Как сделать словарную работу по биологии

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Боханова Наталья Петровна

Организация: МОУ СОШ № 4 им. Д.М. Перова

Населенный пункт: Иркутская область, г. Саянск

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможность добиться успеха, через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Этому способствует методический инструментарий, который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.

3) «Сделай вывод и поясни…на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.

  • формы организации деятельности учащихся на уроках, где они могут применить полученные знания, опираясь на жизненный опыт.

Я стала работать по этой теме, так как столкнулась с моментами, когда ученики, обладая системой знаний, не могли пояснить особенности тех или иных процессов, сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, воспользоваться и применить информацию, работать самостоятельно или сообща в команде, отстаивать своё мнение.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;

–обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

Результат работы с такой задачей-успех. Формула успеха: овладение = усвоение + применение знаний на практике. Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной информации и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации, т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии.

В практике использую следующие примеры заданий для учащихся 5-11 классов:

1. Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

3. Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

5.Волшебный кислород. В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

При подготовке ситуационных задач по курсам биологии стараюсь учитывать возрастные особенности, а также преемственность формирования функциональной грамотности с 5 по 11 класс, уровень её сформированности.

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных и практических работ.

Стратегии смыслового чтения:

- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация;

-работа с текстом: оценка информации;

-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

  • ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.

Основные умения смыслового чтения:

1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.

2)Определять из текста значение терминов.

3)Сопоставлять информацию из разных частей текста.

4)Устанавливать в тексте последовательность действий.

5)Выделять главную мысль отдельных частей текста.

6)Делать выводы на основе информации из текста.

7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.

8)Группировать или классифицировать информацию из текста.

9) Выделять ненужную информацию.

На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.

1.Приём Ромашка Блума:6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

-простые вопросы: Как будет…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

2.Приём Восстанови текст. Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

4.Приём Верные и неверные утверждения. Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить. 5.Приём Памятка на полях (Инсерт). При чтении текста, учащийся оставляет метки- + - знаю, - не знал?-возник вопрос, !- я удивлён.

6.Приём Задай вопрос. Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

7.Приём Составь задание. На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

8.Прием Дополни или сконструируй определение. При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Во время уроков использую и возможности рабочей тетради при работе с текстом. Задания, предложенные в рабочих тетрадях ориентированы на работу с текстом учебника, на осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с учащимися, работе с новыми понятиями.

1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме.

3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме.

5.Заполните таблицу, изучив текст учебника.

6.Составьте план параграфа.

7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.

8.Заполните пропуски в тексте.

11.Решите кроссворд, используя текст учебника.

12.Смоделируйте объект по описанию в тексте.

13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.

14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради.

15.Проведение исследований с помощью микроскопа.

Таким образом прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом. с использованием различных средств, методов и приёмов.

Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.

И. Ф. Герберт

Уже в XVI в. домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но, будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. На протяжении XIX—XX вв. домашние задания были предметом педагогических дискуссий. Считая, что домашние задания — это испорченный вечер ученика, Л. Н. Толстой отменил их в своей Яснополянской школе. В свою очередь, К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения домашних заданий лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. В некоторых учебных заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию домашних заданий, преодолению перегрузки учащихся.

на развитие творческих возможностей личности, умений самостоятельного познания, сложившиеся в 1930-х гг. методики домашнего задания были пересмотрены. Домашние задания рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулированию развития самостоятельных, творческих форм познания.

Выполнение домашнего задания без непосредственного наблюдения учителя — своеобразный вид самостоятельной деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению домашних заданий, учитель воспитывает у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над тремя-четырьмя учебными предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, которые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Направленность домашних работ

  • • Закрепление и применение знаний, полученных на уроках.
  • • Формирование умений и навыков — наблюдение природных объектов и явлений, постановка опытов с живыми объектами.
  • • Усвоение новых знаний и повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
  • • Работа с дополнительной литературой.
  • • Подготовка к зачетам.
  • • Применение знаний в новой ситуации, для развития творческих способностей.
  • • Самостоятельное изучение нового материала.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может

быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель — включить ученика в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных учебных предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Виды домашней работы очень разнообразны и зависят от специфики предмета биологии, цели урока, возраста и подготовленности учащихся. Спецификой курса биологии следует считать при домашних заданиях работу с натуральным материалом. Это различного рода задания физиологического, морфологического, экологического и другого характера, связанные с проведением наблюдения или опыта, чтобы результаты можно было использовать на соответствующем уроке.

Так, Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская приводят в своем учебнике следующие виды домашних работ:

  • 1) работа с учебником (ответы на вопросы, составление таблиц);
  • 2) чтение журналов и научно-художественных книг;
  • 3) подбор статей и рисунков на заданные темы;
  • 4) работа с натуральными объектами (монтаж данного в классе материала, определение форм органов комнатных растений, наблюдения за ростом и развитием растений, наблюдения за животными, постановка опытов, фиксация и монтаж результатов опытов, проведенных в живом уголке, на школьном участке, экскурсии.

В свою очередь, И. Н. Пономарева предлагает следующие виды домашних работ:

  • 1) использование энциклопедий, определителей;
  • 2) подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;
  • 3) моделирование природных объектов и явлений;

4) изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи, презентаций и др.).

Во всех видах домашних заданий, наряду с репродуктивной, большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны домашние задания, сформулированные учителем как познавательные задачи. Многие учителя строят систему домашних заданий на заданиях минимум и заданиях максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые — добровольными. В качестве добровольных домашних заданий может быть составление ребусов, кроссвордов, анаграмм, загадок биологического содержания. На современном этапе развития школы распространены коллективные формы домашних заданий, например учебно-исследовательские проекты.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности при выполнении домашних заданий особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность домашних заданий должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности.

Для учащихся старшего возраста, обладающих опытом самостоятельной работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов, анализом трудностей учебного материала, характеристикой обязательной и дополнительной литературы, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений научной организации труда школьников.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познавательной деятельности, объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличительная черта контроля над выполнением домашних заданий — органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В старших классах вводятся новые виды контроля — конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоятельного выполнения на уроке предлагают задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоятельной работы учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении домашнего задания, и обсуждать наиболее рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика не только предполагает проверку правильности выполнения домашнего задания, но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке домашнего задания участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся младших классов или друг друга.

Домашние задания должны отвечать ряду требований (И. Н. Пономарева):

  • • быть конкретными и целенаправленными;
  • • обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;
  • • вызывать познавательный интерес и активность учащегося;
  • • развивать самостоятельность и творчество ученика;
  • • способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

При выполнении домашних заданий в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться учебными кабинетами, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. Важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, —указано в Педагогическом энциклопедическом словаре (2003).

Внеурочные работы выполняются:

  • • в кабинете биологии,
  • • уголке живой природы,
  • • природе,
  • • на учебно-опытном участке.

Это опыты, наблюдения с последующим составлением гербариев и коллекций, а также подготовка опытов для демонстрации на уроке. Необходимость организации внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь тем, что многие длительные биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки учебного расписания. В некоторых случаях проведению учащимися тех или иных работ на уроке мешает отсутствие необходимого числа микроскопов, приборов, и другого оборудования, большое количество учащихся в классе и другие причины.

По Л. Ф. Кейрану, в кабинете и в уголке живой природы данные работы выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и ранней весной; в другое время года они проводятся на пришкольном учебно-опытном участке. Эти работы доставляют интересный материал для изучения на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельной работы и развивают интерес к окружающей природе.

Внеурочные работы продолжают и укрепляют основную организационную форму — урок.

Особое место занимает организация наблюдений, цель которых — накопление фактов и образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира. В результате проведения этой работы ученик вырабатывает умение классифицировать объекты, факты, сравнивать, анализировать, проводить аналогию, т. е. развивается логическое мышление учащихся. Значение и виды внеурочных работ показаны на рис. 29.1.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в том числе и в условиях внеурочной и домашней работы, обычно основана на использовании различных средств обучения — носителей учебной информации. В настоящее время увеличивается роль ИКТ для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в этих формах. Однако необходимо помнить о разумном сочетании средств современных ИКТ с традиционными средствами обучения биологии. Организация домашней работы с использованием

ИКТ должна носить системный характер. Она должна найти отражение в тематических планах учителей биологии

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

- оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

1, 13, 13, 6, 33 - ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

- Давайте с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

- Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр, гАзета-бумАга, вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7. Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М - медведь
О - однажды
Р - растение
О - около
З - земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

- Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить мини-текст или отдельные предложения.

Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д – девочка

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Здравствуйте!
Помогаю студентам по биологии, с радостью помогу и Вам! Профессиональная консультация по выполнению: Курсовой работы, контрольной, реферата, лабораторной, отчета по практике, дипломной работы и других видов работ.









Свяжитесь со мной, я Вам обязательно помогу!

По любому предмету, на любую тему, любого уровня сложности

Подскажу как оформить работу по требованиям ВУЗА, ГОСТа

Проверю на Антиплагиат, наличие ошибок, актуальность

Полная анонимность и конфиденциальность

Возврат средств при отказе от услуг!

Биологию изучают не только те, кто собирается связать профессиональную жизнь с миром животных и растений. В медицинских вузах биология также присутствует в расписании на первом, а иногда и втором курсе.

Предмет, который в школе кажется таким несерьезным, на самом деле скрывает немало подводных камней. По биологии задают писать рефераты, домашние и контрольные работы. Курсовые и дипломные проекты по биологии часто перерастают в научные исследования и магистерские (а потом и кандидатские) диссертации. Изучение этого предмета легко дается только по-настоящему увлеченным людям.

Читайте также: