Как сделать семилетнему ребенку

Обновлено: 05.07.2024

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 8 минут

Если ваши дети спят на уроках и постоянно отлынивают от уроков физкультуры, эта инструкция — для вас!

Содержание статьи:

Когда лучше выполнять упражнения младшему школьнику — как подготовиться к гимнастике?

Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все свободное время возле телевизора и просиживая за компьютером, тем больше проблем со здоровьем он получает.

Детские специалисты бьют тревогу и напоминают родителям, что активно двигаться детский организм должен минимум 10 часов в неделю, а для младших школьников этот минимум увеличивается до 3 часов в день. Причем, желательно, чтобы происходило это на свежем воздухе.

Естественно, времени у родителей слишком мало, но все же выделить 20 минут с утра и 20 минут вечером на зарядку – это не так уж и сложно.

Видео: Гимнастика для детей младшего школьного возраста

Что дает зарядка?

Как подготовить ребенка к зарядке?

Как известно, чтобы привычка устоялась, требуется около 15-30 дней регулярно повторяющихся действий. То есть, через 2-3 недели таких занятий ваш ребенок уже сам будет к ним тянуться.

Без настроя – никуда. Поэтому самое важное в деле формирования этой привычки – настроиться и найти мотивацию.

Кроме того, важно, чтобы упражнения для ребенка периодически менялись (дети в этом возрасте слишком быстро устают от однотипных тренировок).

И не забывайте хвалить чадо и всячески поощрять любую физическую деятельность.

Видео: Утренняя гимнастика. Зарядка для детей

15 лучших упражнений для детей 7-10 лет – исправляем осанку и повышаем тонус мышц с ежедневным комплексом упражнений!

Если у вас нет возможности выходить для зарядки на свежий воздух, то открывайте форточку в комнате – тренировки не должны проходить в душном помещении.

Завтракать рекомендуется после зарядки (на полный желудок физическая нагрузка – не лучшее решение), а чтобы зарядка проходила веселее – включаем заводную бодрящую музыку.

Итак, вашему вниманию – 15 упражнений для младших школьников

Первые 5 упражнений – для разогрева мышц. Делать сложные упражнения сразу после сна категорически нельзя.

Комплекс упражнений для детей

Мотивация младшего школьника для выполнения ежедневного комплекса гимнастики дома – полезные советы родителям

Даже взрослому человеку сложно заставить себя делать зарядку по утрам, что уж говорить про детей – нужно сильно постараться, чтобы приучить ребенка к этому полезному ритуалу. Тут без мотивации не обойтись.

Где искать эту мотивацию, и как завлечь дитя на зарядку так, чтобы ребенку она была в радость?

  • Главное правило – делаем зарядку все вместе!Ну, если папа категорически отказывается, то уж мама точно должна участвовать в этом процессе.
  • Включаем бодрую и веселую музыку. Делать зарядку в тишине скучно даже взрослому. Музыку пусть выбирает ребенок!
  • Ищем стимул в каждом конкретном случае. Например, стимулом для девочки может стать красивая подтянутая фигура на зависть всем, а стимулом для мальчика – рельеф мышц, которым он сможет гордиться. Не меньшим стимулом будет снижение веса, если ребенок полноват.
  • Ищем тех, кому можно подражать. Не создаем кумиров (!), а ищем образец для подражания. Естественно, ищем его не среди блоггерш и блоггеров с красивыми телами и пустотой в головах, а среди спортсменов или героев кинокартин/фильмов, которые любит ребенок.
  • Зарядка нужна, чтобы стать сильнее. А сильным (сильной) нужно быть, чтобы защищать младшего брата (сестру).
  • Помимо 5 упражнений для разогрева мышц, нужно выбрать еще 5-7 упражнений для непосредственно зарядки. Больше для этого возраста не нужно, и сама тренировка должна занимать не более 20 минут (дважды в день). Но важно регулярно менять комплекс упражнений, чтобы ребенку не стало скучно! Поэтому сразу составьте большой список упражнений, из которого вы будете на каждые 2-3 дня выдергивать 5-7 новых.
  • Чаще разговариваем с ребенком на тему здоровья : почему так важна зарядка, что она дает, что происходит с организмом без физической активности, и проч. Ищем тематические фильмы и мультфильмы, которые смотрим, конечно же, вместе с ребенком. Почаще смотрим кинокартины, в которых добиваются успеха юные спортсмены – нередко именно такие фильмы становятся мощными мотиваторами для ребенка, чтобы податься в мир спорта.
  • Устройте ребенку спортивный уголок в комнате . Пусть у него будут личные брусья и кольца, шведская станка, фитбол, турник, детские гантели и прочий инвентарь. Наградой за каждый месяц тренировки сделайте поездку в батутный центр, на игровое скалолазание или на иной спорт-аттракцион. Лучшие домашние спортивные комплексы для детей
  • Используйте для привлечения ребенка к зарядке его собственные пристрастия . Например, если ребенок любит мяч – продумайте комплекс упражнений с мячом. Любит брусья – проводите зарядку на детской спортивной площадке. И т.д.

Видео: Веселая зарядка для ребенка

Помните, что загонять ребенка на зарядку, как на каторгу, нельзя. Важно, чтобы он сам захотел с вами заниматься. Поэтому, в первую очередь, демонстрируем важность зарядки собственным примером.

Дети в этом возрасте уже отлично соображают и анализируют, и если вы постоянно лежите на диванчике, отращивая пузико, то заставить чадо заниматься вы просто не сможете – личный пример действует эффективнее всех других методов.

сертификат colady


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Об авторе

Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.

К семи годам ребенок утрачивает детскую непосредственность, а основное значение для его развития приобретает время, проведенное вне семьи. Это возраст школьных событий, знакомства со сверстниками и педагогами. Многие первоклассники сталкиваются с кризисом семилеток, но лишь некоторые родители знают, как в этот важный период правильно общаться с ребенком. Какие ошибки чаще всего совершают мамы и папы при воспитании семилеток?

Татьяна Исакова, системный семейный психотерапевт

Как проявляется кризис семилеток

• Ребенок не откликается на просьбы, упрямится, открыто выражает протест.

• Ему важно казаться старше: он не хочет общаться с детьми младшего возраста, играть в любимые игры.

• Если ребенку делают замечания, он болезненно реагирует, обижается.

• Он может осознанно сделать что-то неприятное для окружающих.

Родители по-разному реагируют на проявления кризиса семи лет. Но многие из них совершают типичные ошибки. Рассмотрим основные из них.

Первоклашка не справляется с напряжением, ему важно разделить это состояние с родными людьми.

Поэтому дома ребенок устраивает истерики, ломает игрушки или плачет. Что же делать? Обнять родное чадо, посидеть рядом. Не объяснять или уговаривать: сейчас ребенок не способен воспринимать информацию. Если с трудом выдерживаете, считайте до десяти и глубоко дышите. Или выпейте настойку валерьянки.

Не переживайте, со временем ребенок научится справляться с эмоциями и нагрузками. Но он запомнит главное: в родительском доме его примут любым. Всегда.

Ошибка 2. Вы сравниваете своего ребенка с другим детьми

Запомните: сравнивать ребенка можно только с ним самим неделю или месяц назад.

Ошибка 3. Вы подчеркиваете взрослость ребенка, но относитесь к нему как к маленькому

Сначала родители подчеркивают взрослость ребенка. А затем продолжают относиться к нему с точностью до наоборот: он маленький и несмышленый. И первоклашка не знает, как правильно ему поступить. Вроде бы он уже чувствует себя взрослым, у него появились новые обязанности. Но в то же время мама и папа готовы по-прежнему самостоятельно решать все вопросы — и его мнение не учитывают. Как быть?

Прежде всего, родителям нужно доверять своему ребенку.

Вспомните, как ваш малыш начинал ходить. Он падал, но потом вставал и снова делал шаги. Ваши руки всегда были наготове, чтобы подхватить, помочь. Но вы доверяли крохе и не ограничивали его стремление к самостоятельности. Так и здесь. Если ваш ребенок хочет помыть посуду, пусть сделает это. Разбил мамину любимую чашку? В этом нет катастрофы. Теперь он знает, что намыленная посуда скользкая.

Ошибка 4. Вы делаете уроки вместе с ребенком

Косте еще нет восьми, но он учится во втором классе — пошел в школу в шесть лет. Ему очень нравилось учиться, пока мама не стала активно участвовать в выполнении домашних заданий. Стоило классному руководителю сказать на собрании, что у Кости грязно в тетрадях, а в домашней работе ошибки, мама тут же взяла все в свои руки. Теперь второклашка часами сидит над черновиком, тренирует письмо или решает задачки. А еще он боится говорить маме о плохих оценках…

Мама и папа не могут дать ребенку больше самостоятельности, они привыкли знать каждый его шаг и пытаются предостеречь от ошибок, в том числе и в учебе.

Но мы же помним: не ошибается тот, кто ничего не делает. Позвольте ребенку самому нести ответственность за свои ошибки.

Пусть он со школьной скамьи понимает, что любое его действие или бездействие может привести к каким-то последствиям.

Мнения родителей по поводу того, что должен уметь их ребёнок к моменту поступления в школу, часто расходятся.

Бесплатные занятия с логопедом

Мнения родителей по поводу того, что должен уметь их ребёнок к моменту поступления в школу, часто расходятся. Одни считают, что ребёнка не следует ничему учить, якобы, это отнимает детство. Другие, наоборот, записывают ребёнка во все возможные курсы изучения языков, рисования, музыки, танцев, в спортивные секции, заваливая малыша непосильными заданиями. Оба этих подхода в воспитании детей ошибочны.

В подготовке к школе следует не перестараться. Перегрузка может развить у ребёнка эмоциональную неустойчивость. Однако не обучать ребёнка вообще ничему чревато тем, что малыш окажется неприспособленным к школьной жизни и будет отставать от сверстников в развитии.

Что должен уметь ребёнок в семь лет? В данной статье будет рассказано, чему следует научить своего ребёнка перед школой, чтобы он был максимально подготовлен к учёбе, и при этом не слишком перегружать его.

Что должен уметь ребёнок в возрасте семи лет?

Эти знания следует дать ему в полном объёме, иначе ребёнок получит их из других источников, зачастую в искажённом виде. По этой причине развивается хулиганство, вымогательство, неуважение к старшим и другое асоциальное поведение у школьников. Нужно научить ребёнка уважению, общительности, неагрессивному поведению и способности контактировать со сверстниками, а также умению постоять за себя и защитить слабого.

Данный список неполный, поэтому далее будет рассказано, какие знания должны иметь дети перед поступлением в школу.

Язык и математика в семь лет

Дошкольнику необязательно знание иностранного языка, но уметь логично и чётко выражать собственные мысли на родном — просто необходимо.

Для этого достаточно регулярно разучивать с ребёнком стихотворения, каждый день читать ему книжки или давать прослушивать интересные аудио- и видеопрограммы. Простое упражнение: рассказать малышу историю и попросить пересказать своими словами.

Ещё до школы следует разучить с ребёнком алфавит; неплохо будет, если он начнёт самостоятельно читать сказки и небольшие рассказы. Таким образом, ребёнок полюбит литературу, а это уже основа для гармоничного развития личности.

Ребёнка необходимо научить считать и производить несложные арифметические операции — сложение и вычитание.

Что касается изучения иностранных языков: если у малыша есть способности к ним, то почему бы и нет? Достаточно вспомнить русских дворян XIX века — все они с раннего детства владели несколькими языками. Главное, не перегружать ребёнка и не действовать за счёт времени, отведённого на игры и другие развлечения.

Другие науки в возрасте 7 лет

В целях расширения кругозора ребёнка нужно с ранних лет обучать его географии, основам истории, биологии, геометрии и физики. Обучение не должно носить регулярный характер, походить на уроки. Достаточно подробно и интересно отвечать на их многочисленные вопросы — дети ведь так любознательны и хотят всё знать. Чтобы не ударить в грязь лицом, родителям самим нужно основательно подготовиться в некоторых науках, потому что зачастую можно услышать от своего ребёнка просто сногсшибательный вопрос!

Ребёнку нужно уметь называть и показывать материки, океаны и главные мировые столицы. Можно углубить изучение, если чувствуете, что у ребёнка появился серьёзный интерес к географии.

Также дошкольника стоит ознакомить с:

  • Основными геометрическими фигурами;
  • Названиями известных созвездий;
  • Главными историческими личностями и событиями своей страны;
  • Государственным гербом и флагом;
  • Физическими понятиями: масса, объём, скорость, расстояние и пр., единицы измерения;
  • Названиями основных химических элементов: кислород, азот, водород, медь, золото и др.

Отдельное внимание нужно уделить изучению основ биологии — видам растений и животных. Хорошо, если дошкольник будет знаком также с анатомией и сможет указать расположение органов человека. Для близкого знакомства с животным и растительным миром следует почаще посещать с ребёнком зоопарк и выезжать на природу.

Дети не должны расти в отрыве от природы — это особенно важно для городских жителей. Обязательно организовывайте экскурсии, посещения ботанических парков и просто пикники для своих детей, так они вырастут не только здоровыми, но и приобретут много полезных знаний об окружающей среде.

Спорт и физическое развитие детей в возрасте семи лет

К семи годам дети начинают быстро прибавлять в росте и в весе, нормальной массой считается величина от 20 до 27 кг. Показатель ниже или выше данных параметров считается отклонением от нормального развития. Если же ребёнок чересчур худой или, наоборот, тучный, родители должны обязательно обратиться к врачу для решения этой проблемы.

Рост семилетнего ребёнка колеблется в пределах 115-125 см, причём девочки в среднем обычно выше мальчиков. Не следует беспокоиться по этому поводу, через несколько лет ситуация изменится.

Искусство для ребенка в семь лет

Зачастую этот аспект развития ребёнка в дошкольном возрасте остается без внимания, и зря, потому что занятия искусством — важный фактор гармоничного развития личности.

Если дети не проявляют интереса к самостоятельному музицированию, их можно обучать пению или танцам, особенно это касается девочек. Зачастую и мальчики проявляют большой интерес к танцевальному искусству, это нельзя оставлять без внимания.

Воспитанию хорошего вкуса способствует и изобразительное искусство. С ранних лет детей следует приобщать к нему, посещать музеи и выставки, рассматривать полотна или скульптуры настоящих мастеров в интернет-галереях.

Если вы хотите воспитать по-настоящему гармонично развитого и успешного человека, то роль искусства трудно переоценить. Будет прекрасно, если ребёнок ещё до школы научится основам рисования или музыки.

Дорогие родители, помните: занятия с дошкольником обязательны каждый день, но ни в коем случае не должны быть похожи на урок, это должно напоминать, скорее, веселую игру. И всё у вас получится. Желаем удачи!


Высокая температура — это защитная реакция организма, которая усиливает иммунный ответ.

В нашем организме за механизм регуляции температуры отвечает отдел головного мозга — гипоталамус.

Эта крошечная область в голове состоит из огромного числа нервных клеток. Они регулируют деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и выделительной систем человека.

Гипоталамус отвечает за режим сна, бодрствования, голод, жажду, репродуктивную систему, удовольствия, проявление эмоций, социальное взаимодействие и регулирует теплообмен тела.

В норме гипоталамус поддерживает температуру здорового человека в пределах 36-37°C. Через рецепторы на коже он реагирует на холод или жару, а еще на любые изменения температуры крови.

Как только организм атакуют вирусы или бактерии наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру.

Человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться, а сосуды в коже сужаются, чтобы уменьшить потерю тепла.

Именно поэтому повышение температуры как у взрослых, так и у детей сопровождается:

  • вялостью — активное движение приводит к потере тепла
  • дрожью — мышцы сокращаются, чтобы организм согревался
  • бледностью — из-за спазма периферических сосудов
  • желанием укутаться потеплее

Почему повышается температура?

В передней части гипоталамуса содержатся термочувствительные нервные клетки, которые реагируют на любые изменения температуры крови и импульсы от тепловых/холодовых рецепторов на коже.

Сделать это можно двумя способами:

1. Повышением теплообразования (постараться согреться).

2. Снижением теплоотдачи (не дать теплу улетучиться из организма).

Таким образом получается стандартный лихорадящий ребенок. Он:

  • вялый — гипоталамус не дает активно двигаться, ведь это приведет к потере тепла
  • дрожит — мышечные сокращения увеличивают теплообразование
  • бледен — бледность кожи возникает из-за спазма периферических сосудов
  • стремится потеплее укутаться

Но организм очень тонко устроен — он не даст перегреться до критической отметки. Поэтому при превышении заданной гипоталамусом температуры сосуды на периферии расширяются, потовые железы активируются и теплоотдача увеличивается.

Теперь ребенок краснеет, обильно потеет и старается поскорее сбросить с себя одеяло.

Высокая температура тела будет поддерживаться до тех пор, пока не будет устранена причина ее повышения (инфекция, опухоль и т.д.). После исчезновения причины гипоталамус задает параметры новой нормальной температуры.

Как действовать при температуре?

Прежде всего не волноваться и не спешить сбивать температуру. Важно помнить, что это естественная защитная реакция организма. Иммунная система ребенка начинает активный синтез защитных веществ только при температуре свыше 38,5°C.

Прежде всего нужно оценить самочувствие ребенка в целом, его поведение и внешний вид. Это поможет принять взвешенное решение для дальнейших действий.

Лихорадка — всегда сопровождается другими симптомами.

Независимо от градуса температуры и возраста малыша, существуют симптомы, которые требуют незамедлительного осмотра педиатра:

  • нетипичное поведение — пронзительный плач, сонливость, стоны
  • сильная головная боль
  • судороги
  • нарушение сознания
  • понижение артериального давления
  • непрекращающаяся рвота или диарея
  • боль в области живота
  • боли в горле или ухе
  • невозможность сгибания головы к груди (при этом возникает резкий плач)

При проявлении подобных состояний одной жаропонижающей терапии недостаточно. Она может даже навредить. Необходимы своевременный осмотр педиатра и тщательная диагностика.

Важно учитывать возраст ребенка с лихорадкой.

Лучше не откладывать визит к врачу:

  • для малыша меньше 3 месяцев при температуре от 38,0°C
  • от 3 месяцев до 3 лет — свыше 38,0°C в течение 3 суток или свыше 39,0°C
  • при температуре свыше 38,6°C в течение 3 суток у детей старше 3 лет

Вне зависимости от возраста ребенка необходимо привести на осмотр при следующих симптомах:

Если маме или папе кажется, что с ребенком что-то не так — лучше перестраховаться и как можно скорее пройти осмотр.

Когда необходимо снижать температуру?

1. Ребенок вне зависимости от высоты температуры плохо себя чувствует (основная задача — облегчить его состояние).

2. Ребенок с хроническими соматическими заболеваниями (патологии сердца, легких, мозга или нервной системы).

В случае если ребенок старше 3 месяцев имеет ректальную температуру ниже 38,9°C и при этом хорошо себя чувствует, сбивать температуру нецелесообразно. Важно понимать, что повышение температуры тела — это естественная защитная реакция человеческого организма. Иммунная система начинает активный синтез различных защитных веществ только при температуре около 39°C.

В любом случае, если нет уверенности в необходимости проведения жаропонижающей терапии, следует обратиться за консультацией к педиатру.

Чем снижать температуру?

Важно понимать, что прием жаропонижающих средств направлен на облегчение дискомфорта ребенка. Он не сокращает длительность болезни и не снижает риск развития осложнений.

В домашних условиях детям можно сбивать температуру только двумя препаратами — парацетамолом (с 3 месяцев) и ибупрофеном (с 6 месяцев).

Все жаропонижающие препараты нужно дозировать не по возрасту, а по весу малыша.

Разовая дозировка парацетамола рассчитывается на 10-15 мг/кг веса, ибупрофена 5-10 мг/кг веса.

Если жаропонижающее в виде суспензии ибупрофен (в 5 мл — 100 мг), парацетамол (в 5 мл — 120 мг), то нужно поделить рассчитанное по весу количество в мг на количество препарата в 1 мл.

Ибупрофен можно принимать — 3-4 раза в день, парацетамол — 4-5 раз.

Отметим один важный нюанс. Не стоит сбивать температуру Ибупрофеном ребенку с ветряной оспой (ветрянкой). Этот препарат может привести к более тяжелому течению болезни.

Как давать жаропонижающее?

Существует несколько правил приема жаропонижающих препаратов:

1. Давать жаропонижающее не чаще 5 раз за день.

2. Ребенку младше 3 месяцев не сбивать температуру без осмотра врача.

3. Не давать комбинированные жаропонижающие препараты, например ибупрофен + парацетамол.

4. Внимательно читать этикетки и инструкции к препаратам.

5. Встряхивать флакон перед тем, как давать препарат ребенку.

6. Перед приемом препарата убедиться в правильной дозировке. Малая дозировка приведет к снижению эффективности, а передозировка может вызвать различные побочные эффекты.

7. Не использовать чайную ложку для расчета (разные ложки имеют разную вместимость). Для измерения лучше отдать предпочтение мерной ложке или дозировочному шприцу.

8. Фиксируйте в блокноте, когда и какое количество препарата давали ребенку.

9. Наблюдайте за организмом ребенка — кому-то больше подходит Ибупрофен, а кому-то — Парацетамол.

10. При сбивании температуры не старайтесь достигнуть показателя в 36,6°C. Если после приема жаропонижающего температура упала на 1-1,5°C, и ребенок стал активным и веселым — цель достигнута.

11. Если после приема жаропонижающего температура не снижается — требуется консультация педиатра.

Читайте также: