Как сделать синтаксический разбор сказуемого

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Алгоритм синтаксического разбора простого предложения

Любой разбор предложения начинается со стандартной процедуры: определения его типа по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное и невосклицательное). Кстати, заметь, что расстановка знаков препинания иногда зависит от этих характеристик. Затем стоит определить грамматическую основу (найти подлежащее и сказуемое), чтобы уж точно знать: перед тобой простое либо сложное предложение.

Затем нужно определить тип предложения по структуре (строению). Для простого предложения будут такие варианты:

— двусоставное (если есть подлежащее и сказуемое) либо односоставное (определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное или назывное).

— распространённое (есть второстепенные члены — определение, обстоятельство, дополнение) или нераспространённое (таковых нет).

— полное или неполное (когда член предложения пропущен).

— осложнено однородными членами или обособленными членами, обращениями, вводными словами.

Затем предложение разбирают по членам, указывают, чем они выражены и составляют схему. Если забыл, как это делается, смотри картинку ниже, либо загляни в учебник по русскому или белорусскому языкам.


Эти знания понадобятся тебе для того, чтобы корректно ставить знаки препинания в простых предложениях, отличать их от сложных и правильно решить задания А13-А16, А20 в ЦТ по русскому языку. И особенно в задании В10, где необходимо установить соответствие между предложениями и их схемами.

Для тых, хто здае ЦТ па беларускай мове, дзейнічае той жа алгарытм сінтаксічнага разбору простага сказа. І гэтыя веды спатрэбяцца ў заданнях А17, А18, А19, А20, А21, А22, А23.


Итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа! Крутая возможность для абитуриентов 2020 года! С 12 по 27 июня Адукар проводит итоговые занятия перед ЦТ по 9 предметам. Это реальный шанс повторить весь материал за 4 часа и улучшить свой балл на ЦТ! Успей записаться по скидке! Узнать больше и записаться!

Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения базируется на знаниях о простом. Также необходимо определить тип предложения по цели высказывания и интонации, а затем найти грамматические основы. Понятно, что если в состав входят две и более предикативные части, то перед нами сложное предложение. Затем стоит определить, с помощью чего связаны части: союзов, союзных слов или интонации. Это поможет тебе понять, какое перед тобой предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

Помни, что части сочинительных предложений связаны с помощью соединительных (и, да, ни, тоже, также), разделительных (или, либо, то … то, не то … не то) и противительных союзов (а, но, однако, зато, же). А в сложноподчинённом предложении ты найдёшь подчинительные союзы (чтобы, если, как, несмотря на то что и так далее), союзные слова (который, чей, какой, что; где, куда), соотносительные слова (тот…кто, тот… который, тот… чей, там… где, там… куда). И понятно, что интонационно связываются части бессоюзного предложения. А предложения с разными видами связи комбинируются из вышеперечисленных предложений. Такой анализ позволит без проблем составить схему.

Эти знания тебе пригодятся для решения заданий ЦТ по русскому А17-А18, А21, В10. Таксама з гэтымі ведамі ты без праблем выканаеш заданні А24-А27 у ЦТ па беларускай мове.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложение


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

сложное предложение


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
  3. простое - какой формой глагола;
  4. составное глагольное - из чего оно состоит;
  5. составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Тема: сказуемое - это… Русский язык, 2 класс. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Типы (виды) сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Примеры. Сказуемое-существительное. Что такое грамматическое сказуемое. Однородные сказуемые.

Фото Сказуемое в предложении: типы сказуемых в русском языке, примеры

Сказуемое - это один из главных членов предложения. Сказуемое описывает действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Я молчу.

Девочка гуляла.

Ты будешь говорить

Юноша был высок и строен.

Мой друг остался верен себе.

Ваня - студент.

Подлежащее и сказуемое

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается двумя чертами, подлежащее - одной чертой.

Пример. Подлежащее и сказуемое в предложении

Снег идёт весь день.

Снег - подлежащее.

Идёт - сказуемое.

Если в предложении есть только подлежащее и/или сказуемое, то это нераспространенное предложение. Если же кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) - это уже распространенное предложение.

Бывают предложения, в которых есть сказуемое, но нет подлежащего:

В лесу вечерело.

Прошу внимания.

За окном громыхнуло.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.

Типы (виды) сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Примеры

Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.
Девушка пела в церковном хоре.
Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов - например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:
Вы будете жить с нами?
Давай обсудим планы на будущее.
Пускай она пройдет в дом.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива - неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.
Я хотел вам позвонить.
Мы думали заглянуть в гости.
Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
Рад стараться.
Всегда готов буду вам помочь.
Мы вынуждены откланяться.
Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

Как выписать или подчеркнуть сказуемое в предложении

Чтобы найти сказуемое в предложении, задайте подходящий вопрос:
Я вас любил. Я что делал? Любил.

Если в предложении есть подлежащее (кто? что?), сказуемое зависит от него и согласуется с подлежащим.

Редкая птица долетит до середины Днепра!
Птица что сделает? Долетит.

Мой дядя самых честных правил.
Что говорится о дяде? Каков он? Самых честных правил.

Сказуемое описывает действие или состояние предмета, указанного с помощью подлежащего.

Во время синтаксического разбора предложения сказуемое подчеркивают двумя чертами.

Однородные сказуемые. Предложения с однородными сказуемыми - примеры

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Сказуемые также могут быть однородными, если относятся к одному и тому же подлежащему. Однородные сказуемые могут быть выражены разными частями речи - глаголами, прилагательными, существительными.

Примеры однородных сказуемых:

В деревне мы купались, катались на велосипедах и загорали.
Однородные сказуемые: купались, катались, загорали.

Морковь - полезная еда, источник витаминов.
Однородные сказуемые: еда, источник.

Чтобы опознать однородные сказуемые, нужно поставить вопрос и убедиться: они относятся к одному и тому же подлежащему, отвечают на один и тот же вопрос.

Дорога вела вперед, кружила, звала за собой.

Дорога что делала? Вела, кружила, звала. Это однородные сказуемые.

Однородные сказуемые. Как ставить запятые?

Запятые при однородных сказуемых ставятся по тем же правилам, что и при других однородных членах:

Запятая нужна, если однородные перечисляются без всякого союза. Мы бегали, прыгали, играли.

Запятая нужна, если использованы союзы а, но, однако, зато. Мы не бегали, зато плавали.

Запятая нужна, если есть повторяющийся или составной союз. Мы и бегали, и купались. Мы не только бегали, но и купались.

Запятая не нужна, если используется и не повторяются союзы и, или. Мы купаемся и бегаем. Мы будем купаться или загорать.

Однородные сказуемые, выраженные разными частями речи

Сказуемые могут быть выражены разными частями речи - глаголами, существительными, прилагательными, причастиями. Иногда однородные сказуемые выражаются разными частями речи.

Мебель куплена и уже собирается. Первое сказуемое - причастие, второе - глагол.

Ночь была темна и наполнена звуками. Первое сказуемое - прилагательное, второе - причастие.

Примеры предложений с однородными сказуемыми

Машина подъехала к дому и остановилась.

Мы приехали, оставили вещи в гостинице и пошли гулять по городу.

Оратор то говорил громко, то затихал.

Вася не только студент-отличник, но и хороший спортсмен.

Наш класс большой, дружный и веселый.

Что такое грамматическое сказуемое?

Синтаксис — часть грамматики русского языка (совместно с морфологией), указывающая правила соединения слов
в словосочетания и предложения. Одно из главных правил этого соединения — это согласование.

Синтаксический разбор предложения.

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)

3. Грамматическая основа (главные члены предложения) (подлежащее, сказуемое)

4. По наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое) Подчеркнуть второстепенные члены предложения: определение - (какой?, какому?, каким. ),
дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.), обстоятельство - (где? как? куда? откуда? зачем? почему? когда?)

5. Указать над каждым словом в предложении часть речи (сущ., прил., гл., мест., нар., числ., предл., союз )

6. Выписать словосочетания или установить с помощью вопросов связь слов в предложении (подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл., второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

1. Начинают разбор предложения с указания, какое оно по цели высказывания: если просто сообщается о чем-то – предложение повествовательное , если в нем содержится вопрос – вопросительное , а если требование, просьба – побудительное .

Сказуемое показывает, что именно сообщается о подлежащем. При разборе сказуемое подчеркивают двумя чертами.

Все второстепенные члены предложения делятся на две группы: - группа подлежащего - группа сказуемого

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, определяют, какой или чей предмет – это определение : снежинки (какие?) крупные. При разборе определение подчеркивают волнистой линией. Определение, в основном, относится к группе подлежащего.

К группе сказуемого относятся дополнение и обстоятельство . Дети часто их путают. Запомнить несложно: дополнение дополняет сведениями грамматическую основу, всегда отвечает на вопросы косвенных падежей. Обстоятельство поясняет, при каких обстоятельствах произошли описанные в предложении события, отвечает на вопросы наречий: как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? При разборе дополнение подчёркивают штрихами (дети говорят – чёрточками), обстоятельство – штрихами и точками.

5. После того, как подчёркнуты все главные и второстепенные члены предложения, или непосредственно во время подчёркивания, нужно сверху надписать, какой частью речи они выражены.

Полный синтаксический разбор выполняется после 4го класса. В начальной школе не определяют, односоставное или двусоставное, осложнено (однородными членами, обращением, вводным словом) или нет.

Читайте также: