Как сделать скетчноутинг

Обновлено: 05.07.2024

Еще с школьных времен нас приучили конспектировать. Мы дословно записывали все сказанное на уроках, лекциях, да так и привыкли вести бездумные записи, которые потом не то, что перечитывать не хочется — они даже в памяти абсолютно не откладываются.


А что, если вместо традиционных конспектов, мы будем делать скетчи? Тогда эмоциональная связь со спикером становится крепче — мы вслушиваемся в каждое слово, стараясь выделить главные мысли для их фиксации в скетчах, мы выражаем в рисунках свое отношение к говорящему и к теме доклада, и конечно же такие заметки не только хочется перечитывать самостоятельно, ими еще и можно поделиться со всем миром (в социальных сетях так точно). И не бойтесь заниматься скетчноутингом, если вы никогда не умели рисовать.

Как делать скетчи?


Для того, чтобы начать рисовать скетчи, важно знать их традиционную структуру.

Вот 10 базовых элементов, которые есть в большинстве скетчей:

Вот 7 основных моделей скетчноутинга:

Так как скетчи — это не просто фиксация услышанного, но и выражение личности автора, то важно дополнять свои работы комментариями (наблюдения, несогласия, свои идеи), юмором, а также экспериментировать с фишками (новые элементы, свои собственные шрифты).

Скетчноутинг инфо-контент

Когда речь идет об эффективном планировании и использовании своего рабочего времени, все средства хороши. Могут неожиданно подойти даже те инструменты, которые изначально создавались под другие цели. К примеру, скетчноутинг в тайм-менеджменте – относительно необычное явление. И плюсов у него хватает.

Эффективность визуализации информации

Все люди разные, но в чем-то мы очень похожи. К примеру, по способу восприятия информации нас можно разделить всего на четыре группы:

  • аудиалов,
  • визуалов,
  • дигиталов,
  • кинестетов.

Каждая группа отличается своим типом восприятия данных – через звук, картинку, логические цепочки или ощущения (тактильные, обонятельные и т.п.).

Информацию о том, к какому типу относитесь вы, полезно знать для того, чтобы выстроить свою учебу или работу в наиболее эффективном ключе. Кому-то в этом лучше всего помогают визуальные образы, кому-то – речь, мелодия и другие звуки. А кто-то должен потрогать, понюхать, попробовать на вкус, чтобы составить для себя полную картину о конкретном объекте.

Приведем простой пример – студент учится на пекаря-кондитера. Если он лучше всего усваивает информацию через слух, то ему будет достаточно конспектирования лекций, которые читает преподаватель. Тем, кто лучше воспринимает картинку, потребуется визуализация: графики, схемы, диаграммы, наглядные изображения. А кому-то лучше всего погрузиться в тему поможет визит на кондитерскую фабрику, где булочку можно потрогать, понюхать, попробовать на вкус или слепить своими руками.

Однако, доминирование одного способа усвоения информации у конкретного человека не означает, что другие форматы ее подачи будут абсолютно неэффективны. К примеру, картинки, дополняющие лекцию, пойдут на пользу всем без исключения, даже тем, кому было бы достаточно и сухого текста. А вообще, людей, у которых преобладает визуальное мышление, на планете больше половины – примерно 65 % от всего населения.

Мозг человека устроен так, что быстро устает от однообразия. Глазу должно быть, за что зацепиться. Исследования подтверждают, что человек усваивает более 90 % именно благодаря зрению. Рисунки и простые графические модели обрабатываются мозгом в тысячи раз быстрее, чем текст. И в этом их главная ценность.

Что такое скетчноутинг

Записывая какую-то информацию, можно конспектировать слово в слово, а можно важные детали фиксировать при помощи графических символов, как бы иллюстрируя ключевые моменты. Более того, кому-то достаточно и одних только картинок – у визуалов они вызывают в памяти информацию, которая звучала в тот момент, когда рисовалась картинка.

Сегодня метод визуальных заметок, как еще называют скетчноутинг, широко применяется не только теми, кто записывает информацию, но и теми, кто делает доклад или читает лекцию. Чтобы слушатели лучше поняли, о чем говорится в материале, преподаватель использует визуальные заметки, рисуя их здесь же на доске в виде символов, цифр, стрелок. Или использует вариант с готовыми схемами-картинками в качестве иллюстрации.

Знаете, какой известный способ подачи контента также можно отнести к технологии скетчноутинга? Комиксы. Хотя их любят далеко не все, сложно не признать, что сочетание визуальных и текстовых элементов воспринимается лучше, чем обычный текст, даже если не особо погружаться в тему и лишь пробежать страницу глазами.

Визуальные заметки

Планирование своего рабочего дня на бумаге даже в условиях, когда под рукой есть минимум один цифровой гаджет, не теряет своей актуальности. Пусть такой способ подходит не всем, каждому второму он действительно может помочь.

Плюсы скетчноутинга:

  • рисовать веселее, чем писать,
  • визуализация лучше западает в память,
  • достаточно бросить взгляд на рисунок, чтобы в памяти всплыло запланированное событие.

Если этот способ для вас новый, стоит непременно его попробовать.

Как применить скетчноутинг в работе

Как делают скетчи? Для создания наглядных картинок не нужно быть прирожденным художником. Главное, чтобы вы сами понимали, что рисуете – этого вполне достаточно для структурирования информации. Обычно это даже не рисунки, а рамки с записанным в них текстом или простейшие фигуры:

  • круг,
  • квадрат,
  • треугольник,
  • линия,
  • точка,
  • тире.

Хотя не возбраняется рисовать фигурки людей и другие небольшие картинки для иллюстрации. Правила создаете здесь вы. Для большей наглядности можно использовать цветные фломастеры и ручки, карандаши, маркеры. Ими выделяется заголовок или основное событие.

Еще один вариант – рисовать маленькие иконки возле каждого запланированного события. Иконки можно сделать универсальными, к примеру, круг с восклицательным знаком внутри для особо важных дел, или придумывать каждый раз новые под новую задачу.

Визуализация своих планов на рабочий день подойдет творческим натурам, которым скучно делать однообразные отметки в компьютерных таблицах.

И все же, скетчноутинг чаще используют для создания инфо-контента с целью вовлечения онлайн или оффлайн аудитории, для конспектирования информации или записи собственных идей и планирования. Именно в рабочем процессе такие записки могут стать дополнительным напоминанием, чтобы не забыть сделать то или иное дело. Планировать же весь рабочий день на бумаге или в графическом редакторе при помощи скетчей – трудоемкая задача.

Гораздо проще использовать тайм-трекер Checkiant. Методика трекинга времени позволяет фиксировать количество потраченного времени, определить эффективность его использования, просмотреть отчеты с фильтрами по нужным задачам, клиентам и проектам. Это незаменимая вещь для упорядочивания рабочего процесса, для возможности контроля работы сотрудников и оценки ее стоимости. Тайм-трекер наглядно продемонстрирует вашу эффективность в работе над каждым из проектов и напомнит о том, что и когда необходимо сделать.

Скетчноутинг (от англ. Scetch – рисунок, эскиз и note – записывать, примечать) – актуальное направление визуализации. Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающие структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок. В результате взглянув на них, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь на лекции — даже если с тех пор прошло много месяцев.

Но как заявляет Майк Роуди, всё, что вы хотите нарисовать, может быть создано с помощью пяти базовых элемента

И это действительно так:

Визуальные заметки

Модели создания скетчей бывают разными. Именно здесь время дать волю фантазии. Самые распространенные способы расположения информации в скетчах:

Визуальное мышление и скетчноутинг прекрасно совместимы друг с другом: с помощью первого метода вы можете решать проблемы, генерировать идеи, передавать знания; с помощью второго – записывать чужие выступления и собственные мысли.

Использовать визуальные заметки в работе и жизни очень просто. С помощью визуальных заметок вы сможете планировать свои проекты, фиксировать важные идеи на встречах, создавать наполненные смыслом визуальные документы, делать впечатления в путешествиях по-настоящему незабываемыми, с легкостью учить языки, устраивать мозговой штурм, — в общем, красиво и креативно решать разные задачи.

Стоит ли метод усилий, которые предстоит потратить на его освоение? Безусловно. Исследования показывают, что факты. изложенные в правильно рассказанной визуальной истории, в среднем может вспомнить 63% аудитории. Те же факты, представленные в формате обычной презентации, запоминает только 5% слушателей. Кроме того, визуальные истории намного более убедительны, и порой позволяют сдвинуть с места проблемы, которые не решались годами.

Подготовка к презентации

Схематическое изображение презентации с помощью карточек полезно на стадии подготовки презентации. Сначала запишите главные идеи, чтобы можно было следить за их потоком. Потом поменяйте расположение элементов, чтобы улучшить поток информации в презентации.

Скетчи или визуальные заметки

Карточки с визуальными заметками отлично справляются с задачей выстраивания идей в логическую цепочку. А неожиданные сочетания карточек могут натолкнуть вас на новые идеи.

Инструменты

Все, что вам нужно – блокнот, ручка и желание.

Создавать визуальные конспекты лучше всего в нелинованном блокноте А5 или А4. Держать его можно вертикально или горизонтально. На одну лекцию, как правило, отводится всего один лист или один разворот — так же, как на изображение одного участка поверхности в картографии. Для записей специалисты советуют использовать тонкие черные маркеры, которые хорошо сохнут, долго не кончаются и не просачиваются сквозь бумагу.

Структурирование или интеллектуальный хаос?

Скетч изучается медленней и внимательней, потому что информация разбросана по всему листу.

Но… Задача автора — насытить этот лист реально полезной информацией, которую захочется не только изучить, но и сохранить на будущее.

Ведь главное не картинка, а итоговая ценность. Скетч — это формат контента, который по определению неэтично критиковать и тем более высмеивать. Это авторский графический почерк.

При этом каждая отдельная единица информации должна визуально отличаться от всех остальных. Тут не нужно повторов. Когда каждая единица информации отличается, а ещё сопровождается отдельным образом — это вообще круто. Ведь порой удачная картинка передаст информацию быстрее и больше, чем конкретный текст.


Скетчноутинг — это не искусство графики, это современный способ работы с информацией.

Визуальные заметки помогают улучшить память, продуктивность и заставляют мозг работать на полную мощность — не волшебная таблетка, но что-то магическое в этом есть ;)

Будем учиться рисовать базовые графические элементы, шрифты и все основные сюжеты, которые могут пригодиться вам в жизни и работе.

Примеры работ и упражнений из курса







Техника очень простая, доступная, универсальная и легко применимая в жизни, так как позволяет:

Примеры визуализаций от Анны Цымбал

В программе курса

Программа курса состоит из 5 блоков:

  • Мир образов и картинок
  • Мир букв
  • Орнаменты, декор и дополнительные элементы
  • Композиция и рубрикация
  • Цвет

Узнать все подробности

— Мир образов и картинок

  • Осваиваем базовые навыки рисования окружающих предметов, а также абстрактных образов. Учимся видеть и выделять главное, подмечать детали и делать наши наброски простыми, быстрыми, но понятными.
  • Разбираемся, как картинки — пиктограммы и архетипичные образы — присутствуют в нашей жизни с самого рождения и окружают нас постоянно.
  • Говорим об образном мышлении и способности мозга к обобщению понятий.
  • Выполняем практическое задание: пытаться законспектировать лекцию в картинках!

— Мир букв

  • Изучаем буквы, шрифты и почерки.
  • Тренируемся и улучшаем собственный почерк
  • Изучаем несколько несложных и красивых шрифтовых стилей для заголовков и особенных надписей.
  • Практика — учимся применять шрифты уместно и в соответствии с темой надписи!

— Орнаменты, декор и дополнительные элементы

  • Рассматриваем основные методы выделения и декорирования текстовых блоков и всего листа.
  • Говорим о стилевом единстве и умении выдерживать концепцию.

— Композиция и рубрикация

  • Рассуждаем об основных типах композиций, применяемых в скетчноутинге и о том, для каких случаев они наиболее удобны и эффективны.
  • Разбираемся, почему самое важное в любой картинке — композиция. Линейная или циклическая, блоками или с центром, хаотичная или хронологическая.
  • Тренируемся рисовать разворот в блокноте на каждый из этих композиционных типов.

— Цвет

  • Учимся расставлять смысловые акценты через цвет
  • Узнаем, как использовать цвет грамотно и со вкусом

И самое прекрасное: вся теория курса легко упаковывается в красочные конспекты — а это еще одно применение скетчноутинга :)

Материалы для курса

— Карандаш простой средней мягкости
— Ластик
— Ручка черная (капиллярная, гелевая, перьевая — на выбор) или черный линер;
— Маркер черный тонкий или двухсторонний
— Цветные карандаши любой фирмы
— Бумага А4 принтерная обычная
— Блокнот с белыми плотными листами. По размеру желательно больше, чем А5, в пределах А4.

Кому будет полезен скетчноутинг?

Творческим людям, которые постоянно генерируют новые идеи

Тем, кто любит слушать лекции и подкасты для саморазвития, старается быть продуктивным и постоянно узнавать что-то новое

Тем, кто работает в интеллектуальной сфере

Людям, которые считают, что обладают не очень хорошей памятью

Всем, кто проходит обучение или пытается освоить новый навык

Тем, кто любит порядок и планирование — это просто must have ;)


Анна, бесконечно благодарна Вам за этот курс. Купила его, чтобы пройти второй курс про человечков, но сколько в этом, первом, было сделано открытий! Я получила гораздо больше, чем ожидала. Это очень круто! Если будет еще какой-нибудь Ваш курс - я уже. читать далее Анна, бесконечно благодарна Вам за этот курс. Купила его, чтобы пройти второй курс про человечков, но сколько в этом, первом, было сделано открытий! Я получила гораздо больше, чем ожидала. Это очень круто! Если будет еще какой-нибудь Ваш курс - я уже там учусь! Даже если тема будет не близка, хоть кошечек рисовать. Все равно. Вы очень здорово всё объясняете, с Вами не страшно и легко. Просто делаешь. И растешь. Я уже писала Вам, что я никогда в своей жизни столько не рисовала. Поэтому, в том числе, случился прорыв. Я, что называется, разрисовалась. И еще для меня круто, что я закончила этот курс, а не бросила. Потому что было интересно в каждом уроке, до самого конца! Спасибо Вам огромное!)))) Я видела в предыдущем уроке Вам нарисовали Спасибо - вот я присоединяюсь, подписываюсь под каждым словом! Мои наилучшие пожелания Вам и безмерная благодарность))))


Спасибо большое за прекрасный курс! Насыщенный, иногда сложный, но всегда очень интересный. И теперь у меня появится новое увлечение - леттеринг :) читать далее


Анна, огромное спасибо за этот курс! Было очень интересно его проходить, вижу, как могу применять в жизни - для обучения и работы. Очень помогает структурировать информацию, категоризировать и в конечном итоге лучше ее запоминать, извлекать из нее. читать далее Анна, огромное спасибо за этот курс! Было очень интересно его проходить, вижу, как могу применять в жизни - для обучения и работы. Очень помогает структурировать информацию, категоризировать и в конечном итоге лучше ее запоминать, извлекать из нее больше пользы.
Очень понравилось рисовать пиктограммы, маленькие картинки, прошел страх рисовать, появился интерес - как простыми штрихами передать движение, например.
Спасибо вам за очень поддерживающую конструктивную обратную связь.


Спасибо за интересный курс. Нашла для себя много полезного. Требует мышления и времени для прохождения. читать далее

Читайте также: