Как сделать стохастический растр

Обновлено: 08.07.2024

› Форумы › Форум шелкография, трансфер и другое › Как сделать стохастический растр в Арлекиновском РИПе?

  • В этой теме 32 ответа, 1 участник, последнее обновление 29.05.2015|09:58 сделано Немирович Евгений .

Собственно это и был вопрос.

За ранее благодарен.
С уважением Фёдор.

Не понял сути вопроса. Очень просто — использовать HDS-растр.
Page Setup Manager —> New —> Separation Manager —> New —> Create —> Dot Shape
Или вопрос как вообще работать с Арлекиновским РИПом? Если да, то это очень длинный разговор. И начинать нужно с чтения документации.

Добрый день, Андрей!
>
> Не понял сути вопроса. Очень просто — использовать HDS-растр.
> Page Setup Manager —> New —> Separation Manager —> New —>
> Create —> Dot Shape
Еще раз хочу вернуться к вопросу как задать размер точки, если не прямо, то косвенно?

В общем, смотри.
Есть пять типов растров:
HDS Super Fine (1×1 pixel)
HDS Fine (2×1 pixel)
HDS Medium (2×2 pixel)
HDS Coarse (2×3 pixel)
HDS Super Cjfrse (2×2 pixel)
Далее рассчитываем размер pixel:
Разрешение 1016 dpi, 1 pixel=25400/1016=25,0 ммк.
Разрешение 2400 dpi, 1 pixel=25400/2400=10,5 ммк.
Ну и так далее…
Теперь можно рассчитать размер точки (spot size) для разных растров при разных разрешениях исходя из размера структуры спота:
HDS Super Fine (1×1 pixel) 25 мкм (1016 dpi) 11 мкм (2400 dpi)
HDS Fine (2×1 pixel) 35 мкм (1016 dpi) 15 мкм (2400 dpi)
HDS Medium (2×2 pixel) 50 мкм (1016 dpi) 21 мкм (2400 dpi)
HDS Coarse (2×3 pixel) 61 мкм (1016 dpi) 26 мкм (2400 dpi)
HDS Super Cjfrse (2×2 pixel) 100 мкм (1016 dpi) 42 мкм (2400 dpi)

Вот такая вот болтовня языком, как говорит твой юный друг.

Кстати, обрати внимание.
1. При расчете размера точки берутся не линейные размеры, а идут от площади. Т.е. размер спота HDS Coarse (2×3 pixel) рассчитывается не как pixel_size*3pixel, а как pixel_size*sqrt(2*3).
2. Не забывай про пятно лазера. Оно может запросто оказаться больше, чем рассчитанный тобой размер pixel. Впрочем, к Образцовой это не относится. Как и к другим современным местным ФНА.

Можно минут за 10 калькулятор на js или php написать.

Привет, Андрей!
>
> В общем, смотри.
> Есть пять типов растров:
> HDS Super Fine (1×1 pixel)
> HDS Fine (2×1 pixel)
> HDS Medium (2×2 pixel)
> HDS Coarse (2×3 pixel)
> HDS Super Cjfrse (2×2 pixel)
> Далее рассчитываем размер pixel:
> Разрешение 1016 dpi, 1 pixel=25400/1016=25,0 ммк.
> Разрешение 2400 dpi, 1 pixel=25400/2400=10,5 ммк.
> Ну и так далее…
Если не секрет — откуда взялась цифра 25400?

> Теперь можно рассчитать размер точки (spot size) для разных
> растров при разных разрешениях исходя из размера структуры
> спота:
> HDS Super Fine (1×1 pixel) 25 мкм (1016 dpi) 11 мкм (2400 dpi)
> HDS Fine (2×1 pixel) 35 мкм (1016 dpi) 15 мкм (2400 dpi)
> HDS Medium (2×2 pixel) 50 мкм (1016 dpi) 21 мкм (2400 dpi)
> HDS Coarse (2×3 pixel) 61 мкм (1016 dpi) 26 мкм (2400 dpi)
> HDS Super Cjfrse (2×2 pixel) 100 мкм (1016 dpi) 42 мкм (2400
> dpi)
Если я правильно сосчитал, то эти размеры сильно округленные?
>
> Кстати, обрати внимание.
> 1. При расчете размера точки берутся не линейные размеры, а
> идут от площади. Т.е. размер спота HDS Coarse (2×3 pixel)
> рассчитывается не как pixel_size*3pixel, а как
> pixel_size*sqrt(2*3).
> 2. Не забывай про пятно лазера. Оно может запросто оказаться
> больше, чем рассчитанный тобой размер pixel. Впрочем, к
> Образцовой это не относится. Как и к другим современным
> местным ФНА.
>
> Можно минут за 10 калькулятор на js или php написать.
А еще можно за 1 мин. в Exel
Есть ли у этих типов растрирования еще какие-то отличия друг от друга, помимо пиксельной струтуры spot size?

> Если не секрет — откуда взялась цифра 25400?
Хммм. Ну ты даёшь! Это количество микрон в дюйме. 1 дюйм = 2,54 см = 2,54*10000 мкм

> Если я правильно сосчитал, то эти размеры сильно округленные?
Не понял. Ты хочешь учитывать тысячне и сотые микрон?

> > Можно минут за 10 калькулятор на js или php написать.
> А еще можно за 1 мин. в Exel
Нет. На перечисление стандартных значений разрешения больше времени уйдет. А время на написание формулы одинаково для всех этих средств.

Но мне кажется, что для наших грубых технологий печати это не существенно.

От себя добавлю, что для шелкографии практическое значение имеет только HDS Super Coarse на частотах 1000-1600 dpi. Можно, конечно, попробовать использовать HDS Coarse на 800-900 dpi, т.с. для более плавного тонового диапазона, но больно хлопотно. Да и у многих ФНА, особенно сильно б.у., на частотах менее 1000 появляются глюки в виде полос, ореолов и прочей нечисти.

>
> Но мне кажется, что для наших грубых технологий печати это не
> существенно.
У меня сложилось впечатление, что стохастикой печатают больше по текстилю. Может я заблуждаюсь?

> К вопросу об алгоритме. Лично мне не нравится тот узор,
> который получается ближе к 50 процентам (т.н. червяки).
Мне тоже не нравится.

> Есть ли алгоритмы растрирования, уменьшающие этот
> неприятный IMHO эффект?
Не знаю. Я другие РИПы не крутил так, как Арлекин. Если и буду смотреть, то только Дельту. Да и то, только если буду строить на ней воркфлоу и отдавать на РИП дельта-листы. Хотя очень сомневаюсь в целесообразности построения такого воркфлоу для трафаретной печати. Вот для офсета — это очень сильный вариант.

Ещё Агфу очень хвалят. По крайней мере, в Агфе башня не нужна

Евгений Тяжелков печатал стохастку для деколи.
Видел сумасшедший плакат Hexachrom. Поделен в Кварке, отрастрирован в арлекине с использованием Hex HDS.

> У меня сложилось впечатление, что стохастикой печатают больше по текстилю. Может я заблуждаюсь?

Добрый день, Влад!
>
> От себя добавлю, что для шелкографии практическое значение
> имеет только HDS Super Coarse на частотах 1000-1600 dpi.
Если несложно — поясните пожалуста почему.

Влад сказал:
>
> > У меня сложилось впечатление, что стохастикой печатают
> больше по текстилю. Может я заблуждаюсь?
>
> Какая разница по чём (не в смысле денег) печатать. У меня
> есть и визитки и наклейки со стохастикой. Монохромные
> динамичные сюжеты весьма неплохо смотрятся, да и работать их
> легче (по крайней мере не надо пленки крутить).
Влад, а насколько сложно удержать стабильный цвет при печати стохастикой (по сравнению с регулярным растром)?

> Если несложно — поясните пожалуста почему.

Не знаю, не пробовал. Просто рассмотрел как теоретическую возможность.

> Влад, а насколько сложно удержать стабильный цвет при печати стохастикой (по сравнению с регулярным растром)?

А чем ворона отличается?

> Вы если не ошибаюсь из Киева? Неужели там такая проблема с ФНА?

А какие цены на фотовывод у вас? Какие РИПы стоят?

> Ситуация не такая уж и безнадежная: 10$ и нужный человек на
> рабочем месте,
Ага! Всё-таки рыночные отношения в диком виде присутствуют )

> можно откалибровать ФНА на любую работу,
Олег! Обрати внимание на эту фразу. Это к нашему старому спору об использовании домашних РИПов без калибровки.

Влад сказал:
>
> > Влад, а насколько сложно удержать стабильный цвет при
> печати стохастикой (по сравнению с регулярным растром)?
>
> А чем ворона отличается?
Растискивание совсем другое.

Андрей Березин сказал:
> Олег! Обрати внимание на эту фразу. Это к нашему старому
> спору об использовании домашних РИПов без калибровки.
Да я особо и не спорил
Понятно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным!

> > > Влад, а насколько сложно удержать стабильный цвет при
> > > печати стохастикой (по сравнению с регулярным растром)?
> > А чем ворона отличается?
> Растискивание совсем другое.
Не понял.

Андрей! День добрый!

> Ага! Всё-таки рыночные отношения в диком виде присутствуют )

> Это к нашему старому спору об использовании домашних РИПов без калибровки.

Можно, конечно, и без калибровки, если, как говорит Жванецкий, не заинтересован в результате. Но есть ведь и такие параметры, которые дома не установишь, например, мощность лазера, да, к тому же, как то не хочется напечатать и удивиться.

Получается, что в остальных ФНА экономят на пре-пресс инженерах. И как-же они печатают? Только стандарт? Т.е. за качеством никто не гонится?

> такие параметры, которые дома не установишь, например,
> мощность лазера,
ИМХО вполне достаточно получить от них данные линеаризации. Более того. Я пообщался с довольно большим числом пре-пресс инженеров и сделал для себя выводы, что при использовании нормальных расходников кривая практически не меняется. Т.е. можно один раз взять данные калибровки.

Кстати. Вспомнил. Кто-то меня спрашивал, как из арлекина достать данные линеаризации. Не помню ответил или нет. На всякий случай.
Все данные по калибровке лежат в каталоге SWConfigDevicesDevCalibration

> да, к тому же, как то не хочется напечатать и удивиться.
))

Андрей, доброй ночи! )

> Получается, что в остальных ФНА экономят на пре-пресс инженерах. И как-же они печатают? Только стандарт? Т.е. за качеством никто не гонится?

Инженера-то есть, но браться не хотят. Им и так хорошо.

> Я пообщался с довольно большим числом пре-пресс инженеров и сделал для себя выводы, что при использовании нормальных расходников кривая практически не меняется. Т.е. можно один раз взять данные калибровки.

Влад, доброе утро!

> Андрей, доброй ночи! )
Не спится? )

> А зачем, собственно?
Очень хороший вопрос. Развивать в отдельной теме будем? Причины есть. Есть некоторые задачи, которые можно решить только на РИПе. Точнее правильно решить. Правда это уже больше про офсет. И в этом случае любимая мною Дельта с её дельталистами представляет собой очень мощный инструмент.

> при смене расходных кривая меняется,
Ты имеешь в виду смену поставщика? Да, такое возможно.

> … Причины есть. Есть некоторые задачи, которые можно решить только на РИПе. Точнее правильно решить. Правда это уже больше про офсет.
> Развивать в отдельной теме будем?

А кому это интересно? (

Это в смысле подсыхания краски на форме?

> Теоретически размер точки (амплитуда) остается постоянным, а меняется пространственная частота.

> Отклонения будут непременно, а вот от формы кривой будет зависеть, насколько эти отклонения повлияют на конечный результат. IMHO это очевидно.

> Я просто хотел узнать у тех кто много работает стохастикой — насколько заметны эти отличия, по сравнению с регулярным растром.

Много не много, есть кое что, монохром либо стилизация, заметных отличий не нашел. Разве, что с муаром бороться легче, потому как нет его.)

что такое sqrt и как узнать его значение

Андрей Березин написал(а):

> В общем, смотри.
> Есть пять типов растров:
> HDS Super Fine (1×1 pixel)
> HDS Fine (2×1 pixel)
> HDS Medium (2×2 pixel)
> HDS Coarse (2×3 pixel)
> HDS Super Cjfrse (2×2 pixel)
> Далее рассчитываем размер
> pixel:
> Разрешение 1016 dpi, 1
> pixel=25400/1016=25,0 ммк.
> Разрешение 2400 dpi, 1
> pixel=25400/2400=10,5 ммк.
> Ну и так далее…
> Теперь можно рассчитать
> размер точки (spot size) для
> разных растров при разных
> разрешениях исходя из
> размера структуры спота:
> HDS Super Fine (1×1 pixel) 25 мкм (1016 dpi) 11
> мкм (2400 dpi)
> HDS Fine (2×1 pixel) 35 мкм (1016 dpi) 15
> мкм (2400 dpi)
> HDS Medium (2×2 pixel) 50 мкм (1016 dpi) 21
> мкм (2400 dpi)
> HDS Coarse (2×3 pixel) 61 мкм (1016 dpi) 26
> мкм (2400 dpi)
> HDS Super Cjfrse (2×2 pixel) 100 мкм (1016 dpi)
> 42 мкм (2400 dpi)
>
> Вот такая вот болтовня
> языком, как говорит твой
> юный друг.
>
> Кстати, обрати внимание.
> 1. При расчете размера точки
> берутся не линейные
> размеры, а идут от площади.
> Т.е. размер спота HDS Coarse (2×3
> pixel) рассчитывается не как
> pixel_size*3pixel, а как pixel_size*sqrt(2*3).
> 2. Не забывай про пятно
> лазера. Оно может запросто
> оказаться больше, чем
> рассчитанный тобой размер
> pixel. Впрочем, к Образцовой
> это не относится. Как и к
> другим современным местным
> ФНА.
>
> Можно минут за 10
> калькулятор на js или php
> написать.
Вопрос к Березину: Андрей! Если возможно, помогите разобраться, как в системе РИП ECRM RipMate 9.0, тип растрирования Dot shape -HDS Coarse (стохастика) устроен алгоритм компенсации растискивания?

Стохастическое растрирование – это, по сути дела, растрирование с нерегулярной структурой. Оно начало применятся несколько десятков лет при использовании оптических растров. Были предложены растры как контактного типа так и растры специфические.

Контактные растры имели нерегулярную структуру, которая копировалась на фотографический материал.

Весьма интересным был оптический растр с нерегулярной структурой, который можно назвать растром линзового типа (это разработка отечественных ученых).

Этот растр представляет собой плоскопараллельные пластины со случайной зернистой поверхностью, которую может представить как набор фото линз различного фокусного расстояния и размера. Если изображение копируется через такой линзовый растр, то эти линзы будут создавать в фотоматериале по-разному сфокусированные и имеющие разную интенсивность точки с нерегулярной структурой. В результате экспонирования таких точек и последующей химико-фотографической обработки получаем случайно расположенные точки, которые имею случайную форму и случайные размеры. Количество, концентрация и размер растровых точек завися от оптической плотности изображения.

Градация соответственно меняется с изменением этих трех факторов.

Изображение получается таким, что эго можно назвать изображением фотографического качества. Это связано с тем, что размеры растровых элементов очень малы, их концентрация адаптивна к элементу изображения. Вследствие этого, получаем изображение очень высокого разрешения, в 4-5 раз превышающее разрешение изображения с регулярной структурой растра. Не заметная зернистая структура и полное отсутствие муарообразования дает качество, превосходящее существующие стохастические растры, полученные электронным путем.

Недостатками линзового растра являются:

1. растр не удобен в применении, так как он стеклянный и всегда может разбиться;

2. ограничение по формату;

3. трудности управления градационной характеристикой при растрировании.

Стохастическое растрирование, осуществляемое электронным путем, обладает следующими преимуществами:

- полное отсутствие муарообразования;

- отсутствие необходимости изменения углов поворота растра.

Нерегулярное растрирование осуществляется электронным путем. Оно в качестве информационной ячейки использует тот же растровый элемент, который используется при регулярном растрировании. Отличие заключается только в том, что формируемые точки не концентрируются в центре, а осуществляется разброс пикселей по площади растрового элемента.

Вследствие такой системы формирования растровой структуры трудно ожидать от такого нерегулярного растра повышения разрешающей способности изображения.

Спектр не регулярного растра содержит больше низкочастотных составляющих, что делает заметной шумовую структуру растра, если растровая точка будет достаточно велика.

Вследствие этого для обеспечения высокого качества изображения, размеры этих растровых точек должны быть очень малы, не более двух десятых мкм в диаметре, что соответствует примерно 5% точки обычного регулярного растра с обычной линиатурой.


Применение таких размеров точек существенно осложняет проведение процесса. Предъявляет повышенные требования к формным и печатным процессам, к качеству бумаги.

Стохастическая растровая структура обладает огромным периодом, по сравнению с регулярной структурой, то есть периметр нерегулярной структуры существенно больше периметра регулярной растровой структуры для 1 растрового элемента. Частота расположения этих растровых точек тоже существенно выше. Следовательно, как механическая, так и оптическая составляющая растискивания точек существенно выше, чем для регулярной структуры. И это необходимо учитывать при проведении печатного процесса.

Использование нерегулярной структуры позволяет печатать изображения одинаковой насыщенности с меньшим количеством красок.

Из новых растровых структур можно упомянуть растровые структуры с делением растрового элемента на 4 точки, что повышает линиатуру растра.


В адаптивном растрировании растровая точка формируется внутри элемента со смещением ее центра тяжести в сторону темного изображенного объекта.



Это должно повысить разрешающую способность.

Квазипериодичное растрирование – имеет небольшое смещение точек для уменьшения муарообразования.


Процессы, описанные в этой статье, являются базовыми для понимания основ офсетной полиграфии. Тот, кто сможет понять основы растрирования, сможет разобраться с любой, самой трудной полиграфической задачей.

Часто приходится встречать такой вопрос: "Три слова в полиграфии". Мой ответ такой: растрирование; CMYK; ротация. Вот об одном таком слове и пойдёт речь в данной статье.
Казалось бы, про растрирование написано много, зачем ещё одна статья? Действительно мне пришлось перелопатить немало материала, прежде чем достигнуть существующего уровня понимания вопроса. Буду откровенен, последнюю точку в вопросе растрирования мне помогла поставить работа над полиграфическим словарём. Я разбирался с терминологией вокруг растрирования и обратился к первоисточнику, а именно, к англоязычной википедии. И с помощью неё, разобравшись с терминологией, мне стало понятно насколько в нашей литературе всё запутано.


Поэтому, прежде чем приступить к чтению этой статьи, давайте определимся с используемой терминологией. Объект растровой графики или растровое изображение (raster graphics image) – обычный цифровой файл изображения в любом графическом формате будем называть тоновым изображением. Обращаю Ваше внимание на термин тоновое изображение, а не полутоновое . Термин полутоновое (halftone) в нашей литературе истолкован неверно, а потому его применение нецелесообразно. Другие термины будем объяснять по мере ввода их в оборот.

Действительно растрирование стало грандиозной вехой в полиграфии и дало лёгкий способ переноса на печать тоновых изображений. Как же до появления растра печатались изображения? Методом штрихового рисунка. На рис. 1 изображена старая литография, сделанная мастером по технологии штрихового рисунка. В принципе технология штрихового рисунка позволяла получать достаточно сложные тоновые изображения, однако, была трудозатратна и требовала большого мастерства. Даже с помощью современных программных средств нет технологий получения штрихового рисунка из тонового изображения. А с появлением фотографии количество тоновых изображений начало стремительно возрастать. Вот тут и возникла реальная потребность в появлении растра.


Палитра CMYK

Статья в полной мере описывает особенности палитры CMYK, её отличия от иных палитр. Особое внимание уделено практической стороне работы палитры CMYK в полиграфическом производстве. Рассказывается о таких явлениях как точка белого, плотность красок, максимальная сумма красок и мн. др…

В этой статье будет рассмотрен один из видов полиграфических растров – регулярный растр. Для упрощения понимания вопроса рассмотрим процесс растрирования черно-белого тонового изображения. Под растрированием (halftoning или screenning) будем понимать процесс преобразования тонового изображения в изображение, содержащее полиграфический растр (halftone screen), назовём его растрированным изображением, тем более другого термина нет.

Постановка задачи

Какую задачу предстояло решить изобретателю растра? Исходный материал – тоновое ч/б изображение. Конечная цель – bitmap изображение.


На этом этапе следует ввести понятие bitmap. В современном понимании bitmap это цветовая палитра на информацию о цвете в которой выделен всего один bit информации. Поэтому цвет в bitmap изображении может быть только чёрным или белым, а если более точно, может быть, а может не быть (to be, or not to be). И именно bitmap технология лежит в основе современных печатных форм. Иными словами, на печатную форму нанесено bitmap изображение. Поэтому задачу можно сформулировать следующим образом: как тоновое ч/б изображение, содержащее 256 оттенков серого*¹, отобразить в палитре bitmap. Такая формулировка задачи приобретает достаточно простой математический смысл. Если имеются точки тонового изображения со значениями в диапазоне от 0 до 255, то для отображения их в цветовой модели bitmap потребуется матрица разрядностью 16×16 пикселей. Под пикселем будем понимать наименьшую (элементарную) точку, которую можно воспроизвести на печатном оттиске. А физический размер этой точки будет тесно связан с понятием разрешения фотовыводного устройства. Но об этом позже. Таким образом, цветовая точка тонового изображения будет "зажигать" в матрице соответствующее количество пикселей (см. рис. 2). Например, всем известная шахматная доска представляет собой матрицу разрядностью 8×8, передающую тоновую точку с 50% (32 из диапазона 0–63) интенсивностью цвета*².

*¹ 256 оттенков одного цвета считается максимальным количеством, которые способен различить человеческий глаз. Это значение можно существенно урезать без серьёзных потерь качества в цветопередаче, например до 64. Устройства, воспроизводящие цвет по 3-х канальным моделям, способны, таким образом, воспроизводить 256³ = 16 млн. цветов.
*² Значения тона 0–255 в полиграфии эквиваленты процентам 0–100. Проценты удобней, т.к. более абсолютно отражают интенсивность (тон) цветовой точки. А для числовых значений необходимо знать разрядность матрицы, которая может быть различной, например, 8×8 и др. (кратно 2).


Цветовая матрица в полиграфии называется (halftone cell) или растровая ячейка, а заполнение её пикселями происходит не хаотично, а по строгим правилам. Вообще правила всего два: в случае нормального распределения пикселей по растровой ячейке получаем стохастический растр или стохастику; в случае концентрации пикселей в одном месте получаем регулярный растр. Площадь (поле) концентрации пикселей в растровой ячейке называется (halftone dot) – растровое пятно (см. рис. 3). Почему растровое пятно, а не растровая точка? Потому что термин растровая точка занят. О ней (растровой точке) будет сказано ниже. Для предотвращения муара в полиграфии растровую ячейку поворачивают на некоторый угол – угол поворота растра. Такая растровая ячейка или их совокупность (для палитры CMYK) называется (halftone screen) – растровой точкой. В полноцветной полиграфии растровая точка образует характерный рисунок, поэтому её иногда называют растровой розеткой. Форма растрового пятна может быть различной, например, квадрат, круг или эллипс. Оптимальной считается эллиптическая форма растрового пятна (в литературе растровая точка).

Понятие линиатуры

Сколько необходимо иметь растровых точек на единицу поверхности для получения качественного печатного оттиска?
Экспериментальным путём установлено, что на высококачественных бумагах не возможно устойчиво отпечатать более 175–200 растровых точек на 1 дюйм длины. Это и есть понятие линиатуры. Иными словами, линиатура это частота (количество) растровых точек на дюйм поверхности. Во всех направлениях линиатура одинакова. Измеряется линиатура в lpi (line per inch), что переводят как количество линий на дюйм. Но под линиями следует понимать именно растровые точки. Не сложно вычислить физический размер растровой точки при линиатуре 200 lpi. Имеем 200 точек/дюйм, применим операцию (1/х) и получим размер одной растровой точки 1/200 = 0,005 (дюйма). Учитывая, что в одном дюйме 25,2 мм получаем размер растровой точки 0,126 (мм).


Печатные формы / пластины

Читайте статью об изготовлении печатных форм из печатных пластин. Прочитав статью, вы узнаете: чем отличаются печатные пластины от печатных форм; что такое комплект форм и каков его размер; а также подробно познакомитесь с технологий изготовления печатных форм по технологии CtP…

Связь линиатуры и разрешения

Теперь мы вплотную подошли к понятию разрешения. Разрешение связывает, до сих пор абстрактное, понятие пикселя с занимаемой им площадью на реальном физическом носителе. В нашем случае носителем является печатная форма. В предыдущем параграфе мы выяснили размер растровой точки, необходимый для высококачественной печати. Также нам известно, что растровая точка состоит из растровой ячейки разрядностью 16×16 пикселей. Делим имеющиеся показатели на 16 и получаем физический размер одного пикселя ≅ 0,0003 (дюйма) или ≅ 0,0079 (мм). Сколько же таких пикселей размещается на одном дюйме печатной формы, снова применим операцию (1/х) и получим необходимое разрешение фотовыводящего устройства – 3200 ppi (pixel per inch). Что и требовалось доказать.

Зависимость линиатуры от печатной машины и типа бумаги приведена в таблице.

Таблица 1. Ограничения по total ink (TIL) и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*¹
42 120
200–240 max
Coldset

*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.

REG.ru

Важные интуиции, вытекающие из выше изложенного

Если Вы читаете русскоязычную литературу и встречаете термин "полутоновый" , то это, скорее всего, означает тоновое изображение. Если вы читаете переводную литературу, то термин "полутоновый" , вероятней всего, означает растрированное изображение.


Если тоновое изображение является штриховым рисунком или bitmap изображением, то при растрировании оно не меняется. Фактически при растрировании bitmap изображения его разрешение будет преобразовано к разрешению фотовывода. Следовательно, для получения максимального качества bitmap изображения необходимо делать его с разрешением близким к разрешению фотовывода. На практике достаточно разрешения bitmap изображения в 1200 ppi, т.к. дальнейшее увеличение разрешения не заметно глазу. На рис. 4 приведены фрагменты bitmap изображений сделанные при различных разрешениях.

Аналогичного качества можно достигнуть и при использовании векторных изображений (но только при условии их окрашивания в плашечный цвет), т.к. векторы масштабируются без потери качества.


Что произойдёт, если мы окрасим векторное изображение не в плашечный цвет, а, например, в 60% Black? В этом случае от разрешения фотовывода в 3200 ppi мы перейдём к линиатуре 200 lpi. Иными словами, разрешение выводящегося изображения уменьшится в 16 раз (рис. 5). При этом возникает эффект "пилы". Поэтому не рекомендую задавать шрифтам не плашечные цвета при линиатуре печати ниже 175 lpi. При линиатуре 150 lpi и ниже сильно заметной становится "пила".

Полиграфический дуализм


Какое разрешение необходимо задавать изображению перед отправкой его на фотовывод? Из логики следует, что разрешение изображения должно соответствовать линиатуре печати. Почему тогда рекомендуют делать разрешение чуть выше, чем линиатура печати, примерно в 1,5–2 раза? В этом есть смысл, если чёрный выступает в качестве контура. Иными словами, если чёрный специально обработан. В результате обработки он должен приобрести свойства bitmap изображения. Как этого можно достичь? Путём шарпенса чёрного. В результате шарпенса контуры изображения уконтращиваются и появляются малые участки где чёрный достигает 100%-интенсивности. Это и придаёт ему свойства bitmap изображения. Этот эффект я назвал полиграфическим дуализмом. На рис. 6 приведены примеры исходного изображения и после правильного шарпенса.

plus

Друзья, все материалы нашего сайта распространяются бесплатно. Но если у Вас появилось желание, и оно не противоречит Вашим возможностям, то автор с удовольствием выпьет за Ваше здоровье чашечку утреннего кофе.

«Технология нерегулярного растрирования стала привлекать к себе внимание с самого начала своего появления, так как она действительно позволяет повысить качество оттисков. Первые нерегулярные растровые структуры были получены при изготовлении печатных форм для литографии. В качестве основы такой формы брался литографский камень с естественной зернистостью, которая имела случайный характер. Позднее был разработан так называемый безрастровый офсет - способ создания полиграфических репродукций, при котором в качестве растровой структуры использовали естественную зернистость алюминиевой пластины. Однако этот способ позволял получать формы только с низкой тиражестойкостью.



Рис. 8 Принципы формирования регулярного и стохастического растров

Алгоритмы стохастического растрирования цветных полутоновых изображений, конечно же, несравненно сложнее описанного, но принципы формирования растра идентичны.

Охарактеризуем результаты работы алгоритмов стохастического растрирования и назовем те особенности, которые сделали их столь привлекательными для использования в полиграфии.

«Данная технология предполагает создание полутонов изображения на оттиске за счет изменения густоты (частоты) расположения одинаковых по размеру и форме растровых элементов при получении полутонов изображения на фотоформе (печатной форме). Технология разработана специально для повышения качества передачи мелких деталей изображения на оттиске и снятия проблемы муара на многокрасочных оттисках, что особенно важно в случае использования технологии Hi-Fi Color и при сканировании растровых изображений.

Стохастическое растрирование позволяет воспроизводить очень тонкие линии, мелкие детали и плавные переходы полутонов, что неосуществимо при использовании обычного метода печати полутоновых изображений с применением регулярных растровых структур. Стохастическое растрирование незаменимо, когда необходима качественная печать альбомов и фирменных каталогов, например мебели, изделий из кожи или дерева, оформления интерьера, модной одежды, где требуется воспроизведение тонких фактур материала.

Использование стохастического растрирования приводит к заметному повышению качества цветных изображений на оттиске при печати на бумаге более низкого качества по сравнению с качеством при печати на этой же бумаге с применением традиционного растрирования, например при печати многокрасочных газет, и упаковки.

Технология стохастического растрирования относится к технологии растрирования с использованием растров с нерегулярной структурой. Такая структура образуется электронным путем с помощью аппаратных и программных средств. Полутона создаются за счет изменения частоты растровой структуры, то есть изменения количества элементов на единицу площади изображения в зависимости от градационного уровня. При этом множество мелких точек заменяет большие точки, получаемые при традиционном растрировании.

Стохастическое распределение растровых точек обладает следующими преимуществами:

• хорошее восприятие полутона благодаря отсутствию видимой растровой структуры;

• плавная тонопередача вследствие отсутствия сцепления точек углами;

• нет необходимости в повороте растровой структуры при многокрасочной печати;

• на оттиске не возникают дополнительные низкочастотные структуры в виде розеток и муара;

• не происходит наложения двух периодических структур при сканировании оригиналов - полиграфических оттисков, а следовательно, меньше вероятность возникновения муара.

Подведем итог: наиболее важные с точки зрения сюжета краски нужно располагать под углом не менее 30 градусов друг от друга. Печать двух красок с одним углом поворота растра возможна для случая, когда присутствие одной из красок в любой части изображения исключает полностью или сводит к минимуму присутствие другой краски. В современной полиграфии существует три основных способа борьбы с муаром: снижение заметности муара за счет поворота растрированных изображений относительно друг друга; снижение заметности муара за счёт повышения линиатуры применяемых растров; применение нерегулярных растров.

3 Исследование причин муарообразования на оттисках офсетной печати

Цель исследования: определить причины муарообразования в четырехцветной офсетной печати.

Применяемые материалы и оборудование: оттиски офсетной печати с заметной муаровой структурой, транспортир

Методика проведения работы:

- на печатном образце определить область, содержащую муаровую структуру,

- измерить транспортиром углы наложения красок,

- установить причину муарообразования,

- предложить возможные пути решения проблемы

Для проведения исследования мной были отобраны образцы офсетной печати с заметной муаровой структурой. Офсетный способ печати является практически основным, благодаря экономичности и высокому качеству выпускаемой продукции, а также ее широкому ассортименту. Но, поскольку муаровые оттиски этого вида печати встречаются довольно часто, интересно будет разобраться в причинах этой проблемы, ведь в офсетной печати возможно отличное воспроизведение мелких деталей и хорошая передача полутонов.

Анализ печатных образцов

1) Рассматриваемый образец №1 – обложка книги рецептов. Растровые структуры расположены под углами:

Исследуемый образец имеет наибольшую заметность микромуара, образуемого открытыми розетками, смещенную в область теней.

Причиной муарообразования стало неверная установка угла поворота растра желтой краски на 15 градусов. При большой интенсивности угол 15 градусов для желтой краски может привести к появлению муара.

Возможным выходом в данном случае может стать установка угла желтой краски на 0 градусов.

2) Следующий исследуемый образец №2 - обложка тетради, углы поворота растровых решеток следующие:

При трехцветной печати или в случае, когда процентное содержание фотоформы черной краски низкое желтую краску стоит расположить под углом 45 градусов.

Возможной причиной образования муара стал поворот растра желтой краски на столь высокий угол 75 градусов.

Решением проблемы в этой ситуации могла бы стать установка других значений углов поворота растра для всех четырех красок.

3) Образец №3 - упаковка листьев брусники имеет следующие углы поворота растров красок:

На данном образце четко просматривается муар в виде полос в зеленых тонах изображения.

В случае если наиболее важные части изображения содержат серо зеленые тона, то следует поменять местами голубую и черную краски для предотвращения муара между желтой и голубой.

Причиной муарообразования стало неверное соотношение углов между голубой и черной красками.

В данном случае следовало установить углы для голубой краски 165 градусов, а для черной 105, так как возникает муар из-за несовместимости между желтой и голубой красками.

Причиной возникновения муара здесь могли стать неправильные углы наклона растров голубой и черной краски. Однако не только это могло стать причиной возникновения муара. Любая ошибка совмещения фотоформ при печати вызовет появление муара низкой частоты. Поскольку данный образец ежедневная газета, то не исключена ошибка совмещения фотоформ, поскольку информация поступает непосредственно перед выпуском газеты в тираж, а действовать нужно оперативно. Также следует учесть, что газета напечатана на офсетной бумаге низкого качества, которая изготавливается из макулатурных бумаг.

Поскольку точной причины муарообразования для данного образца выявить не удалось, то и возможные пути решения проблемы не установлены.

Образец имеет заметную розеточную структуру в телесных тонах.

Наиболее важные с точки зрения сюжета краски нужно располагать под углом не менее 30 градусов друг от друга. Например, если изображение в наиболее ответственных частях содержит телесные тона, то следует поменять местами пурпурную и черную краски для предотвращения муара между желтой и пурпурной красками. Телесные тона более критичны к муару с точки зрения восприятия человеком.

Причины образования муара: образец содержит большое количество фотографий маленького формата, поэтому нужно учесть и тот фактор, что изначально при допечатной подготовке оригиналы этих фотографических изображений могли быть отсканированы с неверными параметрами, также не исключен вариант низкого качества самих оригиналов.

Вывод: в результате анализа печатных образцов были установлены углы поворота растровых решеток для четырех компонентов системы CMYK для каждого оттиска, установлены причины, вызвавшие появление муара – это неверное соотношение углов поворота растра, также предложены возможные способы решения проблемы на конкретных образцах.

Заключение

В данной работе я исследовала причины возникновения муара на оттисках, полученных офсетным способом печати. Было исследовано влияние углов поворота растровых решеток на структуру розеток и их заметность.

В четырехцветной публикации муар возникает как результат взаимодействия четырех растровых структур. При печати изображений растровую структуру всегда поворачивают на некоторый угол. Для черно-белых изображений этот угол, как правило, 45 градусов. Для полиграфической промышленности установлен стандарт для комбинации из четырех компонентов системы CMYK: голубой под углом 15º, черный - 45º, пурпурный - 75º, желтый - 0º.

Муар бывает предметным (когда частота мелкоструктурного рисунка фактуры изображения совпадает с частотой растровой решетки, формируемой на оттиске) и собственным (как результат взаимодействия растровой решетки с формируемым в ней растром).

По структуре муар бывает розеточным (с открытым и закрытым центром) и квадратным.

Также в работе были рассмотрены методы устранения муара. Наиболее действенным и осуществимым из перечисленных трех способов является поворот растрированных изображений друг относительно друга.

В результате проведенного мной исследования были отобраны оттиски офсетной печати с заметной муаровой структурой. Причиной возникновения муара стало неверное соотношение углов поворота растровых решеток.

Список использованных источников:

Отраслевой стандарт

Статьи в журналах:


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Rastrirovanie

Растрирование — преобразование непрерывных полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью полиграфического растра (в репродукционных фотоаппаратах и контактно­копировальных станках) или с использованием аппаратных и программных средств. В современном полиграфическом производстве за процесс растрирования отвечают специальные растровые процессоры — RIP.

Существуют две методики растрирования и соответственно два способа передачи полутонов на неполутоновых устройствах:

  • печать растровыми точками одинакового размера (но разным их количеством);
  • печать растровыми точками различного размера (при их неизменном количестве).

Рассмотрим оба метода формирования рисунка подробнее.

В первом случае, фактически, меняется частота появления растровых точек на бумаге, в зависимости от насыщенности изображения. Поэтому этот метод растрирования называется частотно — модулированным (ЧМ — растрирование, англ. FM-screening). Растровые точки, при формировании рисунка этим методом, наносятся хаотично и не упорядочено одна относительно другой (поэтому растры этого типа иногда называют нерегулярными или стохастическими).

У таких растров всего один непосредственный параметр — размер отдельно взятой точки, который определяется настройками драйвера печати и характеристиками устройства вывода — размером микропятна печатающего устройства. Минимальные значения этого параметра ограничены объемом капли, создаваемой печатающей готовкой, который на практике у современных моделей принтеров обычно колеблется от двух до нескольких десятков пиколитров. По сути, устанавливая в диалоговом окне параметры принтера, печатающего этим растром, мы устанавливаем разрешение, или максимальную плотность нанесения точек на единицу длины печати. Понятно, что чем мельче размер отдельно взятой капли, и чем выше разрешение, тем меньше будет заметна дискретность готового отпечатанного изображения.

Наиболее типичный и распространенный пример устройства, в котором используется нерегулярный стохастический FM — растр — это струйный принтер. С физической точки зрения сформировать такой растр достаточно просто: печатающая головка принтера просто наносит чернила на запечатываемый материал в виде множества мелких капелек более или менее одинакового размера (повторяемость размера капли определяется уже не настройками печати, а классом точности печатающего узла принтера). Изменяется только интенсивность падения капель красителя на запечатываемый материал, что и определяет относительную плотность запечатываемости каждого участка. Таким образом, сформулируем краткое определение: ЧМ — растрирование (FM — screening) — это метод получения полутонов в печатаемом изображении с использованием растровых точек одинакового размера с переменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности.

Во втором случае, метод, повсеместно используемый в печати, — это так называемое амплитудно- модулированное растрирование, или AM — растрирование (AM — screening). Краткое описание этого метода растрирования таково: это метод получения полутонов с использованием растровых точек переменного размера, с неизменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности. В AM — растрах

Некоторые тонкости AM — растрирования

При использовании AM — растров, актуален не только вопрос о размерах, но и о форме растровой точки, в отличие от предыдущего метода растрирования, где форма точки отсутствовала как таковая. Вместо нее на запечатываемом материале после печати появлялась достаточно малая капелька тонера, краски или чернил принтера, а размер точки, по сути, определялся настройками драйвера принтера (на аппаратном уровне — объемом микрокапли используемого принтера). Дело в том, что от того, каким AM — растром будет напечатан макет, а также от формы растровой точки, во многом зависит визуальное восприятие изображения наблюдателем. Форма растровой точки (Raster dot shape) строго определена и чаще всего зависит от конкретной модели печатающего устройства, либо от программных настроек драйвера, если он позволяет выбирать форму растра среди нескольких альтернативных вариантов. К наиболее часто используемым формам растровых точек можно отнести эллиптическую, ромбовидную, квадратную и круглую точки.

Поскольку в пределах растровой точки можно различным образом задействовать отдельные пикселы (субэлементы) для получения полутонов, форма растровой точки была стандартизирована.

Форма растровой точки — преимущественная форма растровой точки, получаемая при растрировании с применением периодической структуры.

Примечание. В настоящее время в основном используют формы точки, которые получили названия: квадратная, круглая, эллиптическая, цепеобразная (разновидность эллиптической), эвклидова (с постепенным переходом по градационной шкале от круглой точки к квадратной и затем к круглому просвету), линейчатая и геометрическая (разновидность линейчатой).

Линейную последовательность из растровых элементов называют линией. Таким образом линиатура растра есть не что иное, как число растровых точек, из которых формируется изображение на единицу его длины. Линиатура растра жестко связана с разрешением фотовыводного устройства. Линиатура растра = разрешение фотовыводного устройства/16. Если фотоформа будет выводиться с разрешением 2400 dpi, то ее линиатура составляет 150 линий на дюйм.

Большинство газетных иллюстраций печатается растром в 75 lpi, журнальных — 133-150 lpi, а иллюстрации в хороших альбомах могут иметь линиатуру до 175 lpi. От линиатуры растра также зависит видимое качество иллюстраций. Чем выше линиатура, тем менее заметны образующие растр точки и тем ближе отпечаток к фотографическому оригиналу.

Читайте также: