Как сделать саратовскую гармошку

Обновлено: 02.07.2024

Сложно сказать достоверно, кому из саратовских гармонных дел мастеров в середине XIX века пришла в голову идея дополнить клавиатуру привычной гармони еще и молоточком, ударяющим по колокольчику. Но кто бы то ни был, идея его была гениальна: веселее, задорнее, звонче саратовской гармоники не звучит с тех пор ни одна гармонь в мире.

Народным брендом Саратова стал уникальный музыкальный инструмент – звонкоголосая саратовская гармоника, полтора века звучащая и на народных гуляниях и на концертных подмостках, в родном городе, селе и далеко за пределами страны.

43,6% голосующих отдали именно ей свой голос.

В том же году, когда саратовцы публично продемонстрировали свою любовь народному инструменту, прославившему город на весь мир, Саратовская областная дума внесла в план приватизации старинное двухэтажное здание в центре города общей площадью 435 квадратных метров. Тот самый цех, где на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони. Так власти расписались в полном бессилии сохранить одну из главных культурно-исторических ценностей города. Объективности ради нужно отметить, что серийное производство саратовской гармоники прекратилось за несколько лет до этого. В цехе по производству саратовской гармоники в 2002 году было даже отключено отопление. Оставшиеся сотрудники – девять пенсионеров - обогревали помещение электроприборами, поддерживая необходимую для хранения инструментов температуру - строго 18 градусов. Последние заказы по производству саратовской гармоники мастера и вовсе были вынуждены выполнять у себя на дому, потому что одним днем можно закрыть цех, а на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы.

Слово энтузиазм означает сильное воодушевление, душевный подъем. Порой кажется, что этому понятию, так же как и саратовской гармонике, грозит в наше время участь раритета.

И, тем не менее, история саратовской гармоники замечательна еще и тем, что доказывает, что энтузиасты – люди, горячо преданные делу – по-прежнему существуют и, более того, могут порой останавливать разрушительные процессы.

Сегодня уже можно сказать, что Саратову повезло с гармошкой второй раз: среди энтузиастов-защитников бренда нашлись люди, не только виртуозно владеющие инструментом и болеющие душой за сохранение истории своей малой родины, но и хорошо знающие законы рынка. Вопреки всему, они сумели спасение уникального исторического и культурного наследия превратить в красивый, продуманный и, главное, реально реализуемый бизнес-проект.

– Сегодня, - рассказывает Виктор Баксаляр, - у нас уже есть пять подготовленных мастеров и восемь узких специалистов, которые делают меха, собирают гармонь, украшают её, настраивают. Ведь саратовская гармоника – изделие ручной работы! Это кропотливый труд. Даже сувенирный инструмент мастер делает не менее двух месяцев. Что уж говорить об инструменте, который должен звучать на сцене!

Спрос на гармоники, благодаря общественному резонансу, за последние пару лет заметно вырос. Сегодня практически в каждой музыкальной школе учат играть на саратовской гармошке.

Во многих домах культуры звучит саратовская гармоника. Отличный ансамбль в Центральном Доме детского творчества. Даже в учебных заведениях создаются ансамбли. Я, например, руковожу недавно созданным коллективом в железнодорожном техникуме, так от парней, желающих учиться игре на гармошке отбоя нет. И теперь уже становится проблемой найти инструмент. Так что наши мастера в будущем без работы, уверен, не останутся. Тем более, что у нас весьма амбициозные планы: для Олимпиады-2014 изготовить сто сувенирных инструментов. Пока на стадии обучения, становления производства молодые мастера, конечно же, получают за свой труд крохи. Сколько уже мы обращались в министерство культуры области с просьбой назначить нашим молодым мастерам хотя бы небольшие стипендии за деятельность по возрождению исторического бренда региона. Увы!

И, тем не менее, проект работает и бренд возрождается. Недавно в колледже производственных технологий СГТУ им. Ю.А. Гагарина открылся Негосударственный музей саратовской гармоники.

…Владимир Андреевич берет со стенда небольшую, нарядно изукрашенную гармонику, разводит меха, ударяет по кнопке басов – и коридоры колледжа наполняются такой знакомой мелодикой, таким неповторимым звонким саратовским перезвоном! Живи, гармонь!

Научно-исследовательский проект
"Народный символ земли Саратовской"

Как-то, гуляя по проспекту Кирова, я увидела памятник. Многие присаживались рядом, фотографировались. Я заинтересовалась: кому поставлен этот памятник и что за инструмент в руках героя. Оказалось, что это Саратовская гармоника - разновидность гармони, отличающаяся большой силой звучания, а главное наличием колокольчиков.

Цель моей работы:
Пробудить интерес детей к русской народной культуре.
Получить представление об истории Саратовской гармоники.Объект исследования: история Саратовской гармоники.

Предмет исследования: Саратовская гармошка.

Задачи исследования:
Выяснить, знают ли мои одноклассники, что это за инструмент в руках героя этого памятника.
Узнать, как появились Саратовская гармошка.
Одноклассникам рассказать о том, что я узнал.
Знают ли мои друзья, какой символ Саратовской губернии выбрали жители путём голосования.Для решения названных задач я изучила электронные и печатные источники информации, в том числе периодические издания, посетила Этнографический музей, проанализировала полученную информацию; провела социологический опрос.

Звуки гармошки
Саратовская гармошка является самой звонкой из всех существующих ныне гармошек. Колокольчики, звучащие при нажатии на кнопки, придают саратовской гармонике неповторимый голос. У гармошки на одну кнопку приходится два звука: растягиваешь гармошку – выходит один звук, сжимаешь – другой.
Удачно найденный тембр инструмента, приспособлен к игре на открытом воздухе, на широких волжских просторах на большом расстоянии.
Саратовскую гармошку достаточно услышать один раз, чтобы потом ее звучание не спутать ни с какой другой.

Устройство и звукоряд саратовской гармоники

Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса, которые звенели при нажиме крайних клавиш. Также, в левом полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху, под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов. Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу.

Звукоряд саратовской гармоники

Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно. В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом: основная планка и планка, настроенная на октаву ниже, стояли на резонаторе, имевшем выход в особый резонаторный канал, который придавал звуку характерный тембр. Планка, настроенная на октаву ниже основной, могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости. Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки, настроенные на октаву выше основной, устанавливались прямо на деку. Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными, один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки, второй-в резонаторном канале. Таким образом, нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.

saratovskaya-razrez

Поперечный разрез правого полукорпуса саратовской гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клапаны, 5 — свистовые голосовые планки, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 8 — резонаторный канал, 9 — регистровая пластина, 10 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 11 — петля для большого пальца(плечевых ремней не было).

Самоучители и сегодняшний день саратовки

Сейчас Саратовская гармоника по-прежнему любима народом. Стоит её услышать вживую хоть раз и вы вряд ли останетесь равнодушным к её тембру, силе звучания и звону колокольчиков. Ограниченные возможности этого инструмента не помешали местным гармонистам подобрать довольно большой репертуар: саратовские переборы в различных вариациях, народные песни, вальсы, польки.

Традиционные наигрыши на саратовской гармонике в исполнении Михаила Тихонова. Звучат:

Музыкальный инструмент саратовская гармонь

Среди многообразия русских музыкальных инструментов гармонь поистине любима и узнаваема всеми. Каких только разновидностей гармошки не изобретено. Мастера из разных губерний опирались на традиции и обычаи старины, но старались привнести в инструмент что-то своё, вкладывая в него частичку души.

Саратовская гармонь – пожалуй, самый известный вариант музыкального инструмента. Её отличительной особенностью являются небольшие колокольчики, расположенные на левом полукорпусе сверху и снизу.

Музыкальный инструмент саратовская гармонь

История происхождения саратовской гармошки ведёт отсчёт с середины XIX века. Доподлинно известно о первой мастерской, открывшейся в Саратове в 1870 году. В ней трудился Николай Геннадьевич Карелин, работавший над созданием гармошки с особой силой звучания и необычным тембром.

Конструкция гармони выглядит достаточно интересно. Первоначально она состояла из 10 кнопок, позволяющих извлекать разные звуки. Позднее кнопок стало 12. С левой стороны располагался воздушный клапан, позволяющий почти бесшумно избавляться от лишнего воздуха из мехов.

На гармошке можно играть не только частушки и народные песни, но и романсы. Красивое звучание инструмента никого не оставит равнодушным.

Читайте также: