Как сделать сравнительную таблицу по литературе

Обновлено: 08.07.2024

Сначала необходимо определить признаки и свойства, по которым можно сравнивать материал (технические характеристики, геометрические размеры, сфера применения и т. д). Затем составляют таблицу с определенным количеством граф (количество столбцов соответствует числу сравниваемых объектов, количество строк — числу признаков сравнения). Заполняют названия строк и столбцов, причем обязательно указывают единицы измерения количественной величины. Соответствующие графы заполняются значениями. В наименование столбцов вносят названия сравнительных объектов, в наименование строк — признаки, симптомы. На пересечении соответствующего столбца и строки должна быть ячейка, куда нужно внести искомый результат. Для определения результата сравнивают заполненную таблицу с таблицей-эталоном.

Создание сравнительной таблицы обеспечивает быстрое восприятие информации при наличии требуемого количества знаний. Иначе говоря, сравнительная таблица — упорядоченная структура, состоящая из пересекающихся столбцов (по вертикали) и строк (по горизонтали). Для выполнения письменного задания необходимо поработать с рекомендуемой литературой, сделать выводы и оформить в виде таблицы.

Ориентировочное время на подготовку — 1ч. Регламент выступления команды — 3—5 мин.

Таблица (образец)

Сравнительная характеристика атопического дерматита и псориаза (можно заполнить)


\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435:\u0412\u043e\u043b\u044c\u0433\u0430 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0438\u0447, \u041c\u0438\u043a\u0443\u043b\u0430 \u0421\u0435\u043b\u044f\u043d\u0438\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447.
\u041e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u0436\u0438:\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u0438.
\u041f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0438:\u041d\u0430\u043f\u0443\u0433\u0430\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0432\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438.
2.\u0410\u043b\u0435\u0448\u0430 \u041f\u043e\u043f\u043e\u0432\u0438\u0447 \u0438 \u0422\u0443\u0433\u0430\u0440\u0438\u043d \u0417\u043c\u0435\u0451\u0432\u0438\u0447:
\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435:\u0415\u043a\u0438\u043c \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447, \u0410\u043b\u0435\u0448\u0430 \u041f\u043e\u043f\u043e\u0432\u0438\u0447, \u043a\u043d\u044f\u0437\u044c \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440.
\u041e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435:\u0422\u0443\u0433\u0430\u0440\u0438\u043d \u0417\u043c\u0435\u0451\u0432\u0438\u0447.
\u041f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0438:\u0443\u0431\u0438\u043b \u0438\u043d\u043e\u0437\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0430\u0433\u0430 \u0441 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u044e \u0441\u0438\u043b\u043e\u0439.
3.\u0418\u043b\u044c\u044f \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0435\u0446 \u0438 \u0421\u043e\u043b\u043e\u0432\u0435\u0439-\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a:
\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435:\u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u0446\u044b, \u0418\u043b\u044c\u044f \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0435\u0446, \u043a\u043d\u044f\u0437\u044c \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440.
\u041e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435:\u0421\u043e\u043b\u043e\u0432\u043e\u0439-\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a.
\u041f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0438:\u0443\u0431\u0438\u043b \u0421\u043e\u043b\u043e\u0432\u0435\u044f-\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0443\u0433\u043d\u0438\u0442\u0430\u043b \u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0438 \u0443\u0431\u0438\u0432\u0430\u043b \u0432\u0441\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0432\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0435\u0433\u043e \u043f\u0443\u0442\u0438.">]" data-testid="answer_box_list">

1.Вольга и Микула:
Положительные:Вольга Святославич, Микула Селянинович.
Отрицательные персонажи:разбойники.
Подвиги:Напугали разбойников, который вследствие начали платить налоги.
2.Алеша Попович и Тугарин Змеёвич:
Положительные:Еким Иванович, Алеша Попович, князь Владимир.
Отрицательные:Тугарин Змеёвич.
Подвиги:убил иноземного врага с великою силой.
3.Илья Муромец и Соловей-разбойник:
Положительные:черногорцы, Илья Муромец, князь Владимир.
Отрицательные:Соловой-разбойник.
Подвиги:убил Соловея-разбойника, который угнитал Черногорье и убивал всех, кто встанет на его пути.

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.


Анализ драматического произведения

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Табличные приемы развития критического мышления

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Прием “концептуальная таблица”

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём “сводная таблица” (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Основной смысл использования приема “Сводная таблица” заключается в том, что “линии сравнения”, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе “линий сравнения” не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”,
  2. Попросить их определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием “Таблица-синтез”

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант “таблицы синтез”

Прием “ЗХУ”

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал“, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – “источники информации”, “используемые понятия”,”что осталось не раскрыто”.

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием “До-После”

Может быть использован как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть “До”, в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть “После” заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание “До” и “После” и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

Позитивный характер

Негативный характер

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Читайте также: