Как сделать слайд на гитаре

Обновлено: 07.07.2024

Игра на гитаре слайдом

slide-1-650-80

Для игры слайдом потребуется перестроить инструмент, поэтому мы советуем задуматься о покупке второй гитары. Вовсе не обязательно, чтобы она была дорогой — многие блюзмены играют на бюджетных гитарах, но при этом они звучат великолепно, так как игра слайдом отличается от стандартного стиля игры.

slide-2-650-80

Настройка гитары для игры слайдом начинается с того, что вам необходимо поднять высоту струн. Если при нормальной игре высота должна быть относительно небольшой, то при игре слайдом все наоборот — чем выше струны, тем меньше у них шансов задеть лады. Чаще всего слайд-гитаристы поднимают их на 1-2 мм, что позволяет комбинировать игру слайдом и пальцами. Но помните, что все струны должны располагаться на одной высоте, иначе это приведет к возникновению нечетких звуков, особенно при игре открытых аккордов.

slide-4-650-80

Хотим дать совет начинающим гитаристам — используйте самые толстые струны, на которых вам будет удобно играть. В данном случае, чем толще будут струны, тем проще будет играть. Попробуйте использовать струны от 0,11 мм.

slide-5-650-80

Естественно, понадобится сам слайд. Советуем начинающим гитаристам обратить внимание на стеклянные слайды, так как они обеспечивают более насыщенный саунд.

slide-6-650-80

Конечно, никто не запрещает экспериментировать и использовать в качестве слайда все, что подвернется под руку — зажигалки, фляжки, лампочки или бутылки из-под пива. Подойдет даже отвертка!

slide-7-650-80

Чтобы во время игры струны не гудели, положите палец за слайдом, как это показано на изображении выше. Тем самым, вы будете глушить все нежелательные шумы.

slide-10-650-80

Настройка гитары для игры слайдом не может обойтись без изменения строя. Самым популярным считается строй Оpen G (D-G-D-G-B-D). Советуем начинающим гитаристам попробовать разные виды строя и выбрать тот, который больше всего вам подойдет. Подробнее об альтернативных видах строя можно почитать в специальной статьей, посвященной этой теме.

Никто не говорит, что перестройка инструмента является обязательным условием. Например, легендарный гитарист The Beatles Джордж Харрисон играл слайдом на гитаре в стандартной строе (E-A-D-G-B-E).

Все уроки гитары на акустической и электрогитаре со слайдом.

Разбор соло Scar Tissue RHCP

Разбор соло Scar Tissue RHCP

Как играть жирные риффы слайдом на гитаре

Как играть жирные риффы слайдом на гитаре

Простой блюз со слайдом See That My Grave Is Kept Clean

Простой блюз со слайдом See That My Grave Is Kept Clean

Как играть Bad to the Bone — George Thorogood

Как играть Bad to the Bone — George Thorogood

Как играть крутой акустический блюз рифф со слайдом

Как играть крутой акустический блюз рифф со слайдом

Как играть The White Stripes — Seven Nation Army

Как играть The White Stripes — Seven Nation Army

Слайдовое блюз-рок соло Zz Top Tush — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Слайдовое блюз-рок соло Zz Top Tush — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Как Играть If I Had Possession Over Judgement Day

Как Играть If I Had Possession Over Judgement Day

Разбор на акустике I Can’t Be Satisfied — Muddy Waters

Разбор на акустике I Can’t Be Satisfied — Muddy Waters

Как играть The Allman Brothers Old Friend

Как играть The Allman Brothers Old Friend

Как играть Got to Move — Fred McDowell — Rolling Stones

Как играть Got to Move — Fred McDowell — Rolling Stones

Слайд гитара в стандартном строе в стиле Мадди Уотерса

Основы игры на слайд гитаре в открытом строе

Основы игры на слайд гитаре в открытом строе

Слайд гитара в стандартном строе в стиле Muddy Waters

Слайд гитара в стандартном строе в стиле Muddy Waters

Основы игры слайдом

Основы игры слайдом

Мы любим музыку, любим гитару и делаем уроки с душой. Наша цель - сделать обучение на гитаре увлекательным и доступным для каждого занятием.

Мы любим музыку, любим гитару и делаем уроки с душой. Наша цель - сделать обучение на гитаре увлекательным и доступным для каждого занятием.

Основные приемы игры слайдом:
развитие умения играть чисто.

Почти каждый гитарист, кого я встречал, восторгается звуком слайда. Однако для множества музыкантов техника характерная для этого уникального стиля остается загадкой. Нижеприведенные правила и упражнения чрезвычайно важны для того, чтобы научиться играть слайдом чисто, аккуратно и быстро. Они позволят вам избежать неэффективного метода проб и ошибок.

Зачем играть слайдом?

За исключением приема "бенд", не существует иного способа извлекать ноты "между" ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.

Различные виды слайдов


на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.

Хотя слайды продаются в магазинах, я предпочитаю слайды, сделанные из горлышка винной бутылки (толщина стенки, по крайней мере, 1/8 дюйма), потому что их вес хорош для игры вибрато, а поверхность очень гладкая, отчего струны шумят значительно меньше). Хотя разные музыканты используют разные пальцы левой руки для игры слайдом, я бы порекомендовал использовать мизинец. Это даст возможность использовать свободные 3 пальца для ладовой игры и для приглушения нежелательного шума струн (больше на эту тему попозже). Из бутылки вина Матеус получаются самые лучшие слайды. Матеус - не самое лучшее из существующих вин, но его бутылка имеет редкое длинное горлышко, достаточно прямое (без расширения) чтобы использовать его для игры на гитаре. В продаже имеются стеклянные слайды, которыми вполне можно пользоваться, но они не достаточно тяжелые и соответственно ими сложнее играть (чем тяжелее слайд, тем лучше звук и тем легче контролировать игру).

Самая сложная часть в изготовлении хорошего стеклянного слайда это обрезание горлышка - иногда его приходится просто откалывать. Стеклорез или ножовку можно использовать для того, чтобы сделать бороздку, перед тем как отколоть горлышко, а затем подровнять неровные края косыми острогубцами. (Осторожно: когда откалываете стекло, обязательно предохраняйте глаза от мелких осколков защитными очками.)

Как только горлышко отделено от бутылки (желаю удачи - приготовьтесь испортить несколько бутылок), место откола необходимо гладко зашкурить. Поскольку этот процесс может занять несколько часов, возможно, вам удастся попить вина. Точильный круг и ванночка с водой лучше всего подходят для завершающей полировки, но помните, что использовать ванночку с водой необходимо - это уменьшит трение и защитит от осколков. Очень важно сделать кромку (ту, что была отколота) круглой и гладкой.

Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)

Прикосновение к струнам

Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.

Рис.1: Левая рука - вид сверху; Рис.2: Левая рука - вид сбоку.


Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.

Первое что надо сделать, когда вы установите слайд над 5-м ладом - медленно поскользить вниз и вверх по струне. Слушайте звук, который получается, и постарайтесь довести плавность и звук до максимума, слегка меняя положение руки. Очень важно чтобы рука со слайдом была абсолютно расслаблена! Кроме того, обратите внимание, как игра правой руки влияет на звук, в зависимости от того, насколько близко или далеко от порожка вы извлекаете звук. После того как вам станет комфортно медленно играть слайдом вниз и вверх по струне, можно переходить к простым упражнениям.

От звуков к музыке. При игре слайдом звук и тембр наиболее важны; фразировка - следующий этап. Приведенные далее упражнения разработаны с целью развития хорошего звукоизвлечения и игры без фальши. Хотя используется только первая (Ре) струна, можно достичь совершенного контроля в игре, путем многократного проигрывания этого упражнения и на остальных пяти струнах.

Чистое стаккато. В среднем темпе, играйте очень короткие чистые ноты, начиная от 1-го к 12-му ладу и обратно. Приглушайте струны указательным пальцем левой руки, в то время как вы приподнимаете и опускаете слайд над каждым ладом. Цель - не допустить постороннего шума, приподнимая и опуская боттлнек.

Чистое стаккато


Чистое стаккато.

Поочередная игра стаккато/открытая струна. Играйте так же короткими чистыми нотами, как и в предыдущем примере, но в этот раз приподнимайте слайд и приглушающий палец, чтобы сыграть на открытой первой струне между этими нотами. Здесь важно аккуратно приподнимать и возвращать на прежнее место кисть руки (слайд и приглушающий палец), удерживая ее все в той же форме полукруга. Следите за правильным извлечением нот, пытаясь не производить посторонних шумов.

Поочередная игра стаккато/открытая струна


Поочередная игра стаккато/открытая струна

Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.

Слайдовые гаммы


Игра гамм слайдом

Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.

Strike and slide


Извлечение ноты и скольжение

Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.

Strike and slide


Длинные прыжки.

Вибрато заставляет слайд петь. Вибрато - это дрожащий, длительный поющий звук, характерный для игры слайдом. Лучше всего начинать учиться этому важному приему на первой струне. Вибрато достигается быстрым движением слайда влево-вправо от нужной ноты. Однако на практике это происходит неосознанно. Кисть вашей руки и слайд должны как бы свисать под своей тяжестью, опираясь на большой палец левой руки, прижатый к грифу. Он создает опору для движения влево - вправо. Лучше всего можно описать прием вибрато, сравнив его с тем, как вы дразните кого-то, покачивая перед его носом тарелочкой с желе. Рука со слайдом должна двигаться очень мягко, медленно, расслабленно, не оказывая чрезмерного давления на струну. Потребуется некоторое время, чтобы развить навык игры этим приемом, так что запаситесь терпением.

Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.

Рис. 3, Рис. 4


Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах
Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на "внутренней" струне (в данном случае на 3-ей).

Как насчет других струн?

Аккорды для основной блюзовой схемы I IV V можно легко играть в открытом строе СОЛЬ (точно как ЛЯ, только на тон ниже) покрывая слайдом три (или более) струны одновременно. Например, первые три открытые струны, также как и три струны на двенадцатом ладу дают аккорд СОЛЬ (тоника или аккорд I ступени). Первая струна - это пятая ступень аккорда СОЛЬ, вторая струна - третья ступень, а третья струна - тоника. На пятом ладу те же три струны дают аккорд ДО мажор (IV), а аккорд РЕ можно сыграть на 7-ом ладу (V). Можно также добавлять четвертую струну (пятую ступень аккорда) и пятую струну (тоника). В буквальном смысле тысячи блюзовых песен состоят только из аккордов I IV V.

Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной "внутренней" струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.

Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.

Подводя итог, позвольте мне еще раз повторить мысли, связанные с игрой слайдом: выбирайте правильную позицию руки и играйте расслабленно насколько возможно. Играйте главным образом на первой струне в течение недели или около того, пытаясь добиться жирного, мягкого, без призвуков звука, без ударов слайда по грифу и ладам. Позвольте своей руке свободно свисать под собственной тяжестью, опираясь на большой палец, упертый в заднюю часть грифа, и производя рукой и слайдом вибрато. Не принуждайте свою руку двигаться взад - вперед, лишь слегка покачивайте ею, как желе на тарелке. Пробуйте играть каждую ноту под разными углами. Научитесь скользить вниз и вверх к определенной ноте, добиваясь различных оттенков звучания. Играйте расслабленной рукой и не забывайте: чтобы играть без фальши нужно брать ноты над ладами. Не думайте, что сможете овладеть этим стилем за день - быстрых путей нет. Играйте и слушайте до тех пор, пока игра слайдом не будет получаться так же естественно, как пение в ванной комнате.

Слайд-гитары: описание и способы игры

Что это такое?

Именно на этом и основан приём игры на слайд-гитаре. Слайдер – это аксессуар в виде трубки, выполненной из гладкого материала, надеваемой на один из пальцев левой руки.


  1. в первом случае палец левой руки прижимает струну к порожку на исходном ладу, а затем, не отрываясь, передвигается на другой лад, не ослабляя силу нажима на струну (в результате 2 ноты звучат легато);
  2. слайдер же двигается практически по открытым струнам, не зажимая их, а лишь слегка касаясь на соответствующих ладах.

Отличаются и сами звуки – у слайд-гитары они имеют характерные металлические призвуки, иногда даже с резкими интонациями и визгами. Правда, и в певучести им не откажешь, если этого требует композиция.

История появления


Именно в технике гитары этот метод стал применяться на рубеже XIX и XX столетий среди гитаристов блюза. Считается, что слайд-гитара существует почти столько же времени, что и блюз.

В 1960-х годах игру слайдером освоили и некоторые гитаристы рок-групп, в числе которых хорошо известные многим любителям рок-музыки тех времён Джордж Харрисон из The Beatles, Джимми Пейдж из Led Zeppelin и Рори Галлахер из Taste.

В настоящее время слайд-гитару можно услышать не так часто, как любую другую, но она неизменно остаётся в блюзе, кантри, активно используется в рок-музыке.


Типы слайдов

Что касается слайдера, то до сих пор музыканты пробуют самые разные формы и материалы этого аксессуара с целью получить оригинальный и качественный звук слайд-гитары. Функцию слайдера выполняют не только трубки, но и другие предметы. Умудряются играть даже зажигалками или широкими кольцами на пальцах.

Главное, чтобы материал аксессуара обладал хорошими акустическими характеристиками.

Длина же его должна чуть превышать ширину грифа (чтобы перекрывал расстояние между всеми струнами).


Трубки могут выполняться из стали, керамики, латуни, бронзы, хромированных материалов. Особенно хороший звук дают стеклянные слайдеры. Правда, последние должны быть обязательно толстостенными, иначе хорошего звукового тембра добиться невозможно.

Металлические изделия являются самыми передовыми, особенно в стилях рока. Они издают звенящий, напористый звук с ощущаемым драйвом.

Керамические и фарфоровые слайды снискали необычную популярность в последнее время среди слайд-гитаристов благодаря безукоризненно гладкой поверхности, не создающей шумов при игре, а также пористости материалов, предотвращающей потение пальцев внутри трубки. Кроме того, звуки получаются уникальными, напоминая одновременно звучание гитары при использовании стеклянных или металлических слайдеров: теплое и мягкое – в спокойном течении мелодии, звенящее – при переходах в атаку.

По форме слайды бывают преимущественно в виде трубки, но встречаются и бруски с округлой рабочей поверхностью и вогнутой стороной для фиксации изделия на пальце. Существуют модели в виде разрезанных вдоль трубок. При выборе нужно обязательно учитывать индивидуальные размеры как грифа собственного инструмента, так и толщину пальцев. Слайдер не должен болтаться на пальце или надеваться на него с трудом. В первом случае можно не рассчитать силу прижатия аксессуара к струне, потеряв звук, а во втором имеется риск остановки кровообращения в пальце и потери его чувствительности.

Как играть?

Слайдер чаще всего надевают на мизинец левой руки, если игра с ним сочетается с обычной игрой пальцами. В ином случае он размещается на среднем пальце.

Как уже отмечалось выше, при игре слайдом не нужно зажимать струны гитары на ладах.

Роль металлических порожков здесь выполняет именно слайдер, касаясь в нужном месте струны или нескольких струн (над соответствующими порожками).

Специальная резонаторная гитара рассчитана для игры слайдом. Кроме акустических особенностей, она имеет и некоторые другие отличия от обычных гитар.

Строи слайд-гитары

Строи гитары Dobro для игры слайдом:

Тяжёлые стили рока тоже чаще играют на гитарах с пониженным строем.

Высота струн

Чтобы удобнее играть слайдером, струны на гитаре Dobro имеют большую высоту, нежели у обычных электрогитар.


Именно поэтому на стандартных инструментах перед игрой слайдом нужно изменить высоту струн на максимально возможную без каких-либо переделок (смены верхнего порожка, бриджа и так далее). Из-за этого в стандартном строе играть с высоким расстоянием струн над грифом тяжело.

Читайте также: