Как сделать смазку для подшипников

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Такой элемент, как подшипник используется практически во всех механизмах. Эта деталь является опорой для валов и осей, а также поддерживает заданную жёсткость конструкции в целом. Если говорить о шариковых, то они бывают нескольких видов: открытые и закрытые.

Первые используются в тех местах, которые находятся в симбиозе с маслом, то есть, если на них попадает смазочный материал извне. Например, подшипники коробки передач автомобиля открытые, поскольку в неё заливается масло, которое в процессе работы разбрызгивается.

Закрытый тип нашёл место применения практически везде. С завода он плотно закупорен кольцами, сделанными из разного материала, и набит смазкой. Обычно быстрее появляется люфт, чем она отрабатывается, поэтому их никто самостоятельно не разбирает и не смазывает. Однако, если вы желаете это сделать, то необходимо знать как он устроен и что из себя представляет.

Оглавление:

Устройство подшипника

Начать стоит с основных деталей подшипника. В данном случае мы рассматриваем шариковый, но, к примеру, у роликового приблизительно такая же конструкция. Итак, он состоит из четырёх главных частей, которые и обеспечивают вращение:

  • внешняя обойма — эта деталь монтируется в посадочное место так, что она является внешней опорой. Благодаря ей подшипник держится в механизме;
  • внутренняя обойма — место, служащее опорой для вала;
  • шарики или ролики — основные элементы качения, принимающие на себя все радиальные нагрузки;
  • сепаратор — нужен для поддержания одного расстояния между шариками или роликами.

Устройство подшипника | Как смазать закрытый подшипник: инструкция с фото и видео

Эти 4 элемента обеспечивают подшипник стабильной работой. Новые не имеют люфта, но и в то же время должны спокойно вращаться, благодаря шарикам. Однако, для плавного и бесшумного функционирования обязательно нужна смазка. Без неё срок службы сокращается до первого перегрева детали, после чего предстоит замена.

Уплотнения закрытого подшипника

Закрытый подшипник используется в сухих местах, то есть там, где нет внешнего источника смазки — в узлах трансмиссии и водяном насосе авто, главном редукторе дрели, болгарки или других электрических инструментов. Действительно, в таких условиях работы он никак смазываться не сможет, поэтому его с завода набивают соответствующим веществом и закрывают уплотнительными кольцами. Они в свою очередь бывают трёх типов:

  • каучуковые — наиболее распространённые уплотнительные шайбы, изготовленные из каучука. Внутри них влита железная основа в виде обычного стального кольца, благодаря которому обеспечивается необходимая жёсткость;
  • пластмассовые — такие же, как и каучуковые, только без металлического кольца. Пластик сам по себе является упругим элементом, поэтому в дополнительной формовке не нуждается;
  • стальные — производятся из обычной низкоуглеродистой стали.

Уплотнения закрытого подшипника | Как смазать закрытый подшипник: инструкция с фото и видео

Внешний вид закрытых подшипников

Проверка подшипник на пригодность

Прежде чем смазать закрытый подшипник, нужно проверить его износ. Учтите, что любое работающее устройство изнашивается, поэтому при разборке зачастую обнаруживаются люфт, трещины и т.д. За этим стоит следить, особенно если подшипник устанавливается в какой-нибудь важный узел. Итак, внимание надо обратить на три основные вещи:

  • осевое биение — оно появляется в результате осевых нагрузок. Чтобы проверить люфт, достаточно пошевелить одну обойму относительно другой в осевом направлении;
  • радиальное биение — более серьёзный признак, говорящий о том что подшипник необходимо выбросить. Чтобы проверить, можно одеть его на ось и пошевелить в радиальном направлении. Здесь люфт является крайне нежелателен, в отличие от предыдущего пункта. Он указывает на то что дорожки для шариков уже износились, поэтому ось постоянно будет испытывать биения;
  • усталостные раковины — они появляются обычно из-за ржавчины. Но поскольку подшипник закрыт, случается это редко.

В 90% случаев при разборке вы обязательно обнаружите люфт. Он будет или незначительным, или критичным, поскольку подшипник до этого работал и изнашивался даже со смазкой. То есть, вы, грубо говоря, проверяете его состояние, и, если оно ещё терпимое, то можно заменить смазку и собрать назад. Объективно даже маленький люфт является аргументом для замены подшипника, но это в зависимости от того, где стоит подшипник. Если это колесо от телеги, то там на биение можно даже не обращать внимание. Ну а если это подшипник коленчатого вала ДВС, то его необходимо смело выкидывать, так как для работы он уже не сгодится.

Как смазать закрытый подшипник

Описанным ниже способом можно смазать закрытый подшипник с каучуковыми или пластиковыми кольцами. Приступим к процессу:

Также можете посмотреть видео о смазке закрытых подшипников:

На этом всё. Таким нехитрым способом можно смазать закрытый подшипник с, так называемыми, гибкими уплотнительными кольцами — каучуковыми и пластмассовыми шайбами. С железными немного по-другому.

Как смазать закрытый подшипник без разборки

Начнём с того, что подшипники с каучуковыми и пластмассовыми уплотнителями разобрать можно, поэтому смазать их легко. Однако большинство подшипников имеют стальные кольца, которые непросто вынуть. Зачастую они либо намертво сидят в канавке, либо гнутся в процессе демонтажа. Проще говоря, они неразборные и смазке не подлежат. Но, если это и предстоит делать, то только аккуратно и не ковыряя отвёрткой.

Как же это сделать? На самом деле, вы можете придумать кучу разных способов, с помощью которых можно будет смазать неразборный подшипник. Вот один из них:

Перед процедурой нужно также вымыть старую смазку. Для этого можно просто опустить подшипник в бензин или керосин, обработать WD-40, которые растворят старое содержимое. Набивать новую нужно после окончательного высыхания, чтобы не испортить её.

Рынок предлагает сотни различных смазочных материалов для подшипников, как универсальных, так и специализированных. Они имеют различные составы, консистенцию, производятся на разных предприятиях и отличаются по целому ряду иных параметров. Одной из популярных на российском рынке универсальных смазок является Литол 24.

В открытых источниках можно встретить две точки зрения на его использование. Одни утверждают, что он пригоден для обслуживания подшипников. Вторые категорически не советуют применять упомянутую смазку.

Чтобы самостоятельно сделать правильный вывод, рассмотрим, что такое Литол.

Состав смазки

Обычно Литол 24 позиционируется как автомобильная смазка. Продукт производится с середины 70 годов XX века. Он отлично зарекомендовал себя среди автомобилистов и специалистов по обслуживанию подвижного состава ж/д, в электротехнике и на судах различного назначения, а также во многих иных отраслях.

По своему составу Литол 24 является простой смазкой (что объясняет его невысокую отпускную цену), включающей всего пару базовых компонентов.

Основные характеристики Литол 24

Основным преимуществом рассматриваемого смазочного материала, в сравнении с аналогами, является более высокая механическая стабильность. Это допускает использование смазки даже в механизмах и узлах, эксплуатируемых при значительных нагрузках.

Рекомендации не применять литол для смазки подшипников подкрепляют ссылкой на то, что в процессе работы температура внутри изделий может достигать значительных значений, а данный материал уже при +130°С теряет часть своих свойств (допустимый диапазон рабочих температур составляет -40/+120 °С).

Однако этот посыл верен только для некоторых моделей высокотемпературных подшипников, для которых разработаны специальные смазки. А в остальных случаях Литол 24 отлично справляется с возложенными на него задачами (например, в подвесках автомобилей или в подшипниках, в которых при работе возникают температуры, не превышающие 120°С).

Противники использования данного материала указывают в качестве довода в пользу своей точки зрения, что уже при температурах от -30°С смазочный материал теряет часть своих свойств.

Однако это можно считать фактором несущественным. Так как все элементы, смазываемые литолом, в процессе работы разогреваются, что восстанавливает характеристики смазочного материала.

Эта смазка весьма стойко переносит воздействие влаги. При эксплуатации подшипника, её наличие приводит к формированию на поверхности последнего защитной плёнки. Она не смывается, при попадании брызг или капель.

Важным преимуществом Литола 24 является высокая стойкость к коррозии. Благодаря этому свойству данную смазку часто применяют при консервировании изделия, что существенно снижает вероятность появления ржавчины.

Ещё один важный параметр, срок хранения смазочных материалов. Производители указывают на упаковке 5 лет (почти все). Но это не соответствует реальному положению дел. Фактически данная смазка имеет значительно большие сроки хранения. Достаточно, перед применением, убедиться в том, что материал сохранил требуемую степень консистенции, что позволяет использовать его по назначению.

Где данный материал применяется чаще всего

В первую очередь, следует отметить автомобильную отрасль, в которой Литол 24 является одной из наиболее востребованных смазок. Материал применяется в подшипниках различного назначения, имеющихся в конструкции автомобиля. Он отлично зарекомендовал себя в опорных подшипниках, включая те, что установлены в водяных помпах. При монтаже (обслуживании, устранении неисправности) литол закладывается в подшипник. После этого рекомендуется уложить его и в полости, расположенной над подшипником. Данное решение существенно увеличивает сроки эксплуатации изделия.

В переднеприводных транспортных средствах литол вносится в пыльники. В заднеприводных, им смазывается крестовина карданного вала. Благодаря своей значительной стойкости к внешним механическим воздействиям, материал продолжительное время сохраняет эксплуатационные характеристики в элементах подвески.

Это прекрасное решение для шарнирных и резьбовых соединений (например, в рулевом управлении).

Вывод. Литол 24 можно использовать для смазки подшипников. Но при этом требуется учитывать режимы их эксплуатации и применять данный материал только в тех случаях, когда его характеристики рассчитаны на ожидаемые режимы работы.

Как смазать закрытый подшипник?

Подшипники являются конструктивными элементами большинства механизмов с движущимися или вращающими частями.

Техническое обслуживание деталей открытого типа обычно не вызывает сложностей, так как шарики или ролики доступны для нанесения на смазки.

Больше вопросов возникает при необходимости обработки закрытых подшипников. Рассмотрим, как смазать их с разборкой и без, а также ответим на вопрос, насколько целесообразна эта процедура.

Особенности закрытого подшипника

Необходимость в применении закрытых подшипников обусловлена условиями их эксплуатации. В большинстве случаев нужно защитить их трущиеся поверхности от негативного воздействия механических загрязнений или агрессивных сред.

Шариковые и роликовые подшипники имеют похожую конструкцию и состоят из четырех главных элементов, обеспечивающих им вращение:

  • Внешней обоймы (благодаря ей подшипник удерживается в механизме)
  • Внутренней обоймы (служит опорой для вала)
  • Шариков или роликов (основных элементов качения, принимающих на себя радиальные нагрузки)
  • Сепаратора (для поддержания одинакового расстояния между шариками/роликами)

Устройство закрытого шарикового подшипника

При изготовлении закрытых подшипников перед герметизацией конструкции в нее устанавливается уплотнитель и фиксирующее кольцо. Для обеспечения плавной и бесшумной работы деталь набивается смазкой, соответствующей предполагаемым условиям эксплуатации

В большинстве случаев закрытый подшипник, выработавший свой ресурс, просто заменяется новым. Чтобы искусственно продлить срок службы детали, ее смазывают, используя различные методы и приспособления.

Возможность проведения этой процедуры зависит от материала, из которого сделан уплотнитель. Это могут быть металл, пластик или каучук.

Самым ремонтопригодным является подшипник с каучуковым уплотнением – смазку внутрь него продавить проще всего.

Большинство специалистов рекомендуют перед смазыванием разобрать закрытый подшипник. При наличии соответствующего инструмента сделать это не так уж сложно без особого ущерба изделию.

При использовании подручных средств есть риск повредить защитный контур, сальник или фиксирующее кольцо, поэтому многие домашние умельцы стремятся набить подшипник смазкой, не нарушая его целостности.

Разберем подробнее оба способа смазывания закрытых подшипников.

Смазывание с разборкой

Чтобы разобрать закрытый подшипник, тонким острым предметом (отверткой, шилом или большой иглой) подденьте кромку уплотнительного кольца и выведите ее из канавки. Если уплотнитель не зафиксирован кольцом, подцепите край шайбы. Старайтесь не оставить вмятин на внутренней поверхности уплотнителя – через них впоследствии будет выдавливаться смазка и проникать грязь.

Разборка подшипника перед смазкой

Разобранную деталь промойте щеткой в бензине для удаления остатков старой смазки.

Сжатым воздухом высушите внутреннюю поверхность подшипника. Проверить качество очистки просто – в сухом виде деталь не должна шуметь при вращении.

Далее заполните подшипник свежей смазкой на 50-70 % от внутреннего объема (примерно 30-40 грамм). Наденьте уплотнитель до щелчка или зафиксируйте стопорным кольцом, введя его в канавку. Излишки смазки удалите ветошью.

Смазывание без разборки

Без разборки смазывают, в основном, закрытые подшипники с металлической шайбой уплотнителя. Вытащить ее без повреждения непросто, в отличие от пластмассовой или резиновой.

Возьмите обрезанный медицинский шприц или тюбик, диаметр которого будет совпадать с диаметром внутренней обоймы подшипника. Наполните емкость подходящей смазкой (она должна быть густой, масло не подойдет).

Кусок полиэтилена сверните в трубочку и просуньте в обойму так, чтобы он немного выступал. С другой стороны плотно прижмите к центру подшипника шприц или тюбик.

Выдавливайте смазку, создавая избыточное давление. Постепенно она будет проникать в зазор между обоймой и уплотнителем.

Неспеша прокручивайте подшипник, чтобы смазка равномерно распределилась.

Обработать неразборные подшипники можно еще одним способом – выдержав их в разогретой не до кипения смазке около 10 минут.

Подшипники в смазке

Расчет количества смазки

Излишки смазки могут вызвать перегрев подшипника, поэтому перед его заправкой следует произвести расчет количества материала.

Уровень заполнения детали обратно пропорционален количеству производимых ею оборотов. Так, низкоскоростные подшипники заполняются на 75-90 %, среднеоборотистые – на 50 %, быстроходные – на 30 %.

Все работающие механизмы имеют трущиеся или вращающиеся детали. Для того чтобы работа происходила с минимальным трением применяется смазочные материалы. Дополнительно смазка выполняет функции по охлаждению, уменьшению износа контактирующих между собой движущихся деталей, защищает детали от коррозии.

Устройство подшипника скольжения.

Рис. 1 Устройство подшипника скольжения.

Виды смазки подшипников скольжения и качения

  • Широко распространены составы на основе нефтяных продуктов, которые получают из остаточных продуктов перегонки нефти, из называют нефтяными.
  • Синтетические. Продукция производится искусственным (синтетическим) способом. Синтетические масла имеют преимущество перед нефтяными: обладают более узкими заданными свойствами, поэтому применяются для определённых видов подшипников, например, керамика, пластмасса, втулки из специальных порошковых сплавов. Однако, синтетические масла более дорогие чем нефтяные, поэтому используются только в ответственных узлах и механизмах.
  • Жировые изготавливаются на основе животного жира и обладает широким диапазоном и свойством смазывания, имеют хорошие характеристики. Но их применяют редко из-за сложности производства.
  • Пластинчатые смазки изготавливается добавками для сгущения жидких масел, обычно – это мыльные загустители жирных кислот. В зависимости от типа загустителя пластинчатые смазки делятся на солидол, литол, костален. К достоинствам подобных смазок относят слабые изменения пластичности от изменения температуры применения. Применяются такие мази в механизмах, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.
  • Твердые смазочные материалы обычно имеют порошкообразное состояние: различные дисульфиды, графит применяется для мягких металлических покрытий.
  • Для отдельных видов механизмов в качестве смазок применяется вода или газ под давлением.

Подвод консистентной и жидкой смазки к подшипникам качения и скольжения

Вкладыш подшипника скольжения.

Рис.2 Вкладыш подшипника скольжения.

Подвод смазки к узлам подводится по ходу вращения вала во втулки в зону максимального зазора. Распределение смазки по длине вкладыша производится по специальным смазочным каналам, которые располагаются в зоне наименьшей загрузки. В стыках вкладышей протачиваются углубления – карманы, которые одновременно являются емкостью для дополнительной смазки и сбора продуктов изнашивания.

Способы доставки смазки в подшипники скольжения

Подача материала в зону трения может осуществляться несколькими способами:

  • самотёком;
  • при помощи фитильных смазочных устройств;
  • под давлением от насоса.

Смазка фитильным способом (шерстяными косами)

Рис.3 Смазка фитильным способом (шерстяными косами)

Фитильная (польстерная) подача масла для смазки подшипников скольжения осуществляется из емкости по шерстяным прядям свитыми из шерстяных нитей, которые одним концом опущены в жидкое масло, вторым касаются вращающихся валов или осей.

Жидкая смазка благодаря капиллярным свойствам шерстяных тканей поднимается вверх, обеспечивая доставку смазочного материала на необходимую высоту. Основное применение польстерных смазочных узлов на железнодорожном составе.
Для ответственных узлов применяется принудительная доставка смазки давлением от насосов, обычно это шестеренчатый насосы различной мощности (НШ).

Смазка для подшипников скольжения электродвигателей

Электродвигатели с подшипниками качения выпускаются в больших количествах и применяются в широком диапазоне механизмов. Для специального оборудования, работающего с большими пиковыми значениями радиальных нагрузок и высокими скоростями, применяются электродвигатели специального назначения, в которых применены подшипники скольжения, аналогичное устройство имеет отдельные типы малогабаритных моторов. Смазка для таких двигателей применяется в общем ассортименте для опорных подшипников скольжения.

Какая смазка лучше для подшипников скольжения

Основная часть подшипников скольжения работает в условиях высоких значений статического и динамического напряжения. Благодаря конструкции узла нагрузка распределяется по всей контактной поверхности, поэтому удельное давление на единицу площади у подшипников скольжения меньше чем качения или зубчатых передач. Но это свойство работает только при правильно подобранной смазке.

Основные критерии выбора

  • Необходимый диапазон рабочей температуры;
  • Нагрузочная способность (предельная нагрузка);
  • Для механизмов установки в пищеблоках, наличие пищевого допуска;
  • Состояние окружающая среды.

Термостойкая смазка для подшипников скольжения

К высокотемпературным смазкам для подшипников скольжения относится виды, которые сохраняют свои заданные свойства при температуре +100°С и выше. Это достигается добавлением определённых компонентов к основе. Это могут быть мелкодисперсная фракция молибдена, графита, или цветных металлов.

Внимание! если в составе высокотемпературной смазки имеется легирующие элементы из цветных металлов. Какие смазки применяются только для керамических или стальных подшипников.

Efele SG-394

Смазка на синтетической основе, химически стойкая, имеет пищевой допуск H1. В основе перфторполиэфир и политетрафторэтилен. Обладает хорошей адгезией, несущей способностью и антикоррозионными свойствами. Может работать с любыми пластмассами и эластомерами.

Свойства

  • Отсутствует температура каплепадения – смазочный материал не плавится и не течет при нагреве;
  • Совместима с пластмассами;
  • Совместима с эластомерами;
  • Не окисляется;
  • Рабочий диапазон от – 20 до +265 °С.

Luqui Moly LM 50

Смазка от немецких производителей на литиевой основа, кроме подшипников скольжения этот состав применяется в различны системах автомобиля, как вращающиеся детали распределителя, смазка ступицы. Устойчив к агрессивной среде от посыпок дорог, рабочий диапазон температур -30 до +160°С, что очень хорошо подходит для эксплуатации на автомобилях.

    Высококачественное немецкое производство гарантирует качество смазки.
    Достоинства
  • однородная пластичная масса;
  • высокая адгезия, отлично защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • противостоит соленой воде;
  • может применяться для условий пиковых нагрузок.

Силиконовая смазка для подшипников скольжения

Silicot

Силиконовая смазка применяется для слабо нагруженных узлов трения, хорошо защищает изделия от попадания влаги, в том числе – резиновые изделия, пластик и другие материалы. смазка пластична и долговечна.

Свойства смазки

  • Образует прочную водостойкую пленку устойчивую с соленой воде;
  • Рабочая температура от -50 до +230 °С;
  • Не раздражают кожу рук;
  • Может применяться при трении пар следующих материалов: металл-металл, резина – метал, пластик – резина, кожа – металл.

Дополнительную информацию о применении силиконовых смазок можно узнать из приведенного видео ниже.

Читайте также: