Как сделать скульптуру давида

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

1. Статуя высечена из цельного куска мрамора

Мужчина, да еще и полностью обнаженный, которого сотворил великий мастер эпохи Возрождения, вряд ли походит на библейского героя. Человек, победивший Голиафа, наверняка должен был бы выглядеть иначе.

Тем не менее Давид вооружен пращей, которая находится на левом плече, а в правой руке сжимает камень. Ведь именно с помощью этого оружия он поверг великана.

3. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота скульптуры — 5,17 метров, а это больше обычного человека в три раза.

4. Рука статуи непропорциональна

Правая рука Давида слишком большая и не соответствует пропорциям. Исследователи считают, что Микеланджело специально подчеркнул эту часть изваяния в честь прозвища библейского героя: manu fortis — сильная рука.

Так утверждают, потому что мужчина держит пращу в левой руке, а камень в правой. Однако положение скульптуры говорит о том, что он всё-таки правша.

6. Давид родом из Древней Греции

Микеланджело придал скульптуре характерную позу: в такой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что Геракл был изображен на городской печати Флоренции, а значит библейский Давид должен был соотвествовать.

9. Репутация Микеланджело

Миллионы — именно в таких масштабах измеряется количество репродукций, которые можно встретить даже на ковриках для компьютерных мышек. Только во Флоренции есть две полноразмерные копии. Одна из них стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а вот бронзовая копия, как уже известно, украшает купол собора.

13. Туристы наносят вред статуе

15. Статуя всегда вызывала восторг

Скорее всего, господин Вазари не ошибался, когда утверждал это. Скульптурный шедевр действительно несет в себе гениальность великого Микеланждело, и даже через полтысячелетия можно лишь удивляться тому, как удалось мастеру создать подобное из куска мрамора своими собственными руками.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

История статуи Микеланджело

Статуя Давида во Флоренции

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

Это тоже интересно: Аутлет Барберино

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Статуя Давида Микеланджело во Флоренции

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там Рим – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Давид

Микеланджело приступил к работе над Давидом в 1502 году, а мраморная глыба, доставшаяся ему для работы, лежала на подворье одной из флорентийских церквей еще с 1464 года. Почти 40 лет назад за неё брались другие скульпторы – то ли знаменитый Агостино ди Дуччо, то ли безвестный Бартоломмео ди Пьеро. Ни тот, ни другой по каким-то причинам не смогли закончить работу. Позднее сделать что-то путное из этого же мрамора предлагали и многих другим скульпторам, даже Леонардо да Винчи, тоже уроженцу Флоренции. Он, по легенде, отказался, сославшись на то, что мрамор уже обточен предшественниками и не годится для шедевра. И именно поэтому Микеланджело – согласился. Он испытывал к высокомерному Леонардо неприязнь и очень хотел его превзойти. В определенном смысле Микеланджело это удалось: подпорченный мрамор превратился в великую скульптуру, хотя на темени Давида видны следы чужого резца, а на спине кое-где не хватает нескольких миллиметров округлости.

Правитель Флоренции считал, что у Давида слишком большой нос

На главной площади Флоренции в наши дни стоит не оригинал статуи Давида, а всего лишь копия

Статуя Давида была задумана как символ Флоренции – в то время независимого города-государства. Юный библейский пастушок Давид, превозмогающий грозного великана Голиафа, должен был символизировать политический идеал республики, которая торжествует в борьбе с более крупными и сильными врагами (империей Габсбургов и пр.). Изначально планировалось, что Давид разместится у городского собора, но потом решено было перенести его на площадь Синьории и поставить возле Палаццо Веккьо, неподалеку от правительства города. Флорентийцы Давида очень любили: когда в 1527 году в время народных гуляний ему отбили камнем левую руку, весь мрамор до последней крошки был благоговейно подобран и приклеен на место. В 1873 году Давида перевезли под крышу музея Флорентийской академии изящных искусств, а на его старом месте поставили мраморную копию.





Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело во Флоренции

Давид Микеланджело – символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело, как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Интересные факты о статуе Давида

Это тоже интересно: Достопримечательности Сиены

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в Галерее Академии, в самом центре Трибуны.

Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Статуя Давида в Галерее Академии

Статуя Давида в Галерее Академии

Чтобы сэкономить время и обойти очередь, билеты имеет смысл приобретать заранее через интернет. Сделать это можно на туристическом портале Getyourguide, где, помимо билетов в Галерею Академии, можно забронировать вход без очереди и во многие другие популярные достопримечательности Италии.

Пропуск посетителей и продажа билетов заканчиваются за час до закрытия музея. Давид Микеланджело виден издалека, но чтобы без помех пробраться к нему по анфиладе, ведущей к Трибуне, лучше прийти пораньше, к открытию Галереи.

Совершенная мужская красота в современной разноплановой подсветке стоит того, чтобы увидеть ее как можно ближе.

Интересные факты

История

Точная дата создания скульптуры неизвестна. Большинство исследователей относят её к периоду между 1430 и 1440 гг.[3], хотя не исключается и более поздняя датировка, вплоть до 1460-х годов[4]. Первое документированное упоминание о Давиде относится к 1469 году: в этом году Лоренцо Великолепный сочетался браком с Клариче Орсини, и статуя в это время находилась во внутреннем дворике Палаццо Медичи[5]. Предполагается, однако, что она попала туда несколькими годами ранее, в 1450-х или 1460-х гг [6].

Согласно Дж. Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи, но достоверными эти сведения считать нельзя[7]. Вазари также даёт описание несохранившегося пьедестала, на котором располагалась статуя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно:

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици[7]. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Копии[ | ]

Давид был первоначально помещен на площади Синьории (где сегодня находится мраморная копия), а теперь находится в Академии изящных искусств во Флоренции. Произведение задумывалось как одна из нескольких скульптур, которые должны были разместиться на контрфорсах купола Флорентийского собора. Однако скульптура, с ее прекрасными пропорциями и гениальной композицией, заслуживала более видного места, и поэтому ее поместили в сентябре 1504 года на Пьяцца Синьория возле Палаццо Веккьо.

Композиция Микеланджело, изображающая библейского Давида, готовящегося к битве с Голиафом, была первым произведением искусства, не изобразившим Давида после его победы с головой Голиафа. Давид изображен в спокойной, глубокой сосредоточенности с камнем в одной руке и рогаткой через плечо. Поскольку скульптура была спроектирована так, чтобы на нее можно было смотреть только снизу, Микеланджело увеличил голову и правую руку, чтобы пропорции казались правильными и подчеркивали момент, когда Давид бросит камень.

Хотя это была религиозная статуя, жители Флоренции в то время утверждали, что скульптура является символом их Республиканской свободы. Давид Микеланджело является одним из шедевров мирового искусства.

Гипсовая копия головы Давида

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело в профиль

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело в 3/4

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело в фас

Гипсовая копия головы Давида Микеланджело в 3/4

Копия со статуи Давида Микеланджело

Копия со статуи Давида Микеланджело

Копия со статуи Давида Микеланджело

Если у вас на данный момент нет под рукой этого пособия, скачивайте фото и рисуйте прямо с монитора вашего компьютера.


Давид — это монументальная мраморная скульптура высотой более 4 метров, созданная Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), бесспорным гением эпохи Возрождения, между 1501 и 1504 гг. Руководители строительством Флорентийского собора попросили молодого художника высечь из огромного мраморного блока скульптуру, начатую ещё 40 лет назад, в 1464 году, скульптором Агостино ди Дуччио, но не завершённую.

Вызов брошен

Заказ оказался очень сложным. Колоссальные статуи не создавались с древних времен. Агостино, который также был отличным скульптором, высечь статую с первой попытки не удалось. В 1476 году за работу принялся Антонио Росселлино, но и он тоже сдался, вероятно, после того, как ситуация ухудшилась. После тщетных попыток блок был заброшен во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре, так как никто больше не решался браться за такую деликатную работу. Известно, что мраморный блок, с которым работали скульпторы, считался слишком высоким и узким и уже имел форму человеческой фигуры. Кроме того, камень был хрупким и некачественным, с многочисленными трещинами и пробоинами. Эти факторы подвергали риску репутации и карьеры тех, кто с ним работал.


Микеланжело, Давид, 1501-04, высота 4,34 м, Флоренция, Галерея Аккадемии

Помпонио Гаурико, историк искусства периода Возрождения, в 1504 году писал, что Микеланджело следует считать одним из величайших современных скульпторов. Ещё один гуманист того времени, Бенедетто Варки, заявил, что благодаря этой скульптуре современная Флоренция одержала победу даже над Древним Римом. Все флорентийцы оценивали работу как превосходящую любую древнюю или современную скульптуру, а также как само воплощение Стойкости и Гнева, гражданских символов молодой Флорентийской Республики, убежденным сторонником которых был Микеланджело.

Местоположение


Давид, копия, Флоренция, Палаццо Веккио

Изначально статуя предназначалась для одного из апсидальных шпилей собора. Позже комиссия из 14 художников, в числе которых были Боттичелли и Леонардо, решила разместить Давида перед Палаццо Веккьо. Переезд скульптуры был операцией очень сложной и рискованной. Структура для перевозки представляла из себя деревянную клетку, подвешенную на лебедке так, чтобы она не касалась земли, на смазанных жиром, для лучшего скольжения, балках лесов. Понадобилась сила 40 человек и 4 дня, чтобы статуя Давида была перенесена с площади Дуомо на площадь Синьории.

В 1521 году во время восстания, спровоцировавшего образование Третьей республики, некоторые скамейки, брошенные из окон Дворца, попали в шедевр Микеланджело, разбив левую руку Давида. Только в 1543 году скульптура была отреставрирована. В 1882 году её перевезли в галерею Академии, а в 1910 году на её первоначальном месте установили мраморную копию.

Кто такой Давид

Давид — исторический персонаж, живший в X веке до нашей эры. Согласно ветхозаветному тексту (Первая книга Самуила, 17), он был молодым пастухом шестнадцати лет, принадлежащим к роду Иудина, ставшим кифаристом (музыкантом, играющим на старинном инструменте кифара) и оруженосцем царя Израиля, Савлы. Во время войны между народом Израиля и филистимлянами, Голиаф, гигант вражеской армии, внушающий страх свей силой и размерами, бросил вызов израильской армии, чтобы найти воина, готового сразиться с ним на дуэли. Через сорок дней единственным добровольцем, предложившим себя для поединка, был Давид

Как и было условлено, Давид пошёл на место встречи один и практически безоружным. Прежде чем Голиаф подошел к нему слишком близко, Давиду удалось поразить его в лоб камнем, брошенным с помощью ремня, лишив гиганта сознания, а затем и обезглавить, используя меч врага.

Давида традиционно изображают плохо одетым или полуголым юношей, с головой Голиафа в руке или у его ног, как это делали уже и другие скульпторы эпохи Возрождения, в том числе Донателло и Верроккио.

Донателло, Бронзовый Давид, ок. 1440. Бронза, высота 1,58 м. Флоренция, Национальный музей Барджелло Верроккио, Давид, 1472-75. Бронза, высота 1,26 м. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Новая иконография

Микеланджело радикально обновил традиционную иконографию библейского героя. Это уже не юноша, держащий у ног свежеотрубленную голову врага, а сильный и энергичный молодой мужчина, полностью обнаженный, изображённый в момент наивысшей напряженной концентрации перед столкновением с гигантом Голиафом.


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент

Его голова покрыта густой шевелюрой кудрявых локонов, напоминающих портреты древних римлян, а пронзительный взгляд, подчёркнутый нахмуренностью бровей, пристально всматривается в горизонт в ожидании врага. Рот, с его чётко очерченными губами, сжимается в мимике негодования. Мышцы и сухожилия шеи натянуты в поворотном движении головы, отражая маниакальную анатомическую точность работы скульптора.


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент

Корпус и руки

Корпус, руки, спина и ягодицы молодого героя демонстрируют мужественную мускулатуру. Правая рука вытянута вдоль тела, мышцы напряжены, вены рельефные, так как рука с силой хватает камень; левая рука согнута, держа через плечо стропу. Пальцы длинные и крепкие, ногти большие, как их любил изображать Микеланджело.


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент корпуса


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент правой руки

Утяжеленная фигура держит вес на опорной правой ноге, в то время как левая нога свободна и слегка согнута. Маленький ствол дерева, который можно увидеть за правой ногой библейского героя, имеет лишь техническую задачу расширить основание и обеспечить скульптуре большую устойчивость.


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент спины

Классическая скульптура


Поликлет, Дорифор, антикварная копия с бронзового оригинала 450-445 гг. до н.э. Мрамор, высота 2,12 м. Неаполь, Национальный археологический музей

Символизм

Непропорциональность головы скульптуры Давида — это, вероятно, выбор символического характера. Голова представляет собой разум, в то время как руки являются инструментом, которым действует разум. Однако были выдвинуты и другие гипотезы по этому поводу. Некоторые ученые считают, что моделью Микеланджело был молодой, спортивного телосложения флорентиец подросткового возраста в процессе формирования. Другие же считают, что скульптор учёл то, что при высоте скульптуры голова Давида, видимая снизу, будет выглядеть меньше, чем обычно, из-за эффекта перспективных искажений, и что акцентированный размер головы был направлен на получение оптической коррекции.


Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент головы

Символ Возрождения


Донателло, Святой Георгий, 1416-20. Мрамор, 209 х 67 см. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Красота Давида, вместе с высвобожденной энергией его обнаженного тела, несёт в себе функцию выражения достоинства и нравственной силы человека, превращая скульптуру в символическое представление концепций и идей, воплощенных в Истории.


Микеланджело, Давид, 1501-4, реставрационные работы

Добрый день, сегодня Рисуем Статую Давида. Это очень важный этап в учебе рисованию любого художника, научиться рисовать человека и его фигуру.

Рисуем Статую Давида

Рисуем Статую Давида

Шаг 1
Итак, начнем Рисовать статую Давида с направляющих линий. Наметим форму груди. Обратите внимание, что она слегка наклоняется в сторону. Таз наклоняется в противоположную сторону. Линия центра проходит через обе формы. Далее рисуем линии рук и ног, рисуем коленные чашечки. Левая рука согнута. И наконец, рисуем форму черепа с направляющими линиями лица и шею.

risuem-statuyu-davida-2

Шаг 2
Обычно мы начинаем рисовать с головы, но торс самая красивая часть этой скульптуры. Рисуем грудную клетку и мышцы груди. Поскольку у скульптуры гибкие мышцы, проведем ломаные линии, чтобы сформировать детали.

risuem-statuyu-davida-3

Шаг 3
Теперь добавим таз и мышцы брюшного пресса. Грудная клетка и таз имеют своего рода форму песочных часов.

risuem-statuyu-davida-4

Шаг 4
С помощью плавных линий рисуем область шеи.

risuem-statuyu-davida-5

Шаг 5
Сосредоточимся на волосах и контуре лица. Обратите внимание на ярко выраженную скулу.

risuem-statuyu-davida-6

Шаг 6
Теперь добавим черты лица и густые волосы. Главным образом сделаем контур носа и губ. Остальная часть может быть нанесена пунктирными линиями.

risuem-statuyu-davida-7

Шаг 7
Нарисуем красивые кудри Давида.

risuem-statuyu-davida-9

Шаг 9
Кисть руки не совсем разжата, но и не сжата в кулак. Большой, указательный и средний пальцы расслаблены, а безымянный и мизинец слегка согнуты.

risuem-statuyu-davida-10

Шаг 10
Рисуем бедро и колено как одно целое. Небольшие штрихи помогут показать форму мышц.

risuem-statuyu-davida-11

Шаг 11
Голень и стопа. Стрелками мы указали угол стопы и пальцев, а также угол лодыжки. На внутренней стороне ноги лодыжка выше, чем на внешней.

risuem-statuyu-davida-12

Шаг 12
Вторая голень слегка выступает вперед. Вес тела в основном падает на правую ногу. Мы указали впадины мышц.

risuem-statuyu-davida-13

Шаг 13
Нога вытянута, и палацы слегка загнуты вниз на платформу, которая будет добавлена чуть позже. Тень падает на внутреннюю сторону ноги, но верхняя часть стопы освещена.

risuem-statuyu-davida-14

Шаг 14
Вторая рука что-то держит. Обратите внимание не угол кисти, переходящей в запястье, там трещина. Мы предполагаем, что лепили руку из двух частей. Для лучшего представления как должны ложиться тени мы сделали небольшой набросок локтя.

risuem-statuyu-davida-15

Шаг 15
Чтобы статуя не упала, нарисуем платформу в форме дерева.

risuem-statuyu-davida-16

Шаг 16
Затемним основные контуры и сотрем вспомогательные линии. Статуя прекрасно подходит, чтобы научиться рисовать мышцы.

risuem-statuyu-davida-17

Итак, наш урок Рисуем Статую Давида закончен, урок довольно сложный, но познавательный. Благодаря этому уроку, вы смогли еще раз вернуться к теме рисования человека. Советуем всем нашим студентам возвращаться чаще к этой теме, ведь уметь рисовать человека, его фигуру это очень важно и пригодится в жизни, будете вы профессиональными художниками или нет. Желаем удачи!

Читайте также: