Как сделать словообразовательный разбор наречий

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

8. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.

Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.

Вспомним о наречии как части речи.(Фронтальный опрос)

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии.

- Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении?

Упражнение 205, вам нужно было списать, восстанавливая пропущенные знаки препинания; найти в тексте наречия и подчеркнуть их.

-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания ?

Запись даты, темы урока.

1.Задание. Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; расти как на дрожжах; уснул как убитый.

2. Задание . Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый - …- быстрее – побыстрее.

Тонкий - … - тоньше – потоньше.

3.Задание . Разберите слова по составу: трижды, нехорошо, досуха, сбоку, наизнанку, мимоходом, лучше, сверху, назло, еле-еле.

Работа по тексту, записанному на доске.

Ветер сильно раскачив..л деревья. С неба вдруг посып..лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог..лились . Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып..л первый снег.

- Назовите все наречия в предложениях: сильно, вдруг, внизу, наверху, УЖЕ , вчера, сегодня

- Разберите их по составу

-Вспомните основные способы образования слов? ( при помощи суффиксов, приставок, приставки и суффикса, сложения слов)

Наречия имеют следующие способы образования:

Запомните! Наречие - неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.

  1. Выполнение тренировочных упражнений
  1. Работа с учебником (упр. 223 )

Задание: от данных прилагательных образуйте наречия при помощи суффикса – о.

Те стовая работа и её проверка .

Определите способ образования наречий:

1.Неохотно … и несмело…

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

2. Зима недаром… злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3. Никита повернул направо …, к реке.

4. Русское население издавна… живет на Белом море.

5. Печорин чуть-чуть… побледнел и отвернулся.

6. Боцман все-таки поступил по-своему…

8. Охотник взволнованно… рассказывал о встрече с медведем.

- Какова тема нашего урока? ( Словообразование наречий ).

- Какие особенности вы можете отметить у наречий? ( У них нет окончаний ).

- Какие способы образования наречий теперь вы знаете? ( Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным, сложение )

- От каких частей речи могут образовываться наречия? ( от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений )

  • Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Разбор слова по составу

целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.

7 . Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”.

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis - соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) - омонимы
  • По'лки – полки' (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.

Примечание:

  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.


Каждое слово состоит из морфем – составных частей. Для правильного морфемного разбора наречия предусмотрен план, подробно описанный в этой статье. Кроме того, здесь приведены наглядные примеры развернутых разборов по составу наречий.


План разбора наречия по составу

Разбор наречия по составу – это выделение в слове морфем (частей, из которых оно состоит). Разбор осуществляется по следующему плану:

  • выделить формообразующий суффикс (у наречий – -о/-е, -у/-ю, -а/-я, -и, нулевой суффикс, -ее/-ей/-ше);
  • выделить основу слова;
  • выделить приставку;
  • выделить корень;
  • выделить суффикс.

Обычно при морфемном разборе, для определения основы и окончания, к слову подбираются его склоняемые (спрягаемые) формы. Однако наречие является неизменяемой частью речи, поэтому для выделения основы подбирается слово, от которого наречие образовано (прилагательное, местоимение, существительное, глагол, числительное).

Примеры разбора наречий по составу

Предлагаем ознакомиться с развернутыми разборами по составу наречий примерами:

Нехорошо (образовано от частицы и прилагательного – не хороший)

которые читают вместе с этой


  • Формообразующий суффикс – ;
  • Основа слова – нехорош-;
  • Приставка – не-;
  • Корень – -хорош-.

Быстрей (быстро – образовано от прилагательного быстрый)

  • Формообразующий суффикс – -ей;
  • Основа слова – быстр-;
  • Приставки нет;
  • Корень – -быстр-.

Неподалеку (образовано от прилагательного далекий)

  • Формообразующий суффикс – ;
  • Основа слова – неподалек-;
  • Приставки – не-, по-;
  • Корень – -далек-.

Вверх (образовано от существительного с приставкой – вверх)

Читайте также: