Как сделать кириллизация шрифта

Обновлено: 07.07.2024

Н аборный шрифт—наиболее часто встречаемый в современном обществе объект, организованный эстетически, то есть предмет искусства. Наборный шрифт вместе с тем—самое невидимое из визуальных искусств, потому что люди обычно не замечают формы букв в процессе чтения и не задумываются над тем, что все буквы когда-то нарисовал художник.

Хотя огромное большинство представителей человечества не осознает этого, тем не менее проектирование наборного шрифта—одна из областей графического дизайна, то есть искусства графики. Вместе с тем шрифт—род прикладного искусства, имеющего социальную функцию фиксирования и передачи информации. Основная цель шрифта—донести до читателя информацию, то есть быть прочитанным. Поэтому помимо критериев чисто эстетических, таких, как форма, ритм, соотношение чёрного и белого и других, к наборному шрифту необходимо приложить требования психофизиологии человеческого восприятия, такие, как узнаваемость и различимость отдельных знаков и удобочитаемость всего текста. Кроме того, для шрифта важны также требования, связанные с определённой техникой и технологией его воспроизведения. Забавно, что все эти требования для шрифта одинаково важны для того, чтобы он правильно исполнял свою социальную функцию.

Понятно, что проектирование наборного шрифта—довольно серьёзное и ответственное дело. Законченные шрифты начинают жить своей собственной жизнью, не зависящей от их автора. Не исключено, что через много лет кто-то, читая тот или иной текст, будет ощущать некое неудобство, если, например, в форме какой-то буквы будут допущены ошибки. Некоторые даже будут проклинать виновника. А виноват будет художник, который всё это породил. Поэтому, если Вы можете заняться каким-нибудь другим, менее социально опасным или более лёгким и выгодным делом, которое сделает Вас богатым и прославит в веках, пока не поздно, остановитесь, бросьте шрифты и дальше не читайте.

Дальнейший текст обращён к тем, кто не слушает предупреждений и намерен упорствовать.

Обеспечив себе таким образом поле деятельности и вооружившись ножницами, клеем и тушью, графический дизайнер принимался за изготовление русских знаков. Прописные буквы Ж, И и Я легко можно было получить из латинских K, N и R, если их предусмотрительно напечатать зеркально. Для буквы Л, как правило, использовалась перевернутая латинская V, для буквы Г—либо зеркальная L, либо F с отрезанным средним штрихом. Букву Ь получали либо из зеркальной Р, либо из разрезанной по вертикали Р со сдвинутым вниз полуовалом. Букву З делали из цифры 3, букву Э из зеркальной или перевернутой С с подрисованным в середине горизонтальным штрихом, букву Ю из разрезанной Н и О. Буква У выходила после отрезания лишнего от Х, Ч—от Н, но Б, Д, П, Ф, Ц, Ш, Щ, Ъ так или иначе приходилось подрисовывать. Таким образом легко и быстро можно было склеить титул для книги или надпись для плаката. Строчные знаки, которые делать гораздо труднее, можно было вообще не трогать, ограничившись прописными. Особо упорные потом даже склеивали из всего этого так называемую шрифтовую фотокассу, когда в зависимости от частоты встречаемости на одном листе наклеивали несколько одинаковых букв: 4А, 2Б, 3В, 3Г, 3Д, 6Е и так далее. Результат потом переснимался на пленку и можно было делать столько отпечатков, сколько требовалось для расклейки конкретного текста. При этом обеспечивалась экономия фотобумаги по сравнению с неоднократной печатью одного алфавита.












Чуть ниже я объясню, почему таким способом заведомо невозможно создать мало-мальски приличного настоящего шрифта. В самом лучшем случае при очень простой латинской основе так можно склеить некую надпись-однодневку. Собственно, графический дизайнер занимался этой шрифтовой самодеятельностью не от хорошей жизни и не от большой любви к шрифтам. Его заставляла необходимость: в типографском наборе шрифтов в те времена было в среднем не более трёх-пяти гарнитур, на всем пространстве от Калининграда до Владивостока и от Норильска до Кушки. И если ничего нельзя было сделать с текстовыми шрифтами (работали тем, что было в типографиях), то хотя бы в титульных элементах хотелось чего-нибудь более оригинального (то есть увиденного в буржуйском журнале). В шрифтовой ситуации отсутствие выбора, недостаточный профессионализм и самодеятельность до сих пор преследуют нас как наследие эпохи железного занавеса.

С появлением персональных компьютеров и распространением на их основе настольных издательских систем ситуация со шрифтами, казалось бы, должна была перемениться. Внешне это так и произошло: сейчас подавляющее большинство шрифтов производится с помощью компьютера. Однако по-настоящему изменились только инструменты. Место клея, ножниц и рапидографа заняли программные средства, в лучшем случае специально разработанные для проектирования шрифтов (а в худшем—совершенно не приспособленные к этому). Однако главная проблема заключается не в овладении тем или иным средством (инструментом) для проектирования, хотя, конечно, средства должны быть адекватны задаче, и лучше, когда они позволяют соответствующую задачу решить с лучшим качеством, быстрее и с наименьшими усилиями. То есть в случае компьютерного проектирования наборных шрифтов результат должен сответствовать техническим требованиям, быть правильно построен с точки зрения формата, иметь соответствующий набор символов, правильно отображаться на нужных отображающих устройствах и качественно выводиться на нужных выводящих системах. Однако я хочу сказать, что все это необходимо, но недостаточно для получения хорошего и правильного шрифта. Потому что для шрифта, как и для всякого другого искусства, помимо вопроса ЧТО?, не менее важен вопрос КАК? Если шрифтовой дизайнер не знает, что русская буква Я не является зеркальным отражением латинской буквы R, его шрифту не помогут самые совершенные программные средства и самые лучшие технические качества—просто они будут замечательным образом тиражировать кошмарные ошибки.

Всё-таки для читателя, даже если он этого не осознает, в шрифте главное—не упаковка (формат, кодировка, способ набора и печати и так далее), а РИСУНОК, то есть графическое изображение каждого знака. Для правильного восприятия текста нужно, чтобы шрифт набора не мешал, не обращал на себя внимания, поскольку процесс считывания информации из печатного текста у человека происходит на бессознательном уровне, путем сличения групп знаков и целых слов с эталонным изображением, существующим в подсознании. Если текстовой шрифт начинает обращать на себя внимание (а это всегда происходит, когда он неправильно спроектирован), процесс чтения сталкивается с затруднениями, замедляется и в конечном итоге информация не доходит до потребителя (или доходит медленно и с искажениями). Если же говорить об акцидентных (заголовочных) шрифтах, то в крупном размере ошибки и погрешности формы знаков весьма хорошо заметны, хотя обыкновенный читатель (зритель) не всегда может сказать, что же именно его не устраивает. Всё-таки наше подсознание привыкло к профессионально выполненным шрифтам, по которым нас учили читать в школе, и его нелегко обмануть некачественными поделками.

Затем (или одновременно с описанным) нужно проанализировать размерные данные шрифта. Промерить высоту прямых прописных и строчных знаков (как правило, промеряют буквы Н и х), величину выносных элементов в знаках h и р, толщину основных (вертикальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках H, I, h, i, n, u и других подобных, толщину соединительных (горизонтальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках A, E, F, H, e, f, t, z и других подобных, толщину основных и соединительных штрихов в круглых прописных и строчных знаках C, O, b, c, o, p, величину свисаний округлых и остроконечных элементов в прописных и строчных знаках, размеры засечек (если шрифт с засечками), правые и левые апроши у прямых и круглых прописных и строчных знаков, угол наклона в курсиве у прописных и строчных знаков, степень контрастности (отношение толщин основных и соединительных штрихов), насыщенность (отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака) и все остальное , что удастся промерить и проанализировать. Анализировать полученные данные необходимо, поскольку промеры одного параметра по разным знакам в одном и том же шрифте могут дать разные значения, и придется решать, что это: сознательные отклонения, то есть компенсации, ошибки разработчика латиницы или что-то ещё, и на какие же именно данные опираться в дальнейшей работе.

Точность промеров должна быть максимальная, потому что от этой стадии зависит успех дальнейшей работы: шрифт—весьма сложно организованная система, состоящая из многих типовых элементов, но, как правило, довольно логичная, где нет места случайностям в деталях; все должно быть, как правило, взаимозависимо. Поэтому кириллические знаки должны быть построены по тем же закономерностям, как и латинские, разумеется, учитывая особенности кириллической графики. Это относится также и к стилистическим особенностям знаков, например, к форме засечек и концевых элементов, форме овалов, степени наклона их осей, положению средней линии знаков и таким трудно объяснимым понятиям, как степень закрытости знаков, степень динамики, степень разноширинности и так далее.

Современные программные средства проектирования шрифтов, такие, как Fontographer 3.5 или FontLab 2.5, позволяют делать промеры с большой точностью, например, до 0,01 мм при высоте прописного знака 7,00 мм, что примерно соответствует размеру шрифта (кеглю) 28 пунктов (в сущности, система координат в формате PostScript Type 1 относительная и представляет собой сетку в 1000 единиц при максимальной высоте прописного знака примерно 700 единиц, но для дизайнера это не важно). Надо заметить, что многие производители шрифтов не очень строго придерживаются стандарта в 700 единиц по высоте прописного знака.

На этой стадии работы весьма остро стоит вопрос качества исходного латинского прототипа и его происхождения. Наилучшие результаты дает использование оригинальных цифровых данных шрифта, полученных от производителя по лицензионному соглашению. В этом случае есть гарантия качества латинского прототипа. Некоторые берут исходную латиницу в цифровом виде из издательских программ и шрифтовых библиотек, таких, как компакт-диск CorelDRAW! и ему подобные. К качеству этих шрифтов следует относиться с осторожностью, не говоря уже о юридической стороне такого использования чужих шрифтов. Может также применяться самостоятельная оцифровка графических оригиналов латинских шрифтовых знаков, но этот процесс при качественном исполнении занимает много времени. Гораздо быстрее применять оцифровку только для вновь нарисованных кириллических знаков, а латиницу использовать, как она есть.

Вот теперь-то начинается основная часть работы—создание кириллических знаков. Методы здесь сугубо индивидуальны: одни печатают латинский алфавит на бумаге в крупном размере, например, в кегле 280 пунктов (тогда прописной знак по высоте будет равен приблизительно 70 мм, то есть будет увеличен в 10 раз), потом рисуют кириллицу, применяя элементы латиницы, а потом сканируют и оцифровывают то, что получилось, другие строят кириллические знаки прямо на экране компьютера, копируя латинские, отрезая лишнее и подклеивая или подрисовывая недостающее. Некоторые вещи легче нарисовать на бумаге и оцифровать, другие—построить на экране из элементов латинских знаков. В сущности, и то и другое—равноправные методы, тем более, что главная работа ещё впереди. Чтобы полученный набор знаков стал шрифтом, в своей кириллической части более или менее соответствующим части латинской, как правило, его ещё требуется несколько раз перерисовать на экране, напечатать, оценить, внести корректировку, снова напечатать, снова откорректировать, и так далее… (Не исключено, что корректировать придется и латинскую часть, поскольку её качество и источники бывают весьма сомнительны).

Как правильно строить кириллические шрифты, какие специфические особенности нашей графики по сравнению с графикой латинской—во второй части статьи.


Я задался этим вопросом на курсах по Fontlab с Эдиком Габузяном. Каждый из 12 учеников должен за 18 часов + домашки сделать одно начертание шрифта. Технически это возможно, Эдик отвечает на все наши вопросы и делится опытом. Мы можем понять КАК сделать шрифт, но ЧТО это за шрифт, каждый должен выбрать сам. Единственное требование – шрифт должен быть текстовым.

Эдик считает, что только текстовый шрифт может дать человеку настоящий опыт шрифтовика. Акцидентный шрифт может быть любым, его задача произвести конкретное впечатление, а текстовый должен обеспечивать комфортное чтение информации, с некоторыми тонкими настройками. Шрифт для плаката можно слепить из пластилина, нарисовать кетчупом, отпечатать ногами на снегу, но это будет узкий и специфический опыт. Первые шрифтовики вырезали и отливали буквы именно для распространения текстов, то же самое делаем мы и сегодня, с поправкой на современные инструменты.

Выбирая из множества вариантов (текстовые шрифты бывают очень разные) я часто мучаюсь сомнениями. Я дизайнер, а не художник, поэтому мне трудно работать без конкретной задачи. Но в этот раз я не сомневался, а сам придумал идеальное ТЗ от идеального заказчика, и выполняю его.

Опыт оказался удачным, после половины курсов у меня есть половина латиницы (строчные знаки) и практически нет мучительных сомнений. Поэтому я решил описать свой метод, в надежде на то, что он будет полезен другим людям.

Шаг 1

Определить свой уровень в шрифтах и навык, который можно прокачать сейчас.

У меня средний уровень, много теории, мало практики. Все мои шрифты были кириллизациями или оцифровками. Буквы я рисовал исключительно в Adobe Illustrator, а FontLab знал слабовато и только до версии 4,5. Поэтому я решил прокачать знание Фонтлаба, чтобы рисовать в нем буквы и начать делать первый собственный шрифт.

А если бы я был новичком, пришлось бы сперва погрузиться в историю типографики, потом немного пописать плоским пером и изучить основные оптические иллюзии, относящиеся к чтению.

Шаг 2

Собрать все свои идеи шрифтов и выбрать лучшую.

У меня были такие идеи:

  • фирменный шрифт для Rentafont
  • гротеск моей мечты с претензией на популярность
  • украинская гуманистическая антиква
  • что-то вроде Baker Signet, но более жирное
  • фентезийный унциал с кириллицей
  • шрифт для колонии на Марсе.

Шаг 3

Определить область применения шрифта, его характер и стиль.

Мой шрифт с рабочим названием Mars Type будет таким:

  • назначение: текст, навигация, инфографика
  • возраст: зрелый, молодой
  • пол: унисекс с легким намеком на маскулинность
  • страна: без национальных признаков
  • стиль: швейцарский международный + минимализм и хай-тек
  • отрасль: экология, наука, технологии, урбанистика, космос, инновации
  • настроение: разумность, чистота, комфорт, дружелюбие.

Все перечисленное отвечает задачам марсианской колонии: экономичности, различимости символов и научной обоснованности всех решений. Если первое начертание будет удачным, я добавлю еще пару насыщенностей, курсив, начертание для заголовков, моноширинное начертание и версию с канавками для экономии чернил. И конечно, свою версию украинской кириллицы.

Шаг 4

Определить гарнитурные признаки.

Я подбираю основные качества шрифта исходя из применения и характера:

  • класс: без засечек
  • пропорции: геометрический с гуманистическими чертами
  • контраст: очень слабый
  • высота строчных: средние (нормальные)
  • овалы: круглые, легкое спрямление
  • открытость: открытый
  • емкость: средний, компактный
  • динамичность: статичный, но с легким динамизмом

У каждого визуального качества шрифта есть более или менее строгое соответствие с характером, областью применения и другими культурными и историческими ассоциациями. Эти соответствия описаны в моей статье Руководство по 10 качествам шрифтов и их применению в дизайне.

Шаг 5

Собрать mood board из шрифтов, и других объектов дизайна.

Я собрал популярные киноафиши, знаки и логотипы, связанные с Марсом, чтобы понять какие визуальные и пластические решения ассоциируются с этой тематикой.


Также я вспомнил сильные стороны шрифтов с признаками, описанными в пункте 4, чтобы использовать их в качестве аналогов:

Шрифт Open Air оказался здесь почти случайно. Это не гротеск, а характерная антиква, не для навигации, но я его вспомнил, когда думал о сочетании круглых и спрямленных форм. Это мимолетная вспышка, как бы символизирует роль вдохновения и озарения в дизайне. Оно появляется не просто так, а после мозгового штурма, анализа проблемы и долгих часов, проведенных один на один с проектом.

Я очень ценю шрифты из этого списка за свежие решения, дающие уникальный опыт наблюдения великой красоты в малом.

Да, когда я определился с техническими и утилитарными требованиями, я могу подумать о чистой красоте, о наслаждении, которое можно получить от простого гротеска с Великой Миссией.

Шаг 6

Нарисовать первые буквы и найти уникальную особенность шрифта.

Представляя в голове простой нейтральный читабельный гротеск с легким намеком на космические полеты, я начал рисовать. Хотел набросать карандашом основные буквы латиницы Hamburgefontsvkiy внутри линий строки и выносных элементов, но получилось это:


Нарисовав букву о я понял, что главной фишкой может быть особая форма овальных элементов (идеальный круг снаружи, иллюминатор внутри) и вертикальные срезы краев, поэтому начал с букв о, е, а. Потом я немного доработал эскиз в Фотошопе и начал строить по нему буквы в FontLab.

Вот что получилось после 3 занятий и домашней работы:


Начало нового шрифта положено!

А вот что я буду делать на оставшихся занятиях

Когда полный набор строчных, и неполный набор заглавных символов готов, шрифт нужно проверять в тексте на экране и в распечатке. Логично начинать с языка, который по умолчанию поддерживается всеми цифровыми шрифтами — английского. Для первого теста подойдут панграммы вроде The quick brown fox jumps over the lazy dog.

Также нужно проверить шрифт на реальных словах. Начинать проверку лучше всего со 100, 200, 500 самых распространенных слов английского языка. Эти данные можно найти в частотных словарях на базе корпуса языка.

100 самых распространенных слов английского языка

the be to of and a in that have I it for not on with he as you do at this but his by from they we say her she or an will my one all would there their what so up out if about who get which go me when make can like time no just him know take people into year your good some could them see other than then now look only come its over think also back after use two how our work first well way even new want because any these give day most us

И про кириллицу.

Тем, кто захочет добавить в свой шрифт кириллицу, советую изучить особенности языков, использующих кириллическую письменность. Я написал специальные статьи о кириллице в разных языках. В конце каждого текста есть ссылки на 200 самых распространенных букв, сочетаний, слов и другие полезности для шрифтовиков.


Архив время от времени пополняется и он довольно крупный, но для этого поста я постарался выделить несколько тех, которых посчитал рекомендуемыми к использованию.

Однако, хотелось бы, чтобы вы использовали их больше как отправную точку и подбирали шрифт лучше подходящий вашему конкретному комиксу.

В архиве ниже намного больше шрифтов, чем представлено на картинках.

Рекомендуемые диалоговые (только прописные)

user posted image

Digital Strip Cyrillic (v_DigitalStrip)

user posted image

IrinaCTT

user posted image

v_CCAstroCity_Int (существует также криллизация Piton Astro Sity)

user posted image

Sandy Comic Strip

user posted image

v_CCAdamKubert

user posted image

v_CCYadaYadaYada

user posted image

v_LetterOMatic!

user posted image

v_CCJeffCampbell

user posted image

WebLettererBB

Рекомендуемые диалоговые (с прописными и строчными)

user posted image

v_Blambot Casual

user posted image

v_CCFaceFront

user posted image

v_CCHedgeBackwardsLower

user posted image

v_CCPulpFictionMedium

user posted image

v_CCTimSaleLower

user posted image

v_Mighty Zeo 2.0

user posted image

v_SilverAge LC BB

user posted image

v_SundayComics BB

Рекомендуемые шрифты для звуковых эффектов

user posted image

v_BadaBoom BB

user posted image

v_CCBellyLaugh

user posted image

v_CCPrimalScreamInt

user posted image

v_CCSmash

user posted image

v_DeathRattle BB

user posted image

v_FallingSkies

user posted image

v_Holy Mackerel!

user posted image

v_Damn Noisy Kids

Относительно лёгкий способ определить качество кириллицы в шрифте

cyr_quality_00_alphabet


Во-первых, кому и зачем.
Если вы графический дизайнер и вдруг внезапно вам понадобился новый текстовый шрифт, а за новостями и дискуссиями на эту тему вы не особенно следите.
Если вы рисуете шрифты, но не разбираетесь в кириллице (да, я надеюсь перевести этот текст).
Если вы рисуете шрифты, думаете, что разбираетесь в кириллице и хотите проверить себя.
То
в том поле, где отображаются знаки шрифта и куда можно вбить свой текст
(например, на майфонтсе — вот так оно выглядит)

наберите комбинацию
БДабвджклмфя
(если хотите, можно ещё добавить з, э)
и внимательно смотрите на результат.


Вот, например, скриншоты примерно со второй страницы поиска по тэгу Cyrillic:



1. На рисунок отдельных знаков.
(примечание: чем больше вопросительных знаков, тем хуже, но всё-таки, возможно, немножко лучше, чем зачёркнутый вариант)
форма хвоста б:

cyr_quality_02_b

и далее (большие горизонтальные картинки я делила пополам):

cyr_quality_03_d

cyr_quality_04_d

cyr_quality_05_zh_k

cyr_quality_06_zh_k

cyr_quality_07_z_e

cyr_quality_08_l

cyr_quality_09_l

cyr_quality_10_m

cyr_quality_11_f

cyr_quality_12_ya

cyr_quality_13_italic

2. На ширину знаков.
Она должна выглядеть более-менее равномерной, не должно быть (в текстовом шрифте) явного дисбаланса по ширине.



сбалансированная ширина



сбалансированная ширина



несбалансированная ширина


3. На расстояния между знаками и общий баланс строки.

На этой (случайно попавшейся мне на глаза) картинке видно, насколько строка, сделанная носителем языка, ровнее строк, сделанных не-носителями (смотрите на сочетания вд, кл, например). Хотя, возможно, это и не так очевидно, как если бы один или два из этих шрифтов были откровенно кривыми.

Читайте также: