Как сделать сасимоно

Обновлено: 05.07.2024

На рисунках показан самурай периода Момояма, надевающий оборонительный костюм. Он начинает с фундоси, или набедренной повязки. Лучшим материалом для нее служила белая льняная или хлопчатобумажная ткань, зимняя фундоси была на подкладке. Затем он надевает ситаги, или рубашку Ситаги бьла похожа на обычное кимоно в гражданском платье, только короче. Она застегивалась на груди и перехватывалась на талии оби (поясом). Он оборачивался дважды вокруг талии и завязывался спереди.

Кобакама, как явствует из названия, были укороченные штаны хакама, которые носились под доспехом. Они были уже хакама и короче — опускались примерно на 12 см ниже колен. Сперва самурай надевал левую штанину, затем стягивал последовательно задние и передние шнуры, завязывая обе штанины спереди.

Теперь показанный на иллюстрации самурай присел, чтобы надеть таби, пару носков с отделенными большими пальцами, какие в Японии носят и по сей день.

Затем вокруг лодыжек оборачивались кяхан (гетры), в которые заправлялись штанины кобакама. Становится ясно, почему самурай надел носки с отделенными большими пальцами, когда мы видим, как он приступает к следующему элементу экипировки — варадзи, или соломенным сандалиям. У сандалий плетеные подошвы и два фиксированных шнура, которые проходят между большим и следующим пальцами. По периметру подошвы располагаются петли, через которые шнуры пропускаются и завязываются. Дополнительно сандалии рекомендовалось подвязывать с внутренней стороны ступни во время перехода по гористой местности, заснеженным или грязным дорогам или при форсировании болот и рек. Самурай всегда должен был иметь при себе пару запасных сандалий или человека, который бы их нес.


Надев сандалии, самурай, в том же положении сидя, надевает первый элемент собственно оборонительного комплекта — сунэатэ, или поножи. Сунэатэ состояли из вертикальных пластин, соединенных шарнирам и или кольчугой на тканевой основе. У поножей имелась специальная кожаная защита, крепившаяся в местах соприкосновения ноги со стременем.

Для защиты бедер использовался хайдатэ. Хайдатэ сильно смахивал на раздвоенный матерчатый передник, нижняя часть которого была обшита перекрывающими друг друга металлическими или кожаными пластинами. Они крепились на талии, а некоторые разновидности имели дополнительные крепления с двумя задними секциями, не позволяющими им подниматься. Поскольку хайдатэ предназначался в основном для защиты в конном строю, в пешем строю его иногда снимали, особенно перед началом ожесточенного рукопашного боя. Он также доставлял неудобства при переходе через болото, поэтому во время марша его надевали, но не затягивали при этом крепежные шнуры, чтобы в случае необходимости легко и быстро снять.

Югакэ (перчатки) делались из дубленой кожи, иногда украшенной узорами. Сначала всегда надевалась правая перчатка.

Существовало множество разновидностей котэ, или наручей, но все они изготавливались из плотной ткани, на которую нашивались кольчуга или небольшие металлические пластинки. Кольчуга неизменно покрывалась черным лаком, а металлические пластинки покрывались лаком того же цвета, что и остальные элементы доспеха. Длинны й крепежный шнур пропускался изнутри через рукава котэ. У некоторых котэ рукава соединялись, у других крепились к петлям на до, а у третьих связывались на груди. Иногда они составляли единое целое с вакибики — матерчатой или кольчужной защитой подмышек.

Теперь самурай должен надеть основной элемент доспеха — до с дополняющей его кусадзури. Какого бы стиля ни был до, крепился он всегда одинаково — посредством внутренних поддерживающих шнуров, пропускаемых поверх кохирэ, или маленьких наплечников в виде шестиугольных подушечек, смягчавших давление шнуров на плечевые кости — и застегивался на правом боку, или, если это был харамаки, — за спиной. Основная тяжесть кирасы ложилась на бедра и смягчалась уже упоминавшимся поясом. Убедившись, что до сидит надлежащим образом, самурай плотно оборачивал вокруг талии ува-оби.

Теперь самурай был полностью экипирован от ступней до шеи. На этой стадии он должен был надеть содэ, или наплечники, если таковые входили в его оборонительный комплект. Усовершенствованные типы до и котэ вообще не нуждались в содэ. В комплект юкиносита-до , например, входили две металлические полукруглые пластины, которые защищали верхние части котэ. Если содэ входили в оборонительный комgлект, то они обычно были небольшими и слегка изогнутыми и имели с внутренней стороны матерчатую подкладку, доходящую до уровня нижней пластины.

Для защиты шеи служила нодова, или латное ожерелье, состоявшее из нескольких металлических пластинок, соединенных шнурами. Прежде чем надеть маску для защиты лица, или мэмпо, самурай оборачивал свою голову повязкой , или хатимаки, которая служила в качестве внутренней подкладки для шлема. Она обычно достигала в длину пяти футов и была традиционно белого цвета. Чтобы надеть хатимаки, самурай должен был развязать свои волосы, зачесать их назад и, приложив хатимаки к затылку, обмотать вокруг головы и подоткнуть ее концы спереди.

Маска для защиты лица (мэмпо) является наиболее узнаваемым компонентом японского оборонительного доспеха. Имелись различные разновидности мэмпо — от простой металлической пластины, закрывающей подбородок (хоатэ), до настоящей маски, закрывающей все лицо (сомэн). Наиболее популярной разновидностью была полумаска, закрывающая подбородок и щеки, иногда с элементом защиты носа, и с отверстием для рта.


Маска традиционно покрывалась изнутри красным лаком и имела небольшое вентиляционное отверстие. Поскольку маска служила также для поддержания шлема, она снабжалась крючками, через которые пропускались его крепежные шнуры. Маске зачастую придавались черты человеческого лица с усами.

Если доспех периода Момоям а отличался довольно скромно й отделкой, то в шлеме, по крайней мере, самурай вполне мог выразить свою индивидуальность. Словно в насмешку над однообразными стилями до, шлемы того периода представляли собой нередко странные и удивительные творения человеческой фантазии. Основно й шлем (кабуто) состоял из тульи (хати) с прикрепленным к ней элементом защиты шеи (сикоро), который выполнялся в том же стиле, что и остальные пластины доспеха. Сама тулья имела множество разновидностей. Простой и распространенно й версией была дзунари — круглая, крепкая с хорошей отражающей поверхностью. Изнутри тулья покрывалась красным лаком , блики которого на лице самурая придавали ему еще более устрашающий вид.

С другой стороны, шлемы могли украшаться различными значками. Датэ Масамунэ (1566-1636) отдавал предпочтение асимметричному золотому полумесяцу, маленькие значки которого носил и его самураи. Тоётоми Хидэёс и (1536-1598) носил на затылочной части одного из своих шлемов огромный гребень в виде восходящего солнца с лучами. Токугава Иэяс у украсил налобные части нескольких простых шлемов прекрасными гребнями в виде золотого папоротникового листа.

Шлем надежно привязывался посредством длинного шнура, обычно красного или синего цвета вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспеха.

Теперь самурай был готов к сражению, но, несмотря на все единообразие экипировки, распространявшееся и на шлемы рядовых самураев, ему необходимо было иметь при себе некоторые отличительные знаки, по которым его могли опознать как соратники, так и враги. Одним из таких знаков являлся сасимоно, крепившийся сзади к доспеху. Часто для этой цели использовался небольшой вертикальный флаг с изображением герба или значка его носителя, если он занимал достаточно высокое положение, а если не занимал, то его хозяина, но в качестве отличительных знаков служили и другие объекты, такие как перья и различные предметы. Для крепления сасимоно, который фиксировался на древке, на спинной части до на уровне поясницы имелось гнездо, а на уровне лопаток — кронштейн. Нижний конец древка вставлялся в гнездо, а в середине оно закреплялось кронштейном. Должно быть, ношение сасимоно доставляло определенные неудобства, по крайней мере, сохранился рисунок, изображающий, как подданные одного высокопоставленного самурая снимают с него сасимоно и держат его, пока их хозяин занимается выяснением отношений с противником.

В перерывах между сражениями самурай предпочитал носить дзинбаори, длинную меховую накидку, надеваемую поверх доспеха. Она отличалась нередко богатой вышивкой , особенно на спине. Супруга Маэда Тосииэ вышила на дзинбаори своего мужа изображение Сёки, мифологического истребителя демонов.

Какие из описанных выше предметов экипировки действительно использовались в тот или иной период, зависело от обстоятельств. Маска и хайдатэ не надевались, если ожидался отчаянный рукопашный бой, как и поножи, в случае если противник занимал более высокие позиции. Иногда просто не хватало времени для постепенного надевания доспеха, как это было описано выше . Если самурай оказывался захваченным врасплох, он мог быстро облачиться в до, находящийся в ящике для доспеха или подвешенный к потолку В таком случае, было бы неплохо, если бы наручи уже были прицеплены к до.

Самураи, бывшие одновременно монахами, такие как знаменитые Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, могли носить поверх доспеха под меховой накидкой монашеский кэса. Кэса напоминал шарф с кольцом из слоновой кости на левой стороне. Уэсуги Кэнсин обычно изображался на рисунках без шлема на голове, но в белом монашеском капюшоне.

В период Момояма не изготавливались оборонительные доспехи для лошадей. Зато животные зачастую украшались длинным и лентами и тесемчатой бахромой. Деревянное седло покрывалось лаком, а металлические стремена отличались необычным дизайном. Во время военных действий лошади использовались для транспортировки мешков с рисом и фуражом.


Мешки приторачивались к седлу. В период Эдо, когда появляются фитильные пистолеты, к седлу приторачивалась кожаная кобура с парой таких пистолетов. В лагере лошади держались на привязи, а чтобы далеко не убежали, их передние ноги спутывались шелковой лентой. Почти обязательным декоративным элементом являлась большая седельная попона с вышитым на ней гербом или сделанная из шкуры животного. В те времена лошади не подковывались, и еще интересная подробность: самурай всегда садился на лошадь с левой стороны.


Сасимоно ( 指物 ? , Кровать «вещи , которая означает" ) были, в средневековой Японии , небольшие знамена солдат для выявления войск во время сражений. В сасимоно обычно висели на задних ноги солдат (известных асигар ), то самураи , но помещен в специальных знаменосцах на рамах некоторых солдат. Эти знамена, напоминающие флажки с символами клана ( камон ), в основном использовались в период Сэнгоку.- длительный период гражданской войны в период с середины XV - го века до начала XVII - го века.

Сасимоно были использованы для стандартизировать войск из - за большого разнообразия японских доспехов. В сасимоно , как правило , черно-белых и квадратных формах или слегка прямоугольные. Однако мы можем найти и другие формы. Таким образом, ума-дзируши - это большие флаги, которые напоминают персонализированные сасимоно, которые носят армейские командиры. Существует также гораздо более высокая и тонкая версия, нобори , для поддержания ее в вертикальном положении требуется два или три человека. Нобори был использован в качестве ориентира для войск в крупных сражениях.

Символы на сасимоно часто представляют собой очень простые геометрические формы, иногда сопровождаемые идеограммами имени главы клана или девиза клана.

Уже есть таки время желающим засветить мастерство ,зашоувить скил, так сказать, или попытаться поднять этот самый скил - собраться с силами (мыслями) (духом) - обозначиться в теме и обговорить фигурку, истор. привязку, идейку.
.
План такой : выбираем , оговариваем сроки, чтоб не тянуть три дня недели

, вместе делаем, выставляем. Чистое творчество и радость труда. По окончании можно провести опрос-голосовалку, если желание будет



Куриленко Станислав (Provisor)

Мастера

Я бы с радостью еще поучаствовал, но тема средневековой Японии вообще не моя! А для поднятия скилла, подобный конкурс - самое то что надо, по себе знаю: много чему новому научился!


Юрий Кухта

"Борода" Ган судовой лекарь


Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь

Хотел бы предложить Сооданбековского самурая в 54 мм - но их нет уже , а дозаказывать доп тираж наверно не будем ., он уже все сливки снял .
Видимо ЕК вам надо выбирать - всем доступно .

"Мы рады всем - кто рад нам !"


Воробьев Руслан

Юрий Кухта,

Привет! Первое копьё! "Ичи - бан яри", надеюсь, не единственное )))

Предлагаю к работе, то , что пока самому хочется в первую очередь:



HATAMOTO

В очередной раз затронута очень полезная тема конверсии и росписи известных многим фигур. Очень познавательно, с интересом наблюдал, как и многие, за перевоплощением швейцарца. Руслан, если не трудно, объясни чем заинтересовали именно данные фигуры.

Юрий Кухта

"Борода" Ган судовой лекарь


HATAMOTO

Сильно большой изгиб древка сасимоно, ветер наверно. Кстати виноват, зря написал, маленько выгнул и отлично получилось.

Воробьев Руслан

Первая очень естественная, можно почти живьём нарисовать, поза интересная, внутреннее движение персонажа направлено далеко вдаль, это даёт возможность, делая виньетку, использовать эту "даль", как часть композиции, таким образом, действие будет выходить далеко за рамки видимой фигуры.

Вторая, во-первых, со старинного рисунка, что добавляет яркий привкус японской средневековой пластики фигуре, во -вторых , это не просто статУй, а готовая жанровая сценка, что большая редкость.

Кстати, Юрий, тогда надо - таки что-то с фотографией решать:negative:/>



Воробьев Руслан

хорошо, с фигурой разобрались.

Сасимоно резать, однозначно.Алебарду резать.




Юрий Кухта

По флагу и алебарде согласен, надо переделывать. По шлему пока еще не знаю. Единственно не знаю размер флага (древко, полотнище) что бы делать пока фигурка едет, ну и алебарды. К стати интерес к самураям у меня еще и потому, что нынче довелось побывать в стране восходящего солнца, видел живьем доспехи, впечатлило. Жалко только, что нельзя было фотографировать.

"Борода" Ган судовой лекарь


Воробьев Руслан

/> такую мечту лелею.

Итак, основным типом сасимоно был нобори, только значительно уменьшенный в размерах. Средние размеры полотнища составляли 1 сяку в поперечнике (30 см) и 3-4 сяку в длину (90-120 см).делим на тридцать, получаем полотно 1см Х 3-4см.но и полтора на полтора не будет ошибкой,тут главное выбрать клан, мон,и поискать, какие флаги носили представители.
И это. доспех на конец16 века, не все гербы подходят, надо смотреть цифры.

Мон 紋 , или монсё 紋章, мондокоро 紋所 или камон 家紋 - герб, эмблема - используется для идентификации человека и его семьи (рода, клана)


Хата-дзируси 旗印 - наиболее распространённый военный флаг с моном, крепился на перекладине

Сасимоно 指物, 差物 или 挿物 - небольшие флаги для асигару 足軽 и самураев 侍 , крепились к спине или на лошади


Среди японских геральдических атрибутов есть любопытное приспособление, не встечающиееся у воинов других стран - это своеобразный плащ хоро 母衣 . Хоро использовали телохранители и курьеры еще в период Камакура 鎌倉時代 (1185-1333 годы) для защиты от стрел сбоку и сзади. Хоро имеет около 1.8 метра в длину, сделан из нескольких полос ткани, сшитых вместе с бахромой по верхней и нижней границе, получался своего рода мешок, который наполнялся воздухом когда самурай скакал на лошади. Оикаго おいかご (oikago) - каркас для хоро, который, как считается, изобрел Хатак эяма Масанага 畠山政長 (1442 – 1493 годы) во время войны Онин 応仁の乱 (1467-1477 годы). Его делали из веток ивы или бамбука.

Хоро 母衣 крепился к шлему или нагруднику, а также к талии и имел мон владельца. Цвет хоро зависил от основных цветов клана. У Ода Нобунага 織田信長 - это были чёрный и красный. У Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 - хоро были золотого и жёлтого цвета. Позднее хоро использовала и самурайская элита, это вызывало определенное уважение у противников, ведь самурай с хоро - заметная мишень. Хосокава Юсай 細川幽斎 (1534–1610 годы) писал в своем дневнике:

Разновидность хоро 母衣 используется в религиозной церемонии, называемой хорохики 母衣引 , где два всадника олицетворяют весну и осень. Они скачут по полю с развевающимися десятиметровыми вымпелами.

Эта статья основана на материале Куросукэ Арисада ( Александра Андреевича Куршакова 1972-2013 годы ).

На протяжении всей японской истории отличительным знакам - монам 紋 , камонам 家紋 , мондокоро 紋所 - придавалось большое значение. Достоверно не известно, какой характер носили гербы в период древнеяпонского государства в IV-VII веках н.э. Первые сведения о них появились в период Нара 奈良時代 (Нара дзидай 709-794 годы), когда структура японского общества стала носить чётко выраженный иерархический характер. Система чиновничьих рангов, заимствованная из Китая, поделила все господствующее сословие на 12 ступеней, различающихся между собой даже цветом платья. Надо сказать, что идентификационное значение одежды в японском обществе сохранялось практически до конца XIX века.

Битвы самураев X-XIII веков, как и рыцарские сражения в средневековой Европе, были прежде всего поединками воинов-одиночек. Чем более знатного человека победил самурай на поле боя, тем большую награду он получал от сюзерена. Чтобы определить ранг противника, достаточно было взглянуть на него, поскольку знатные самураи предпочитали определенные сочетания цвета доспеха и кафтана, надевавшегося под него - хитатарэ 直垂 . Доспех знатного воина, сражавшегося на коне, о-ёрой 大鎧 , плотно переплетался шёлковыми или кожаными шнурами различных цветов. Поскольку строение всех о-ёрой было практически одинаковым, доспехи классифицировали по типу и цвету шнуров. Шнуровка могла быть одноцветной и разноцветной, причем довольно сложного рисунка. В сочетании с цветом хитатарэ 直垂 , которое часто украшали родовыми гербами, раскраска доспеха, часто богато украшенного золотом, позволяла легко обнаружить известного воина в пылу сражения и вызвать его на бой.

Другими отличительными признаками знатных самураев были кувагата и хоро. Кувагата クワガタ – медная, часто позолоченная накладка на переднюю поверхность шлема в виде двух высоких, расширяющихся на концах рогов. Во времена Минамото и Тайра её носили только военачальники, и лишь к концу XIV-XV веков кувагата получила более широкое распространение. Хоро 母衣 – аналог европейского плаща. Это была плотная хлопчатобумажная или шёлковая накидка, нижний конец которой заправляли за пояс так, чтобы при быстрой скачке на лошади она раздувалась подобно парусу. Кроме идентификационной функции (хоро обычно была ярких цветов и даже полосатая), по мнению некоторых исследователей, она также служила защитой от стрел, поскольку легкие японские стрелы я 矢 , сделанные из бамбука, в ней застревали. Подобный защитный элемент не был известен более нигде, кроме как в Японии. К XVI веку хоро стали натягивать на каркас оикаго おいかご из китового уса, чтобы она казалась развевающейся на ветру, в этом случае она явна теряла свою защитную функцию, но продолжала оставаться средством идентификации владельца. Ода Нобунага 織田信長 использовал два отряда гонцов (цукай), в одном из которых воины носили чёрные хоро, а в другом красные. Соответственно, отряд с красными хоро назывался Акахоро-сю 赤 母衣衆 , а с чёрными — Курохоро-сю 黒母衣衆 . Гонцы же Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 носили жёлтые хоро.

В верхней части знамен рисовали родовой герб (камон 家紋 или просто мон 紋 ). Считается, что моны появились около 1100 года и сначала были распространены преимущественно в среде придворной аристократии. Первые гербы происходили, вероятно, от родоплеменных тотемов и носили растительно-животный характер. Так, гербом Тайра была бабочка-махаон 揚羽蝶 агэхатё , гербом Минамото – 笹竜胆 сасариндо - листья горечавки и цветы бамбука. Менее значимые кланы, бывшие вассалами одного из упомянутых, помещали свой мон на знамени принятого у сюзерена цвета.

Поначалу достаточно единообразные значки стали заметно меняться после знакомства японцев с тактикой монголов, предпринявших две попытки завоевания архипелага в XIII веке. Прекрасно организованные, отличавшиеся железной дисциплиной, взаимовыручкой и высоким боевым духом отряды монголов без труда одерживали победы над самураями-одиночками. Убедившись в преимуществе подобного способа ведения военных действий, с начала XIV века японцы стали сражаться в основном в пешем строю, используя длинные копья яри 槍 и большие деревянные щиты татэ 楯 .

Переносные щиты использовались исключительно для защиты стрелков – сначала лучников, потом и аркебузиров. Копейщики и меченосцы в поздней японской истории ручных щитов никогда не использовали. На щитах татэ 楯 , как правило окрашенных в белый цвет, помещали родовой герб и/или одну или несколько поперечных полос. Подобного рода рисунок, представляющий сочетание мона (идентификационный знак воюющей стороны) и одной/нескольких полос (опознавательный значок подразделения) характерен для всех остальных знаков отличия в японской истории, таких, например, как наплечные и нашлемные флажки, чехлы колчанов и заспинные знамена.

Еще одним предметом, использовавшимся в качестве основы для нанесения изображений, были особенные пологи дзинмаку 陣幕 или 軍幕 , которыми огораживали ставку полководца. Они издревле использовались в качестве занавесок, отгораживающих одну часть дома от другой, место для знатных гостей при театральных представлениях и так далее. С XIV века дзинмаку прочно вошли в обиход военачальников. Их обычно шили из горизонтальных полос материи, числом 5, и в высоту дзинмаку достигали 2-2,5 метров. Между полосами оставляли несшитые участки — во-первых, они пропускали воздух и при сильном ветре не давали пологу опрокинуться, а во-вторых, через них можно было наблюдать за происходящим снаружи. Большинство дзинмак у 陣幕 / 軍幕 было белыми, с чёрным родовым гербом, нанесенным в центре каждого полога на средней полосе. К XVI веку, однако, военные занавесы всё чаще стали делать цветными — красными, синими, зелёными, жёлтыми, чёрными и сшитыми даже из полос разного цвета. На цветных дзинмаку гербы были белыми, жёлтыми, или отсутствовали совсем, позволяя отличить владельца по сочетанию цветов.

Практически одновременно с употреблением изображений на щитах татэ 楯 появились индивидуальные знаки различия. Еще во времена войны Гэмпэй самураи Минамото и Тайра иногда украшали свои доспехи ленточками принятых в каждом клане цветов. В XIV веке подобные ленточки превратились в содэдзируси 袖印 – нарукавные флажки и касадзируси 笠印 – нашлемные флажки. Типичный нарукавный флажок – прямоугольный кусок материи размерами 3-4 сун на 1 сяку (9-12 на 30.3 сантиметров), узким концом прицепленный к верхнему краю наплечника содэ 袖 . Касадзируси был практически такого же размера, но верхней частью оборачивался вокруг деревянной планки. За её концы привязывали шнурок, который пропускали сквозь кольцо на задней поверхности шлема. Название этого кольца, касадзируси-но-кан 笠標の鐶 , прямо говорит о его предназначении. Однако, учитывая существование кольца на шлеме с незапамятных времен, а документированное применение касадзируси только с XIV века, нельзя исключить, что первоначально кольцо имело какую-то неизвестную нам функцию.

В XV веке появился еще один опознавательный элемент в костюме воина – матерчатый чехол для колчана со стрелами. Колчаны раннего японского средневековья представляли собой низенькую сплетённую из соломы корзинку, крепившуюся на поясе справа. Легкие стрелы держались в ней за счет тяжелых наконечников. К описываемому периоду колчаны изменились, превратившись в закрытый футляр из дерева, кожи или папье-маше. Отверстие для изъятия стрел располагалось в нижней трети такого футляра, поскольку японцы вынимали стрелы не за оперение и через плечо, как европейцы, а взяв их непосредственно за ближайшую к наконечнику часть, приподняв и вытаскивая вперед и вниз. Такой футляр вскоре стали покрывать матерчатым чехлом с опознавательным рисунком – гербом и/или полосами. Знатные самураи могли иметь цветные чехлы – красные, оранжевые, пурпурные и светло-синие.

Итак, основным типом сасимоно был нобори, только значительно уменьшенный в размерах. Средние размеры полотнища составляли 1 сяку в поперечнике (30.3 сантиметров) и 3-4 сяку в длину (90.9 - 121.2 сантиметров ). Оно крепилось на легком и прочном каркасе из бамбука. Одевая эту конструкцию, нижний конец древка сначала пропускали через кольцо, располагавшееся на доспехах приблизительно посередине лопаток или чуть выше, а затем упирали в кожаный кармашек на уровне пояса сзади. Позднее, во второй половине XVI века, когда ношение сасимоно стало почти повсеместным, для держания заспинного знамени стали использовать узкий деревянный короб, четырехугольный в поперечном сечении, располагавшийся на задней части доспеха от пояса до лопаток.

Кроме прямоугольных сасимоно 指物 , изредка встречались квадратные знамена, и совсем редко экзотические варианты — шесты с навершием в виде солнца или луны, тыквы, сделанной из дерева или папье-маше, родового герба, рогов, бунчуков и тому подобное. Вариантов было множество, но существовали такие сасимоно в единичных экземплярах. Их использовали самураи-командиры отрядов асигару, чтобы выделяться из массы своих воинов. Еще один вариант сасимоно мы можем видеть на гравюрах — это два или три древка, воткнутых в один держатель на спине воина или в специальные кармашки по бокам седла. Такие сасимоно имеют более узкое полотнище и тонкое древко в сравнении с обычными заспинными знаменами и чаще являются принадлежностью всадников.

Можно выделить несколько типов изображений на сасимоно. Прежде всего, это помещение в верхней части полотнища мона, как и на старых хата-дзируси 旗印 . Без сомнения, это был самый распространенный рисунок. Вариантом такого знамени было изображение трех (гораздо реже двух или пяти) одинаковых объектов, симметрично располагающихся по высоте знамени. Если мон был один, под ним могли помещать одну или несколько поперечных или расположенных под углом полос (уже знакомый нам знак подразделения). Самая частая раскраска – чёрный рисунок на белом поле. Другими цветами, использовавшимися на белом, были красный, синий, коричневый и зелёный. Реже сасимоно было цветным – жёлтым, красным, чёрным, синим, зелёным. На таких знаменах изображения обычно контрастные, белые на темном фоне. Не обязательно цвет герба или другого изображения совпадал с цветом добавочных полос. Например, красное сасимоно с белым моном и чёрными полосами под ним вполне имело право на существование.

Другим популярным рисунком сасимоно 指物, 差物 или 挿物 было использование полос отдельно, без употребления герба. В некоторых случаях это стилизация мона, представленного, например, тремя поперечными чертами, вписанными в круг. Такие знамена носили воины Киккава Мотохару 吉川元春 (1530 - 1586 годы) . В данном случае сасимоно – это рисунок герба, изъятого из своей циркулярной оболочки. В остальных случаях сочетание 2-3 цветов даже без использования мона могло говорить современникам о принадлежности войск к какому-то конкретному роду, предпочитавшему определенные цветовые сочетания.

  • Краски боевых знамен впечатляют, но и они выцветают
  • В нашем мире ничто не длится вечно
  • Преодолей сегодня высокую гору жизненных заблуждений
  • И больше не будет пустых грез, не будет опьянения

Большие знамена, употреблявшиеся для обозначения полевой ставки феодального князя, даймё, и крупных воинских соединений, в XVI веке были нескольких типов. Самый старый, хата-дзируси 旗印 , стал к этому времени и самым редким. Интересно, что он чаще использовался в самурайских родах, гордившихся своими древними корнями и как бы олицетворял благородное происхождение владельца.

Другой тип знамени, нобори 幟 , был распространен гораздо шире. Несмотря на разную форму, рисунки на обоих типах знамен были похожи. В отличие от монохромных, как правило, сасимоно, хата-дзируси и нобори чаще делали разноцветными. Родовой герб и здесь был самым распространенным рисунком, но отличительным цветам клана придавалось гораздо большее значение.

Так, знамена Ода Нобунага 織田信長 были жёлто-чёрные, Такаяма Укон 高山右近 бело-красные, Акэти Мицухидэ 明智光秀 бело-голубые. В клане Такэда 武田氏 предпочитали красные знамена. Эти особенности были характерны для даймё центральной и северо-восточной Японии. Однако на юго-востоке и острове Кюсю основная цветовая гамма оставалась чёрно-белой. Старые, знатные воинские роды Оути 大内氏 и Отомо 大友氏 , и молодые, агрессивные Мори 毛利氏 и Симадзу 島津氏 имели белые знамена с чёрными фамильными гербами. Вариантом были такие же знамена, на которых изображение мона сопровождалось помещенными сверху или снизу надписями религиозного содержания.

Те же элементы на нобори 幟 обычно группировали по три, реже по пять и по два, и в единичных случаях по семь и по девять. Так, три белых круга имели Отани Ёсицугу 大谷吉継 (1559-1600 годы) — на чёрном фоне, и Тодо Токатора 藤堂高虎 (1556-1630 годы) — на синем, красные круги на чёрном фоне Исида Мицунари 石田三成 (1559 — 1600 годы) и на белом — Сакаи Тадацугу 酒井忠次 (1527-1596 годы) . Некоторые даймё 大名 имели чёрные круги на нобори — Тёсокабэ Моритика 長宗我部盛親 (1575 — 1615 годы) и Яманоути Кацутоё 山内一豊 (1546 – 1605 годы) на жёлтом фоне и Такэнака Сигэкадо 竹中重門 (1573 – 1631 годы) на белом. Синие круги несли белые нобори Тода Сигэмаса 戸田 重政 и Тэрасава Хиротака 寺沢広高 .

  • Глава 7, строка 13: 故其疾如風,其徐如林 - он [военачальник] стремителен, как ветер; он спокоен и медлителен, как лес;
  • Глава 7, строка 14: 侵掠如火,不動如山 - он вторгается и опустошает, как огонь; он неподвижен, как гора.

Передают, будто слова на знамени Сингэна начертал настоятель храма Эрин-дзи 恵林寺 Кайсэн Дзёки 快川紹喜 . Само же знамя хранится и по сей день в синтоистском святилище Такэда дзиндзя 武田神社 . За двести лет до Сингэна сторонник Южного двора Китабатакэ Акииэ 北畠顕家 (1318 – 1338 годы) также использовал эти слова древнего китайского стратега на своих стягах.

Кроме того, Сингэну приписывают и такие слова: Люди — это замок, каменная стена и ров. Сострадание — мой друг, ненависть — мой враг. ( 人は城、人は石垣、人は堀。情けは味方、仇は敵なり Хито ва сиро, хито ва исигаки, хито ва хори. Насакэ ва миката, ада ва тэки нари). Это изречение знаменитого военачальника показывает, что гораздо больше он полагался на преданность своих людей, чем на крепостные стены.

Таким образом, как в доспехах и вооружении, так и в различных средствах идентификации японские воины также проявляли свою неповторимую оригинальность. Мы можем проводить только приблизительные параллели со знаменами и другими идентификационными средствами их европейских и азиатских коллег. Некоторые средства идентификации самураев вообще не имеют аналогов в мировой истории.

Читайте также: