Как сделать сборник

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

Данные методические рекомендации по составлению сборника, предназначены школьным учителям, для организации проектной деятельности обучающихся.

ВложениеРазмер
konferenciya_ekologiya.docx 373.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №1 имени А.С.Пушкина

Методические рекомендации по составлению

для обучающихся 1-11 классов.

(в рамках индивидуального образовательного проекта)

Составитель: Хлебунова Любовь Васильевна

Данные методические рекомендации по составлению сборника, предназначены школьным учителям, для организации проектной деятельности обучающихся.

Индивидуальный образовательный проект – одна из форм самостоятельной, исследовательской работы, в которой обучающийся должен показать умение творчески использовать материал курса с учетом личного познавательного интереса, продемонстрировать способность к самостоятельным исследованиям и умение делать верные обобщения, выводы и предложения по совершенствованию выбранной темы. Индивидуальный образовательный проект предполагает самостоятельную работу со специальной литературой, методическими разработками, нормативными документами, практическим материалом, что способствует развитию аналитическому мышлению обучающегося. Выполнение проекта даёт возможность глубокого изучения интересующей темы, формирует исследовательские навыки и творческий подход к решению проблем.

- Воспитание нового подхода к пониманию окружающего мира, создающего особенный тип мышления – исследовательский и творческий.

- выявить и поддержать учащихся, склонных к исследовательской деятельности;

- способствовать развитию личности к самореализации, самоутверждению и в профессиональной ориентации;

- формировать и развивать у обучающихся навыки исследовательской работы;

- развивать мета предметные компетентности учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Умения и навыки:

- видение проблемы, её значимость и актуальность;

- нахождение оптимальных способов её решения;

- освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;

- объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;

- понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;

- осознание социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Выполнение индивидуального образовательного проекта включает в себя следующие этапы:

- актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

- определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

- выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);

- определение целей и задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

- определение последовательности проведения исследования;

- сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);

- анализ и обобщение полученных материалов ( структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);

- группировка, систематизация материала согласно поставленному плану;

- последовательность расположения основных частей (главы, параграфы, приложения);

Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

Оглавление (перечень основных частей проекта).

Введение (краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта).

Главы основной части.

Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации.

Приложения (карты, таблицы, графики).

Защита работы (выступление на конференции, обсуждение, публикация статьи, презентация практического исследования, отчёт, книга, чертёж, схема и т.д.).

Выбирая тему проекта, обучающийся ориентируется на свои интересы, актуальность проблемы и возможность получения необходимой информации. Для выполнения проекта формулируется цель и задачи исследования. Цель работы, как правило, всегда одна, а задач столько, сколько необходимо для её достижения. Индивидуальный образовательный проект может носить теоретический и практический характер. Теоретическая работа может предполагать рассмотрение сущности исследуемой проблемы, различных точек зрения на проблему, формирование собственного взгляда на данный вопрос. Практическая работа может строиться на анализе статистических данных, на проведении социологических, маркетинговых исследованиях, работе с архивными документами, на анализе полевых работ, создании собственного произведения искусства (живописи, музыки), научного эксперимента, предмета народного творчества. В процессе выполнения используются литературные источники, периодические издания, интернет-источники, архивные документы, список которых должен быть обязательно указан. Если при выполнении проекта, обучающийся приводит мнение различных авторов, то при написании текста оформляются ссылки.

При разработке индивидуальных образовательных проектов обучающийся может сохранять преемственность тем, так и изменять их, выполнять проекты по предметам, выходящим за рамки учебного плана.

Результатами проектной деятельности могут быть:

- учебно-исследовательские работы, которые в свою очередь могут иметь характер:

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем (прогноз на будущее);

изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся,проектирование и создание новых устройств, приборов;

эксперементально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержение результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта.

В наши дни математика все более превращается в исключительно сильное орудие познания, и основная задача процесса обучения математике состоит в том, чтобы научить молодое поколение использовать математические средства для исследования реальных явлений, воспитать вкус к такому исследованию, и развить стремление к поиску гармонии реальной задачи и используемого математического метода. Добиться этого помогает такой вид деятельности, как индивидуальный образовательный проект: создание сборника задач. Наш вид проекта относится к информационному виду проектов. Этот тип направлен на работу с информацией, по какой либо теме. Предлагает ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.

Структура проекта выглядит так:

-цель проекта, его актуальность;

-источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, проведение мозговой атаки);

-методы обработки информации ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

-результаты (статья, реферат, доклад, видео, сборник задач и другое)

Экологическая ситуация в мире ухудшается с каждым днём и каждый из нас участвует в этом. Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другое). Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека. Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонения от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ, и как крайний случай-несовместимость с жизнью человека. Фактов нарушения экологии так много, постоянно следить за информацией невозможно, а знать о проблемах и последствиях должен каждый человек, согласно своему возрасту. В этом я считаю, посильную помощь может оказать любая информация, а если она ещё и с элементами решения проблемы, это вдвойне полезно.

При составлении задач на экологическую тему, мы в первую очередь руководствовались на возраст аудитории решающих. Не каждому возрасту могут быть понятны некоторые факты и цифры. Поэтому всю информацию распределили по возрастным категориям. Для начального звена обучающихся мы взяли проблемы животного мира. Среднему звену мы отдали предпочтение растительному миру, а старшеклассникам решили предоставить информацию о глобальных, мировых проблемах экологии. Кроме знакомства с фактами, наши задачи дают возможность применить умения и навыки решения математических задач. Увидеть масштаб проблемы, обсудить, сделать выводы, выработать пути решения на своём уровне.

Сбор информации самое ответственное звено, в цепочки составления сборника. Большую часть её, мы конечно берём из интернет-источников. Но самые интересные факты это те, что были получены в результате практической деятельности, наблюдениях, сопоставлениях фактов. Для решения задач мы предоставляем и решающим, тоже вести наблюдения, делать выводы, выдвигать свои гипотезы для достижения цели. Так как наш проект заключается в составлении математических задач, то очень активно идет отработка логического мышления. Задача должна нести в первую очередь – информацию интересную и познавательную, а во вторых она должна содержать вопрос, который не всегда легко поставить. На этом этапе преобладает коллективный вид работы. Многие ребята удачно справляются с этой работой, но у большинства бывают затруднения, здесь на помощь прихожу или я, или сами ребята. Но какой восторг приносит удачно составленная задача и значимость своего вклада в общее дело!

Оформление сборника задач – работа, требующая знания ИКТ. С ней справляются не все ребята, поэтому помощь приходится оказывать и на этом этапе. Но больше всего обучающимся нравится презентовать свой сборник. Так, например, учащиеся 8 класса: Каверина Ульяна и Ездакова Марина проводили урок по решению задач своего сборника в 4 классе. Ребятам понравилось. Было задано много вопросов по составлению сборника, по информации, были высказаны свои гипотезы видения вопросов. Просили приходить ещё.

Я считаю что, индивидуальный образовательный проект по составлению сборника задач, полностью соответствует целям по подготовке творческой, интеллектуальной личности, идущей в ногу со временем.

Задачник составили учащиеся 10 классов МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина:

Махмудов Фархад , Суздалев Станислав, Хасанов Руслан, Шалманов Назар, Шпакова Анастасия, Урманов Андрей, Машнич Вероника, Кузнецова Полина, Федорова Ксения, Ковтунова Татьяна, Никулина Василина, Толмачева Ксения, Атызакова Маша, Фарзалибейли Аиша, Бобин Станислав, Карпицкая Анастасия, Колегов Павел, Васильева Анжелика Деревянкин Вадим.

Руководитель проекта: Хлебунова Любовь Васильевна

МАОУ лицей №1 им. А.С.Пушкина

задач по экологии

○Задачи про растения. 2-5 стр.

○Животный мир. 6-8 стр.

○Экология. Природа. 9-12 стр.

Интересные сведения. 13 стр.

Ответь на вопросы 14 стр.

- В результате таяния вечной мерзлоты площадь России каждый год сокращается на 30 квадратных метров.

- 60% острых респираторных заболеваний связано с неблагоприятными экологическими факторами окружающей среды.

- Дуб растение-долгожитель, многие из них живут 500-1000 лет.

- Самое маленькое дерево – карликовая ива, растущая в арктической тундре. В высоту она едва достигает 5 см.

- Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 10 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу. Для разложения фильтра от сигарет требуется от 5 до 15 лет. За это время они могут оказаться в желудках рыб, птиц и морских млекопитающих.

В Верхнекетском районе 37 озер. Из них 6 озер непригодны для купания. Какова вероятность того, что вы попадете на загрязненное озеро?

Образование почвы происходит очень медленно. Например, за 1000 лет всего 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?

В мире каждую секунду рождается 21 и умирает 18 человек. На сколько человек увеличивается население Земли ежедневно, в год?

Задачи про растения.

В палаточном лагере на берегу реки Томь, площадью 1 га за 3 месяца отдыхают 10 тыс. туристов. За сутки один невоспитанный турист может:

- сжечь 1 м³ древесины;

- оставить на дереве автограф площадью 1 дм²;

- сломать до 10 молодых деревьев.

Какой вред лесу могут принести 10 тыс. невоспитанных туристов города?

Чему равна площадь всех лесов мира, если в России 791,6 млн. га, что составляет пятую часть всех лесов мира.

В одной коробочке мака до 3000 семян. Таких коробочек на растении до 10. Всхожесть семян до 10 лет. Посчитайте потомство одного растения за 3 года.

В одном колоске пшеницы до 45 зерен. Всхожесть сохраняется до 32 лет. Подсчитайте урожай пяти колосков пшеницы за 7 лет.

Продолжительность жизни дуба 1200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живет ель?

На поверхности воды плавает 1/10 часть айсберга, которая составляет 15 метров. Какого размера весь айсберг?

Томская область производит более 13 миллионов тонн нефти в год. Сколько Томская область производит кубометров древесины, если учесть, что это число на 5 миллионов меньше 13 миллионов тонн нефти?

Общий объем воды на планете составляет 1,4 млрд. км³. Из них 2% пресной воды. 90% из этой воды содержится в виде льда. Сколько пресной воды содержится в жидком состоянии?

Снег высотой 2 метра, растаял за три недели. Сколько в среднем таял снег в день?

Очень большие листья характерны для многих пальм, но абсолютным рекордсменом является Рафия Мадагаскарская, которая растет на побережье Индийского океана. Длина её листовой пластины в 6 раз превышает длину черенка, а общая длина листа 21 метр. Найдите длину черенка и длину листа.

Высота секвойи 84 метра, диаметр ствола 25 метров. Какова будет площадь её сечения, если спилить?

Лес – санитар воздуха. Один гектар еловых насаждений может задержать в год до 32 тонн пыли, сосновых – до 35 тонн, вяза – до 43 тонн, дуба до 54 тонн, бука до 68 тонн. Сколько тонн пыли задержит 10 гектар ельника за три года? 3 га дуба за 6 месяцев?

Самым медлительным растением в мире является кактус Цереус гигантский, за первые 10 лет своей жизни он вырастает на 3 см. Каждый последующий год он вырастает на полсантиметра. Какой рост будет у кактуса через 100 лет?

Ученые и специалисты объявили Калмыкию районом экологического бедствия. Площади подвижных песков Калмыкии составляют 560 тыс. гектар и ежегодно увеличиваются ещё на 40 тыс. гектар. Зная, что площадь Калмыкии 76 тыс. квадратных метров, подсчитайте, через сколько лет в Европе возникнет самая настоящая пустыня?

После уроков, ученики пошли по кабинетам собирать весь бумажный мусор. Взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 50 кг бумаги. Сколько бумаги, приходится на одного ученика? ( В школе 1000 учеников).

США ежегодно выбрасывают в атмосферу более 200 млн. тонн вредных веществ. Из них более 40% происходит по вине транспорта, главным образом автомобилями. Сколько тонн вредных веществ выбрасывается в атмосферу ежегодно транспортными средствами?

Естественный радиоактивный фон воздействует на каждого человека. В результате внутреннего и внешнего облучения, человек в течение года в среднем получает 0,1 бэр. Какое количество облучения за всю жизнь получает человек?

С 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86% птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то, сколько их останется после зимовки?

Гидра размножается почкованием, причем при каждом делении получается 5 новых особей. Сколько особей будет после восьми делений? Какое количество делений необходимо для получения 625 особей.

За час ночной охотник - летучая мышь может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?

Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

Вес самого крупного млекопитающего на земле – голубого кита составляет 160 тонн, а самого маленького млекопитающего летучей мыши – бабочки 2 грамма. Во сколько раз вес кита больше, чем вес мыши – бабочки?

Жираф может съесть до 35 килограммов растений в день. Сколько потребуется дней, чтобы съесть тонну растений?

В красную книгу России занесены песец и камышовый кот. В среднем шуба из песца стоит 100 тыс. рублей, а шуба из камышового кота стоит 80 тыс. рублей. Сколько стоит жизнь одного зверька, если на шубу из песца требуется 10 шкурок, а на шубу из камышового кота 8 шкурок?

Гепард развивает скорость до 96 км/ч. Какое расстояние пробежит гепард за 3 минуты?

Крот за ночь вырывает тоннель 68 метров. Сколько понадобиться кротов, чтобы вырыть тоннель от Томска до Новосибирска, если расстояние между городами 272 километра?

Львица в год приносит потомство из 9 львят. Сколько родится львят за три года, если в прайде 16 львиц?


Я, похоже, давно обещал начать цикл статей на эту тему, чтобы поделиться опытом с теми из вас, кто пишет стихи. Для начала я хочу сказать, что не являюсь профессиональным издателем - я автор, который решил издать свой сборник самостоятельно, потому что не был удовлетворен той работой, которую проделал профессиональный издатель. Такой вот парадокс, хотя, быть может, мне просто не повезло.

Итак. свой второй поэтический сборник я начал собирать в начале 2016 года. Писать начал с чистого листа, чтобы отвлечься от того "бытового" стиля, которым пользовался раньше. К концу 2016 года я понял, что необходимый материал собран и он, с моей точки зрения, гораздо лучше предыдущего. На самом деле, так думает каждый автор, который находится в творческих поисках и постоянно "эволюционирует". Если вы пишите свой второй сборник, то он, разумеется, будет казаться лучше прежнего. Однако, эта мысль не должна вас одурачить.

Первым делом я собрал все стихи в большую такую кучу и начал первую вычитку. Это, на самом деле, толком ничего не дало, но текст стал чище. Я избавился от большинства опечаток. Cделать первую вычитку необходимо. Главным образом затем, чтобы начать формировать в своей голове структуру книги, ведь даже если мы говорим о сборнике стихов, то у него должна быть структура - логичное начало, логичное развитие, и логичная концовка. Это забывают многие поэты, которые думают следующим образом: "пожалуй, соберу все в кучу, проверю на ошибки и дело сделано!" Но нет. Дело далеко не сделано. Художественная книга - это организм, который начнет жить самостоятельно в ту секунду, когда вы выпустите его на волю. И тогда вы не сможете ничего изменить. Хотите ли вы выпускать урода с деформированными конечностями или вы хотите выпустить некое мифическое и сильное существо? Решать вам, но чтобы получилось что-то осмысленное, необходимо обдумать структуру всего текста.

Для себя я нашел простой выход. Я решил разбить все стихи на циклы, каждый из которых объединен определенной темой. Для меня это была авантюра, но именно она дала мне понять, что мой сборник - это организм с характером и индивидуальностью. Другими словами, каждый цикл говорил о чем-то конкретном или оперировал конкретными символами, но при этом - все вместе выглядело гармонично. Процесс чем-то напоминает собирание мозаики.

Так что, я настоятельно рекомендую разбивать свой сборник на циклы. Таким образом, вы сможете его лучше понять. Но и поэтические циклы следует распределять осознанно. Сложную поэзию со сложными образами лучше оставить на ужин. На завтрак берите то, что является наиболее понятным и простым. Для своего сборника я выбрал цикл "Пылевое", как цикл, который начинает всю историю. Этот цикл характерен тем, что рассказывает о вещах, которые видел каждый - похороны, кинотеатр под открытым небом, драка до полусмерти, огни соседних домов. Подобные темы близки человеку, поэтому они помогают сознанию легко войти в концепт всего сборника. Но не стоит выстраивать сложность по нарастающей. У читателя должна быть передышка, чтобы перейти к финальному аккорду. В качестве этой передышки я выбрал условные "стихи о любви".

На мой взгляд, необходимо создавать цельную историю, а не бросать в читателя разрозненные куски. Это не значит, что в поэтическом сборнике должен быть единый сюжет, но это означает, что в поэтическом сборнике должна планомерно прослеживаться центральная мысль. Да, эту мысль могут не все понять и не все оценить, но представьте себе своего читателя и постарайтесь помочь ему с тем, чтобы он понял и принял то, что вы написали. Не нужно его вводить в заблуждение, если в этом не состоит цель конкретного цикла, что также встречается (например в "темном стиле" поэзии трубадуров).

Когда циклы будут сформированы и расставлены по местам, то вам необходимо написать некий вводный текст, который характеризует вашу поэзию. Не обязательно рассказывать о себе. Я, к примеру, написал небольшой памфлет на тему проблем современной поэзии. Он получился очень ядовитым и вызвал праведный гнев у тех, кому я его осмелился показать. Но подобные вещи необходимы, если вы действительно хотите быть понятыми. Помните, что поэзия далека от развлекательной литературы и простым стихосложением вы удивить никого не сможете. По крайней мере, я понимаю это именно так, а вы можете со мной не согласиться.

На этом сегодня все, но я надеюсь что информация была полезна.

PS. Это только первые шаги в подготовке поэтического сборника, но если вы их пройдете, то у вас будет на руках то, что называется черновым текстом. В следующей части я расскажу вам о своем опыте отсеивания провальных стихов, первого взаимодействия с фокус-группой, а также о дополнительных элементах сборника, о которых следует хорошо подумать, если вы намереваетесь создать качественную книгу.

Некоторые авторы считают, что подборки – это самый легкий и денежный формат:

  • Достаточно собрать все подряд ссылки / скопипастить подводки / слепить несколько мелких подборок.
  • Профит – хороший гонорар из-за объема, много репостов и трафика всего за пару часов копирайтинга/рерайтинга.

На самом деле, такой булшит-материал непременно завернет опытный редактор. В противном случае вряд ли будет польза в плане трафика, шеров и тем более лидов. Качественная подборка требует от автора времени, усилий и экспертизы.

Рассказываем, на что обращать внимание, когда пишете/редактируете любые подборки (книг, фильмов, сервисов, статей или чего-то еще).

За 9 лет существования блога мы публиковали как проходные, так и огненные трафиковые подборки. Все рекомендации и выводы приводим на основе собственных наблюдений, ошибок и данных веб-аналитики.

Указываем критерии подбора

Читатель должен понимать, по каким критериям автор писал подборку. Что он взял все эти примеры/инструменты/материалы не с потолка, первых 30 позиций в выдаче поисковика или просто нескольких чужих подборок.

Критерии могут быть разными, например:

Примеры подборок из блога TexTerra, где прописаны критерии

Примеры подборок из блога TexTerra, где прописаны критерии

Примеры подборок из блога TexTerra, где прописаны критерии

Примеры подборок из блога TexTerra, где прописаны критерии

Примеры подборок из блога TexTerra, где прописаны критерии

Кстати, если бы действительно составили свой топ, было бы еще хуже – многие бы еще сильнее обиделись. К слову, такие подборки вообще больше не делаем. Трафик можно привлечь другими способами, а специалисты пусть пиарятся за экспертные комментарии, а не просто так :-)

Онлайн-курс Коммерческий автор

Подбираем только актуальное

  • Делаете подборку инструментов – перепроверяйте их работоспособность, функциональность и стоимость (и хорошо, если описания к ним составлены только после полноценного тестирования).

В статье про интеллект-карты сразу видно, что автор не поленился, протестировал каждый сервис и рассказал о своем опыте

В статье про интеллект-карты сразу видно, что автор не поленился, протестировал каждый сервис и рассказал о своем опыте

Пример: авторский канал оказался заброшен, потом вообще сменилась тематика – в подборку для редакторов он уже не подойдет

За подводками к материалам тоже надо внимательно следить. Если статья пока не потеряла актуальность, то ее лид и анонс в соцсетях могут серьезно устареть. Не стоит их бездумно копировать. Этот момент еще надо учитывать при обновлении подборок.

Материалы не устарели, но их анонсы – еще как

Материалы не устарели, но их анонсы – еще как

Материалы не устарели, но их анонсы – еще как

Прорабатываем структуру и навигацию

Даже большая подборка будет удобной и совсем не пугающей, если проработана структура и навигация. Например, можно:

  • Книги упорядочить по жанрам, авторам, тематикам.
  • Инструменты – сгруппировать по способам использования, расположить по возрастанию цены (в конце еще может пригодиться сравнительная таблица).

Здесь инструменты разделены по преобладающей функциональности

  • Обучающие статьи распределить по уровню знаний: новички → профи, специалисты → руководители / владельцы бизнеса.
  • Мероприятия, образовательные программы – отсортировать по стоимости и формату.

Фрагмент одной из топовых подборок по вернувшимся посетителям: хотя курсов 100+, они разбиты по тематикам, ранжированы по цене и формату

Фрагмент одной из топовых подборок по вернувшимся посетителям: хотя курсов 100+, они разбиты по тематикам, ранжированы по цене и формату

Помогаем выбрать, экономим время читателя

Запостить список ссылок с заголовком в анкоре – быстрой и простой способ оформить подборку. Но тогда нет той пресловутой заботы о читателе: ему приходится очень много кликать, чтобы хоть что-нибудь понять. Особенно неудобно этим заниматься на мобильных устройствах.

Заголовки статей/видео/книг не всегда информативны

Мы за то, чтобы экономить время читателя и давать всю важную информацию по каждому пункту подборки. К примеру:

  • Рассказываем об инструментах – по каждому выкладываем список функций, тариф, плюсы/минусы, скриншот интерфейса или видеообзор.
  • Советуем посмотреть фильмы или сериалы – коротко (без спойлеров!) описываем сюжет, обозначаем жанр и рейтинг, может быть, прикладываем рецензии.
  • Делимся статьями/книгами по теме – объясняем, почему их стоит читать, что там уникального/экспертного/полезного.

Просто список книг со ссылками VS наглядный перечень с обложками, аннотациями и ссылками на несколько книжных магазинов

Просто список книг со ссылками VS наглядный перечень с обложками, аннотациями и ссылками на несколько книжных магазинов

Просто список книг со ссылками VS наглядный перечень с обложками, аннотациями и ссылками на несколько книжных магазинов

P. S. Еще пара не очень очевидных советов

Если подборка имеет потенциал обновления (значит, изменения количества пунктов), не стоит в URL прописывать точное число. Мы часто дублировали в ЧПУ заголовок, что в дальнейшем приводило к несоответствию старого адреса и нового заголовка.

Когда-то было 15, потом стало 31, а URL остается тем же. 80 тоже превратились в 130, ЧПУ не меняется. Последняя статья – другое дело, там адрес не включает цифру вообще

Запомнить

Как бы ни развивался прогресс, любому поэту интересно подержать в руках не обычную распечатку с принтера, а полноценный поэтический сборник. Кстати, именно прогресс сделал издание своего сборника чрезвычайно доступным. Что стоит сверстать его на компьютере, распечатать и переплести в типографии?

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Поэтому до сих пор гораздо эффективнее напечатать свой сборник в серьезном издательстве, которое имеет свои каналы распространения и вообще придает вашему сборнику некую отстраненную ценность.

Что касается дизайна сборника, то тут тоже есть свои традиции и особенности. Традиционно поэтические сборники имеют небольшой формат — обычно 120×170 или 100×140 мм. В целях экономии их также иногда выпускают одновременно в твердом и мягком переплете.

Стоит ли придумывать псевдоним — решать вам. Но, как по мне, на это должны быть важные причины: например, сознательная мистификация, определённая известность псевдонима-ника, полученная в Сети, желание избежать сравнения и путаницы с именитыми однофамильцами или родственниками, нежелание огласки среди своих знакомых

На пространстве внутри сборника лучше не экономить. Стихотворения всегда выгоднее смотрятся на отдельных страницах, нежели напечатанные подряд (даже если это касается трехстишия-хайку).

Иногда формат сборника не позволяет напечатать длинные строки полностью, и их приходится переносить. Тогда лучше проследить, чтобы перенесенная часть не воспринималась как новая строчка и располагалась в правой части листа.

Также надо по возможности стараться избегать переноса строф (особенно сложно разбитых) на другую страницу (особенно на оборот листа). Кстати, для экономии места можно выделять строфы не пробелом, а сдвигом вправо.

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Произведения без названий принято предварять звездочками (***), а в оглавлении именовать по первой строчке.
Фото: Depositphotos

В конце стихотворения желательно ставить дату. Во-первых, она является четким маркером конца текста, а во-вторых, позволяет представить то время, когда было написано стихотворение. Ведь даже отвлеченное стихотворение о русской природе получает дополнительную окраску, если под ним стоит дата, например, 1942 год.

По той же причине, немаловажное значение имеет краткая биографическая справка об авторе. Благодаря ей читатель будет иметь представление, в каком возрасте написано то или иное стихотворение, насколько оно отвлечено или, наоборот, приближено к реальным будням автора. Конечно, знание о том, что автор военный, не улучшит плохой стих о войне или армии, зато хороший зазвучит намного убедительнее.

Ну и в идеале неплохо бы иметь и хорошую вступительную (или завершающую) критическую статью о творчестве автора. Среди обилия печатной продукции хорошая критика с приведением удачных строчек из стихотворений зачастую играет бесценную роль.

Что касается оглавления, то кроме традиционного — постраничного, неплохо бы иметь дополнительное — алфавитное, значительно облегчающее поиск нужного стихотворения как читателю, так и автору.

Теперь перейдем к следующему вопросу: нужны ли стихотворениям какое-либо обрамление или иллюстрации? Как мне кажется, в большинстве случаев это лишнее. Роскошные орнаменты и картинки уместны в переизданиях уже знаменитых поэтов. Начинающий поэт может всеми этими прикрасами заслонить само стихотворение, отвлечь от него внимание читателя. По той же причине не стоит злоупотреблять и замысловатым шрифтом.

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Гораздо большее значение, чем оформление, имеет порядок расположения текстов в сборнике. Думаю, не стоит говорить, что отбирать стихотворения для первой публикации нужно особенно тщательно. Ведь вы должны показать себя во всей красе и разнообразии.
Фото: Depositphotos

  1. Стихотворения печатаются в хронологическом порядке, благодаря чему читатель может проследить вашу поэтическую эволюцию, а сборник предстанет неким творческим дневником.
  2. Стихотворения группируются по жанрам. Допустим, лирика, басни, хайку, эпиграммы, поэмы, пьесы Крупные жанры в таком случае разумно располагать в конце.
  3. Стихотворения группируются по темам или циклам (если таковые имеются). Например, стихи о природе, о любви, патриотичные, шуточные У сборника может быть и целая концепция. Например, стихи, написанные в разные времена года — зимой, весной Или описывающие сначала детские воспоминания, затем пору влюбленности и в конце — раздумья о смерти.
  4. Если же вы, наоборот, боитесь утомить читателя однообразием, сделайте смешанный вариант. То есть разумно чередуйте между собой стихи разных жанров и тем, разного уровня сложности и разного объема. Наподобие того, как на музыкальном диске медленные песни сменяются более быстрыми, а легкие — тяжелыми. Разумно также не печатать подряд особо сильные произведения — пусть их оттеняют стихи попроще.

Так или иначе, порядок публикаций целиком зависит от воли поэта, видения того, каким должен быть сборник.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что самое главное в деле оформления книги и публикации стихотворений и сборников — это одновременно сохранить уважение и к автору, и к тексту, и к читателю.

Читайте также: