Как сделать стартовый кодак проявитель с 41

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

В дополнение ко вчерашнему посту про самостоятельную проявку цветной пленки, решил написать про, так называемую, "холодную" проявку цветной пленки. Многие считают, что проявка по процессу С-41 подразумевает строгое поддержание температуры 38,7 градусов по Цельсию. Это правда лишь отчасти. Да, температура должна быть стабильной, но она не обязательно должна быть 37,8. Тот же мануал Digibase указывает, что проявку можно вести и при 25, и при 20 градусах по Цельсию, корректируя лишь время.
Честно говоря, я не понимаю для чего термостатировать до 25 градусов. Если уж поддерживать, то до 38,7. Процесс идет быстрее. Другое дело если не хочется возиться с наполнением ванной. Тогда нам на помощь придет проявка при 20 градусах по Цельсию. Мануал говорит, что в таких условиях проявка должна длиться 21 минуту. Если у вас температура в комнате (а, следовательно, и температура находящихся в ней растворов) около 20 градусов, то вам повезло: проявляем ровно 21 минуту.
Мне не повезло: у меня 21,5, поэтому я скорректировал время проявки до 20 минут. Вообще-то, есть корректировочные таблицы, но я бы не особенно им доверял. У каждого производителя они разные, да и при времени проявки в два десятка минут, разбежка в 30-40 секунд несущественна. Многие мне могут возразить, что время проявки нужно поддерживать с точностью до секунд. Да, это так. Но лишь при проявке при 37,8, так как время проявки там очень короткое, всего 3 минуты 15 секунд, поэтому отклонение в 15-30 секунд уже будет пуллом/пушем, а вот при длительных проявках отклонения до 1 минуты будут не так критичны. По крайней мере весь мой опыт проявок говорит об этом.
Время отбелки и фиксирования тоже корректируется, но здесь еще проще: переотбелить как и перефиксировать невозможно (в разумных пределах, конечно), поэтому здесь действует правило "плюс-минус трамвайная остановка". Кстати, никакого дисбаланса по цветам я тоже никогда не замечал при "холодной" проявке. Единственный минус "холодной" проявки состоит в том, что она очень длительна по времени. Если при 37,8 градусах весь процесс займет 11-15 минут (3,15 проявка + 3-4 отбелка + 4-5 фиксирование + 1-2 стабилизация), то "холодная" проявка уже 35-40 минут (21 проявка + 6-7 отбелка + 7 фиксирование + 1-2 стабилизация). Но иногда "холодная" проявка может выручить, например, зимой, или когда не хочется возиться с поддержанием температуры, или если у вас много свободного времени и хочется неспеша поколдовать под хорошую музыку.
Вот что получается при "холодной" проявке:

Химический процесс C-41 разработан и с успехом применяется для машинной обработки цветной негативной пленки. Иногда для получения интересных творческих эффектов по процессу C-41 можно прогнать слайд-плёнку вместо процесса E-6. Это так называемый кросс-процесс.

Итак, собственно сам процесс C-41 (температура везде 38 град Цельсия)

Проявление: 3 мин. 15 сек.

Отбеливание: 45 сек.

Фиксирование: 1,5 минуты

Стабилизация: 1 минута, далее-сушка.

Несколько слов о каждой стадии. Цветной проявитель в процессе C-41 работает при высокой температуре с точным соблюдением времени. Лишние 20 секунд в проявителе для некоторых видов пленок дают увеличение чувствительности в 2 раза, или +1 ступень. Это называется ПУШ-процесс или пуширование. А дополнительные от нормы 40 секунд дают +2 ступени. Не все пленки можно пушировать, при этом всегда происходит рост не только светочувствительности, но и вуали.

Отбеливание заслуживает отдельных строк. Между проявкой и отбелкой в процессе C-41 НЕТ промывки. А ведь это принципиально разные по смыслу процессы. В режимах по старым рецептам между ними обязательно был стоп-раствор и длительная промывка. Чтобы, не дай Бог, остатки проявителя не попали под отбелку, иначе дикая вуаль и испорченная плёнка. А здесь – всё просто: раз, и в отбелку СРАЗУ! Вся хитрость в собственно отбелке. Главный компонент Kodak BL-1 (запатентовано) нигде не продаётся и рецепта отбелки мы нигде не найдём. Да и не зря отбелка стоит намного дороже проявителя. Kodak продаёт отбеливающую часть C-41 уже готовой, без последующего разбавления водой. Стабилизатор разлагает все химикаты на безвредные. В машине это каскад из 3-х отсеков, от более грязного к более чистому.

Нигде здесь нет промывки водой. Вода для этого считается дорогой и непредсказуемой по составу. Наличие небольшой концентрации меди или хлора – получим непредсказуемую вуаль.


C-41 — машинный процесс обработки цветной негативной фотоплёнки, разработанный фирмой Eastman Kodak.

Разные фирмы-производители фотоплёнок предлагали свои собственные фотоматериалы и процессы обработки (фотоплёнка ЦНД-32 и ДС-4 в СССР, ORWOCOLOR NC-19 и ORWOCOLOR NC−21 в ГДР), но с первой половины 1990-х годов остался только процесс обработки С-41 и его аналоги: CN-16 Fujifilm, CNK-4 Konica, AP-70(72) Agfa и т.п.

Содержание

Теория образования цветного изображения

В связи с этим, в процессе цветного проявления в каждом из трёх светочувствительных слоев фотопленки образуются по два изображения — чёрно-белое из серебра и цветное из красителей. В процессе отбеливания черно-белое серебряное изображение превращается в соль серебра, и эта соль растворяется затем в фиксаже. Также в фиксаже растворяются светочувствительные вещества (галогениды серебра), не пошедшие на построение изображения (это — непроэкспонированные или мало проэкспонированные участки).

Благодаря отбеливателю из фотопленки удаляется жёлтый фильтровый слой и противоореольный слой из коллоидного серебра.

Таким образом, отбеливание и фиксирование удаляют из фотопленки чёрно-белое изображение, оставляя только цветное из красителей.

  1. Гексаметафосфат натрия 2,0 г
  2. Сульфит натрия б/в 2,0 г
  3. Гидрокарбонат натрия 8,0 г
  4. Метабисульфит калия 7,0 г
  5. Бромид калия 0,9 г
  6. Карбонат калия б/в 30,0 г
  7. Гидроксиламинсульфат 3,0 г
  8. Вода до 1 литра
  • За 6 часов до использования добавить фирменное проявляющее вещество СД-4 (2,6 г) или Т-32 (4,3 г)

Отбеливатель

  1. Железная соль Трилона Б 100,0 г
  2. Бромид калия 50,0 г
  3. Аммиак 25 % 6,0 мл.
  4. Вода до 1 литра
  1. Тиосульфат аммония крист. 120,0 г
  2. Сульфит натрия б/в 20,0 г
  3. Метабисульфит калия 20,0 г
  4. Вода до 1 литра

Стабилизирующий раствор

  1. Смачиватель (поверхностно-активное вещество) 0,5 г
  2. Формалин 40 % 6,0 мл.
  3. Вода до 1 литра

Последовательность стадий обработки по процессу С-41

Обработка производится при температуре 37,8º Цельсия (или 100° Фаренгейта).

Стадии обработки Продолжительность обработки Пополнение, мл
1 Проявление 3 минуты 15 секунд 21 мл
2 Отбеливание 45 секунд 5 мл
3 Фиксирование 1 минута 30 секунд 33 мл
4 Стабилизация 1 минута 40 мл
5 Сушка
  • Далее, изображение с негатива может быть напечатано для получения позитивной фотографии.

Изменение светочувствительности фотоплёнки

Регенерация растворов

При обработке в проявочной машине растворы стараются менять как можно реже (например, один раз в несколько месяцев). Чтобы проявитель и другие обрабатывающие растворы сохраняли свои химические свойства неизменными, после проявления каждого метра фотопленки (это соответствует длине ролика фотоплёнки в 24 кадра) в обрабатывающий раствор вводится компенсирующий добавок — свежий раствор, немного более концентрированный, чем рабочий раствор в машине (см.нормы пополнения в таблице). Нетрудно посчитать, что после обработки в машине 20 пленок по 36 кадров (длиной 1,65 м) бак с проявителем объемом 10 литров обновится примерно на 700 мл. Избыток старого проявителя при этом идет в перелив (слив).

Извлечение серебра

В рабочем фиксаже скапливаются соли серебра. В 1 литре рабочего раствора может находиться от 5 до 7 граммов серебра. Крупными фотолабораториями отработанные фиксажи не выливаются, а направляются на извлечение серебра методом электролиза.

Самостоятельно проявлять цветные пленки я начал примерно год назад. Это оказалось совершенно несложным делом, причем результат был таков, что остался единственный вопрос: "а почему, собственно, я не стал так делать раньше?". Я успешно проявляю и негативы (C-41) и слайды (E-6), естественно и ч-б тоже.

  • Ощущения, когда вы достаете свежепроявленные слайды из бака и рассматриваете, - передать невозможно. Одни положительные эмоции.
  • На пленках нет царапин, нет следов плохой промывки, нет отпечатков пальцев девочки-приемщицы. А если кто и поцарапал, то вы сами.
  • Все ошибки - свои собственные. Вы не зависите от состояния оператора проявки или от желания его начальства поэкономить на химии. При определенной аккуратности, впрочем, фатальных ошибок легко избежать, у меня за год их не случилось ни одной. Ошибки, когда вы хотели 'Push+2', а приемщица записала 'Pull -1' тоже исключены.
  • Проявлять самому - быстро.
    То-есть формально "от сухого к сухому" проходит около 2 часов, но в это время входит час прогрева процессора (Jobo CPE2 в моем случае) и 40 минут на сушку пленки. Собственного времени уходит - несколько минут на установку всего в ванной, разведение растворов, зарядку пленок в баки и 20 минут на цикл проявки для негативного процесса (а из этих 20 минут критична только стадия проявления, которая занимает 3 минуты, в течение которых отвлекаться не стоит).
    В-общем, на проявку одной порции пленок я трачу меньше своего времени, чем дорога в приличную лабораторию в одну сторону (от меня до Пролаба 15-20 минут на такси, если нет пробок).
    Проявление слайдов занимает несколько больше и критичных фаз там две - оба проявления, но суть от этого не меняется.
  • Качество проявки негатива заметно выше, в сравнении с профессиональным Пролабом - мельче зерно, лучше баланс цветов. При этом стоимость расходников при использовании 5-литровых hobby packs от Jobo - практически одинакова c Пролабом. Почему в Пролабе хуже - я не знаю.
  • Качество проявки слайдов - не хуже чем в Пролабе (забывая об их проблемах с промывкой, слайды оттуда часто приходилось перемывать). При этом стоимость проявки (т.е. расходников - 5-литровые наборы FujiHunt) получается в 2.5 раза меньше, чем Пролабовская проявка слайда.

Чтобы не смешивать понятия - в дальнейшем в этом тексте речь пойдет только о проявке негативов по C-41. Проявка слайдов в настоящий момент в Москве проблемы не представляет - химикаты доступны в виде 5-литрового набора от FujiHunt.

Где брать химию

Жизнь идет и летом 2003 года наборы Jobo для C-41 из продажи пропали. То ли нет спроса, то ли поставщику надоело возиться, но пропали. Вялые попытки Экта-Ф выйти из положения были парадоксальны - в продаже у них появился концентрат проявителя Kodak, но без стартера к нему и сопутствующей химии (отбеливатель, фиксаж, стабилизатор), а на уговоры продавать полный комплект они не поддавались. В том же магазине были наборы Agfa, но на 500 мл (4 пленки при однократном использовании растворов), а цена их была несуразной.

Пришлось выходить из положения самостоятельно.

Первым что я опробовал, была химия Champion (на момент написания данного текста сайт недоступен). Их проявитель для процесса C-41B дал вполне приемлемые результаты, но и только - не удавалось подобрать правильный контраст, были вопросы по зернистости. В-общем, желание связываться с "независимыми" - пропало, хотелось чего-то солидного, Kodak или Fuji или, в крайнем случае, Agfa. Химикаты этих производителей продаются свободно. но для минилабного процесса C-41RA, который несколько отличается. Пришлось думать, что можно получить из легко доступной химии для этого процесса.

Теория

  • Проявка (3:15)
  • Отбелка (4:20-6:30)
  • Промывка-1 (1:00-3:15)
  • Фиксирование (4:20-6:30)
  • Промывка (2:10-3:15)
  • Стабилизация (1:05)

Интенсивная отбелка и фиксирование требуют интенсивного перемешивания и короткого времени смены растворов, что трудно обеспечить в домашних условиях. Разберем возможные дома вариации процесса поподробнее.

Проявка

Процесс проявки во всех вариациях C-41 - с практической точки зрения одинаков, использование проявителя от C-41RA вместо проявителя от C-41B вполне возможно, собственно сами производители их и не делят. Таким образом, проблема проявителя решается просто - минилабный проявитель C-41RA для дома вполне подходит.

Стоп-ванна

Отбеливание

Найти рецепт отбелки для процесса C-41RA не удалось. Таким образом, понять содержится в этом растворе, можно ли его разбавить для получения разумных времен при ручной обработки и т.п. - тоже не удалось. Использовать отбелку для C-41B от CPAC или Champion - не хотелось совершенно. Удалось найти несколько вариаций рецептов отбелки на красной кровяной соли, из которых был использован простейший.

Фиксирование

Найти актуальный рецепт фиксажа C-41RA тоже не удалось, однако этот этап химически весьма прост, а высокая скорость достигается, по всей видимости, за счет более высокой концентрации химикатов (на эту мысль наводит большая плотность раствора).

Так как перефиксировать - достаточно трудно, то решением является некоторое разбавление доступного фиксажа C-41RA, желательным является контроль pH при фиксировании (целевое значение pH фиксажа для C-41 - 6-7, для C-41RA те же 6-7 для рабочего бака и 7.25-7.5 для свежего пополнителя, таким образом, желательно попасть в pH около 7).

Стабилизатор

Проблема стабилизации решается так же просто, как и с проявителем - стандартный стабилизатор Kodak для C-41 одинаков для всех вариаций процесса. Как и проявитель, стабилизатор можно использовать в стандартном разведении.

Приборы и материалы

  • Проявитель Kodak C-41 LORR (low replenishment rate) - упаковка 4x10 литров
  • Стартер проявителя C-41 (Kodak) - 1 бутыль.
  • Фиксаж C-41RA - упаковка 2x10 литров
  • Стабилизатор для C-41 - бутыль для приготовления 100 литров

Доставшиеся мне химикаты были производства Переславля-Залесского, за исключением стартера проявителя, который был Made in France. Страна происхождения может быть существенной т.к. у кодака правая рука про левую знает плохо и это надо учитывать при составлении раствора (см. ниже - инструкция по разведению химии с сайта Kodak не соответствовала поставке раствора).

  • Красная кровяная соль (калия гексацианоферрат(III) или калий железосинеродистый)
  • Бромистый калий (калия бромид)

Приготовление растворов

Для приготовления всех растворов я использую дистиллированную воду, полученную на мембранном дистилляторе.

Проявитель

Беру документ Kodak CIS49 ("приготовление небольших объемов растворов"), читаю там, что для приготовления 1 литра пополнителя проявителя нужно 80 мл. части А и по 11.2 мл. частей B и C. Смотрю на доставшиеся мне бутылки - они все разные, B и C разные количества, а инструкция нарисована на этикетке "8 литров воды, все три флакона, долить до 10 литров".

Матерюсь, беру мензурки, измеряю количества растворов в пузырьках, получаю, что на 10 литров пополнителя идет 780 мл. части "А" (я так и не знаю - это 20 мл. недолив или действительно 780), 160 мл. части "Б" и 510 мл. части "С".

  • 600 мл. воды
  • 60 мл. части "А" проявителя
  • 12.2 мл. части "Б"
  • 39 мл. части "C"
  • 30 мл. стартера проявителя
  • долить водой до 1 литра

Стоп-ванна

Я использовал ильфордовскую стоп-ванну ILFOSTOP на лимонной кислоте с цветным индикатором. По науке, правильнее было бы составить буферную стоп-ванну из 6 мл/л ледяной уксусной кислоты и 15 г/л безводного ацетата натрия (подробнее см отдельный текст про буферы), но по опыту - получилось неплохо и так. Разведение стоп-ванны было стандартное 1:19. Ванна используется повторно, пока индикатор не начнет менять цвет.

Отбелка

  • 750 мл. воды
  • 80 г. красной кровяной соли
  • 20 г. бромистого калия
  • долить до 1 литра после растворения

Фиксаж

Для приготовления фиксажа для процесса C-41RA концентрат нужно разбавить водой 1:1. Так как я собирался увеличить время фиксирования, то использовалось разведение 4:6, взятое от фонаря. Эксперименты с различным разведением фиксажа и временем фиксирования у меня запланированы, но еще не проведены.

Стабилизатор

Нормы использования растворов

Все растворы, кроме стоп-ванны, используются однократно. Проявляю я в баках Jobo серии 15xx, таким образом, на одну пленку уходит 114-140 мл. раствора. Это несколько расходится с рекомендациями Kodak, который рекомендует 200-330 мл. проявителя на пленку, но для несколько других условий. В любом случае, результат меня устраивает, хотя и наблюдается минимальный (в пределах допусков) уход плотностей зеленого в светлых частях негатива, что является свидетельством повышенного окисления проявителя. Другими словами, если есть возможность увеличить порцию проявителя, то это, наверное, следует делать.

Времена обработки

Результаты

Процесс проверялся методом проявки контрольных полосок (control strips) от Champion. В качестве значения для сравнения использовался результат проявки набором Jobo и reference-strip. Вместо денситометра использовался RAW-скан со сканера Nikon 5000ED с фиксированной экспозицией.

Результат - отклонения от проявки Jobo по всем основным контролируемым параметрам (Dmaxb-YPb, контраст по каналам, значения Dmin) не превышают 0.03D т.е. находятся в пределах допустимой погрешности, не требующей коррекции. Наибольшие отклонения по каналам - в зеленом канале в области низких плотностей (патчи LD, Y) у проявки Jobo оптическая плотность выше, отклонение в пределах 0.08D т.е. тоже допустимое. Так как по этому параметру Jobo выбивается из ряда тестов (включая проявку проявителем Champion), возможной причиной отклонения является небольшая ошибка при составлении именно раствора Jobo. В любом случае, отклонение весьма невелико.

Рекомендуемый Kodak метод тестирования наличия лейко-формы голубого пигмента и недофиксированного серебра - повторная отбелка и фиксирование в гарантированно-хороших отбелке и фиксаже - дал хорошие результаты: после повторной отбелки в свежем растворе отбелки Jobo и фиксирования в фиксаже Jobo, плотности по каналм во всех патчах изменились менее чем на 0.01D.

Таким образом, инструментальный метод проверки качества показал прекрасные результаты. Тестирование на реальных отснятых пленках тоже не выявило каких-либо отклонений.

Возможные модификации

Потенциально, можно объединить стоп-ванну и отбелку, получив буферизованую отбелку, полностью аналогичную отбелке Jobo. С другой стороны, каких-либо причин делать это - не видно, все хорошо получается и так.

Долговечность рабочих растворов и концентратов

Для раствора проявителя, по всей видимости, применимы кодаковские нормы - 6 недель в полной бутыли, 4 недели - в неполной. Концентрат проявителя, по опыту хранения концентратов от Jobo, будет храниться 3-5 месяцев после открывания бутыли, после чего проявляющее вещество окислится и изменит цвет. С учетом цены проявителя и того факта, что компоненты приобретаются отдельно - это не страшно, вылить проявитель практически не жалко. В качестве руководства "по выливанию" следует использовать документ Kodak Z131 - в нем описаны нормальные кондиции концентратов, все что выходит за эти рамки - стоит выливать (мы же боремся не за экономию, а за качество результата).
Замечание от 05.11.2004 По результатам 8 месяцев работы по описанному процессу, можно утверждать что время хранения открытых концентратов проявителя составляет как минимум 8 месяцев. Другими словами, порция химии с начала февраля по начало ноября не стала хуже.

Отбелка в сухом виде хранится бесконечно. В виде рабочего раствора - должна храниться очень долго, ибо никаких реакций происходить в ней не должно. Несколько месяцев, по меньшей мере.
Замечание от 05.11.2004 А вот использованный отбеливающий раствор хранить не стоит даже несколько дней. Очевидно портится.

Фиксаж, стоп-ванна и стабилизатор - тоже химически стойкие и должны храниться в виде концентратов, по меньшей мере, годы, в виде рабочего раствора в закрытой посуде - месяцы.

Вредность и ядовитость

Компоненты проявителя достаточно вредны, обращаться с ними нужно аккуратно. То же самое относится к фиксажу и стабилизатору - пить их не надо, при попадании на кожу или в глаза - промыть водой.

Что касается отбелки, то красная кровяная соль считается ядовитой, сливать ее в канализацию во многих странах мира запрещено (что не мешает Jobo делать отбелку именно на этом химикате). Если бороться за чистоту окружающей среды, то желательно связывать отработанную отбелку в берлинскую лазурь/турнбулеву синь, что проще всего делать смесью солей двух и трехвалентного железа (скажем, сульфат Fe(II) и хлорид Fe(III)). Необходимые количества я оцениваю как 70 г. сульфата и 10 г. хлорида на каждый литр отработанной отбелки. Эти химикаты стоят дешево (60-70 рублей за килограмм), а рыба в прудах будет вам благодарна.

Экономика

Стоимость расходных материалов меня заботит в последнюю очередь, однако посчитать ее интересно. В классическом процессе C-41 до 60% стоимости приходится на отбелку - в ее стоимость, похоже, заложены экологические выплаты. Как мы увидим ниже, для предлагаемого процесса экономика другая.

Купленные мной концентраты все рассчитаны на приготовление разного количества растворов, поэтому приведу сводную таблицу с расчетами на 1 литр.

Таким образом, при использовании фирменной стоп-ванны, общая стоимость литра всех рабочих растворов в сумме - $2.75, при использовании самодельной стоп-ванны - $2.56. На всякий случай хочу сообщить, что отбелка от CPAC для C-41 обойдется (одна) в примерно $3 за литр, у основных производителей цены еще несколько выше. В литре рабочего раствора в моих баках можно проявить 8 пленок, что дает себестоимость домашней проявки около $0.35 или 10 рублей за одну пленку. Для сравнения, 5-литровый набор концентратов Jobo стоил 1600 рублей и проявлял, при одноразовом использовании, 40 пленок. Полулитровый набор Agfa стоил еще в разы дороже ($10 за 4 пленки при однократном использовании). Хочется повторить, что качество у самодельного процесса - не хуже.

Дополнительной экономии можно добиться путем повторного использования растворов (кроме, по всей видимости, проявителя), но в таком случае придется обзавестись pH-метром и контролировать pH всех стадий. Но не стоит забывать, что приличная пленка стоит $3-5, экономить на этом фоне 10-15 центов смысла нет.

Оборотная сторона оптовых закупок - старение концентратов - касается только проявителя, но даже если объемы проявки настолько невелики, что 2/3 проявителя из каждой открытой 13-литровой порции пойдет в унитаз, это удорожит проявку, в расчете на одну пленку, примерно на 25 центов, т.е. она все еще останется дешевле проявки в профессиональных лабах (даже без учета транспортных расходов и времени на поездки).

Итого

Итого, процесс перехода на промышленные минилабные химикаты можно считать завершенным. По всей видимости, эта химия будет доступна еще достаточно долго. Очень бы не хотелось устраивать аналогичные исследования на тему проявки E-6, ибо промышленные концентраты для проявки слайдов от приличных фирм в продаже отсутствуют. Пойду я, пожалуй, запасаться FujiHunt E-6.

Читайте также: