Как сделать самостоятельную работу по математике 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

В последнее время государство перед школой ставит задачу: развить из выпускника сформированную личность, способную к самоопределению, самовоспитанию саморазвитию. Выпускники должны сформировать у себя ответственное отношение к учению, должны осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования помогает выполнить данную задачу. Он ориентирован на становление следующих личностных характеристик ученика: умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Одним из способов достижения этих целей является самостоятельная работа.

У большинства учеников проявляется интерес к гуманитарным наукам, что ведет к ослаблению интереса к предмету математика. Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности учеников, направленная на формирование не только предметной направленности, но и развитие самостоятельности и творческой активности обучающихся.

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения нельзя передать от учителя к обучающемуся только на словах. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку материала, осознание и принятие его.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.

Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. Такие уроки скучны из-за своей однообразности, монотонности объяснения одного учителя. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока сами выполняют разнообразную работу по заранее выданному плану учителем, а учитель лишь им помогает своим советом.

Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

  • нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
  • не всегда уровень предлагаемой самостоятельности соответствует учебным возможностям ученика;
  • слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
  • самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

Самостоятельная работа в процессе изучения математики

На уроках математики применяют разнообразные виды самостоятельных работ. Все они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды самостоятельных работ обучающихся на уроках математики

Рассмотрим более подробно данную схему. В обучающих самостоятельных работах дети сами выполняют задания, данные учителем в ходе объяснения нового материала. Целью таких работ является не контроль, а обучение. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Данный вид работ позволяет выработать основные умения и навыки. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. С помощью повторительных работ учитель узнает, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания для изучении я нового материала. Развивающие самостоятельные работы в основном проводятся в домашних условиях. Это и подготовка проектов, рефератов, докладов, подготовка к олимпиадам. На уроках это развивающие задания, решение ребусов, кроссвордов, числовордов. Очень тесно с развивающими связаны творческие работы. Это точно также и проекты и доклады, кроме этого сочинение математических сказок, ребусов, кроссвордов, числовордом. Сочинение и решение математических задач по пройденному материалу. Моделирование геометрических моделей. И необходимым условием в достижении планируемых результатов являются контрольные работы, которые могут быть в различных видах (в виде обычной работы, в виде теста, в виде игры).

Самостоятельную работу обучающихся на отдельном уроке математики можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2. Схема последовательности организации самостоятельной работы на уроке

Из данной схемы видно, что на подготовительном этапе самостоятельной работы обучающиеся ставят цель и задачи, внимательно читают задание, анализируют полученную информацию и продумывают способ его выполнения.

На втором этапе – составляют план своих действий для выполнения самостоятельной работы и выполняют работу по составленному плану.
На проверочном этапе происходит самоконтроль выполнения работы, обучающиеся могут также выполнить и взаимопроверку работы. Либо контроль выполнения работы проверяет учитель.

Как мы видим, самостоятельная работа может включаться учителем на любом этапе урока.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в 5-6 классах на уроках математики

Одним из основных стимулов выполнения учащимися самостоятельной работы является интерес к предмету, к выполняемому заданию. Учителю необходимо применять необычные приемы обучения, менять формы уроков, интересной подачи новизны содержания материала. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Не нужно применять такие формы работы, которые будут утомительны для обучающихся. Кроме этого, надо иметь обучающихся с ОВЗ, для них надо продумывать отдельно всю самостоятельную работу в соответствии с их особенностями. Так чтобы они были посильны им.

Для эффективности самостоятельной работы на уроке математики нужно выполнять следующие условия:

  • самостоятельная работа должна быть только в рамках темы;
  • учитель должен помогать обучающимся формировать и развивать умения и навыки самостоятельной работы по степени возрастания их сложности;
  • задания должны быть с разнообразными и посильными для всех обучающихся;
  • цели выполнения самостоятельной работы должны осознаваться обучающимися и у них должно появиться желание самим их достигнуть;
  • педагог должен быть методически и педагогически подготовлен к уроку.

Виды самостоятельной работы при изучении определенной темы должны быть разнообразны по форме и содержанию, т.к данные работы должны не только закреплять знания, но и способствовать получению новых. Очень часто даются работы на воспроизведение действий по шаблону (образцу).

Важным условием организации самостоятельной работы различного вида является контроль и оценка результатов. Оценка также является прекрасным стимулом для качественного выполнения самостоятельной работы.

И не обойдем без внимание и то, что учебный процесс требует от учителя более тщательной подготовленности к проведению современного урока. Планирование их должно проходить по нескольким этапам, в которых необходимо определить:

  • на каком этапе урока целесообразно провести самостоятельную работу;
  • что именно можно потребовать от обучающихся на данном этапе овладения учебного материала;
  • в какой форме и виде нужно проводить самостоятельную работу;
  • какие возможны трудности у обучающихся при выполнении данной работы;
  • продолжительность работы.

Комплекс самостоятельных работ по математике у обучающихся 5-6 классов

Виды развивающих самостоятельны работ на уроках математики в 5-6 класса:



1. На уроке по изучению правильных и неправильных дробей, обучающимся можно предложить задание: представить дроби в виде человечков. (рис. 6). И выполнить задания:

1) Вставь в кружочки и овальчики числа в зависимости от размера фигуры (фигура больше – число больше).

2) Подпиши какие человечки – дроби являются правильными, а какие нет. Сделай вывод.

3) Сравни правильные дроби с неправильными.

4) Сравни все дроби с 1.

Рис. 6. Человечки-дроби для изучения правильных и неправильных дробей

2. На уроке в 5 классе по изучению геометрических фигур можно дать такое задание:

Красный круг, синий треугольник и зеленый прямоугольник лежат на столе. Выясните по рисункам: какая фигура лежит сверху, а какая снизу. Раскрасьте данные фигуры.

При переходе в среднее звено школьников ожидают первые серьезные трудности с изучением некоторых дисциплин, в том числе и математики. Им предстоит не только справляться с заданиями повышенной сложности, но и планомерно повторять уже пройденный материал, поскольку без этого просто невозможно освоить новые сложные темы. Учебно-методический комплекс, который вы всегда можете найти на нашем портале, поможет значительно легче понять и разобраться в этом обязательном и крайне важном предмете.

Польза онлайн-решебника по математике для пятых классов

Чаще всего различные затруднения возникают у школьников в связи с довольно быстрыми темпами обучения. Многим просто не хватает времени, чтобы как следует разобраться в новой теме. Это приводит к потере всякого интереса непосредственно к самому предмету. И учащиеся перестают стараться улучшить успеваемость. Использование решебника и рабочей тетради позволит в корне поменять ситуацию. Благодаря составленному опытными специалистами сборнику пятиклассники без каких-либо трудностей освоят такие разделы математики, как:

  1. Ряд натуральных чисел.
  2. Распределительный закон.
  3. Измерение отрезков.
  4. Свойства делимости.
  5. Равенство дробей.
  6. Законы умножения.

Преимущества ГДЗ по математике за 5 класс

  • учителям;
  • методистам;
  • частным репетиторам;
  • студентам;
  • родителям школьников.

Каждый пользователь найдет в решебнике много полезного и ценного для себя, ведь в нем содержатся не только правильные ответы на вопросы в рамках программы, но и много других интересных сведений.

ГДЗ по Математике 5 класс: Виленкин Н.Я.
ГДЗ по Математике 5 класс: Виленкин Н.Я.

Издатель: Виленкин Н.Я. Жохов В.И. Чесноков А.С. Шварцбурд С.И. 2013/2019г.

ГДЗ по Математике 5 класс: Мерзляк А.Г.

Издатель: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. 2014-2018г.

ГДЗ по Математике 5 класс: Никольский С.М.

Издатель: С.М. Никольский, М.К, Потапов, Н.Н. Решетников А.В. Шевкин. 2015-2021г

ГДЗ по Математике 5 класс: Дорофеев Г.В.

Издатель: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова. 2017-2019г.

ГДЗ по Математике 5 класс: Зубарева, Мордкович

Издатель: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 2013-2019г.

ГДЗ по математике для 5 класса – это практические пособия по математике, русскому языку и иным предметам школьной программы, которые включают в себя готовые упражнения по ключевым учебникам, практикумам и рабочим тетрадям.

Решебник по математике от Путина – помощник пятиклассника

5 класс – важная ступень школьного образования. Среднее звено приучает школьника к самостоятельности, существенно расширяет его кругозор. Вместе с тем, ученик вынужден осваивать новые предметы и учиться воспринимать более значительные объемы информации.

Одной из самых значимых, но в то же время сложных дисциплин, остается в 5 классе математика. В ее курсе пятиклассники детально изучают:

  • простые геометрические фигуры (отрезок, луч, прямая);
  • натуральные числа и действия с ними;
  • систему координат на плоскости;
  • формулы объема, площади и скорости;
  • обыкновенные и десятичные дроби и действия с ними.

Такой объем информации порой не укладывается в памяти, что приводит к затруднениям в выполнении домашних заданий. Помочь школьнику может решебник по математике для 5 класса, который содержит готовые ответы и подробные решения задачек курса.

Почему стоит выбрать наш сайт для ГДЗ по математике от Путина за 5 класс?

Если ученик 5 класса решит проверить выполненную домашнюю работу, то ему стоит воспользоваться онлайн-решебником, представленным на нашем сайте. Он также поможет и родителям, которые желают оказать содействие своим детям в выполнении домашних упражнений.

  • ответ можно найти по номеру задания;
  • пользователям предлагаются только последние версии решебников;
  • помимо решебников на сайте размещены бесплатные сервисы по расчету умножения и деления столбиком в онлайн режиме.

Удобство использования нашего ресурса также обусловлено доступностью его с телефона, ноутбука или планшета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельные работы по изучаемым темам математики 5 класса УМК Н.Я. Виленкин, в двух вариантах.

Самостоятельные работы по математике 5 класс Н.Я.Виленкин

1 Выполните сложение:

3 484 558 + 9 499 834

3 495 863 + 35 384 588

5 697 291 + 34 405 669

2. Вычислите удобным способом:

317 + 426 + 213 + 44 + 5

3. Укажите, какая из сумм больше, не выполняя вы­числений:

144 + 981 или 121 + 611

4. Сторона АВ треугольника АBС в два раза меньше стороны ВС, сторона АС больше стороны ВС на 2 см. Най­дите периметр треугольника АВС, если известно, что ВС = 6 см.

1 Выполните сложение:

2 399 388 + 239 586 394

435 483 + 495 868 991

6 563 544 + 23 876 554

2 . Вычислите удобным способом:

418 + 319 + 142 +1 21 + 3

3. Укажите, какая из сумм больше, не выполняя вы­числений:

326 + 144 или 217 + 110?

4. Найдите периметр прямоугольника АВСD, если известно, что АВ = 4 см, а ВС больше АВ в три раза.

1) Выполните действия, используя свойства вычитания:

а) (2593 +1389) – 1593; в) 3697 – (2697 + 899);

б) (4597 +3899) – 3899; г) 9543 – (3989 + 1543).

2) Модель телебашни состоит из трёх блоков. Высота нижнего блока 1 м 05 см, среднего – на 15 см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота модели 3 м?

3) Выполните вычитание:

а) 7002065440 – 6919278416;

б) 9000551000 – 8667395.

1) Выполните действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:

а) (8978 + 2859) – 1859; в) 5836 – (2836 + 989);

б) (4937 +3887) – 4937; г) 8381 – (1623 + 6381).

2) Доспехи средневекового рыцаря весят 27 кг 500 г, а меч на 18 кг 400 г легче. Сколько весит щит, если полное вооружение рыцаря весит 50 кг?

3) Выполните вычитание:

а) 8003096320 – 7838107048;

б) 3500400300 – 5897564.

Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:

б) 618 ∙ 24 + 618 ∙ 76;

в) 618 ∙ 34 – 518 ∙ 34.

2. Упростите выражение:

3. Решите уравнение:

б) 6х – х + 18 = 43.

Решите с помощью уравнения задачу:

Окунь съедает в год в 3 раз меньше, чем щука. Сколько съедает щука, если известно, что вместе они съедают за год 536 кг.

Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:

б) 348 ∙ 57 + 348 ∙ 43;

в) 794 ∙ 74 – 694 ∙ 74.

2. Упростите выражение:

б) 2х + 7х - 12 = 69.

.Решите с помощью уравнения задачу:

Площадь футбольного поля в 7 раз больше площади теннисного корта. Чему равна площадь футбольного поля, если известно, что вся площадь составляет 312 м 2 .



Самостоятельная работа

а) в квадратных метрах: 3 га, 211 а, 2 га 11 а;

б) в гектарах: 40 000 м 2 , 3 км 2 16 га

Найдите площадь квадрата со стороной 4 дм и выразите ее в см 2 .

3. Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 4 дм, а его ширина на 2 дм 6 см меньше его длины.

Самостоятельная работа

а) в арах: 14 га, 26 га 14 а, 21200 м 2 ;

б) в гектарах и арах: 1180 а, 37 200 м 2 .

Найдите площадь квадрата со стороной 3 дм и выразите ее в см 2 .

3. Найдите площадь прямоугольника, если его ширина равна 2 дм, а его длина на 2 м 6 дм больше его ширины.


Туристы прошли 90 км пути, что составляет  всего пути, который они должны пройти. Сколько километров должны пройти туристы?


У Саши было 182 рубля. На покупку книги он истратил этой суммы. Найдите стоимость книги.

У покупателя было 30 рублей. За покупку он заплатил 17 рублей. Какую часть денег заплатил покупатель?


Длина прямоугольника 21 см, ширина его составляет  длины. Какова площадь прямоугольника?


Количество учеников 5-го класса 189. Из них  посещают кружки. Сколько учеников 5-го класса посещают кружки?


Марат истратил 130 рублей на покупку тетрадей, что составляет  его денег. Сколько всего денег было у Марата?

У Маши было 25 рублей .За мороженное она заплатила 18 рублей. Какую часть денег заплатила Маша?


Длина комнаты прямоугольной формы 21 м, ширина составляет  длины. Найдите площадь комнаты.

1. Выполните действия:


2. Решите уравнения:


3. Маша прошла  км, а Толик за это время прошел  км. На сколько километров больше прошел Толик? Выразите это расстояние в метрах.

1. Выполните действия:


2. Решите уравнения:


3. Расстояние от дома отдыха до озера равно  км, а от озера до станции —  км. На сколько километров одно расстояние больше другого? Выразите эту величину в метрах.

1. Из 7 м ткани сшили 13 полотенец. Сколько метров ткани затратили на одно полотенце?

2. Решите уравнения:



3. Выделите целую часть из дробей:


4. Запишите в виде неправильной дроби числа:

а) в дециметрах: 7 дм 3 см; 5 см 9 мм;

б) в часах: 3 ч 43 мин; 8 ч 20 мин.

1. 7 кг желе разлили в 13 банок. Сколько килограммов желе в одной банке?

2. Решите уравнения:



Выделите целую часть из дробей:


4. Запишите в виде неправильной дроби числа:

а) в дециметрах: 8 дм 3 см; 6 см 1 мм;

б) в часах: 2 ч 37 мин; 5 ч 25 мин.

а)1,09 и 1,13 б)8,783 и 8,1

в)11,2123 и 11,212 г) 0,03 и 0,003

Запишите десятичные дроби:

А) пять целых три десятитысячных

Б) нуль целых одна сотая

В) одна целая шесть тысячных

24,855 + 18,745 121,49 - 64,8 34,757 + 8,47

а) 6,7 – х = 2,8 б) (х + 3,5 ) -4.8 =2.3

А) до сотых: 5,124; 6,288; 0,063

Б) до десятков: 243; 457; 3256; 25322; 89897

1. Выполните умножение:

а) 7,2 ∙ 6; б) 5,13 ∙ 11; в) 0,004 ∙ 71;

2. Найдите значение выражения:

3,58 х + 4,12 х –х при х = 9;100;1000

3. Два мотоциклиста одновременно выехали из одного города в противоположных направлениях. Скорость одного из них 25,8 км/ч, а другого – на 4,3 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

а)3,23 и 3,19 б)9,621 и 9,1

в)21,3451 и 21,345 г) 0,04 и 0,004

Запишите десятичные дроби:

А) три целых две десятитысячных

Б) нуль целых пять сотых

В) одна целая семь тысячных

55,567 + 25,23 111,37 - 56,5 42,342 + 9,88

а) у -3,4 = 2,7 б) (7,1 –х) + 3,8 = 4,4

А) до десятых: 7,924; 8,288; 0,033

Б) до сотен: 298; 477; 3259; 257722; 279565

1. Выполните умножение:

б) 8,47 ∙ 23; в) 0,007 ∙ 93;

2. Найдите значение выражения:

6,11x - 3,89x + х при x = 9; 100; 1000.

3. Из деревни одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них равна 7,3 км/ч, а другого — на 2,5 км/ч меньше. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Самостоятельная работа Вариант 1

1. Найди значение произведений:

а) 67,8 ∙ 4,5 г) 12,5∙0,1

б) 43,58∙100 д) 0,25 ∙ 0,48

в) 6,023 ∙ 7,2 е) 25∙0,001

2. Найди значение выражения:

а) 3,7 ∙ 2,4 + 3,7 ∙ 3,6

б)56,6 + 6,72 ∙ (12 – 5,76)

3. Длина прямоугольной изгороди 6,5 м, а ширина 86,35. Найди площадь земли, окруженной изгородью.

Самостоятельная работа Вариант 2

1. Найди значение произведений:

а) 87,8 ∙ 2,5 г) 47,6∙0,1

б) 12,36∙100 д) 0,85 ∙ 0,34

в)5,026 ∙ 6,9 е) 37∙0,001

2. Найди значение выражения:

а) 4,8 ∙ 6,25 – 4,8 ∙ 6,24

б)89,6 + 2,72 ∙ (16 – 9,76)

3. Длина прямоугольной изгороди 12,25 м, а ширина 8,4. Найди площадь земли, окруженной изгородью.

1. Выполнить деление:

1) 0,468 : 0,06 2) 1531,4 : 7,6

3) 2041,2 : 5,04 4) 93,101 : 0,01 5) 9:16

2. Найти значение выражения:

3. Решить уравнение: 6,72 : ( 203,2 – х ) = 2,1

4. С какой скоростью ехал автобус, если за 0,3 часа проехал 18 км.

5.Полтора литра сока разлили в баночки по 0,5 литра. Сколько баночек сока получили?

ГДЗ Задачник по математике 5 класс Бунимович

Почему иногда полезно делать домашние задания с решебником

Мы не говорим о том, чтобы просто открыть ребенку готовые решения и дать списать ответы. Хотя даже такой подход лучше, чем просто невыполненная домашка, ведь так ребенок хоть что-то запомнит. Если Вы вместе со своим пятиклассником делаете уроки, то можете просто подсматривать в готовых домашних заданиях за 5 класс алгоритмы решения и на этих примерах разбираться, почему именно так, тренироваться выполнять аналогичные задачи. Это очень помогает в освоении сложных тем. Также при проверке домашних заданий, сделанных ребенком самостоятельно, Вам будет намного проще сверить ответы, чем вычитывать каждое задание и самому искать решения.

Точные ответы к учебнику за пятый класс автора Бунимовича

В отличие от печатных изданий, в нашем ГДЗ по математике за пятый класс все ответы гарантированно правильные. Мы вручную все проверяем и только после этого публикуем на сайте. Пользование ресурсом полностью бесплатное, а интерфейс удобный для быстрого поиска нужной информации.

Читайте также: