Как сделать сценический образ

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Тема: “Работа над созданием сценического образа”. Технологическая карта занятия, самоанализ занятия

Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:


Обучающие:

Знакомство с элементами актерского мастерства.

Развивающие:

Развитие индивидуальных способностей.

Воспитательные:

Научиться работать в коллективе.

Здоровьесберегающие:

Укрепление дыхательного аппарата.

Технические средства:
1.Ноутбук.
2.Экран.

План проведения занятия:

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Какие вы знаете элементы актёрского мастерства? (ответы воспитанников)

– разогрев суставов: активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

– концентрация внимания: упражнение – камень слева, камень справа, бревно, собака.

– памяти: 5 мизансцен (положение тела на сцене). Перестраиваемся на счёт 5.

–веры: маленький драгоценный камень потерялся, его надо найти.

Слайд (1) Тема урока.
2.Знакомство с новым материалом.
1. ПОКАЗ слайдов с разными вариантами МИМИКИ людей.
Как называется данный элемент сценического образа?

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

Слайд
• МИМИКА – (греч. Подражатель) — выразительные движения мышц лица, в которых выражены чувства человека — радость, грусть, разочарование, удовлетворение и т. п.
Слайд
Типы мимики:
• непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
• произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, способная передать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Произвольная мимика помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Практическая работа.
Группу разбить на 2 подгруппы

2.ПОКАЗ слайдов с разными вариантами ЖЕСТОВ и ПЛАСТИКИ людей.
Слайд
Знакомство с определениями
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:

Слайд
• мимические жесты
• жесты головы, рук и ног
• походка
• различный поворот корпуса тела.
3. Практическая работа.
1 Задание (изобразить)
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
Метод сравнения
2 задание (изобразить)
Жест: Руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке.
Пластика: Шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
Самые удачные пластические зарисовки получают звездочки.

1)Усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.

2) Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите.

3) Девушка примеряет в магазине головных уборов (что было понятно из её поведения) разные шляпки и шляпы. Было видно, что одни ей нравятся, другие – нет. Но не было ни одной, которая бы… и вдруг! – решила примерить вот эту. И столько счастья было в лучистых её глазах! Как она преобразилась, когда осторожно надела эту шляпку и увидела себя в зеркале!

4) Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем.

Что вы поняли из поставленных этюдов?

1) Объяснение педагога:

– А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

грусть через руки;

ордость через спину;

радость через лицо;

страх через руки;

радость через руки;

страх через ноги;

радость через ноги;

удивление через руки;

задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

-Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали? (ответы детей)

Разогревающий массаж.

Разогрев суставов: активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея поясница, колени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

Концентрация внимания: упражнение – камень слева, камень справа, бревно, собака.

Памяти: 5 мизансцен (положение тела на сцене). Перестраиваемся на счет 5.

Веры: маленький драгоценный камень потерялся, его надо найти.

Организация действия обучающихся по принятию цели и задач учебного занятия.

Вопросы воспитанникам:

1. Как вы считаете, кто занимается в театральном коллективе созданием сценического образа?

2. С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?

Для правильного построения сценической роли режиссёру необходимо как следует определить особенности самого исполнителя. Во-первых, это его личные качества, которые будут дополнять будущий образ. Во-вторых, это внешние данные актёра: его черты лица, телосложение, цвет волос и так далее. И, в-третьих, его актёрские способности куда также входит владение речью и пластикой тела. Как уже говорилось выше – правильно подобранные образы составляют большую часть успеха всего спектакля или мероприятия в целом.

Актёр, получивший роль от режиссёра, начинает работу над будущим образом: определяет и создаёт действенную линию поведения персонажа в событиях и предлагаемых обстоятельствах пьесы, проводит отбор его действий уже в процессе репетиций, выявляет черты характера своего героя. Актёру важно определить не только, что делает персонаж, но и мотив - почему он совершает это действие, ради чего? То есть, перед актёром стоит важная задача – понять внутренний мир своего героя, сблизиться с ним, зажить его мыслями и чувствами, влезть в его кожу.

Процесс перевоплощения начинается с первых пережитых мотивов своего образа эмоционально, когда нервная система актёра взбудоражена.

Маска – элемент древней и современной культуры. Её рождение заточено в недрах мифологии и фольклора, которые раскрывают характер создавшего её времени и общества. Образ, заточённый в маске, может рассматриваться как особый способ игрового высказывания, выражающий сложившиеся особенности этноса, его истории, жизни, бытаи менталитета.

На ранних этапах, когда маска была основой для ритуальных действ, носила в себе сакральные и религиозные знаки. Маска в ритуале – это предмет веры. Ритуал и его символика является носителем информации, выраженной системой ценностей, передаваемых в живой игровой форме с использованием масок. Маска – как постоянный символ и инструмент ритуала.

В комедии дель арте актёр на начале своей карьеры выбирал себе образ, то есть маску, которую, как правило, ему приходилось играть всю оставшуюся жизнь. Актёру не обязательно знать своего персонажа, достаточно знать сценарий его сюжет и предлагаемые обстоятельства. Само действие создавалось путём импровизации. Более того, персонажи-маски итальянского народного театра (Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин) переходили со своими характерами из пьесы в пьесу, из спектакля в спектакль.

В истории культуры моделирование образа в маске связано, прежде всего, с импровизацией и ассоциативным мышлением.

Сценический образ

Сценический образ актеров, певцов, теле- и шоу-ведущих – это комплексная работа многих специалистов сферы красоты и моды.

Создание сценического образа – это всегда креативный подход. Одежда для сцены шьется на заказ, либо арендуется у дизайнеров. В очень редких случаях одежда для сцены подбирается в магазинах, чаще всего в магазинах могут подбираться необходимые аксессуары и обувь.

Разработка концертных костюмов осуществляется дизайнерами в сотрудничестве с имидж-стилистами, чтобы целостный образ гармонично выдерживал концепцию имиджа артиста.

Мы занимаемся комплексным формированием имиджа и стиля артистов:

Начиная от разработки имидж- концепции, продолжая работой над внешностью включая подбор прически, визажа и одежды, как повседневной, так и сценической, и нарядов на торжественные мероприятия и презентации.

Занимаемся как разработкой сценического образа для начинающих артистов, так и рестайлингом образов известных персон.

Стоимость разработки сценического образа от 30 000 руб.

Работа над образом проводится следующим образом:

Вначале артист или его представители высылают всю необходимую информацию о его личности и творчестве, для того чтобы стилист подготовил материалы для встречи.

После согласования стилист начинает либо поиск вариантов концертного костюма, либо разработку индивидуального дизайна для последующего пошива. Далее намечается дата и время примерки и происходит дальнейшая доработка целостного образа.

При необходимости проводится работа по корректировке внешнего вида творческой личности (звезды). Коррекция прически, изменение цвета волос. Подбираются варианты сценического визажа.

Организуем фотосессии артистов, как тематические, так и имиджевые.

Работаем над походкой, жестами и позированием перед фото и видео-камерами.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Музыкально – сценическая работа над образом в песне.

Мастер – класс для педагогов – вокалистов.

Подготовили Коваль Тамара Алексеевна __________________________

Место проведения __ Детско – юношеский центр г. Гусева ______________

Цель _ Развитие музыкально- творческих способностей и эмоциональной сферы детей посредством активизации их образного мышления, приобщение к культуре родного края.

-учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию;

-обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия.

Развивающие:

-развивать звуковысотный слух;

- развивать эмоционально-образную сферу (воображение, мышление, память) в процессе работы над вокальными произведениями.

Воспитательные:

- воспитывать сознательный подход к обучению;

-повышать уровень самооценки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации

-воспитывать любовь к родному краю и его культуре.

Методы обучения:

- словесный, наглядный, наглядно-иллюстративный,показ, частично-поисковый, исследовательский.

Методы вокальной педагогики :

- методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Межпредметные связи:

- хореография, актерское мастерство.

Актуальность мастер-класса:

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

- Опыт, представленный в мастер-классе, педагоги смогут использовать в работе с детьми.

Материалы и инструменты :

- пианино, музыкальный центр, музыкальные диски, ноты песен, ноутбук с презентацией.

Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером. Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением. Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, актеру необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. В результате, актер полностью проникает в мир своего персонажа и от своего лица искренне живет чужой жизнью.

Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне.


Вокальный номер – это маленькая театральная постановка. Драматургия песни как целостного и завершенного произведения позволяет выделить в ней различные элементы. Каждый вокальный сценический номер подразумевает определенную динамику, развитие сюжетной линии. Важнейшими элементами драматургии применительно к вокальному номеру являются: конфликт, событие и предлагаемые обстоятельства. Тщательная проработка каждого из вышеперечисленных элементов позволяет создавать яркие, выполненные с точки зрения высокого профессионализма номера.

Работа над вокальным художественно-выразительным исполнением произведений
Трудно произвести периодизацию процессов технической и художественной подготовки произведения к исполнению. Элементы художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс исполнительской работы.

Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве.

В процессе работы с детьми необходимо развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Одним из решающих факторов музыкального воспитания и обучения является развитие и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

В работе с учащимися над художественно-выразительным исполнением, можно предложить следующие средства:

Большое значение в музыкальном развитии юного вокалиста имеют тембровые представления, т. е. Умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т. п.). Заимствование имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).

Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица, поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Задача педагога – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это ученику, помочь ему найти верные тембровые краски.

Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Динамический план стараюсь продумывать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.

Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Приступая к работе над мелодией произведения, я прежде всего анализирую ее с точки зрения формы, потому что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т. к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.

Пластическая выразительность – это комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующих художественному воплощению образа вокально-эстрадного номера . Всесторонний анализ примеров эстрадного исполнительства на отечественной сцене показывает, что пластическая выразительность - неотъемлемая часть и производное пластической культуры. В этом и состоит их общность и, одновременно, основное отличие.

Его воплощение начинается с осмысления образа музыкального произведения, базирующегося на психофизических способностях вокалиста к восприятию музыки и органической связи во взаимоотношениях певца с музыкой. При этом необходимо отметить, что именно музыка способна создать состояние, порождающее действие.

Подготовка к концертному выступлению

Выступление на публике трудно для неопытного певца. Выходя на сцену, он мучительно думает, как и где ему встать, будет ли звучать голос, не забудет ли он текст, как он выглядит со стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков (условных рефлексов) в пении. Из-за этого студент часто не показывает и половины того, что казалось хорошо усвоенным. Излишнее волнение, причиной которого является факт пребывания на сцене, нарушает нормальное, привычное пение.

После концерта или после завершения работы над произведением необходимо провести анализ творческого процесса и его результатов, для его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В творческой беседе выявляются положительные и отрицательные стороны в работе. Видеозаписи выступлений позволят услышать и увидеть каждый момент выступления. Зафиксировав внимание учащегося на каком-то отдельном эпизоде выступления, мы можем подчеркнуть положительные моменты выступления, конкретно говорить об исправлении каких-то недостатков. То есть работа преподавателя становится более наглядной. Учащийся сам видит себя со стороны и может подкорректировать что-то в своем исполнении.

Читайте также: