Как сделать многоканальную запись с пульта

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Существенный прорыв в звукозаписи произошел с появлением ленточного магнитофона. Одно из гениальных изобретений ушедшего века дало нам не только более упрощенный и доступный способ закрепления информации на пленке, но и породило небывалое количество энтузиастов звукозаписи. Техника стремительно развивалась. Появились многодорожечные магнитофоны, за ними - ультра-современные хард-диск рекордеры. Естественно, в современной звукозаписи широко используются и возможности компьютера. Специально разработанные программы позволяют звукоинженеру не только слышать, но и визуально работать с материалом. Поканальная звукозапись, применяемая когда-то даже любителями-одиночками при записи альбомов двумя магнитофонгами "в накладку" претерпела значительные изменения и стала одной из наиболее популярных ззвукозаписывающих технологий.

Первые приемы многоканальной звукозаписи заключались в установке отдельных микрофонов для исполнителей или групп исполнителей и разделении таких микрофонных секций ширмами для решения проблем взаимопроникновения каналов. А настоящая эпоха многоканальной записи началась с появлением технологий, позволяющих создавать магнитофонные головки с несколькими сердечниками. Можно сказать, что стерео- и многоканальная запись появились практически одновременно.

В сегодняшнем состоянии многоканальной записи я бы выделил три направления. Прежде всего это - реальная стерефоническая запись, осуществляемая двумя микрофонами в стереопару. Здесь решающую роль играет опыт звукорежиссера, так как полученный результат, по большому счету, переделать невозможно.
Другой вид - многоканальная запись, используемая для одновременной записи исполнителей музыкального коллектива. Здесь дело обстоит несколько проще благодаря возможности исправления ошибок в процессе сведения, хотя коррекция возможна лишь в известных пределах. Так, важно сразу представлять себе позиционирование музыкантов, ведь вероятность того, что на микшировании их удасться поменять местами, очень мала.
Существует также вид записи, в рамках которого инструменты записываются поочередно с последующей обработкой, редакцией и сведением.

Данный тип записи обусловлен, как правило тремя причинами: отсутствием достаточного для ансамблевой записи помещения и стилем работы студии, когда запись технологически осуществляются в несколько этапов.

В былые времена при поканальной записи сигнал микрофона или инструмента сначала попадал на многодорожечный магнитофон. Затем записанный материал прослушивался и сводился через микшер на мастер-носитель. Пульты конфигурации in-line позволяли осуществлять запись через микшер, но эту схему никто толком не применял - зачем портить изначальный сигнал линейкой не очень дорогого пульта? Как правило, для поканальной записи в предусилительной цепи тракта применялись две-три отдельные линейки с высококачественными усилением, эквализацией и динамической обработкой от серьезных производителей (Focusrite, Manley и т.д.). Конечно, если говорить о дорогих консолях, то они и без внешней аппаратуры обеспечивали высочайшее качество предусиления, так как каждая линейка такого пульта представляет собой уникальный качественный тракт.
С появлением MIDI возникла необходимость синхронизации с секвенсером, и магнитофон стал синхронно работать с MIDI-парком. Надо сказать, что, несмотря на появление синхронизации, всегда считалось хорошим тоном обойтись на записи без синхронизирующей аппаратуры. Для этого при включенной синхронизации на одну или две дорожки отыгрывалась MIDI-болванка, а затем синхронизация отключалась и работа происходила только с многоканальным магнитофоном. На сведении, соответственно, дорожки с записанной болванкой не использовались.
Процесс завершался обработкой по каждому каналу (динамической, частотной, психоакустической и так далее) и записью сведенного и обработанного материала на стерео-носитель.

Технологии не стояли на месте и однажды настал момент, когда возникла необходимость оцифровки материала на стерео-носителе для его дальнейшего переноса на компакт-диски. Со стороны мастер-носителя цифра постепенно стала проникать в остальные части звукового тракта. Конечно, сначала при звуке 16 бит/44 кГц разница между цифровой и аналоговой записью была очевидна. Появилась принципиально новая цифровая динамическая обработка, работающая по иным законам. Исчезли специфические приемы записи на аналоговую ленту - например, легкий перегруз записываемого сигнала по уровню. Большую роль играл и психологический фактор, порождавший недоверие людей к новому и слабому в то время цифровому формату. Кроме того был наработан целый ряд тонкостей в аналоговой звукозаписи, некоторые из которых и по сей день невозможно смоделировать в "цифре".

Первое, что приходит в голову - в "цифре" сразу возникли проблемы при обработке пауз. Если в "аналоге" при правильном гейтировании в паузах присутствует некоторый уровень шума, то после вычищения грязи в "цифре" наступает мертвая тишина, не характерная для реальности.

С появлением "цифры" у звукоинженеров открылись новые возможности. Это прежде всего мощная редакция и возможность вторжения в саму суть материала на этапе редактирования и сведения. С появлением жесткого диска мгновенный доступ к любому фрагменту записи стал обычным делом. Более того, появилась уникальная возможность практически исчерпывающего визуального мониторинга аудиосигнала и его редакции на экране монитора. Сегодня совершенно ясно, что переход от аналога к цифре является необратимым процессом. В цифровом домене выпускается большинство современной продукции и преимущество аналоговой записи постепенно уходит в область преданий. С появлением формата 24/96 серьезную разницу между аналогом и цифрой услышать практически невозможно.

Есть много вариантов коммутации для записи репетиции (квартирника, джем-сейшна). Здесь описывается вариант, в котором основным устройством является цифровой микшерный пульт, на моём личном опыте, на примере Soundcraft UI16. Между источником звука (гитара, микрофон) может быть обработка (педалборд, процессор). Из пульта мы берём 4 или 6 AUX и заводим в звуковую карту Focusright 18i20, или 2 AUX в линейный рекордер Tascam DR-100 или просто удовлетворяемся тем стереофайлом, который микшер пишет на USB носитель.

Focusrite Scarlett 18i20

Во-первых, пульт пишет стереомикс в файл на USB носитель. Получается несведённая, но вполне чистенькая демка, годная для разбора репетиций. Этот файл при желании можно подмешивать к сведению.

Во-вторых, пишется многоканальный проект в Macbook, DAW = Logic Pro как наиболее комфортный для использования лично мной. Желающие могут писать в ProTools X либо принести ноутбук со своей любимой DAW, карта не имеет проблем с совместимостью. Мы забираем 4 или 6 каналов AUX с пульта и через USB подключение пишем MIDI электронных барабанов, электронной перкуссии, клавишных инструментов и так далее. AUX гибко формируется на лету, управление пультом очень удобное и стабильное. Обычно пишется PRE, то есть сухой сигнал входа в пульт без обработки, но при необходимости можно писать и POST, если концептуально динамическая обработка и эквализация пульта устраивают, а время сведения хочется сократить. Теоретически мы жертвуем качеством за счет дополнительной AD-DA конвертации, но на практике это несущественно, а удобство гораздо выше. Удобство в управлении! Интерфейс микшера доступен через WiFi с любого браузера.

Soundcraft UI16 интерфейс

Пример типичной маршрутизации:

  1. Вокал
  2. Гитара
  3. Бас
  4. Вторая гитара или бэк-вокал

Можно, конечно на один аукс сводить микс двух бэк-вокалов или брать стерео из вокального процессора и заводить левый и правый сигналы в два разных аукса для расширения стереобазы. Можно писать гитару одновременно в линию и снимать микрофоном, микшируя сигналы в один аукс на лету либо разводя на два аукса для полноценного сведения. Можно использовать выход на наушники как ауксы и расширить запись до 6 дорожек. С учётом того, что клавишные и ударные инструменты пишутся в миди, дорожек вполне хватает для нормальной записи камерного коллектива с электрическим звучанием, большие не поместятся, а акустические не очень хорошо звучат в данном помещении.
Также можно сделать групповую запись с вокалом в динамический микрофон и записью электроакустической гитары через пьезосниматель и встроенный темброблок, а потом индивидуально отписать несколько дублей вокала в конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и снять звучание акустической гитары инструментальными микрофонами.

Статичного кадра хватит для создания демо видео, а если хочется смонтировать нечто клипообразное, то придётся снять 3-5 дублей статики с разных точек + набрать крупных планов, все это снимается под проигрывание стереофайла средствами микшера. Размещение музыкантов и световую схему менять нельзя! Но можно попробовать менять режимы динамического освещения.

Соединительные кабели

XLR-XLR 0.5-1.0 метров, 4 штуки. Соединить выходы AUX микшера со входами звуковой карты. В случае нехватки шнуров можно использовать короткие XLR-TRS.
1 TRS (stereo) — 2 TS (mono), 0.5-1.0 метров, 1 шт. Переназначить выход на наушники пульта как AUX, соединить этот стереовыход с двумя входами звуковой карты.
USB Host — USB: 1 метр 1 штука звуковая карта / компьютер; + 3-5 метров 2-3 шт для соединения midi-инструментов (клавишные, ударные) с компьютером.
MIDI инструменты отдают миди на запись в DAW и ещё одновременно аудиовыходы в микшер для общего мониторинга. Теоретически можно забирать звук виртуальных инструментов из DAW на лету, но пока неясно, насколько это удобно будет на практике по коммутации, задержке звучания и вообще целесообразности. Так же в карте есть пятиштырьковый MIDI In-Out, которым можно пользоваться, но мне он пока ни разу не пригодился.

Мониторинг

Можно использовать акустический и басовый комбики в качестве порталов / сценических мониторов, подключая их в выходы MAIN микшера. Можно использовать контрольные мониторы как сценические на прострел, подключая их в выход для наушников.

Можно использовать выходы звуковой карты для персонального мониторинга гитаристов, выводя гитару в гитарный комбик.

Soundcraft UI16 iPad

Можно использовать выходы звуковой карты для создания специального микса для басового комбика, сведя там бас-гитару, электронные барабаны, электронную перкуссию и клик метронома.
Можно использовать 3- 4 пары наушников, в которые подавать либо общий микс с микшера либо индивидуальный мониторинг (персональный микс) со звуковой карты.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Опасения вызывает следующее звено - комп и ПО на нём, которое будет производить запись.
Компьютер формата нетбук - Acer AspireOne, тем не менее весьма достойный - Core2 Solo, 2Гб оперативки, Windows Vista летает, все дела. Интерфейс - Edirol M16-DX, 16-канальный, USB 2.0, поддерживает ASIO 2.0.
Кое-кто меня стращает тем что под Виндой такое дело организовывать - сущий авантюризм. Якобы будут провалы, задержки, рассинхронизации и т.д. Якобы нужен Мак или в крайнем случае МакОСь и любая приличная программа под неё.
В свою очередь, вчера я провёл тестовую запись. Подключил все 16 доступных каналов, ПО записи взял бесплатный REAPER, включил в нём режим ASIO и сделал получасовой мультитрек. Никаких залипаний, провалов и рассинхронизаций замечено не было вообще. Это значит, в том числе и то что по USB 2.0 16 каналов пролазят спокойно. доктор, что я делаю не так?

Вопрос:
1. начиная с какой длительности записи мне начинать ждать косяков? выступление ориентировочно двухчасовое.
2. понятно что REAPER не самый лучший выбор (хотя кто знает, может и неплохой он, выбор-то?), тогда какое ПО лучше использовать? Audition? Cubase? Wavelab?
3. каких подводных камней ещё следует ожидать?

1. Про МакОсь - это все фуфло. Такой же компьютер.
2. Рипер отлично справляется с этой задачей. Не хуже нуенды, куба и остальных. (Он не бесплатный, кстати :) )
3. Косяков ждать не надо. Главный косяк это шаловливые ручки. Воткнули, включили запись и ничего не трогаем. Все прекрасно пишется. В антракте (если будет), остановили запись, проект сохранили и дальше писать.
4. По моему опыту подводные камни - невнимательность. Смотрим за уровнями, ничего не трогаем. Пусть себе пишется.

П.С. Я писал концерты на ноут Fujitsu с Core2Duo, 1Гб памяти и на XP. Писал в нуенде, писал в рипере. Если очень боитесь, что не справится жесткий диск ноута, пишите во FLAC (в рипере есть такая функция), правда в этом случае может захлебнуться процессор, все-таки ему еще и кодировать эти каналы придется.

ПО - любое. по времени вы ограничены размером стандартного wav файла 2 гига (это для одной дорожки!), примерно 5 мегабайт минута (при 16 бит 44 кГц), общее считайте сами :).

в рипере есть такая приятная функция, что он автоматом разбивает сессию на файлы по гигабайту (ну или другого размера, в зависимости от настроек.)

а размер в 2 гига - это органичение именно вава? вроде же это просто ограничения фат32 (если уж вдруг она используется)

aspireone вроде на Atom? Впрочем MSI Wind восемь дорог тянет с загрузкой процессора процентов 20. Думаю 16 - не проблема для атома. Прога - Ableton.

Да всё по уму,

не забудьте тока на всяк случай поставить буффер ASIO, чтоб был не совсем маленький, побольше (сколько - вам решать, я не знаю, в каком формате вы писать собираетесь), отключить всякие спящие режимы, экономии питания и т.п.

Про МакОсь - ересь. Скоро за такое пора будет уже тумаков раздавать.

не забудьте поставить хотя бы один микрофон на помещение- хоть караоке ( но лучше все же что-нибудь конденсаторное).
И писать его.
При сведении очень пригодится

позволю себе ламерский вопрос по сабжу:
- какой лучше примерно микрофон для съема зала, точка расположения при записи клубного лайва диджея (то есть основная задача - запись шума толпы, свисты, крики, и тд.)
- как это канал обработать исходя из задачи при сведении?

PS. Лучше стереопару. Главная задача - найти место, где хорошо звучит помещение.

Авантюризм - это использовать для такой записи одну железку без резервирования, если она представляет такую ценность, что заикание на треке будет неисправимо.

Любая запись - риск. Вы банально рискуете тем, что с любым звеном цепочки может физически может произойти неполадка. Компьютер может перегреться, на него могут случайно пролить стакан пива. Компьютерная память иногда глючит, винты (на который или на которые идет запись) имеют тенденцию умирать, причем внезапно. Любая ОС не застрахована от ошибок ее написавших (а в практическом отношении - в первую очередь от людей, писавших драйверы) и всевозможных связанных с этим неполадок. Реалистично слабое в Вашем случае звено - еще и сама по себе шина USB, которая иногда очень любит вести себя как ей захочется в зависимости от прилетевшего в ту секунду космического излучения и погоды на Марсе.

Универсальный ответ практически на всё - резервирование. Если это действительно концерт века - такой, что за заикание трека или запоротые полминуты заказчики что-нибудь оторвут - тогда единственный хороший способ, дающий хоть какие-то гарантии - это резервирование всего.

Если же за заикнувшиеся из-за buffer underrun полсекунды вас в конце концов не убьют - и вы их просто скопируете из другого припева, скажем, или еще откуда-то (перепишете какие-то инструменты потом в студии, в конце концов) - то не мучайтесь и пишите.

Reaper не бесплатный. ;-)

Очень стабильная программа, давно в ней работаю. В ноутбуках самое слабое место - жесткий диск, который обычно имеет скорость 5400 rpm, в отличие от PC, где скорость большинства стандартных HDD - 7200 rpm. Однако, если вы проводили тестовую запись и все работало отлично, то проблем быть не должно.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

Почувствовать себя ди-джеем можно, не вставая из-за ПК, и не обязательно за деньги. Представляем вашему вниманию 5 лучших бесплатных программ-симуляторов микшерного пульта.


Мы привыкли, что хорошее ПО для творчества является платным, однако это вовсе не так. В этом материале подскажем несколько бесплатных программ для тех, кто увлекается ди-джеингом, но не может позволить себе настоящий микшерный пульт.

Подсказка №1: Virtual DJ

Бесплатная программа Virtual DJ 8 в современной версии представляет собой практически полноценный виртуальный микшерный пульт. Она включает в себя все функции, которые только могут понадобиться вам для того, чтобы войти в мир ремиксов — в том числе и сугубо профессиональные.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

Бесплатная DJ-утилита Virtual DJ для ПК

С помощью Virtual DJ можно не только миксовать композиции, используя встроенный кроссфейдер, но и выравнивать их звучание, ориентируясь на показатель BPM (число битов в минуту).

Программа предлагает множество сэмплов и звуковых эффектов, чтобы хорошенько завести народ на вечеринке. Для настоящих профи доступны loop-функции, позволяющие придать переходам между треками оригинальное звучание.

Подсказка № 2: Audacity

Audacity — замечательная виртуальная студия звукозаписи для Windows. Программа совершенствуется уже много лет, что не могло не сказаться на результате: вряд ли сейчас можно найти более проработанный аудиоредактор, и при том абсолютно бесплатно.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

Audacity для Windows

Audacity работает со всеми известными форматами аудио (MP3, Ogg/Vorbis, WAV, MIDI, AIFF).Она позволяет миксовать музыкальные композиции, добавлять звуковые эффекты, конвертировать аудиофайлы, менять скорость воспроизведения. Эффекты дилэя и компрессии уже встроены в программу, а при помощи поддержки VST можно добавить много новых.

Функция аудиозаписи дает возможность записывать звуковой сигнал с микрофона и сохранять аудиофайлы на диске. Кроме того, с помощью входящего в комплект программы шумового фильтра можно быстро убрать из записанной дорожки любые помехи.

Подсказка №3: CrossDJ Free

Программа CrossDJ предназначена для профессиональных DJ, но имеет бесплатную базовую версию, которую можно использовать без ограничений.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

CrossDj Free для ПК

Бесплатная базовая версия программы CrossDJ выпускается с некоторыми ограничениями: так, микшер поддерживает только два канала и предлагает всего лишь три эффекта. Кроме того, недоступны функции аудиозаписи и сэмплирования, а также управление через MIDI-контроллер.

CrossDJ Free, в общем-то, не изобретает велосипед, но следует отметить, что для продвинутых пользователей она подходит не меньше, чем для новичков.

Подсказка №4: Zulu DJ

Zulu DJ — бесплатное программное обеспечение для создания ремиксов, ориентированное, в первую очередь, на начинающих, либо на очень экономных ди-джеев.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

Программа Zulu DJ

Программа предоставляет все необходимые инструменты, чтобы извлекать бит из колонок. Вы можете вносить разнообразие в свой саунд, изменяя звучание композиций с помощью предустановленных фильтров. Есть встроенный кроссфейдер, позволяющий создавать классные переходы от одной песни к другой, а также поддерживается счетчик BPM.

Подсказка № 5: Schatti’s AudioMixer

Schatti’s AudioMixer — бесплатный виртуальный пульт с 10 каналами для микширования. Для начинающих пользователей, пробующих силы в управлении микшерным пультом, эта программа будет вполне подходящей.

Бесплатные симуляторы микшерного пульта для ПК: скачиваем лучшие DJ-утилиты

Schatti’s AudioMixer

Программа позволяет загружать до 10 треков и проигрывать их одновременно или по отдельности, а также миксовать между собой. Помимо 10-канального микшера, в AudioMixer есть CD-канал, аудиорекордер для нарезки треков и треклист.

Слабым местом AudioMixer является повышенная чувствительность к управлению. Если у вас дрожат руки, могут возникнуть определенные сложности при регулировке настроек. Но в целом, в программе есть все основные функции, чтобы ощутить себя мастером ремиксов.

Читайте также: