Как сделать септаккорд

Обновлено: 03.07.2024

В третьей части статьи "Теория музыки для полных нулей" я в общем коснулся темы септаккордов. Какими они бывают, что из себя представляют. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Разберем аппликатуры, правила построения и другое. Аппликатуры буду давать по системе CAGED, то есть опять же рассмотрим всего 5 основных форм, чтобы знать аппликатуры более сотни септаккордов. Интригующе? Тогда начнем!

Септаккорд - аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Основу септаккорда составляет трезвучие, к которому добавляется седьмая ступень - септима.

Так как трезвучий бывает 4 вида, а септимы делятся на большие и малые, то возможных комбинаций может быть 8. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь 5 самых распространенных и используемых видов септаккордов:

  • мажорный септаккорд (1-3-5-7) Большое трезвучие + большая септима;
  • минорный септаккорд (1-b3-5-b7) Малое трезвучие + малая септима;
  • доминант септаккорд (1-3-5-b7) Большое трезвучие + малая септима;
  • полууменьшенный септаккорд (1-b3-b5-b7) Доминантовый септаккорд с пониженной квинтой;
  • уменьшенный септаккорд (1-b3-b5-bb7) Уменьшенное трезвучие + большая секста;

Септаккорды содержат в себе септиму, то есть диссонанс, поэтому их звучание более насыщенное и нестандартное. Такие аккорды могут внести нехилое разнообразие в гитарную партию.

Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED

Аппликатуры септаккордов

На рисунке выше представлены аппликатуры аккорда от ноты G (соль) в пяти аккордовых формах по системе CAGED. Цифрами в квадратах указаны номера ступеней. Первая ступень - тоника (G) Чтобы получить септаккорды от других нот, нужно сдвинуть эти аппликатуры влево или вправо по грифу. Например, чтобы получить септаккорда от ноты A (Ля) нужно подвинуть вправо на 2 лада (тон), чтобы тоники располагались на ладах с нотой A (Ля). Более подробно о системе CAGED, читайте в этой статье: Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED.

Таким образом, выучив по 5 форм для каждого типа септаккорда, вы знаете 12 (количество возможных нот) х 5 (количество форм аккордов) х 5 (количество типов септаккордов) = 300 аппликатур септаккордов.

Запомнив эти аккордовые формы один раз, вы можете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе. Рекомендуется к запоминанию и отработке!

Похожие статьи

Вместе с гаммой и тональностью до-мажор, гамма ля-минор на гитаре является по праву самой известной и популярной среди гитаристов. Каждый наверно.

Гамма - это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она.

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в.

Гамма на гитаре - это определенная последовательность нот. Ноты берутся из тональности по музыкальным законам. Подробнее про теорию и гаммы можно.

CAGED –система, которая основывается на аппликатурах открытых аккордов C (До), A (Ля), G (Соль), E (Ми) и D (Ре). Смысл в том, что любой аккорд.

С помощью септаккордов можно сделать свою игру на гитаре интересной, необычной. В то время когда гитаристы используют только минорные и мажорные аккорды, вы можете разнообразить свою игру путём добавления септим в ваши играемые аккорды песен.

Что такое септаккорд — виды на гитаре и в музыке

Таблица с видами септаккордов

таблица с видами септаккордов какие бывают разновидности звучания оттенков

Что же такое септаккорд на самом деле?

Септаккорд - это аккорд, что состоит из 4 звуков. Составляющими септаккордов будет прима, терция, квинта и септима.

Что представляют собой септаккорды - простыми словами о музыке

Несколько фактов о септаккордах:

Если сыграть приму, терцию, квинту и септиму, получится ни что иное как септаккорд.

Причём сама септима подразделяется на большую и малую. Поэтому когда говорят что септаккорд большой, имеют в виду в его составе звуков - большую септиму, а именно такой интервал будет равен 5,5 тонам. Малый же септаккорд имеет в созвучии малую септиму, интервалом в 5 тонов ровно.

Если на гитаре играть септаккордами, то звучание приобретёт более сложный, разнообразный и интересный характер, и оттенок.

Поэтому у всех септаккордов в названии стоит цифра 7 рядом с нотой, обозначающая присутствие именно интервала септимы.

Научитесь играть на гитаре лучше уже сегодня! Всего 3 занятия способы дать мощный толчок в развитии гитариста.

Немного о септаккордах то, чего вы не знали

Информация будет полезна музыкантам, особенно гитаристам, или тем, кто хочет научиться играть на гитаре и освоить музыкальную грамоту.

Септаккорды имеют неустойчивое звучание

Благодаря диссонансам звучание септаккорда становится неустойчивым, независимо от типа и вида, и тональности.

Всего существует 16 видов септаккордов

Все виды септаккордов звучат определённым узнаваемым образом, поэтому услышать и определить какой именно аккорд звучит в данный момент можно попробовать на слух.

Простой способ образовать септаккорд - добавить терцию

К имеющемуся трезвучию, если добавить терцию, то получится простейший септаккорд.

Виды септаккордов на гитаре Drop-C относительно 7 нот

Для понимания рассмотрим септаккорд каждой из нот на гитаре в системе Дроп До

C7 — До-септаккорд

C7 — До-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты До. Красными точками обозначены места где брать аккорд.

D7 — Ре-септаккорд

D7 — Ре-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Ре. Оранжевыми точками обозначены места где брать аккорд.

E7 — Ми-септаккорд

E7 — Ми-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Ми. Жёлтыми точками обозначены места где брать аккорд.

F7 — Фа-септаккорд

F7 — Фа-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Фа. Зелёными точками обозначены места где брать аккорд.

G7 — Соль-септаккорд

G7 — Соль-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Соль. Голубыми точками обозначены места где брать аккорд.

A7 — Ля-септаккорд

A7 — Ля-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Ля. Синими точками обозначены места где брать аккорд.

H7 — Си-септаккорд

H7 — Си-септаккорд

Как найти на гитаре Drop-C септаккорд ноты Си. Фиолетовыми точкам обозначены места где брать аккорд.

Научитесь играть септаккорды и другие аккорды на гитаре вместе с вашим репетитором в системе Дроп-До

Играйте легко любые аккорды и любые песни на гитаре, зная как берётся любой из аккордов. В системе Дроп-До играть и петь будет намного проще.

Статистика септаккордов - насколько трудно играть сепаккорды на гитаре?

В системе Дроп-До легко можно запомнить где находятся все аккорды и как их быстро взять и сыграть в любой момент времени. В том числе и аккорды с пометочкой 7 в своём обозначении.

Гитаристов не понимают зачем нужны септаккорды

Музыкантов удаётся понять как строится септаккорд

7-аккорды украсят вашу игру, главное не перетягивать струны

От всех аккордов примерно составляют септаккорды

Обращение септаккордов

Рассмотрим обращение септаккордов. У него присутствует 3 обращения:

  • квинтсекстаккорд;
  • терцквартаккорд;
  • секундаккорд.

Обращение всегда имеет малую или же большую секунду. Разница только состоит в месте где именно находится эта секунда: вверху (квинтсекстаккорд), посередине (терцквартаккорд) или внизу (секундаккорд). Чтобы подробнее обучиться теории музыки, вы можете записаться на уроки игры на гитаре с уклоном на сольфеджио и музыкальную грамоту. Для того чтобы научиться играть на гитаре все септаккорды:

  • запишитесь на пробное занятие;
  • определите основные приоритеты в обучении;
  • в месте с преподавателем обсудите детали курса;
  • и занимайтесь на гитаре грамотно.

Что такое септаккорд — виды на гитаре и в музыке

Оставить заявку на обучение гитаре

Задать вопрос преподавателю, проконсультроваться по любому гитарному вопросу

Сайт Гитары создан для обучения гитаристов игре на гитаре в системе гитарного строя Дроп До (Drop-C)

Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.


Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа. Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной. У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится 🙂

Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 6 5.


Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 4 3. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.


И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.


Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си. В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд. Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.


Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.

Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.


А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.


Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.


Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.


Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:


Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу 🙂


Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать


Один из самых распространённых типов аккорда – септаккорд. Септаккордом называется аккорд из четырех звуков расположенных по терциям. Между тоникой аккорда и его верхней нотой образуется интервал септимы (отсюда название аккорда).

Септаккорды являются основой гармонического движения в джазе. В состав всех типов септаккордов входят диссонансы, поэтому они звучат более напряженно, чем трезвучия и звучат менее устойчиво.

Самым легкий способ построить септаккорд — это добавить терцию к какому-либо трезвучию. Поскольку существует четыре типа трезвучий и 4 типа терций, то теоретически можно получить 16 различных септаккордов, однако на практике наиболее распространены следующие:

1.Большой мажорный септаккорд (большая септима между тоникой и септимой аккорда)


2.Малый мажорный или доминантсептаккорд (строиться на 5 ступени)


3.Малый минорный септаккорд (минорная септима + минорное трезвучие)


4. Полуменьшенный или малый вводный (строиться на 7 и 2 вводных ступенях)


5. Большой минорный септаккорд (минорное трезвучие + большая септима)


6. Уменьшенный септаккорд


7.Септаккорд с пониженной 5(обозначение 7b5)



Таким образом, если отбросить аккорды одного характера (аккорды с альтерациями, которые по сути не меняют функциональное звучание аккорда), то мы получаем пять основных классов септаккордов.

1. Maj (Большой мажорный)

3. m7 (минорный септ)

4. m7b5 (полууменьшенный)

5. o или dim (уменьшенный)

Это основные пять классов, на основе которых можно построить любой аккорд терцового строения. Любой многоэтажный аккорд можно привести к одному из этих пяти классов.

На основе этих 5 классов образуется 60-ричная аккордовая схема тональностей (12 полутонов*на 5 классов аккордов). Важной особенностью септаккордов является многозначность их обращений. На этом принципе построены некоторые концепции аккордовых замен.

Например, первое обращение минорного септаккорда
имеет те же звуки, что и мажорный аккорд с секстой (в данном случае F6)


А обращение полууменьшенного аккорда имеет те же звуки, что и минор с секстой(Dm6)


Как видите один и тот же звуковой состав аккорда относится к двум абсолютно разным классам. Минор и мажор, уменьшенный и минор. Очень часто такие пермутации приводят к гармонической путанице. Чтобы этого избежать, необходимо четко представлять какую функцию несет в себе определённый аккорд относительно конкретной аккордовой последовательности.

Обращения доминантсептаккорда

Поскольку доминантовый септаккорд является наиболее употребительным, то его обращения также имеют свои названия. Хотя с точки зрения практики обращения не слишком важны, знать их все же необходимо поскольку каждое обращение имеет своё звучание, и ,кроме того, обращения не заменимы при выстраивании правильного голосоведения в гармонии.

Первое обращение квинтсекстаккорд




Как Вы наверное догадались, названия, по традиции, даны по характерным интервалам аккордов. На основе другого обращения построена система тритоновых замен, без которой невозможно представить джазовую гармонию.

Возьмем аккорд С7и5 и построим его обращения


Обратите внимание на второе обращение от ноты Gb – если сделать энгармоническую замену,


Отсюда следует, что аккорд расположенные на расстоянии тритона могут заменять друг друга, как родственные.

Другие аккорды

Аккорд m(maj7) – является редко используемым и, как правило, обозначает минорную тонику в гармоническом миноре. Звучит очень напряженно, за счет 7 повышенной ступени.


Читайте также: