Как сделать синичкин день

Обновлено: 04.07.2024


Старшая группа

  • Не много зинька ест — пьет, а весело живет.
  • Не велика птичка — синичка, а и та свой праздник помнит.
  • Синичка – воробью сестричка.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Невелика синица, голосок востёр.

Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.

Кормушки можно сделать из:банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Поиграйте с детьми игру “Птичий бунт” .
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Тематический день
в детском саду для старшего дошкольного возраста

Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагог: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Педагог: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Прогулка 2: картотека.

Сценарная разработка для младших школьников

К нам синички прилетели,

Песенку свою запели:

Репортаж про нас снимите!

- Синица – одна из самых узнаваемых птиц в нашей стране. Специалисты-орнитологи утверждают, что именно полет синицы, а не ястреба, журавля, аиста или вороны — это яркий пример экономного расхода сил и энергии. Именно поэтому птички-синички летают с огромной скоростью, но при этом довольно редко взмахивают крыльями.

- Об интересных фактах из жизни синиц репортаж наших корреспондентов.

Задания квеста:

Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам.

Задание 1: соедини части народных примет.

Если синица свистит – быть ясному дню.

Если пищит – быть ночному морозу.

Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Синица к избе – зима на дворе.

Синичка в окно постучит – будет известие.

Задание 2: убери лишние слова и узнай, что не будут есть синицы зимой.

Сало, крупа, хлебные крошки, конфеты, ягоды рябины, остатки каши, творог, отварное яйцо, семечки тыквы, семечки подсолнуха, орехи, кусочки фруктов, сливочное масло .

Задание 3: собери слова и узнай, чем любит полакомиться большая синичка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зима трудный период в жизни птиц. Им в это время необходима наша помощь.

Муниципальное бюджетное образовательное

учитель начальных классов

Котюшева Валентина Никандровна .

Идея проекта: Помочь братьям нашим меньшим

Автор: Котюшева Валентина Никандровна, учитель

Сроки реализации: сентябрь – март 2018/19 г.

Актуальность : Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

  • Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
  • С Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Цель акции: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи : Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду, гордость за свою малую родину. Сроки работы: сентябрь – март 2018/19 г.

  • Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи :
  • Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду, гордость за свою малую родину.
  • Сроки работы: сентябрь – март 2018/19 г.

Довести до участников проекта важность данной проблемы;

Создание творческой группы (все учащиеся класса);

Совместное составление плана работы над проектом, привлечение родителей и жителей села к данной проблеме.

  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • Развешивание кормушек , скворечников и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы и села Целинного

 Экскурсии по селу, в музей- заповедник, наблюдение за птицами Сентябрь-октябрь Подготовка листовки-обращения с призывом к сохранению природы и ее обитателей. ноябрь Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы, жителей села. декабрь Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы и дворовых участках, подкармливание птиц декабрь – январь - февраль Выступление участников акции с результатами работы на общешкольном родительском собрании. Дальнейшее развитие проекта: Изготовление и развешивание скворечников март

Экскурсии по селу, в музей- заповедник, наблюдение за птицами

Подготовка листовки-обращения с призывом к сохранению природы и ее обитателей.

Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы, жителей села.

Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы и дворовых участках, подкармливание птиц

декабрь – январь - февраль

Выступление участников акции с результатами работы на общешкольном родительском собрании.

Дальнейшее развитие проекта:

Изготовление и развешивание скворечников

Участие в работе всех 38 учащихся 2 -6 классов и их родителей.

Описание работы.

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

 На ветках рябины устраивают столовую синицы, воробьи, снегири. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб. Мы составили листовку – обращение к ребятам и жителям (приложение №1). Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

На ветках рябины устраивают столовую синицы, воробьи, снегири.

Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

  • Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
  • Мы составили листовку – обращение к ребятам и жителям (приложение №1).
  • Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.
  • 2.Практический этап.
  • Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
  • При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
  • Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и распространили по организациям села (аптека, больница, магазины, бухгалтерия ).

Итог : зимующие птицы постоянные гости кормушек.

Мы объявили в школе экологическую

7 декабря мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развесить кормушки и наполнить их кормом. Мы развешивали их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. На своих усадьбах самые активные участники также повесили кормушки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;

расширить представления детей о всероссийских праздниках;

развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

вовлечь детей в творческую и практическую деятельность

по охране и защите зимующих птиц;

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный кабинет

1.Истоки празднования дня синиц

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Угадайте что за птица?

То весёлая …..(синица)

Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.

В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.

Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.

Свистит синица - на ясный день.

Синицы утром пищат - на ночной мороз.

Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

( На доске висят иллюстрации синиц)

Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).

Отгадай загадки. На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.

Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)

7. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не даром, галстук красный

дан с рожденья… ( снегирю)

8. Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки!

Угадай птицу по голосу. Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают.

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

Синичка предупреждает детей:

- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Синичка Что неправильно?

Дети. Мухи!

Синичка А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

. Синичка Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Синичка Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Куницы – вовсе не птицы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Могучий, как… (орёл).

Мудрый, как… (сова).

Вороватая, как… (сорока).

Важный или спокойный, как… (гусь).

Важный или надутый, как… (индюк).

Любовь и нежность … (голубиная).

Длинноногий, как…. (журавль).

Большеглазый, как … (филин).

Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у… (ястреба).

Взгляд зоркий, как у… (сокола).

Нос с горбинкой, или … (орлиный).

Шея красивая, или … (лебединая).

Болтать или трещать, как… (сорока).

Ворковать, как… (голубь).

Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:

1. Какие птицы прилетали на кормушку? (синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)

2. В какой день недели прилетали вороны? ( в среду)

3. Сколько ворон прилетало? (три)

4. Чем лакомился голубь на кормушке? (кашей)

5. Чем угощались сороки? (пиром)

6. Сколько было сорок на кормушке? (семь)

Молодцы, и с этим заданием справились!

Отбери корм для птиц. Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.

Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Спасибо всем за участие!

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2007.

Читайте также: