Как сделать стишки

Обновлено: 02.07.2024

Я часто получаю от Вас предложения написать музыку на Ваши стихи.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИХАМ ДЛЯ ПЕСНИ

Для того, чтобы песня стала хитом нужно, чтобы:

  • песня привлекала положительное внимание,
  • песня запоминалась,
  • основные элементы песни можно было легко повторить.

В стихах для современной песни, как правило, должны присутствовать:

  • Плохие стихи на русском языке погубят даже гениальную музыку!

Частично это соответствует действительности. Но реально это работает только для иностранной музыки. Если стихи на родном языке и не собираются претендовать на собственную ценность, повышающую общую ценности песни, то как минимум, они не должны её снижать. А откровенно слабые стихи песню серьёзно портят.

Ну и подумайте сами… Зачем мне (композитору) или артисту брать Ваши стихи, если они банальны? Если бы нам нужно было заполнить песню нелепицей, мы бы сделали это самостоятельно без Вашей помощи.

  • При большой конкуренции качество материала имеет большое значение!

Сегодня, когда компьютер, музыкальный софт и доступ в интернет есть почти у каждого, количество сочиняемых песен превышает все возможные границы. Количество артистов тоже велико. Но артистов, имеющих широкую публику, способных донести Ваше произведение до большого количества слушателей, куда меньше. И они тщательно отбирают себе музыкальный материал. Иногда, конечно, их выбор не совсем понятен и вызывает удивление. Но всё равно ни один артист не хватает первую попавшуюся песню. А значит, наши песни должны чем-то выделяться из груды предложений.

Так что, раз уж Вы предлагаете свои произведения, постарайтесь написать стихи для песни так, чтобы в них что-то зацепило сначала меня, потом артиста, а потом и слушателя.

Конечно, не исключено, что и на замыленную тему с банальными словами тоже напишут хит. Но перед Вами кроме того стоит задача, чтобы выбрали именно Ваш стих. А если он ничем не отличается от других, то вероятность такого выбора сильно уменьшается.

Рассмотрим основные требования к стихам для песни.

СМЫСЛ И ИДЕИ ПЕСНИ

  • Совет 1. Сделайте так, чтобы Ваш стих воспринимался целостно!

В песне должен быть смысл, идея. Слушатель воспринимает песню в целом. И если текст песни написан на понятном ему языке, но представляет из себя непонятный набор несвязанных слов, то это вызывает дискомфорт и не позволяет воспринять песню.

  • Совет 2. Насытьте песню интересными находками!
  • Совет 3. Сделайте так, чтобы Ваши находки запоминались и без труда могли быть повторены слушателем!

Есть и другая грань. Бывает, что стихи настолько перегружены мыслями и сложными ассоциациями, что для их понимания нужно выделить час свободного времени. Я, возможно, прочитаю такой стих, но писать на него популярную песню вряд ли стану. Взрыв мозга — это для интеллектуальной песни. Вас с распростёртыми объятьями примут русские рокеры, может быть, барды… Но не популярные радиостанции.

Должна быть соблюдена золотая середина. Стихи для популярной эстрадной песни должны быть интересными, незаурядными. Но при этом понятными с первого прочтения. Ключевые фразы должны быть запоминающимися.

  • Совет 4. Управляйте вниманием слушателя с самого начала песни! Поразите его в припеве!

Правильно расставьте лучшие находки в песне. Самый мощный крючок лучше поставить в припеве.

Но не забудьте, что до припева могут и не дослушать, если куплет покажется неинтересным. Обязательно привлеките чем-то внимание в самых первых строчках песни (первого куплета). Постарайтесь не растерять это внимание до припева.

В припеве, как мы уже сказали, должен быть один или несколько мощных крючков, которые собственно и останутся в памяти после первого прослушивания песни.

Второй куплет обычно является развитием мысли. В нём рекомендуется либо последовательно продолжать смысл первого куплета и припева (если Вы рассказываете историю), либо подводить к тому же припеву, но с какой-то совсем другой неожиданной стороны. В принципе, если первый куплет и припев заинтересовали публику, то скорее всего, песню дослушают до конца. Тем не менее, желательно чтобы второй куплет не был слабее первого. Уважайте себя и слушателя! В любом случае всегда проверьте, будет ли последующий припев являться логичным продолжением, выводом к второму куплету.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ

Песня обычно состоит из повторяющейся части (припева) и нескольких частей одинаковых ритмически, но имеющих разное содержание — чаще всего их называют куплетами.

Лёгкая запоминаемость — это основное отличие хита. Повторение одной и той же мелодии несколько раз позволяет её запомнить уже с первого прослушивания песни.

Поэтому припев часто запоминается со словами уже с первого-второго раза. Куплеты сначала запоминаются только мелодически, и основными находками в словах, о которых мы сказали выше. Потом постепенно запоминаются и все слова первого куплета, второго куплета и далее.

Важно также помнить, что чем больше разных куплетов, тем меньше вероятность запомнить их все. Не увлекайтесь!

  • Совет 6. Внимательно следите за тем, чтобы куплеты имели одинаковый мелодический ритм!

Как ни странно, многие начинающие авторы присылают стихи, в которых куплеты имеют разный ритмический рисунок. В результате эти тексты сразу отбраковываются, так как не подходят для популярной песни.

Что такое одинаковый ритм? Это означает, что:

  • В куплетах должно быть одинаковой количество строчек.
  • Строчки разных куплетов, стоящие под одинаковыми номерами, должны иметь одинаковое количество слогов.
  • Ключевые ударные слоги в строчках под одинаковыми номерами в разных куплетах должны стоять в одних и тех же позициях.
  • Паузы в одинаковых строках разных куплетов должны совпадать.

Давайте рассмотрим эти пункты более подробно.

Одинаковое количество строк — тут всё просто. Например, если в первом куплете 5 строк, то и во втором должно быть 5 строк.

Одинаковое количество слогов — тоже. Например, если в третьей строке первого куплета 6 слогов, то и в третьей строке второго куплета тоже должно быть ровно 6 слогов.

Ударения у начинающих поэтов-песенников иногда выхывают сложности. Но пугаться не надо. Смысл тот же самый. Например, если в первой строке первого куплета ключевые ударные слоги стоят под номерами 1, 4, 6, то и в первой строке второго куплета ключевые ударные слоги должны стоять под номерами 1, 4, 6. Остальные слоги должны быть безударными, или ударение должно быть не существенным.

Паузы. Очень рекомендую проверить, что в одинаковых строчках разных куплетов есть совпадающие паузы — смысловые разрывы слов, во время которых можно вдохнуть. Очень желательно, чтобы хотя бы в некоторых местах в одинаковых строчках всех куплетов такие паузы стояли после одного и того же количества слогов. Артисту при исполнении песни нужно будет периодически брать дыхание. Соответственно и композитор должен будет придумать, где расставить маленькие паузы для вдоха. Да и мелодия получается интереснее, если в строке присутствуют разные длительности и можно вставить паузы. А как мы уже договорились, мелодии всех куплетов должны быть одинаковыми. Но если в Ваших стихах все ритмические паузы (разрыв между словами) в одной строке приходятся на целые и неразрывные слова в аналогичной строке другого куплета, которая должна исполняться на ту же мелодию, то вставить паузу в эту строчку будет проблематично. Упростите задачу композитору и артисту, и Ваш стих скорее возьмут в песню.

Например, если во 2-й строке первого куплета есть разрыв слов после 2-го, 5-го, 6-го и 10-го слогов, то необходимо выбрать, какие из этих разрывов будут опорными. Лучше выбирать смысловые разрывы, а не вспомогательные. Разрывы между предлогом и существительным — не лучший вариант для ритмических пауз. И если мы, например, выбрали в качестве пауз разрывы между словами 2-й строки первого куплета, расположенные после 2-го и 6-го слогов, то желательно, чтобы во 2-й строке второго и следующих куплетов разрыв между словами также стоял после 2-го и 6-го слогов. Остальные разрывы слов, не являющиеся опорными для ритма, могут стоять произвольно.

  • Совет 7. Ритм припева сделайте отличным от ритма куплетов!
  • Совет 8.Ищите интересный, незатасканный, но легко запоминающийся ритм!

Постарайтесь, чтобы ритм как в куплете, так и в припеве был интересным. Избегайте банальных затасканных ритмов, таких как:
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.

Но и не перемудрите.

  • Совет 9. Проверьте, что Ваши стихи легко поются!

Также очень важно, чтобы слова легко произносились в песне. Попробуйте их пропеть на Ваш музыкальный ритм с условной мелодией. Поменяйте все слова, на которых Вы споткнулись, если Вы конечно пишите не песню-скороговорку для тренировок будущих актёров в театральном училище.

Если Вы споткнулись на стыке слов и почему-то хотите их оставить, то поставьте между ними паузу. Но если это слова в куплете, то обязательно проверьте, что в других куплетах в этом месте также можно будет поставить паузу.

РИФМА

Что касается рифмы, то здесь нужно учитывать следующие особенности текстов для популярных песен.

  • Совет 10. Избегайте чётких банальных рифм и банальных конструкций расстановки рифмы!

И в-третьих, также как и для ритма, находите интересные последовательности расстановки рифм. Если везде использовать одну и ту же конструкцию попарного рифмования строчек по принципу
муха села на варенье,
вот и всё стихотворенье,
то и песни будут получаться однотипными, а мухи вскоре умрут со скуки :).

Безусловно, это не всё, что можно посоветовать начинающим поэтам-песенникам. Но такие минимальные советы помогут Вам избежать основных ошибок при написании текстов стихов для популярных эстрадных песен.

И конечно, не только слушайте песни, но и почаще читайте отдельно тексты песен Ваших любимых артистов. Анализируйте их структуру, подходы к подбору слов, стилистике, ритмическому рисунку, рифмам.

Рифмовка — удобный генератор мужских, женских и дактилических рифм для ваших стихов.

Если вы нашли ошибку, плохие рифмы или незакрытый мат, пишите на обратную связь: [email protected]

Версия 1.4. Улучшены алгоритмы, добавлены варианты слов со слоговыми согласными (смыс(ы)л как вариант для смысл) Исправление ошибок во введённых словах, если их нет в базе.

Версия 1.3. Добавлены дактилические рифмы, то есть с ударением на третий слог с конца (мгновение) слова с дефисом (кое-как), имена собственные (Иван)

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Что необходимо для создания хороших стихов

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

4. Подружить язык и замысел

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?

Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Научиться писать стихи могут все. Вопрос лишь – зачем им это?

Д. Рудой.

Мы собрали рекомендации для начинающих и дополнили их советами профессионального поэта. Пусть 12 больших шагов, получившиеся в результате, помогут вам войти в мир поэзии, овладеть его основными принципами и понять, нужно ли оно вам. Надеемся, что в результате вам станет проще воплощать в жизнь литературные замыслы, делая это более грамотно и раскованно.

Научиться писать стихи поможет чтение

Если вы хотите научиться писать стихи, начните с их чтения. Чем больше вы будете читать стихов, тем лучше. При этом совсем не обязательно стремиться постичь глубины авторского замысла. Читайте расслабленно, ради удовольствия, перед сном или в свободную минуту. Главное, чтобы строки выдающихся поэтов постоянно окружали и сопровождали вас.


“Оттенок ультрамарина” –
читать онлайн на Литрес

Слушайте поэзию

Пусть чтение поэзии не сводится к сухому академическому разбору поэтических приемов вроде аллитерации и метонимии. Чтение вслух играет ключевую роль в восприятии стихов, ведь поэзия родилась как форма устного творчества. Прослушайте, к примеру, стихотворение “Ворожея”:

Слушая, как звучит хорошая поэзия, вы откроете для себя ее красоту: чередование ударных и безударных слогов, аллитерацию и ассонанс, внутреннюю рифму, интонационные паузы и многое другое. А если вам представится возможность услышать собственное стихотворение в чьем-то исполнении, обязательно воспользуйтесь этим!

Начните с коротких стихов

Не стоит сразу замахиваться на эпос или приступать к роману в стихах. Начинающим поэтам лучше подумать о том, как научиться писать стихи с простой рифмовкой. Для этих целей вполне подойдет короткое стихотворение, например, хайку или же простое четверостишие с перекрестной рифмой.

Не путайте количество с качеством. Самобытные, идущие от души семь-восемь строк, написанные вольным стихом, гораздо полезнее для творческого развития, чем шаблонная эпопея из пятистопного ямба. Хотя на последнюю, вероятно, уйдет гораздо меньше времени.

Не вязните в первой строфе

Пользуйтесь доступными инструментами

Пользуйтесь литературными инструментами

Словари рифм и синонимов могут сослужить вам хорошую службу, так что используйте их смело. Возможно, вы удивитесь, но эти литературные инструменты используют даже профессиональные писатели и поэты. Убедитесь, что понимаете истинное значение слов, перед тем как использовать их в своем стихотворении, иначе ваша работа будет похожа на произведение человека, изучающего иностранный язык.

Не все синонимы, перечисленные в словаре, передают нужное значение или смысловой оттенок – их необходимо чувствовать нутром. И помните, что стихи, написанные ради одних рифм – это рифмовки, не имеющие никакой поэтической ценности, а чтобы она появилась, стихотворению необходимо нечто нетривиальное, изысканное и утонченное.

Ищите творческое вдохновение

Желание научиться писать стихи часто упирается в отсутствие вдохновения. Оглянитесь вокруг (как в буквальном, так и в более широком смысле) – и вы наверняка увидите тему, о которой вам захочется написать.

Обратитесь к своим сильным воспоминаниям, эмоциям, волнующим вас проблемам. Отвлекитесь от рутины, сходите на прогулку. Заведите специальную тетрадь или блокнот, куда будете записывать идеи для будущих стихов.

Используйте в стихах средства выразительности

Как и в любой форме литературы, в поэзии для усиления воздействия на читателя используются литературные приемы и средства художественной выразительности.

Развивайте навыки поэтического письма, вставляя в свои стихи метафоры, аллегории, синекдохи, метонимии, символы и другие художественные конструкции. Если вы пишете вольные стихи, сделать это будет легче, чем в строгих формах вроде сонета, имеющих свои правила размера и рифмы.

Расскажите стихотворением историю

Мы уже отмечали, что браться за написание чего-то масштабного сразу не обязательно. Главное – понять общий принцип: как и во всех литературных формах, коммуникация в поэзии является неотъемлемой частью. Поэтому, если вы хотите научиться писать стихи, которые запоминаются, рассказывайте ими истории, где есть и сюжет, и смысл.

Научитесь выражать важное кратко

Краткость – сестра таланта, и в лирическом стихотворении философские и политические идеи могут быть сформулированы точнее, чем в эссе. Например, Ф. И. Тютчев, считающийся основоположником русской философской лирики, в своих стихах поднимает вечные темы жизни, смерти, начала бытия. Особенно справедливо это для темы патриотизма, где короткое стихотворение порой становится гимном, затмевающим тонны макулатурной пропаганды.

Как научиться писать стихи - рисуйте образ словами

Хорошая поэзия – это точность языка. Поэтому важную философскую идею можно развить в нескольких десятках слов, если они тщательно подобраны. Даже кажущиеся легкими поэтические формы, такие как детские стихи или лимерик, могут передавать важные, смелые идеи. Осталось только найти правильные слова.

Рисуйте поэтический образ словами

В изобразительном искусстве, например, в живописи, зрители могут непосредственно увидеть на картинах людей, предметы и обстановку. В поэзии (и в художественной литературе в целом) картины тоже создаются, но инструментом художника является слово.

Ознакомьтесь с поэзией разных форм и эпох

Каждая форма поэзии имеет свои собственные требования: к схеме рифмовки, количеству строк, размеру, тематике и многим другим компонентам. Этим достигается уникальность каждой из форм. Такие строгие рамки – своего рода поэтический эквивалент грамматических правил в прозе.

Неважно, пишете ли вы только сонеты (стихотворения из двух катренов и двух терцетов с четко определенной внутренней схемой рифмовки) или вольные стихи, где нет правил относительно длины, стихотворного размера или схемы рифмы. Даже если все ваши произведения относятся к одному типу стихотворений, чтобы научиться писать стихи, важно знать, как устроены разные поэтические формы, иначе вы не сможете быть уверенны, что нашли лучшую.

Чтобы понимать, как развивалось поэтическое искусство с течением времени, необходимо ознакомиться со знаковыми произведениями античности, романтизма, поколения битников и других эпох. Не обязательно погружаться в каждую с головой. Общего понимания тенденций развития стихосложения для начала вполне достаточно.

Общайтесь с другими поэтами

Поэты общаются друг с другом, участвуя в совместных чтениях или поэтических мастер-классах. В художественном сообществе авторы часто читают вслух произведения друг друга и свои собственные стихи, дают отзывы о работах коллег. Одной из таких творческих групп является сообщество Вконтакте “Современные стихи и проза”:

Научитесь принимать любую обратную связь благосклонно, даже если ждали другой реации. Используйте эту несхожесть как источник вдохновения. Найдите поэтическую группу, где сможете услышать разную поэзию, обсудить поэтическое ремесло, почерпнуть новые идеи и поучиться у мастеров – все это поможет вам научиться писать стихи не словами, а душой.

Читайте также: