Как сделать словообразовательные пары

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Словообразовательное значение – это значение с ловообразовательного ряда, выражаемое тем или иным формантом при наличии с ловообразовательных связей между производящим и производным словом.

Содержание

Словообразовательное значение

Словообразовательное значение – это значение с ловообразовательного ряда, выражаемое тем или иным формантом при наличии с ловообразовательных связей между производящим и производным словом.

Словообразовательное значение – это значение, выраженное группой слов одинаковой структуры, общего строения, характерного для класса слов. Ех: название лица по действию.

Словообразовательное значение отличается от лексического, которое определяется соотнесенностью слова с соответствующим понятием и индивидуально для каждого слова. С ловообразовательное значение, подобно грамматическому, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, которые выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова с ловообразовательных значений не имеют.

Словообразовательное значение может формально совпадать с лексическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, корректирует, дополняет и то, и другое значение, ех: железный – сделанный из железа. При определении наиболее общих типов с ловообразовательного значения учитывается и характер мотивирующих основ, и их лексическое и грамматическое значения.

При мотивации названий предметов или признаков формируются значения:

  1. - Предмет или признак по отношению к другому предмету или признаку. Название носителя признака (юнец)
  2. модификационное с ловообразовательное значение. Суть – в добавлении к значению мотивирующего слова небольшого семантического компонента – уменьшительность, женскость, начинательность.
  3. - Транспозиционное с ловообразовательное значение. Мотивированное слово наделяется грамматической семантикой части речи, отличной от семантики мотивирующего слова без изменения других компонентов его значения. Ходить – ходьба, желтизна, смел.

Словообразовательный тип

Словообразовательный тип – совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями, единым словообразовательным значением и словообразовательным средством: доброта, краснота, дурнота, прямота.

Словообразовательный тип представляет собой единство 3х словообразовательных признаков производных слов:

  1. соотнесенность с прилагательным (красота)
  2. глаголы с приставкой со (соболезновать)
  3. прилагательные с прист над – надбровный.

Нарушение этого единства ведет к образованию на базе одного словообразовательного типа омонимичных словообразовательных типов : обеззубеть – беззубый, зубы.

Словообразовательная модель

Словообразовательная модель – формально – семантический образец порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному словообразовательному типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка, чернила - чернильница, писать - переписать, красавица - раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда.


15.09.2016, 12822 просмотра.

Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: желать → желание, грамотный → безграмотный.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка состоит из трёх и более родственных слов: соль → солить → пересолить → пересоленный.

Все слова одного корня составляют словообразовательные гнёзда. Вначале выстраиваются пары, затем цепочки и наконец гнездо.

Существуют разные способы образования слов.

п.2. Приставочный способ словообразования

Новые слова могут образовываться путём прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным: думать → вы думать, город → при город, туда → от туда.

п.3. Суффиксальный способ словообразования

Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом словообразования. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением: жёсткий → жестк оват ый, дом → дом ишк о, горький → горьк о , летать → лёт чик .

п.4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования

п.5. Бессуффиксный способ словообразования

От глаголов и прилагательных могут образовываться существительные с помощью нулевого суффикса. Такой способ образования называется бессуффиксным или безаффиксным: прилететь → прилёт , бежать → бег , выходить → выход , свистеть → свист , синий → синь .

п.6. Переходной из одной части речи в другую

В русском языке есть способ словообразования, при котором происходит переход слов одной части речи в другую: пожарный (прил.) шлангпожарный (сущ.) в каске, мороженое (прил.) мясофруктовое мороженое (сущ.).

п.7. Сложение

Сложение представляет собой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей двух (и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них, с одновременным присоединением суффикса или без него: голубые глаза → голубоглазый; пар, ходить → пароход; много лет → многолет н ий; острый ум → остроум н ый; Древняя Русь → древнерус ск ий.

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Рудзитис 10 класс

ГДЗ Рыбченкова 6 класс

ГДЗ Рабочая тетрадь 8 класс

ГДЗ Мерзляк 7 класс

ГДЗ Никольский 8 класс

ГДЗ Комарова 6 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.

Что это такое?

Начнём с того, что словообразовательная цепочка слова – это последовательная цепочка однокоренных слов, которая применяется в морфемном и словообразовательном разборе. Каждая лексема отличается от предыдущей лишь одной морфемой, например: вода - водный - подводный. Составление этой цепочки позволяет узнать истоки слова и, следовательно, максимально полно понять его значение.

Первые попытки

словообразовательная цепочка

Если же на первом этапе мы добавляем другой суффикс, то есть белый - белить, а потом добавим ту же приставку белить - побелить, то с помощью суффикса можно образовать существительное: побелить - побелка. Получается, что у нас есть две параллельные словообразовательные цепочки, отходящие от одного слова, и одна дополнительная, ответвляющая от одной из них:

белый - белеть - побелеть - побелевший; белый - белеть - белеющий; белый - белить - побелить - побелка.

Дополнительная теория

Упражнение 1: производящее и производное

Чтобы лучше понять разницу между производящим и непроизводным словами, восстановите словообразовательную цепочку: вар - … - заварка, в которой пропущено несколько производных и производящих слов.

Целая цепочка должна иметь следующий вид: вар - варить - заварить - заварка.

Словообразовательная пара

Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании. Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб - хлебушек, бегать - бег. Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.

словообразовательная цепочка слова

Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый - веселить - повеселить - повеселиться.

Правильный ответ: весёлый - веселить, веселить - повеселить, повеселить - повеселиться.

Способы словообразования

Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:

  • морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
  • сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
  • слияние (образование нового слова из целого сочетания),
  • переход одной части речи в другую.

 в какой словообразовательной цепочке нарушена

Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать - захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый - хворенький. Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать - (захворать) - захворавший. Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать - хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным). Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать - хворь.

Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.

Сложение

Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ход - пароход.

Один из видов сложения – это аббревиация, то есть использование первых букв или звуков слов для создания нового названия, то есть: центральный универсальный магазин - ЦУМ, электронно-вычислительная машина - ЭВМ. Здесь последовательность словообразовательной цепочки будет выглядеть так: театр, юный, зритель - ТЮЗ.

Последний способ сложения – это сочетание начальных слогов слов: исполком - исполнительный комитет, завхоз - заведующий хозяйством. К образованным таким способом словам легко можно добавлять дополнительные морфемы, создавая новые словообразовательные цепочки: пар, возить - паровоз - паровозный.

Слияние

Слияние – это способ словообразования, который использовался в ходе создания огромного количества слов, уже давно ставших частью языка. Для него мы соединяем в одно несколько слов словосочетания: сей+час - сейчас, с+ума+сшедший - сумасшедший.

составить словообразовательную цепочку слова

В этом способе, к сожалению, возможно лишь создание словообразовательных пар без дальнейшего развития цепочек. То есть мало+доступный - малодоступный, трудно+произносимый - труднопроизносимый. При этом способе словообразования не используются дополнительные соединительные гласные, и сливаемые слова никак не изменяются.

Переход одной части речи в другую

Последний способ – переход одной части речи в другую – чаще всего касается прилагательных, которые со временем становятся существительными. Например: столовая (вилка) - столовая (помещение); учащиеся (причастие) - учащиеся (существительное). Интересно и то, что при этом способе наречия и причастия могут становиться предлогами: посмотреть вокруг (наречие) - вокруг театра (предлог). Также превращаются в предлоги существительные с предлогами: верить в продолжение (существительное с предлогом) – в продолжение разговора (предлог). Этот способ словообразования, особенно его часть, связанная с созданием предлогов, наиболее сложен для идентификации, ведь не всегда так очевидно, что стоит за производным словом.

Упражнение 2: построение цепочек

Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:

1. Лес-> … ->пролеска.

2. Малый-> … ->малодоступность.

3. Пыль-> … ->пылесосящий.

1. Лес - лесок (суффиксальный) - пролесок (приставочно-суффиксальный) - пролеска (бессуфиксный).

2. Малый - мало (суффиксальный) - малодоступный (слияние) - малодоступность (суффиксальный).

3. Пыль, сосать - пылесос (сложение) - пылесосящий (суффиксальный).

Словообразовательное гнездо

восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке

Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):

1. Весёлый - весело (суффиксальный) - невесело (приставочный) или же весёлый - невесёлый (приставочный) - невесело (суффиксальный).

2. Весёлый - веселить (суффиксальный) - развеселить (приставочный) - развеселиться (постфиксальный).

3. Весёлый - веселеть (суффиксальный) - повеселеть (приставочный) - повеселиться (постфиксальный).

Упражнение 3: восстановление цепочек

Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:

1) тайна-> … -> … ->затаиться;

2) скорый-> … ->скоростной;

3) город-> … ->пригородный.

1) тайна - таить (суффиксальный) - затаить (приставочный) - затаиться (постфиксальный);

2) скорый - скорость (суффиксальный) - скоростной (суффиксальный);

3) город - пригород (приставочный) - пригородный (суффиксальный).

Упражнение 4: восстановление последовательности

Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.

последовательность словообразовательной цепочки

1) приют, ютиться, приютить;

2) кулинар, кулинария, кулинарный;

3) белый, побелка, белеть.

Правильные цепочки выглядят следующим образом:

1) ютиться - приютить - приют;

2) кулинарный - кулинария - кулинар;

3) белый - белеть - побелка.

Упражнение 5: поиск лишнего слова

Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?

1) смех, смешить, смешенный;

2) барсучий, барсовый, барсук;

3) бассейн, басенный, басня.

Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:

Упражнение 6: игра с морфемами

Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:

1) граница - (приставочный) - (суффиксальный);

2) ржавый - (суффиксальный) - (суффиксальный);

3) гнутый - (суффиксальный) - (приставочный) - (постфиксальный).

Возможные варианты цепочек:

1) граница - заграница - заграничный;

2) ржавый - ржаветь - ржавчина;

3) гнутый - гнуть - прогнуть - прогнуться.

Упражнение 7: использование морфем

А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:

1) румяный - . ить - . ся - за;

2) пустой - . еть - о. - . ение;

3) кривой - . ить - ис. - . ённ.

 в какой словообразовательной цепочке

Правильные цепочки выглядят так:

1) румяный - румянить - румяниться - зарумяниться;

2) пустой - пустеть - опустеть - опустение;

3) кривой - кривить - искривить - искривлённый.

Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.

Упражнение 8: словообразовательные гнёзда

В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.

Итак. Зелёный - зеленеть (суффиксальный) - зазеленеть (приставочный) - зазеленеться (постфиксальный); здесь же возможен вариант: зазеленеть - зазеленев (суффиксальный) - зазеленевший (суффиксальный).

Другая цепочка выглядит так: зелёный - зеленеть (суффиксальный) - зелень (бессуфиксный) - зелёнка (суффиксальный) или зелень - прозелень (приставочный).

И третья цепочка этого гнезда: зелёный - зелёноватый или зелёный - зелёненький – в обоих случаях используется суффиксальный способ.

Дом - домовой (суффиксальный) - домовитый (суффиксальный). А можно дом - домашний (суффиксальный) - одомашненный (приставочно-суффиксальный) - одомашнить (суффиксальный). Дом - домик или дом - домишко, а можно и дом - домина и дом - домище – в этих словообразовательных парах используется суффиксальный способ.

И третье гнездо: вода - водный (суффиксальный) - подводный (приставочный) - подводник (суффиксальный). Вода - водяной (суффиксальный) - водянистый (суффиксальный). Третья цепочка: вода - наводнить (приставочно-суффиксальный) - наводнение (суффиксальный).

Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.

Заключение

Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.

Читайте также: