рвётся, реже происходит поломка механизма катушки. Данный недостаток встречается преимущественно в дешевых катушках низкого качества, и, к сожалению, как таковые способы его устранения отсутствуют.

Ремонт катушки у специалиста


В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.

Уход и профилактика поломок

Стабильная работа катушек и срок их службы во многом зависят от обращения с изделием. Аккуратная транспортировка катушек и бережный уход наверняка продлят им жизнь. Избегайте падений и ударов катушки, старайтесь поменьше окунать её в воду, не кладите катушку в песок.

Чистка катушки

Попадание песка внутрь корпуса приводит к быстрому износу деталей, прежде всего, главной пары шестерней. В связи с этим нужно обязательно периодически разбирать и чистить катушку.

Смазка катушки


Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.

Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.


Не знаю почему, но некоторые считают, что в механизм рыболовной катушки можно натолкать все что угодно, по принципу "лишь бы было", после чего катушка будет работать долго, легко и хорошо. Как заходит вопрос о видах и типах смазок, так чего только не услышишь или не прочитаешь. Собрал некоторые "советы": - "я литолом смазываю и полет нормальный", - "я беру автомобильный шрус, наталкиваю в корпус как можно больше", - "я солидолом всю жизнь пользуюсь", - "я просто машинным маслом, а в его отсутствие подсолнечное лью в корпус, у меня на катушке специальное отверстие есть для смазки". В общем, взрыв мозга какой-то. Рыбаки сами портят свои вещи, ухудшают работу механизма, и, по какой-то не понятной причине, считают это нормой.

На что же влияет правильное применение смазок? Почему следует применять качественные, подходящие для катушек смазки? Давайте наглядно рассмотрим процесс разборки и обслуживания внутреннего механизма, входе которого постараемся понять для чего и почему все необходимо делать как положено.

Начнем с того, что волнует многих - разборка. Верней разбирают все, а собирают немногие. :) Вот на это и обратим внимание в ходе вскрытия новой "мясорубки", которую надо было недавно обслужить.

1.Снимаем ручку, откручивая винт с обратной от кноба стороны.

2.Снимаем шпулю, откручивая зажимную гайку, и видим вот такую картину -


3.Со штока убираем подшипник (на некоторых катушках их может быть два, а на некоторых ни одного), регулировочные шайбы и шестерню.

4.Откручиваем гайку крепления ротора (бывает, что гайка застопорена саморезом, значит сначала необходимо выкрутить его. Второй момент, - резьба может оказаться левой, поэтому будьте внимательны).

*ВАЖНО. Обратите внимание на фото ниже! Каждая деталь укладывается слева-направо так, как снималась. Ничего не переворачивается, ничего не меняется. сняли шестеренку двумя пальцами и положили, начнете собирать, поднимете шестеренку и той же стороной поставите!


5.После снятия ротора, видим, что под ним имеется еще один винт, который скрыт от глаз, и часто из-за него рыбаки ломают крышку корпуса, не понимая почему-же она не снимается :) *Винты могут оказаться вовсе не винтами, а саморезами, причем разной длинны, поэтому начинаем откручивать их со скрытого по часовой стрелке, и так же последовательно выкладываем, продолжая "дорожку" запчастей.


6.Аккуратно поддеваем крышку корпуса, снимаем ее. Подшипник главной шестерни (ГШ) может остаться в посадочном отверстии крышки, а может остаться на оси шестерни. Это не принципиально, но необходимо помнить, что если подшипник остался в посадочном отверстии, то регулировочная шайба тоже могла к нему прилипнуть, надо ее снять, чтобы не забыть. Она очень тонкая и имеет свойства теряться, потом оказываться внутри корпуса и разжевываться шестернями :) .

7.Вскрыли, убрали шайбу (их может быть несколько), вынули подшипник, вынули ГШ, и видим вот такую бяку, под названием "чем больше, тем лучше фиг пойми чего" :)


Если катушка не новая, картина будет другой! Обычно там черная жижа, или вообще полузасохшая черная субстанция с выработкой от шестерен. Все это необходимо вычистить с помощью зубной щетки и промыть либо кирасином, либо уайт-спиритом, либо растворителем. В моем случае нужно было просто убрать излишки смазки с ГШ и протереть корпус, так же очистить (промыть) подшипники от густой смазки и применить другую.

Вот, собственно, дошли до смазок.

Чтобы улучшить или сохранить легкость вращения и плавность работы механизма, лучше применять разные типы смазок для подшипников и шестерен, кроме этого смазки должны иметь антикорозийные, водоотталкивающие функции и не менять своих свойств при смене температур: не густеть при понижении, не растекаться при повышении. *Надеюсь, теперь понятно почему не подходят никакие литолы, шрусы, машинные масла, ну, а про подсолнечное масло. вообще говорить не приходиться.

Шестерни главной пары и червяка подлежат смазке на основе: лития, молибдена или кремния, для подшипников я использую менее вязкую на основе минерального масла, парафинов и углеводородов.

Для наглядности фото. Для подшипников -






Ничего страшного не будет, если вы будете использовать смазку на основе лития или молибдена для всех узлов. Главное, чтобы вы поняли, что применение специальной смазки, это не прихоть и не маркетинговый ход! Свойства отталкивать и не впитывать воду, надолго защитят подшипники от коррозии, соответственно, такая смазка не сойдет с узлов и будет надежно выполнять свои функции в течении всего рыболовного сезона.

Применение мной для подшипников более жидкой смазки обусловлено тем, что она ввиде спрея, и при нанесении проникает даже внутрь подшипников закрытого типа. Там, при контакте с металлом, происходит реакция и в течении 10 минут спрей немного густеет, превращаясь в обычную смазку. Очень хорошо зарекомендовала себя эта новая технология, но для ГШ, по моему мнению, она жидковата. Еще одна причина, по которой оправдано применение более жидкой смазки для подшипников, это легкость вращения оных. Меньше вязкость - легче крутятся подшипники - легче крутиться ручка и в целом работает механизм.

Вернемся к катушке и ее смазке.

Хорошо встрыхнув баллончик с nanо protech (или похожей) нужно пшикнуть на каждый подшипник оси ГШ,


на подшипник вала червяка.


. и ролик лескоукладывателя.



Дать пройти реакции вытеснения и загустения (примерно 10 минут). В это время пока можно смазать все зубья шестерни ГШ и червяка, после чего удалить лишнюю смазку с подшипников и.

. все собрать в обратной последовательности.



*Внимание. При смазке подшипника ролика ЛУ, не переверните сам ролик! На некоторых моделях он легко меняется местами, потому что бортика под подшипник нет. После установки ролика на свое место, можно немного покрутить его с помощью пластиковой карты или картонки. Кстати, так же можно проверять ролик во время эксплуатации катушки, не закис ли он.

Еще несколько моментов.

Излишняя смазка, так же как ее недостача, ведет к неправильной работе механизма и уменьшает легкость вращения узлов. Рокот при вращении, посторонние шумы, затыки, тяжесть вращения, малое количество оборотов после резкого витка и отпускания ручки - говорят о том, что катушке катастрофически не хватает смазки или последняя от старости пришла в негодность. Такие симптомы как: тяжесть вращения, малое количество оборотов после резкого витка и отпускания ручки, некорректная работа мгновенного стопора обратного хода (ручка прокручивается назад) - говорят о том, что было напихано много или напихано совсем не то.

И последнее. Помните, в начале упоминалось, что в корпусах некоторых катушек есть технологическое отверстие для смазки? Дак, это отверстие не для заливки туда масла, какое-бы оно не было, а для шприцевания смазкой или пшикания специальными спрей-смазками.

Ухаживайте за вашим рыболовным инструментом правильно, тогда он прослужит долго.

PS. Совсем забыл. - Где-что брать-то. - спросите вы. ;)

Литиевые и молибденовые смазки можно купить не только в рыболовных магазинах, но и на авторынках. Они применяются для смазывания ступичных подшипников. Не вымываются, а так же не теряют своих свойств при больших нагрузках (т.е. не растекаются при сильном вращении и высоких температурах). Кремневая смазка (та, что на фото) больше подходит для притирки шестерен новых катушек, но если другого ничего не нашли, то применение ее для обслуживания б/у механизмов - не будет ошибкой. Смазка-спрей "Нано Протек" ( nanо protech) была куплена в Леруа Мерлен, скорей всего есть и в других магазинах.

Читайте также: