Как сделать синквейн по физике

Обновлено: 02.07.2024

Это не должен знать каждый, но это так интересно!

Если можешь, иди вперед века, Если не можешь, иди с веком, Но никогда

не будь позади века. В. Брюсов

Ни дня без радости открытий

Синквейн

это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии; это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта. 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пахыч

Добрый, отзывчивый. Учусь, живу, радуюсь. Всегда помогу в беде. Скромняга. Чистоколов Павел, 7В

Сашка

Энергичная, жизнерадостная. Всегда помогает, понимает, поддерживает. Чувство локтя! Подружка. Караваева Ксения, 7А

Реализация личностных способностей: интеллектуальных; творческих;

Физика

Нужная, интересная. Исследует, развивает, помогает думать. —наука о природе. Законы. Чикинов Илья, 7А

Можно работать над синквейном: самостоятельно на уроке или дома.

Можно работать над синквейном: индивидуально; в паре; в группе

Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица. Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

Можно работать над синквейном: для анализа узкого понятия

Манометр. Жидкостный, металлический. Измеряет, уточняет, работает. Служит для измерения давления. Прибор. Тихонова Анна, 7В

Можно работать над синквейном: при изучении достаточного объемного

Закон сохранения и превращения энергии. Нужный, полезный. Превращается, сохраняется, не изменяется. Энергия превращается из одного вида в другой. Один из основных законов природы. Изотова Римма, 8В

Температура

Измеряемая, зависимая. Повышается, понижается – изменяется. Степень нагретости тела. Величина. Козлов Александр, 8А

Сила – векторная физическая величина, ее можно измерить

Сила измеряется динамометром. Единица силы – Ньютон. Сила характеризует внешнее воздействие, при котором тело изменяет скорость или деформируется. Различают силу тяжести, упругости, трения. Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

Двигатель внутреннего сгорания

Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина.

Тепловое движение

Беспорядочное, изменяемое. Колеблются, движутся, ускоряются. Температура зависит от скорости. Движение молекул.

Слайды и текст этой презентации

Это не должен знать каждый, но это так интересно!

Леонардо да Винчи, М. Ломоносов внесли большой вклад как в науку, так и в искусство. Ломоносов писал

Леонардо да Винчи, М. Ломоносов внесли большой вклад как в науку, так и в искусство. Ломоносов писал оды в стихах, а Леонардо да Винчи - рисовал.

Физики Эйнштейн, Планк, Гейзенберг увлекались музыкой.

Физики Эйнштейн, Планк, Гейзенберг увлекались музыкой.

Физик Максвелл увлекался поэзией.Известны литературные переводыВинера, основателя кибернетики.Серьезно занимался живописьюастроном Коперник.

Физик Максвелл увлекался поэзией.
Известны литературные переводы
Винера, основателя кибернетики.
Серьезно занимался живописью
астроном Коперник.

это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии;это прием технологии

это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии;
это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,

1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Каникулы.Светлые, веселые.Гуляем, расслабляемся, спим.Отдыхать — не работать.Счастье!

Каникулы.
Светлые, веселые.
Гуляем, расслабляемся, спим.
Отдыхать — не работать.
Счастье!

Молекула.Маленькая, подвижная.Движется, притягивается, отталкивается.Молекула – это то, из чего состоит вещество.Частица.

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.

Манометр.Жидкостный, металлический.Измеряет, уточняет, работает.Служит для измерения давления.Прибор.

Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.

Температура.Измеряемая, зависимая.Повышается, понижается – изменяется.Степень нагретости тела.Величина.

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.

Физика — одна из основных наук о природе. Это очень нужная и интересная наука. В физике изучают

Физика — одна из основных наук о природе. Это очень нужная и интересная наука. В физике изучают различные явления. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Нужная, интересная.Исследует, развивает, помогает думать.Физика—наука о природе.Законы. Физика

Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.



Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Синквейн появился в США в начале XX века из японской поэзии. В русской литературе заинтересовались составлением синквейнов в конце XX века.

В последние годы синквейн, как метод обучения, приобретает популярность и широко применяется в образовательном процессе.

Он подходит для любого возраста детей и предмета школьной программы.

Что такое синквейн?

Синквейн — это методический прием, состоящий из 5 строк стихотворной формы. Все строки являются нерифмованными, однако, написание каждой строки подчинено определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Правила составления синквейна

Правила составления синквейна

  • 1 строка – 1 слово - тема текста (существительное).
  • 2 строка – 2 слова (прилагательные или причастия), описывающие тему текста.
  • 3 строка – 3 слова (глаголы или деепричастия), описывающие действия, связанные с темой текста.
  • 4 строка – 4 слова (фраза), выражающие отношение автора к тому, что он описывает. Это может быть крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм в контексте раскрываемой темы.
  • 5 строка – 1-2 слова (итог) по аналогии с первой строкой, характеризующее суть темы. Чаще всего это просто синоним.

Где применить синквейн?

Составление синквейна на уроке — это творческое нахождение и выделение учащимися существенных элементов изучаемой темы, вывод и формулировка согласно принципам написания строк. Такой прием способствует развитию образного мышления школьников и систематизация знаний по изучаемому предмету.

Синквейн можно использовать на уроках по любым предметам:
1) на стадии ознакомления с новой темой, как актуализация знаний.
2) на стадии осмысления, чтобы оценить степень понимания темы учащимися, а также для смены деятельности (учусь играя)
3) на стадии рефлексии, чтобы оценить уровень понимания изученного материала. Синквейн – быстрый и мощный инструмент рефлексии и педагоги чаще всего используют его именно на этой стадии урока.

Горит, озаряет, мерцает.

Стремится, улетает, покидает

Синквейн по окружающему миру на тему "Куда ушли динозавры?"
Астероид

Несся, сиял, сжигал

Жуткий удар - кто не погиб, тот страдал

Как научить писать синквейн?

  1. Рассказать, что синквейн — способ в короткой форме выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, темы урока и др.
  2. Объяснить правила составления синквейна.
  3. Привести несколько примеров.
  4. Составить общий синквейн на заданную тему.
  5. Составить еще один синквейн в паре или группе на выбранную тему.
  6. Объявить тему синквейна для индивидуальной работы, так как именно такая форма работы позволяет учителю оценить глубину понимания материала каждым из учеников.

Примеры синквейнов

Примеры синквейнов

Примеры синквейнов

Синквейн можно составлять на различные темы: исторические и географические открытия, животные и растения, математические понятия, искусство и творчество и др.

Пример синквейна о весне:
Весна.

Пришла, зацвела, оживила

Вдохнула жизнь в природу.

Пример синквейна о войне:
Война

Убивает, отнимает, разлучает.

Постарайтесь вернуться назад!

Пример синквейна о бабушке:
Бабушка

Любит, ворчит, печет

Достоинства синквейна

Синквейн — это игра слов, которая способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • развитию речи;
  • составлению оригинальных и красивых стихотворений;
  • выделению главного;
  • закреплению частей речи;
  • следовать алгоритму;
  • формулировке мыслей в краткой форме;
  • развитию творческих способностей;
  • развитию образного мышления.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

Читайте также: