Как сделать семинар по истории

Обновлено: 07.07.2024

Почему стоит отменить ЕНТ, чаще рисовать и разыгрывать сценки на уроках истории рассказывает Айгуль Иманбековна Ниязбекова — преподаватель в столичной школе-гимназии №75.

Лайфхаки от учителя: как эффективно преподавать и изучать историю

Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Мы запускаем серию материалов о том, в котором рассказываем на примере учителей, как вдохнуть новую жизнь в предметы из школьной программы.

В этом материале Айгуль Иманбековна Ниязбекова, преподаватель истории в столичной школе-гимназии №75, делится советами о том, как превратить изучение предмета в интересный процесс.

История — развивающаяся наука. Каждый год проводятся новые открытия, поднимаются архивные данные. Это меняет взгляд ученых на историю. Завтра историю могут переиграть и преподнести в другом ракурсе.

В этом предмете есть белые пятна и темы, которые намеренно не изучаются. Например, голодомор в 30-х годах в Казахстане.

История связана с политикой, из-за этого она испытывает давление от той или иной действующей власти.

О том, чего нужно придерживаться учителям и ученикам

История — такая наука, где на любую тему есть сотни мнений ученых и исследователей, которые могут быть как схожими, так и полярными.

Поэтому учителям нужно оставаться максимально объективными при преподнесении любой спорной темы в истории.

Так можно посмотреть, почему освоение целины было плохим решением для развития казахстанских школ, а хорошим для развития экономики СССР или на что это событие никак не повлияло.

Сначала может показаться, что хороших или плохих сторон у того или иного события нет, но для того, чтобы отстаивать свою позицию, ученики будут еще глубже вникать в материал и сильнее анализировать влияние события как на историю Казахстана, так и на историю в целом.

Ученикам стоит вникать в материал, потому что без теоретических знаний сложно будет выдвинуть какие-либо суждения.

Интересоваться историей — интересоваться всем вокруг. Например, попробуйте узнать почему улица, на которой вы живете, называется именно так или почему памятник Виктору Цою стоит именно в алматинском парке на улице Тулебаева.

О том, что нужно изменить в системе образования

В системе образования уже сегодня произошли положительные перемены. Например, с этого года программа истории для старшеклассников кардинально изменилась: теперь это не просто повторение с 5 по 9 класс, а детальное изучение подтем, которые изучались поверхностно.

Например, старшеклассники будут изучать понятие цивилизации и читать больше аналитических и исследовательских материалов на эту тему.

Это то, что следует менять в системе образования. ЕНТ по истории — это сплошная зубрежка. В последние годы начали появляться вопросы на логику: например, ученикам предлагают прочесть отрывок из приказа и понять, кем он был составлен или к какому периоду относится. Но таких вопросов только один или два.


Пример вопроса на логику. Источник: itest.kz

ЕНТ — неэффективная проверка и ненадежный показатель знаний учеников, который сломал судьбу многим детям.

О методах, которые стоит внедрять

Методика, которой я придерживаюсь не нова и не была создана лично мною. Во время прохождения различных курсов повышения квалификации, учебы в университете, общения с местными и зарубежными преподавателями, я выбирала действующие методы и модернизировала их для современных учеников.

Главное, чего я придерживаюсь в преподавании истории — давать ученикам возможность больше думать.

Для этого использую различные методы анализа прочитанного материала. Например, интеллектуальные карты, которые так любят составлять дети, особенно ученики среднего звена.


Фишбоун — это скелет рыбы, в голове которой дети прописывают проблему, а по сторонам скелете прописывают причины и последствия, в хвосте нужно прописать итог.


Схематичное запоминание направлено на то, чтобы дети научились вкладывать главную мысль в краткий тезис. Если ученик может объяснить тему в двух словах, значит он ее понял.

Ни один метод не будет работать без собственной заинтересованности преподавателя в своем предмете. Часто наблюдаю, как учителя, особенно по истории, заставляют учеников пересказывать тексты, смысла которых они не понимают.

Семинар – это одна из форм учебно-практических занятий, при которой студенты самостоятельно готовят материалы по заранее выданным вопросам. Преподаватель в таких занятиях является лишь координатором обсуждения темы семинара. Иногда семинары могут состоять из практических заданий, иногда студенты показывают их подготовку с помощью развернутых монологов. В любом случае студентам сперва необходимо найти ответы на заданные вопросы. С помощью следующих советов вы можете существенно облегчить этот процесс.

Как подготовиться к семинару

  • Как подготовиться к семинару
  • Как провести семинар-практикум
  • Как подготовить семинар

Если ваша группа очень хорошо организованна и при этом дружна, то все вопросы семинара можно заранее распределить каждому человеку. И в результате время, затрачиваемое на подготовку, существенно уменьшиться. Но что делать в том случае, если нет возможности договориться с сокурсниками, или же преподаватель спрашивает в случайном порядке?

В первую очередь необходимо настроиться на рабочий лад. Подготовьте на своем рабочем месте конспекты, учебники, интернет – все, что понадобится для подготовки. Поставьте себе условие, что в течение нескольких часов вы не будете отвлекаться. Телефон при подготовке лучше всего отключить. Просмотрите список заданий и напротив каждого вопроса поставьте номера страниц источника.

Сперва выберите вопросы, которые вам хорошо знакомы. С них и необходимо начать. Просмотрите их визуально, но при этом не зацикливайтесь на деталях. Те вопросы, которые вы впервые видите, потребуют у вас гораздо больше времени и напряжения ума. Например, если вы можете готовиться лишь в течение 2 часов, то на каждый из 30 вопросов у вас останется лишь по 4 минуты. Но в том случае, если вы отбросите вопросы, которые вам уже знакомы, то вы сэкономите довольно много времени.

При работе с объемным материалом необходимо уметь отделять главные мысли от второстепенных. Скользите глазами по материалу, как только найдете важную мысль, подчеркните ее или зачитайте несколько раз. Кроме того, ее можно записать на отдельный листок, используя лишь ключевые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся.

Семинарское занятие является формой обучения, позволяющей эффективно организовать самостоятельную работу учащихся.
С лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка: получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д. Но в отличие от других форм занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса по истории и результатом предшествующего ему обучения школьников на уроках и лабораторных занятиях
По своей роли в формировании новых знаний семинары делятся на три вида:
1. Тематические семинары целиком посвящены изучению нового материала. От уроков аналогичного типа они отличаются предварительным самостоятельным изучением старшеклассниками неизвестного им исторического факта и подготовкой развернутых выступлений по предложенному заранее плану. Как правило, такой семинар посвящается важному, возможно неоднозначно оцениваемому событию, основные ( ключевые) моменты которого выносятся в план занятия.

II. Семинары, сочетающие обобщение с изучением нового материала, очевидно, уместны в конце тематического блока, при завершении знакомства с крупным историческим процессом или явлением.


Слайд 1. Введение

В еще большей степени все вышеперечисленное относится к малокомплектным школам, находящимся в сельской местности, где качество жизни на порядок ниже, чем в городе, работы для населения нет, а дети во многом лишены тех социальных возможностей, которые имеют их городские сверстники. В таких непростых условиях обычный сельский учитель может только одним способом привить детям интерес к своему предмету – творческим применением всей системы разнообразных педагогических технологий, направленных на формирование познавательной активности учащихся.

На это я могу ответить следующее. В интернете я просмотрел немало методических семинаров по своим предметам и, к огорчению для себя, вынужден констатировать, что очень многие из них откровенно злоупотребляют теоретической составляющей, изложенной в тезисной форме и безо всякой связи с практической деятельностью. Нет конкретного описания используемых технологий, нет примеров, зато много общих слов, из которых трудно понять, насколько действительно полезными являются предлагаемые методические рецепты. Мне бы не хотелось впадать в подобную крайность, поэтому в своем семинаре я не буду использовать какие-то заумные технологии, не связанные с реальной жизнью, а расскажу о тех творческих способах, приемах и методах, которые я сам использую на уроках истории и обществознания и которые являются практически ценными в условиях работы с детьми в малокомплектной сельской школе. Изложение этих творческих приемов будет сопровождаться авторскими примерами из моей педагогической практики.

Слайд 2. Общие положения

Чем отличается малокомплектная сельская школа от городской? Здесь можно выделить много отличий, но я назову только три из них, потому что они имеют непосредственное значение для понимания тех творческих технологий, которые я использую на уроках.

Первое положение: скромная материально-техническая база. Хорошо известно, что одним из главных столпов, на которых основаны новые стандарты, является широкое использование ИКТ в образовательном процессе. Это и наглядность, и информативность, и применение самых разных образовательных технологий. Однако в сельских условиях возможности использования ИКТ ограничены. Конечно, ситуация очень варьируется в зависимости от конкретного населенного пункта, но в целом по сравнению с городскими образовательными учреждениями сельские школы заметно уступают в своих технических возможностях. А это в свою очередь обуславливает необходимость применения особых творческих средств и способов обучения.

Второе положение: малочисленность учащихся. Кроме использования ИКТ еще одним коньком ФГОС считается групповая форма обучения. Мне кажется, что и в больших классах городских школ эта форма далеко не всегда является методологически адекватной, тем более затруднительно ее использование в малокомплектных школах, где учащихся немного и все они разные по своим способностям. Очевидно, что эта форма обучения и основанные на ней образовательные технологии, являются ограниченно годными или даже совсем невозможными в сельских образовательных учреждениях.

Слайд 3. Структура урока, формы и методы обучения

Какие же творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся я использую на занятиях? Прежде чем перейти к ним, охарактеризую организационную и методическую структуру урока, которая сложилась в моей педагогической практике.

Стандартный урок изучения нового материала состоит из трех этапов: этап определения темы и целей, этап изучения нового материала и этап обобщения знаний.

Первый этап включает в себя определение учащимися темы, целей и проблемного вопроса урока через создание проблемной ситуации на основе предложенного учителем материала в виде схемы, текста или устного вопроса. Определение учащимися одновременно темы, целей и проблемного вопроса не является обязательным условием. В зависимости от изучаемого материала учащимся предлагается определить тему и цели, только тему или только цели, проблемный вопрос и цели при заданной теме. Далее будут показаны некоторые примеры создания проблемных заданий в начале урока.

При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах. Подробнее о некоторых используемых мной методах будет сказано ниже.

Третий этап – этап обобщения знаний – представляет собой проверку того, насколько полно и адекватно учащиеся усвоили тему. Обобщение проводится в форме выполнения какого-либо творческого задания, которое в той или иной форме возвращает класс к тем целям и проблемам, которые были поставлены в начале занятия и теперь ждут своего осмысления на новом уровне – с учетом тех знаний, которые получили учащиеся на уроке.

Слайд 4. Проблемные задания в начале урока

Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.

Слайд 5. Проблемное задание в форме текста

Слайд 6. Проблемное задание в форме слова

Слайд 7. Проблемное задание в форме схемы

Слайд 8. Проблемное задание в форме музыкального произведения

Слайд 9. Методические технологии на этапе изучения нового материала

Слайд 10. Художественное изложение материала

Слайд 11. Методы обратной связи

Слайд 12. Предметная наглядность в обучении

Третьим способом активизации познавательной деятельности учащихся является использование предметной наглядности в обучении. Каким образом она создается в скромных условиях малокомплектной школы? Наглядность обеспечивается следующими средствами: использованием специального дидактического печатного материала, художественным оформлением ученических тетрадей и помещением в них цветных исторических карт и избирательным применением компьютера для демонстрации видеоматериалов.

Слайд 13. Дидактический печатный материал

Первым наглядным средством обучения является использование специального дидактического печатного материала, содержащего портреты исторических лиц, карты, схемы (у каждого учащегося есть специальный личный конверт для хранения этих материалов). Кроме цветных пособий в эти конверты помещаются и некоторые тексты, содержащие дополнительную учебную информацию. Благодаря использованию этого средства обучения учащиеся быстрее запоминают необходимые данные, лучше ориентируются в учебном материале.

Слайд 14. Художественное оформление тетрадей

Слайд 15. Демонстрация видеоматериалов

Слайд 16. Использование кроссвордов на уроках

Создание кроссвордной сетки происходит автоматически в компьютерной программе Homacosoft Crossword Creator, но слова и вопросы придумываю я сам. По уровню сложности кроссворды делятся на обычные, составленные по материалам параграфов и доступные для решения учащимися средних способностей, и особенные: предложенные в них вопросы отличаются не только повышенной сложностью, но и необычностью формулировок. Данные кроссворды адресованы талантливым и любознательным ребятам, хорошо усвоившим тему, способным мыслить логически и творчески. Покажу на примере, что представляют собой такие кроссворды.

Слайд 17. Особенные кроссворды

Слайд 18. Поощрение учащихся

Учащиеся любят кроссворды не только за их увлекательность и возможность заработать хорошую отметку, но и за нечто более существенное – шанс получить какой-нибудь приз. При всей скромности учительских средств раз в полугодие проводится разгадывание учащимися итоговых кроссвордов по всему пройденному материалу. Победители получают значимые для подростков недорогие подарки: книги, журналы, блокноты, наклейки, авторучки, сувениры и т. д. Самым ценным призом, однако, является не они, а то, что я делаю своими руками – красивые бумажные авторучки.

Слайд 19. Самодельные бумажные авторучки

Слайд 20. Конец

На этом я бы хотел завершить свой семинар. Надеюсь, он был достаточно интересным и хотя бы в чем-то полезным для присутствующих. А в память о своем выступлении я хотел бы подарить всем собравшимся красивые весенние авторучки, которые наши учащиеся сделали специально для этого мероприятия.

Благодарю за внимание!

PS. После вопросов жюри ручки были подарены учителям. Мастер-класс по их изготовлению будет через некоторое время опубликован на сайте.


Презентация на тему: Творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Читайте также: