Как сделать современный урок эффективным

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Семыкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еткульская СОШ"
Населённый пункт: Село Еткуль, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка педагогического совета
Тема: "Современный урок как основа эффективного и качественного образования".
Раздел: полное образование

План проведения педсовета

Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

Мастер-класс и самоанализ

Критерии эффективности современного урока

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока,

как основы эффективного и качественного образования.

· Осознание основных критериев современного урока

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

В.А. Сухомлинский

1.УРОК ОСТАЕТСЯ!

(Предисловие)

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,

цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч

уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате

В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия

держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в

становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса:

учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным

и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения

нового, познания окружающего мира.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи

зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком

понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,

одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный,

существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий

непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий,

проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно

закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок :современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых

задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить

оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры,

содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все

возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,

глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить В распечатках представлена система

дидактических принципов технологии деятельностного метода.

на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его

успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности

Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального

влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения,

воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться

каждый урок . В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в

определенной степени социальный заказ общества системе образования . И что бы ни говорили о

таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель –

всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на

который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники,

которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм

2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед

современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города

поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих

уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок .

4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием

для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке

образовательных достижений школьников.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации

усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к

вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание

фундаментальных и практических знаний;

направленность на развитие мышления, практических навыков;

расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам

дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы

школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

3. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды )

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это

объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;

непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

Нападающие – защитники

Меняющиеся времена не могут изменить

лучшее в уроке. То, что накапливалось веками,

остается ценным всегда. Нельзя обойтись без

прочных, систематических, глубоких знаний.

Нельзя обойтись без воспитанной

традиционным уроком привычки к дисциплине

и порядку в голове.

. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на

последних уроках, т. к. большую часть урока

проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная

размеренной уверенностью в ее

необходимости и пользе, интересная жизнь.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и

вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение

На традиционном уроке легко работать: его

организация проста, привычна, хорошо

известна и отработана до мелочей.

Все большее количество учеников желает учиться в

на коллектив позволяет уделять равное

меньше головной боли.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за

отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста

непонимания со стороны учеников и родителей к

требованиям, предъявляемым учителем.

. Все нормы четко расписаны, легко

выполняются, никому ничего не надо

доказывать, всем все понятно: все правильно с

точки зрения проверяющих, а раз правильно –

плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в

новом, несоответствие программ, учебников, пособий

Главные ориентиры традиционного урока –

коллективное выравнивание, средняя успешность

(успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

Большинство учителей отмечает резкое снижение

интеллектуального уровня учеников на примере

конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем

При традиционном обучении ученикам, успешно

закончившим школу, гораздо труднее найти себя в

окружающей действительности. Среди них гораздо

больше не состоявшихся личностей. Не случайно в

последние годы среди учителей родилась шутка. На

вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или

к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться,

выбрать нестандартное решение, принять на себя

ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому

среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных,

чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда

четко и правильно выполняли указания учителя.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и

развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному

учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от

классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для

каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то,

Однозначного ответа нет, так как

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история,

на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя-

· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему,

предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет

времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок –

как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда

удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других,

просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению

количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не

сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. В нашей школе работают

творческие учителя, к этому педсовету было проведено 8 открытых уроков. Времена, когда учителя

заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

4.Мастер-классы педагогов.

После обсуждения мастер-классов .

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей

деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в

знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не

нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества

методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам,

стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной,

вовлекая в этот процесс своих учеников.

учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые

своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Главное , что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и

ощущение комфорта учителем.

Каким должен быть эффективный урок?

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

 Знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока.

 Умение планировать, проводить и анализировать урок.

На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.

Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке. Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя.

Урок сегодня – это развитие, творчество, комфорт. (Слайд № 4)

l Формирование предметной компетентности

l Формирование информационной культуры

l Развитие познавательной активности и самостоятельности

l Развитие мышления

l Развитие творческих способностей

l Формирование коммуникативной компетентности

l Создание психологически комфортной

l Разнообразие учебной деятельности

Урок как дорога в будущее (Слайд № 5)

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Ведущая идея современного эффективного урока (Слайд № 6)

l Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества.

l Использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности.

l Обучение анализу своей деятельности.

l Обеспечение активной учебной деятельности.

l Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

На уроке важны (Слайд № 7)

l Идея ценности личности.

l Ориентация на воспитание социальной ответственности.

l Существование различных точек зрения, отсутствие единой, жестко заданной нормы восприятия изучаемого материала.

l Активные отношения между субъектами обучения.

Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения (Слайд № 8)

l Практические работы

l Решение задач

l Обращение к научным парадоксам

l Использование метода проектов

2. Основные этапы современного эффективного урока (Слайд № 9)

l Актуализация знаний, вызов информации, полученной ранее на уроках, из жизни…

l Осмысление, активное изучение нового материала

l Рефлексия (размышление об узнанном)

Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Первый этап эффективного урока - это создание благоприятного, психологического климата на занятии.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Слайд № 11)

Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса. С целью благоприятной обстановки на занятиях использую игры- разминки, способствующие не только снятию напряжения, но и развитию различных свойств внимания. Школьникам, испытывающим трудности в обучении, предлагаю оценить свое эмоциональное состояние на начало и конец занятия.

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Последующие этапы работы над повышением эффективности урока

Одним из следующих этапов эффективного урока это формирование школьной мотивации. (Слайд № 12)

Прежде всего, у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.

Обязательно на уроках должны присутствовать физминутки, являясь одним из условий эффективности урока в начальной школе. (Слайд №13 – из личной методической копилки)

Основные задачи физминутки – это:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный заряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Очень важно логическое завершение урока в виде рефлексии, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения. (Слайд № 14 - – из личной методической копилки)

3. Важно осуществлять работу в группах, командах, в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД.

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.

На уроках литературного чтения , при чтении стихотворений или рассказов в форме диалога, детям дается задание, ознакомиться с текстом, подготовить его выразительное чтение, после прочтения каждая пара договаривается и распределяет между собой роли.

Детям дается время для подготовки, затем, пара, которая готова поднимает руку и выразительно читает диалог.

Так постепенно учащиеся привыкают к сотрудничеству друг с другом, вырабатывается умение и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение всего времени обучения.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (выслушать пересказ, выразительное чтение или стихотворение наизусть). Работа предполагает наличие оценочных листов. Каждый ребенок выступает в качестве редактора и критика услышанного. Оценивает собеседника и выставляет ему оценку за проведенную работу. Оценка может быть выставлена в баллах или в виде смайлика (значка).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (задайте друг другу вопросы; расскажи, как ты понял содержание). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети изучают учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к чтению, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. Деление класса на группы помогает орга­низовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за вы­полнение заданий. Посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выпол­няет посильную часть общей работы.

На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме.

В начальной школе активно используются нестандартные уроки, интегрированные уроки.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах; группах;

4. Учитывая требования современного образования, учителю не­обходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных иннова­ционных технологий, идей, школ, направлений. Современные информационные технологии используются учителем для повышения эффективности преподавания. (Слайд № 16)

Как показывает практика, использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к урокам (Интернет), обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и т. д.

В чём же актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?

Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Реализацию этих принципов рассмотрим на примерах. (Слайд № 17)

(Слайд № 18) На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

(Слайд № 19) Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Результаты использования ИКТ (Слайд № 20)

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

-повышает качество знаний;

-продвигает ребёнка в общем развитии;

-помогает преодолеть трудности;

-вносит радость в жизнь ребёнка;

-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Результаты использования электронных учебных материалов по определённым темам учебных дисциплин показали высокий уровень учебной мотивации детей, стимулирование их познавательной активности, навыков самоконтроля и самооценки, что не может не повлиять, в свою очередь, на результат и качество образования.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

5. (Слайд № 21) Итак, на эффективность современного урока влияют:

- использование нового подхода к уроку;

- использование современных педагогических технологий;

- создание психологического комфорта на уроке;

- формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.

Открытие педагогического совета. Информация о выполнениии ршений предыдущих педсоветов.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

10.15 -10.20

Объявление темы, установление регламента.

Директор учреждения образования Казимиренко И.А.

10.20-10.25

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

10.25-11.00

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К.

11.00-11.10

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учащимися с особенностями психофизического развития.

Учитель-дефектолог Хаецкая С.С.

11.10-11.20

Презентация “Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка”.

Учитель английского языка Стасюкевич Ю.С.

11.20-11.30

Деловая игра “Пути повышения качества образования на уроках математики”.

Руководитель методического объединения учителей естественно-математических наук Борисёнок Р.Ф.

11.30-11.40

Комфортнасць обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности учебного процесса.

Воспитатель группы продлённого дня Лесун С.Л.

11.40-11.50

Заместитель директора учреждения образования Ермолович О.К

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности

Без специальной организации

учебной деятельности не может

быть эффективного усвоения знаний.
И.С. Якиманская (слайд 5)

Роли:

Задача инсценировки: понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.

Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является внедрение новых технологий, при успешном внедрении которых наши педагоги сумеют сформировать ….

Ребенок. Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.

Раздается телефонный звонок. Звонит Друг Ребенка.

Друг Ребенка. Привет! Что делаешь? Скучаешь?

Ребенок. Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?

Друг Ребенка. Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?

Ребенок. Что?

Ребенок. А пальцев хватило?

Ребенок. Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.

Друг Ребенка. Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…

Ребенок. Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка - возможно.

Друг Ребенка. Это что - в кафушку что ли?

Ребенок. Ты про уроки с использованием ИКТ слышал?

Друг Ребенка. Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?

Ребенок. Нет, это уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Что это такое лучше увидеть своими глазами. Идешь?

Друг Ребенка. Да.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учащихся, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. (слайд 7)

Помимо этого, если урок – современный и эффективный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы ребят, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на учащегося, на его отношение к предмету.

Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными, но настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитываются особенности класса: уровень успеваемости; отношение к предмету; темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности. Результат эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения, любви к детям.

Задача учителя- создание и реализация индивидуальной траектории урока для усвоения знаний как успешными учениками, так и слабоуспевающими. (слайд 8)

Перед нами встают вопросы: -как сделать урок эффективным и интересным;

-как передать определённые знания, но и воспитать у обучающихся потребность в самообразовании. (слайд 9)

Урок был направлен на расширение лексики ребят, их кругозора, а также на умение выразить словом не только сюжет, но и содержание, которое скрыто во всей художественной структуре, научить любить русскую литературу. Использование презентации, работа с текстом, предложениями, ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить. (слайд 10)

Использование игровых моментов, работа с текстом, предложениями, кластером (схемы), ответы на вопросы фронтального опроса помогли учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить.

При интерактивной проверке теста был использован наглядный ключ-ответ, который помог ребятам оперативно оценить умение владеть теоретическим материалом и сразу же определить слабые стороны в освоении материала. (слайд 13)

Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы позволили достичь поставленных целей и сделать урок более продуктивным, эффектным и полезным для детей.

Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффектный урок – урок, который производит сильное впечатление.

Эффективный урок – урок, который приводит к нужным результатам.(слайд 14)

Накануне педсовета было проведено анкетирование учителей по определению, какой урок можно считать эффективным и чего, по мнению педагогов, не должно быть на эффективном уроке. Результаты получились следующие.

1. Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы нашей школы?

1.Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса – 45%

2.Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования – 27%

3.Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия – 0%

4.Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения -18%

5.Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны – 18%

6.Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности) – 9%

7.Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда – 72% (слайд15).

2. Критически оцените уроки своего предмета. Назовите три основных недостатка уроков Вашего предмета в нашей школе
1. Перегружено содержание учебного материала – 72%
2. Шаблонная структура урока – 63%
3. Однообразные формы обучения – 27%
4. Слабый дифференцированный подход в обучении – 36% (слайд 16)

3.Обозначьте причины, которые затрудняют сделать урок более эффективным
1. Отсутствие раздаточного материала - 0%
2. Низкая мотивация учащихся – 72%
4. Слабый контингент учащихся – 54%
5.Большая учебная нагрузка учителей -0 %
6.Отсутствие технических средств обучения - 45%

7. Мало методической литературы – 0% (слайд 17).

4.В чем Вы видите пути решения проблем современного урока (что можно сделать, чтобы урок стал лучше)?
Использование разнообразных форм и методов обучения: использование качественного стандартного раздаточного материала, постоянное использование ИКТ, наглядного материала, обеспечение класса техническими средствами обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, удивление заинтересованность темой урока, повышение мотивации обучения учеников, открытие групп изучения предмета на повышенном уровне. (слайд 18)

5. Какие активные формы и методы обучения Вы используете на своих уроках?

Уроки-конференции, уроки-путешествия, зачёты, лекции, групповое обучение, развивающие игры, индивидуальное обучение, интерактивные методы, кластеры, написание синквейна, мультимедийные презентации. (слайд 19)

6.Какие элементы новых технологий Вы используете на своих уроках?

Элементы ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектная деятельность, игры, видеопроекты, проблемное обучение, модульное обучение, педмастерские, дифференцированное обучение. (слайд 20)

Как видите, большинство наших учителей считает, что эффективный урок – это урок, прежде всего интересный и ПРОДУМАННЫЙ, на котором главное – это труд ученика по овладению новыми знаниями и умениями.

На эффективном уроке не должно быть скуки, монотонности, громоздкого домашнего задания.

Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок-активация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учащихся интерес к предмету, желание познания?

Использование презентаций на уроках социально-бытовой ориентировки с учениками с особенностями психофизического развития. (слайд 21)

С.С.Хаецкая, учитель-дефектолог

2. Известный дидакт И.П. Подласый отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий не стоит надеяться на повышение качества образования учащихся. Есть много примеров, когда даже высокое педагогическое мастерство учителя не спасало плохо продуманный урок. Главное на хорошем уроке – работа учащихся. Без работы нет результата.

Как подготовить эффективный урок? Предлагаю только общий алгоритм подготовки урока.

  1. Определите тип и место урока в учебном блоке уроков.
  2. Определите обучающую цель и учебное содержание.
  3. Обозначьте задачи личностного развития учеников и спланируйте соответствующие ситуации развивающего типа.
  4. Спрогнозируйте будущий урок.
  5. Определите последовательность и спланируйте результаты ЭТАПОВ урока.
  6. Примите решение о методах и формах обучения.
  7. Подберите средства обучения.
  8. Составьте технологическую карту или конспект урока.
  9. Продумайте средства обратной связи.
  10. Определите содержание домашнего задания и способ его представления.
  11. Оцените спланированный урок через призму признаков его эффективности. Внесите необходимые коррективы. (слайд 22)

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность, и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия, при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса. (слайд 23)

Эффективный урок должен ориентироваться на успех участников урока, ведь современный урок сегодня – это активная (самостоятельная) деятельность. Он должен развивать речь, обучать приемам мышления, которое обязательно проходят следующие стадии: диагностика, научение приемам мышления, тренировка в использовании, контроль над степенью сформированности. Эффективный урок формирует у его участников креативность, коммуникабельность, разного вида компетентности, когда участники урока максимально раскрывают свои способности, толерантны друг к другу.

Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Ю.С.Стасюкевич, учитель английского языка (слайд 24)

Качество и эффективность урока, как основной формы обучения и воспитания зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урок является использование нестандартных форм обучения.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Повышается эффективность, если в урок включены элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у ребят бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Ведь главной задачей обучения является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем.

Деловая игра. Пути повышения качества образования в учреждении образования. (слайд 25)

Р.Ф.Борисёнок, учитель математики

4. В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный фор-мировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Организуя работу учащихся в группе продленного дня, главное - со-здать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью каче-ственного выполнения домашних заданий.

Комфортность обучения при организации самоподготовки в группе продлённого дня как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса. (слайд 26)

С.Л.Лесун, воспитатель ГПД

5. В настоящее время компетенции в образовании выступают как ре-зультат образования. Компетентностный подход в образовании предполагает не усвоение суммы информации, а освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых или проблемных ситуациях.

Таким образом, именно компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.

Итак, средства обучения и результаты – две основные составляющие повышения эффективности учебного процесса.

В процессе обучения все мы постоянно должны задействовать факторы повышения эффективности урока:

1. Соблюдение алгоритма подготовки к уроку.

2. Организация адекватного взаимодействия на уроке.

3. Активные формы проведения урока.

4. Компетентностный подход в обучении.

5. Оценочная деятельность учителя и учащихся.

6. Определение степени обученности как результативности урока.

Одной из составляющих образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного урока - это и есть основа качественного образования.

Данный подход учителей к подготовке и проведению эффективного современного урока позволит каждому учащемуся проявить себя нестандартно, по- новому, развивая свои индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности.

6 6 Секреты эффективного урока. ( Методическая разработка системы новых приемов работы на уроке. )

8 8 Психологические процессы: Внимание Ощущение Восприятие Мышление Воображение Память Прежде чем решить, каким путем пойти на уроке, учитель, подумай о том, какой результат ты хочешь получить, какие качества учащегося тебе необходимо развить?

9 9 Волшебный якорь урока Волшебный якорь урока. Якорь- действие, слово или образ, который включает ассоциативную цепочку связанных с ними в прошлом чувств и переживаний. Начинай урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее.

10 Как правильно начать урок? =Желание- это тысяча возможностей, А нежеланье- множество причин.= 1.Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это. 2.Мотивация- не врожденное, а приобретенное качество. 3.Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников.

11 Факторы, влияющие на мотивацию Факторы, влияющие на мотивацию: Семья; Непосредственное окружение; Прежние учителя; Накопленный опыт. a)Уровень озабоченности; b)Оттенки чувств; c)Ощущение успеха; d)Интерес; e)Знание результатов; f)Внутренняя и внешняя мотивация Влияние педагога на факторы мотивации: Данные факторы постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс в системе мотивации.

13 13 B) Оттенки чувств: Мотивация Позитивные Негативные Непродуктивная, Неприятная ситуация Нейтральныечувства Определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу.

17 17 F) Внутренняя и внешняя мотивация: Цель Учеба ВнутренняямотивацияВнешняямотивация Удовлетворение от самого процесса учебы. Заслужить хорошие отметки; Завершить курс; Выполнить поставленные требования.

18 18 Условия перехода внешней мотивации во внутреннюю: Если прилагая усилия, вы были озабочены конечным результатом, испытывая при этом приятное чувство, что вы добиваетесь успеха, и если материал был для вас интересен, нов и связан с вашей жизненной ситуацией. Тогда, если учитель дал вам оперативную и специфическую информацию о результатах вашей работы, есть большая вероятность, что вам понравится весь процесс и мотивация внешняя перейдет на внутреннюю.

19 19 В начале урока должна быть задана мотивация на урок.. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой ( восприятие речи). Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан.

21 21 На уроке загружай и левое и правое полушария. Используй на уроке лево- правополушарный подход. Визуализация изучаемого материала. Нарисовать, то или иное понятие Задание на сравнение. Правильное использование классной доски.

25 25 Что есть –ошибка? = То, что вы получаете, отражает то, что вы делаете.= Используйте ошибку на пользу себе и ученику. Ошибка- не неудача, ошибка- обратная связь. 1.Благожелательно отнеситесь к неправильному ответу учащихся; 2.Подвести его к правильному ответу; 3.Дать понять, что впоследствии, возвращаясь к той же информации, он будет нести ответственность за правильные ответы.

27 27 Основной закон общения: За качество общения всегда отвечает инициатор общения! Что значит установить контакт?(рапорт) Это значит присоединится к другому человеку (классу). Чтобы присоединиться к другому, надо хорошо его понимать

30 30 Окончание урока. В конце урока необходимо провести так называемую подстройку на будущее. Ученик должен знать, где, когда, при каких обстоятельствах он сможет применить полученные на уроке знания. Иначе- зачем этот урок?

31 Реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?

32 Выявите и сформулируйте приемы, способствующие проведению эффективного урока

35 Прием Корзина идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме

36 Прием Составление кластера Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом корзина, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание корзины. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

37 Прием Пометки на полях Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

38 Прием Написание синквейна В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной.

39 Прием Написание эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

40 Прием Лекция со стопами Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время стопа идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

41 Прием составления маркировочной таблицы ЗУХ Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. ЗУХ

42 Предложите формы организации эффективного урока

43 Формы организации эффективного урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие

45 Формы учебной работы учащихся Коллективные Парные Бригадные Фронтальные Индивидуальные Групповые

46 Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.

48 Критерии эффективного урока. Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

49 Портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Сильный ученикСлабый ученик Бодрый, уверенный в себе, легко усваивает большой материал, неутомим, полон энергии; постоянно готов к деятельности, легко переносит нагрузки, у него большая эффективность работы. Спокойно-тихий; имеет повышенную утомляемость, не участвует в шумных играх; аккуратен до педантизма; склонен к наведению порядка; реагирует на непривычную среду и внимание окружающих, уязвим, болезненно реагирует на замечания взрослых и их недовольство, не уверен в себе; боится глупо выглядеть. Подвижный учащийсяИнертный учащийся Непоседа, не собран, не может сосредоточиться на уроке, вертится, разговаривает, перекладывает книги, не может долго заниматься одной деятельностью, способен на ходу принять решение, быстро приспосабливается к новым условиям. Учеба для него - главное дело, а непредвиденное обстоятельство выбивает из себя, неприятности застревают в сознании.

51 Сотворчество ученика и учителя на уроке Рассмотрим эффективные составляющие учения и обучения 1. Ученик – учитель Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового. Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников. Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать. Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень. Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения. 2. Учитель – ученик Алгоритм построения уроков по предмету + эффект новизны + +Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий + +Поощрение креатива = Интерес, мотивация, деятельность, знания! 52 .Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно? Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Читайте также: