Как сделать срезы на магнитоле

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

vgcorp Блог Как правильно настроить автомобильный усилитель. (GAIN, HPF, LPF и другие)

Искал достаточно простое и в тоже время точное описание процедуры настройки автомобильного усилителя и наткнулся на бортовой журнал Sutener71.

У себя в БЖ пишу для последующего использования мной же в своей машине (пришел к тому, что не могу слушать бубуканье штатной акустики и меняю на более высокий уровень усилитель, головное устройство давно заменил). Акустика приобретена. С выбором усилителя почти закончено — есть три кандидата. О них — в отдельной ветке.

Инструкцию тупо скопировал, предварительно исправив орфографические ошибки ;). Если при настройке будут отклонения от ниже написанного, позже статью откорректирую.

Как настроить усилитель?1. Выбор уровня чувствительности усилителяГрубо говоря громкость (хотя это и не совсем так). Выкручивая регулятор от большего числа к меньшему мы её повышаем.

ФильтрыФНЧ — отфильтровывает Низкие частотыФВЧ — отфильтровывает Высокие частоты

Скажем, установив регулятор ФНЧ на 50 гц, на динамик будут поступать частоты до 50 Гц.

Внимание: на разных усилителях возможны варианты — или это будет селектор с выбором типа фильтров и одним регулятором, или же отдельные регуляторы для ФВЧ и ФНЧ.в некторых усилителях возможно включение обоих фильтров, таким образом включив ФНЧ и ФВЧ мы можем получит полосовой фильтр. Например установив ФНЧ на 200 Гц а ФВЧ на 50 Гц, акустика будет воспроизводить сигнал в диапазоне от 50 до 200 Герц соответсвенно

У некоторых старых моделей усилителей встречаются фиксированные фильтры. Выбор фильтрации производиться селектором.

Сабсоник.По большей части необходим для сабвуферов (в фазоинверторном оформлении) Но его можно так же использовать и как ФВЧ.

Так же существуют сабсоники с фиксированной частотой фильтрации

4.Басс БустПозволяет повысить громкость на определённой частоте

Внимание: частота басс буста как правило фиксированная.Но на некоторых усилителях присутствует дополнительный регулятор позволяющий выбрать необходииую частоту.

Так же существуют басс бусты с фиксированным усилением

5.Регулятор фазыСлужит для согласования работы сабвуфера с фронтом.И в целом для его более точной настройки.Также существуют фиксированные регуляторы фазы

6.Крутизна фильтровСелектор позволяет выбрать крутизну спада фильтров.

Для сабвуферов и аналогичных им басовых динамиков всё аналогично, за исключнием того, что здесь мы используем ФНЧ, т.е. цель — не дать сабвуферу воспроизводить более высокие частоты. Обычно при настройке выбирают 50-80 Гц. Если у вас ФИ корпус, то желательно воспользоваться сабсоником. Если есть регулятор фазы — не пожалейте времени, покрутите его, послушайте. Возможно, в каком либо положении сабвуфер станет играть громче и быстрее.

Настройка усилителя на фронт для новичка. Часть 1

Смысл конечной настройки должен быть таков что: каждый динамик должен играть свой диапазон частот.Если к примеру у вас сабвуфер и фронт, то, как правило, частоту ФВЧ для динамиков и частоту ФНЧ для сабвуфера устанавливают одинаковой. Т.е. скажем сабвуфер играет до 80 Гц, а фронт уже от тех же 80 Гц.Это как правило, но не всегда так. Помните что звук вы выстраиваете для себя. Настраивайте так, как вам больше понравится.

Level — уровень — устанавливаешь входную чувствительность усилка. Устанавливаешь 3/4 громкость на ГУ и потихонькуу прибавляешь Level до появления искажений и крутишь немного назат пока искажения не пропадут и так и оставляешь.

LPF — фильтр НЧ — устанавливает верхнюю границу диапазона НЧ. высокие частоты срезает — для сабвуфера

Subsonic — фильтр инфранизких частот, то есть частот ниже 20 Гц. — мы их все равно не услышим и это создает паразитную нагрузку на динамики. Этот фильтр ее устраняет. установи на 20Гц для саба или 50гц для широкополосных динамиков

другие переключатели не свойственны классическому усилителю — установи на LOW

Как настроить срезы на усилителе

Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

В этом видео говорим о настройке. Дмитрий Приколота рассказывает, какие базовые срезы и их порядки можно выставить при настройке двух — и трёхполосной акустики, как ближнего поля, так и эстрадных компонентов. Смотрите видео здесь:

Если вам понравилось это видео, делитесь им с друзьями, пишите комментарии!

А ниже вы можете прочитать текстовую версию данного видео.

Как выставить срезы и порядки в компонентной акустике

Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Как ПРАВИЛЬНО настроить усилитель за 5 минут?

частота, динамик, усилитель

Итак, давайте рассмотрим базовые настройки фильтрации. Для компонентной акустики: на ВЧ HPF — 4 кГц вторым порядком, для мидбаса HPF 80 Гц, а LPF — 3,15 кГц. Это всё вторыми порядками. LPF для сабвуфера — 63 Гц, вторым порядком. Как вы увидите далее, для сабвуфера данный параметр не будет меняться в принципе.

Для твитера, в данном случае, HPF — срез 6,3 кГц вторым порядком. Для среднечастотных динамиков low pass filter — 4 кГц, вторым порядком, то есть — 12 децибел на октаву. Для среднечастотников с жёстким диффузором HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для среднечастотников с купольным диффузором HPF будет 1,25 кГц, вторым порядком. Связано это с возможностями и конструктивными особенностями тех или иных среднечастотников.

Для мидбаса, в данном случае… Вернее, правильно его будет назвать уже мидвуфером, HPF мы выставляем на 80 Гц, вторым порядком. Low pass filter 250 Гц, вторым порядком. Ну и на сабвуфер, как уже было сказано, мы оставляем LPF на 63 Гц, вторым порядком.

Если мы строим эстрадную систему, но уже трёхполосную, то всё тоже немного меняется. High pass filter для ВЧ у нас также остаётся на 8 кГц, вторым порядком. Для среднечастотного звена LPF — 4 кГц, вторым порядком, HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для мидбасового звена HPF — 120 Гц, вторым порядком, а LPF — 250 Гц, вторым порядком. И сабуфер (LPF) также остаётся на 63 Гц, вторым порядком.

Настройка срезов на магнитоле и усилителе. Автозвук своими руками

То же самое касается и эстрадных систем. Но помимо того, что мы с вами будем менять в процессе настройки частоту, также если ваша конфигурация аудиосистемы и возможности фильтрации позволяют порядки, то, естественно, тут же меняются и порядки. Таким образом, меняются порядки, если нам нужно понизить частоту, то порядок надо сделать повыше. Если частоту нужно повысить, то порядок надо понизить, то есть, перейти на первый порядок.

Это всё решается непосредственно в процессе настройки аудиосистемы. Окончательные срезы будут у вас в машине индивидуальными. Срезы от чужой машины вам не подойдут, скорее всего. За редким исключением, если системы будут практически идентичными.

Ну а на сегодня всё, друзья мои! Надеюсь, видео было вам полезным. Если это так, ставьте лайки, делитесь этим материалом со своими друзьями, подписывайтесь на канал!

С вами был Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Понравилось?. нажав на социальную кнопку!

Subsonic

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Преобразователь частоты в напряжение

Прошло много лет, всё забылось, а вот недавно понадобилось контролировать частоту на достаточно большом промежутке времени и сразу, вдруг, вспомнился тот преобразователь. А это значит, что пришло время его собирать…

Принцип работы перепечатывать из статьи не буду, приведу часть отсканированного текста (рис.2).

Детали применены как для поверхностного монтажа, так и обычные выводные.

Конденсаторы С4 и С10. неполярный, взяты из какой-то компьютерной акустики. Можно использовать и обычные полярные электролитические конденсаторы и тогда минусовой вывод С4 подключается к выводу 1 ОР1.1, а минусовой вывод С10 к выводу 6 ОР1.2.

Преобразователь, собранный с указанными номиналами элементов, в настройке не нуждается, но при внесении изменений или изменении условий, потребуется настройка. Например, если ёмкость конденсатора С3 взять 0,047 мкФ, то диапазон преобразуемых частот увеличится примерно вдвое. Также, если увеличить сопротивление R8 в два раза, то примерно настолько же увеличится и выходное постоянное напряжение. Питания операционных усилителей в этом случае следует брать /- 12 В.

Усилители на лампах

Исторически первые усилители создавались на электронных лампах, которые относятся к классу электровакуумных приборов.

В зависимости от расположенных внутри герметичной колбы лампы электродов различают:

Максимальное количество электродов – восемь. Существуют также такие электровакуумные приборы, как клистроны.

Применение УНЧ

Чаще всего УНЧ используется в аппаратуре для воспроизведения звука, потому что в данной области техники часто необходимо усиливать частоту сигнала до той, которую может воспринимать человеческий организм (от 20 Гц до 20 кГц).

  • измерительная техника;
  • дефектоскопия;
  • аналоговая вычислительная техника.

В целом усилители низких частот встречаются в качестве составных компонентов различных электронных схем, например, радиоприемников, акустических устройств, телевизоров или радиопередатчиков.

Особенности электровакуумных усилителей

Если сравнить качество одного и того же сигнала, усиленного ламповым устройством и УНЧ на транзисторах, то разница будет видна невооруженным глазом не в пользу последнего.

Любой профессиональный музыкант скажет, что ламповые усилители куда лучше своих продвинутых аналогов.

Электровакуумные приборы давно вышли из массового потребления, им на смену пришли транзисторы и микросхемы, но это неактуально для области воспроизведения звука. За счет температурной стабильности и вакуума внутри ламповые приборы лучше усиливают сигнал.

Единственный недостаток лампового УНЧ – высокая цена, что логично: дорого выпускать элементы, которые не пользуются массовым спросом.

Усилитель на биполярном транзисторе

Часто усилительные каскады собираются с использованием транзисторов. Простой усилитель низкой частоты можно собрать всего из трех основных элементов: конденсатора, резистора и n-p-n транзистора.

Для сборки такого усилителя понадобится заземлить эмиттер транзистора, подсоединить к его базе последовательно конденсатор, а параллельно – резистор. Нагрузку следует располагать перед коллектором. К коллектору в данной схеме целесообразно подключить ограничительный резистор.

Допустимое напряжение питания такой схемы усилителя низкой частоты варьируется от 3 до 12 вольт. Номинал резистора следует выбирать экспериментально с учетом того, что его величина должна быть минимум в 100 раз больше сопротивления нагрузки. Номинал конденсатора может варьироваться от 1 до 100 мкФ. Его емкость влияет на величину частоты, с которой может работать усилитель. Чем больше емкость, тем ниже номинал частоты, которую может усиливать транзистор.

Чтобы улучшить качество такого сигнала, можно подключить к эмиттеру параллельно соединенные конденсатор и резистор, играющие роль отрицательной обратной связи.

Усилитель на клистроне

Принцип работы усилителя низкой частоты на клистроне основан на модуляции сигнала сначала по скорости, а затем по плотности.

Клистрон устроен следующим образом: в колбе есть катод, нагреваемый нитью накала, и коллектор (аналог анода). Между ними расположены входной и выходной резонаторы. Электроны, испускаемые с катода, ускоряются напряжением, подведенным к катоду, и устремляются к коллектору.

Одни электроны будут двигаться быстрее, другие медленнее – так выглядит модуляция по скорости. Из-за разницы в скорости движения электроны группируются в пучки – так проявляется модуляция по плотности. Модулированный по плотности сигнал попадает на выходной резонатор, где создает сигнал той же частоты, но большей мощности, чем и у входного резонатора.

Получается, что кинетическая энергия электронов преобразуется в энергию СВЧ-колебаний электромагнитного поля выходного резонатора. Так происходит усиление сигнала в клистроне.

Усилитель на микросхеме

УНЧ можно собирать и на электровакуумных элементах, и на транзисторах, и на операционных усилителях, только электронные лампы – это прошлый век, а остальные схемы не лишены недостатков, исправление которых неминуемо влечет усложнение конструкции усилителя. Это неудобно.

Инженеры давно нашли более удобный вариант создания УНЧ: промышленностью выпускаются готовые микросхемы, выполняющие роль усилителей.

Каждая из таких схем – набор ОУ, транзисторов и других элементов, соединенных определенным образом.

Примеры некоторых серий УНЧ в виде интегральных микросхем:

  • TDA7057Q.
  • К174УН7.
  • TDA1518BQ.
  • TDA2050.

Все приведенные выше серии применяются в аудиоаппаратуре. Каждая из моделей имеет разные характеристики: напряжение питания, выходную мощность, коэффициенты усиления.

Они изготавливаются в виде небольших элементов с множеством выводов, которые удобно располагать на плате и монтировать.

Для работы с усилителем низкой частоты на микросхеме полезно знать азы алгебры логики, а также принципы работы логических элементов И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

На логических элементах можно собрать практически любые электронные устройства, но в этом случае многие схемы будут получаться громоздкими и неудобными для монтажа.

Поэтому применение готовых интегральных микросхем, выполняющих функцию УНЧ, представляется наиболее удобным практическим вариантом.

Настройка автозвука

Итак мы имеем либо уже давно существующую систему или вновь установленную. И очень хотим ее настроить. Тут рассмотрим самую сложную из обычных повседневных систем, а именно: фронт+тыл+ саб и все от усилков.

Для настройки более простой системы просто пропускайте пункты не относящиеся к вам. Треки с тестового диска для простоты работы имеют формат мп3 и имеют неплохое качество, но на мегасуперкачество не претендуют.

Начать я думаю нужно с большого отступления от темы. Я хочу вам рассказать от чего горят ваши динамики. Грубо говоря сгореть динамики могут от 2х явлений.

Показывает синус низкой частоты поданный на усилитель. Как видите в обычном режиме сигнал для пищалок идет почти нулевой (фиолетовая зона).

В обычной многополосной системе пищалки имеют гораздо меньшую мощность чем басовик. Именно по этому в блине скажем на 20Вт мощность пищалки составит порядка 1-2 ватта и ее хватит за глаза. Сигнал басовой частоты отрезается от пищалки кроссовером и она на него абсолютно не реагирует. Где нет высоких пищалка молчит. Такая приятная картина будет наблюдаться до тех пор пока мы не перегрузим усилитель. После этого картина поменяется согласно графику 2.

Из-за своих особенностей работы усилитель при перегрузке начинает выбрасывать в высокочастотный диапазон искажения высокой мощности называемые гармониками. И чем сильнее усь перегружен тем большей мощности эти искажения достигнут. Поскольку они будут иметь достаточно высокие частоты кроссовер с чистой совестью их пропустит к пищалке.

Самым опасным и неприятным явление в автозвуке после короткого замыкания является КЛИПП усилителя на низких частотах. Любой усилитель мощности имеет блок питания и грубо говоря максимальная мощность отдаваемая усилителем в конце концов ограничится способностями блока питания. Пока усилитель будет работать в штатном режиме простейший звуковой сигнал будет иметь такую форму:

То есть, проще говоря, динамик будет двигаться в одну сторону до тех пор пока мощность не достигнет максимума, затем тут же возвращаться и двигаться в другую сторону на точно такую же величину. При этом можно заметить, что максимальная мощность будет подаваться на динамик лишь очень короткое время и в течение всего сигнала динамик будет двигаться охлаждая катушку и совершая максимум работы. Его КПД при этом будет максимальным, а нагрев минимальным.

Теперь мы немного перегружаем усилитель, амплитуда усилителя уже немного превышает способности блока питания и мы имеет вот такой график.

Поскольку мощности не может быть больше чем есть в питании, то сигнал перестанет расти и остановится на максимуме до того момента пока сигнал не пойдет на спад. Эта называется модулированием сигнала.

При такой работе динамика мы в лучшем случае теряем эффективность работы динамика. Звук баса становиться более плоским и не выразительным, кроме того из-за нагрева повышается сопротивление катушки и после пары песен динамик начинает играть тише. Как правило это и влечет третий график и самый неприятный вариант. Мы делаем громче загоняя усь в жесткий клипп. Блины в этот момент как правило еще имеют запас и начинают чуть громче играть и нам кажется, что стало громче, но саб играть громче не стал он начал ЖАРИТЬСЯ!

Вот график №3 жесткий клип:

В таком режиме динамик резко взлетая зависает на большую часть времени сигнала, затем резко меняет положение и опять зависает, при этом усилитель нещадно жарит катушку динамика. Как правило через короткое время (от минуты до 4-5 минут в зависимости от живучести дина и разницы мощностей) катушка динамика дымя прогорает, скидывая видки, отжигая подводящие, вспенивая лак. Динамик приходит в полную негодность и нуждается в сложном ремонте.

Самая опасность клиппа в том, что во первых его неопытным слухом отловить достаточно сложно и во вторых вполне РЕАЛЬНО клиппом усилителя можно спалить саб который ВТРОЕ мощнее усилителя, что на первый взгляд кажется нереальным.

Подведя итог вышенаписанного можно сказать: динамики в 95% случаев горят от НЕХВАТКИ мощности и кривых рук.

Что касаемо сабов то от превышения мощности они горят достаточно редко. Рвутся, срывают витки, ломают диффузоры это да но не горят. И то пока саб порвется он будет аццки хрипеть и трещать, такое не услышать невозможно.

Именно этим свойством умело поользуются многие эс пи эльщики, ставя динамики в комфортные для подвижки условия и кратковременно подавая ВДВОЕ большую неклипованную мощность от допустимой на динамик.

Зная об этих вредных явлениях приступим к настройке системы.

Качаем отсюда архив с треками.

До начала настройки стоит проверить правильность подключения динамиков к усилителям и магнитоле. Все выводы на динамики промаркированы полярностью + и -. Динамики также имеют такую маркировку. Но проведя провода к магнитоле можно перепутать полярность. Ничего смертельного не произойдет. Все запоет. но динамики на низких частотах начнут прыгать по разному: один вперед другой назад перекачивая воздух друг в друга проваливая низкие частоты. а это плохо.

Чтоб этого избежать берем любую батарейку 1.5 вольт и цепляем на провода к каждому динамику по очереди. Если динамик выдвинулся вперед то полярность верная. Если динамик подвинулся назад то маркируем наоборот.

Теперь в соответствии с нашей маркировкой подключаем динамики к магнитоле. Заряжаем аккумулятор, глушим машину, выключаем в магнитоле всякого рода басс бусты, улучшайзеры звука и т. д., эквалайзеры ставим на 0 и включаем треки:

Трек № 1, 2, 3 из корня архива. По ним определяем правильность подключения динамиков на низких средних и высоких частотах. Когда голос звучит в фазе то звук должен собираться в центре салона либо перед вами и вы четко должны слышать что он звучит посередине. Когда голос звучит в противофазе звук должен рассыпаться по салону и звучать слева и справа отдельно. Если у вас все получается наоборот то значит полярность какого то из динамиков перепутана.

Самый яркий эффект должен слышатся на низких частотах. На средних уже не так а на высоких разница между фазами очень часто вообще не слышима. Это в принципе нормально.

Итак, отключаем саб и задние динамики. Прогоняем трек на средней громкости только на передних, при необходимости поправляя полярность.

Потом отдельно прогоняем точно также задние динамики. Потом все 4 динамика. При этом можно попробовать поменять полярность обоих задних динамиков на противоположную, иногда после этого звук треков становится еще более сфокусированый.

После этого включаем саб и слушаем треки с ним. Потом меняем полярность подключения саба и снова слушаем. Как больше понравилось так и оставляем. С самым главным мы разобрались.

Теперь необходимо определиться с максимальными возможностями сабвуфера.

Если саб в оформлении ФИ то сперва нужно установить срез сабсоники или фильтра инфранизких частот. Ставим среднюю громкость сабового усилка и небольшую магнитолы включаем синусы и смотрим на саб. С увеличением частоты синусов ход динамика будет уменьшатся, а громкость увеличиваться. Как только громкость станет максимальной а ход минимальным это и есть настройка фазика, смотрим частоту трека и по ней выставляем срез сабсоника. Если этого не сделать то есть риск порвать рано или поздно саб. Этот пункт нужно пропустить тем у кого саб в оформлении ЗЯ.

После этого включаем саб и динамики. На сабовом усилке для начала в настройке фильтра LPF выставляем ту частоту которую мы срезали при настройке синусами основных динамиков. Запускаем снова синусы и слушаем поочереди. Особенно на частотах где мы сделали границу среза. Если при переходе частот от саба к основным динамиком ощутимо слышно снижение громкости то необходимо регулятор усиления сабового усилка сделать чуть потише и послушать снова до тех пор пока примерно не станет настолько сильно отличаться в громкости. Если при переходе частот слышно резкое увеличение громкости звука то нужно срез фильтра сабового усилка сделать пониже до тех пор пока звук на слух не выровняется.

С основной настройкой звука мы покончили. Перейдем к более персональной:

Ну вот собственно и все. Наслаждайтесь! Осталось упомянуть что на заведенной машине при толковом питании как правило можно делать на одну единичку громче чем на заглушенной машине, а негров стоит слушать на 2-3 пункта тише чем всю остальную музыку.

Приобрести дорогую автомагнитолу – только полдела. Очень многие автомобилисты, любящие музыку, выкладывают немалые средства на приобретение качественного аудиоцентра и оказываются страшно разочарованными, когда из динамиков раздается совсем не то, что ожидалось.

Как правильно настроить магнитолу

Действительно, задача правильной настройки звука совсем не так проста, как кажется – недаром этой тематике посвящено немало узкоспециализированных сетевых ресурсов

Наша задача – ознакомить любопытного читателя, как настроить магнитолу, включая все её компоненты, ведь именно это, по мнению многих экспертов, определяет на 50-60% качество её звучания.

Особенности настройки автомобильной аудиосистемы

О тонкостях настройки звука любой акустической аппаратуры можно говорить часами. Но это – весьма узкоспециализированная тема, рассчитанная в основном на меломанов с идеальным слухом и достаточными знаниями теоретической части.

В этом плане настройка домашней и автомобильной аудиоаппаратуры сильно отличается – прежде всего, из-за ограниченности объема салона. Мы наглядно расскажем, в чём состоят эти отличия. Но обратим внимание, что возможности современных головных устройств по воспроизведению звука существенно расширились, даже если речь идёт о магнитолах среднего и бюджетного уровней.

И немаловажное значение приобретают именно возможности базовых и более деликатных настроек такой аппаратуры.

В частности, мало кто из автовладельцев знает, как грамотно настроить эквалайзер, благодаря которому звучание приобретёт именно тот вид, который доставит вам наибольшее наслаждение.

Строго говоря, мы во многих случаях тратим большие суммы за автомобильный аудикомплекс, даже не догадываясь, что его возможности по воспроизведению звука столь велики, что изучить их за один урок представляется невозможным.

Что ж, мы попробуем изложить только некий базис понятий, которые пригодятся при настройке автомагнитол любого бренда. А если потребуется – опишем особенности настройки конкретной модели. Мы не ориентируемся на людей, хорошо разбирающихся в радиотехнике. Наша аудитория – люди, которые имеют поверхностное представление о современной музыкальной аппаратуре, которые не знают, что такое эквалайзер, сабвуфер и другие специфические термины.

Но это не означает, что для профессионалов этот материал будет абсолютно бесполезен – вполне вероятно, что и они найдут здесь полезную для себя информацию.

Настройка басов

Принято считать, что акустические особенности салона среднестатистического легкового автомобиля заключаются в улучшении звучания низких частот. Это объясняется достаточно просто. Как известно, чем ниже частота звуковой волны, тем больше её длина. Так, звуку, воспроизводящемуся с частотой 1000 Гц, соответствует длина волны порядка 30 см, при троекратном уменьшении частоты длина акустической волны увеличивается до метра. Если продолжить её уменьшать, эта величина становится сравнимой с длиной салона от заднего до переднего стекла. Это означает, что звуки, раздающиеся из динамиков/сабвуфера на очень низких частотах, фактически перестают распространяться – начинается последовательность сжатий/разрежений воздушной массы по всему внутреннему объёму автомобиля. Таким образом, замкнутое пространство небольших размеров становится своего рода усилителем низкочастотных звуков, причем корреляция носит линейный характер: чем басовитее звук, тем сильнее акустическое усиление.

Теоретически порог усиления в легковом авто составляет примерно 50-100 Гц (точное значение зависит от размеров машины, которые могут различаться практические вдвое). Более того, подсчитано, что уменьшение тональности на одну октаву соответствует усилению звучания на 10-12 дБ. Впрочем, учитывая утечки воздуха через технологические отверстия (коих в автомобиле достаточно) и затухания акустических волн вследствие вибраций и других особенностей (имеет значение даже материал обивки сидений), усиление будет далеко не таким существенным, как в теории.

Вы можете убедиться в справедливости всего вышесказанного, закрывшись наглухо в автомобиле и включив композицию с преобладанием низкочастотного диапазона. Немного привыкнув к звучанию, откройте двери – и вы убедитесь, насколько непропорционально станут слабее именно басы.

Мы можем изменять следующие значения:

Настройка звучания тыловых/фронтальных динамиков

Здесь следует оговориться, что акустические системы откровенно бюджетного класса могут и не содержать фронтальных динамиков. Но это так, к слову.

Итак, рассмотрим, как правильно произвести настройку фронтальных звуковоспроизводящих устройств.

Этой компоненте акустической системы следует уделить особое внимание: если установка произведена по всем правилам, дополнительных действий по настройке других компонентов аудиосистемы может и не потребоваться. Но если допущена серьёзная ошибка, все ваши дальнейшие усилия по улучшению звука окажутся просто бессмысленными.

Грубо говоря, фронтальные колонки выступают в роли фронтмена всей системы (уж извините за непроизвольный каламбур). Чтобы добиться от фронтальных колонок максимально качественного звучания, используют такие элементы, как 2- или 3-компонентные системы с отдельными для каждой полосы динамиками и кроссоверами.

Настройка динамиков в машине

При построении тыловой акустики возможности намного шире, но требования к звучанию задних динамиков не настолько высоки, что отражается и на использовании проводки с худшими электрическими характеристиками.

При этом имеет значение предпочтения пассажиров:

  • если они большие ценители мягкого звучания, следует устанавливать динамики с твиттерами из шёлка;
  • для любителей агрессивного стиля более подходящими будут изделия с металлическими твиттерами.

Что касается чувствительности тыловых динамиков, то она линейно зависит от мощности звучания в децибелах. То есть чем меньше динамик, тем с большей вероятностью он окажется менее чувствительным, и наоборот.

Если чувствительность акустического элемента высокая, ему не потребуется запредельная мощность. То есть от удачного подбора этой пары характеристик зависит как качество звучания, так и необходимость подключения усилителя.

Но что можно сказать однозначно – звучание фронтальных/тыловых динамиков на максимальной громкости однозначно вас не обрадует – это будет больше хрип или визг, чем музыка.

А что же настройка высоких частот?

Если в акустической системе отсутствует сабвуфер, можно попробовать установит значение HPF на диапазоне 50 Гц, если не понравится – увеличить до 60 Гц. Проверка звучания возможна при выходе из меню, для чего следует воспользоваться кнопкой возврата на предыдущий уровень. Громкость при проверке звучания лучше установить на значении 30.

При неудовлетворительном результате можно попытаться установить нижний лимит высокочастотного фильтра на значение 80, поднимая его с шагом 20 до получения требуемого качества звучания.

Наличие сабвуфера позволяет сразу начать со значений порядка 80-120, при необходимости повышая эту границу. Отметим, что правильная настройка данного фильтра позволяет повысить чистоту звучания с одновременным увеличением громкости без использования ползунка мощности.

Здесь же, в настройках сабвуфера, можно установить значение крутизны затухания высоких частот – по аналогии с настройками для басов.

Перед тем, как приступить к настройке эквалайзера машины, расскажем об основных правилах регулировки баланса.

Выставление баланса

Обычно наилучшие результаты достигаются, если сместить баланс звучания тыловых/фронтальных динамиков в сторону последних. И дело не в том, что таким образом вы улучшаете звучание на переднем ряду сидений: это не так, такая пропорция вызвана особенностями геометрии салона – обычно спереди пространства немного больше чем сзади.

Теперь можно приступать к регулировке баланса между правыми/левыми колонками. Здесь нужно следить, чтобы звучание посередине салона было одинаковым, без сваливания в ту или иную сторону. На этом же этапе можно заняться правильной настройкой эквалайзера, которая, к слову, делается исключительно на слух. А он у разных людей – неодинаковый.

При наличии в акустической системе высокочастотного фильтра HPF будет весьма желательно его задействовать. Как – смотри выше. Затем можно произвести обрезку низких частот на уровне 100-120 Гц, что позволит динамикам не напрягаться в попытке воспроизвести частоты, лежащие ниже 75-100 ГЦ. В этом случае вы избавитесь от ненужных хрипов.

Если на задней полке имеются овалы, то даже без сабвуферов, используя только низкочастотный фильтр LPF (обозначение может быть и другим), можно добиться очень качественного звучания басов. Отметим, что регулировка баланса можно рассматривать в более широком смысле слова – как глобальную настройку звучания автомобильной акустики.

Настройка параметрического эквалайзера

Базовые настройки звука с помощью фильтров позволяют сбалансировать звучание низких/высоких частот, не затрагивая более тонких настроек. Для этих целей в современных автомагнитолах присутствует такой инструмент, как эквалайзер.

Отметим, что в автозвук эквалайзеры параметрического типа мигрировали из студийной аппаратуры. Они позволяют произвести тонкую настройку звука по трём параметрам: частоте сигнала, уровню звучания и добротности.

Другими словами, параметрический эквалайзер позволяет с высокой точностью регулировать частотные характеристики в каждом конкретном диапазоне. Это важно, поскольку искажения звука могут возникать на разных диапазонах частот.

Настройки эквалайзера в автомагнитоле

Приведём для более точного понимания, как настроить эквалайзер на магнитоле, следующий пример:

  • допустим, что при прослушивании любимого трека вы заметили, что партия вокала звучит слишком резко, ненатурально, переходя практически в визг;
  • для начала нужно отыскать диапазон, в котором и происходит наиболее заметное искажение звука – обычно это характерно для средних частот;
  • устанавливаем ползунок добротности и уровня звука на минимальное значение (соответствующее нижней риске);
  • начинаем изменять частоту фильтра, пока искажающие звуки не исчезнут;
  • затем поднимаем уровень и добротность до значений, при которых наблюдается наилучшее звучание музыки.

Аналогичная схема настройки эквалайзера на магнитоле применима для всех случаев неудовлетворительного звучания.

Встречается два типа параметрических эквалайзеров: у которых можно изменять значения параметров плавно, и с дискретным (ступенчатым) изменением характеристик.

Первый тип более предпочтителен, поскольку в этом случае настройка получается более точной. К сожалению, на бюджетных автомагнитолах чаще встречается именно ступенчатая настройка, поэтому добиться максимально качественного звучания не получится. Впрочем, различия могут оказаться настолько минимальными, что для уха среднестатистического любителя музыки они будут практически неразличимыми. И всё же, если есть возможность, лучше приобретать головные акустические устройства от известных мировых брендов.

Настройка радио

Но и здесь алгоритм будет иметь примерно одинаковый сценарий:

  • выбор нужного диапазона радиочастот;
  • сканирование радиостанций;
  • сохранение настроек в памяти магнитолы

Поиск радиоканалов может осуществляться либо в автоматическом режиме, либо вручную. В режиме автоматического поиска каналы обычно запоминаются не в порядке уменьшения/увеличения частот, а по убыванию мощности сигнала (вначале будут идти радиостанции с наилучшим качеством звучания).

Имеет смысл привести алгоритм настройки радио для всех популярных брендов, занимающихся изготовлением автомобильной акустики.

Девушка слушает радио в машине

Pioneer

Эту торговую марку можно назвать безусловным лидером на российском рынке автоакустики. Достойное качество при доступной цене – хороший набор характеристик. Но и настройки радио здесь несложные, ничего особо заумного, если не считать отсутствие русификации. Итак, для автоматического поиска в меню FUNC ищем подпункт BSM. Чтобы начать поиск радиостанций, нажимаем кнопки верх или вправо. Как только будет просканирован весь диапазон, включится канал, найденный первым. Все станции будут записаны в память.

В ручном режиме удастся сохранить только 6 радиоканалов, они будут записаны в первом банке памяти. Для перехода на второй опять нажимаем на клавишу BAND, перемещаемся во второй банк (на дисплее появится надпись F2) и продолжаем процедуру поиска. На большинстве моделей имеется три банка, что позволяет сохранить в памяти 18 станций, но в отельных изделиях памяти может выделяться и больше.

Некогда суперпопулярный японский концерн, аудиоаппаратура которого считалась эталоном, сегодня не столь востребован, во многом – из-за консервативной ценовой политики и нежелания считаться с конкурентами. Тем не менее, бренд очень известный, да и с качеством здесь всё в порядке.

Поиск каналов здесь также возможен в двух режимах.

Включение автоматического осуществляется в следующей последовательности:

  • нажимаем и удерживаем клавишу Source, пока на информдисплее не появится надпись ТЮНЕР;
  • менять диапазон можно клавишей Mode. Надавив на регулятор-джойстик, попадаем в меню опций;
  • крутим рукоятку. Пока не высветится надпись ВТМ, при этом запустится автосканирование, а каналы будут записаны в память по номерам, согласно стандартному алгоритму.

Как правило, вся процедура при автоматическом сканировании длится порядка пяти-десяти минут.

Supra

Когда мы журили компанию Sony за негибкую политику в отношении конкурентов, имелась в виду именно эта фирма, которая вышла на рынок и закрепилась на нём благодаря агрессивной ценовой политике. Разумеется, этот бренд не столь знаменит, но по уровню востребованности вполне самодостаточен.

Чтобы перейти к поиску радиоканалов, следует зайти в основное меню (клавиша MODE) и выбрать пункт Радио. На дисплее появится соответствующая надпись с указанием сохранённого в памяти диапазона и конкретной частотой вещания. Нажав на клавишу BND, можно выбрать другой диапазон и нажать на нужную цифру в диапазоне 1-6 для использования ранее сохранённого канала.

Нажатие клавиши >>|| запустит сканирование новой станции. Если на протяжении десяти секунд не предпринимать никаких действий, автомагнитола перейдёт в прежний режим работы, который был включен до поиска.

Поиск ранее сохранённых каналов следует осуществлять в такой последовательности:

Нажимаем однократно кнопку AS/PS, при этом начнётся поиск сохранённых станций. Каждый из записанных радиоканалов будет проигрываться несколько секунд, переходя к следующему. Чтобы автоматически записывать каналы, следует пару секунд удерживать кнопку AS/PS. Всего в автоматическом режиме будет записано шесть радиоканалов, при этом предпочтение будет отдано самым мощным. Поиск можно осуществлять в любом частотном диапазоне, для каждого из них будет сформирован свой фаворитный список.

В автомагнитолах JVS количество сохранённых радиостанций в диапазоне FM составляет 30 единиц, в АМ-диапазоне можно сохранить до 15 каналов. По этому показателю данный бренд – безусловный лидер.

Автомагнитола JVS

Ручной режим поиска/сохранения осуществляется следующим образом:

  • для выбора частотного диапазона нажимаем кнопку TUNER BAND;
  • клавиша 4 запустит поиск, для запоминания радиостанции следует нажать и пару секунд удерживать нужный номер, который в результате отобразится на информдисплее в мигающем виде. Затем будет отображено наименование сохранённой станции;
  • чтобы запомнить каналы под номерами, большими 10, нажимаем кнопку +10 (быстро), после чего – нужную цифру, например, 5. В этом случае сохранённой станции присвоится номер 15. Для номеров больше 20 кнопку +10 нажимаем дважды;
  • после запоминания поиск продолжится, для сохранения каналов повторяем пункты 1-3. Если вы совершили ошибочное действие (стёрли нужный канал, записали ненужный и т.д.) процедуру поиска придётся повторить, но запоминать нужно только те станции, которые не попали в список сохранённых.

Начинаем сканирование с нажатия кнопки TUNER BAND, после чего выбираем на панели магнитолы клавишу AUTO PRESET, которую следует удерживать несколько секунд для запуска режима.

Если результаты сканирования вас не устраивают, подкорректировать список в нужном вам порядке можно, запустив ручной режим поиска.

Kenwood

Галерею магнитол японского происхождения завершает бренд Кенвуд, который больше ассоциируется как производитель бытовой техники. Впрочем, и аудиоаппаратура у этого производителя – на высоте.

В этих автомагнитолах, кроме ручного/автоматического режимов сканирования, имеется и третий – локальный, обозначаемый как LO.S.

Старт автоматического поиска осуществляется кнопкой >>|.

При выборе ручного сканирования очередная найденная станция будет отображаться на дисплее символами ST, для сохранения канала следует нажать и удерживать его номер.

Магнитола Пионер

Пожалуй, нет такого автовладельца, который после покупки нового автомобиля или новой магнитолы не столкнулся бы с необходимостью её настройки для получения более качественного и глубокого звучания. Для этого достаточно проделать ряд несложных манипуляций, которые мы рассмотрим на примере настройки магнитолы компании Pioneer, пользующейся большой популярностью в России.

Для чего необходима настройка магнитолы Pioneer

Прежде чем перейти к процессу настройки аудиомагнитолы Pioneer, стоит уяснить, для чего необходимо делать это:

  1. Это делается для того, чтобы максимально раскрыть аудиовозможности головного устройства и установленной в автомобиле акустики.
  2. Знание настроек позволит без проблем подключать различные внешние устройства, устранять хрипы и искажения аудиокомпозиции, а также изменять язык интерфейса и прочие обыденные характеристики, правильная настройка которых сделает использование устройства более комфортным и понятным.

Некорректная регулировка магнитолы способна свести на нет звучание даже самой дорогой и качественной акустики профессионального уровня.

Что можно и нужно настроить в технике этой фирмы

В зависимости от модели аудиомагнитолы пользователь имеет возможность самостоятельной регулировки таких параметров, как:

  • эквалайзер;
  • радиостанции;
  • язык меню;
  • время;
  • включение или отключение беспроводного протокола Bluetooth (если таковой имеется) и AUX;
  • активация/деактивация деморежима и прочее.

Среди всего озвученного особое внимание стоит обратить на настройку эквалайзера, а также радио, где первое пригодится для любителей слушать собственную музыку, а второе — для автовладельцев, предпочитающих музыке с диска/флешки радиостанции. Особенные регулировки необходимы также для сабвуфера.

Основная настройка звука магнитолы Pioneer


Настраиваем фильтр передней акустики. Для этого снова вращаем центральную круглую кнопку джойстика в поиске пункта меню HIGH PASS FILTER. При нажатии на центральную кнопку на дисплее магнитолы должно высветиться HPF OFF, что означает переход всего диапазона на переднюю акустику. Чтобы избавиться от искажений, жмем на джойстик до появления надписи HPF 50 (или другой – в зависимости от модели магнитолы). Установив фильтр на частоте 50 Гц, выходим из этого пункта меню с помощью кнопки Band и проверяем уровень искажений с помощью усиления или уменьшения громкости. Если результат вас не устроил, снова вернитесь в предыдущий пункт меню и установите параметр HPF на другое значение (от 80 до 125).

Видео: создание бюджетной связки автомагнитола + сабвуфер для машины

Далее используя крутилку или стрелки перемещения (в зависимости от модели), ищем и заходим в пункт SW Kontrol. После этого мы оказываемся в подпункте EAR SP FUL, который при помощи стрелки или крутилки необходимо сменить на SW, после чего выключаем магнитолу.

После этого необходимо произвести донастройку сабвуфера, для чего мы вновь включаем магнитолу и заходим в меню предварительных настроек, где ищем и входим в пункт SW SETTING1. Оказавшись в этом подменю, нужно выбрать один из трёх видов настройки: NORMAL, REV и OFF. Как показывает практика, большинство пользователей останавливает свой выбор на REV.

Далее надо вновь зайти в меню предварительных настроек и выбрать подпункт SW SETTING2, где мы первым делом указываем частоту (рекомендуемое значение 50 HZ), а после — уровень мощности (в пределах от -6 до +6). Диапазоны при этом стоит выбирать, ориентируясь на особенности установленных динамиков и вашего восприятия слуха.

Последнее действие в этом пункте — регулирование тонкомпенсации магнитолы, для чего заходим в меню и ищем пункт LOUDNESS, где выбираем значение HIGH.

Как настроить радио

В магнитолах Pioneer существует три вида настройки радио:

  1. Нажимаем или ищем в меню кнопку/меню FUNC, после чего ищем подпункт BSM, который отвечает за автоматический поиск радиостанций. Активация поиска осуществляется нажатием клавиши вверх или вправо, после окончания которого автоматически включится первая найденная станция.
  2. Находясь в режиме приёмника, попасть в который можно нажатием кнопки BAND, зажимаем клавишу право и удерживаем её в течение нескольких секунд, после чего отпускаем её, тем самым запуская процесс сканирования радиостанций. После того как станция будет найдена, сканирование будет приостановлено, после чего пользователь может запомнить радиостанцию нажатием и удержанием соответствующей клавиши — к примеру, 1. Если станция не нужна, снова нажимаем на кнопку вправо, и процесс сканирования будет продолжен.
  3. Находясь в меню радиостанции, коротко клацаем клавишу/джойстик вправо или влево, до того момента, пока будет найдена необходимая волна радиостанции, после чего нажатием кнопки (1–6) осуществляем её запоминание.

Настраиваем режим сабвуфера


Для настройки режима нам придется поработать с предварительными настройками, которые у Пионера, к счастью, имеются в наличии. Оказаться в меню этих настроек несложно. Для этого нужно выключить магнитолу и затем надавить на кнопку включения (слева вверху) и удерживать ее в таком положении, пока не загорится дисплей. Загорелся? Вот и все, теперь вы находитесь в меню предварительных настроек.

Пойдем дальше. Итак, перед вами перечень предварительных настроек. Покрутите рукоятку, чтобы выяснить, какие опции имеются в наличии. Там вы можете увидеть настройки языка, поиск радиостанций, включение дополнительных входов и т. д. Но вам нужно найти название SW Control.

Чтобы найти это название, крутите рукоятку. Нашли? Очень хорошо. Далее жмите на джойстик и смотрите на экран. На нем должна всплыть надпись REAR SP FUL, которая сообщит вам о том, что весь звук уходит на задние колонки, а нам необходимо, чтобы система вошла в режим сабвуфера.

Крутите ручку далее, до тех пор, пока FUL не поменяется на SW. Так и оставьте. С предварительными настройками все закончено. Теперь включите магнитолу, нажав кнопку включения. Как только появится звук, вы сразу обратите внимание на то, что задние колонки не слышно вообще.

Настраиваем эквалайзер

Для настройки эквалайзера заходим в пункт меню EQ SETTING1, в котором можно установить уровень амплитуды сигнала для средних, высоких и низких частот. В пункте EQ SETTING2, который также находится в главном меню настроек, пользователь может выбрать центральную частоту коррекции сигнала, а также ширину регулированного диапазона. ДВсё это доступно для ВЧ, СЧ и НЧ.



Для настройки эквалайзера заходим в соответствующее меню

Выбирать параметры настроек необходимо исходя из возможностей динамиков и личных предпочтений слушателя.

Как включить AUX

Чтобы активировать режим AUX, который по умолчанию не активен, необходимо выключить магнитолу, а потом включить её длительным нажатием кнопки FUNC, после чего ищем надпись AUX:OFF и кнопками вверх/вниз выбираем пункт AUX:ON.

Тонкомпенсация


На этом хотелось бы закончить, но мы кое о чем забыли — о тонкомпенсации. Это такой режим. Найти его несложно в меню аудио-настроек при помощи вращения джойстика. Находите надпись LOUDNESS. Утопите джойстик, и слева загорится все та же LOUDNESS, а справа отразятся три уровня: низкий, средний и высокий.

Эта настройка регулирует высокие и низкие частоты на небольшой громкости. То есть, чем тише звук, тем яснее ощущается влияние этой настройки. Однако если вы включили звук на полную мощность, то этот режим не будет ощущаться вообще. Поэтому можете зафиксировать высокий уровень, который обозначается надписью HIGH.

Ну а теперь зайдите в аудио-настройках в меню EQ SETTING1. Утопите джойстик, чтобы на дисплее высветились EQ SETTING1 и три опции в виде столбцов, регулирующие низкие, средние и высокие частоты. Перемещаться по столбцам можно путем наклона джойстика вправо, а сама регулировка осуществляется за счет вращения рукоятки джойстика.

Используя эти опции, отрегулируйте частоты на свое усмотрение. Но при этом не советуем превышать параметр низких частот больше единицы. От 0 до 1 будет вполне достаточно – пожалейте свою акустику. Хотя, если динамики у вас достаточно мощные, то тогда можете и поэкспериментировать.

Читайте также: