Как сделать семинарную работу

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Не секрет, что на эту тему написано немало профессиональной литературы. Однако при проведении семинаров и тренингов все равно мы сталкиваемся с трудностями и спорными вопросами. О некоторых секретах успешного бизнес-занятия читайте в статье Сергея Спивака.

Первые подобия семинаров и тренингов стали проводиться чуть ли не сто лет назад. Уже тогда необходимость обучения персонала привела к ряду открытий и новаций в профессиональном образовании. Что уж говорить о нашем времени: сегодня семинары и тренинги профессионального роста прочно вошли в нашу жизнь. По сути, тренинг – это едва ли не самый доходчивый способ повышения квалификации. Однако наивно было бы полагать, что провести свой семинар или тренинг может любой мало-мальски грамотный специалист. При организации такого мероприятия всегда есть шанс столкнуться с трудностями и спорными вопросами.

Я провожу свой авторский семинар-тренинг регулярно уже в течение двух лет. За это время у меня накопился немалый организационный опыт и сформировался свой подход к решению стоящих перед семинаром задач. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как сделать свой семинар максимально эффективным, избежав наиболее распространенных ошибок.

Тот факт, что ведущий семинара в обязательном порядке должен быть Отличным специалистом и знатоком своего дела, подразумевается по умолчанию и, надеюсь, не требует доказательств. Но на практике этого зачастую оказывается мало. Чтобы не создавать себе лишних трудностей, нужно хорошо ориентироваться не только в теме семинара, но и в Смежных областях.

Важно при этом иметь в голове Четкий план семинара. Но этот план – лишь общая канва, на которой не стоит слишком сильно зацикливаться. Грамотный специалист всегда может (и должен) ориентироваться в зависимости от обстановки и, главное, состава участников. Исходя из этих факторов, имеет смысл по ходу семинара Корректировать свое выступление Так, чтобы оно было максимально интересно и полезно конкретной аудитории.

Стоит хорошо продумать организационные моменты. Грамотно выбранное Место проведения семинара – одно из обязательных условий его успеха. Помещение должно быть комфортным и располагающим к занятиям, чтобы никакие посторонние факторы не мешали предмету разговора.

Все участники семинара обязательно должны получить на руки его печатную версию – иногда она выдается в самом начале, иногда – уже после окончания семинара. Однако основной смысл любого семинара – в том, что передается в первую очередь путем непосредственного Межличностного общения. И задача ведущего – вложить в головы своих слушателей как можно больше полезной информации. Причем сделать это нужно так, чтобы каждый смог воспользоваться ей при первой же необходимости.

Отсюда вытекает еще один важный принцип, позволяющий добиться максимальной эффективности. Он очень прост: чтобы человек запоминал, он должен думать руками. Что это значит? Прежде всего, то, что любой эффективный семинар должен включать в себя Элементы практических занятий. Необходимо, чтобы аудитория усвоила, как полученные знания работают в реальной жизни. Поэтому не сводите свое выступление к теоретической лекции. Один из важнейших секретов успеха семинара кроется как раз в умелом сочетании теории и практики.

Аудиторию разделите на Несколько групп В зависимости от конкретной специализации участников семинара. Каждый должен получить на семинаре информацию, которая будет полезна лично ему и применима в работе. Несмотря на разные запросы аудитории, информацию можно и нужно подать таким образом, чтобы каждый вынес что-то для решения своих задач.

Все должно быть Максимально доходчиво: так, чтобы даже начинающий смог сориентироваться в материале. Разумеется, такой подход не отменяет того, что эта информация должна быть полезна и опытным специалистам. Напротив, простой и доходчивый стиль изложения поможет также и им лучше усвоить новые знания.

При этом семинар должен не только давать новые полезные сведения, но и Систематизировать уже имеющиеся у аудитории навыки. Это довольно существенный момент. Познания, разложенные по полочкам, работают гораздо лучше и эффективнее разрозненных навыков – человек учится использовать их не интуитивно, а осознанно. Систематизация позволяет не только увереннее пользоваться своими умениями, но и лучше понимать принципы и общий смысл своей работы.

Наконец, немаловажный вопрос – это Объем материала. У каждого человека есть определенный порог восприятия, сверх которого новые знания будут усваиваться все хуже и хуже. Кроме того, любой семинар ограничен объективными временными рамками. Пытаться втиснуть в них больше материала, чем они могут в себя вместить, – дело неблагодарное. Программу семинара нужно составлять из того расчета, что вся озвученная информация должна быть усвоена по максимуму. А для этого нужно выделить время и на практические работы, и на возможные повторения уже озвученного.

Одним словом, нужно Объективно оценивать имеющиеся возможности. Так, например, мне в свое время пришлось расширить свой семинар, который изначально был однодневным, до двух дней, так как вместить весь материал в имеющиеся временные рамки было уже невозможно. В настоящее время информации накопилось еще больше, так что ее уже трудно вместить даже в эти два дня. В связи с этим я принял решение разделить имеющийся материал по тематике на две части, и теперь буду проводить два отдельных семинара. Это позволит лучше усваивать информацию по каждой отдельной теме и, кроме того, распределить потоки слушателей, более заинтересованных прежде всего в каком-то одном тематическом направлении.

Разумеется, каждый конкретный случай индивидуален: невозможно досконально прописать какой-то единый алгоритм, дающий стопроцентную гарантию успеха. Но описанные принципы я считаю основополагающими применительно к своей работе. А в том, что они работают и приносят ощутимый результат, можно убедиться на основании многочисленных положительных откликов моих слушателей и того факта, что часто вслед за сотрудниками какой-то компании, посетившими мой семинар, нередко приходят и их коллеги.

Учение – это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель, студент или преподаватель, рядовой труженик или лидер страны – это учение. По сути, в каждом из нас живет ученик или учитель.

Проработав тридцать лет в школе, ни на один шаг не отступала от принципа: прежде учиться самой, а потом учить других. Главное в моей работе – это не просто дать знания, но и научить добывать знания, овладеть необходимыми для этого навыками. Образно говоря, “ухватить” ту самую “нить Ариадны”, которая поможет отыскать нужную дорогу в лабиринте знаний.

Очень часто, продолжая образование после средней школы, студенты не могут успешно учиться вследствие того, что школа не подготовила их к специфике подобного обучения. Все мы знаем, что значительный объем материала выносится там за рамки лекционного: семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы. Одной из главных задач моего учительского труда считаю подготовку учеников к дальнейшему обучению.

Более подробно остановлюсь на подготовке и проведении семинарского занятия. Семинары провожу не часто – два, три, максимум четыре раза в год, помня о том, что история не единственный предмет в школе. Да и времени на подготовку к нему должно быть достаточно, поэтому тему, вопросы, список литературы объявляю заранее.

  1. Семинар как составная часть изучаемой темы. Ему предшествует лекция учителя по узловым вопросам.
  2. Семинар как заключительное занятие по теме.
  3. Семинар как самостоятельное изучение темы. Такой семинар проводится в хорошо подготовленных классах, владеющих навыками самостоятельной работы.

Первым этапом подготовки учителя к семинару является выбор темы. При этом следует отбирать темы, обладающие важным образовательным и воспитательным значением.

При изучении темы “Великая Отечественная война”, планирую семинар с использованием регионального компонента “Иркутская область в годы войны и ее вклад в дело разгрома врага”. Этот семинар проводится в конце изучения темы, учащиеся уже получили достаточный объем знаний, поэтому предваряющей семинару лекции не даю.

Вторым этапом является разработка плана семинарского занятия и списка рекомендуемой литературы, что влияет на эффективность подготовки учащихся к семинару. Важно, чтобы вопросы были сформулированы проблемно, не ориентировали учащихся лишь на простое воспроизведение знаний. К списку рекомендованной литературы также предъявляется целый ряд требований. Прежде всего, его нельзя перегружать большим количеством названий, а также включать произведения, не имеющие прямого отношения к выбранной теме.


В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.

Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.

Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.

Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.

Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].

Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента [2, с. 22].

Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.

Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям [3, с. 13].

В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции.

На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию.

От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [3, с. 29].

Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета.

Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

− к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

− при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

− необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т. д.);

− необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающие формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;

− важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

− в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

− семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов [4, с. 25].

Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с теоретическими источниками, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине.

Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [5, с. 63].

Итак, можно выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

− семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

− семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

− преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

− проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

− в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

− для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): семинар, семинарское занятие, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, процесс подготовки, самостоятельная работа студентов, учебное занятие, учебная программа.

Ключевые слова

Похожие статьи

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского.

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности.

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Познавательная деятельность студентов через активизацию.

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический. Особенности организации самостоятельной работы студентов.

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета.

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение

студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие.

самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина.

семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

Семинар как форма организации учебного занятия. семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Семинар в вузе: что это такое, как он проходит, виды и типы

Больше полезных советов, которые помогут адаптироваться к учёбе в вузе или колледже, можно найти в одном из наших телеграм-каналов. А в другом мы собрали скидки и выгодные предложения.

Что такое семинар в институте или техникуме

В школах ученики посещают обычные уроки, а знания проверяют на контрольных. В высшем или среднем профессиональном образовании есть разные формы занятий. Одна из них — семинар.

В советской высшей школе на семинарах проходило углублённое изучение отдельных предметов, а сейчас модными стали бизнес-семинары: на них эксперты делятся со слушателями интересными практическими идеями.

Семинар в университете — что это

Семинар в универе — это разновидность группового занятия, на котором происходит проверка знаний.

Такое занятие обычно проходит в интерактивном режиме: преподаватель и студенты ведут живой диалог, рассматривая различные вопросы, касающиеся одной темы.

Вопросы для семинара преподаватель выдаёт заранее (как правило, за несколько недель), чтобы студенты успели найти нужную информацию.

Что такое семинар в колледже

Семинар как вид учебного занятия в колледже также имеет интерактивную форму организации и посвящён одной из важных тем курса.

Из отличий: в техникуме он может проводиться для нескольких групп, в вузе чаще всего — для одной группы студентов.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Независимо от вида и типа, семинар требует хорошей подготовки

Виды и формы семинаров

Расскажем подробнее о типах семинаров и их содержании.

Виды семинаров в образовании

В отечественной системе образования выделяют 3 основных вида семинаров:

В подгруппы на спецсеминарах обычно объединяют студентов одного научного руководителя, темы спецсеминара пересекаются с темами их дипломных работ.

В условиях развития интернета и дистанционного обучения многие стали проводить вебинары (онлайн-семинары), на которых участники общаются с помощью видеосвязи.

Типы семинаров

Помимо видов учебных семинаров, выделяют и разные формы (типы) их проведения:

  • дискуссия — обсуждение проблемных вопросов;
  • чтение первоисточников с комментариями студента;
  • ситуационный анализ — разбор кейсов;
  • вопросно-ответный семинар (похож на коллоквиум);
  • круглый стол — обсуждение поставленных вопросов с приглашённым экспертом;
  • конференция (обычно завершает изучение дисциплины);
  • мастер-класс или тренинг — предполагает обучение новым навыкам.

Независимо от вида семинаров в вузе или колледже, к нему нужно хорошо подготовиться. Можно разделить вопросы между одногруппниками и надеяться, что они серьёзно отнесутся к своей работе. А можно обратиться в специальный студенческий сервис и заручиться помощью профессионалов.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: