Как сделать синтаксический разбор предложения 6 класс образец

Обновлено: 07.07.2024

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.


Образец синтаксического разбора

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.


в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Разбор предложения.

· ЗАПИСЫВАЕМ В СКОБКАХ ПОСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

- дополнение (падежные вопросы, кроме Им.п.)

- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

От петуха летели пыль и пух.

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

· УСТАНАВЛИВАЕМ СВЯЗЬ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

1. Определяем грамматическую основу предложения

- О ком или о чем говориться в предложении?

- Кто? ….. Это подлежащее, подчеркиваю одной линией.

- Что говорится о …. ( Что делает …?) ? Это сказуемое, подчеркиваю двумя линиями.

2. Определяю второстепенные члены предложения.

( Выпиши словосочетания (два слова в предложении, которые связаны по смыслу)!

Запомни! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

Подсказка! Сколько в предложении второстепенных членов, столько и словосочетаний.)

Плакучая ива печально смотрит в воду.

Подсказка! (Три второстепенных члена, значит три словосочетания).

ива (какая?) плакучая

смотрит (как?) печально

смотрит (куда?) в воду

Подсказка! (Ставим вопросы от подлежащего, затем от сказуемого и т.д.).

3. Подчеркиваю второстепенные члены предложения (если изучали)

4. Определяю, какими частями речи выражены члены предложения, подписываю сверху (если изучали)

В ТЕТРАДИ ПОЛУЧИЛИ:

Прилаг. Сущ. Нар. Гл. Пр. Сущ.

Плакучая ива печально смотрит в воду. ( Повеств., невоскл., прост., распр.)

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Схема синтаксического анализа простого предложения

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В синтаксическом анализе простого предложения соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Порядок анализа

Вариант 1. Синтаксический разбор простого предложения. Порядок анализа:

  1. Определить грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
  2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  3. Объяснить строение предложения:
    • двусоставное или односоставное (у односоставного предложения определить тип (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное);
    • распространённое или нераспространённое;
    • определить морфологическую форму подлежащего, морфологическую форму сказуемого (простое, полное или неполное; составное глагольное, составное именное), морфологическую форму дополнения (прямое, косвенное), морфологическую форму определения (согласованное, несогласованное, приложение), морфологическую форму обстоятельства (места, времени, причины, цели, условия, уступки, сравнения);
    • указать, какими частями речи выражены члены предложения;
    • отметить, если предложение осложнено однородными, обособленными или уточняющими членами предложения, вводными и вставными конструкциями.
  4. Охарактеризовать пунктуацию в предложении.

Это интересно: Что такое словообразовательный анализ слова — это разбор, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.

Вариант 2. Синтаксический разборз простого предложения. Порядок анализа:

I. Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.

II. Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):

1) по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/ побудительное);
2) по эмоциональной окраске (восклицательное/ невосклицательное);
3) по наличию грамматических основ (простое/сложное);
4) по наличию главных членов (односоставное (назывное/ безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное) / двусоставное);
5) по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное) (для неполного указать, какой член предложения опущен);
6) по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);
7) указать, если чем-нибудь осложнено;
8) составить схему осложнения, т. е. отметить обособленный член предложения, объяснить расстановку знаков препинания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Осложнённым называют предложение, если в нём есть однородные члены предложения (с обобщённым словом или без него)/вводные/вставные конструкции/обособленные члены предложения/обращения.

Особенности разбора некоторых предложений

Простое предложение, осложнённое однородными членами

  1. Разобрать как простое предложение.
  2. Указать, какие члены предложения однородны; есть ли обобщающее слово; порядок слов в предложении; сколько рядов однородных членов; связи между однородными членами предложения (бессоюзная, союзная).

Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

  1. Разобрать как простое предложение.
  2. Указать, какой второстепенный член предложения обособлен:

а) определение (причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородные согласованные определения, приложения, несогласованные определения);
б) обстоятельство (деепричастный оборот, одиночное деепричастие, оборот с предлогами несмотря на, согласно и т. д., сравнительный оборот с союзом как и др.);
в) дополнение с предлогами кроме, исключая и др.;
г) уточняющий член (без союза или с союзом, одиночный или распространённый).

  1. Указать, от какого члена предложения зависит обособленный член.
  2. Охарактеризовать пунктуацию в предложении.

Простое предложение, осложнённое вводными и вставными конструкциями, обращениями

  1. Разобрать как простое предложение.
  2. Определить, есть ли в предложении вводная или вставная конструкция, обращение.
  3. Если это вводная конструкция:

а) определить её структуру (слово, словосочетание, предложение);
б) определить её разряд;
в) если это слово, определить, какой частью речи оно является.

Предложения с прямой речью

  1. Указать, что это предложение с прямой речью.
  2. Назвать слова автора и прямую речь.
  3. Объяснить пунктуацию в предложении.

Это интересно: Имя числительное как часть речи обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой по счёту?).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

1. Простое предложение

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.

По цели высказывания предложение повествовательное.

По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

Схема синтаксического анализа простого предложения

2. Простое предложение, осложнённое однородными членами

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.

По цели высказывания предложение повествовательное.

По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

Однородные сказуемые разделяются запятой.

3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

Схема синтаксического анализа простого предложения

4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье, которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

5. Предложение с прямой речью

Предложение с прямой речью.

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

Схема синтаксического анализа простого предложения

Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).

- сочинённое ( части равноправны , между частями союзы, чаще И, А, НО ,ДА, ИЛИ, ЛИБО и др.

- подчинённое ( одна часть зависит от другой, можно задать вопрос, между частями союзы ПОТОМУ ЧТО, КОГДА , ЕСЛИ , ГДЕ, ЧТО и другие

Предварительный просмотр:

Порядок синтаксического разбора предложения

повествовательное //вопросительное // побудительное

  1. По интонации : восклицательное // невосклицательное
  1. По количеству грамматических основ :

простое ( ОДНА основа ) // сложное ( ДВЕ и более основы)

( не забудьте указать части речи )

4.По наличию главных членов предложения :

Двусоставное ( есть и подлежащее , и сказуемое) // односоставное ( есть либо подлежащее , либо сказуемое; (тип односоставного предложения) )

5.По наличию второстепенных членов :

6.Осложнено ( если есть) однородными членами ( какими) , обращением ( одиночным или распространённым), обособленными членами предложения ( какими)

- бессоюзное ( между частями НЕТ союзов, части равноправны)

- сочинённое ( части равноправны , между частями союзы, чаще И, А, НО ,ДА, ИЛИ, ЛИБО и др.

- подчинённое ( одна часть зависит от другой, можно задать вопрос, между частями союзы ПОТОМУ ЧТО, КОГДА , ЕСЛИ , ГДЕ, ЧТО и другие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Данный материал представляет собой конспект урока с использованием биографических сведений об Александре Грине.


порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения.


Синтаксический разбор предложения

Данная презентация создана мной для каждого урока русского языка, на котором есть синтаксический разбор предложения, частичный или полный. Он помогает быстро найти ошибку в порядке разбора и дает возм.


Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"

Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе.


Порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения.

Читайте также: