Как сделать корректировочную смету

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос: Подрядчик выполнил в марте 2021 г. строительно-монтажные работы (далее — СМР) на объекте. В акт сдачи-приемки выполненных работ формы С-2б за март забыли включить один вид работ. Этот акт был подписан заказчиком 9 апреля и соответственно отражен в бухучете за март 2021 г. Ошибку обнаружили в мае 2021 г. Возможности перебросить стоимость неучтенных работ на другой период и объект не имелось, поэтому на недостающую стоимость работ составлен отдельный корректировочный акт за март. Он подписан и отражен в бухучете в мае 2021 г. В каком периоде стоимость этих работ за март следует учесть при исчислении НДС и налога на прибыль, если отчетным периодом является квартал? Предусмотрены ли штрафные санкции за несвоевременное отражение выручки и исчисление налогов по работам за март, которые фактически отражены в мае текущего года?

Ответ: Работы, не учтенные в марте 2021 г. и отраженные в корректировочном акте в мае 2021 г., отражаются в бухгалтерском и налоговом учете на дату подписания сторонами данного акта. Штрафные санкции за несвоевременное отражение выручки и исчисление налогов в данном случае не предусмотрены.

Обоснование: В случае изменения количества или стоимости принятых работ по решению суда или по результатам контрольных обмеров составляются корректировочные акты (ч. 1 п. 7 Инструкции № 29).

При этом Инструкция № 29 не исключает возможности составления корректировочных актов и в иных случаях, например при выявлении фактов завышения (занижения) количества и (или) стоимости выполненных работ непосредственно сторонами по договору строительного подряда, представителями технического надзора либо в иных случаях, прямо не предусмотренных Инструкцией № 29 (например, в связи с корректировкой смет по строящемуся объекту).

При составлении корректировочных актов в связи с изменением количества или стоимости принятых работ для целей бухгалтерского учета организациям необходимо руководствоваться Инструкцией № 44, Инструкцией № 10, НСБУ № 80.

При внесении исправлений в регистры бухгалтерского учета организации-подрядчику важно учитывать то, что именно корректировочный акт, как первичный учетный документ (далее — ПУД), подтверждает факт совершения хозяйственной операции, в том числе увеличение (уменьшение) выручки от выполнения СМР и налогооблагаемой базы за соответствующий период.

С учетом того что на момент предъявления заказчику актов сдачи-приемки выполненных работ по объекту строительства бухгалтерская служба правильно отражает указанные операции на основании представленного ПУД, в этом случае вести речь об ошибке нельзя (абз. 4 п. 2 НСБУ № 80).

Неточность в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности, выявленная в результате появления новой информации, не является ошибкой и признается изменением в учетной оценке (абз. 2 п. 2 НСБУ № 80).

Таким образом, выявленный факт занижения СМР, по мнению автора, является изменением в учетной оценке, а не ошибкой.

Порядок внесения изменений в учетные оценки определен гл. 3 НСБУ № 80. Суммы изменений в учетных оценках определяются исходя из текущего состояния активов или обязательств и предполагаемого увеличения или уменьшения экономических выгод, связанных с этими активами или обязательствами. При этом сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в ч. 2 п. 7 НСБУ № 80, отражается в составе:

доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период;

доходов или расходов будущих периодов, если это изменение повлияет на показатели бухгалтерской отчетности за будущие периоды (п. 6, ч. 1 п. 7 НСБУ № 80).

В рассматриваемой ситуации акт выполненных работ за март 2021 г. подписан заказчиком до 10-го числа следующего месяца (09.04.2020). Соответственно, выручка по акту признается подрядчиком на последнее число месяца выполнения работ — 31.03.2021.

При составлении корректировочных актов правило 10-го числа не применяется, поскольку указанные в них работы ранее уже были приняты заказчиком. При этом подрядчику следует отразить корректировочный акт в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором он подписан сторонами, — в мае 2021 г. (абз. 2 п. 2, абз. 2 ч. 1 п. 7 НСБУ № 80).

В бухгалтерском учете указанное изменение отражается следующим образом:

Обратите внимание!
Корректировочный акт должен быть подписан обеими сторонами и содержать все необходимые для ПУД реквизиты и сведения (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

В случае увеличения стоимости работ у исполнителя подлежат корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором произведено такое увеличение (ч. 1 п. 13 ст. 168 НК).

Независимо от того, за какой налоговый период производится изменение объема и (или) стоимости выполненных работ, оно отражается в том налоговом периоде, в котором подписан соответствующий документ. Для целей исчисления налога на прибыль изменение стоимости ранее выполненных работ отражается в текущем налоговом периоде как операция текущего периода.

Уточненная декларация (расчет) по налогу на прибыль за корректируемый период не представляется. Указанный оборот включается в текущий отчетный период, т.е. увеличение (уменьшение) налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль производится на дату подписания корректировочного акта.

В случае корректировки объемов СМР подлежит уточнению и налоговая база НДС.

Поскольку в рассматриваемой ситуации корректировка производится в сторону увеличения, у подрядчика увеличиваются обороты по реализации СМР того отчетного периода, в котором подрядчик и заказчик согласовали в установленном порядке увеличение стоимости таких работ (п. 2 ст. 129 НК).

На стоимость увеличения подрядчику необходимо выставить заказчику дополнительный ЭСЧФ, который должен содержать ссылку на номер ранее выставленного ЭСЧФ (ч. 1, абз. 2 ч. 2 п. 11 ст. 131 НК). При этом при составлении дополнительного ЭСЧФ указывается разница между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма НДС, относящаяся к данной разнице (ч. 3 п. 11 ст. 131 НК).

Увеличить оборот по реализации для целей НДС подрядчик должен вне зависимости от того, исполнил ли он свою обязанность по выставлению заказчику дополнительного ЭСЧФ или подписал ли заказчик этот ЭСЧФ своей ЭЦП.

В рассматриваемой ситуации подрядчик на основании корректировочного акта, подписанного заказчиком в мае 2021 г., производит увеличение налогооблагаемой базы НДС на стоимость неучтенных выполненных СМР. На основании акта на увеличение стоимости работ к исходному ЭСЧФ заказчику подлежит выставлению дополнительный ЭСЧФ. Соответственно, подрядчиком в налоговой декларации по НДС за I–II кварталы 2021 г. отражается оборот по реализации СМР нарастающим итогом с учетом корректировочного акта. Уточненная декларация за I квартал 2021 г. в этом случае подрядчиком не представляется.

Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет не об имеющей место ошибке в бухгалтерском учете, а об изменении в учетной оценке хозяйственной операции, экономические (штрафные) санкции в этом случае не могут быть применимы.

Поскольку договор подряда является возмездным, заказчик должен внести определенную плату в пользу подрядчика, которая может выражаться в виде оговоренной цены работы, либо определяться сметой. Смета в гражданском праве – это детализированный план (расчет) предстоящих денежных расходов (затрат)[1]. Смета может быть приблизительной, то есть способной изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств, и твердой, то есть не подлежащей пересмотру и корректировке в будущем. Твердая смета обычно составляется при отсутствии опасений за результат работы, а также при желании заключить договор без проведения дополнительных оценочных мероприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) прямо предусматривает, что твердая цена (смета) не может увеличиваться по требованию подрядчика или уменьшаться по требованию заказчика. В том числе когда при заключении договора стороны не могли рассчитать полный объем необходимых работ и затрат на их проведение. Однако данное свойство твердой сметы может превратить договор подряда в своего рода алеаторный договор, особенно если речь идет о строительном подряде. В юридической литературе отмечается, что фактически выполненные подрядчиком работы далеко не всегда соответствуют объемам, оговоренным в смете, что отражается и на цене работы[2].

Все рискованные ситуации и невыгодные для одной из сторон обстоятельства, связанные с ценой по договору подряда, условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся ситуации, когда ввиду непредсказуемости выполнения отдельных видов работ могут появиться дополнительные затраты на материалы и оборудование, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. Если затраты действительно возникли и были объективно необходимы для надлежащего выполнения работы, то справедливым представляется тот факт, что подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены. При этом заказчик, удовлетворяя требования исполнителя, будет действовать добросовестно.

гарантирует соблюдение его интересов, но выгода заказчика, таким образом, уменьшается.

Что касается проблем, связанных с дополнительными непредвиденными издержками, то ГК РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие подрядные правоотношения, устанавливают единственное условие, при котором подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены (сметы). Это возможно при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

В качестве вспомогательного средства можно рассматривать норму п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которой подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Но данное положение касается только строительного подряда, что на наш взгляд, может ограничить права и законные интересы иных подрядчиков.

Решать данную проблему подрядчику следует по правилам изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 450 и 451 ГК РФ). При этом подрядчик не может в одностороннем порядке изменить твердую смету; не может он и подать иск о взыскании с заказчика суммы дополнительных расходов[5]. Необходимо подавать иск об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, либо о его расторжении и о полной оплате работы с учетом дополнительных расходов[6]. Но, как уже было отмечено, подрядчику придется доказать существенность изменения обстоятельств и возрастания цены, невозможность предвидеть эти преобразования при заключении договора.

В рассматриваемой ситуации ответственность заказчика по правовой природе будет являться классической договорной ответственностью, в отличие от ответственности при экономии подрядчика, о чем будет сказано далее.

Таким образом, интересы подрядчика при определенных обстоятельствах могут быть защищены, а твердая смета способна пересматриваться в сторону увеличения.

Много практических сложностей возникает и при решении вопроса об обоснованности экономии подрядчика. Как известно, цена работы подрядчика включает в себя вознаграждение и компенсацию его расходов на выполнение работы. К примеру, стороны договорились, что при твердой смете в 1000 руб. вознаграждение составляет 600 руб., а компенсация расходов на материалы составляет 400 руб. Подрядчик находит более дешевые материалы и приобретает их за 50 руб., иных расходов он не несет. В результате фактическая цена работы составляет 650 руб. Но подрядчик ссылается на ст. 710 ГК РФ (экономия подрядчика) и утверждает, что выполнение работы дешевыми материалами не повлияло на качество результата, а поскольку стороны составили именно твердую смету, то платить подрядчику необходимо всю сумму в 1000 руб. Заказчик, конечно, хочет сберечь деньги и обращается в суд.

С точки зрения теории, статья об экономии подрядчика находится в теснейшей системной и функциональной взаимосвязи со статьей о цене работы: если согласно ст. 709 ГК РФ сторонами установлена твердая смета, то подрядчик, сэкономив на материалах, в любом случае должен получить полную оплату. Однако в этой же статье есть оговорка, что полная оплата возможна, если экономия не повлияла на качество работы. Таким образом, законодатель не конкретизирует, может ли изменяться твердая смета при экономии подрядчика, поэтому необходимо исследовать, как данный вопрос решается на практике.

Другие же суды придерживаются мнения, что, напротив, оплате по договору подряда подлежит стоимость фактически выполненных объемов работ, вне зависимости от того, твердая или приблизительная цена предусмотрена договором подряда[10]. Также, если подрядчик не согласует внесение изменений в государственный или муниципальный контракт, но при этом использует более дешевые материалы, то это не будет считаться экономией подрядчика[11]. Заказчики могут заплатить подрядчикам только за фактически выполненную работу, то есть, твердая смета перестает быть таковой.

Серьезный толчок для решения проблемы был дан Высшим Арбитражным Судом РФ (далее – ВАС РФ) в 2014 г принятием двух постановлений. В первом постановлении Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих инстанций, указав на то, что плата по договору оказания услуг (выполнения работ) осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено договором (что не отрицалось самим истцом-исполнителем в ходе судебного разбирательства). Президиум пришел к выводу, что требование о взыскании платы за неоказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное и недобросовестное. По данному договору была составлена именно твердая смета, уменьшение которой, по мнению ВАС РФ, возможно. В противном случае, нарушался бы принцип компенсационности (возмездности) договорного права: лицо бы получало больше благ, чем ему причитается за его действия. Заказчик-ответчик не стал платить полную твердую цену по договору[12].

Во втором постановлении ВАС РФ также поддержал сторону заказчика, который настаивал на том, что исполнитель выполнил работу в объеме, несоразмерном твердой цене за эту работу. Поэтому разница между объемом работ и выплатой суммы должна быть признана неосновательным обогащением, должно произойти уменьшение твердой цены в пользу заказчика[13].

Казалось бы, высшая инстанция поставила точку в спорах о правоприменении. Однако в 2018 г. Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) вынес определение, в котором была высказана достаточно спорная точка зрения, ложащаяся в основу дальнейшего обобщения судебной практики по договору подряда. Сторонами в деле были частные лица, два акционерных общества. Размер экономии, по мнению истца, - 21 695 554 руб.

ВС РФ в порядке кассации определил, что экономия подрядчика может иметь место, если фактический объем работ соответствует объему работ по смете, но применяются методики и технологии, отличные от согласованных с заказчиком. Также нельзя использовать более дешевые материалы, меньшее количество материалов. И, наконец, суды не должны решать вопрос о наличии или отсутствии экономии подрядчика, пока не будет выяснено, выполнены ли работы с соблюдением надлежащего качества[14].

Таким образом, ВС РФ не дал однозначного ответа на вопрос о признании экономии подрядчика. Но в целом, появился императивный индикатор недобросовестности подрядчика, согласующийся с ГК: если работа с другими материалами, более выгодной методикой и тд. приводит к некачественному результату, то говорить об экономии не приходится. И этим в первую очередь должны руководствоваться суды.

Позицию ВС РФ довольно быстро подхватили нижестоящие суды, поэтому на сегодняшний день практика двигается в одном направлении: твердая смета может быть изменена, если есть сомнения в экономии подрядчика. В первую очередь суды выясняют, как действия подрядчиков повлияли на качество работы и ее результата[15].

По своей правовой природе, сумма, переданная заказчиком подрядчику в уплату экономии подрядчика, если эта экономия оспаривается, является неосновательным обогащением[16]. Поэтому заказчику следует подавать кондикционный иск.

Подводя итоги стоит сказать, что нормы о твердой смете в действующем ГК РФ являются примером недостаточного освещения наиболее важных аспектов того или иного явления. Этим нормам недостает казуальности, которая могла бы устранить множественность понимания и толкования.

В целом, возможность изменения твердой сметы не умаляет ее значения для подрядных отношений. Ее нельзя смешивать с приблизительной сметой, поскольку твердая смета, даже в случае ее корректировки, является более точной и обнадеживающей, подкрепляет заинтересованность контрагентов в заключении и исполнении договора, более четко определяет объем работ и необходимых материалов и тд. Поэтому твердая смета в любом случае будет занимать свое место в договоре подряда, особенно в сфере строительства.

Также исследователи отмечают, что сама возможность изменения твердой сметы в связи с существенным изменением обстоятельств – это проявление доктрины римского права clausula rebus sic stantibus и принципа добросовестности гражданского права[17]. Стороны договора подряда, устанавливая твердую смету, всегда должны иметь в виду изменчивость рыночной конъюнктуры, особенно в эпоху частых кризисов и экономических колебаний. Поэтому данный инструмент, учтенный законодателем, действительно позволяет участникам подрядных отношений сохранять равновесие прав и обязанностей и действовать добросовестно.

Действительно, если стороны заключают долгосрочный договор, цена исполнения которого может существенно изменяться в ближайшем будущем, но не предусматривают порядка разрешения данного вопроса, то у суда будет больше мотивов вмешаться в условия договора. Чем более нестабильной представляется экономическая ситуация, тем большую осмотрительность должны проявить стороны при определении цены. В данном случае будут учитываться экономическая обстановка в целом за предшествующие годы, ситуация в конкретной сфере и тд[18].

Особенно данная проблема актуальна сейчас, в условиях пандемии и сопутствующего мирового экономического кризиса. Исследователи, уже столкнувшиеся с негативным опытом приостановления строительных работ, колоссального возрастания стоимости материалов и оборудования, констатируют, что суды по-прежнему не спешат применять положения ст. 451 и 744 ГК РФ для выравнивания интересов заказчика и подрядчика [19].

[1] Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М. :Книжный мир, 2012. 848 с;

[3] Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Статут, 2018. С. 289;

[4] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 N 09АП-37643/2019 по делу N А40-305776/2018;

[5] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2016 по делу N А56-86331/2014;

[6] Семенихин В.В. Строительство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. 1458 с.

[7] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2011 по делу № А11-9180/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011;

[8] Гурин О., Полянский А. Тверда ли твердая цена контракта (Гурин О., Полянский А.) ("Прогосзаказ.рф", 2020, N 4);

[9] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2018 по делу N А15-1481/2017; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.12.2019 N Ф02-6105/2019 по делу N А19-2362/2019;

[10] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2012 по делу № А33-3451/201;

[11] Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2020 N Ф09-56/20 по делу N А60-21810/2019;

[12] Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13

[13] Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13

[15] "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019);

[16] Погосян Н.А. Регрессные требования обязательства, возникающие из неосновательного приобретения или сбережения имущества // Советская юстиция. 1975. N 14. С. 17.

[17] Нам К.В. Принцип добросовестности: развитие, система, проблемы теории и практики. Москва: Статут, 2019. 278 с.

[18] Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307–453 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. – М.: М-Логос, 2017. С. 1096.

[19] Сулейманов Т.Р., Юрчик В.В., Морозевич М.А. Строительство в условиях COVID-19: готовы ли нормы ГК РФ о подряде к краш-тесту // Закон. 2020. N 5. С. 97 - 106.

[20] Мамонтов В.А. Критерии существенности в гражданском законодательстве Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. N 12. С. 2 - 4.

  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
  • изменяющих иные показатели, предусмотренные порядком ведения сметы.

Если корректировка бюджетной сметы требует изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств, то изменение показателей бюджетной сметы утверждается после внесения в установленном законодательством РФ порядке поправок в бюджетную роспись главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимиты бюджетных обязательств (п. 16 Общих требований).

Расчетные таблицы (таблицы-обоснования) являются неотъемлемой частью бюджетной сметы. Поэтому при корректировках бюджетной сметы в них также вносятся изменения. При изменении показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, изменяются только показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. В этом случае измененные показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей утверждаются в сроки, установленные абз. 6 и 7 п. 10 Общих требований N 26н.

Утверждение изменений в показателях сметы и изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей осуществляется в сроки, предусмотренные абз. 6 — 7 п. 10 Общих требований N 26н, в случаях внесения изменений в смету, установленных абз. 2 — 4 п. 15 Общих требований N 26н, а именно:

  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Вячеслав Шинкарев

Ежеквартально бухгалтеры сдают расчет по страховым взносам. После представления отчетности часто возникают вопросы по корректирующей форме. Эксперты техподдержки Контур.Экстерна рассказали, как заполнять корректировки в разных ситуациях.

Корректирующая форма всегда включает в себя Раздел 1 с приложениями 1 и 2 (или Раздел 2 в случае КФХ). Представление других разделов и приложений зависит от ситуации. Рассмотрим самые частые сценарии.

Если данные по сотрудникам корректировать не нужно

В этом случае в отчёт входят только данные по организации с номером корректировки на титульном листе. Данные по сотрудникам в отчёт включать не нужно. Чтобы убрать сотрудников из отчёта, снимите с них галочки в Разделе 3.

Если Раздел 1 находится в режиме автоматического расчета, обязательно актуализируйте список сотрудников. Например, Контур.Экстерн рассчитывает суммы по всем сотрудникам в списке, независимо от того, выбраны они или нет галочками. Галочкой отметьте только тех сотрудников, которые должны попасть в корректирующий отчет.

Также в некоторых системах, например в Экстерне, суммы по сотрудникам и по организации сверяются только в исходном отчёте. Чтобы проверить корректировку, используйте следующий алгоритм.

Алгоритм проверки корректирующего отчета

  1. Уберите номер корректировки с титульного листа, если он там есть.
  2. Актуализируйте список сотрудников в Разделе 3.
  3. Переведите поля в приложениях Раздела 1 в автоматический режим.
  4. Проверьте актуальность данных в предыдущих периодах если расчёт не за первый квартал.
  5. Если данные не актуальны, загрузите отчёты в режиме доимпорта в сервис.
  6. Запустите проверку. Исправьте ошибки, если они есть.
  7. Поставьте номер корректировки на титульном листе.
  8. Сформируйте и отправьте отчёт.

Заполнить, проверить и бесплатно сдать РСВ через интернет

Если нужно корректировать данные по сотрудникам в Разделе 3 (кроме ФИО и СНИЛС)

В 3 разделе в карточке сотрудника достаточно лишь скорректировать необходимые данные (кроме ФИО и СНИЛС).

Обратите внимание, что ИНН, дату рождения и паспорт надо корректировать таким способом, а не через аннулирование.

Если необходимо откорректировать суммы по сотруднику, то не забудьте внести изменения и в приложения раздела 1. В случае, если суммы остаются прежними, раздел 1 со всеми приложениями включается в отчёт без изменений.

Обратите внимание: проверки в сервисе работают на всех сотрудников, только если на титуле стоит номер корректировки = 0. Чтобы проверить отчёт, воспользуйтесь приведенным выше алгоритмом.

  1. С неверным СНИЛС с нулевым (удалённым) Подразделом 3.2 и признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.
  2. С верным номером СНИЛС с правильными суммами в Подразделе 3.2, без признака аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.

Если помимо ФИО и СНИЛС необходимо откорректировать суммы по сотруднику, то не забудьте внести изменения в раздел 1. В случае, если суммы остаются прежними, раздел 1 с приложениями включается в отчёт без изменений.

Пример 1: СНИЛС не тот, но реальный

В исходном отчёте вместо работающего в организации Иванова Ивана Ивановича со СНИЛС 001-001-002 13 был указан Иванов Иван Иванович со СНИЛС 001-001-001 12. Оба номера СНИЛС существуют, поэтому сведения загружены в базу ФНС.



Пример 2: несуществующий СНИЛС

В исходном отчёте вместо работающего в организации Иванова Ивана Ивановича со СНИЛС 001-001-001 12 был указан Иванов Иван, Иванович со СНИЛС 001-001-002 18.

Такой СНИЛС не должен пройти проверку на контрольное соотношение, а ФИО — проверку по схеме. ФНС такой отчет не должна была принять. Если такое произошло, обратитесь за разъяснениями к инспектору.

Если забыли включить сотрудника в исходный отчет

Включите в корректирующую форму забытого сотрудника с номером корректировки в карточке сотрудника = 0. Суммы в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 меняются с учетом этого сотрудника и указываются такими, какими должны быть по всей организации).

Обратите внимание, что при каждой отправке новой корректировки на титульном листе надо ставить новый номер.

Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Нулевой РСВ в два счета.

Если сотрудника включили в исходный отчет ошибочно

Отправьте корректировку с разделом 3 этого сотрудника с признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010, удалив в его карточке Подраздел 3.2. И уменьшите количество застрахованных лиц в строках 010 и 020 (015) Приложений 1 и 2. Суммы в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 меняются с учетом этого сотрудника, то есть уменьшаются.

Так вы обнулите данные по нему в базе ФНС. Дальнейшие действия советуем согласовать с инспекцией.

Если включили одного сотрудника вместо другого

В корректирующий отчёт должны попасть оба сотрудника:

  1. Ненужный — с нулевым (удаленным) Подразделом 3.2 и признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.
  2. Нужный — с верными данными, правильными суммами в Подразделах 3.2.1 и 3.2.2 и без признака аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.

Раздел 1 с Подразделами 1 и 2 нужно откорректировать: вычесть из общих суммы организации суммы ошибочно добавленного сотрудника и добавить суммы по работнику, которого забыли включить.

Если приобретено/утрачено право на применение пониженного тарифа (перерасчёт взносов с начала года)

В уточняющих расчётах за предыдущие отчётные периоды в Приложении 1 укажите новый код тарифа (08/02). Суммы взносов в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 поменяйте с учётом нового тарифа.

В корректирующий отчет должны попасть все сотрудники. В карточке каждого сотрудника в Подразделе 3.2.1 нужно указать две категории застрахованного лица:

  • старую категорию с нулевыми суммами.
  • новую категорию с верными суммами.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: