Как сделать социальный прогноз

Обновлено: 03.07.2024

Анализ и обобщение результатов социологического исследования выражается в социальном прогнозировании. Прогнозирование – это научное исследование перспектив развития и составления на этой основе прогноза наиболее вероятного изменения событий в будущем.

Социологический прогноз выступает как результат прогнозирования наступления определенных событий, основанный на анализе полученных данных при проведении конкретно-социологических исследований.

Главная цель прогноза – представить многовариантную картину будущего изучаемого объекта. Для того чтобы социальный прогноз обеспечил желаемую эффективность, он должен соответствовать следующим требованиям:

Если требования соблюдены, то социальный прогноз выполняет следующие функции:

1) ориентирующую – определение наиболее позитивных и реалистичных тенденций развития изучаемого объекта;

2) предупредительную – описание и анализ возможных негативных последствий в развитии исследуемого объекта;

3) нормативную – определение основных потребностей изучаемых социальных групп и общностей, рассматриваемых в качестве желаемой нормы и возможностей их удовлетворения.

Социологический прогноз может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и социокультурной. В каждой из них может быть проведена дальнейшая дифференциация прогнозов. Например, социально-политические прогнозы могут быть дифференцированы на внешние и внутренние, а последние, в свою очередь, на социально-экономические, политико-идеологические, государственно-правовые и др.

Социальная значимость прогнозирования заключается в том, что обоснованный, достоверный социологический прогноз дает возможность субъекту управления (государству, его органам, руководителям организаций и учреждений) осуществлять осознанный выбор из представленных социологами альтернатив развития изучаемого социального объекта и улучшать качество принимаемых управленческих решений и действий.

Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.

Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.

Следует уточнить, что прогноз – это:

· вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;

· предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;

· информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний.

В прежней традиции прогноз означал предсказание того будущего состояния, которое в соответствии с объективными законами общественного развития наступит неизбежно.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).

Социальный прогноз – это научное обоснование (гипотеза) предполагаемых изменений социальных отношений и социальных процессов, структур и их элементов.

Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:

а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;

б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.

Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию[1]:

- прогнозирование – это разработка прогнозов;

- прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;

- прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.

Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Практическое назначение прогнозирования — подготовка обо­снованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

· как действительно может протекать развитие;

· каков механизм преодоления негативных тенденций.

· В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач прогнозного исследования:

· — определение и мотивирование цели развития;

· — определение средств, способов, путей достижения целей.

· Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:

· изучение проблемной ситуации в теории и на практике;

· анализ предпрогнозного и прогнозного фона;

· определение цели и задач;

· выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;

· проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;

· формулирование выводов и предложений.

Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

[1] См.: Социологический энциклопедический словарь. Т. II / Под ред. Д. Джерри и Д. Джерри, М.: Вече-АСТ, 1999. — С. 86-87.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в категориально-понятийном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимально возможной объективности, достоверности и точности.

Основными принципами прогнозирования являются:

· непрерывность. Разработка прогнозов рассматривается как постоянный процесс, необходимый для уточнения прогнозных оценок в связи с возможными изменениями в реальной обстановке, с одной стороны, и для обеспечения связи между прогнозированием, планированием и регулированием, с другой стороны;

· сочетание перспективных и текущих прогнозов. Определяющим должен быть прогноз на длительную перспективу, выявляющий закономерности и тенденции развития, в рамках которых составляются и корректируются прогнозы на менее длительную перспективу;

· согласование. Обеспечение соответствия социального прогноза научно-техническому и иным видам прогноза;

· многовариантность. Необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза.

· Зарубежный опыт (в частности, США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место практически во всех важнейших областях исследования. Прогнозы классифицируются по разным критериям:

· по масштабам прогнозирования:

· структурные (межотраслевые и межрегиональные),

· по целям прогнозирования:

По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5-10 лет – 52 %; на 5-25 лет – 64 %; на 10 — 25 и более лет — 26 %.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

- оперативные (до 1 года);

- краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

дальнесрочные (свыше 15 лет).

Процесс прогнозирования предполагает ряд последовательных этапов.

Первый этап — прогнозирование параметров прогноза:

- временного интервала прогнозирования тенденций развития объекта;

- целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез;

- методов, структуры и организации исследования.

По существу — это составление программы прогностического исследования.

Второй этап предполагает построение базовой (исходной) модели программируемого объекта. На основе базовой (исходной) модели разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.

Третий этап определяет прогнозируемый фон, то есть анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.

Пятый этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.

Выделяют и такие этапы прогнозирования, как:


ретроспектива – изучение прошлого состояния процесса по совокупности показателей и выявление характера их изменений;

2. диагностика – установка начальных и допустимых значений показателей и выбор метода прогнозирования;

3. прогноз – включает в себя отдельные показатели и синтез единичных прогнозов.

Сам процесс прогнозирования предполагает:

· проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

· описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

· выявление проблем уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

· определение тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

· оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.

Поэтому при прогнозном исследовании образования за основу берется принцип вариантности, многокритериальной оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

· социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;

· изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;

· динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;

· содержательные и организационно-структурные изменения в образовании, их динамику и т. д.;

· межнациональные конфликты. Их исследование может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования:

- широкое использование аналитических методов и ЭВМ,

- применение имитационного проигрывания моделей,

- глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон,

- использование сценариев для вероятного представления поточной информации.

При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Каждое из положений можно конкретизировать. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие, как:

• создание временного творческого коллектива (ВТК) и опре­деление функций его и каждого члена в отдельности;

• определение методов, объектов исследования;

• разработка методики прогнозирования;

• определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности. К ним могут относиться:

· наличие большого массива фактографического материала;

· формы представления исходной информации;

· использование набора сценариев перед прогнозированием;

· четкое наглядное представление прогнозной информации;

· широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.

Большое значение в процессе социального управления имеет определение степени надежности прогнозов. Эффективность и надежность прогнозов определяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследований. К важнейшим из них относятся:

· выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

· экстраполяция этих тенденций на будущее;

· синтез будущих траекторий в настоящих процессах;

· интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

· составление комплексного многоуровневого прогноза как целого, так и по отдельным процессам и направлениям;

· непрерывная корректировка прогноза.

К числу условий надежности прогнозов следует отнести:

· глубину и объективность анализа;

· знание конкретных условий;

· оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Негативные последствия могут иметь место из-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного анализа возможных адаптаций и новых условий. Примером могут служить попытки перенести существующие модели западной экономики и демократии в России. Они приобретают извращенную форму, так как не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.

Социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечивать их реализацию.

Социальное прогнозирование – это работа с альтернативами, глубокий анализ вероятности и многовариантность возможных решений.

Основными функциями социального прогнозирования являются:

· ориентирующая: оптимизация выбора целей и средств её достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;

· нормативная: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;

· предупредительная: описание и анализ возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития.

Проблемами прогностических исследований могут быть самые разные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Это – проблемы демографии, охраны здоровья, образования, экологии, жилья, сохранения и развития семьи, молодежные проблемы и т. д.

Различают множество видов социального прогнозирования:

· демографическое и многие другие.

Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:

· способствовать оптимальному функционированию государственных структур;

· выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;

· упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;

· исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;

· разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;

· провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;

· исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.

Создаваемые коллективом ученых Государственного Социального Университета и практиками социальной работы очаговые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям — одни из значительных находок научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы — в микрорайоне Раменка с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн. человек, в Астрахани и других регионах. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

* определяется и мотивируется цель вероятного разви-тия объекта;

* определяются средства и способы достижения этой цели.

Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действитель-ности.

Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социаль-но-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и соци-альные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозиро-вания. Хотя, вероятно, правомерна и постановка вопроса о выделении прогнозирования проблем социальной рабо-ты в самостоятельный вид социального прогнозирования.

Среди функций социального прогнозирования многие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативную и предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их достижения. Нормативная означает определение важ-нейших тенденций социального развития, динамики со-циальных потребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероят-ного развития Курбатов В.И., указ.соч.. стр.330-331.

В учебных пособиях по прогнозированию приводятся различные методики его проведения. Думается, что наибо-лее приемлемой является технология проведения социаль-ного прогнозирования, включающая в себя семь основных этапов:

Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объек-та, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования.

Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.

Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных пока-зателей, параметров и тенденций.

Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.

Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой моде-ли в будущее в соответствии с предполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нор-мативного состояния.

Оценка степени достоверности и ее уточнение че-рез систему экспертного опроса, включая его многоразо-вую методику.

Выработка предложений, рекомендаций, позволя-ющих оптимизировать процесс развития объекта прогноз-ного исследования.

Дискуссионной остается проблема определения методов социального прогнозирования. Одни исследователи к ос-новным группам относят экспертные методы, методы экст-раполяции и моделирование. Ряд ученых подразделяют все многообразие методов социального прогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные. Есть и дру-гие варианты решения вопроса типологии методов соци-ального прогнозирования.

К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др. Курбатов В.И., указ.соч.. стр.332.

При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования:

принцип системности, требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;

принцип согласованности поисковых и нормативных про-гнозов;

принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постанов-ки цели и вариантов прогнозного фона;

принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных;

принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов;

принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от ис-пользования прогноза над затратами на его разработку Шепитько Е.Г., Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. - 273 с. - стр.16-17.

Прогнозы различаются на основе целевого критерия на три вида - поисковый, нормативный и комплексный.

Поисковый прогноз, содержанием которого является опре-деление возможных состояний объекта прогнозирования в буду-щем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

Комплексный прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов.

Наиболее важными являются два параметра прогноза:

период упреждения -- промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз;

период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз.

По периоду упреждения различают следующие виды прогнозов:

-- оперативный прогноз с периодом упреждения до 1 месяца;

-- краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;

-- среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5лет;

-- долгосрочный прогноз с периодом упреждения от 5 лет до 15лет;

-- дальнесрочный прогноз с периодом упреждения более 15 лет.

По масштабам прогнозирования выделяют: Шепитько Е.Г., указ.соч., стр.17

структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры;

прогнозы деятельности отдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов;

индивидуальные прогнозы деятельности отдельных личностей и их объединений.

По объекту исследования различаются:

естествоведческие прогнозы (метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, космологические

научно-технические прогнозы, которые охватывают перспективы развития научно-технического прогресса;

социальные прогнозы, которые охватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношений между ними.

В свою очередь, социальные прогнозы делятся на подтипы:

юридические, в том числе криминологические;

военные Шепитько Е.Г., указ.соч., стр.18.

Прогнозирование в социальной работе позволяет пре-дусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на про-цесс, своевременно вносить коррективы.

В практической социономии прогнозирование применя-ется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перс-пективного осуществления личностного развития, для пре-дотвращения кризисного и конфликтного состояния соци-ального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группа-ми населения.

При прогнозировании ситуации на рынке труда анали-зируются сведения о свободных рабочих местах и вакант-ных должностях, о высвобождаемых работниках. Отдель-но учитывается число людей, уволенных по собственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граж-дан, ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения. Сведения о соотношении между чис-лом свободных мест, вакантных должностей и числом не-трудоспособных граждан по отраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемы профессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособных граждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускников учебных заведений различных специальностей. Та-кие прогнозы позволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующим образом влиять на нее.

Профессиональное прогнозное исследование рынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабо-чей силы, спрос на нее и распределение. Разработке обще-го прогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов Курбатов В.И., указ.соч.. стр.332-333. Например, прогнозируются наличные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытая безрабо-тица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагает наличие соответствующих объемов информа-ции и обоснованный выбор методов прогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболее часто ис-пользуются такие методы, как анкетирование в форме ин-тервью или опроса, моделирование и др.

Во многих случаях в прогнозах дается возможная чис-ленность занятых по отраслям материального производства и по отраслям непроизводственной сферы. Так, в соответ-ствии с прогнозом, содержащимся в Федеральной целевой программе содействия занятости населения РоссийскойФедерации на 1998 - 2000 гг., следует ожидать перегруп-пировку спроса на рабочую силу в пользу отраслей непро-изводственной сферы: доля занятых в ней возрастет с 34% в 1997 г. до 35% в 2000 гг. В отраслях материального про-изводства доля занятых сократится с 66% до 65%. Наи-большие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов, страхования и кредитования (10%), в здравоох-ранении, физической культуре и социальном обеспечении (6,5%). Одновременно прогнозируется достаточно устойчи-вый спрос на работников организаций рыночной инфра-структуры, бытового и сервисного обслуживания населе-ния, транспорта, связи (в части обслуживания населения), образования (прежде всего, школьного), науки.

С учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы во многих регионах России в настоящее время реализуют-ся Комплексные программы мер по созданию и сохране-нию рабочих мест. Например, в Ростовской области в соот-ветствии с такой программой, принятой в апреле1997 г., к 2000 г. потребуется создать более 24 тыс. дополнительных рабочих мест. Причем создаются эти рабочие места прежде всего, там, где ожидается в них наибольшая потребность.

Следует отметить, что прогнозирование рынка труда - непрерывный процесс, требующий систематических уточ-нений по мере формирования новых данных. В ряде слу-чаев прогнозы занятости населения корректируются демографическими прогнозами. Так, на основе демографического прогноза, осуществленного Министерством труда и соци-ального развития Ростовской области, была проведена корректировка расчета потребности муниципальных обра-зований в создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г.

В настоящее время существенное влияние на рынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудо-способного возраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будет сохраняться до 2005 г., а с 2006 г. чис-ленность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться Курбатов В.И., указ.соч.. стр.334. Такой прогноз требует от федеральных и местных органов власти осуществления комплекса упредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занято-сти населения.

Возможности прогнозирования используются и в соци-альной педагогике. Оно применимо, например, для лично-стного развития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе. Такое прогнозирование часто называ-ют стимулирующим или педагогическим. Оно представля-ет собой программу действий, направленных, во-первых, на выявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта, воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, на подбор методов и приемов, сти-мулирующих саморазвивающие начала в формировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностного развития приобретает тогда, когда социальный ра-ботник решает проблемы трудного подростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-пе-дагогический консилиум, идея которого в разных вариан-тах осуществлялась еще великим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум - это совещание, где могут быть пред-ставлены наряду с социальным педагогом или психологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зави-сит от конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозирования личностного развития дает возможность объединить усилия всех участников воспитательного про-цесса, выстроить перспективу и программу действий по реа-лизации важнейших задач развития подростка. В результа-те формируется система наиболее эффективных приемов реализации индивидуального подхода к ребенку.

Как известно, конфликты, кризисы являются проявле-нием жизнедеятельности общества. А она не может быть без проблем, а значит необходимо предвидеть их развитие и стремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объекта прогнозирования может высту-пать и трудовой коллектив, и семья, и сфера социально-этнических отношений, и сама личность с ее проблемами.

Статистика последних лет свидетельствует о сохраняю-щейся в нашей стране негативной тенденции роста числа разводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозирования семейных конфликтов Курбатов В.И., указ.соч.. стр.335. Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играет непонима-ние между супругами, накладывающееся на бытовые не-урядицы. Очень часто в основе непонимания лежит раз-ный взгляд супругов на свое положение в семейной жизни, разное видение идеала благополучной семьи. Воспитыва-ясь, формируясь как личность в своих родительских семь-ях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоен-ные нормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегда осознается ими самими и ведет к семейным конфликтам.

Прогноз специалиста, составленный с учетом реальной ситуации, позволил бы выявить и другие причины пред-кризисной семейной ситуации. Прогнозное исследование позволило бы также выработать предложения по выходу из данной конфликтной ситуации. Для этого специалист по социальной работе мог бы предложить конфликтующей семейной паре апробировать некоторые методики, приме-няемые психологами в таких случаях. Одной из них явля-ется составление супругами вопросников семейного дого-вора. Они включают в себя темы, связанные с различными сторонами семейной жизни (о привычках и ценностях, дру-зьях и родных, семейных обязанностях, деньгах и хозяй-стве). Обсуждая эти темы, молодые супруги больше узнают друг о друге. Быстрее приходит понимание, что семейное благополучие строить нужно совместно, уступая друг дру-гу, а порой и отказываясь от некоторых представлений, оценок и самооценок.

Национально-этнические отношения являются одним из наиболее сложных и деликатных направлений социаль-ной работы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчас возрастает из-за тяжелого экономического положе-ния и социальной нестабильности в стране. Особенно не-обходима эта работа в российских регионах с многонацио-нальным составом населения и на территориях, где про-живает много мигрантов, вынужденных переселенцев Курбатов В.И., указ.соч.. стр.336. Своевременно полученный прогноз и проведенная соответствующая работа могут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.

Прогнозирование становится важным элементом соци-альной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиро-тами, беспризорными. Не зная наметившихся здесь тен-денций, не предвидя возможных проблемных ситуаций в этой деятельности, трудно проводить эффективную соци-альную политику как на государственном, так и региональ-но-муниципальном уровнях.

Что касается проблем пожилых людей, то их значимость усиливается прогнозируемой тенденцией роста численнос-ти этой категории населения. Как свидетельствуют прогнозы ООН, лиц старших возрастов к 2001 г. будет насчитывать-ся в мире свыше 125 млн. человек. Особенно разительным окажется рост численности людей в возрасте 80 лет и стар-ше: между 1980 и 2001 гг. их доля увеличится на 54%. За этот период общей прирост населения составит лишь 29%.

Ожидается, что в развитых странах доля лиц старших возрастов будет находиться на уровне не менее 20%. В на-стоящее время доля граждан старшего поколения в соста-ве населения России составляет 20,5%. И этот уровень, по прогнозам, сохранится до 2006 г. В ряде же западных стран прогнозируется значительное увеличение доли пожилых людей в общей численности населения этих стран. Напри-мер, в Германии уже сейчас 35,8% населения составляют граждане возраста 60 лет и старше, через пятнадцать лет их доля составит 43,9%.

Современное состояние социального трансформирования российского общества сложно и противоречиво. Оно вызы-вает у населения неоднозначную реакцию. Вносить же необходимые коррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данных социального прогнозирования. Оно является важным средством повышения эффективно-сти воздействия как на социальные явления и процессы, так и на клиентов различных социальных служб Курбатов В.И., указ.соч.. стр.337.

2. Наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего называется прогностикой

3. Метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты процессов и явлений, которые выбраны в качестве предм

Метод научного исследования, ставящий
своей целью предусмотреть возможные
варианты процессов и явлений, которые
выбраны в качестве предмета анализа
называется
прогнозированием

4. Дж. Форрестер – основоположник прогнозирования

5. Он использовал математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторо

Он использовал математические методы и ЭВМ
для создания варианта модели экономического
развития общества с учетом двух важнейших
факторов: численности населения и
загрязнения окружающей среды.

6. Его последователи — члены Римского клуба — пытались найти прогностическое решение социальных задач: рассмотреть взаимосвязь развития об

8. Картина представлялась следующей: значительная часть населения Земли умрет от голода и истощения, природных ресурсов не хватит на произво

9. Многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта называется прогнозом

10. Прогноз внутреннего развития системы, связанный со взаимодействием общества и окружающей природной среды называется социальным прогнозо

Прогноз внутреннего развития
системы, связанный со
взаимодействием общества и
окружающей природной среды
называется социальным прогнозом

11. В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

12. Виды и типы прогнозов

• социально-экономические прогнозы
• социологические прогнозы
• прогнозы социально-психологических
процессов
• юридические прогнозы

13. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов:

14. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов:

• Аналитические прогнозы, как правило,
делаются для того, чтобы в научных целях
определить познавательную ценность
различных методов и средств исследования
будущего.
• Прогнозы-предостережения составляются
для непосредственного воздействия на
сознание и поведение людей с целью
заставить их предотвратить предполагаемое
будущее.

15. Экономическое прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии экономических процессов я явлений в опреде

Экономическое прогнозирование — это
процесс формирования вероятностных
суждений о состоянии экономических
процессов я явлений в определенный момент
в будущем и об альтернативных путях их
достижения.

16. Социально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается с учетом данных демографического прогноза, прогноза ресурс

Социально-экономический прогноз носит
комплексный характер и разрабатывается с учетом
данных демографического прогноза, прогноза
ресурсов, прогноза спроса и предложения

17. Социологическое прогнозирование имеет три уровня исследований:

• общетеоретический,
• частнотеоретический,
• эмпирический.
В социологических прогнозах общим объектом
исследования является общество как
социальный организм.

18. Проблема прогнозирования социально-психологических процессов имеет две стороны: психология поставляет определенные сведения об объекта

Проблема прогнозирования социальнопсихологических процессов имеет две
стороны: психология поставляет
определенные сведения об объектах
прогнозирования в обществе, производстве,
науке, культуре, поскольку эти объекты
обладают специфическими психологическими
характеристиками.

19. Юридическое прогнозирование — это систематическое исследование перспектив развития государственно-правовых процессов, их темпов и особ

Юридическое прогнозирование — это систематическое
исследование перспектив развития государственноправовых процессов, их темпов и особенностей, что в
современных условиях становится важной функцией
юридической науки, выделяется в самостоятельную
область научно-практической деятельности с целью
укрепления законности, совершенствования процесса
правотворчества и законодательства.

20. Прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек называет

Прогнозирование всего общественного, всего
связанного с обществом, с общественными
отношениями, в центре чего находится
человек называется
социальным прогнозированием

21. Технологии социального прогнозирования (от греч. prognōsis — предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарий социального предвидени

Технологии социального прогнозирования (от
греч. prognōsis — предвидение, предсказание)
— незаменимый инструментарий социального
предвидения, исследования и разрешения
социальных проблем современного мира.

22. Этапы социального прогнозирования

1) выбор объекта социального прогнозирования; это может быть
любой социальный объект — от индивида до человечества как
составной части ноосферы;
2) выбор направления исследования: экономическое,
социологическое, юридическое, собственно социальное и т.д.; в
исследованиях социальной сферы очень трудно придерживаться
определенного направления, поэтому значительная часть
исследований носит комплексный характер;
3) подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме;
соответствующая требованиям информация — одна из гарантии
достоверности прогноза, а значит, ключевой момент технологии
социального прогнозирования;

23. Этапы социального прогнозирования

4) выбор способа прогноза, одного из методов или
совокупности методов в определенной
последовательности, отвечающей требованию
научности исследования;
5) собственно прогнозное исследование;
6) обработка результатов, анализ полученной
информации применительно к проблеме
исследования;
7) определение достоверности прогноза.

24. Полный цикл прогнозного исследования состоит из:

• изучения проблемной ситуации,
• анализа предпрогнозного и прогнозного
фона,
• определения цели и задач,
• выдвижения гипотез,
• выбора методов и приемов исследования,
• проведения опытно-экспериментальной
проверки гипотез,
• формулирования выводов и предложений

25. Прогнозное исследование имеет характерные особенности:

• Наличие большого массива фактографического
материала
• Формы представления исходной информации
• Использование набора сценариев перед
прогнозированием
• Четкое наглядное представление прогнозной
информации
• Широкое применение моделирования

26. Признаки, по которым можно классифицировать методы прогнозирования:

27. При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются

28. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследова

Методологические аспекты включают в
себя, например, использование
системного подхода, анализ проблемы на
базе ретроспективного исследования
исторических аналогий.

29. Составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

• создание временного творческого коллектива
(ВТК) и определение функций его и каждого
члена в отдельности;
• определение методов, объектов
исследования;
• разработка методики прогнозирования;
• определение методов исследования ЭВМ,
социологические исследования.

30. Методами прогнозного исследования являются:

31. Метод Дельфи

32. Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные

Экспертную оценку проводят специальные
центры экспертизы, научные информационноаналитические центры, лаборатории экспертов,
экспертные группы и отдельные эксперты.

33. Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

34. К методам прогнозирования по степени формализации следует отнести:


Методы ассоциативного моделирования
Морфологический анализ
Экспоненциальное сглаживание
Вероятностное моделирование
Анкетирование
Методы коллективной генерации идей
Метод интервью
Методы историко-логического анализа

35. Распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее называется экстраполя

Распространение выводов, касающихся
одной части какого-либо явления, на
другую часть, на явление в целом, на
будущее называется
экстраполяцией
Проекция роста населения по данным
прошлого называется
статистической экстраполяцией

36. Социосинергетика - нетрадиционный метод прогнозирования

• Социосинергетика отличается от классической
методологии тем, что в ее основе лежит
принципиально иной мировоззренческий подход философия нестабильности.
• Это позволяет при построении моделей исторических
процессов учитывать такие важные особенности
реальных систем, как стохастичность,
неопределенность, нелинейность, поливариантность.

37. Прогнозировать можно следующие социальные сферы жизни общества:

38. Прогностические исследования касаются различных аспектов социальной сферы, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. К т

Прогностические исследования касаются различных
аспектов социальной сферы, которые оказывают
влияние на жизнедеятельность человека. К таким
проблемам следует отнести: проблемы сохранения и
развития семьи, проблемы демографии, молодежные
проблемы, проблемы охраны здоровья, образования,
экологии, жилья и т.д.

39. Примером подобной разносторонности социального прогнозирования может быть сфера медицинского обслуживания. Здесь можно исследовать и пр

Примером подобной разносторонности социального
прогнозирования может быть сфера медицинского
обслуживания.
Здесь можно исследовать и прогнозировать такие
аспекты, как: эффективность системы
здравоохранения, качество медицинских услуг,
разработанность системы материального
стимулирования медработников, рациональность
структуры и размещения медицинских кадров,
организация лечебного процесса.

40. Прогнозирование в сфере жилищного хозяйства предполагает исследование таких сторон, как уровень обеспеченности населения жильем в разли

Прогнозирование в сфере жилищного хозяйства
предполагает исследование таких сторон, как уровень
обеспеченности населения жильем в различные этапы
развития государства, анализ потенциальных
возможностей и условий получения нового жилья,
улучшение сложившихся жилищных условий,
использование жилья различными социальными
группами, уровень соответствия демографической
структуре региона наличного и вводимого жилья и т.д.

41. В сфере образования и просвещения прогнозирование может обратиться к рассмотрению тенденций их развития, к проблеме обеспеченности кадра

В сфере образования и просвещения
прогнозирование может обратиться к
рассмотрению тенденций их развития, к
проблеме обеспеченности кадрами, выявлять
степень потребности в них, анализировать
динамику расходов на образование; притока
молодежи в институты, характерные тенденции
этих процессов

Социальный прогноз — вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Прогноз следует отличать от предвидения. Если предвидение предполагает обозначение появления некоего события, то прогноз предполагает, что событие или цель могут быть достигнуты несколькими возможными способами, реализация которых зависит от тех или иных причин и факторов. Прогнозирование исходит из многовариантности социального развития. Ж.Т. Тощен- ко приводит подходы к объяснению сущности прогнозирования [1] .

Наибольшее распространение, по его мнению, получила точка зрения И.В. Бестужева-Лады, который исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Так, Бестужев-Лада рассматривает прогнозирование как один из уровней (или форм) предвидения.

Говоря о сущности прогнозирования, важно указать три основные функции и три его стадии: 1) выявление тенденций (закономерностей), факторов, обусловливающих возможные перемены (исследовательская стадия); 2) выявление альтернативных вариантов развития, их динамики в результате принятия тех или иных решений (стадия обоснования управленческих решений); 3) оценка хода и последствий реализации управленческих решений, непредвиденных изменений внешней среды, ситуаций для своевременного уточнения действий в случае необходимости (стадия контроля и коррекции).

Выделенные функции и стадии являются составными элементами прогнозной деятельности в любой сфере деятельности и взаимно обусловлены.

Типология прогнозов может строиться по различным основаниям — в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д. На основании проблемно-целевого критерия различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные). Поисковый прогноз показывает вероятные события при условии сохранения тенденций развития общества. Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения желаемых состояний социального объекта, процесса или явления. Этот прогноз описывает альтернативные пути достижения желаемых состояний, включая и разработку мероприятий по их реализации.

По временному интервалу прогнозы могут быть краткосрочными (на день, на месяц, на год), среднесрочными (три — пять лет) и долгосрочными (на десятки лет). Первые носят детализированный характер. Вторые и последние, скорее, задают векторы научных исследований.

По масштабу прогноз может описывать один социальный объект или может носить комплексный характер при анализе любого объекта, процесса или явления.

Отличительной особенностью социального прогнозирования является сравнительно общий и абстрактный характер формулировки цели, она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемый процесс или явление, определить вероятностные количественные и качественные параметры их развития в перспективе, а также раскрыть варианты возможных их изменений. Важно также отметить и еще одну отличительную особенность социального прогнозирования — оно не обладает директивным характером, т.е. не может быть планом, содержащим конкретные цели и методы их достижения. Прогноз дает только информацию для обоснования решения и выбора методов управления.

Таким образом, можно определить социальное прогнозирование как анализ степени вероятности и многовариантности возможных решений, определение на этой основе вариантов развития и выбор наиболее оптимального исходя из ресурсов, способных обеспечить их реализацию.

Социальное прогнозирование включает в себя большое количество операций, объединенных в последовательные этапы, которые в совокупности составляют алгоритм процесса прогнозирования.

Читайте также: