Как сделать саспенс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Если вы думаете, что саспенсу место только в триллерах, ужастиках и научной фантастике, вы ошибаетесь. Этот прием отлично подойдет и для романтической комедии, драмеди и любого другого жанра. Чем быстрее вы научитесь его применять, тем больше шансов, что ваш сценарий выстрелит. И вот почему.

кадр со съемок фильма Хичкока

Типы саспенса

Саспенс – это не про крики, метания и нагнетающую обстановку. Это про то, как правильно провоцировать и вовлекать аудиторию. Этот прием поможет удержать внимание зрителя, сделать так, чтобы зритель сильнее сопереживал герою и буквально, льнул к экрану, следя, как развиваются события и нервно подергивая глазом от собственного бессилия и невозможности герою помочь.

Существует два основных типа саспенса:

  • Закрытый саспенс – когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.
  • Открытый саспенс – когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.

Именно этого достигает сценарист, когда делится со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеятся на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.

Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?

Достать ножи ( 2019)

Как развивается саспенс?

Саспенс – прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.

  • Держите все в тайне до последнего

Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали – поворота головы человека, смски на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.

Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.

Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.

Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача – сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться, рассказывали как оправдать ожидания от кино в материале Сторителлинг: чего хочет зритель >>>>>

кадр из фильма

Дополнительные эффекты (советы режиссерам)

"Эмоция (будь то страх, смех, удивление, грусть, гнев, скука и т.д.) является конечной целью каждой сцены. При установке камеры в первую очередь необходимо учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у аудитории в данный конкретный момент. Эмоцию рождает взгляд. Вы можете контролировать глубину эмоции, располагая камеру ближе или дальше от глаз актера. Крупный план наполняет кадр эмоцией, а плавный переход к общему плану развеивает ее. Резкий переход от общего к крупному плану вызывает у зрителя внезапное удивление. Необычный план сверху способен усилить драматическое напряжение. " - Франсуа Трюффо

При создании интриги очень важна манера съемки, потому что саспенс – это про растянутое время, про создание атмосферы, про воздействие на зрителя.

Пишите сценарий помня о том, что для удержания внимания зрителя, важно использовать много крупных планов, ведь детали очень важны для создания атмосферы.

Заранее подумайте о звуках, ведь аудиовизуальный эффект – сильнейший из тех, которые может режиссер предложить зрителю, и вы как сценарист должны заранее позаботиться об этом. Шарканье, бряканье, выражения лиц, интерьер или экстерьер места действия - не упустите ничего из виду. Конечно, в сценарии описанию уделяется не очень много места, но, когда дело касается интриги – детальное описание важнее, чем диалоги.


Как показать саспенс точнее?

Детали важны и при создании персонажей. Если вы пишете комедию, пусть будет столько нелепостей и противоречий в характерах героя, сколько это возможно в рамках хорошего вкуса. Добавьте сюда эффект неожиданности. Пусть тот, кто выглядит самым интеллигентным и спокойным, окажется самым чокнутым, а сексапильная блондинка самой разумной и уравновешенной.

Например, у вас ситуация – мужчина спрятался за занавеской и ждет, когда вернется хозяин. Интрига будет в деталях – во что одет мужчина, плотная или прозрачная занавеска, открыто окно пропуская сквозняк, из-за которого занавеска колышется или нет? У мужчины есть оружие? Какие звуки мы слышим, когда хозяин возвращается? Его шаги или может он включил музыку, может пошел в душ?

Если работаете над драмой, усиливайте эмоциональный накал и вызывайте тревожное ощущение у зрителя, но, например, уделите внимание уютной и комфортной атмосфере, в которой развивается драма. Так, с одной стороны, вы оттените ужас и скорбь происходящего, а с другой - усилите контраст.

"Чем более беззаботной будет обстановка, тем сильнее окажется удар от внезапно произошедшей драмы", – говорил Хичкок.

При создании фильма всегда помните, что свет, движение и понятие времени - основы кинематографа. Об этом, кстати, не раз говорил Скорсезе в своих интервью. Вы, как сценарист, должны не только придумать первоклассную оригинальную идею, но и заранее подумать о том, как ее можно воплотить, подготовить почву для режиссера. Создание интриги, которая будет удерживать внимание зрителя - одна из самых важных ваших задач.

Разбираемся, что такое эффект саспенса, каких видов он бывает и какие условия необходимо соблюсти, чтобы воплотить его на экране.

Что такое саспенс?

Краткая история саспенса в кино

Виды саспенса в кино

Открытый саспенс

Закрытый саспенс

Как добиться саспенса?

Несколько основных принципов, которые необходимо соблюсти, если вы хотите добиться эффекта саспенса.

— помните об эмоциональном сопереживании. Чтобы возник эффект саспенса, необходимо, чтобы зритель испытывал к герою симпатию, сочувствовал ему, переживал за него. Если симпатии к герою нет — саспенс не родится.

— фокусируйтесь на деталях. Все тот же Хичкок эффектно усиливал саспенс, знакомя зрителей с большим количеством говорящих деталей: реакциями героев, поворотами ключей, характером шагов и так далее. Правильно подобранные подобные мелкие вещи не только оттягивают вожделенный момент разрешения саспенса, но и провоцируют интерес, усиливают внимание зрителя.


Сегодня статья о том, как создавать напряженность, заставлять читателя беспокоиться о героях — и глотать страницу за страницей, не замечая времени.

Что ж, довольно вводных слов. Приступим…

Саспенс и немного истории

То, что я сейчас упомянул, называется саспенс (или suspense, если на английском). Термин ввел Альфред Хичкок, и обозначает он напряженное ожидание: то напряжение, что испытывает зритель при просмотре захватывающего триллера. Естественно, он применим не только к кино, но и литературе, театру — в общем, любой истории, что разворачивается перед нами.

Одна беда — не все мы пишем блокбастеры. Да многим это и не нужно (например, в современной прозе), и книга — вовсе не то же самое, что фильм. Я дам краткие выдержки из Митты и снабжу ремарками, как все это применять к тексту.

Принципы построения драматических произведений

Принципы драмы очень просты. Настолько, что ими могут пользоваться и те, кто в 15-16 лет набрасывает первые сюжеты. Вот они:

1. В любой момент времени герой должен находиться в состоянии конфликта.
Под конфликтом понимается не вооруженное столкновение, не только конфликт интересов и даже не только противоречие с другими персонажами, но любая проблема. Внутренние переживания, невозможность что-то сделать, несоответствие обстановке и многое, многое другое. Скажем проще: у героя всегда должна быть какая-то проблема.

Крупные формы. Особенно это актуально для них. Я не рассматриваю здесь романы: как правило, их пишут профессионалы, а этот текст — для начинающих писателей. Но даже в повести бывает несколько конфликтов, и некоторые разрешаются в середине повествования. После остросюжетных событий, снявших одну проблему, о принципе легко и позабыть — а между тем героя и читателя нужно держать в напряжении по-прежнему. Один конфликт должен переплавляться в другой, и до самого конца герой не должен почивать на лаврах.
Естественно, что если героев несколько, то проблема должна быть у каждого из них.

Рассказы. С ними сложнее, поскольку рассказы чаще строятся на идее, ситуации, и пишутся ради них, а не ради сюжета. И тем не менее — читателю идея всегда передается через конфликт. В общем, какая-то проблема персонажу все же необходима.

2. Каждый эпизод должен быть связан с конфликтом и влиять на него.
Иными словами, конфликт и сюжетная линия — стержень произведения, и каждый эпизод и событие — должны нанизываться на него, работать на конфликт. Открывать новые его грани, сообщать новую информацию, видоизменять его. Решать один конфликт и создавать другой. Если событие не нанизывается и существует в стороне — этот эпизод лишний. Его нужно выбросить.

Крупные формы. В крупной форме бывает несколько героев и конфликтов, так что каждый эпизод должен быть связан хотя бы с одной из проблем. А, поскольку локальные проблемы должны быть частями глобальной, то через них — с общим конфликтом всего произведения. При нескольких героях и парочке сюжетных линий особенно легко забыться и написать кусок, в котором, вроде, что-то происходит — но в то же время глобально ничего не меняется. Разумеется, так делать не стоит.
Лучше всего разматывать произведение с конца. Т.е. знать, в чем состоит его основной конфликт, прикидывать, как можно его решить — и включать в план ровно те эпизоды, которые конфликт решают.

Рассказы. В этом пункте с ними проще, поскольку рассказ мал, обычно в нем и так все работает на идею и сюжетную линию, и вставить что-то лишнее затруднительно. Но на конкурсах часто встречаются и такие рассказы, где появляются сценки ради сценок, ради украшательства. Помните об общем принципе: все, что не работает на идею — лишнее.

3. Конфликты и события должны развиваться по нарастающей.
Скажем проще: чем дальше по тексту, тем более глобальные и сложные проблемы должны стоять перед героем. Либо он решает части глобального конфликта одну за другой, пока, наконец, не столкнется с многоголовой гидрой, либо — при наличии нескольких конфликтов — следующий должен быть больше предыдущего.

Нет, я отнюдь не призываю к героическому фэнтези, в котором персонажи в n-й раз спасают мир. Конфликты могут быть и небольшого масштаба, и совсем уж личные — главное, чтобы они развивались по нарастающей.

Рассказы. К ним это неприменимо, потому что конфликт в них один, а если их больше — лучше развернуть рассказ в небольшую повесть.

У Митты вы найдете еще много интересного: как создавать конфликты, какие их характерные черты, как строить структуру произведения — но каждый раз, когда я берусь его перечитывать, меня не оставляет мысль, что все это отлично для Голливуда, но не всегда верно для книг. Я по-прежнему рекомендую его всем начинающим авторам, но читайте критически — и сравнивайте с тем, как пишут любимые писатели.

Примеры

Итак, обратите внимание, что:

  1. Один из конфликтов задается с самого начала: Иные за стеной являются фоном, но маячат на протяжении всего произведения.
  2. Все персонажи находятся в конфликтных отношениях друг к другу: у них разные цели, мотивация и даже самые родные люди (Нед и Кейтилин) хотят совершенно разных вещей.
  3. Конфликт развивается по нарастающей: основные персонажи оказываются в незнакомой и враждебной обстановке, обстановка враждебности и недоверия выливается в насилие, а насилие — в войну.
  4. Конфликты бывают самые разные, вовсе не обязательно это вооруженное противостояние: конфликт — это в том числе детские обиды на сестру.

Хотите что-то добавить к сказанному? Или, может быть, оспорить? Смело пишите комментарии, я буду рад любым отзывам!


Для начала давайте проясним: саспенс — это не монстр, который внезапно выпрыгивает из-за угла, а время, которое проводит зритель в ожидании этого монстра. Если шок от увиденного длится всего лишь несколько секунд, то в состоянии саспенса зритель может провести несколько минут — соответственно и эмоций от этого он испытает больше.

Герой куда-то идет, а мы знаем, что лестница под ним подпилена злодеем и может рухнуть в любой миг. Персонажу об этом, конечно, ничего неизвестно. Догадается ли он? Успеет ли пройти опасный путь? В этих вопросах и выражается напряженное ожидание.

Читайте также: