Как сделать статус неполной семьи

Обновлено: 03.07.2024

Родительский дом — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни для ребенка. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, необходимо прежде всего, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утвер­ждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выда­ющихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохра­нением его психиче­ского здоровья. На это неоднократно указывали и указы­вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений, а поэтому и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Буду­щие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, вырос­ших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего су­пруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать своих мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, а следовательно, и для разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей. В том, что родительский дом испокон веку называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж. -Ж.Руссо:

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцов­ские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Со­ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти или гибели одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, т. к. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя человека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им, считает самым замечательным на свете. Умерший отец — всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, которые не могут не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако, с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, в которой также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода.

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства своей мысли он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем, по настоянию новой жены, решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были девочки из школы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельно­сти органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер*.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфиче­ские особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Как государство защищает неполные семьи?

Семья – это лица, связанные родством и(или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство. Из определения следует, что семья состоит из нескольких граждан, связанных совместным бытом, в нашем случае это забота за ребёнком. Но бывает, когда опеку или воспитание выполняет лишь один родитель, тогда семья признаётся неполной. Это может быть вызвано рядом случаев, которые перечислены ниже:

• Родитель является одиноким отцом или одинокой матерью.

• Родитель не состоял в браке при усыновлении.

• Второй родитель был признан умершим, безвестно отсутствующим.

• Второй родитель был лишён родительских прав или ограничен в них.

• Смерть второго родителя подтверждена свидетельством о смерти.

• Второй родитель не уплачивает алименты.

• Второй родитель лишён свободы.

Такие семьи часто встречаются на территории РФ, по статистике их кол-во насчитывает 30% от всех семей. Данная проблема уже давно обосновалась в современном обществе, а государство разработало ряд льгот и преимуществ, смягчающих сложности воспитания. Но, чтобы получить их, семья должна получить статус неполноценной.

Как государство защищает неполные семьи?

Если семья была определенна неполной и уровень её достатка не признали достаточным, государство предоставляет следующие льготы, призванные защитить права неполной семьи:

• Пособие для неработающих родителей.

• Покрытие расходов на коммунальные услуги.

• Бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях.

• Стипендии при поступлении ребёнка в высшие или средне-специальные образовательные учреждения.

• Скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций.

• В случае дохода семьи ниже минимального выдаётся материальная помощь.

Данная помощь, однако, может быть расширена или сокращена в зависимости от вашего положения.

Родитель является одинокой матерью

Последствия неполной семьи для ребёнка

Воспитание

Хотя неполные семьи защищаются государством и имеют ряд льгот, выравнивающих их положение в обществе, основная задача семьи, а именно – воспитание ребёнка, не всегда выполняется полностью.

Как считают многие психологи, для корректного воспитания ребёнка не хватит одного родителя, даже если он имеет полноценный достаток. Причиной тому являются взаимоотношения между матерью и отцом. Любой ребёнок учится на примерах, самым ярким является его семья. Когда родители взаимодействуют между собой, с другими людьми, с обществом в целом, ребёнок получает необходимые для жизни знания. Также стоит учитывать, что тепло и любовь, которую дают мать и отец, разнится. Любовь матери беспричинная, ребёнок получает заботу без видимой на то причины. Любовь же отца строгая, требовательная, постоянно оценивающая. Данные типы в симбиозе формируют особое представление о семье и по одиночке могут сильно навредить.

Когда воспитанием занимается лишь один родитель, он берёт на себя роли и отца, и матери. Ребёнок получает неверное представление о семье, где все обязанности перекладываются лишь на одного. Учитывая важность распределения обязанностей в семье, в будущем это доставит серьёзные проблемы в построении отношений.

Ещё одно важное дополнение – сохранение брака и семьи не всегда правильный выбор. Часто один из родителей (чаще всего мать) подвергается сильному психологическому давлению со стороны отца, такой микроклимат отрицательно скажется на ребёнке и может испортить ему всю дальнейшую жизнь.

Эмоциональное состояние ребёнка

Вы уже разобрали, как неполная семья сказывается на воспитании, но это не единственная проблема. Ещё неполнота семьи оказывает давление на эмоциональное состояние ребёнка.

Когда ребёнок взрослеет и начинает на подсознательном уровне разделять себя с детьми из полных семей, могут появиться серьёзные осложнения на фоне взросления и присущей этому эмоциональной нестабильности. Депрессия или простое ухудшение настроение – всё это негативно скажется на ребёнке, в такой период родитель должен быть особо внимательным и предусмотрительным. Если осложнения уже появились, стоит обратиться к психотерапевту.

Советы родителям неполных семей

• Сохраняйте стабильное эмоциональное состояние в семье. Не ругайте по пустякам, не балуйте без причины.

• Сохраняйте оптимистичный настрой. Ребёнок часто похож на родителей, если вы будете чаще улыбаться и радоваться, то ребёнок может повторить эту привычку.

• Относитесь с понимаем к воспоминаниям ребёнка. Не стоит заставлять его любить или ненавидеть ушедшего родителя, также не стоит ограничивать их общение, если вы не уверены, что это навредит ребёнку.

• Старайтесь помогать ребёнку. Если он поймёт, что вы всегда поможете ему, его эмоциональное состояние заметно улучшится.

• Не заставляйте ребёнка выполнять обязанности второго родителя.

• Развивайте социальные связи своей семьи, компенсировать недостаток второго родителя могут родственники, однако стоит внимательно следить, чтобы это не пошло на вред ребёнку.

• Помогайте ребёнку освоить навыки поведения, присущие его полу.

• Найдите другие неполные семьи, их опыт может позволить вам лучше понять ребёнка.

• Не отчаивайтесь, даже из самой сложной ситуации можно выйти. Многие люди, выходящие из неполных семей, добились успеха, значит и вы можете дать ребёнку светлое будущее.

Проблема создания новой семьи

Если один из родителей смирился с уходом второго, могут возникнуть желания создать новую семью ради ребёнка или по собственному желанию, однако с этим могут возникнуть значительные проблемы.

Опыт прошлой жизни

Во время создания новой семьи часто появляются ассоциации со старым браком. Постоянные сравнения могут как помочь, так и усложнить положение, стоит помнить, что всё уже в прошлом и лишь от вас зависит будущее.

В случае восстановления старой семьи надо учитывать, что разрушенные браки чаще всего имеют существенную для этого причину. Люди могут просто не подходить друг другу, и постоянные ссоры, как и прежде, снова разрушат семью и оставят сильный отпечаток на состоянии ребёнка. Также не стоит возвращаться в семью с серьёзной проблемой зависимости, отец-алкоголик чаще всего отрицательно влияет на ребёнка и эти последствия не стоят восстановления статуса полной семьи.

Также ребёнок может думать, что он является причиной развода в семье. Такое поведение совсем не редкость и сильно отражается на возможности завести новые отношения. Важно объяснить чаду, что он ни в коем случае не виновник их положения и дать время на осознание этого. Иногда лучше сразу обратиться к семейному психологу, ведь квалифицированный врач с большей вероятностью поймёт причину того или иного поведения и зачастую сможет дать множество советов.

Конфликт между ребёнком и новым родителем

У детей часто возникает проблема с отношением к отчиму или мачехе, они не могут легко принять тот факт, что теперь у них снова есть отец или мать. Скорее всего такие родители не заменят ребёнку отсутствующих, но всё же они могут ему помочь. Если новый родитель будет внимателен к детям, будет поддерживать, как финансово, так и психологически, то логично предполагать, что семья может вновь стать полной и счастливой. Однако не стоит заводить новые отношения только ради ребёнка, такой вариант чаще всего является провальным, т.к. нужно быть самому готовым к новому партнёру.

Родитель является одиноким отцом

Неполная семья – предрассудок неполноценности

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Социальный статус неполной семьи

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом. По Семейному кодексу институт семьи представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз официально не оформляется. Если говорить применительно к России, – не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает человек в данной социальной системе. Это структурный элемент социальной организации общества, обеспечивающий социальные связи между субъектами общественных отношений. Социальный статус определяет уровень жизни семьи. В этой сфере учитываются несколько показателей . Кроме того, социологи выделяют основные статусы:

психологическая обстановка в семье;

традиции, удовлетворение духовных потребностей.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп. Например, ребёнок из неполной семьи включён в класс, семью, дружескую компанию, группу в центре дополнительного образования. В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом. Таким образом, ребёнок из неполной семьи может выступать в нескольких ролях, одна может быть выше, другая ниже. Это зависит от культуры поведения ребенка и родителей.

Прежде чем определить социальный статус неполной семьи, отметим, что семьи в нашем обществе имеют социальное неравенство, то есть неравный доступ к различным благам. Неравенство определяется уровнем стартовых условий. Из этого следует, что неполная семья чаще всего изначально уступает полной семье. Ведь большая часть неполных семей состоит из матери и её детей.

Материальное положение неполной семьи отражает материальное положение ребёнка. Многие неполные семьи низкодоходные, имеют ограниченные возможности пользования дополнительными услугами внеурочной деятельности, так как почти все заработанные средства они вынуждены тратить на продукты питания, коммунальные платежи. Следовательно, сдерживается процесс формирования культуры.

Иногда одинокие родители оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада. Ребёнка травмирует факт бедности, невозможности посещать театры, музеи, выставки, желаемый творческий коллектив. Это нарушает уверенность ребенка в своей безопасности, защищенности, снижает его социальный статус в глазах детей.

Так образовывается определённая цепочка:

низкий социальный статус женщины в обществе;

низкий социальный статус матери, которая воспитывает ребёнка в условиях неполной семьи;

отсюда следует низкий социальный статус ребёнка.

Однако причислять все неполные семьи к категории с низкой педагогической культурой, социально незащищенных нет оснований.

Значит, хореографу, как педагогу, необходимо знать климат неполной семьи, который во многом определяется переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей или по причине ухода отца.

Содержание статьи

Чем отличается полная семья от неполной

  • Чем отличается полная семья от неполной
  • Что такое полноценная и благополучная семья
  • Что такое семья

Официальный статус

Официально полной признается семья, в которой совместно проживают и занимаются воспитанием детей оба родителя или лица, их заменяющие. Это значит, что полной семьей смело можно назвать следующие типы семей:

Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.

Психологические различия

Несмотря на то, что неполные семьи стали теперь совершенно обычным явлением, психологи не считают такую семью семьей полноценной.

Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек. Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей.

Получая тепло и внимание от отца и матери, ребенок воспринимает всю полноту родительской любви. Известно, что мать любит свое дитя безусловно, просто за то, что оно появилось на свет, а любовь отца – оценочная и требовательная. Он готов радоваться успехам ребенка, гордиться ими, но своими требованиями, советами, наставлениями стимулирует дальнейший рост личности своего чада.

Если воспитанием занимается только мать, ей невольно приходится брать на себя как мужские, так и женские семейные функции, в том числе по отношению к ребенку, а это искажает его формирующееся представление о социальных ролях матери и отца, хозяйки дома и добытчика.

Конечно, если условия в полной семье были неприемлемы, если на мать и ребенка оказывалось психологическое давление, если они подвергались физическому насилию, такой семейный микроклимат можно скорее назвать разрушительным для психики ребенка. И, разумеется, в этом случае ему лучше воспитываться в неполной семье.

Но женщине важно понимать, что для успешного воспитания ребенка, правильного формирования его психики и социальных представлений ей придется приложить гораздо больше усилий, нежели в условиях полной гармоничной и благополучной семьи.

Читайте также: