Как сделать сграффито

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Удивительную технику резьбы по цветным пастам вы сможете применить и апробировать как с детьми средней группы детского сада, так и для старшей (подготовительной).

Оборудование: бумага, цветные восковые мелки, тушь черная, кисточка, губочка для закрашивания листа, деревянные палочки (палочки для процарапывания).

Ход работы:

1. Для начала Вам нужно понять, как ведет себя восковая пастель на бумаге. Попробуйте закрасить одним цветом разные типы бумаги (ватман, акварельная, для пастели, картон или мелованная). Это даст вам представление о том, как восковые мелки ведут себя на разном материале.

2. Итак, рисование восковыми мелками начинается с наброска, который выполняется легкими штрихами. Набросок можно сделать простым карандашом или мелком доминирующего цвета будущей картины. На наброске обозначаются контуры объектов, которые будут изображены на рисунке.

3. Закрашиваем весь лист восковыми мелками – плотно накладываем цвета на лист бумаги, не оставляя пробелов бумаги, иначе нужный эффект может не получиться.

5. Затем, когда лист закрашен мелками, мы должны прокрыть ее краской – я закрасила всё черной гуашью. А пока лист сохнет, тщательно продумываем рисунок и его детали. Набираемся терпения и ждем полного высыхания листа. На это может уйти достаточно много времени, но его лучше выждать, иначе задумка не получится.

6. Далее деревянной палочкой (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.


Если все сделано правильно, краска будет сниматься, а под ней будет оставаться бумага, закрашенная цветными восковыми мелками.

Подобным образом мы изобразили ночной город и салют на небе. Возможны и другие варианты, например, подводный мир или жителей леса, а так же

Главное - не ограничивать себя и свою фантазию!




Нетрадиционная техника рисования восковыми мелками

Нетрадиционная техника рисования восковыми мелками Восковые мелки не так часто применяются для творчества детьми. А ведь это один из самых интересных инструментов для создания работ в нетрадиционной.

Рисование восковыми мелками

Рисование восковыми мелками обышева Светлана Николаевна – педагог дополнительного образования МБДОУ Д/с № 37 п. Менделеево Солнечногорский район Московской области.

Продолжаем разговор о том, как начать лепить из глины самостоятильно и сегодня хочу рассказать о своей любимой технике декорирования керамики — сграффито. Возможно в школьные годы на уроках рисования вы делали что-то подобное — процарапывали покрытую краской вощеную бумагу.

Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito — процарапанный) — техника декорирования керамики, стен или фасадов зданий, которая основана на процарапывании верхнего слоя краски или штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету.

В древности техника сграффито применялась в керамике (вазы Греции), в 15-17 веках распространилась в Италии: поскольку рисунок со временем не истирается, технику сграффито использовали для декорирования внешних стен и фасадов. Из Италии сграффито распространилось в Европу.

Обычно высушенное изделие или отдельную его часть покрывают слоем ангоба, цвет должен существенно отличаться от цвета глины. Карандашом аккуратно наносится будущий рисунок, а затем специальным острым деревянным или металлическим инструментом слой ангоба процарапывается до поверхности черепка. Затем изделие обжигается, покрывается бесцветной глазурью и снова обжигается. Звучит достаточно просто и понятно. Но когда начинаешь копть глубже отываются неведомые горизонты возможностей.

Сграффито может быть многослойным, разноцветным, если на изделие нанести несколько слоев краски. Я люблю рисовать, и мои работы скорее графичны, чем живописны. Поэтому только раз увидев изделия декорированные в стиле сграфито, я загорелась сделать так же.

Ангобы наносятся на хорошо подсушенное или сухое изделие изделие, слой должен быть плотным, т.е. для густых ангобов это три слоя, для прозрачных — 5 слоев, слои краски лучше наносить в разных направлениях, чтобы избежать проплешин. А вот дальше встает вопрос — когда лучше процарапывать рисунок.

Я попробовала это делать несколькими способами и расскажу свои впечатления.

1. Нанесение ангоба на подсушенное изделие в кожетвердом состоянии.

Как только высохли слои краски приложила кальку с рисунком и прорисовала контур шилом. Впрочем шило при сильном нажатии прорывает кальку, поэтому я взяла самый тонкий вязальный крючок и дообвела рисунок до конца им. В результате на моей круглой плитке остался заметный, но не глубокий след.

У меня не было специальной петли для процарапывания сграффито, поэтому я попробовала выцарапывать рисунок разными инструментами — стеками, толстой иглой, вилкой для ракообразных, большой петлей. Стружки и пыть от выцарапывания я сметала толстой кистью и мягкой зубной щеткой. Удобней всего из вышеперечисленного оказались два инструмента, которые я помещаю на фото 1.

Техника сграффито

Минусы процарапывания по кожетвердому состоянию — можно слишком глубоко продавить глину, на линиях остаются лохмушки и задиры. Плюсы — рисунок процарапывается четко по линиям, можно делать полутона лопаточками, т. е. выцарапывать цвет до тонкого слоя. Вот фотографии работ процарапаных по кожетвердому состоянию:

Техника сграффито

2. Нанесение ангоба на высушенное изделие и процарапывание рисунка сразу же, не дожидаясь пока ангоб высохнет на 100%.

Продавить рисунок не получилось, поэтому прибегла к портновскому способу — наколола дырочки в кальке и запылилила контрастным цветом. Процарапывать рисунок по сухому изделию получается быстрее и аккуратнее, недосохший ангоб хорошо счищается лопаточками. Из минусов — сухая глина при процарапывании подлипает к влажным слоям ангоба и цвет потом после обжига получается неровным.

Фото тарелки, сделанной таким способом:

Техника сграффито

3. Нанесение ангоба на сухое изделие и ожидание пока краска высохнет полностью.

На высушенный ангоб рисунок легко перевела с помощью кальки и карандаша. Но процарапывать рисунок было непросто — инструмент подскакивал на неровностях и рисунок сбивался, кроме этого, высохший ангоб иногда отлетал кусочками и получались неровные края рисунка. Попробовала чуть попрыскать на изделие — дело пошло лучше.

Теперь для себя я выбираю способ №2 — высушенное или почти высушенное изделие и чуть влажный ангоб.

Кроме однослойного сграффито я попробовала 2 разных способа цветного сграффито. В первом случае (фото 4, фото 5) ангобы наносились в несколько слоев, поэтому нужно было постараться, чтобы аккуратно снять нужное количество краски, во втором случае на издаелие в разные места были нанесены ангобы разного цвета, а сверху все было покрыто черным ангобом, соответственно можно было процарапывать либо глубоко — до глины, либо до слоя предыдущего ангоба. Посмотрите на фото 5, что получилось, еще ярче это будет видно после обжига.

Техника сграффито

Техника сграффито

И в заключение я хочу сказать, что вы сами в праве выбрать тот способ процарапывания, который удобнее вам, а прекрасные работы будут лучшим ответом как это делать.

Техника сграффито

На фото 6 вы видите экспонаты, выполненные в технике сграффито, которые были представлены на выставке, которая проходила в Академии керамики.

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.


В чем заключается метод отделки сграффито

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;
  • ниши;
  • полки;
  • карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает фреску.


Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.


  1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
  2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
  3. пожаробезопасность – не горит;
  4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.

  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.


Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.


Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

  1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
  2. перенос рисунка на поверхность;
  3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.


  1. Подготовительный этап. Декорируемую поверхность нужно тщательно очистить от пыли и грязи. Для лучшего сцепления бетонные поверхности насекают и хорошо смачивают водой. Кирпичные стены штукатурят известковыми растворами, а бетонные – известково-цементными. Первый слой – это грунт, его толщина не должна составлять более 15 мм. Далее наносят два цветных слоя по аналогии со штукатуркой – сначала нижний слой, а после его схватывания верхний слой. Нижний слой наносится толщиной не более 8 мм, а тонкий верхний слой – кистью. Если речь идет о трехслойном сграффито, то первые два слоя наносятся и уплотняются полутерком или деревянной теркой (причем толщина второго слоя должна быть не более 4 мм), а третий слой – кистью.
  2. Перенос рисунка. Заранее изготовленный трафарет с наколами по контуру рисунка закрепляется к декорируемой поверхности и при помощи тампона, смоченного в сухой краске или меловом порошке, переносится на стену похлопывающими движениями. Когда вы уберете трафарет, на поверхности должны остаться пунктирные линии. Этот пунктир и будет контуром, по которому осуществляется процарапывание. Здесь есть нюанс – перенос рисунка можно начинать после небольшой проверки. Для этого пальцем попробуйте верхний слой цветной штукатурки, и если на ней не остаются следы, то это верный знак того, что можно начинать переносить рисунок.
  3. Процарапывание. Переходить к резьбе можно сразу, как только подстынет верхний слой, но не позже чем через 5-6 часов после его нанесения. Если этот слой штукатурки застынет окончательно, очень трудно (почти невозможно) осуществлять процарапывание, поэтому работы лучше производить по еще сырой штукатурке. Начинают с того, что по контуру с помощью резца или скальпеля подрезают раствор (при этом резец держат под углом 60°). Сначала прорезают только верхний слой штукатурки, затем, выбрав срезанный слой, можно переходить к прорезыванию следующего слоя. Во время процарапывания штукатурки инструмент наверняка затупится, поэтому не забывайте его точить время от времени. Вот так, фрагмент за фрагментом срезается штукатурка, обнажая каждый слой. Работа тонкая и очень аккуратная, не терпящая спешки.

Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Уникальная отделка стен с техникой Сграффито


— это техника процарапывания острым инструментом стены, покрытой одним или несколькими разноцветными слоями штукатурки, или поверхности керамической посуды. Сграффито издавна используется для оригинального декоративного оформления зданий и керамики путем нанесения на основу оригинального рисунка или орнамента.


Сграффито. Сграффито на фасаде Дома Боши в Брюсселеу

Сграффито является отличной альтернативой традиционных фресковых росписей в регионах с влажным климатом. Процарапанное на цветной штукатурке изображение хорошо сохраняется в течение многих лет и не разрушается под воздействием влаги.


Сграффито. Сграффито в Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе

Особенности сграффито

Сграффито — это особая художественная техника, которая кардинально отличается и от росписи, и от мозаики. Готовое изображение также нельзя назвать рельефным, так как основа процарапывается на небольшую глубину.


Сграффито. Сграффито на фасаде здания жилого дома в Греции

Стандартная технология сграффито включает несколько последовательных этапов:


  • Подготовку (выравнивание и грунтование) основы.
  • Нанесение на нее одного или нескольких слоев разноцветной штукатурки.
  • Процарапывание на стене изображения по заранее выбранному шаблону.

Сграффито. Сграффито на фасаде здания в Кракове, Польше

Мастеру приходится работать быстро, пока верхний слой штукатурки остается влажным и поддается обработке. В этом заключается основная сложность использования технологии. Зато после окончательного высыхания раствора рельефное изображение становится прочным и долговечным.

Технику сграффито можно использовать не только для наружной, но и для внутренней отделки зданий. С ее помощью создают небольшие стенные панно и масштабные панорамные изображения. Сграффито также применяют для выделения отдельных архитектурных элементов (ниш, карнизов, рустов, фризов) и оригинального декоративного оформления потолков помещений.

История сграффито

История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.

Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.

Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.

Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.

На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).

популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.

В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.

Сграффито. Сграффито на фасаде Дворца спорта в Калининграде

Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.

Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры.

Сграффито в интерьере

Создать штукатурку несложно. Труднее нанести ее на стену. Рабочую поверхность нужно смочить водой. Наносить слой грунта можно, когда вода немного впитается. В качестве грунта чаще всего используется смесь из гашеной извести и песка. Далее, на сухой грунт с помощью мастерка наносится цветной раствор, который выравнивается и затирается деревянной теркой. Через 20 минут наносится следующий цветной слой, если он необходим.

Мастер-класс

"Сграффито. Летние узоры"

Первый цветной слой для сграффито обычно составляет 7 мм в ширину. Последующие должны быть меньше - 3 мм. При увеличении количества цветных слоев ширину надо доводить до 1 мм.

Царапать изображение на штукатурке сложно, особенно, если она многослойная. Это требует сноровки и мастерства.


Художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы


Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно


. ещё несколько красивых современных работ с технике сграффито.

Декоративная штукатурка отлично смотрится в интерьере и на фасадных стенах

Читайте также: