Как сделать сочинение описание

Обновлено: 06.07.2024

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение
  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом. Но ведь они оба каждый день много раз поднимались и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон (как он сам объяснил) никогда не обращал на них внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно научиться обращать внимание, исследовать то, что мы собираемся описывать?

Учиться описывать мы начали с самого простого – в начале одного из сентябрьских уроков пятиклассники принесли с собой каштаны. Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о парту. Недолго – около минуты. Потом получили задание: собрать материалы для описания. Для этого нужно было ответить на вопросы: каков каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки, форма, размер, особенности), каков плод каштана на ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть, ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем обменивались наблюдениями. Перед этим на доске записали слова каштан, плод, орех и

Что я вижу?

Что чувствую?

Что могу услышать?

Вот что получилось в результате: на вид: коричневый, каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с таинственным рисунком, похожий на карельскую березу, блестящий, как лакированный, неравномерно окрашенный, с разводами темно-коричневой краски, круглый, как шарик от пинг-понга, небольшой, большой, неровный, похожий на маленькое яблочко, с ямкой. На ощупь: гладкий, тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый, живой. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в листьях при падении, щелчок о землю.

В дальнейшем ребята получат памятки для самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа пятиклассницы)

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

Мой пес замечательный!

Есть у меня….

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку. …

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили.

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

Задания

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Что это была за фигура! Точно его всего укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие коротенькие, что, казалось, ему трудно носить себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея, короткая узкая головка, острая лисья мордочка, короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны. Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы просто уродцем. Но его выручал густой серовато-бурый мех, переходящий местами в желто-серый, превращавший это забавное создание в какую-то живую меховую игрушку. Звали его Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)

Карлсон – это маленький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше)

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие великаны-сосны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля. (По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое, заспанное, испуганное, капризное, серьезное, сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее, умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие, бархатные, большие, бесцветные, быстрые, внимательные, искрящиеся, живые, круглые, лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый, правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий, орлиный.

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый, крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий, открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые, суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил человека в таком наряде, как я, он, я уверен, шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался бы, да зачастую я и сам невольно улыбался, представляя себе, как я в моем одеянии путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете: почему внешний вид героя вызвал бы испуг или улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет герой?)

Разрешите мне теперь сделать набросок моей внешности. На голове у меня красовалась высокая бесформенная шапка из козьего меха со свисающим назад назатыльником (как вы думаете: почему шляпа с назатыльником?), который прикрывал мою шею от солнца, а во время дождя не давал воде попадать за ворот. В жарком климате нет ничего вреднее дождя, попавшего за платье.

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у меня совсем не было, а вместо них я соорудил себе… нечто вроде полусапог, но самого варварского фасона.

На спине у меня болталась корзина, на плече я нес ружье, а над головой держал огромный меховой зонтик, крайне безобразный, но после ружья составлявший, пожалуй, самую первую необходимость моей экипировки. (Есть ли предположения, где живет герой.)

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)

При выборе места для жилища я должен был сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем положении условиями. (Какие условия важны при выборе места для хижины? Помните, что Робинзон Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в здоровой местности и поблизости от пресной воды; во-вторых, оно должно укрывать от солнечного зноя; в-третьих, должно быть защищено от нападения хищников, как двуногих, так и четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него должно быть видно море, чтобы мне не упустить случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь корабль, ибо мне не хотелось отказываться от надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон Крузо)

Попробуйте представить и описать, как выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании.

Перед вами два описания. Чем они похожи и чем различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом. Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг сверкнуло солнце – и на горе обозначилась тропинка. По ней можно подняться на самую вершину… Еще минута – и… гора превратилась в птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти облака состоят из ледяных кристаллов. Средний ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и высококучевые, состоящие из капель и кристаллов. Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они состоят из капель. Также некоторые ученые выделяют перламутровые и серебристые облака.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

КАК УСПЕШНО СОЗДАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники:

Словарь:

"художник изобразил. "

художник - живописец - мастер кисти - автор

"детали сюжета позволяют понять. "

картина - полотно - репродукция

"колорит картины. "

изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

"краски создают ощущение. "

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

"создается настроение. "

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

КАК УСПЕШНО СОЗДАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники:

Словарь:

"художник изобразил. "

художник - живописец - мастер кисти - автор

"детали сюжета позволяют понять. "

картина - полотно - репродукция

"колорит картины. "

изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

"краски создают ощущение. "

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

"создается настроение. "

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Автор: Мыскова Мария Александровна

Населенный пункт: Симферополь

Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет. Развитие речи является одной из главных задач на уроках русского языка и литературы, и сочинение занимает центральное место в уроках развития речи.

С сочинением обучающиеся сталкиваются ещё в начальной школе, таким образом, уже имеют представление, о чём нужно писать. Но в средней школе ещё сложно формулировать мысли самостоятельно, поэтому рекомендуется разрабатывать памятки. Лучше, чтобы памятки использовались как раздаточный материал, были у каждого ученика перед глазами. Хорошо, когда в памятках можно делать самостоятельно пометки.

Любое сочинение – это большая умственная работа ребёнка. От правильно поставленных целей учителя зависит результат обучающегося. Поэтому так важно перед началом работы над сочинением определить тему, количество слов, составить план, выписать ключевые слова или словосочетания. Важно понимать, что процесс работы над созданием сочинения долгий, это не один урок, а целый цикл уроков. Чтобы ребёнка научить писать самостоятельно сочинения, нужно показать ему пример (для этого можно использовать фрагменты классической литературы, различные таблицы с опорными словами).

Важно помнить, что сочинение – это свободное выражение мысли. В сочинении проявляется восприятие красоты природы, человека. Поэтому целесообразно давать оценку сочинению, подчёркивать сильные стороны и развивать в детях стремление совершенствовать свои умения и навыки.

Для примера можно использовать такую таблицу:

О лице, выражающем здоровье, молодость:.

Бодрое, гладкое, детское, живое, жизнерадостное, здоровое, краснощекое, крепкое, мальчишеское, молодое, упитанное, цветущее, юношеское, юное.

Улыбка: беззубая, белозубая, бессильная, застывшая, искривленная, натуральная, натянутая, неживая, неподдельная, неудержимая, ослепительная, открытая.

Нос: Большой, большущий (разг.), длинный, короткий, крохотный (разг.), крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Лоб : Большой, вдавленный, выпуклый, высокий, громадный, квадратный, крутой, массивныйнависший, низкий, овальный, огромный, открытый, плоский.

Щёки: Бархатистые, бархатные, брюзглые (разг.), бульдожьи, ввалившиеся, впалые, втянутые, выхоленные, вялые, гладкие, горячие, горящие, дряблые, жаркие, жесткие, бескровные, бесцветные, матовые,

Волосы: белёсые (белесые), белокурые, белоснежные, белые, бесцветные, блестящие, вороныевыгоревшие, выцветшие, горчичные, золотистые, золотые, каштановые, линялые, льняные, медно-золотистые,

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Шея: бархатная, боксерская, высокая, вытянутая, гибкая, гладкая, девичья, длинная, дряблая, жилистая, изящная, кадыкастая, короткая, крепкая, круглая, могучая, морщинистая, мощная, мускулистая, мягкая, белоснежная, бело-розовая, бронзовая, коричневая, красная, матовая,

Плечи: заостренные, изящные, квадратные, костлявые, косые, красивые, крепкие, круглые, крутые, ладные, литые, могутные (нар.-поэт.), могучие, могущественные (устар.), молодецкие (разг.), мощные, мягкие.

Глаза: очаровательные, чудные, искристые, чарующие, колдовские, томные, дивные, лукавые, хитрые, злые, добрые, бесовские, пытливые, яркие, бесстыжие. наглые, дерзкие, блёклые, манящие, притягательные. раскосые, миндалевидные, юные, потухшие, задорные, выразительные, манящие. бесцветные, фантастические.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Взгляд: изучающий, пристальный, обеспокоенный, изумлённый, негодующий, пытливый, тоскливый, высокомерный, красноречивый, обеспокоенный.

Нос: тонкий, породистый, с горбинкой, кривой, ровный, аристократический.

Лицо: безобразное, безукоризненное, благообразное, вульгарное, грубое, изящное, интересное, красивое, миловидное, милое, невзрачное, неинтересное, некрасивое, непривлекательное, неприятное, несимпатичное, обаятельное, обворожительное, отталкивающее, очаровательное.

Губы: Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные, малиновые, матовые.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Чем хорошо данное упражнение? Подобраны фотографии людей разного возраста и разной внешности. Ребёнок учится обращать внимание на детали. Описывая одного человека, можно подбирать слова-характеристики, данные для другой фотографии. Ведь на уроках развития речи учитель не работает лишь над одной темой, а развивает ребёнка всесторонне.

После устной работы рекомендуется для закрепления приступить к письменной. Тут можно описать друга, одноклассника, маму, актёра.

Важно помнить, что любое сочинение начинается с плана:

  1. Вступление (Можно предложить ребёнку ответить на вопрос: Для чего я пишу сочинение? Что хочу рассказать? Почему выбрал именно этого человека для описания?). Вступление должно занимать не более 3 части от всей работы.
  2. Основная часть (Само описание. Следует подчеркнуть, что нужно остановиться на деталях: волосы, лоб, нос, подбородок, глаза, шея; рост, вес, телосложение, для более старшего возраста – характер. Для того, чтобы обучающийся научился подробно описывать внешность человека, даётся список вспомогательных слов. Ребёнку легче выбрать из списка, такой подход сделает сочинения в классе непохожими друг на друга). Основная часть может состоять из одного или нескольких абзацев. Предложения не должны быть односложными. Обучающийся должен научиться пользоваться богатством языка.
  3. Заключение (Здесь можно обратиться к началу – вступлению и ответить: Достиг ли я поставленной цели?).

Сначала обучающийся должен написать сочинение на черновике, перечитать его, при необходимости – внести корректировки, только после этого приступить к работе в тетради.

Для слабых учеников можно использовать опорную схему-клише:

В сочинении я расскажу о…

У него/неё… лицо. Лоб…. Кожа…. Нос…. Глаза… Губы…

Когда улыбается/смеётся, то….

Я выбрал/выбрала этого человека для описания, потому что…

Перед тем, как писать сочинение, обратимся к произведениям литературы. Для 5-7 класса подойдут те произведения, которые ребята читают на уроках или читали ранее. Таким образом, образуются метапредметные связи. Работать с отрывками-описаниями литературных героев можно по-разному: обучающиеся получают задание самостоятельно найти отрывки, учитель готовит отрывки на урок и даёт словарную работу: выписать слова, характеризующие внешность, характер, одежду человека. Таким образом, ребята самостоятельно составляют опорные слова.

Пример отрывков из литературы:

На уроках развития речи для актуализации знаний можно предложите ребятам лингвистическую игру-разминку: сгруппировать слова в зависимости от того, какие эмоции они вызывают, положительные или отрицательные. Таким образом, повторяется тема морфология (имя прилагательное) и составляются опорные слова для сочинения-описания. Пример слов-определений глаз: бегающие, лучезарные, добродушные, игривые, наглые, озорные, лукавые, злые, удивлённые. Так же ребята могут продолжить список слов-определений самостоятельно.

Алгоритм работы над сочинением-описанием внешности:

  1. Эврестическая беседа. (Что необходимо отразить в описании человека? Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека или его характер?)

Это этап знакомства с описанием как типом речи и особенности определённого вида описания.

  1. Целеполагание. Учитель обращает внимание на то, что описывающий должен быть наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям. Важно передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние на этот момент. Так же обучающийся должен понимать, для чего нужно умение описывать людей.
  2. Создание опорной лексики. (В виде таблицы, записей в тетрадь, распечатанный материал)

Этап собирания материала на основе источников: отрывка из художественного произведения, картины, наблюдение за людьми. Важно обратить внимание детей на то, что описание нельзя заменять повествованием (например, рассказом о том, как вы впервые встретили человека). Так же обратить внимание на использование художественных средств в описании (при необходимости повторить теорию из курса литературы: эпитет, гипербола, метафора, сравнение).

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.

  1. Составление плана сочинения-описания. Необходимо напомнить, что сочинение должно включать не менее трёх абзацев. Любое сочинение – это оформленная мысль, значит, должно быть вступление, основная часть и заключение-вывод.
  2. Первичное закрепление с комментированием по внешней речи. Устная работа над сочинением-описанием. При необходимости – исправление ошибок и запись ключевых слов в тетрадь. При необходимости – работа с карточками (для слабых учеников).
  3. Коллективное создание сочинения-описания в классе.
  4. Самостоятельная письменная работа. Составление сочинение – описание. С обязательным использование плана и вспомогательного материала (таблиц, конспектов, раздаточного материала). Письменную работу рекомендуется дать в виде домашнего задания, тогда ребёнок будет не ограничен временем урока.
  5. Проверка сочинений-описаний с комментированием.

Пример сочинения-описания 6-классника:

Сегодня хочу рассказать вам о моём лучшем друге и однокласснике Юрке.

Можно сказать, что Юрка обаятельный! С Юркой весело и на уроках, и на переменах. Он всегда может придумать новую захватывающую игру. Из-за того, что игры у нас всегда активные, внешний вид Юрки за день меняется: от опрятного и аккуратного мальчика утром до сорванца с оторванной пуговицей на рубашке вечером.

С Юркой мы сидим за одной партой с 3 класса, но дружить стали только в 5 классе. Но я ни разу не пожалел о том, что у меня есть друг Юрка!

Использование разных приёмов и технологий на уроке помогает лучшему усвоению материала. Следует помнить, что работа над сочинениями продолжается до 11 класса, и с каждым уроком совершенствуются навыки обучающихся.

Типичные ошибки при написании сочинения-описания внешности:

Для избегания этой ошибки нужно научить детей различать три типа речи: описание, повествование и рассуждение, знать особенности каждого стиля. К сожалению, и у старшеклассников часто возникают проблему с заданием ЕГЭ, где нужно определить тип речи. При каждой работе с текстом нужно учить школьников определять его тип и стиль. Так же для предупреждения подобной ошибки можно предлагать для анализа два текста: описание внешности и рассказ о случае из жизни.

  1. Непоследовательность описаний, хаотичность в передачи признаков предмета.

Для предупреждения данной ошибки необходимо определить последовательность описания, дать обучающемуся чёткие рекомендации для написания, так же определить возможные варианты перехода от одной части к другой.

Необходимо обогащать словарь учащихся необходимой лексикой, проводить работу над ошибками. При подготовки к сочинению-описанию проводится работа по собиранию портретной лексики.


Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений в 5–6 классах. Это сочинения-описания природы, человека, картины, рассказ о событии, о каком-либо предмете обихода и т. д. Пособие охватывает все виды сочинений, предусмотренных программами для средней школы. Данное пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам, но родителям и учителям.

Оглавление

  • Замечания для учителя
  • Цели и задачи курса
  • Содержание курса
  • Сочинение-описание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по части целого)

1 блок тем (простое описание)

г) Моя соседка по парте.

2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель.

в) Мой самый близкий друг.

г) С кем я хотел бы подружиться.

3 блок тем (описание по части целого)

а) Бабушкины очки.

в) Дедушкина (капитанская) трубка.

г) Папин бумажник.

а) Мое домашнее животное.

б) Кошка — мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака — друг человека.

а) Мое увлечение.

б) Мой любимый школьный предмет.

в) Мои внешкольные занятия.

г) Моя любимая игра.

Описание времени года (3 блока тем)

Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).

1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

5. Составление плана с ключевыми словами:

а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).

б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).

в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.

г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.

е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.

. Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).

6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения

Из 45 минут урока:

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста

Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

Читайте также: