Как сделать стерео микрофон

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Если воткнуть моно микрофон в стерео АЦП, то он не будет автоматически давать сигнал на оба канала. Звук по-прежнему будет моно. То есть в "одном ухе". Это можно починить, если используется PulseAudio. Расскажу как сделать.

Для того чтобы получить из моно микрофона псевдо-стерео звук (пустить один сигнал по двум каналам), необходимо создать виртуальное устройство в PulseAudio из реального и запретить ему передавать стерео звук.

Для начала посмотрим список устройств в системе. Для этого введём команду:

Она покажет список имён устройств ввода. Результат будет примерно таким:

Затем необходимо отредактировать файл конфигурации "/etc/pulse/default.pa". По-хорошему стоит редактировать только пользовательский файл (его копию), которая берётся из домашней папки пользователя. Но для меня этот приём не сработал, поэтому редактировал глобальный файл настроек.

Открываем файл "/etc/pulse/default.pa" и в самый конец файла пишем две строки:

Обратите внимание, что после слова "master source_name=record_mono" задаёт название устройства, которое будет создано (виртуальное устройство).

Параметр "master_channel_map=front-left" задаёт название канала, который будет использоваться (левый - left, правый - right). Ну и "channel_map=mono" указывает на то, что устройство работает в моно режиме.

Вторая строка с помощью "set-default-source" задаёт устройство для ввода по умолчанию. Оно же "record_mono", которое создалось на строке выше.

После внесения изменений в файл "/etc/pulse/default.pa" сохраняем его и перезагружаем PulseAudio:

Теперь открываем интерфейс PulseAudio. В списке источников аудио появится "Remapped прежнее_название". Это и есть наше новое устройство с одним каналом. Включаем его и одновременно помечаем основное (настоящее) устройство как "резервное". Но основное устройство нельзя отключать! Иначе звук не будет идти из "Remapped" устройства.

P.S.

Обратите внимание, что после объединения двух каналов в один часто усиливается уровень принимаемого сигнала. Поэтому надо быть готовым понизить чувствительность.

внешний микрофон петличка своими руками

В видео уроке, который здесь представлен, вы узнаете как сделать внешний микрофон - петличку. Такие устройства используются для создания в видео качественного звука без лишних помех, которые могла бы улавливать камера вокруг себя. Их надевают при записи видео для фокусировки звука только на голосе говорящего.

Для создания самодельного внешнего микрофона нам потребуется:

  • двухжильный армированный провод около трех метров;
  • небольшая пластиковая прищепка (в видео уроке взята от старых ненужных наушников для телефона);
  • один мини-джек диаметром на 3,5 мм.;
  • два миниатюрных микрофона, которые можно достать из старых телефонов (мобильных или стационарных);
  • паяльник;
  • термоклей;
  • черный перманентный маркер.

Первым делом необходимо припаять провода к мини-джеку. Для этого откручиваем корпус, к толстому длинному контакту по центру припаиваем медный провод, к боковым контактам - цветные проводки. В последнем местоположение контактов не имеет большого значения, припаиваем их как будет удобнее.

внешний микрофон петличка своими руками мини джек

Мини-джек трогать больше не будем, поэтому аккуратно закрываем его и закручиваем корпус. На втором конце провода необходимо зачистить и заудить провода. Начинаем припаивать его к двум микрофонам. Один любой цветной провод присоединяем к плюсу от любого микрофона. Другой цветной проводок припаиваем к плюсу второго микрофона. Медный провод, который является минусом, соединяем с двумя минусами двух микрофонов.

внешний микрофон петличка своими руками соединение

Далее, идет корпус микрофона, а точнее - его оболочка. По желанию, вы можете сделать специальный корпус из пластикового футляра ручки или колпачка. В видео уроке был использован обычный термоклей, которым был покрыт весь механизм. А после этого - покрашен в черный цвет при помощи маркера.

Осталось только зафиксировать провод с микрофоном в пластиковой прищепке и начинать им пользоваться.

внешний микрофон петличка своими руками

Длина провода может быть другой, в зависимости от вашего устройства. Если звук будет "сифонить" можно обрезать небольшой отрезок провода и снова припаять контакты, либо концы провода.

О том, как проводятся различные эксперименты на микрофонах, можно узнать в следующем видео уроке.

Качественный, хороший микрофон, изготовленный своими руками, превосходит промышленные. Имеет смысл сэкономить на хорошем микрофоне, изготовив свой – не хуже покупного.




Особенности самодельных микрофонов

Цена самоделки – меньше, чем 100 рублей. И корпус, и печатная плата изготавливаются не в полном соответствии с общетехнологическими требованиями. Электретные микрофоны – самые простые и дешёвые, легко извлекаются из отслужившей свой срок звукозаписывающей техники. Их источник – любая дешёвая гарнитура для смартфона или компьютера. Легко сделать стереомикрофон – например, если вы вещаете с FM-модулятора на последнем этаже вашей высотки.

Радиодетали для простейшего усилителя микрофона стоят чуть ли не копейки. Материал для печатной платы не обязателен.



Инструменты и материалы

Для нормального монтажа на основе печатной платы, чтобы придать устройству основательность, качество сборки, потребуются следующие материалы.




Электродинамические и угольные микрофонные головки отыскать сложнее: потребовалась бы разборка городского телефонного аппарата общего пользования, который в наши дни вытеснен мобильниками и встречается лишь в государственных и частных офисах.

В компактной гарнитуре применяются именно электретные микрофоны. Студийный микрофон – исчезающая редкость. Если вы не работаете ди-джеем на радиостанции или продюсером в киностудии – вряд ли вам перепадёт студийный микрофон, в котором отказала электроника. Дорогие микрофоны, имеющие золотую мембрану, ремонтируются – сама головка стоит больше тысячи долларов.



Из инструментов нужны такие.

  1. Резак – пригодится для прорезывания в фольгированном слое не проводящих ток канавок. Классический способ – реактивы для приготовления раствора хлорного железа, используемого для травления печатных плат.
  2. Паяльник. Комплектуется подставкой – для удобства работы.
  3. Мини-дрель. Можно изготовить на основе моторчика от игрушечной машинки, к валу которого при помощи трубочки из отслужившего свой ресурс стержня шариковой ручки присоединяется тонкое сверло диаметром до 1 мм. Такой самодельный бурав работает от 5 вольт, выдаваемых зарядным устройством смартфона.
  4. Клеевой пистолет, в который заправлен тюбик с термоклеем.

Подготовив нужные инструменты, радиоматериалы и радиокомпоненты, приступают к сборке самодельного микрофона.




Этапы изготовления

Достичь в усилителе коэффициента усиления по мощности звука в миллион раз на порядок сложнее. Работать такая система будет нечётко.



Этапы изготовления состоят в следующем.

Подключите микрофон к ПК, ноутбуку или активной колонке. Звук должен проходить чётко, а его качество в домашних условиях станет высоким.



Ленточные микрофоны собираются в виде плоских устройств. На лист бумаги приклеивается полоска фольги. Под бумагу подкладывается магнит. Провода с концов полоски включаются последовательно через трансформатор и RC-контур. Лазерные микрофоны изготавливаются из лазерной указки, а в качестве мембраны используется предмет (географическая карта или картина на стене), вибрирующий от любых звуков. Разница в запаздывании отражённого лазерного луча фиксируется светодатчиком. По этим колебаниям и воссоздаются электрические колебания.



О том, как сделать микрофон своими руками, смотрите в следующем видео.


Запись в стерео подразумевает наличие двух микрофонов, записывающих сигнал одновременно. Таким образом два моносигнала с каждого микрофона приходят в один канал, создавая ощущение широкого пространства.


Ощущение стерео, а также ширины стереополя, ощущается нами из-за двух небольших различий в характеристиках сигналов приходящих с двух сторон:

Временные.
Несколько миллисекунд разницы между сигналами приходящими в каждый из микрофонов (а как следствие такая же задержка между сигналами приходящими в левое и правое ухо человека) создают ощущение стереоэффекта.

Частотные.
Как и в случае с временными задержками, минимальная разница в балансе частот захватываемых каждым из микрофонов, способна очень сильно повлиять на ощущение пространства.

К слову, любой железный или софтовый стереорасширитель всегда будет воздействовать на одну или обе этих характеристики.

В моно записях отсутствуют эти различия, так как звучание обоих каналов абсолютно идентично.

Перейдем к самым полезным техникам стереозаписи. Для каждой из них будет указан тип микрофонов, диаграмма направленности, позиционирование и советы по дальнейшей работе.

Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: круговая
Позиционирование: дистанция от каждого микрофона до источника звука должна быть в два раза меньше, чем дистанция между микрофонами.

В случае с A/B записью, выполняется оба условия создания стереопанорамы, как временная, так и частотная разница прихода сигналов.

Негативной составляющей этого метода можно назвать невозможность конвертации в моно, тк в этом случае очень вероятно появление фазовых проблем.



Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида
Позиционирование: микрофоны устанавливаются под углом между 90 и 135 градусов. Чем больше угол, тем шире стереопанорама.

В сравнении с A/B методом, эта техника дает меньше стереоэффекта, тк диафрагмы микрофонов находятся практически в одной точке и разниц по времени не возникает. В этом случае у вас точно не будет проблем с фазой.



Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида
Позиционирование: микрофоны развернуты по отношению к друг другу примерно на 110 градусов, при фиксированном расстоянии между ними 17 см.

Сам по себе ORTF это комбинация предыдущих способов. Микрофоны разнесены относительно друг друга, работая на ширину панорамы, но благодаря кардиоидной диаграмме направленности они почти не захватывают фронт отражений самой комнаты.



Микрофоны: два конденсаторных микрофона с маленькой диафрагмой или большой диафрагмой.
Диаграмма направленности: восьмерка
Позиционирование: техника придуманная английским инженером-электронщиком Аланом Блюмлейном подразумевает большое присутствие звучания комнаты, благодаря диаграмме направленности в виде восьмерки.

Микрофоны устанавливаются вплотную к друг другу под углом 90 градусов.



Микрофоны: конденсаторный микрофон с маленькой и большой диафрагмой.
Диаграмма направленности: кардиоида или круговая у маленькой диафрагмы и исключительно восьмерка для конденсаторного микрофона с большой диафрагмой.
Позиционирование: конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой устанавливается сбоку под углом 90 градусов к инструменту. Этот микрофон будет захватывать всю стереоинформацию (side в терминах mid/side разделения сигнала). Второй микрофон устанавливается над или под первым микрофоном и работает как mid составляющая, то есть берет на себя всю моно составляющую источника.



Далее очень важная часть для удачного завершения Mid/Side процесса.

— cкопируйте "side" канал, снятый микрофоном с маленькой диафрагмой и программно переверните его полярность.
— экспортируйте два канала в один стерео трек
— подберите необходимую громкость получившегося side стерео трека по отношению к моно mid треку записанному на конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Больший уровень side трека — большее присутствие стерео сигнала.

Это самый комплексный метод из всех, но он обладает всеми плюсами других методов, при отсутствии минусов:
— хорошее стереополе как в A/B
— моносовместимость X/Y
— контроль уровня стерео сигнала на подобие техники Блюмлейна.

Кратко рассмотрим ситуации в которых сигнал должен быть записан в моно.
Вокал. Традиционно размещаемый в центре микса.
Малый барабан. Те же самые причины, строго центр.
Бочка. Размещается по центру, а также содержит огромное количество низкочастотного контента, который традиционно должен быть в моно.
Бас. Также большое количество низких частот. Наши уши плохо ориентируются относительно позиционирование источников с низкими частотами, это причина по которой они как правило остаются в моно, отдавая максимум своей энергии по центру.

Заметим, что в электронной музыке правило относительно низких частот имеет исключения. Низкочастотная составляющая бочки и баса всегда остается в моно, тогда как средние и высокие частоты могут быть в стерео, для создания дополнительного пространства. Однако к записи микрофонами это прямого отношения не имеет.

Читайте также: