Как сделать скороговорку

Обновлено: 06.07.2024

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Жили-были три китайца - Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт пыль по полю летит.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Развитие — неотъемлемая часть каждого человека: будь то ребенок или взрослый. Красивая, четкая и правильная речь ценилась во все времена. Ораторское искусство требует ежедневной работы над собой, дополнительных занятий и постоянной практики. Совершенствованию и развитию разговорной речи очень помогают разные специальные упражнения.


Среди таких — скороговорки для взрослых и для детей. Что такое скороговорки и какие есть. Они бывают короткие и долгие, простые и сложные, смешные и веселые, проговариваются в голос и шепотом, быстро и медленно. Скороговорки в мире всегда использовали как эффективный метод развития артикуляции и постановки голоса. Когда и какие полезны, чему помогают и как правильно с ними заниматься — читайте ниже.


Как работать со скороговорками для четкости речи

Чем богаче и правильнее речь взрослого человека, тем легче ему реализоваться в современном мире.


Как же достичь результата. Для исправления и коррекции речи начинают занятия согласно такой технологи.


  • Шило шубку Шуре шило,
    Шелком, шерстью, швы обшило.
    Вышла шубка хороша
    Нашей Шуре так мила.
  • Месит Маня в сенях тесто, скоро в миске будет тесно.
  • У Пети и Сани спит сом с усами.
  • Шишки на сосне, шашки на столе


  • Саша моет черные уши под душем, шею и щиколотки.
  • Черепаха целый вечер, не скучая, все сидит за чашкой чая.
  • Цапля уснула, цапля чихнула, цапля в небо упорхнула.



Технология произношения скороговорок

Начиная занятия, нужно помнить, что темп для скороговорок наращивают постепенно. Сначала их проговаривают медленно.



Итак, порядок произношения должен быть таким:

  1. Начиная разучивать стишки, проговаривайте их сначала медленно и тихо, даже просто одними губами, без звуков.
  2. Потом пробуйте произносить также медленно, но уже перейдите на шепот и, выговаривая каждый звук четко, повторите несколько раз.
  3. После этого можете переходить на естественный тон и темп произношения. Теперь каждый следующий раз повторения скороговорки, наращиваем все больший темп. До тех пор, пока не выйдет проговорить фразу быстро и без остановки, но, при этом, главный акцент делайте именно на артикуляции, потому что главное в занятиях не скорость проговаривания, а дикция.
  4. И в конце занятия нужно пробовать немного усложнить произношение, наполнив свой рот конфетами, орехами, камешками или косточками. Набирайте их по обе щеки и сначала медленно, а потом с каждым разом все быстрее и быстрее проговаривайте. И так до тех пор, пока с полным ртом у вас не выйдет полноценное высказывание для дикции.

Занятия для развития дикции нужно проводить ежедневно, по полчаса каждый раз, чтобы за короткий срок получить первые позитивные результаты.


Главное, чтобы это вошло в привычку. Тогда точно можно достичь желаемого от занятий.


Контроль интонации в скороговорках

Постановка интонации — это также важная часть развития артикуляции.


Нужно понимать смысл стишка, избегать монотонного произношения и проговаривать его с расстановкой и с выражением.


Чтобы правильно использовать для тренировки интонации скороговорку, нужно следовать следующим правилам:

Экспериментируйте с разными интонациями. Чем больше практикуетесь, тем артистичнее и выразительнее будет речь.

Короткие скороговорки на каждый день

Начинать тренировку речевого аппарата нужно с коротких, легко запоминающихся стихов для дикции.


Лучше с тех, которые можно рассказать на одном лишь дыхании. Чтобы проверить степень развития речи, нужно именно так и попробовать ее рассказать.


Если дыхания хватило, значит можно переходить на более сложные стишки.


Несколько примеров коротких скороговорок для развития речи и дикции взрослых:

  • Бобер на берегу с бобрятами баранки печет.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • Ворона проворонила вороненка.
  • Желтый жук купил жилет, джемпер, джинсы и кашкет.
  • Ела Полина малину в долине.
  • Колпак на колпаке, под колпаком – колпак.
  • В повозке коза, под повозкой лоза.
  • На реке рыбак поймал рак в рукав.
  • Дрова рубили два дроворуба.
  • Бегут тропинки ровно между малинкой.
  • Лежит пять пятаков. На каждом пятаке еще по пятаку.
  • У четырех черепах четверо черепашат.
  • Во дворе трава, на траве дрова.
  • На столе стоит солонка, а в солонке – соль.
  • Жужжит над рожью резвый жук,
    Потому что желтый он надел кожух.


Длинные скороговорки для развития дикции

После однострочных выражений постепенно переходите на самые сложные скороговорки в двух-, трёх- и многострочном строении.


Длинные стихи для дикции также нужно произносить, максимально удерживая дыхание.


Если не выходит проговорить весь текст полностью, то следует разбить его на максимально длинные части. Между такими строками стараться делать небольшие паузы.


И чем они будут меньше, тем лучше для тренировки самой речи.


  • Как-то Мышка пришла к кошке, поклонилась кошке в ножки, кошке – смешки, мышке – крошки.
  • Сел скворец на скворечник, запел скворец соловью, ты не умеешь, как я, так как ты не умею я.
  • Мышка сушки насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушку кушать стали, мышки зубки поломали.


  • Карл у Клары украл Кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Нет, Карл и Клара – хорошо пора. Кларнетисты Карл и Клара.
  • Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • На печи, на печи вкусные и горячие пшеничные калачи. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.


На долине жил удав, притворялся, что все знал.
Притворялся, что все умел, в траве лежал хвостом вертел.


Заключение

Это неполный перечень текстов для дикции, которые можно использовать для развития речи.


Скороговорки для развития речи и дикции взрослых и детей легко придумывать самостоятельно — этот веселый способ времяпрепровождения будет не только интересен, но и очень полезен для легкого запоминания большого количества стишков.


Если при самостоятельных занятиях дикцией не придерживаться систематичности и постоянной тренировки, то результат будет получить сложно.


В этом случае наиболее эффективным будет индивидуальное обучение с тренером по постановке голоса.


Он подготовит вам упражнения на развитие голоса, научит их правильно выполнять и проверит результат. Такое обучение будет максимально быстрым и эффективным.


Важно помнить, что голос – как мышцы: его нужно держать в тонусе постоянно. Занятия с голосом и дикцией похожи на тренировку по бегу: если прекращают упражняться, то через месяц уже невозможно пробежать столько, как раньше.


Но если вы поставите голос раз, он:

  • у вас уже останется навсегда,
  • его скорее можно будет привести в тонус с помощью выполнения упражнений на развитие голоса дома или с логопедом.

С дикцией еще легче. Ее можно выработать один раз, и она останется надолго благодаря тому, что ее легко поддерживать во время повседневного общения.


Самый легкий способ тренировать речь – выполнять каждодневные упражнения для постановки произношения. А также учить скороговорки для дикции.

я вам сейчас скажу, а вы попробуйте повторить, мы с дочкой придумали(как раз, когда она была в первом)-"Хочешь пить-пей, хочешь петь-пой".Кажется,Что легко. Ан нет. А моя любимая непридуманная взрослая :"В Лабрадорском ломбарде бард Рабиндранат выговаривал брадобрею Бернарду:"Не деградируйте в передрягах, Бернард" Еще есть из взрослых"Я, блин, гоблин, а ты, блин, кто, блин?" еще:"В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и,жонглируя ножами, штуку кушает инжира"

Знаменитости в тренде

Мама с ребенком разучивают скороговорки

Сейчас о роли скороговорок, как важного средства семейного воспитания, немного подзабыли. Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Специалисты используют скороговорки для развития речи. С их помощью формируют у деток фонематический слух, дикцию, произношение, обогащают словарный запас. Кроме решения непосредственной задачи, такого рода прибаутки помогают развивать мыслительные процессы, улучшают память дошколят.

Принимая во внимание богатый потенциал народного творчества, родители могут с успехом использовать его, как часть домашних занятий для развития речи дошкольников.

Правила использования скороговорок

Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи. Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки. На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток - прибауток для домашних занятий:

Мама учит ребенка правильно говорить

  • Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки [л, н, т, с]. У средних дошкольников идет становление [р] и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
  • Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются [р, ш, ч, ц]. Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
  • Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
  • Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.

Скороговорки, несмотря на их краткость и потешность, достаточно трудный речевой материал для дошколят. В них зачастую встречаются малопонятные, устаревшие слова, труднопроизносимые словосочетания, поэтому разучивание их с детьми требует предварительной подготовки.

Упражнения для язычка

Упражнения для язычка

Алгоритм разучивания скороговорки

Какие бывают скороговорки?

Девочка смеется

В народном фольклоре нашли свое место множество различных скороговорок на все случаи жизни. Родители при творческом подходе к домашним занятиям могут подобрать массу интересного материала. Что надо знать при таком огромном выборе, чтобы излишне не нагружать ребенка, сохранить игровой настрой, одновременно решая задачи обучения? Все очень просто, взрослым нужно познакомиться с видами и предназначением потешных фраз. Специалисты классифицируют потешки следующим образом:

  • простые и сложные;
  • скороговорки для развития дикции;
  • скороговорки смешные для забавы.

Простые и сложные шутки – прибаутки для малышей

Обучение малышей начинается с простых фраз, в которых повторяется один только звук, например, [л]. Сначала это скороговорки короткие, небольшие, чтобы научить проговаривать их четко, в разном темпе, затем более длинные, с усложненным содержанием .
После того как ребеночек научится правильно произносить простую скороговорку, можно переходить к заучиванию сложных, где присутствует несколько отрабатываемых звуков. Деткам до 4 лет предлагается речевой материал в соответствии с теми звуками, которыми они овладевают на данном этапе [л, с, н, т].

Скороговорки со звуком [c]

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку ‒ в бок, Соньку ‒ в лоб.

Скороговорки со звуками [л, м]

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Галка села на палку,
Палка ударила галку.

У ёлки иголки колки.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

И вымыли мылом Ваню

Вылили мыло в ванну
И вымыли мылом Ваню.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Скороговорки со звуками [н, т]

На речной мели мы на налима набрели.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

От топота копыт пыль по полю летит.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

Сидел тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревами на ветке.

Скороговорки для средних и старших дошколят


Скороговорки со звуками [р - л]

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

За поселком у проселка в поле пела перепелка.
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Ехал грека через реку,
Видит грека ‒ в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека ‒ цап!

Разноцветные кульки для покупок

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скороговорки с шипящими звуками и [ц]

Прибаутки, при помощи которых отрабатывается произношение шипящих звуков, ‒ довольно сложные задания. Их можно предложить только старшим дошколятам или ребятишкам, с которыми занимались с раннего возраста, и они достигли хороших результатов. Остальным ребяткам работать с таким материалом будет довольно трудно. Взрослым нужно начинать домашние занятия с простого содержания, постепенно переходя к сложному тексту.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже ‒
Ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки смешные

Кроме скороговорок, которые непосредственно направлены на обучение дошколят, в народном фольклоре существуют прибаутки, главная цель которых ‒ позабавить детей. Это скороговорки смешные, они представляют собой рифмованные тексты с шуточным содержанием. Их можно использовать, как считалочки в подвижных играх, для сопровождения упражнений во время утренней гимнастики. Все же, в первую очередь, такие скороговорки полезны для развития речи и дикции.

Тощий, немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Говорил попугай попугаю

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Пошел Игнат лопаты покупать,
Купил Игнат пять лопат.
Шел через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Игнат, пропали пять лопат.

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Читайте также: