Как сделать словосочетания с предлогом глаголом и существительным

Обновлено: 06.07.2024

Какое слово главное в этом словосочетании, как оно обозначено?

Какое слово зависимое?

На какой вопрос отвечают слова в родительном падеже?

Назвать предлоги родительного падежа (используется опорная таблица с предлогами родительного падежа)

Из данных слов составить словосочетания по схеме, используя предлоги родительного падежа:

При разборе словосочетания ОТОРВАТЬ ОТ ПАЛЬТО обратить внимание на несклоняемое существительное ПАЛЬТО.

Какое словосочетание здесь лишнее, почему?

Измените словосочетание, чтобы оно подошло под схему.

Упражнения пальчиковой гимнастики:

Учащимся даны словосочетания и нераспространенные предложения, из которых надо записать предложения по схеме. (У каждого ученика две карточки)

Найти и выделить словосочетания

Прочитать получившиеся предложения. О чем говорилось в этом тексте?

О чем мы говорили на занятии?

Оценка работы учащихся.

Мы будем говорить о словосочетаниях глагол + существительное в родительном падеже с предлогом

Словосочетание – это два слова, одно из которых главное, а другое зависимое.

Главное слово глагол, он обозначен крестиком.

Зависимое слово – существительное в родительном падеже

Предлоги В, ИЗ, ДЛЯ., У, ОКОЛО, ОТ, ДО, С, ВОКРУГ

Учащиеся называют и записывают словосочетания:

Принести (из чего?) из магазина

Оторвать (от чего?) от пальто

Спросить (у кого?) у подруги

Ветки (для чего?) для костра

Носить (без чего?) без пояса

Донести (до чего?) до кухни

Словосочетание ВЕТКИ ДЛЯ КОСТРА лишнее, потому что там главное и зависимое слова – существительное, а нам надо, чтобы главное слово было глаголом.

СОБРАТЬ ДЛЯ КОСТРА

(ПРИНЕСТИ ДЛЯ КОСТРА)

Показался из земли

_ _ _ ___________ ________ .

_______ __________ _ _ _ _

Плетут из листа

Из сухого листа

_ _ _ ________ _ _ _ _ .

Делают из мякоти

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словосочетании"

Автоматизация звука [р] в словосочетании.


Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР и новых образовательных технологий на уроках русского языка.

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ТНР "Космическое путешествие".Приставочные глаголы.

Конспект конкурсного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Космическое путешествие(приставочные глаголы)".


Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог - служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой. Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  1. Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  2. Структурное строение (простые, двойные, составные)

Комментарии к морфологическому разбору:

1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью. Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий.

Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  1. Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  2. Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  3. В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом - синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.

Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды. Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за.

Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии. Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следствии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в - в расследовании.

Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  1. Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко.
  2. Роща осталась позади. Позади дома начинался овраг.
  3. На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после.
  4. Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  5. Дверь открывалась внутрь. Внутри ящика ничего не было.
  6. Сестра встала сзади. Маша оказалась позади меня.
  7. Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  8. Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  9. Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.

Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходить (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении "после чего-либо" предлог по употребляется с предложным падежом, например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже, например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько - грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца.

Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу. Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату.

Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с братом.

Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

Кроме сестры я люблю ещё и брата.
(то есть люблю и сестру, и брата)

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.

Построение словосочетаний в русском языке требует соблюдения определённых норм. Управление — связь между главным и зависимым словами, причём второе должно стоять в правильном падеже. Если не знать закономерностей, по которым образуются фразы, легко допустить ошибку. Распространённые искажения обусловлены тем, что есть много слов, близких по значению, но различающихся по согласованию.

Русский язык

Особенности подчинительной связи

  • о родителях (п. п.);
  • дату (в. п.);
  • человека (в. п.);
  • о празднике (п. п.).

Подчинительная связь управление в русском языке

Особенности подчинительной связи

  • доказывать;
  • подтверждать;
  • описывать;
  • признаваться;
  • указывать;
  • приводить (пример).
  • смотреть на что-л. (в. п.);
  • наблюдать за кем-л. (т. п.);
  • разглядывать что-л. (в. п.);
  • любоваться кем-л. (т. п.);
  • видеть что-л. (в. п.).

Примеры словосочетаний с управлением

Писать

У доски

На уроке

  • осудить на пожизненное заключение — приговорить к пожизненному заключению;
  • тревожиться за родителей — беспокоиться о родителях;
  • возмутиться непристойному предложению — обидеться на непристойное предложение;
  • вопрос о сроках — проблемы со сроками;
  • извлекать прибыль из перепродажи — получать доход с перепродажи;
  • сходный с предыдущим — идентичный предыдущему;
  • обидеться на равнодушие — обидеть равнодушием;
  • уделять внимание самочувствию — наблюдать за самочувствием;
  • опираться на полученные данные — базироваться на полученных данных;
  • озабоченность здоровьем — тревога за здоровье;
  • отзыв о произведении — рецензия на произведение;
  • показывать осведомлённость — свидетельствовать об осведомлённости;
  • преимущество перед конкурентом — превосходство над конкурентом;
  • цена продуктов — цены на продукты — стоимость продуктов;
  • присуще руководителям — характерно для руководителей;
  • усилить внимание к образованию — обращать внимание на образование — уделять внимание образованию;
  • свойственно ленивым работникам — типично для ленивых работников;
  • оказать влияние на экономическую ситуацию — сказаться на экономической ситуации;
  • разделаться с задачей — разобраться в задаче;
  • патент на изобретение — приоритет в изобретении;
  • привыкнуть к новому окружению — прижиться в новом окружении;
  • привычный для горожан — знакомый горожанам;
  • проникнутый волнением — преисполненный волнения;
  • предупредить о сложностях — предостеречь от сложностей;
  • подъехать к дому — добраться до дома;
  • восхищаться красотой — дивиться красоте;
  • тормозить преобразования — препятствовать преобразованиям;
  • отчитаться о результатах — отвечать за результаты.

Управление как тип связи характерно в словосочетаниях с разными частями речи, и в ряде случаев люди используют устаревшие или разговорные варианты, которые не являются правильными. Чтобы было проще запомнить литературные варианты, стоит ознакомиться и с ошибочными.

Примеры конструкций (в скобках приведены неверно составленные словосочетания):

  • сказаться на результатах (сказаться на результаты);
  • опасаться матери (опасаться мать);
  • принять участие (принять участия);
  • участвовать в мероприятии (участвовать на мероприятии);
  • достигать двадцати метров в длину (достигать двадцать метров в длину);
  • венец творения (венец творению);
  • колдовать над причёской (колдовать причёску);
  • избежать конфликта (избежать конфликт);
  • залог счастья (залог счастью);
  • касаться проблемы (касаться до проблемы).

Использование однокоренных слов

Отдельную группу ошибок в речи и на письме составляют те, что возникают из-за непонимания различий между однокоренными словами. Дело в том, что управление лексических единиц, относящихся к разным частям речи, часто бывает неодинаковым. Пример: если зависимое слово употребляется с глаголом, его следует ставить в винительный падеж, но когда используется однокоренное существительное, задействуют родительный. Пары, имеющие одинаковый корень:

Использование однокоренных слов

  • читать (роман, в. п.) — чтение (романа, р. п.);
  • строить — строительство;
  • ловить — ловля;
  • искать — поиски;
  • взять — взятие;
  • рисовать — рисование;
  • ремонтировать — ремонт;
  • мыть — мойка;
  • писать — написание.

Это далеко не полный перечень однокоренных глаголов и образованных от них существительных, с которыми подчинительная связь образуется по-разному. Для понимания полезно выполнить упражнения онлайн, потом проверить и переделать согласно правильным вариантам.

Возможны и ошибки другого рода. Есть однокоренные глаголы и отглагольные существительные, имеющие одинаковое управление. При этом конструкции могут составляться с предлогами или без них. Примеры:

  • охотиться (на зверя, в. п.) — охота (на зверя, в. п.);
  • заменить (чем-то другим, т. п.) — сменить (на что-то другое, в. п.);
  • сверять (с оригиналом, т. п.) — проверять (по единому стандарту, д. п.);
  • заплатить (за электричество, в. п.) — оплатить (электричество, в. п.);
  • плата (за газ, в. п.) — оплата (газа, р. п.);
  • отличать (хорошее от плохого) — различать (хорошее и плохое);
  • верить (в свои силы, в. п.) — уверенность (в своих силах, т. п.);
  • включиться (в беседу, в. п.) — подключиться (к беседе, д. п.).

Различия в значении

  • руководство по эксплуатации (д. п.);
  • руководство (нашего) отдела (р. п.);
  • руководство действиями рабочих (т. п.).

Учитель

Вид связи, когда заранее нельзя сказать, в каком падеже будет стоять зависимое слово, — непредсказующее управление, или именное примыкание. Чтобы ничего не нарушить, сначала нужно выяснить, в каком значении каждое из них используется. Для этого стоит обратиться к словарю. Варианты, как могут образовываться конструкции с разными предлогами:

Таковы основные случаи, когда возникает связь управление и есть вероятность составить конструкцию неверно. Что допустимо в просторечии, не всегда уместно в литературном языке, поэтому в сложных ситуациях лучше обращаться к справочникам и специальным таблицам. Ещё один вариант, как можно сделать, — изменить конструкцию на ту, в которой пишущий уверен.

Приведем примеры словосочетаний , в которых используются комбинации разных частей речи, паронимы, числа, предлоги.

Словосочетания с существительными

  • край стола (существительное ед.ч. + существительное ед.ч.) ;
  • углы комнаты (существительное мн.ч. + существительное ед.ч.) ;
  • границы стран (существительное мн.ч. + существительное мн.ч.) ;
  • запчасть от самолета (существительное ед.ч. + предлог + существительное ед.ч.) ;
  • вход по пропускам (существительное ед.ч. + предлог + существительное мн.ч.) .

Словосочетания с паронимами

  • спрыгнуть на ходу — отвечать сходу (паронимы ходу и сходу) ;
  • вчерашний инцидент — подобные прецеденты (паронимы инцидент и прецеденты) ;
  • похитители велосипедов — расхитители собственности (паронимы похитители и расхитители) ;
  • надеть пальто — одеть ребенка (паронимы надеть и одеть) ;
  • сваренные овощи — вареный картофель (паронимы сваренные и вареный) ;
  • немного взвесить — свесить из окна (флаг) (паронимы взвестить и свесить) .

Словосочетания с наречиями

  • налево от площади (наречие + предлог + существительное) ;
  • наедине с собой (наречие + предлог + местоимение) ;
  • довольно прохладно (наречие + наречие) ;
  • маме грустно (существительное + наречие) ;
  • много двоек (наречие + существительное) .

Словосочетания с причастиями

  • опаздывающий поезд (причастие + существительное) ;
  • хорошо пообедавший (наречие + причастие) ;
  • пришедший помочь (причастие + глагол в начальной форме) ;
  • приравненный к трем (причастие + предлог + числительное) .

Словосочетания с предлогами

  • деревья в саду (существительное мн.ч. + предлог + существительное ед.ч.) ;
  • остановиться у дома (глагол + предлог + существительное) ;
  • свободный от дел (прилагательное + предлог + существительное) ;
  • кто-то из присутствующих (местоимение + предлог + прилагательное) ;
  • направо от дома (наречие + предлоге + существительное) ;
  • что-то из чего-то (местоимение + предлог + местоимение) .

Словосочетания с глаголами

  • читать газету (глагол + существительное) ;
  • просить помочь (глагол + глагол) ;
  • говорить негромко (глагол + наречие) ;
  • рассказывать смеясь (глагол + наречие) ;
  • молчать из вежливости (глагол + предлог + существительное) .

Словосочетания с числительными

  • три яблока (количественное числительное + существительное) ;
  • один из нас (числительное + предлог + местоимение) ;
  • приблизительно пять (наречие + количественное числительное) ;
  • второй из претендентов (порядковое числительное + предлог + существительное) ;
  • пятеро мальчиков (собирательное числительное + существительное) .

Словосочетания с прилагательными

  • бархатный материал (прилагательное + существительное) ;
  • хорошо известный (наречие + прилагательное) ;
  • готовый помочь (прилагательное + глагол) ;
  • строгий с детьми (прилагательное + предлог + существительное) ;
  • равный двум (прилагательное + числительное) .

Словосочетания с частицами

  • идти не оглядываясь;
  • далеко не каждый;
  • встретиться не у нас;
  • даже не предлагая помощи;
  • кто-то пришел;
  • пусть идет к тебе;
  • все ходит кругом.

Словосочетания с приставками пре-, при-

  • пришкольный участок;
  • прислониться к двери;
  • приехать к нему;
  • преображая все;
  • превращенный в воду;
  • сломанная преграда.

Словосочетания с приставками з-, с-

  • бессердечный человек;
  • изжарить все;
  • исцеленный врачом;
  • растекающаяся жидкость;
  • что-то срубить;
  • возвратившись домой.

Словосочетания с названиями цветов

  • синий цветок;
  • цвет индиго;
  • ткань хаки;
  • сочетается с голубым;
  • взять белый;
  • немного красноватый.

Словосочетания с числами и цифрами

  • 3-го издания;
  • 1-я глава;
  • 5 цветов;
  • 20-процентный раствор;
  • 17-этажный дом;
  • 20-е годы;
  • 30-ти миллионов (тонн);
  • 5 цветов.

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

Читайте также: