Как сделать семейный портфолио

Обновлено: 08.07.2024

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

ВложениеРазмер
semeynoe_portfolio.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пикалкина Наталья Борисовна

Номинация: творческий проект

Автор проекта: Пикалкина Наталья Борисовна

Почтовый адрес : 673500,Забайкальский край, г.Сретенск, Балябина ,14

Контактные телефоны : 830246 2 16 43, 8914 444 01 21

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совместно с психологом, выявили ряд проблем, которые указывали:

  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.

Одним из важных этапов в процессе модернизации образования является переход к новым государственным стандартам. Впервые в ФГОС прописана роль и цели воспитательного процесса в школе, предполагается договор между школой и родителями. Повышается роль родителей в жизнедеятельности школы.

В проекте представлена необычная форма работы с семьей, которая позволяет повысить статус семейных ценностей, установить новые способы взаимодействия с семьей.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) отрицательно сказываются на семьях. Основные тенденции преобразования включают изменение ее функций, сокращение размеров, изменение главенства в семьях. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций: репродуктивной, социализации детей.

Перечисление семейных проблем и интерпретации их причин и следствий широко рассматриваются в трудах различных современных исследователей. К одной из самых актуальных проблем современной семьи принято относить проблему ее бюджета. Однако существуют более важные вопросы, среди них - проблема семейного воспитания детей в условиях нестабильных жизненных условий, вырождение семейных традиций и ценностей. В семье, где возникают проблемы в воспитании детей, родители или стремятся их решить, или не прилагают никаких усилий для налаживания воспитательного процесса.

Как справедливо отмечают многие исследователи (А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), одной из основных причин негативного поведения несовершеннолетних детей является неправильная позиция, занятая в отношении к ним родителями, тип воспитания в семье.

Общество привыкло, что школа разовьет, научит, покажет, воспитает, обозначит идеалы… Родители обеспечат финансово, хорошо оденут, заплатят за занятия с репетитором, за обучение в ВУЗе. От такого подхода возникли проблемы наших детей. Современные дети зачастую не имеют собственных убеждений, не имеют жизненных ценностей, не хотят взрослеть и нести ответственность за свои поступки, за свой выбор.

Современная российская семья нуждается в возрождении авторитета, в укреплении семейных ценностей. Семья должна быть центром взаимоуважения и примером для подражания для каждого ребенка в будущем. Наше общество не может быть здоровым без здоровой семьи.

Сколько бы учителя не старались проводить классные часы, беседы, игры на развитие и.п. результат будет плачевным, если не будет поддержки со стороны семьи, не будут обозначены ориентиры в семейном воспитании. Одной из современных форм сотрудничества школы и семьи считаем – создание семейного портфолио .

Анализ исходной ситуации

В результате анализа воспитательной деятельности ОУ среди проблем выявлено следующее:

  • Недостаточный уровень интереса детей к семейным ценностям;
  • Низкая организационная и творческая активность родителей;
  • Подмена родителями семейных ценностей на финансовую обеспеченность семьи.

Цель проекта: Моделирование семейного портфолио как форма активного взаимодействия с семьей.

  • Изучить научно-методическую и нормативно-правовую базу работы с семьей.
  • Разработать модель семейного портфолио;
  • Организовать конкурс семейных портфолио;

Гипотеза: В результате создания семейного портфолио повысится интерес детей к семейным ценностям, начнется возрождение семейных традиций.

  1. В результате реализации проекта будут созданы семейные портфолио.
  2. Будет создан реальный инструмент для повышения статуса семьи.
  3. Повысится организационная компетентность родителей.
  4. Повысится творческая активность родителей и учеников школы.
  5. Приобретение качественно нового опыта сотрудничества семьи и школы.
  6. Создание положительного опыта, появление готового материала к внедрению и использованию в других образовательных учреждениях.

Методы и формы отслеживания результатов.

  1. Количество семей создавших семейное портфолиою
  2. Количество посетителей страницы сайта.
  3. Количество презентаций портфолио

Пикалкина Н.Б. Организует общее руководство по реализации проекта, организует работу участников проекта. Координирует деятельность проблемных групп по направлениям, определяет пути взаимодействия с социальными партнёрами, обеспечивает условия выполнения задач проекта. Оказывает методическую и практическую помощь при создании семейного портфолио.

Классные руководители. Организуют встречи с родительской общественностью, ведут необходимую документацию, контролируют работу семей по созданию портфолио.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап – Подготовительный – январь – март 2016 г.

2 этап – Деятельностный – апрель – ноябрь 2017г.

3 этап – Аналитический – декабрь 2017г.

План-график реализации проекта

Подготовительный, январь – март 2016г.

1.Обсудить с педагогами план совместной деятельности

2.Подобрать необходимую литературу.

1.Разработать тематику обучающих семинаров с родителями

2.Определить координаторов и консультантов по работе с семейным портфолио

3.Распределить функциональные обязанности между участниками проекта

4.Анкетирование педагогов, родителей и детей.

1.План работы по реализации проекта.

3.Получение необходимой информации

Организаторы проекта, классные руководители, семьи учащихся.

Деятельностный, апрель-ноябрь 2017г.

1. Организовать систему обучающих занятий с классными руководителями и семьями учащихся.

2. Создать семейные портфолио.

4. Провести конкурс портфолио

2. Создание портфолио в семьях.

1.Методические и дидактические материалы по реализации проекта

2.Распространение опыта создания портфолио

Организаторы проекта, педагоги

1.Проанализировать выполнение целей и задач проекта

1. Анализ проведенной работы.

2. Программирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.

1. Аналитическая справка

2.Предложения по продолжению проектной деятельности

3. Методические рекомендации педагогам

Организаторы проекта, педагоги и руководители ОУ

Структура работы над портфолио.(основные мероприятия)

Оригинальная обложка (или титульный лист)

  • Семейное древо
  • Семейные портреты
  • Фотографии членов семей (прошлых поколений)
  • Биография каждого члена семьи
  • Портрет каждого члена семьи
  • Достижения и заслуги каждого члена семьи
  • Воспоминания старших членов семьи
  • Семейные реликвии
  • Семейные традиции
  • Семейные истории
  • Документы
  • Личные планы членов семьи
  • Семейные мечты и планы
  • Профессиональная генеалогия моей семьи

Варга А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. ОГИ, 2006.

Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.П. Проколенко, В . Н . Котырло . – Киев, 1987.

Макарова Т. Н., Макаров В. А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя //Заместитель директора в школе по воспитательной работе. – 2005. - № 3

Новикова Т. Г. и др. Построение различных моделей портфолио// Методист. – 2005. - № 3

Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.

С. Дж. Пейн, М. Чошанов. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся.// Директор школы. – 2000. - № 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в.

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство кровно близких люд.


Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба

Краткое описание работы семейноых гостиных.

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах.


Цель: укрепление семейных и коллективных отношений среди детей и между родителями воспитанников средствами досуговой деятельности.Задачи:- организация совместного досуга детей и родителей;- пока.

Семейный вечер "В семейном кругу все вместе растем!"

Совместные семейные мероприятия: праздники, вечера, вылазки на природу - это не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическ.


Классное руководство. Проект: Создание семейного портфолио.

Родилась идея создания семейного портфолио.Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красочное портфолио семьи, можно вставить свои фото и по такому же принципу сделать свою визитку.

Портфолио семьи Карковских

Портфолио семьи Карковских

представляет

Многодетную семью - К – красивых А – артистичных Р – романтичных К – креативных О – обаятельных В – весёлых С – спортивных К – коммуникабельных И – искренних Х – харизматичных и дружных новополочан

Древо семьи Сын Антон Дочь Софья Дочь Светлана Мама и папа

Сын Антон

Дочь Софья

Дочь Светлана

Мама и папа

Папа - Карковский Михаил Брониславович Михаил Брониславович обожает свою семью и все свое свободное время проводит с любимой женой и детьми. А еще он любит автомобили и занимается грузоперевозками. Значение имени Михаил - равный Богу (др. евр.). С ним легко общаться, найти общий язык. Жене его не приходится долго обижаться на супруга, он сам идет на примирение, может попросить прощения, даже если не виноват. В женщинах Михаил более всего ценит добродушие, покладистость. Он щедр, не скупится на подарки. Любит детей и очень хозяйственный человек. У него обязательно есть садовый участок, а в доме живут и собака, и кошка. Прекрасный семьянин, заботливый отец

Папа - Карковский Михаил Брониславович

Михаил Брониславович обожает свою семью и все свое свободное время проводит с любимой женой и детьми. А еще он любит автомобили и занимается грузоперевозками.

Значение имени

Михаил - равный Богу (др. евр.). С ним легко общаться, найти общий язык. Жене его не приходится долго обижаться на супруга, он сам идет на примирение, может попросить прощения, даже если не виноват. В женщинах Михаил более всего ценит добродушие, покладистость. Он щедр, не скупится на подарки. Любит детей и очень хозяйственный человек. У него обязательно есть садовый участок, а в доме живут и собака, и кошка. Прекрасный семьянин, заботливый отец

Мама - Карковская Татьяна Леоновна

В свободное время Татьяна Леоновна любит заниматься с детьми, читать и кататься на велосипеде

Значение имени

Татьяна - устроительница (греч.). Имя яркое, хорошее и красивое. Скромное внимание и красочная выразительность соединились в этом звучании. Татьяна – прекрасный организатор, администратор, общественный деятель. Её интересует биология, медицина. В семье является центром, который объединяет всех и каждому дает чувство уверенности, сознания, что он не одинок в этом мире. Умеет приготовить обед и испечь праздничный торт.

Рождение семьи Счастливый брак — это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким /А. Моруа/ Татьяна и Михаил поженились в 1998 году

Счастливый брак — это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким

Татьяна и Михаил

поженились в 1998 году

Значение имени

Светлана - светлая, чистая (слав.) Светлана - добрый человек и способна оказать человеку совершенно бескорыстную помощь. Хорошо приспосабливается к обстановке. Не лишена трудолюбия. Счастье Светланы всегда зависит от нее самой. Она легко находит общий язык с окружающими. Девочка трудолюбива и настойчива. Если она решила в чем то добиться успеха, то уж точно добьется всего. Света сентиментальна и очень романтична

Родилась в 2003 году.

Значение имени

Софья - мудрая (греч.) Легко приспосабливается к любым условиям, со всеми ладит, доброжелательна. Может выполнять кропотливую однообразную работу, любит рукоделие, усидчива. Способна хранить чужие секреты, надежна в дружбе. Сердобольна и милосердна, ей всех жалко. Нуждающиеся в помощи у нее никогда не встретят отказа. Она щедра во всем. Готова на красивые поступки в ущерб себе. Совершенна бескорыстна

Антон родился в 2005 году.

Увлекается легкой атлетикой и дзюдо, рисованием и лепкой. Обожает домашних животных

Значение имени

Антон – вступающий в бой (греч.)

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, он сохраняет и в зрелом возрасте. Характером обычно похож на мать, крепко держится отца. Антон всю жизнь старается с большим уважением относиться к обоим. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. Много читает. С Антоном никогда не соскучишься, он талантлив, тянется к знаниям

Семья любит путешествовать

Семья любит путешествовать


Рожайте побольше детей, и вам некогда будет думать о семейных кризисах!

Справедливо утверждает лауреат премии им. Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко многодетная мама Татьяна Карковская.

Мы встретились с Татьяной накануне ее поездки в Витебск, где сегодня в областном исполнительном комитете проходит традиционный торжественный прием в честь самых лучших мам Придвинья. А вернее будет сказать, что мы встретились со всем дружным семейством Карковских, ведь Татьяну невозможно отделить от супруга Михаила, дочерей Светланы и Софьи и сына Антона. Расположившись в уютной кухне, украшенной поделками и рисунками детей, мы говорили о главном предназначении женщины – о роли хранительницы домашнего очага и материнстве.

Екатерина ДОЛЖЕНКО


Советы жаждущим счастья супругам от семьи Карковских • Принимайте мужа таким, каков он есть, не перекраивайте его под себя. • Оставляйте ему пространство для себя самого, не стоит заполнять собою все - ему просто нечем будет дышать. • Доверяйте супругу (супруге). • Умейте прощать. • Будьте открыты и искренни. • Обогащайте друг друга. • Принимайте его родителей (будьте им благодарны, ведь если бы не они, у вас не было бы мужа). • Делайте что-то и думайте вместе, принимайте совместные решения. • Поддерживайте друг друга. • Помните, что семья - то место, где тепло, уютно и куда хочется возвращаться

Советы жаждущим счастья супругам от семьи Карковских

Принимайте мужа таким, каков он есть, не перекраивайте его под себя.

Оставляйте ему пространство для себя самого, не стоит заполнять собою все - ему просто нечем будет дышать.

Доверяйте супругу (супруге).

Умейте прощать.

Будьте открыты и искренни.

Обогащайте друг друга.

Принимайте его родителей (будьте им благодарны, ведь если бы не они, у вас не было бы мужа).

Делайте что-то и думайте вместе, принимайте совместные решения.

Поддерживайте друг друга.

Помните, что семья - то место, где тепло, уютно и куда хочется возвращаться

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Классификация моделей портфолио применительно к дошкольному учреждению:

1. По принадлежности, авторству (как показатель достижений):

портфолио педагога

портфолио дошкольника

портфолио дошкольного учреждения

портфолио семьи

портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)

портфолио – собственность – сбор материала для себя

портфолио отчёт – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы

3. по целеполаганию (как отражение поставленных задач):

портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению, деятельности

аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период – педагога, ДОУ

накопительный – сбор информации (результаты собственной деятельности педагога, ребёнка, ДОУ, опыт коллег, материалы периодической печати и др.) для её дальнейшей обработки и систематизации

тематический – способствует накоплению материала об опыте деятель-ности педагога (ДОУ, коллектива) по определённой тематике, отражает опыт деятельности в рамках определённой темы

проблемный – предполагает сбор информации по проблемам, являю-щимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ, отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблеме

оценочно-диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определённый период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности педагога (ДОУ)

конкурсный – рейтинговое оценивание деятельности педагога (ДОУ)

рефлексивный – демонстрирует анализ особенностей работы с различ-ными источниками информации (ощущения, размышления, впечатления)

4.по времени создания:

Время работы над портфолио определяется автором, исходя из задач, интересов и необходимости.

5. По оформлению:

в печатном варианте – оформлен в виде папок, картотек, портфелей

в электронном виде

Портфолио-раскраска - этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Портфолио – это результат деятельности автора, потому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Портфолио документов – сертификационные (документированные) индивидуальные достижения

Портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора.

Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др. Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом.

Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.Общепринятая структура включает следующие разделы:

Портрет – раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.

Коллектор – раздел содержит любую информацию, которая собирается в соответствии с целью портфолио; в нём содержится необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь может находиться всё, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио (энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, иллюстрации и т. д.)

Рабочие материалы – раздел, представляющий собой копилку различного рода работ, выполненных автором портфолио.

Достижения – раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии. Обязательно наличие комментария автора, которое поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио, допускается помощь и консультирование руководителей, педагогов, если речь идёт о дошкольнике.

Алгоритм создания портфолиоможно представить следующим образом:

цель – вид – содержание – структура – владение, хранение, доступ – оценивание – использование.

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

и многое другое.

Эти темы должны быть интересны детям, родителям и педагогам. Такая работа возможна в период работы над образовательными или исследовательскими детскими проектами или в связи с реализацией содержания образовательной деятельности, по какой – то теме.

При этом важно осознавать, что в подготовке и презентации портфолио семьи всегда принимают активное участие родители, а они не всегда хотят или могут это сделать. Настойчивость со стороны педагогов здесь неуместна. Родителей можно только заинтересовать, мотивировать, и только тогда такая работа принесет радость детям и их семьям. Составление портфолио сближает всех членов семьи и, с другой стороны, раскрывает её перед педагогами с лучшей стороны, позволяет совершенствовать детско-родительские взаимоотношения.

Здесь могут быть рубрики: Мое имя. Как меня хотели назвать родители? Почему назвали именно так? Что означает мое имя? Как ласково меня называют в семье? Сколько фамилий в моей семье?

Портфолио — визитная карточка группы

Портфолио — визитная карточка группы Портфолио группы В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным.

Маленькие радости семейных традиций: поездки на природу, встречи с родственниками, посиделки на кухне и организация праздников.

Моя семья — это я, любящая мама и жена; муж Артур, любимый папа и муж; дочка Арина (3 годика), наше счастье.

В каждом доме индивидуальный стиль существования. Ярче всего он отражается в домашних ритуалах и традициях. У нас свои ритуалы встречи — этому нас папа научил. Когда мы все собираемся около своей малышки, обязательно целуем ее по пять раз в обе щечки. А она от радости хохочет!

Интересно, что в субботу я обычно спала до полудня, а в воскресенье сама вставала ни свет ни заря и сразу шла надевать приготовленные с вечера вещи. Это был поистине счастливый день! Узнавала много интересного, да и для здоровья полезно.

Сейчас, конечно же, не то, у нас своя семья, но очень часто мы повторяем программу развлечений, которая у меня была в детстве с дедушкой. Я, муж, дочурка, мои дедушка и бабушка, и самое главное — природа!

Еще у нас есть традиция — это семейные застолья по субботам. Мы уезжаем в деревню к нашим любимым старикам. Бабушка достает из шкафа белоснежную вязаную скатерть, накрывает ею стол и иногда немного ворчит, что опять придется ее стирать, а ведь эта скатерть — единственная и неповторимая. Но что интересно, ни на уговоры отца, ни на мои просьбы о смене скатерти на другую, менее проблемную в плане стирки, бабушка не поддается. Когда со стола убираем — история повторяется. И длится это вечно, сколько помню себя.

С этой скатертью связано очень много воспоминаний. Она перекочевала от прабабушки к бабушке, от бабушке к моей маме, но мама ее оставила бабушке. Скатерть — это наша семейная реликвия.

На выходных мы все втроем обязательно делаем вареники и пельмени. Ни одного выходного без них! Только начинка меняется — мясо, печень, творог, клубника. Иногда, пока я просыпаюсь, муж и дочка уже заканчивают последние приготовления на кухне.

Первый раз мы с мужем отметили День семьи четыре года назад, на нашу годовщину свадьбы. Это было 17 апреля. Тогда еще нынешний праздник 8 июля — Праздник семьи, любви и верности — в России не отмечался. Но в прошлом году для меня этот день стал большим сюрпризом.

Мы живем в городе, и полей и лесов рядом нет, только за 20 км. Но это не стало преградой для моего мужа. Утром рядом с моей постелью стоял большой букет полевых ромашек, а когда я пошла будить дочку, увидела, что и вокруг ее кроватки были разбросаны ромашки! Это было удивительно и необычно. Даже потом я звала друзей посмотреть на это чудо, которое сотворил для меня любимый!

Традиции семьи — это огромная мастерская, в которой переплетается все — вдохновение, игра радость, творчество, умение, точность, искусство… Традиции одухотворяют пространство событий и творят атмосферу нашего дома.. Какая она — атмосфера нашей семьи?

ТРАДИЦИИ В СЕМЬЕ

Различные традиции живут в каждой семье. Возможно, по традиции, всех мальчиков в вашей семье называют в честь деда или отца. Может быть, по традиции, отпуск вы проводите на даче у родителей или ставите палатку в одной и той же крымской бухте и живете там с друзьями и детьми, как полнейшие дикари. Или, к примеру, в субботу вы ходите в баню, а в воскресенье на завтрак у вас овсяная каша…

Что это — инерция, привычка, милые чудачества? Нет, это — традиции семьи, которые дают всем её членам ни с чем не сравнимое ощущение общности, надёжности и спокойствия. Если в вашем доме такие традиции есть, то берегите их и развивайте. Если нет, то имеет смысл ими обзавестись: жизнь станет намного приятнее и стабильнее.

Человек начинает творить в состоянии вдохновения, которое приходит вместе с большой любовью. В семье, где живёт любовь, обязательно появляется желание создать что-то новое, неповторимое. Появляется молодая семья, появляются новые традиции, но вместе с ними в эту семью приходят и традиции из родительской семьи, традиции, передаваемые через поколения. И это прекрасно! Такие традиции служат путём к единству и счастью людей.

А могут ли семейные традиции стать обузой? Случается и так. И тогда к ним относятся как к тяжкой обязанности, а не как к общей радости. Угроза разрыва отношений или материальных потерь заставляет людей соблюдать ритуалы, существующие, чтобы подчеркнуть принадлежность членов семьи к определённому кругу, клану.

Прекрасным источником для вдохновения служат традиции прошлых лет, в основном связанные с церковными праздниками. Умели наши прадеды красиво веселиться и праздновать. Например, на Троицу дом украшали зелёными ветками, на Преображение благословляли первые плоды, на Благовещение выпускали из клеток птиц, на Масленицу ели блины и катались на тройках, на Крещение освящали воду и дома, перед Пасхой хлопотали над кулинарными изысками… Где-то люди побогаче угощали на праздник детей более бедных своих родственников. Где-то подарки принято было не покупать, а мастерить. Нищим подавать. Прощать обидчикам.

Важнейшая сторона нашей жизни — домашние праздничные традиции. Но, как правило, они сводятся к наведению чистоты в доме, приобретению всякой снеди и организации застолья. Конечно, без этого никуда: хлебосольство — тоже в нашей общей традиции. Однако как приятно, когда праздник обставляется с фантазией, в каждой семье по-своему. Это касается и особого меню, и всевозможных игр, переодеваний, розыгрышей, ритуалов, сопровождающих праздник.

Помнишь, как каждое воскресенье в вашем доме пахло пирожками, а в день рождения подарок всегда оказывался под подушкой? Семейные традиции — лучшая возможность дать ребенку почувствовать любовь, заботу и поддержку родителей.

А еще семейные традиции и ритуалы

– создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям

– позволяют ощутить гордость за себя и свою семью

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.

Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось маленькому человечку звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками взрослых.

Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.

Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций:

Знакомство малыша с живой природой не должно ограничиваться посиделками с едой на поляне!

Вы можете, например, вместе придумать День птиц и вешать во дворе кормушку. Ее можно сделать за 2 минуты из картонного пакета, но ваш ребенок будет знать, что сделал важное дело и, может быть, спас от голода не одну птицу.

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!

А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.

Слова благопожелания – это особые драгоценности народной мудрости, которые каждый народ во всех поколениях бережет, хранит и преумножает.

Эта традиция сопровождает человека всю жизнь: когда он родился – приветствуют благопожеланиями его рождение, все дни рождения и многие, многие праздники описаны благопожеланиями. В колыбельных песнях и стихах ты увидишь много этих драгоценных слов.

Все понятия человеческой жизни имели свои драгоценные слова.

Для жизни, благополучной судьбы желали: счастливую долю, долголетие, крепкое или богатырское здоровье, радостных и добрых событий, мира, процветания.

Для хорошей учебы желали: мудрости, долгой и верной памяти,

Для жизни рода, родственников желали: хранить честь и славу рода, иметь в детях радость и утешение, процветание родового древа, чтобы древо было как могучий дуб – крепкое и сильное, могучее, а слава добрых дел его не увядала….

Родительская любовь, забота, внимание запечатлены в благопожеланиях своим детям во многих стихах:

Любушка – свет, голубка ясная!

Пусть в делах твоих солнышко светит,

Пусть в речах твоих речка журчит,

Пусть в улыбке звезда сияет –

В каждом сердце любовь укрепляет!

Да будут ясны дни твои,

Как милый взор твой ныне ясен.

Меж лучших жребиев земли

Да будет жребий твой прекрасен.

Каждый наш день состоит из множества событий в течение всего дня – утро, день, вечер, ночь. События на протяжении дня в семье – как большой коллаж, выписаны всеми красками его событий чувств, дел, настроений, даже погода вносит в этот коллаж свои дополнения. Умение жить каждый день наполнено, глубоко, осмысленно, когда в жизни ценен и интересен каждый день как самоценность это и называется искусством повседневности.

Традиции – авторский проект

Традиции могут передаваться много поколений, а могут создаваться новые и по сути и по форме. На каждом этапе жизни семьи происходят изменения многое обновляется, а что-то отмирает. В каждой семье, молодой или зрелой, встает вопрос о преемственности старых, коренных, народных традициий и …создании новых. Потребность в рождении новых традиций связана с индивидуальным опытом, неповторимостью жизненных событий каждой семьи как личности. И рождаются новые традиции.

Как сохранить супружескую любовь и пронести ее достойно по жизни? Как разделить с детьми и передать им радость той встречи, которая послужила началом рождения новой семьи, их семьи? Как передать детям ценность соединения в браке и ценность семьи вообще ? И об этом могут рассказать — традиции.

Человек начинает творить в состоянии вдохновения, которое приходит вместе с большой любовью. В семье, где живёт любовь, обязательно появляется желание создать что-то новое, неповторимое. Появляется молодая семья, появляются новые традиции, но вместе с ними в эту семью приходят и традиции из родительской семьи, традиции, передаваемые через поколения. И это прекрасно! Такие традиции служат путём к единству и счастью людей.

[1] С большой благодарностью вспоминаем время совместной работы с Н.А. Москвичевой Гительсон и ваши удивительные слова о семейных традициях



Алексей: Когда нам в местном управлении минсоцразвития предложили участвовать в районном этапе конкурса, мы не стали сопротивляться. Мысли выиграть не было, а вот собрать портфолио показалось нам хорошей идеей. Пусть не станем победителями, но зато приведём в порядок свои семейные материалы, которые были разбросаны по разным углам. А так разложили всё по полочкам, и, кажется, и в жизни стало меньше хаоса.

— Как думаете, что в вашем портфолио могло привлечь внимание и областного, и федерального жюри?

Алексей: Предположу, что это семейное древо. Оно, кстати, было одной из составляющих конкурсного проекта. По отцу Иры нам удалось добраться до восемнадцатого колена, по моему папе — до пятнадцатого. У нас получилось очень разветвлённое дерево, потому что мы также расписали родственников со стороны наших матерей, бабушек. Всё это нарисовали и раскрасили. Когда сын подрастёт, ему будет чем заняться на досуге, пусть изучает свою родословную.


Растят не детей, а карьеру

— Вы на себе прочувствовали положение наших российских молодых семей. Что больше всего пугает сейчас таких, как вы, и какая поддержка им необходима?


— Вы говорите, что часто бываете в Иркутске. Переехать не планируете? Сейчас ведь многие молодые люди стремятся из посёлков в города?

— Мы и так живём близко к Иркутску. Порой доезжаем до центра быстрее, чем жители Ново-Ленино. В посёлке нас всё устраивает, мы не испытываем недостатка в магазинах или в чём-то ещё. Тихо, спокойно, с детским садом и школой проблем нет. Да и жизнь там не такая дорогая, как в городе. В Усть-Орде понемногу строим свой дом. Работы, правда, для молодёжи мало. Мы-то не жалуемся, а вот наши ровесники чаще всего именно из-за этого переезжают в город.

— О вас говорят, что вы с удовольствием принимаете участие в жизни посёлка?

Алексей: Я занимаюсь спортом и с 2010 года провожу в Усть-Орде детский турнир по стрельбе из лука. Мало где ребята могут получить звание кандидата в мастера спорта по этой специализации, поэтому я решил, что соревнования лишними не будут. На них приезжает вся Иркутская область, Бурятия, Забайкальский, Красноярский края. В этом году ждём участников из Москвы, Казахстана. Ира помогает мне проводить открытие турнира, организует мини-концерты для спортсменов.

— Крепость семейных уз зависит от национальных традиций?

Ирина: Мы обычные современные молодые люди. Как и все наши ровесники, идём в ногу со временем, но при этом не собираемся отказываться от соблюдения и почитания традиций своего народа и семьи, чтобы знать, кто мы есть. Сейчас легко встретить человека, который не может ответить, кто его дедушка. Это дико слышать.

Алексей: Мои родители хотели, чтобы я стал врачом — не вышло. Видимо, поэтому я теперь мечтаю о таком будущем для Саши. Но всё будет зависеть от него самого. А пока он и в детсаду танцует лучше всех, и от физкультуры не отлынивает, и дом со мной строит, и в огороде не отказывается помогать.

Досье:

Алексей Николаев родился в 1987 году в п. Усть-Ордынском. С 1999 года занимается стрельбой из лука. Через полтора года выиграл первенство России, в 2005 году — первенство мира. Призёр чемпионата Европы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Портфолио семьи ДЕЩЕНЯ. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Здравствуй Тюмень! Да, здесь и потеплее и посветлее и с ребенком мама на подхвате. А вскоре и дедушка переехал к нам, и брат с семьей перебрался.

Читайте также: