Как сделать сажда

Обновлено: 06.07.2024

Саджда шукр – это земной поклон, совершаемый вне намаза и по нескольким причинам:

1. в знак благодарности Аллаху за Его дары человеку, его детям или другим мусульманам. Для совершения саджда шукр требуется соблюдение двух условий: дар должен быть явным и должен быть получен неожиданно – с той стороны, откуда одариваемый и не ожидал его получить. Например, некто получил религиозную работу, для которой он пригоден; получил дозволенное имущество; завоевал авторитет, при котором он не притесняет других; одержал победу над врагом; к нему приехал родственник, приезд которого не повлечёт смуту для других людей; у него или у кого-нибудь другого родился ребенок; больной, который не является притеснителем, выздоровел и т.д. – то есть все эти дары должны быть дозволены шариатом, и в них не должно быть элементов притеснения, харама и тому подобного.

Как мы писали выше, совершение саджда шукр обставлено некоторыми условиями: дар должен быть явным и неожиданным, поэтому если человек получит зарплату, то за это не совершается саджда шукр, так как эти деньги он ожидает. Также не совершается саджда шукр за здоровье, так как на такой саджда может уйти целая жизнь. Также, если дар не явный, то за него тоже саджда шукр не совершается;

2. в знак благодарности Аллаху за то, что Он отвёл от него или от кого-то другого беду. В этом случае для совершения саджда шукр беда, от которой человек спасся, должна быть явной и неожиданной, например, пожар, крушение дома, нападение диких зверей и т.д. Поэтому саджда шукр не совершают из-за того, что Аллах спас его от куфра, так как это может отнять всю жизнь, и человек будет каждый день делать саджда за то, что не впал в куфр. Также, например, он не должен совершать саджда шукру тот, чьи скрытые пороки Аллах не разоблачил, так как это не относится к явным вещам.

За всё перечисленное желательно совершать земной поклон на виду у людей, кроме случая, когда это может задеть кого-либо из присутствующих, например, того, кто не может иметь детей (саджда шукр за рождение ребёнка), или того, кто не имеет денег (саджда шукр за получение богатства);

3. при виде поражённого болезнью, вне зависимости от того, что поразила болезнь: разум или тело. Желательно в таком случае совершить саджда шукр в знак благодарности Аллаху за то, что Он сохранил молящегося от недуга.

Желательно при виде этого человека сделать следующее дуа:

الْحَمْـدُ للهِ الّذي عافاني وما ابْتَـلاني، وَفَضَّلَـني عَلى كَثيـرٍ مِمَّنْ خَلَـقَه تَفْضـيلا

Но не следует совершать саджда шукр непосредственно перед этим больным, так как это может ранить его сердце. Если же больной является грешником, например, вором, которому отрубили руку и который не сделал тавбу, то следует совершить суджуд у него на виду, чтоб напомнить ему о покаянии;

4. при виде грешника, будь он неверным или фасиком. Увидев такого человека, желательно совершить саджда шукри на виду у него, чтобы он бросил свои грехи и покаялся. Но если там же будет присутствовать больной человек, то желательность совершения саджда шукри на виду у него отпадает, так как это может ранить сердце больного.

Способ совершения саджда шукри

Это один суджуд с вступительным такбиром, с намерением и салямом после суджуда. Во время произношения вступительного такбира желательно поднимать руки. Для совершения суджуда необходимо соблюдать все условия намаза: аврат должен быть закрыт; совершающий должен совершить малое и полное омовение; он должен повернуться в сторону киблы. Также его можно совершать верхом или в машине.

Если после получения дара от Аллаха прошло время совершения двухракаатного намаза, а саджда шукри не был совершён, то он считается упущенным, на это тоже необходимо обратить внимание.

По мнению Ибн Хаджара (да смилуется над ним Аллах) [3] , лучше, не ограничиваясь совершением одного земного поклона, раздать милостыню, совершить двухракаатный намаз с намерением совершить желательный намаз без причины, а не с намерением совершить намаз шукру.

Важное примечание: в шафиитском мазхабе нет земных поклонов, кроме трёх: саджда сахви, саджда тилява и саджда шукр. Соответственно, приближение к довольству Аллаха каким-либо другим видом саджда является харамом – запретным [4] . Если человек совершает земной поклон в знак благодарности Аллаху, то он обязан находиться в состоянии ритуальной чистоты, аврат у него должен быть закрыт, и он должен повернуться в сторону киблы – это особенно актуально для спортсменов, которые после победы на соревнованиях совершают земной поклон в шортах, не соблюдая условия и элементы этого поклона. Будьте внимательны.

А Аллах знает лучше!

Саджда ас-сахву (земные поклоны, совершаемые при ненамеренной ошибке в намазе)

1. Пропуск действия, являющегося ваджибом в намазе.

2. Ваджиб намаза был совершен несвоевременно, то есть раньше или позже положенного срока.

4. Ваджиб был повторен.

5. Ваджиб был изменен, например, Коран был прочитан громко в ситуации, когда нужно читать тихо.

6. Фард намаза был совершен несвоевременно, то есть до или после времени его совершения.

7. Фард намаза был повторен.

Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.

Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:

От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).

Похожие риваяты передаются от других сподвижников, таких как Имран ибн Хусейн, Мугыра ибн Шу’ба, ‘Аиша и Абу Хурейра (да будет Аллах доволен ими всеми).

Альхамдулиллях! Этот цикл уроков создан на компьютере, средства на который были собраны нашими братьями и сёстрами. Да будет доволен вами Аллах в обоих мирах!

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

8. Глава о сажда саху и о других видах земных поклонов.

922. Постановление земного поклона за невнимательность (сажда саху) – обязательно.

923. Если забыл сделать сажда саху, нужно ли сделать его когда вспомнишь – если вспомнил незадолго после окончания намаза, то его необходимо совершить, а если вспомнил через долгое время после намаза, то совершать его не надо, при этом намаз остается действительным. Долгое время – определяется исходя из хадисов о саджда саху. Потому что хадисы о саджда саху указывают на это. Это подобно тому, кто забыл совершить рака’ат. И если он вспомнит незадолго до окончания намаза, то совершает его, а если через долгое время, то обязан совершить намаз заново.

924. Если не сделал сажда саху намеренно, становится ли намаз недействительным – если это саджда, который совершается до саляма, то намаз недействительный, если же из тех, которые после саляма, то намаз остается действительным. Но мнение о том, что намаз становится недействительным, также имеет силу. Потому что земной поклон саху, который до саляма считается обязательным действием внутри намаза. А тот, который после саляма считается обязательным действием для намаза, так же, как азан, икама, сутра, коллектив (джама’) и т.д .

925. Что делать если забыл сесть на первый ташаххуд – намаз действительный, и нужно сделать саджда саху до саляма.

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая с ними намаз Зухр, встал после двух первых рака’тов без сидения и люди встали с ним. А когда они уже ждали его таслима в конце намаза, он произнес такбир сидя, и совершил два земных поклона до саляма, а затем дал салям (Семеро).

926. Если хотел совершить два ракаата добровольного намаза, но встал на третий ракаат – не возвращается обратно на ташаххуд, но продолжает, и в конце намаза не надо делать саджда саху. Если же все-таки возвратится и сядет на ташаххуд, то после саляма нужно сделать саджда саху. Это постановление одинаково как в дневном, так и в ночном добровольном намазе.

Если человек встал на третий рака’ат по ошибке, то он не обязан делать саджда саху, даже если оставил ташаххуд, ведь ташаххуд не является обязательным для него из-за того, что он поменял намерение после того, как встал с двух рака’атов на третий рака’ат. Это в отличие от того, который изначально имел намерение на четыре рака’ата добровольного намаза. Относительно него ташаххуд является обязательным, и за непреднамеренное его оставление нужно сделать два земных поклона саху. Относительно постановления ташаххуда см. вопрос 893.

Примечание: это касается только просто добровольных намазов, которые не нуждаются в отдельном намерении. А если он совершает 2 рака’ата Сунны намаза после Магриба, например, то не может поменять намерение на 4 рака’ата Сунны намаза после Магриба (см. вопрос 675).

927. Если дал салям раньше времени по ошибке, начать намаз заново или можно продолжить – если вспомнил об ошибке сразу после намаза, то можно просто продолжить с места ошибки, если же вспомнил через долгое время, то нужно начать заново.

صلى النبيﷺ إحدى صلاتي العَشيّ ركعتين ثم سلم ثم قام إلى خشبة في مقدمة المسجد فوضع يده عليها و في القوم أبو بكر و عمر فهابا أن يكلماه و خرج سَرَعان الناس فقالوا: قُصرت الصلاة و رجل يدعوه النبيﷺ ذا اليدين قال: يا رسول الله أنسيت أم قُصرت؟ فقال: لم أنس و لم تُقصر فقال: بلى قد نسيت فصلى ركعتين ثم سلم ثم كبر فسجد مثل سجوده أو أطول ثم رفع رأسه فكبر ثم وضع رأسه فكبر فسجد مثل سجوده أو أطول ثم رفع رأسه و كبر

928. Если вышел из намаза раньше времени и произнес слова, начать заново или продолжить – постановление такое же, как в прошлом вопросе.

929. Обязательно ли делать такбир при совершении сажда саху – это узаконено у обладателей знания.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927) и другие хадисы.

930. Нужно ли читать ташаххуд после двух сажда саху – нет.

Довод – отсутствие довода на узаконенность ташаххуда после них.

Примечание: хадис ‘Имрана ибн Хусейна о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая с ними намаз, проявил невнимательность, и сделал два земных поклона, а затем произнес ташаххуд, а после этого дал салям. (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – достоверный, кроме упоминания ташаххуда. В этой добавке: Аш’ас (أشعث) ибн ‘Абдильмалик аль-Хамрани (الحمراني) противоречил группе передатчиков от Ибн Сирина (на его уровне), а также группе передатчиков от Халида аль-Хаззаъ (الحذَّاء), то есть на уровне его шейха.

931. Нужно ли давать салям после сажда саху – да.

Довод — хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны (см. вопрос 925).

932. Что должен делать тот, кто засомневался в процессе намаза – 1) Если не может вспомнить наверняка совершил ли он ошибку или нет, то останавливается на минимальном и делает саджда до саляма. 2) Если же вспомнил наверняка, ошибся или нет, то совершает саджда саху после саляма.

صلى رسول اللهﷺ فلما سلم قيل له: يا رسول الله أحَدَث في الصلاة شيء؟ قال: و ما ذاك؟ قالوا: صليت كذا قال: فثنى رجليه و استقبل القبلة فسجد سجدتين ثم سلم ثم أقبل علينا بوجهه فقال: إنه لو حدث في الصلاة شيء أنبأْتكم به و لكن إنما أنا بشر أنسى كما تنسون فإذا نسيت فذكروني و إذا شك أحدكم في صلاته فليتحر الصواب فليُتِمَّ عليه ثم لِيسجدْ سجدتين

933. Как должен поступить тот, кто нечаянно встал на пятый ракаат – возвращается обратно и садится сразу, как вспомнит. Затем, если после четвертого рака’ата читал ташаххуд, то после возвращения дочитывает салауат и т.д. и делает салям, затем саджда саху.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927), ведь в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил дополнительные действия в намазе (лишний ташаххуд и т.д. до саляма). И в нашем вопросе человек также совершил дополнительные действия.

934. Когда делать сажда саху если засомневался в намазе, но затем сомнение ушло – его не нужно делать. Также если совершил намаз без сомнений, а после намаза пришло сомнение, тогда не обращает на него внимание.

9 35 . Когда нужно делать сажда саху – если убавил в намазе что-то обязательное (не столп), или засомневался и не смог прийти к более сильному решению после сомнения, то до саляма. Если добавил к намазу, или засомневался, но затем пришел к более твердому мнению, то после саляма. И все это берется из вышеупомянутых хадисов.

Довод – хадис Ибн Бухейны (см. вопрос 925).

937. Если не сел на первый ташаххуд, встал и выпрямился, но затем обратно сел – намаз остается действительным. Потому что он вернулся к основе, а оставление возвращения не является обязательным.

938. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем в процессе намаза – если вспомнил о пропущенном столпе еще до того, как дошел до него же в следующем рака’ате, то возвращается к забытому столпу и продолжает совершать намаз с него. Если же вспомнил тогда, когда уже дошел до него в следующем рака’ате, то этот следующий рака’ат ему не засчитывается.

939. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем после намаза – если времени после намаза прошло немного, то нужно вернуться к забытому столпу и продолжить намаз с него и довести намаз до конца, затем сделать саджда саху после саляма. Если же времени прошло много, то намаз нужно совершить заново.

Довод — хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927).

940. Если допустил ошибку имам, то те, кто за ним, тоже совершают сажда саху – это узаконено.

941. Если ошибку допустил тот, кто за имамом, должен ли он делать сажда саху после намаза – нет. Но если он встал для того, чтобы докончить рака’ат после имама (как если, например не успел на начало намаза в мечети, или ошибка заключалась в упускании столпа намаза [рукн]), то делает саджда саху.

942. Нужно ли делать сажда саху если забыл переходный такбир (аль-интикаль) – да, потому что этот такбир является обязательным (см. вопрос 857).

943. Если вместо сами’аЛлаху лиман хамидах сказал Аллаху Акбар или наоборот – обязательно сделать саджда саху, потому что он упустил обязательное действие (см. вопрос 858).

944. Если ошибся в намазе несколько раз достаточно ли одного сажда саху – да.

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны (см. вопрос 925) и др. хадисы. Ведь в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл несколько обязательных действий в одном намазе, т.е. ташаххуд, такбират уль-интикаль и сидение. К тому же, на одну или две или три невнимательности можно применить одно слово – невнимательность.

946. Делается ли сажда саху в намазе джаназа – нет из-за отсутствия довода.

947. Если упустил в намазе желательное действие, нужно ли делать сажда саху – нет.

Довод – нет довода на узаконенность саджда саху за оставление желательных действий.

Примечание: те, которые сказали об узаконенности этого, основывались на то, что первый ташаххуд желателен. Но это – ошибка (см. вопрос 893).

949. Узаконено ли перед сажда саху сделать такбират уль-ихрам – нет.

Довод – отсутствие довода на это.

Примечание: в одном из риуаятов хадиса Абу Хурейры о Зуль ядейне пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал такбир, а затем еще один такбир, а после этого сделал земной поклон (аль-Бейхакы) – слабый, отклоненный (шазз). В нем: отклонился Хаммад ибн Зейд, и противоречил всем остальным передатчикам, которые передавали этот хадис по различным путям.

950. Если читал вслух намаз, который читается про себя и наоборот, делать ли сажда саху – нет.

Довод – отсутствие довода на это. К тому же, чтение Корана вслух в некоторых намазах является желательным, а не обязательным (см. вопрос 828).

951. Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана) – желательно.

952. Сколько сажда тиляуа в Коране – 15.

2. Хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал земной поклон нигде в аль-Муфассаль с тех пор, как переехал в Медину (Абу Дауд) – слабый. В нем: аль-Харис ибн ‘Убейд аль-Ийяди (الإيادي) и Матар аль-Уаррак (الوراق) – оба слабые передатчики.

953. Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа – нет.

Довод – отсутствие довода на узаконенность омовения. Ведь это не намаз, а омовение является условием только для намаза..

954. Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).

955. Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа – нет, но если человек сделает такбир в саджда тиляуа, которое совершается в намазе, то не подлежит порицанию из-за наличия общих доводов (см. вопрос 961, а также дополнительно хадис Ибн ‘Умара в вопросе 951).

956. Нужно ли давать салям после сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).

957. Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа – желательно из-за общих доводов на его узаконенность.

958. Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его, должен ли делать сажда тиляуа – нет.

959. Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа — нет (см. вопрос 961).

960. Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца – да, потому что постановления имамства не распространяются на саджда тиляуа..

961. Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон – нет.

Довод на вопросы 954 – 956, 959, 961 и 965 – отсутствие довода на это.

962. Если человек в пути на животном или в машине — как делает сажда тиляуа – наклоняет голову в ту сторону, в которую едет.

Довод – аналогия на добровольный намаз в пути на животном.

963. Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе – в намазе, который читается вслух – желательно, а в намазе, который про себя – нежелательно.

Довод (вслух) – см. вопрос 951.

Про себя — из-за того, что это не передается в Сунне в то время, как подобные намазы совершались большое количество раз. Также из-за того, что те, которые за имамом не читали этот аят, и не слушали его, и все это может привести к их недопониманию.

964. Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа – если знает, что задержится немного после чтеца, а потом место появится, то необходимо подождать, а если нет, то делает саджда тиляуа на спину брата или его ногу и т.п. Потому что этот чтец не является имамом в намазе, чтобы нельзя было отставать от него.

965. Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).

967. Узаконено ли совершать сажда шукр в намазе – нет, потому что причина земного поклона шукр не имеет отношения к намазу.

968. Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины – нет, потому что основа в поклонении – запрет, кроме того, на дозволенность чего есть довод. А довода на это нет. К тому же, отсутствует причина для совершения земного поклона шукр.

Несовершение хотя бы одного фарда – сознательное или по забывчивости – нарушает намаз и не может быть восполнено совершением сажда сахв. В этом случае необходимо прочитать молитву заново.

Сажда сахв не возмещает невыполненного ваджиба, если он был пропущен в намазе сознательно. В этом случае богослужение необходимо совершить заново. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то достаточно выполнения одного сажда сахв.

Если в завершении намаза отдать салям, забыв сделать сажда сахв, то совершать это богослужение заново не нужно.

Как и когда совершается сажда сахв

Если во время коллективного намаза ошибся имам, то он дает салям только в одну сторону – направо. Затем он совершает сажда сахв и завершает богослужение точно таким же образом, как самостоятельно молящийся.

Читайте также: