Как сделать систему оценивания

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни.Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.

Сейчас становится актуальным формирующее оценивание. Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т. е. умение оценить себя.

Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка направлена на стремление ученика улучшить свою отметку, планировать корректировку обучения и улучшать её. Но для начала необходимо заинтересовать ребёнка, вовлечь его в процесс оценивания.

Вместе с формирующим оцениванием появились формы и методы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.

Формы и методы оценивания обучающихся:

1. Безотметочное оценивание

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Как правило, такое обучение осуществляется в 1 классе, но сейчас оно внедряется во 2-4 классы, а также в основную школу (5-11 классы).

В 1 классе не допускается любая знаковая символика, заменяющая цифровую отметку. Допускается только словесная форма оценки, которая может использоваться во всех классах. Словесная оценка должна быть содержательной, чёткой, с полным анализом, присутствовать в течение всего урока и иметь только положительную характеристику.

Одним из видов словесной оценки является поощрение. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе.

При безотметочном обучении в последующих классах могут быть использованы условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц.Например:

Безотметочное оценивание даёт возможность учащимся быть самостоятельными и ответственными, а также следить за своими успехами и недочётами.

2. Самооценивание

Самооценка – это внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности. Умение оценивать свою деятельность имеет важное значение в формировании таких качеств ребёнка как ответственность, самостоятельность и активность. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от сформированности у них самооценки. Поэтому важно формировать навыки самооценивания начиная с 1 класса. Самооценка может как мотивировать, так и подавлять учебную активность.

Чтобы ребёнок научился адекватно оценивать себя и свои работы, необходимо вводить критерии, по которым ученики будут оценивать свою деятельность.

Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.

Конечно, чтобы самооценивание помогало детям развиваться, его нужно проводить регулярно. Учителю необходимо планировать на него время и каждый раз напоминать детям о целях и критериях оценки работ.

3. Взаимооценивание

Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.

Взаимооцениваниепомогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.

Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Взаимооцениваниена уроке проводится в 3 этапа:

1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе

3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.

Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.

4. Портфель учебных достижений

Важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является портфель достижений - портфолио.

Портфолио - это сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов.

Портфолио через систему взаимосвязанных работ позволяет достаточно хорошо продемонстрировать прогресс в развитии навыков и умений работать на результат и сами результаты такой деятельности. Основным преимуществом портфолио является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

5. Рейтинго-накопительная система (РНС)

Достоинство: тесты легко и быстро можно проверить

Достоинство: не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах.

Недостаток: не даёт полной картины подготовки обучающихся.

8. Расширенный опрос

Учитель предлагает обучающемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе учитель может задавать дополнительные вопросы.

Достоинство: даёт более полную картину уровня подготовки обучающегося; может включать в себя также оценивание некоторых умений: публично выступать, занимать свою позицию и аргументировать её, отвечать на поставленные вопросы.

Недостаток: требует значительного времени как для обучающихся, так и для учителя, не может быть применён для оценивания большинства умений и навыков, часто не позволяет охватить сразу много обучающихся.

9. Игровые методы оценивания

Оценивание часто можно превратить в игру. Учитель устанавливает определённую шкалу. Например, правильный ответ на вопрос кроссворда – 1 балл, ответ на дополнительный вопрос - 2 балла, дополнение – 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка. Этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает обучающихся.

10. Контрольное упражнение

Контрольным может быть объявлено любое упражнение: выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание доклада, эссе-сочинения, реферата, составление портфолио и т. д.

Достоинства: задействует все уровни учебных целей; проверяет не только знания, но и умения, навыки и ценности; как правило, не отталкивает обучающихся, поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения матемиала обучающимися.

Недостатки: требует много времени для подготовки, проведения и обработки результатов, часто требует от учителя отработки специальных навыков по оцениванию и применению новых форм для оценивания.

Педагог выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение урока, а также обучающихся, которых нужно оценить. Особую роль при использовании этого метода играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении обучающимися Контрольного упражнения или творческого задания учитель должен также применять наблюдение, чтобы оценить их работу

Достоинство: не требует дополнительного времени на уроке

Недостаток: требует значительной концентрации о учителя, который проводит наблюдение за обучающимися и одновременно следит за ходом урока.

12. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, рефлексия, подведение итогов)

Форма беседы позволяет непринуждённо оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность урока и не предполагает выставление оценок.

Безусловно, приведённые формы и методы должны быть использованы учителями лишь как примеры для разработки своих форм и критериев оценивания, которые, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться.

(Подготовили: руководитель МО учителей среднего звена Казакова Ю. Н., руководитель МО учителей начального звена Павлова Ю. В.)

Так какую же оценку поставить ребенку?

Так если нам не хватает 5-балльной системы, может использовать и другие N-балльные системы? В этой статье я постараюсь рассказать вам обо всех преимуществах и, возможно, недостатках 100-балльной системы оценивания.

Почему именно 100-балльная система?

Здесь есть два весомых аргумента:

1. результаты ЕГЭ публикуются в 100-балльной системе;

Балл за задания 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Процент 0 % 8 % 17 % 25 % 33 % 42 % 50 % 58 % 67 % 75 % 83 % 92 % 100 %
Оценка 2 2 2 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5

Современные инструменты электронного журнала позволяют выставлять отметку в N-балльной системе и при необходимости посмотреть результаты в традиционной 5 балльной системе и 100-балльной системе, сравнить их между собой.

Что же нужно для перехода на 100-балльную систему?

1. Подготовить нормативно-правовую базу, прописать особенности оценивания результатов обучения в 100-балльной системе.

2. Проинформировать обучающихся и родителей о системе оценивания.

3. Определить шкалу перевода 100 баллов в 5-балльную систему, так как в аттестат выставляются по 5-балльной шкале.

Если говорить о реализации, то пункт 1 и 2 реализуется образовательными организациями каждый год перед 1 сентября. А вот пункт 3 напрямую относится к оцениванию результатов обучающегося. За основу мы взяли распоряжение Рособрнадзора № 1027-08 от 20.05.2008 – последний документ, который регламентировал перевод баллов ЕГЭ в школьную оценку. Таким образом мы вывели следующую шкалу перевода:

100 баллов 0–39 40–56 57–72 73–100
Оценка 2 3 4 5

А в будущем мы планируем повысить эту шкалу:

100 баллов 0–40 41–60 61–80 81–100
Оценка 2 3 4 5

Причем эта шкала из года в год может варьироваться в зависимости от общего уровня обученности школьников, так же как это происходит на ЕГЭ.

Что же будет происходить с оценками обучающихся?

Мы взяли средневзвешенный балл в 100-балльной системе, полученный обучающимися с сентября по ноябрь, и сравнили его с результатами, которые они получили бы по 5-балльной шкале.



Рисунки 1– 2. Диаграммы показателей расхождения результатов сравнения различных систем оценивания в 10–11 классах

Как видим, и в 10 и в 11 классах треть обучающихся могут получить различные оценки в 5-балльной и 100-балльной шкалах.



Рисунки 34. Гистограммы показателей расхождения результатов сравнения различных систем оценивания в 1011 классах

Получается, что 100-балльная система более требовательна к удовлетворительным результатам обучения, но более лояльна к обучающимся, показывающим стабильно высокие результаты. При этом 11-й класс оказался более подготовленным к введению 100-балльной системы, нежели 10-й. Связано это и с большей психологической готовностью 11-го класса к ЕГЭ.

Откуда же берутся такие расхождения?

Ученик Система Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Средний балл Итоговая оценка
Ученик 1 100-балльная 95 72 70 71 77 5
5-балльная 5 4 4 4 4,25 4
Ученик 2 100-балльная 80 60 65 62 66,75 4
5-балльная 5 4 4 4 4,25 4

Что думают об этой системе сами обучающиеся?

А как же трудности?

100-балльная система имеет один минус: учитель должен быть готов оценивать результаты по-новому. Важно понимать, за что выставляется каждый балл. Он должен предоставлять возможность обучающимся подавать апелляцию на результаты проверки своих работ. В моей практике был случай, когда я ошибочно проверил работу ребенка по другому варианту и вместо 72 баллов выставил 60, и только апелляция помогла найти мою ошибку. Для 5-балльной системы это пустяк, а для 100-балльной, как мы убедились, – существенная разница.

Какой же сделать вывод?

Применять традиционную систему оценивания или N-балльную систему – решает каждая образовательная организация. Но совершенно точно можно сказать, что если не изучать и не давать возможности использования различных оценочных шкал, то будет трудно говорить об объективности внутренней системы оценки качества образования.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

  • Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
  • На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
  • В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
  • Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

- Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

  • в чём недостатки конкретной работы,
  • чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
  • какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

  • На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
  • Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
  • Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
  • В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
  • Все надписи сделаны четко;
  • На контурную карту не нанесено лишней информации.

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у наших школьников возникли некоторые дефициты:

Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д.

Отсутствует учебная самостоятельность,

Присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема );

Нет потребности решить проблему,; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).

АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).

2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения самооценки

1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)

2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):

1.Задание? (приучаем помнить цель)

2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)

3.Правильно? (учим признавать ошибки)

4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения)

5.+со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение)

3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Использование сформированного умения самооценки

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)

2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками

3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.

4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).

Новые подходы к системе оценки результатов образования

Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.

При переходе на новые ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ возникла необходимость менять приоритеты в образовании

Сегодня у наших школьников возникли некоторые дефициты:

Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д.

Отсутствует учебная самостоятельность,

Присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема );

Нет потребности решить проблему,; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).

Задав вопрос родителям,

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Они отвечали: -

Умение ставить цель и добиваться ее

Умение адаптироваться к ситуации

Умение ориентироваться в мире

Самостоятельно добывать и применять знания

Уметь заботиться о других, быть достойным человеком


Сохранить здоровье …

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,

ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ

7 ПРАВИЛТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи

КТО? Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка

ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ИТОГОВЫЕ? Предметные – по таблице результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие

(предметное, метапредметное, личностное),

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

( Приложение АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ)

Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?

В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений!

Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных-неперсонифицированных.

Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях: входная диагн., выходная, текущие достижения, проекты и т.д

Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Примерные этапы для оценивания

Решите, какие навыки будут оцениваться?

Убедитесь в том, что показатели соответствуют поставленным целям.

Ограничьте количество показателей, чтобы они были чётко отслежены во время выполнения работы или оценены при представлении конечного продукта.

Используйте для показателей и индикаторов термины, понятные ученикам.

Избегайте неоднозначных формулировок, которые затуманивают смысл индикаторов.

Продумайте порядок показателей, чтобы он отражал Ваши приоритеты.

Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности)

Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка – на основе всех результатов, накопленных учеником в портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Три варианта итоговой оценки ФГОС:

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

(Менее 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)

Нет результ.в портф.достиж)

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми действиями для решения простых задач (стандартных)

(.Более 50% зад.баз.уровня в итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)

3.Овладел опорной системой знаний на уровне произвольного осознанного применения действий (решение нестандар. задач)

(65% зад.баз.уровня и 50% макс.баллов в повыш.ур. итогов.раб.(рус.яз., мат., межпр.)

Лист оценки предметных результатов

0 б. – не научился 1 б. – частично научился 2 б. – в полной мере научился


Постоянный онлайн-диалог и никаких двоек

1. Отменить двойки

Классическая пятибалльная система давно превратилась в трехбалльную: пятеркой мы поощряем тех, кто работает и старается, четверку ставим, когда ученик немного не дотянул, тройку — когда освоена только базовая программа. А двойка, по сути, стала оценкой, которая никак не связана с уровнем знаний — это мера воздействия на ученика, который не хочет выполнять задания учителя.

Сразу после перехода на дистант мы в гимназии двойки отменили совсем. Если ученик что-то недопонял, учитель может оставить в журнале пустую клетку. Но ставить ребенку двойку за то, что он что-то не выучил, не совсем правильно, поскольку есть множество факторов, которые могли на это повлиять. Может, он не смог подключиться к уроку из-за технических проблем либо не разобрался в том, как работает та или иная программа. В этом нет ничего криминального: не все дети способны обучаться в таком режиме. Наша основная задача сейчас — сохранить у детей желание учиться, а не отбивать его двойками, которые спровоцированы отсутствием сетей.

2. Обеспечить обратную связь

Все это способы для того, чтобы наладить диалог учителя с учеником. И дистант, как никакая другая форма обучения, позволила почувствовать на практике важность такого диалога.

3. Не создавать детям дополнительных сложностей

Любая школа для себя сама определяет систему оценивания. Я знаю школы, которые осознанно уходят от пятибалльной системы оценивания. Но мы должны готовить детей в том числе и к государственной итоговой аттестации. И если в основном экзамене останется пятибалльная шкала, нам нет смысла ее менять у себя, потому что объяснить детям, почему оценка, полученная в школе, никак не коррелируется с тем, что будет на экзамене, сложно.

Внутренняя система оценки должна быть связана с внешними оценочными процедурами

Потому что, например, пятерка — это не всегда 100 баллов. По физике пятерку можно ставить от 70 баллов, а по информатике — только от 85. Также следует учесть, что эти шкалы каждый год тоже меняются.

Формирующие оценки и конструктивная обратная связь

1. Оценивать не только итог, но и процесс

Сама по себе пятибалльная логика — вполне нормальная история, она не хуже и не лучше, чем 12-балльная или 100-балльная система. Но постепенно эта система оценивания превращается в ритуал, в котором утрачены изначальные принципы, по которым она должна работать — то есть объективно показывать, в первую очередь самому ученику, что у него получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать.

Слишком большой вес финальной отметки за экзамен или контрольную работу — это несовременный подход к оцениванию

С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Если до экзамена у него было 10 проектов, выполненных в среднем на очень высокий балл, очевидно, что даже плохая итоговая оценка не будет объективным показателем.

2. Научить детей самооцениванию


3. Научить детей и учителей конструктивной обратной связи

Пока учителя не всегда понимают, как давать обратную связь, которая носит конструктивный характер. В рамках цифровой платформы мы учим в том числе и этому. Например, можно сделать тест, где один ответ будет правильным, а три остальные — совершенно случайными. А можно сформулировать неправильные варианты таким образом, чтобы по ответам можно было диагностировать те или иные пробелы в рассуждениях ученика.


Читайте также: