Как сделать собственное поучение

Обновлено: 04.07.2024

Составьте небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из "поучения" например ( приветить молвить почет и д.

Р) предварительно объяснив их.


Дорогой брат мой!

Прислушайся к советам моим!

Будь добр и щедр ко всем нуждающимся, пусть ложь и зло обходят тебя стороной, в бою будь защитником слабого, будь милосердным ко всем людям, своё слово всегда держи, не гордись перед народом, уважай старших, не обижай младших, будь скромен и вежлив, что умеешь хорошего не забывай, а что не умеешь, тому учись и никогда не ленись.

Леность ведь мать всему дурному : что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Твори добро, так поступают хорошие люди.

Усердно трудисьнад собой и помни мои советы!


Составьте поучение младшему брату / сестре / другу, использовав некоторые слова из "Поучения" Владимира Мономаха, например : "приветить", "молвить", "почет" и др?

Составьте поучение младшему брату / сестре / другу, использовав некоторые слова из "Поучения" Владимира Мономаха, например : "приветить", "молвить", "почет" и др.


Небольшое поучение младшему брату, сестре или другу, использовав некоторые слова например приветить, молвить, почет и др?

Небольшое поучение младшему брату, сестре или другу, использовав некоторые слова например приветить, молвить, почет и др.


(предварительно объясните их).


Составьте небольшое (10 пунктов) поучение младшим братьям, или сёстрам, использовав некоторые слова из "Поучения", например : "приветить", "молвить", "почёт", и другие?

Составьте небольшое (10 пунктов) поучение младшим братьям, или сёстрам, использовав некоторые слова из "Поучения", например : "приветить", "молвить", "почёт", и другие.


Составить небольшое поучение старшему брату, используя некоторые слова : "приветить", "молвить", "почет" ?

Составить небольшое поучение старшему брату, используя некоторые слова : "приветить", "молвить", "почет" .


7 класс, попробуйте составить небольшое поучение младшим брату или сестре или другу, использовав слова , ; "приветить", "молвить, "почет"и т ?

7 класс, попробуйте составить небольшое поучение младшим брату или сестре или другу, использовав слова , ; "приветить", "молвить, "почет"и т .


Помогите составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав не которые слоова например : приветить, молвить, почет?

Помогите составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав не которые слоова например : приветить, молвить, почет.



Попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату сестре или другу использовав некоторые слова пример приветить молвить и тд пожалуйста помогите?

Попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату сестре или другу использовав некоторые слова пример приветить молвить и тд пожалуйста помогите.


Составить небольшое поучение брату или другу, использовав некоторые слова из поучения?

Составить небольшое поучение брату или другу, использовав некоторые слова из поучения.

Например : приветить, молвить, почёт.

На этой странице сайта, в категории Литература размещен ответ на вопрос Составьте небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из "поучения" например ( приветить молвить почет и д?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


1. Жилище волка. 2. Поломанный дом. 3. Починка. 4. Волк получил по заслугам.


1) в царстве в государстве 2) на болоте.


Ханс Христиан Андерсен.


Не мало сравнений в произведении Александра Довженко "Зачарована Десна" и еще БОРОДИНО.


Боке - размытие, простыми словами, часть изображения в кадре без резкости, снимается сознательно. "бокешки" это текстуры или кисти для нанесения подобных элементов изображения.


1. Where is Scotland situated? 2. What is the capital of Scotland? 3. Snowdon is the highest mountain of Scotland, isn't it? 4. Do Scottish towns look very different from English towns? 5. Is Scotland one of the four or three parts of Great Brita..



Вот в общем смотри и всё))).


Аристотель родился в 384году до н. Э. в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в область физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под своё опекунство, рассказыв..


1. Аристотель был рожден в 384 году до нашей эры. 2. Аристотель родился в семье доктора. 3. С 15 лет Аристотель жил самостоятельно, потому что стал сиротой. 4. Опекал за этим человеком родной дядя. 5. Супругу Аристотеля звали Пифиада, а дочку они..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.

Ключевые слова: поучение, древнерусская литература, христианство, жанры

Первые поучения на Руси были переводами произведений светил греческой литературы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова и появились еще в X веке [2, с. 127]. В XI в. образцами поучительной литературы служат известные тогда на Руси Соломоновы притчи и книга Иисуса сына Сирахова [1, с. 290]. Этот жанр прочно вошел в древнерусскую литературу и стал ценнейшим источником знаний о моральном облике русского человека.

Поучения носят нравоучительный характер, служат для передачи системы ценностей и жизненного опыта. В них древнерусские авторы изображают идеальную модель поведения человека.

Нередко к жанру поучения прибегали и представители духовенства. В своих работах они обращались к представителям власти, к братии или к простому народу. Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер. Так или иначе, все произведения подобного рода на первый план ставили христианские добродетели: смирение, доброту, прощение, богобоязненность и т. д.

Для того, чтобы составить более полное представление о жанре, следует рассмотреть некоторые из наиболее известных произведений.

Не менее интересны древнерусские поучения, адресованные простому народу. Краткие, лаконичные произведения, разговорным языком дающие наставления, осуждающие язычество и людские пороки. В отличие от т. н. торжественного красноречия в поучениях к простому люду редко встречаются цитаты из Священного Писания, а все нравоучения подкрепляются обычной житейской мудростью.

  1. Бугославский, С. А. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы: В 10 т. — Л., — 1941. — Т.1. — С. 289–297.
  2. Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. XI-ХШ вв. — Киев, 1900. — 479 с.
  3. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. / А. Г. Кузьмин, А. Ю. Карпова. — М., 1990. — 302 [2] с.
  4. Камчатов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. — М., 1989. — 622 с.
  5. Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле // Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1997. — Т.4. — С. 142–158.
  6. Лихачев, Д. С. Великое наследие // Избранные работы: В 3 т. — Л., 1987. — Т. 2. — 496 с.
  7. Феодосий Печерский. Слово утешительное к братии о душевной пользе //Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1999. — Т.1. — С. 443–444.
  8. Черторицкая, Т. В. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) / Т. В. Черторицкая. — М.: Сов. Россия, 1987. — 448 с.
  9. Шахматов, А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы — Л., 1940. — Т. 4. — С. 9–150.

Основные термины (генерируются автоматически): поучение, древнерусская литература, произведение, XI-XIII, подобный род, поучительная литература, простой люд, простой народ, Русь, Священное Писание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- содействовать воспитанию самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст поучения, высказывания о древнерусской литературе великих людей.

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ход урока

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

Цель и задачи:

- заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства;

- способствовать развитию у учащихся логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;

- содействовать воспитанию самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст поучения, высказывания о древнерусской литературе великих людей.

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

I. Оргмомент

Вы прочитали эпиграф к нашему уроку. А теперь давайте объективно отнесемся к отдельным фактам нашей отечественной истории и постараемся пропустить их через себя. Объявление темы и целей урока

II. Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу ?

На этот вопрос лучше ответят классики русской литературы И.С.Тургенев и Д.С.Лихачев.

А теперь мне хотелось бы получить ваши ответы на поставленный вопрос

Жанры древнерусской литературы

Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Жанры древнерусской литературы: поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись.

Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Слово – образец торжественного красноречия.

III. Объяснение нового материала. (Беседа).

Иисус Христос

Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском г. Вифлееме. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он 33 года. И только последние 3 года он посвятил служению людям.

Вопрос к классу: Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?

(Учение Христа представляет те моральные, внутренние законы человечес кого общения, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди).

Запись Нагорной проповеди. Данная запись представлена в форме аудиозаписи.

Вопрос к классу: чему учит Нагорная проповедь?

Основным общечеловеческим ценностям, нравственным ориентирам, правилам чистой жизни.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс рус­ским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Что вы можете сказать о Владимире Мономахе с учетом представленной нагорной проповеди.

Княжение Владимира Мономаха. Комментарии учителя

1113-1125 – 12 лет княжения.

За 12 лет княжения:

усмирил печенегов, тюрков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.

строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.

написал духовное завещание детям своим.

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).

→ Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?

→ Прочитайте поучение Владимира Мономаха, подумайте, как вы его понимаете, найдите верный тон, убедительные интонации.

V. Беседа с учащимися.

Какие советы Мономаха из ниже представленных, запомнились?

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Вопрос к классу:

Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?

VI. Творческая работа учащихся (домашнее задание).

Попробуйте сами составить письмо-наставление или поучение своим младшему брату или сестре.

Подумайте, что хотелось бы им посоветовать, от чего уберечь, что внушить.

Напоминаю, что в поучении Владимира Мономаха есть и советы, есть и примеры – рассказы из жизни, оживляющие рассуждения, убедительно подтверждающие его мысли.

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов. и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 […]


Владимир Мономах

Поучение Владимира Мономаха. Шапка Мономаха

Изображение: Открытые источники

Поучение Владимира Мономаха: история

Поучение Владимира Мономаха

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни праваго, ни виновнаго не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, разставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищаго, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Рассказ Мономаха о своей жизни

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкия войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшагося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякаго зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и беднаго смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешнаго и ничтожнаго, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякия дела человеческия годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякия добрыя дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нея, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческаго.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.

Поучение Владимира Мономаха и

Молитва

Читайте также: